Схема незабудки для автомобиля
Каравкин В.
Существуют приборы и устройства, за которыми нужно постоянно наблюдать, не оставлять без присмотра и не забывать выключить которые просто необходимо. Либо нужно постоянно знать, что прибор работает. Здесь приводится описание свето-акустического индикатора включенного состояния прибора, работающего все время, пока на него поступает питание.
Назначение устройства в периодической подаче световых и звуковых сигналов, напоминающих о том, что данный прибор все ещё включен.
Для подачи световых сигналов используется светодиод, который мигает с частотой около 2 Гц все время пока на схему поступает питание. Подача звуковых сигналов начнется через 10 минут после подачи питания и будет повторяться каждые следующие 20 минут, а продолжительность однократного звучания составляет немного больше 4 секунд. Таким образом схема не дает забыть о включенном приборе (потому и названа «Незабудкой»).
Для питания «Незабудки» нужно постоянное напряжение 3-5V при допустимом токе не ниже 30 mА. Это напряжение должно поступать от включенного прибора. Практически, по данным параметрам питания это не намного отличается от индикаторного светодиода, используемого во многих приборах для индикации включенного состояния, так что излишней нагрузки данная «Незабудка» не создает, особенно если это касается прибора, питающегося от электросети или бортовой сети автомобиля. Способ подачи питающего напряжения на «Незабудку» во многом зависит от схемы прибора, возможно где-то на выходе его источника питания есть такое напряжение, либо его нужно будет понизить микросхемой -интегральным стабилизатором.
При подаче питания первым делом счетчик предустанавливается в нулевое положение зарядным током конденсатора СЗ. С момента зарядки СЗ начинается счет импульсов, которые вырабатывает мультивибратор D1.1-D1.2. Частота этих импульсов немного менее 2 Гц. Эти импульсы поступают через транзисторный ключ на VT2 на индикаторный светодиод HL1, а так же, на счетный вход счетчика D2. Счетчик считает эти импульсы, и примерно через 10 минут после включения счетчик установится в положение «1024». В этом положении логическая единица будет только на выходе «1024»
(на выводе 15 D2). Все диоды VD6-VD12 при этом будут закрыты. Это приведет к тому, что на выходе элемента D1.3 установится логический ноль, а на выходе D1.4 — единица. Откроется транзисторный ключ VT1 и через него поступит ток на Н1 -звукоизлучатель со встроенным генератором. Он издает звук.
Длительность звукового сигнала ограничена диодами VD6-VD12. Так как примерно через 4 секунды после прихода счетчика в состояние «1024», он уже будет в состоянии «1032». Диод VD6 откроется и подаст напряжение логической единицы на вход (вывод 8) элемента D1.4. На выходе элемента установится логический ноль. Звук прекращается. Получается, что продолжительность одного звукового сигнала составляет немного больше 4 секунд.
Далее, в процессе работы счетчика D2 будут открываться и закрываться другие диоды из числа VD6-VD12, но до тех пор, пока не появится очередной раз единица на выводе 15, будет открытым хотя бы один из этих диодов. С очередным появлением единицы на выводе 15, а это произойдет уже через 20 минут, звуковой сигнал повторится.
При желании можно уменьшить или увеличить все временные периоды одновременно, изменив сопротивление R1 или емкость С1. Можно уменьшить период подачи звуковых сигналов, — первый через 5 минут, остальные через каждые 10 минут, сохранив продолжительность однократного звучания. Для этого нужно убрать диод VD12 (тот, что на выводе 14 D2). А входы элемента D1.3 переключить с вывода 15 на вывод 14 D2. Тогда период повторения сигнала уменьшится вдвое.
Вместо светодиода HL1 можно использовать мигающий светодиод, тогда транзистор VT2 и резистор R4 из схемы исключаются, а вывод R5, который был соединен с коллектором VT2 нужно соединить с минусом питания. В таком случае, частота мигания светодиода не будет зависеть от частоты мультивибратора D1.1-D1.2 и это позволить установить на нем любую «неудобную» частоту для светодиода, но «удобную» с точки зрения выбора временных интервалов звукового сигнала.
PK 04-2015
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Простая автомобильная «незабывайка» для ДХО
Предлагаю простую схему устройства управления ближним светом или ходовыми огнями автомобиля. В связи с новыми правилами дорожного движения ездить нужно с ближним светом или с ходовыми огнями. Водители очень часто при выезде автомобиля с парковки забывают включать ближний свет, что грозит не малым штрафом со стороны инспекторов. Устройство включает ближний свет автоматически спустя 8-10 сек. Схема доступна для повторения даже начинающему радиолюбителю, содержит мало радиоэлементов и надёжна в работе.
Рассмотрим работу схемы:
При подаче на клемму Х1 питания 12в с замка зажигания автомобиля напряжение через резистор поступает на конденсатор, который начинает заряжаться. При достижении на нём определённого уровня напряжения, через 8-10 сек, открывается транзистор и срабатывает реле. Его контакты замыкаются и питание поступает в схему автомобиля. Ходовые огни можно подключить напрямую непосредственно к клемме Х2. Если нет ходовых огней, а только ближний свет, то клемма Х2 подключается к переключателю ближнего света автомобиля.
Схема собрана навесным монтажом. После сборки и проверки работоспособности схемы все радиоэлементы упаковываются в коробочку или в несколько слоёв изоленты. Устройство устанавливается в автомобиль в удобном для монтажа месте.
Детали: транзистор С3987 заменим на КТ829А. Конденсатор электролитический желательно взять меньших габаритов. Реле на ток контактов не менее 5А (всё зависит от мощности ходовых огней) и сопротивлением катушки не менее 120 Ом.
Не забудь выкл. фары — самая простая схема
Рассмотрим работу схемы:
При подаче на клемму Х1 питания 12в с замка зажигания автомобиля напряжение через резистор поступает на конденсатор, который начинает заряжаться. При достижении на нём определённого уровня напряжения, через 8-10 сек, открывается транзистор и срабатывает реле. Его контакты замыкаются и питание поступает в схему автомобиля. Ходовые огни можно подключить напрямую непосредственно к клемме Х2. Если нет ходовых огней, а только ближний свет, то клемма Х2 подключается к переключателю ближнего света автомобиля.
Схема собрана навесным монтажом. После сборки и проверки работоспособности схемы все радиоэлементы упаковываются в коробочку или в несколько слоёв изоленты. Устройство устанавливается в автомобиль в удобном для монтажа месте.
Детали: транзистор С3987 заменим на КТ829А. Конденсатор электролитический желательно взять меньших габаритов, ещё чем больше его ёмкость тем дольше задержка включения реле, а соответственно и света. Реле на ток контактов не менее 5А (всё зависит от мощности ходовых огней) и сопротивлением катушки не менее 120 Ом.
Также можно подключить и простое пятиконтактное автомобильное реле.
Схема незабудки для автомобиля
АКЦИЯ. до 11.08.2020 г . 50% скидка старая цена 1499 руб новая 749 руб . количество товара со скидкой ограничено
Реле бесшумное, используется новейшая технология применения современных материалов в качестве основы IRIDIUM
Наименование | Кол-во |
IRIDIUM реле «НЕЗАБУДКА-5-12V» | 1 шт |
Инструкция, схема подключения | 1 шт |
Кронштейн крепления | 1 шт |
Упаковка | 1 шт |
ИТОГО | 4 шт |
Наименование параметра | Значение |
Напряжение бортовой сети автомобиля | 8-16 В |
Ток коммутации контактов | не более 20 А |
Ток потребления устройством в активном режиме (контакты замкнуты) | не более 30 мА |
Ток потребления в ждущем режиме | не более 7 мА |
Вид климатического исполнения | влагозащитный |
Тип корпуса | Пластик |
Масса | 17 гр. |
ВНИМАНИЕ: Реле предназначено для автоматического включения Внешних ДХО, на некоторых марках авто можно использовать для подключения к Ближнему свету, ПТФ. перед покупкой убедитесь что для вашего авто подойдет реле (на форуме нашего сайта или в сети интернет). Реле в режиме плавного розжига не издает посторонних звуков (по сравнению с реле Незабудка-3) . 1. Реле работает 100% в соответствии со схемой приведенной ниже; 2. Реле замыкает контакты при напряжении борт сети 13,3 В, размыкает при 13,0 В или порог включения можно поменять на 13,0 и 12,8 В (напряжения заведенного двигателя 13,9 В, заглушенного 12,5 В) 3. Реле не работает если у вас неисправен генератор или не дает заряд если включены все приборы (ваз 2107 и др. авто со слабым генератором, для таких авто лучше использовать контроллер ДХО-3).
№ программы | Задержка 3 сек | Включение после запуска двигателя | Плавный розжиг | |||||||||||||||
1 | — | — | — | |||||||||||||||
2 | V | — | — | |||||||||||||||
3 | — | V | — | |||||||||||||||
4 | V | V | — | |||||||||||||||
5 | — | — | V | |||||||||||||||
6 | V | — | V | |||||||||||||||
7 | — | V | V | |||||||||||||||
V 8 | V | V | V | |||||||||||||||
9 | 1: 12,8-12,5 В | 2: 13,0-12,8 В | V 3: 13,3-13,0 В | 4: 13,3-12,5 В |
Описание программ: |
1 — работает как обычное автомобильное реле |
2 — При включении реле (подачи питания на обмотку электромагнита). происходит замыкание контактов через 5 сек. аналогично при выключении |
3 — Реле замыкает контакты только в том случае если двигатель автомобиля заведен и генератор исправен (дополнительная функция определения исправности генератора). После того как двигатель заглушен реле размыкает контакты через 5 сек, тем самым выключает свет. |
4 — Реле замыкает контакты после того как двигатель заведен и по истечении 5 сек. аналогично при заглушенном двигателе, реле отключит свет через 5 сек. |
5 — Включение света фар плавно в течении 3 сек. при подаче на 85, 86 контакт напряжения (на обмотку реле). |
6 — Плавное включение света фар через 5 сек. |
7 — Плавное включение фар после того как двигатель заведен и плавное выключение если заглушен через 3сек |
8 — плавное включение света через 5 сек после того как двигатель заведен, аналогично при заглушенном двигателе. |
9 — вход в режим программирования порога напряжения. |
*Заводская установленная программа № 3. порог напряжения №3 — 13,3 В вкл. 13,0 В выкл. |
Для программирования необходимой программы нужно чтобы реле было подключено к источнику питания (установлено в колодку автомобиля). Переключаем переключатель света 5 раз, ждем отклика от реле (2 раза должно мигнуть фарами и индикатор на реле) далее нажимаем 1, 2. 8 раз выбирая нужную программу (если будет нажато 9 раз то произойдет вход в меню регулировки порога напряжения, реле мигнет 2 раза, далее нужно мигнуть 1 или 2 раза 1 — соответствует 12,8 В; 2-соотвествует 13,3 В; по умолчанию порог включения 13,3 В или порог номер 2), ждем подтверждения от реле (одиночное мигание фарами. После этого реле будет работать по тому алгоритму который описан в номерах программы. Перепрограммировать на другую программу можно в любое время не ограниченное количество раз. (Если вы переключили 5 раз и после отклика 2-го мигания больше ничего не делаете то реле за программируется в заводскую программу №3.
ВНИМАНИЕ! программирование не доступно на заведенном двигателе (при напряжении борт сети выше 13,0 В).
IRIDIUM реле «Незабудка-5-12В» можно установить вместо штатного реле Ближнего света, ПТФ, или реле внешних светодиодных ДХО. схема 1,4 для автмобилей с положительной полярностью управления, схема 2,3 для авто с отрицательной схемой управления реле. Также Реле «НЕЗАБУДКА-5-12В» можно использовать для автомобильного усилителя. Программа №3 будет включать усилитель только в том случае когда двигатель заведен тем самым АКБ автомобиля не будет внезапно разряжен.
С функцией плавного розжига происходит экономия ресурса ламп;
Вы не получите штраф за не включенные ДХО;
Не испортите АКБ и не посадите случайно не выключив фары. Свет забывают выключить в дневное время суток, когда не видно свечение фар.