Схема охлаждения двигателя ямз 240
Система охлаждения двигателей ЯМ3-240, ЯМЗ-240Н автомобилей Белаз
Система охлаждения двигателей — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости от насоса. Циркулирующей в системе жидкостью охлаждаются гильзы цилиндров и головки цилиндров двигателя, а также блок и головка цилиндров компрессора.
В систему охлаждения двигателя (рис. 55) параллельно водяному радиатору включен радиатор 5 отопителя кабины, который забирает часть тепла для обогрева кабины. Радиатор отопителя включают краном 7. В зависимости от степени нагрева жидкости движение ее в системе осуществляется или по малому кругу циркуляции (радиатор отключен), или по большому кругу циркуляции (через радиатор).
Рис. 55. Система охлаждения двигателя ЯМ3-240:
1 — водяной радиатор; 2 — пароотводные трубки; 3 — расширительный бачок; 4 — пробка заправочной горловины; 5 — радиатор отопителя кабины; 6 — компрессор;
7 — кран отключения радиатора отопителя кабины; 8 — термостаты; 9 — указатель температуры жидкости; 10 — рубашка охлаждения двигателя; 11 — водяной насос;
12 — сливные краны; 13 — пусковой подогреватель двигателя
Направление потока жидкости регулируют термостатами 8, установленными в водосборных трубах двигателя.
Система пароотводных трубок 2 соединяет верхний бачок радиатора и водяные трубы с верхней частью расширительного бачка, в который удаляются пары воды и воздух, попавший в систему.
Температуру жидкости в системе охлаждения контролируют по указателю 9 температуры, датчик которого установлен на водосборной трубе левого блока цилиндров.
Отличие системы охлаждения двигателя автомобиля БелАЗ-548А заключается в установке в ней двух водяных радиаторов (вместо одного на БелАЗ-540А) и вентиляторов с увеличенной шириной лопастей.
Привод вентиляторов на автомобилях БелАЗ-540А, БелАЗ-548А и автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и БелАЗ-531 Г имеет такую же конструкцию, как на автомобиле БелАЗ-540.
Сливной кран для удаления жидкости из системы охлаждения расположен в нижней части корпуса водяного насоса.
На двигателях, оборудованных пусковым подогревателем, имеется еще дополнительный сливной кран на котле подогревателя.
Техническое обслуживание системы охлаждения выполняют в следующем объеме.
проверяют и поддерживают в требуемых пределах уровень охлаждающей жидкости в системе;
сливают полностью охлаждающую жидкость из системы в случае длительной остановки двигателя при низких температурах, если система охлаждения заправлена водой;
проверяют герметичность уплотнений водяного насоса по отсутствию течи воды или масла через контрольное отверстие насоса.
Периодически, через 100 ч работы двигателя: проверяют крепление вентиляторов и радиаторов; проверяют натяжение ремней привода вентиляторов и компрессора; смазывают подшипники валов вентиляторов и натяжных роликов.
При переходе на осенне-зимний период эксплуатации промывают систему охлаждения двигателя, в случае необходимости удаляют накипь, проверяют работоспособность термостатов.
Система предпускового подогрева двигателей ЯМ3-240, ЯМЗ-240Н
Для облегчения пуска двигателей при низких температурах на автомобилях БелАЗ-540А, БелАЗ-548А и автомобилях-тягачах БелАЗ-531, БелАЗ-581 Г устанавливаются пусковые подогреватели типа ПЖД-600 (рис. 56).
При установке пускового подогревателя двигатели ЯМЗ снабжаются дополнительным поддоном 3, который обеспечивает направленное движение выпускных газов подогревателя на поддон картера двигателя для разогрева в нем масла. Циркуляция жидкости при работе пускового подогревателя показана на рис. 55. Устройство, правила эксплуатации и неисправности подогревателя ПЖД-600 описаны в разделе «Система предпускового подогрева двигателя Д12А-375Б».
Рис. 56. Установка пускового подогревателя двигателя на автомобиле
БелАЗ -540Л:
1 — рама автомобиля; 2 — поддон картера двигателя; 3 — дополнительный поддон; 4 — трубопровод подвода горячих газов подогревателя к двигателю; 5 — пусковой подогреватель в сборе; 6 — трубопровод подвода жидкости к подогревателю; 7 — трубопровод отвода нагретой жидкости к двигателю
Схема охлаждения двигателя ямз 240
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-240Б
Последовательность выполнения задания:
Рассмотрим обе системы раздельно.
Система охлаждения двигателя ЯМЗ-240Б
1. С помощью плакатов изучите устройство и работу системы охлаждения. Система охлаждения — жидкостная, с принуди-
тельной циркуляцией, организованная, закрытая. Вспомните, что означают эти определения.
Она состоит из водяной рубашки блока и головок цилиндров правого и левого рядов, водяного насоса, вентилятора, радиатора, соединительных патрубков.
Обратите внимание, что вентилятор и насос разделены. Насос приводится через шестерни от коленчатого вала, а вентилятор
— от шкива коленчатого вала ременной передачей через гидромуфту. Гидромуфта автоматически вступает в работу при температуре охлаждающей жидкости выше 90 °С. При температуре ниже 75 С° гидромуфта выключается, и вращение не передается на вентилятор. Это позволяет быстрее прогревать холодный двигатель.
2. Найдите все приборы системы охлаждения на двигателе. Изучите конструкцию и работу водяной рубашки блока и головок цилиндров, радиатора и его шторки, крышки радиатора (порядок изучения см. задание 1).
3. Найдите на двигателе водяной насос. Рассмотрите, как соединены с ним патрубки.
В корпусе насоса найдите входной и выходной каналы. Изучите работу насоса; вспомните, почему крыльчатка насоса засасывает в центральную часть и гонит воду к периферии и далее в выходной канал. При износе колец 15 и 16 просочившаяся через торцовое уплотнение вода сливается через дренажное отверстие. Найдите его.
4. С помощью плаката изучите работу вентилятора.
5. Изучите работу гидромуфты (рис. 2.7). Она представляет собой два лопастных колеса — насосное (ведущее) 16 и турбинное (ведомое) 21. Насосное колесо через шкив 12 и ремни связано с коленчатым валом. Если между лопастями колес имеется масло, то насосное колесо разгоняет масло с большой скоростью и направляет его на лопатки турбинного колеса. Энергия скоростного напора масла заставляет вращаться турбинное колесо. Масло подается в полость гидромуфты из смазочной системы двигателя через автоматический включатель, проходит по трубке к торцовому уплотнению, сверлениям вала 8 и втулке 1. Из полости гидромуфты масло сливается в поддон.
Рис. 2.7. Агрегаты системы охлаждения двигателя ЯМЗ-240Б: а — водяной насос: 1 — упорный фланец; 2 и 4 — подшипники; 3 -корпус; 5 — прокладка; 6 — крышка; 7 — крыльчатка; 8, 19 и 23 —
стопорные шайбы; 9, 12 и 22 —
гайки; 10 — вал; 11 и 18 — манжеты; 13 — пружинная шайба; 14 -пружина; 15 — упорное кольцо уплотнения; 16 — неподвижное кольцо уплотнения; 17 — втулка; 20 — болт; 21 — шпонка; 24 — шестерня привода; б — схема гидросистемы автоматического управления вентилятором: 1, 2, 10 и 27 — втулки; 3 и 7 — манжеты; 4, 11 и 22 — ступицы; 5, 9, 23 и 34 — гайки; 6, 13, 15 и 29 — подшипники; 8 — ведомый вал; 12 — шкив; 14 — ведущий вал; 16 — ведущее колесо; 17 и 40 -корпуса; 18, 24 и 28 — прокладки; 19 — корпус-кронштейн; 20 — кожух; 21 —
ведомое колесо; 25 и 37 — пружины; 26 — фланец; 30 — маслозаборник; 31 —
поддон; 32 — масляный насос; 33 — датчик; 35 — регулировочные шайбы; 36 и 39 — уплотнительные кольца; 33 — крышка; 41 — золотник; 42 — водяная труба
Автоматический выключатель установлен на водосборной труб правого ряда цилиндров. В корпусе 40 расположен золотник 41, на который с одной стороны воздействует термосиловой датчик 33, а с другой — пружина 37. При достижении температуры воды 90. 95 С° термосиловой датчик, преодолевая действие пружины 37, перемещает золотник 33, проточка которого соединяет входной и выходной каналы. Масло при этом поступает в гидромуфту, которая начинает вращать вентилятор. При понижении температуры воды до 75. 80 °С пружина возвращает золотник в положение, перекрывающее подачу масла к гидромуфте.
6. Регулировки системы охлаждения. Регулируют натяжение ремней привода вентилятора. При нажатии на наиболее длинную ветвь каждого ремня с усилием 40 Н прогиб должен составлять
15. 22 мм. При обрыве одного ремня заменяют все четыре.
При температуре охлаждающей жидкости выше 100 °С регулируют автоматический включатель гидромуфты. Для уменьшения температуры включения гидромуфты нужно переставить регулировочные шайбы 35 сверху под низ термосилового датчика.
7. Во время работы нужно поддерживать требуемый тепловой режим двигателя. Температура жидкости в системе должна быть в пределах 80. 100 °С.
При работе должны периодически отключаться гидромуфта и вентилятор. Полностью вентилятор останавливаться не должен. При перегреве корпуса гидромуфты проверьте работу автоматического выключателя, так как указанное явление свидетельствует о плохом поступлении масла в гидромуфту.
При подтекании воды через дренажное отверстие в корпусе насоса следует произвести ремонт торцового уплотнения.
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
Обслуживание и ремонт системы охлаждения ЯМЗ-240
От работы системы охлаждения в значительной степени зависят экономичность, надежность, срок службы и другие показатели дизеля ЯМЗ-240. Для обеспечения нормальной ее работы проводят планово-предупредительное техническое обслуживание в следующем объеме.
При ЕТО проверяют уровень жидкости в системе, контролируют исправность сальниковых уплотнений крыльчатки водяного насоса и гидромуфты, проверяют на слух работу гидромуфты.
При ТО-1 проверяют гидромуфты привода вентилятора на двигателе ЯМЗ-240Б, а также показания указателя температуры охлаждающей жидкости на прогретом дизеле.
При СТО проверяют исправность термостатов и при необходимости очищают систему от накипи и других осадков.
Уровень охлаждающей жидкости проверяют и доводят до уровня 60 мм от верхней плоскости заливной горловины расширительного бака. При работе не допускают понижения уровня ниже 100 мм.
Если уровень жидкости понизился вследствие подтеканий ее, то после устранения неисправности систему дозаправляют антифризом Тосол А-40. При отсутствии подтекания уровень жидкости повышают добавлением дистиллированной воды.
При СТО проверяют плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 1,078-1,085 г/см3 при 20 С. При необходимости повышения плотности добавляют антифриз Тосол А. Охлаждающую жидкость заменяют один раз в два года.
Если в качестве охлаждающей жидкости используют воду, то во избежание загрязнения системы накипью и другими осадками ее следует заполнять мягкой водой, регулярно промывать чистой водой с помощью промывочного пистолета и возможно реже заменять воду. При первой возможности воду в системе необходимо заменить на Тосол А-40.
Состояние сальниковых уплотнений проверяют с целью повышения срока службы ремней привода. При неисправности сальника водяного насоса охлаждающая жидкость подтекает через дренажное отверстие на корпусе насоса.
При износе резиновых манжет гидромуфты вытекающее масло попадает на ручьи шкива, что ведет к преждевременному выходу из строя ремней привода.
Состояние гидромуфты привода вентилятора проверяют на слух. При нормальной работе гидромуфты не должны прослушиваться посторонние шумы и стуки.
На остановленном дизеле вентилятор должен свободно и бесшумно вращаться. При этом не должно быть больших радиальных и осевых свободных перемещений вала вентилятора.
Натяжение ремней
Их необходимо предохранять от масла и топлива. Так как наибольшая вытяжка ремней происходит в течение первых 60 м/ч, то их натяжение в этот период следует проверять часто.
Натяжение ремней проверяют нажатием на середину самой длинной ветви усилием 40 Н, замеряя при этом наибольший прогиб ремня.
Натяжение ремней привода вентилятора ЯМЗ-240 регулируют натяжным устройством. Перед регулированием отворачивают контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива — на пол-оборота и гайку болта-натяжителя — на два оборота. Вращением болта по ходу часовой стрелки регулируют натяжение ремня.
После регулирования затягивают гайку и контргайку крепления оси моментом 120-150 Нм, а гайку болта-натяжителя моментом 10-20 Нм. Во избежание поломки механизма натяжения запрещается подтягивать ремни вращением гайки болта-натяжителя.
Натяжение ремней привода генератора и компрессора регулируют перемещением генератора относительно оси его крепления.
Перед регулированием ослабляют затяжку болтов крепления передней и задней лап генератора, болта крепления генератора к планке и болта крепления планки генератора. После регулирования затягивают болты,
Подшипники натяжных устройств приводных ремней смазывают моторным маслом М10Г2 (летом) или М8Г2 (зимой). На дизеле ЯМЗ-240Б масло заливают через отверстие на переднем торце шкива до уровня отверстия.
Работу термостатов и дистанционных термометров ЯМЗ-240 проверяют в такой последовательности:
— Открывают краны на правом водяном коллекторе дизеля и котле обогрева, сливают охлаждающую жидкость в чистую тару.
— Выворачивают датчики температуры охлаждающей жидкости и сигнальной лампы. Охлаждающая жидкость дизеля + 100 С из правого водяного коллектора дизеля. Закрывают отверстия заглушками.
— Выворачивают болты термостатных коробок, ослабляют ленты крепления и сдвигают шланги с патрубков коробок.
— Опускают датчики, термостаты и эталонный термометр в ванну с регулируемым подогревом. Соединяют корпуса датчиков с системой электрооборудования трактора и нажимают на кнопку масса. При температуре 373К (100С) должна гореть контрольная лампа Охлаждающая жидкость
дизеля +100С. Разница в показаниях рабочих и эталонного термометров не должна превышать пять градусов.
— Охлаждая воду, наблюдают за показаниями рабочих и эталонного термометров и действием клапанов термостатов. Клапаны должны начинать открываться при температуре 341-345К (68-72С) и полностью открыться при 351-355 К (78-82 С). При отклонениях от указанных пределов приборы заменяют.
— Нажимают на кнопку масса, отсоединяют от электрооборудования датчики термометров и устанавливают их на свои места.
— Размещают термостаты в коробках и присоединяют к ним патрубки.
— Заправляют систему охлаждения жидкостью, пускают дизель и проверяют, нет ли подтекания рабочей жидкости.
Термостаты можно проверить, не снимая их с дизеля. Для этого пускают дизель, выворачивают пробку расширительного бака и наблюдают за циркуляцией охлаждающей жидкости. При прогреве системы до температуры 341-345К охлаждающая жидкость не должна циркулировать через радиатор.
Накипь из системы охлаждения ЯМЗ-240 удаляют с помощью одного из следующих способов.
Раствор, для приготовления которого в 1 л воды растворяют 20 г технического трилона Б, заливают в систему охлаждения и после 6-7 ч работы дизеля заменяют свежим. Систему промывают в течение 4-5 сут. После удаления накипи систему заполняют чистой водой с содержанием 2 г трилона в 1 л воды.
Приготовляют содовый раствор, растворяя в 10 л воды 100 г бельевой соды и 50 г керосина или 75 г каустической соды и 25 г керосина.
Систему охлаждения заправляют одним из указанных растворов и после 10-12 ч работы дизеля сливают его, затем систему промывают чистой водой и заполняют 0,5%-ным раствором хромпика.
Систему охлаждения заправляют 6%-ным раствором молочной кислоты, нагретым до 303-313К (30-40С). После прекращения выделения из системы углекислоты раствор сливают, систему промывают чистой водой и заполняют 0,5%-ным раствором хромпика.
Систему охлаждения заправляют 5-10%-ным водным раствором карбоновых и аминокислот (спиртовой барды) и после работы (в конце смены) раствор сливают, а систему заправляют чистой водой.
Ремонт системы охлаждения двигателя ЯМЗ-240Б
Ремень привода компрессора заменяют в такой последовательности:
— Отворачивают контргайку и гайку крепления оси шкива натяжного устройства на один оборот, а гайку болта-натяжителя на два оборота.
— Вращением болта-натяжителя против хода часовой стрелки ослабляют натяжение ремня и снимают его со шкивов.
— Заводят новый ремень в канавки шкивов и, вращая болт-натяжитель по ходу часовой стрелки, регулируют натяжение ремня.
— После регулирования затягивают гайку и контргайку крепления оси шкива моментом 120-150 Нм, а гайку болта-натяжителя моментом 10-20 Нм.
— Если значения моментов затяжки превышают указанные, то возможно перемещение оси шкива и нарушение результатов проведенного регулирования.
Ремень привода генератора ЯМЗ-240 заменяют в такой последовательности:
— Ослабляют затяжку болтов крепления генератора.
— Заменяют ремень, регулируют его натяжение и затягивают болты.
Ремни привода шкива гидромуфты на дизеле ЯМЗ-240Б заменяют в такой последовательности:
— Отворачивают на один-два оборота контргайку и гайку крепления оси шкива и гайку болта-натяжителя.
— Выводят ремни из канавок шкивов сначала натяжного устройства и коленчатого вала, а потом гидромуфты и снимают их с трактора без демонтажа крыльчатки вентилятора.
— Устанавливают новые ремни и регулируют их натяжение, после чего затягивают гайки и контргайки натяжного устройства.
Термосиловой датчик включателя гидромуфты заменяют следующим образом:
— Открывают кран на котле предпускового обогрева и сливают 7. 10 л охлаждающей жидкости в чистую тару.
— Вывертывают штуцера из корпуса включателя и снимают уплотнительные шайбы.
— Вывертывают болты из коробки водяного коллектора и извлекают корпус включателя.
— Отворачивают концевую гайку включателя, вынимают термосиловой датчик и регулировочные шайбы.
— Включатель с новым термосиловым датчиком собирают в последовательности, обратной разборке.
После установки включателя в водяную трубу в систему охлаждения заливают слитые ранее 7- 10 л жидкости, пускают дизель и прогревают его до нормального теплового состояния.
При необходимости более раннего включения гидромуфты переставляют регулировочные шайбы из-под торца корпуса под торец гайки крепления датчика.
Термостаты заменяют, выполняя операции в следующем порядке:
— Открывают краник на правом водосборном коллекторе двигателя и кран на котле обогрева, сливают охлаждающую жидкость в чистую тару.
— Вывертывают болты из коробок водосборного коллектора.
— Ослабляют ленты крепления и сдвигают шланги с патрубков коробок.
— Извлекают неисправные термостаты и устанавливают новые.
Собирают систему в обратной последовательности, после чего заливают в нее слитую ранее жидкость.
Водяной насос на дизеле ЯМЗ-240Б заменяют следующим образом:
— Вывертывают болты и отсоединяют уплотняющий патрубок от насоса.
— Ослабляют ленты хомутов и сдвигают шланг с патрубка корпуса насоса.
— Вывертывают болты и снимают насос.
— Сборку проводят в последовательности, обратной разборке.
Гидромуфту привода вентилятора дизеля ЯМЗ-240Б заменяют в такой последовательности:
— Снимают блок радиаторов.
— Вывертывают четыре болта и снимают крыльчатку вентилятора.
— Ослабляют натяжение и снимают ремни со шкивов.
— Отсоединяют электропровода от генератора и снимают его с корпуса гидромуфты.
— Отсоединяют трубки подвода и отвода воды, масла и воздуха от компрессора и снимают компрессор с корпуса гидромуфты.
— Вывертывают болты и снимают проставку компрессора.
— Отсоединяют от гидромуфты трубки подвода и слива масла.
— Вывертывают четыре болта и снимают с передней крышки дизеля гидромуфту привода вентилятора в сборе.
Новую гидромуфту устанавливают в последовательности, обратной снятию.