Схема охлаждения двигателя ваз 21011

Схема охлаждения двигателя ваз 21011

При выпуске автомобиля с завода система охлаждения заполняется специальной жидкостью ТОСОЛ А-40. Эта жидкость представляет собой этиленгликолевую смесь, не замерзает до температуры —40 °С, обладает антикоррозийными, антивспенивающими свойствами, препятствует образованию накипи и не требует замены в течение двух лет. Поэтому уход за системой охлаждения во время этого срока заключается лишь в периодической проверке уровня жидкости в расширительном бачке.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 1. Расширительный бачок системы охлаждения

Только в случае аварии (значительный и неожиданный расход охлаждающей жидкости) можно добавить в систему чистую воду, придерживаясь при этом следующего порядка:
— охладите двигатель;
_ снимите пробки с радиатора и расширительного бачка;
— залейте воду в радиатор (воду заливайте до тех пор, пока она не будет выливаться из горловины);
— поставьте на место пробку радиатора;
— долейте в расширительный бачок воды столько, чтобы ее уровень стал на 3—4 см выше риски „Мин”;
— поставьте на место пробку бачка.

В холодное время года после добавления воды в систему охлаждения, прежде чем начать движение, включите двигатель на 2—3 мин, чтобы жидкости перемешались. Имейте в виду, что при добавлении воды в систему температура замерзания смеси повышается и поэтому при первой же возможности выполните необходимый ремонт системы охлаждения и залейте в нее соответствующую жидкость.

Через каждые два года или каждые 60 000 км (в зависимости от того, что наступит раньше) систему охлаждения промойте, а охлаждающую жидкость замените новой.

Жидкость из системы охлаждения удаляйте через два сливных отверстия, из которых одно расположено на нижнем бачке радиатора, а другое — на блоке цилиндров, с левой стороны. При этом рычаг управления краном отопителя установите в крайнее правое положение.

При отвертывании и завертывании пробки сливного отверстия радиатора обязательно пользуйтесь двумя ключами: одним ключом удерживайте на месте штуцер пробки, впаянный в бачок радиатора, а другим отвертывайте или завертывайте пробку. Остаток жидкости в расширительном бачке и шланге, соединяющем бачок с радиатором, после полного слива ее из системы через указанные выше отверстия, удаляйте, отсоединив шланг от бачка или подняв сам бачок на соответствующую высоту.

При отсутствии специальной охлаждающей жидкости допускается при температуре окружающего воздуха выше 0 °С применять чистую воду, по возможности нежесткую, чтобы избежать интенсивных отложений накипи на стенках радиатора, приводящих к перегреву системы охлаждения в нормальных условиях эксплуатации автомобиля.

В этом случае чистку и промывку системы охлаждения проводите каждый раз перед сменой охлаждающей жидкости, то есть два раза в год — весной и осенью.

Промывку системы охлаждения проводите следующим образом:
— выпустите охлаждающую жидкость, установив предварительно рычаг управления краном отопителя в крайнее правое положение;
— заполните систему охлаждения чистой водой, пустите двигатель, прогрейте систему до начала нормальной циркуляции воды в ней и, при работающем на режиме холостого хода двигателе, слейте воду через сливные отверстия радиатора и блока;
— после охлаждения двигателя вновь заполните систему охлаждения чистой водой и повторите указанную выше операцию.

Рис. 2. Сливные отверстия системы охлаждения:
1 — сливное отверстие в нижнем бачке радиатора; 2— сливное отверстие в блоке цилиндров

Для удаления накипи, приводящей к перегреву системы охлаждения, обращайтесь на станцию технического обслуживания.

Термостат системы охлаждения

Нормальный тепловой режим двигателя увеличивает эффективность его работы, уменьшает потери на трение, экономит топливо, снижает износ деталей, обеспечивает легкий пуск, особенно в холодное время года.

Через каждые 20 000 км пробега, а также в случае нарушения теплового режима двигателя (перегрев в нормальных условиях эксплуатации или длительный прогрев после пуска) проверяйте работу термостата системы охлаждения.

Простейшая проверка может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле. После пуска холодного двигателя при исправном термостате верхний бачок радиатора начинает нагреваться, когда стрелка указателя температуры воды на щитке приборов находится примерно на расстоянии 3—4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует 78—82 °С охлаждающей жидкости.

Рис. 3. Проверка натяжения ремня генератора и вентилятора:
1 — гайка; 2— гайка пальца шарнирного крепления генератора; 3 — генератор; 4 — термостат; 5 — водяной насос; А — прогиб ремня

Более ранний или более поздний нагрев бачка указывает на неисправность термостата (соответственно на зависание клапана в открытом положении или заедание его в закрытом положении). Неисправность необходимо устранить или заменить термостат новым.

Читайте также:  Тест драйв мотоциклов bajaj

Ремень привода генератора, водяного насоса и вентилятора

При эксплуатации ремень может растянуться и проскальзывать, поэтому периодически проверяйте его натяжение: нормальный прогиб А должен быть в пределах 1 —1,5 см при усилии 10 кГ.

Для увеличения натяжения ремня:
— отпустите гайку, которая крепит генератор к натяжной планке;
— отпустите гайку пальца шарнирного крепления генератора;
— сместите генератор в сторону от двигателя и плотно затяните гайки крепления.

Избегайте излишнего натяжения ремня, чтобы не вызвать повышения нагрузок, действующих на подшипники генератора и водяного насоса.

Описание конструкции

Система охлаждения поддерживает оптимальный тепловой режим двигателя путем регулируемого отвода тепла от наиболее нагревающихся деталей. Система охлаждения двигателя — жидкостная, герметичного типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.

Детали системы охлаждения двигателя: 1 — радиатор отопителя; 2 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя; 3 — шланг подвода охлаждающей жидкости к крану отопителя; 4 — трубка отвода охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров; 5 — перепускной шланг; 6 — расширительный бачок; 7 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору; 8 — соединительный шланг расширительного бачка; 9 — пробка радиатора; 10 — радиатор системы охлаждения; 11 — вентилятор радиатора; 12 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора; 13 — насос охлаждающей жидкости; 14 — шланг подвода охлаждающей жидкости к насосу; 15 — термостат; 16 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 17 — шланг отвода охлаждающей жидкости от впускного трубопровода; 18 — кран отопителя; 19 — трубка отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя

К системе охлаждения подключен радиатор отопителя салона автомобиля. Нагретая охлаждающая жидкость из головки блока цилиндров поступает по шлангу через открытый кран в радиатор отопителя, а затем (через трубку отвода жидкости) — в насос охлаждающей жидкости.

Насос охлаждающей жидкости — центробежный, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиноременной передачей. Насос состоит из корпуса и крышки, изготовленных из алюминиевого сплава. Крышка крепится гайками к четырем шпилькам, ввернутыми в корпус насоса. Между корпусом и крышкой установлена уплотнительная прокладка. Валик насоса вращается в двухрядном закрытом подшипнике. На передний конец валика напрессован фланец шкива привода насоса, а на задний — чугунная или пластмассовая крыльчатка.

Радиатор — вертикальный, трубчато-пластинчатый, с двумя горизонтально расположенными бачками и алюминиевой сердцевиной.

Для увеличения теплоотвода на трубки напрессованы стальные, луженые пластины. Радиатор установлен на двух резиновых подушках и крепится к кузову двумя болтами. Заливная горловина радиатора закрывается герметично пробкой и соединяется шлангом с расширительным бачком. Пробка радиатора имеет выпускной (паровой) клапан, поджимаемый пружиной к посадочному пояску заливной горловины, и впускной клапан, через который радиатор соединен с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к седлу и имеет зазор 0,5-1,1 мм, что обеспечивает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагреве или охлаждении. При резком увеличении температуры или закипании жидкости впускной клапан не успевает выпустить жидкость в расширительный бачок и закрывается, разобщая систему с расширительным бачком. Когда, вследствие дальнейшего нагрева жидкости, происходит увеличение давления до 50 кПа, открывается выпускной клапан и часть жидкости начинает поступать в расширительный бачок. Расширительный бачок закрыт пробкой с резиновым клапаном, поддерживающим давление в бачке, близкое к атмосферному.

На автомобиле установлена постоянная принудительная система вентиляции.

Крыльчатка вентилятора крепится к шкиву насоса охлаждающей жидкости и вращается постоянно при работающем двигателе. Для уменьшения шума при работе лопасти крыльчатки вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и шаг.

Термостат системы охлаждения служит для поддержания требуемого теплового режима работы двигателя и ускорения его прогрева. При температуре охлаждающей жидкости ниже 80°С основной клапан термостата закрыт, а перепускной — открыт. Жидкость циркулирует из рубашки охлаждения блока цилиндров через перепускной клапан термостата к насосу, который снова подает жидкость в рубашку охлаждения, минуя радиатор (малый круг). Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя. Температура начала открытия основного клапана термостата должна находиться в интервале 80,6-81,5°С. Полный ход основного клапана должен составлять не менее 6 мм. При нагреве

жидкости выше 94 °С основной клапан термостата полностью открывается, а перепускной закрывается. Жидкость поступает из рубашки охлаждения через подводящий шланг к радиатору. От радиатора жидкость по отводящему шлангу проходит через основной клапан термостата к насосу, который вновь подает жидкость в рубашку охлаждения (большой круг). В интервале температур 80-94°С клапаны термостата находятся в промежуточном положении и жидкость циркулирует как по малому, так и по большому кругу. Независимо от положения клапанов термостата, при открытом кране отопителя жидкость всегда циркулирует через радиатор отопителя. Кроме того, жидкость постоянно циркулирует через узел подогрева впускного трубопровода.

Читайте также:  Вольво хс90 жрет масло

Система охлаждения двигателя

Общие положения

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытая (герметичная), с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Система заполняется всесезонной охлаждающей жидкостью ТОСОЛ А-40, которая имеет антикоррозийные и антивспенивающие присадки. Температура начала загустевания жидкости не выше —40°С.

В систему охлаждения заправляется такое количество охлаждающей жидкости (примерно 9,6 л), чтобы после прогрева двигателя до температуры 80—90°С и после его охлаждения уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке устанавливался не менее чем на 3 см выше риски MIN (минимум). Заводом установлен срок замены охлаждающей жидкости через два года эксплуатации или после 60 000 км пробега автомобиля. В этот период охлаждающая жидкость сохраняет все необходимые свойства для обеспечения нормальной работы системы охлаждения.

В случае непредвиденной потери антифриза (например, из-за утечки либо при выполнении работ на двигателе, связанных с отъединением элементов системы охлаждения и т. д.) завод рекомендует доливать в систему охлаждения ТОСОЛ А-40, чтобы с наступлением холодного времени года не было сомнений в отношении температуры замерзания охлаждающей жидкости, заправленной в систему.

Тепловой режим двигателя считается нормальным в том случае, при котором температура охлаждающей жидкости в двигателе находится в пределах от +80 до +100°С (стрелка указателя температуры стоит у начала красного поля шкалы). Переход стрелки в красную зону шкалы указывает на повышенный температурный режим двигателя. При нормальных условиях движения автомобиля это может быть вызвано неполадками в системе охлаждения (недостаточным количеством охлаждающей жидкости, неисправностью термостата, ослаблением натяжения ремня вентилятора). При исправной системе охлаждения температурный режим повышается из-за тяжелых условий движения (преодоление крутого затяжного подъема, движение по песку, буксировка и т. д.).

Переход стрелки в правую часть красного поля шкалы указывает на чрезмерный перегрев двигателя. В этом случае необходимо немедленно прекратить движение, не останавливая двигатель (он должен работать на оборотах холостого хода). Если перегрев не устраняется, необходимо выключить двигатель, выяснив причину перегрева, и устранить ее.

Для слива антифриза в системе охлаждения установлены сливные резьбовые пробки: одна в левом углу нижнего бачка радиатора, другая в блоке цилиндров, слева по ходу движения автомобиля.

Элементы системы охлаждения

Радиатор — вертикальный трубчато-пластинчатый с двумя рядами латунных трубок 16 и стальными лужеными пластинками 17. Верхний 15 и нижний 22 бачки и их донышки изготовляются из латуни и соединяются пайкой между собой, а также с трубками и пластинами. Пластины и кронштейны 14 крепления радиатора и кожуха 20, вентилятора 18 стальные и соединяются с фланцами донышек радиатора контактной сваркой. Радиатор устанавливается на кронштейны кузова на две резиновые подушки 21 и крепится двумя болтами через стальные распорки и резиновые втулки.

Пробка радиатора 11 имеет выпускной 13 и впускной (вентиляционный) 12 клапаны. При нагревании охлаждающая жидкость, расширяясь, перетекает через вентиляционный клапан и отводную трубку 10 в расширительный бачок 7. Уровень жидкости в нем повышается. При понижении температуры происходит обратный процесс.

При закипании охлаждающей жидкости пропускной способности отверстий вентиляционного клапана не хватает и под воздействием возросшего перепада давлений на тарелке клапана он закрывается, разобщая систему охлаждения с расширительным бачком. Давление в системе повышается, обеспечивая более высокую температуру охлаждающей жидкости и, следовательно, большую теплоотдачу через радиатор.

При увеличении давления в системе выше 0,5 кгс/см 2 выпускной клапан открывается и охлаждающая жидкость отводится в расширительный бачок. При этом избыток пара может выходить в атмосферу через прорезь в резиновой прокладке пробки 9 расширительного бачка.

Расширительный бачок 7 — пластмассовый, полупрозрачный, крепится к кронштейну 32 кузова двумя хомутами 33, один из которых (наружный) подпружинен.

Расширительный бачок служит для компенсации изменений объема охлаждающей жидкости, происходящих при изменении ее температуры в процессе работы двигателя, для контроля количества охлаждающей жидкости в системе, а также содержит некоторый резерв жидкости на ее естественную убыль и возможные потери при эксплуатации.

Расширительный бачок соединяется с радиатором пластмассовой трубкой 10, которая надевается в нагретом состоянии на патрубки бачка и заливной горловины радиатора и крепится ленточными хомутами.

Водяной насос — центробежного типа с чугунной литой крыльчаткой 10. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом 1 сальника, подвергнут закалке ТВЧ.

Корпус 9 и крышка 4 насоса отлиты из алюминиевого сплава. Корпус отлит заодно с приемным патрубком 11 и фланцем для присоединения патрубка, отводящего жидкость из радиатора отопителя.

Сальник насоса неразборный, состоит из корпуса 2, резиновой манжеты 8, надетой на две телескопические латунные обоймы, и уплотнительного кольца 1 из графитовой композиции, поджимаемого к торцу крыльчатки цилиндрической пружиной через боковые стенки манжеты. Сальник запрессован в крышку водяного насоса.

Читайте также:  Как определить если двигатель после капремонта

Подшипник насоса шариковый двухрядный, неразборный. Роль внутренней обоймы подшипника выполняет валик 6, на который с одной стороны напрессована крыльчатка, а с другой — ступица 5 шкива привода вентилятора и водяного насоса. Подшипник устанавливается в крышку насоса и фиксируется в ней стопорным винтом 7. Подшипник заполняется смазкой при сборке, и дальнейшей смазки не требуется.

Вентилятор — пластмассовый, четырехлопастной. Лопасти крылового профиля, неравномерно расположенные по втулке. Вентилятор крепится к ступице вместе со шкивом привода тремя болтами. Для увеличения эффективности работы вентилятор снабжен стальным кожухом, который крепится к радиатору и имеет в нижней части вырез для монтажа и сборки.

Привод вентилятора и водяного насоса осуществляется клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.

Натяжение ремня осуществляется поворотом генератора и контролируется величиной прогиба. Прогиб должен находиться в пределах 10—15 мм при усилии примерно в 10 кгс.

Термостат и работа системы охлаждения

Необходимый тепловой режим двигателя обеспечивается термостатом. Термостат неразборной конструкции имеет два входных патрубка: один (нижний 17) соединен с нижним бачком радиатора, а другой (верхний 12) — с патрубком, отводящим охлаждающую жидкость из головки блока на вход в радиатор. Отводной патрубок 14 термостата соединен со входом в насос.

Термочувствительный элемент термостата состоит из стакана 23 с завальцованной в него резиновой вставкой 21, при этом между стенками стакана и вставкой помещается твердый наполнитель 24, а внутри вставки находится стальной полированный поршень 16, закрепленный в стойке седла 18 основного клапана 20. Основной клапан надет на стакан термоэлемента и поджимается вместе с ним к седлу конической пружиной 22. На основном клапане закреплены две стойки 25 байпасного клапана 26, который поддерживается на них в крайнем верхнем положении пружиной 27, упирающейся в дно стакана термочувствительного элемента. Седло основного клапана в сборе с термочувствительным элементом, пружинами 22, 27 и клапанами 20, 26 завальцовывается через резиновый уплотнитель 19 в двух корпусах: верхнем 13 и нижнем 15.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 80 С основной клапан закрывает выход жидкости из радиатора. Байпасный клапан при этом открыт и охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор, чем обеспечивается быстрый прогрев двигателя.

При температуре выше 80°С твердый наполнитель, расширяясь, сжимает резиновую вставку, заставляет ее сходить с поршня и, преодолевая сопротивление пружины основного клапана, перемещает вверх стакан термоэлемента вместе с основным клапаном. Байпасный клапан также перемещается вверх и прижимается пружиной к торцу входного патрубка. При этом непосредственный проход жидкости от головки блока к насосу (по малому кругу) закрывается и жидкость начинает циркулировать через радиатор, интенсивно охлаждаясь.

При температуре выше 94°С основной клапан полностью открыт, байпасный закрыт и вся жидкость проходит через радиатор; при промежуточных температурах (80—94°С) охлаждающая жидкость циркулирует как через основной, так и через байпасный клапаны, степень открытия которых обеспечивает постепенное подмешивание охлажденной в радиаторе жидкости к более горячей, выходящей из двигателя. Этим достигаются наилучшие условия работы двигателя по температурному режиму.

В систему охлаждения двигателя включены отопитель кузова 1 и система подогрева корпуса дроссельных заслонок карбюратора, жидкость в которую поступает по шлангу 4 из рубашки подогрева впускной трубы и отводится в насос через шланг 3 и отводной патрубок 31 отопителя.

Жидкость в отопитель поступает из головки блока через патрубок 2 и кран 31, а отводится в насос по шлангу 30 и стальному патрубку 28.

Система охлаждения с электровентилятором

На автомобилях ВАЗ-2103 в систему охлаждения двигателя вместо вентилятора, расположенного на валике водяного насоса и получающего привод клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя, устанавливается вентилятор с приводом от индивидуального электродвигателя.

Электродвигатель в сборе с вентилятором устанавливается на три резиновые втулки с дистанционными распорками в кожух специальной конструкции. Кожух крепится в трех точках непосредственно к радиатору, который в отличие от радиатора обычного типа имеет измененные кронштейны крепления к кузову.

Электровентилятор выключается автоматически с помощью датчика, установленного в нижнем бачке радиатора, и реле. Тарировка датчика подобрана таким образом, что он включается (при проверке на специальном стенде) при температуре 92°С, а выключается при 84±2°С.

Следует помнить, что датчик указателя температуры охлаждающей жидкости установлен в головке блока цилиндров и его температурные условия при работе двигателя другие. Поэтому проверять по автомобильному прибору температуру срабатывания датчика включения электровентилятора нельзя. Проверку необходимо проводить (при надобности) на станциях технического обслуживания с применением специального оборудования и приборов.

Оцените статью