Схема охлаждение двигателя сенса

Схема охлаждение двигателя сенса

в системе охлаждения двигателя используется жидкость, обладающая антикоррозийными свойствами, тосол А-40М, ТУ 6-57-48 или ОЖ-40 «Лена», ТУ 113-07-02 с добавлением при первой заправке 0,005 кг герметизатора НИИСС-1 1^ 38-10270.

Объем жидкости системы охлаждения составляет 8 л.

Система охлаждения должна обеспечить температуру охлаждающей жидкости на выходе из двигателя в пределах 8 2 — 9 5 °С (355-368 К).

Допускается кратковременное (не более 40 мин) повышение температуры охлаждающей жидкости до 103 °С (376 К) при отсутствии ее кипения в специфических условиях дорожного движения автомобиля (горные дороги, бездорожье, движение в городах в часы «пик»).

Выброс или течь охлаждающей жидкости через соединительные элементы системы не допускаются.

уровень жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе при температуре 15-25 °С должен быть между метками, нанесенными на расширительном бачке.


Рис. 2.37.1. Схема системы охлаждения двигателя: 1 — труба перепускная термостата; 2 — двигатель; 3 — водяной насос; 4 — дроссельный патрубок; 5 — ресивер; 6 — расширительный бачок; 7 — радиатор отопителя; 8 — термостат; 9 — радиатор системы охлаждения двигателя. ( >) — циркуляция жидкости по большому кругу; ( — — — > ) — циркуляция жидкости по малому кругу.

Характеристика охлаждающей жидкости тосол А-40М

3.1.11. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ Sens и Lanos 1,4i

Система охлаждения двигателей автомобилей Daewoo «Sens» и ZAZ «Lanos» 1.4i жидкостная с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (ОЖ). Отвод тепла от наиболее разогретых частей двигателя осуществляется ОЖ. проходящей через каналы, выполненные в корпусных деталях двигателя. Снижение температуры ОЖ происходит в радиаторе, расположенном в передней части капота автомобиля.
Объем охлаждающей жидкости составляет около 8 л.
Для обеспечения нормального теплового режима двигателя в системе охлаждения применен термостат. Установлен термостат между патрубками, соединяющими двигатель с радиатором (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Термостат.
Термостат двигателя MeM3-317 (1,4 i) (обозначение по каталогу 13KG1200-02) отличается от термостата двигателя МеМ3-307 (1,3 i) (обозначение по каталогу Т80-95-0000) и не взаимозаченяемы! Температура начала открытия основного клапана 80±2 °С. При температуре охлаждающей жидкости ниже указанной основной клапан закрывает выход жидкости из радиатора, байпасный клапан (этот клапан обеспечивает движение непрогретой жидкости по малому кругу циркуляции, без охлаждения в радиаторе) при этом открыт и соединяет выход жидкости из двигателя со входом водяного насоса.
Если температура охлаждающей жидкости повышается, твердый наполнитель термочувствительного элемента расширяется и, преодолевая сопротивление пружины, перемещает вверх стакан с основным клапаном, открывая его. Байпасный клапан перекрывает проход жидкости от двигателя к водяному насосу.
При температуре охлаждающей жидкости более 94 °С основной клапан полностью открыт, а байпасный закрыт, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор.
При промежуточных температурах жидкость циркулирует как через основной клапан, так и через байпасный клапан. Это обеспечивает постепенное подмешивание холодной жидкости к более горячей, чем достигаются наилучшие температурные условия для работы двигателя.

Система охлаждения двигателя автомобиля ZAZ «Lanos» 1,4 i отличается от системы охлаждения автомобилей Daewoo «Sens» l,3i, расположением шлангов и патрубков, установкой термостата нового образца (обозначение по каталогу 13K.G 1200-02) в литом алюминиевом корпусе (обозначение по каталогу 317.1306104).

Как недопустить перегрев двигателя и чем он опасен?

Читайте также:  Установить шумоизоляцию дверей автомобиля

Уход за системой охлаждения двигателя заключается в следующем:
— контроль за уровнем и своевременная замена охлаждающей жидкости в системе;
— контроль за исправностью термостата (при неисправном термостате двигатель не достигает рабочей температуры или пере1ревается);
— контроль за исправностью датчика температуры охлаждающей жидкости (по его показаниям контроллер дает команду на включение вентилятора охлаждения);
— контроль за исправностью цепи включения вентилятора;
— контроль за исправностью насоса охлаждающей жидкости;
— контроль за герметичностью системы.

Жидкостное охлаждение двигателя устроено просто. Цилиндры и их камеры сгорания омываются потоком жидкости — она отбирает у них излишнее тепло и уносит в радиатор, который охлаждается встречным воздушным потоком. Если встречного потока воздуха не достаточно, включается вентилятор системы охлаждения. Обычно вентилятор включается при небольшой скорости движения (езда по тяжелым грунтовым дорогам, буксировка, затяжные подъемы и т.п.), когда мотор отдает высокую мощность. При таком режиме отказ в цепи включения вентилятора приведет перегреву и, возможно, к поломке двигателя. Но если сам перенос тепла от двигателя к радиатору нарушен — как ни обдувай его, перегрева не избежать.
Для нормальной передачи тепла от горячих деталей двигателя к жидкости нужен надежный контакт со стенками цилиндров и камеры сгорания. Ржавчина, грязь, накипь в каналах охлаждения двигателя (а они очень тонкие) затрудняют теплопередачу: жидкость уносит меньше тепла, чем требует выбранный режим. В таких случаях температура поршней, колец, цилиндров, головки блока и т.д. опасно нарастает, усиливаются их термические деформации, быстро прогрессирует износ деталей двигателя. Датчик температуры локальный перегрев отдельных деталей может не заметить — ведь он контролирует нагрев жидкости и внешней стенки головки блока цилиндров!
При закипании охлаждающей жидкости тоже нарушается теплопередача. Т.к. стенки цилиндров и камера сгорания контактируют с пузырями пара, то они практически не охлаждаются. Такой дефект приводит к термической деформации («короблению») крупных деталей двигателя (в первую очередь, алюминиевой головки блока цилиндров).
При чрезмерной деформации головки, ее ремонт совершенно теряет смысл — весь узел приходится заменять новым.
Чтобы не бороться с грязью и накипью, нужно не экономить на охлаждающей жидкости и вовремя ее менять. Тем более нельзя использовать суррогаты или воду. А при покупке подержанного автомобиля лучше промыть систему охлаждения. Кроме случаев закупорки каналов охлаждения, виновником перегрева является неисправный термостат с неплотно закрывающимся байпасным клапаном (этот клаиан обеспечивает движение непрогретой жидкости по малому кругу циркуляции, без охлаждения в радиаторе, и, соответственно, более скорый прогрев двигателя до рабочей температуры). Но если после полного прогрева двигателя неисправный клапан полностью не открывается, значительная часть жидкости продолжит движение по малому кругу, и двигатель начинает перегреваться.

Рис. 3.9. Масляный насос:
1 — корпус масляного насоса; 2 — масляный картер двигателя.

Т. к. система охлаждения герметична (в ней поддерживается избыточное давление), то охлаждающая жидкость может нагреваться в ней до 115-120 °С без кипения. При нарушении герметичности системы (неплотность пробки расширительного бачка, трещины в патрубках системы и т.п.), жидкость начинает закипать уже при температурах около 90 °С , Поэтому нужно внимательно следить за состоянием патрубков и работоспособностью клапана пробки расширительного бачка.
При закипании жидкости насос плохо прокачивает вспененную жидкость с большим объемом пузырей, ведь его крыльчатка рассчитана на работу с плотной жидкостью, а не газом. Кроме уменьшения интенсивности прокачки жидкости, пузыри пара, собираясь в верхних зонах системы, закупоривают систему охлаждения. При каком-то «критическом» объеме пузырей напор насоса, и без того сниженный, становится недостаточен для прокачивания жидкости — и теперь никакой циркуляции в системе охлаждения он не обеспечивает. Дальнейшее — настоящая катастрофа: остановленная жидкость в контакте с раскаленными стенками начинает кипеть во всем объеме рубашки охлаждения, а это приговор двигателю.
Соблюдая несложные процедуры ухода за системой охлаждения, можно избежать всех этих неприятностей.

Читайте также:  Фильтры для машин казахстан

Deolanossens.ru

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ В ЛАНОСА И СЕНСА

Система охлаждения двигателей автомобилей Daewoo «Sens» и ZAZ «Lanos» 1.4i жидкостная с прину­дительной циркуляцией охлаждающей жидкости (ОЖ). Отвод тепла от наиболее разогретых частей двигателя осуществляется ОЖ. Проходящей через каналы, выпол­ненные в корпусных деталях двигателя. Снижение тем­пературы ОЖ происходит в радиаторе, расположенном в передней части капота автомобиля.

Объем охлаждающей жидкости составляет около 8 л.

Для обеспечения нормального теплового режима двигателя в системе охлаждения применен термостат. Установлен термостат между патрубками, соединяющи­ми двигатель с радиатором (рис. 3.8).

Термостат двигателя mem3-317 (1,4 i) (обозначе­ние по каталогу 13KG1200-02) отличается от тер­мостата двигателя mem3-307 (1,3 i) (обозначение по каталогу Т80-95-0000) и не взаимозаменяемы!

Температура начала открытия основного клапана 80±2 °С. При температуре охлаждающей жидкости ниже указанной основной клапан закрывает выход жидкости из радиатора, байпасный клапан (этот клапан обеспечи­вает движение непрогретой жидкости по малому кругу циркуляции, без охлаждения в радиаторе) при этом от­крыт и соединяет выход жидкости из двигателя со вхо­дом водяного насоса.

Если температура охлаждающей жидкости повыша­ется, твердый на­полнитель термо­чувствительного элемента расши­ряется и, преодо­левая сопротив­ление пружины, перемещает вверх стакан с основным клапаном, откры­вая его. Байпасный клапан перекрыва­ет проход жидкос­ти от двигателя к водяному насосу.

При температу­ре охлаждающей жидкости более 94 °С основной кла­пан полностью от­крыт, а байпасный

Закрыт, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор.

При промежуточных температурах жидкость цирку­лирует как через основной клапан, так и через байпасный клапан. Это обеспечивает постепенное подмешивание холодной жидкости к более горячей, чем достигаются наилучшие температурные условия для работы двига­теля.

Система охлаждения двигателя автомобиля ZAZ «Lanos» 1,4 і отличается от системы охлаждения авто­мобилей Daewoo «Sens» І,Зі, расположением шлангов и патрубков, установкой термостата нового образца (обоз­начение по каталогу 13K.Gt200-02) в литом алюминие­вом корпусе (обозначение по каталогу 317.1306104).

Уход за системой охлаждения двигателя заключается в следующем:

• Контроль за уровнем и своевременная замена ох­лаждающей жидкости в системе;

• Контроль за исправностью термостата (при неис­правном термостате двигатель не достигает рабо­чей температуры или перегревается);

• Контроль за исправностью датчика температуры охлаждающей жидкости (по его показаниям кон­троллер дает команду на включение вентилятора охлаждения);

• Контроль за исправностью цепи включения венти­лятора;

• Контроль за исправностью насоса охлаждающей жидкости;

• Контроль за герметичностью системы.

Жидкостное охлаждение двигателя устроено прос­то. Цилиндры и их камеры сгорания омываются пото­ком жидкости — она отбирает у них излишнее тепло и уносит в радиатор, который охлаждается встречным воздушным потоком. Если встречного потока воздуха не достаточно, включается вентилятор системы охлаж­дения. Обычно вентилятор включается при небольшой скорости движения (езда по тяжелым грунтовым доро­гам, буксировка, затяжные подъемы и т.п.), когда мотор отдает высокую мощность. При таком режиме отказ в

Читайте также:  Тест драйв рейндж ровер

Цепи включения вентилятора приведет перегреву и, воз­можно, к поломке двигателя. Но если сам перенос тепла от двигателя к радиатору нарушен — как ни обдувай его. Перегрева не избежать.

Для нормальной передачи тепла от горячих деталей двигателя к жидкости нужен надежный контакт со стен­ками цилиндров и камеры сгорания. Ржавчина, грязь, накипь в каналах охлаждения двигателя (а они очень тонкие) затрудняют теплопередачу: жидкость уносит меньше тепла, чем требует выбранный режим. В та­ких случаях температура поршней, колец, цилиндров, головки блока и т.д. Опасно нарастает, усиливаются их термические деформации, быстро прогрессирует износ деталей двигателя. Датчик температуры локальный пе­регрев отдельных деталей может не заметить — ведь он контролирует нагрев жидкости и внешней стенки голо­вки блока цилиндров!

При закипании охлаждающей жидкости тоже нару­шается теплопередача. Т.к. Стенки цилиндров и камера сгорания контактируют с пузырями пара, то они прак­тически не охлаждаются. Такой дефект приводит к тер­мической деформации («короблению») крупных дета­лей двигателя (в первую очередь, алюминиевой головки блока цилиндров).

При чрезмерной деформации головки, ее ремонт со­вершенно теряет смысл — весь узел приходится заменять новым.

Чтобы не бороться с грязью и накипью, нужно не эко­номить на охлаждающей жидкости и вовремя ее менять. Тем более нельзя использовать суррогаты или воду. А при покупке подержанного автомобиля лучше промыть систему охлаждения.

Рис. 3.10. Расположение эле- метин системы смазки:

I датчик аварийного давления масла: 2 — главный маслоразда­точный канал; 3 — масляный фильтр

Кроме случаев закупорки каналов охлаждения, ви­новником перегрева является неисправный термостат с неплотно закрывающимся байпасным клапаном (этот клапан обеспечивает движение непрогретой жидкости по малому кругу циркуляции, без охлаждения в ради­аторе, и, соответственно, более скорый прогрев двига­теля до рабочей температуры). Но если после полного прогрева двигателя неисправный клапан полностью не открывается, значительная часть жидкости продолжит движение по малому кругу, и двигатель начинает пере­греваться.

Рис. 3.9. Масляный насос: 1 — корпус масляного насоса; 2 — масляный картер двигателя

Т. К. Система охлаждения герметична (в ней под­держивается избыточное давление), то охлаждающая жидкость может нагреваться в ней до 115-120 °С без кипения. При нарушении герметичности системы (не­плотность пробки расширительного бачка, трещины в патрубках системы и т.п.), жидкость начинает закипать уже при температурах около 90 °С , Поэтому нужно внимательно следить за состоянием патрубков и ра­ботоспособностью клапана пробки расширительного бачка.

При закипании жидкости насос плохо прокачива­ет вспененную жидкость с большим объемом пузырей, ведь его крыльчатка рассчитана на работу с плотной жидкостью, а не газом. Кроме уменьшения интенсив­ности прокачки жидкости, пузыри пара, собираясь в верхних зонах системы, закупориваю! Систему охлаж­дения. При каком-то «критическом» объеме пузырей напор насоса, и без того сниженный, становится недо­статочен для прокачивания жидкости — и теперь никакой циркуляции в системе охлаждения он не обеспечивает. Дальнейшее — настоящая катастрофа: остановленная жидкость в контакте с раскаленными стенками начинает кипеть во всем объеме рубашки охлаждения, а это при­говор двигателю.

Соблюдая несложные процедуры ухода за системой охлаждения, можно избежать всех этих неприятностей.

Оцените статью