Приложение Я1. Генераторы Г3000А и Г3000Б
1) ГЕНЕРАТОРЫ Г3000А и Г3000Б
(Модификации: Г3000А.60, Г3000А.60.3, Г3000Б.67, Г3000А.36, Г3000А.36.3, Г3000Б.36, Г3000Б.71, Г3000Б.71.3, Г3000А.39, Г3000Б.67)
Руководство по эксплуатации ФЭГТ.3000.00.00-01 РЭ
Настоящее руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для ознакомления с техническими данными, принципом действия и правилами эксплуатации генераторов Г3000А.60, Г3000А.36, Г3000А.60.3, Г3000А.36.3, Г3000А.39, Г3000Б.67, Г3000Б.36, Г3000Б.71 и Г3000Б.71.3, а также последовательностью их разборки и сборки при ремонте.
2 Описание и работа
2.1 Назначение изделия
2.1.1 Генераторы предназначены для работы в качестве источника электроэнергии в схемах электрооборудования автомобилей, автобусов, тракторов и сельхозмашин. Генераторы соответствуют требованиям ГОСТ Р 52230 , ТУ 4573-001-24352420-97.
2.1.2 Генераторы должны работать в комплекте с аккумуляторной батареей, при эксплуатации в интервале рабочих температур от минус 50 до плюс 80 °С по ГОСТ Р 52230. Допускается работа без аккумуляторной батареи при соблюдении требований п.3.1.2 — 3.1.4.
2.2 Технические характеристики генераторов типа Г3000:
2.2.2 Номинальный ток, А:
Г3000А.60, Г3000А.36, Г3000А.60.3, Г3000А.36.3, Г3000А.39. 115
2.2.5 Направление вращения со стороны привода. любое
2.2.7 Начало токоотдачи, мин -1 :
2.2.10 Токоскоростная характеристика. см. Рис.1
2.2.11 Габаритные и присоединительные размеры. см. Рис.2
2.2.12 Схема генератора электрическая принципиальная. см. Рис.3
Рис. 1 Токоскоростные характеристики генераторов
Рис. 2 Габаритные размеры генераторов
Основные размеры шкива
Рис.З Схемы электрические принципиальные генераторов: А1- регулятор напряжения; А2 -блок полупроводниковый выпрямительный; А3 — фильтр; С — помехоподавляющий конденсатор; L1 — обмотка возбуждения; L2 — обмотка размагничивания; Б, Д, Ш — клеммы регулятора напряжения; Д — плюсовая клемма выпрямителя обмотки возбуждения; Т — вывод фильтра; “+” — плюсовая клемма блока; — минусовая клемма соединена с корпусом генератора; — фазный вывод.
2.3 Устройство и работа
2.3.1 Генераторы представляют собой бесконтактную семифазную электрическую машину с комбинированным (электромагнитным) возбуждением от обмотки возбуждения и от постоянных магнитов, с встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения. Конструкция генератора представлена в приложении 1.
2.3.2 Пакет статора поз. 17 запрессован в цилиндр. Пакет статора выполнен шихтованным из листовой стали, имеет 14 зубцов, на которых закреплены катушки фазных обмоток, выполненных медным эмальпроводом. Соединение катушек в фазе последовательное. Фазы соединены по схеме многоугольник. Концы фаз выведены проводами с наконечниками.
2.3.3 Ротор поз. 15 представляет собой вал с напрессованными шихтованным пакетом и втулкой. Пакет имеет 8 зубцов (полюсов). В пазы пакета установлены постоянные магниты, залитые пластмассой. Наличие постоянных магнитов обеспечивает надежное самовозбуждение генератора при пуске как при работе с аккумуляторной батареей, так и без нее. Ротор установлен в подшипниках 6-180605 КС9Ш1 (международное обозначение 62305.2RS.HG6) поз.12 и поз.16.
2.3.4 Передний подшипник поз.12 запрессован во фланце поз 11. На торцевой поверхности фланца имеются вентиляционные отверстия. На выступах фланца генератора имеются две лапы с отверстиями, предназначенные для установки и фиксации генератора на кронштейне двигателя.
2.3.5 Щит подшипниковый поз. 19 отлит из алюминиевого сплава. На щите на торцевой части имеются вентиляционные отверстия. Также на щите имеется лапа с отверстием, предназначенная для установки и фиксации генератора на кронштейне двигателя.
2.3.6 Катушка возбуждения поз. 13 крепится к фланцу и представляет собой стальной сердечник с каркасом, на который намотана обмотка возбуждения. Поверх обмотки возбуждения намотана размагничивающая обмотка, выполненная эмальпроводом меньшего сечения. Начала и концы этих обмоток выведены гибкими монтажными проводами с наконечниками. Выводные концы обмотки возбуждения подключены к винту поз.27в (начало обмотки, «Ш») и клемме «Д» генератора поз.27б (конец обмотки), а выводы размагничивающей обмотки — к клемме «Д» генератора поз.27б (начало обмотки) и минусовой пластине выпрямительного блока — винтом поз.30 (конец обмотки).
Сопротивление обмотки возбуждения должно находиться в пределах 7,95+8,650м. Сопротивление обмотки размагничивания должно находиться в пределах 31 +33,50м.
2.3.7 Блок полупроводниковый выпрямительный БПВ 72-140-03 ТУ16-93 ЖГИК.435211.001ТУ поз.27 состоит из силового и дополнительного выпрямителей, конденсатора К73-21В Силовой выпрямитель собран по семифазной мостовой схеме на кремниевых диодах, запрессованных в алюминиевые радиаторы, разделенных друг от друга изоляционными втулками. Радиаторы являются выводами анодной и катодной групп диодов. «Плюс» силового выпрямителя выведен болтом поз.27а как «плюс» (+) генератора, а «минус» (-) силового выпрямителя соединен с корпусом генератора и выведен болтом М8 поз.23. Кроме того, для питания обмотки возбуждения блок полупроводниковый выпрямительный содержит дополнительный выпрямитель, образующий анодную группу, выполненный на диодах меньшей мощности, что позволяет избежать разряда аккумуляторной батареи через цепь обмотки возбуждения при неработающем генераторе. Вывод от дополнительного выпрямителя подключен к клемме «Д» генератора. Величина тока нагрузки на клемме «Д» не должна превышать 1,5А.
2.3.8 Регулятор напряжения 7342.3702 ТУЗ7.473.052-2003 поз.43 предназначен для автоматического поддержания напряжения на выводах генератора при изменениях частоты вращения или тока нагрузки посредством регулирования тока, протекающего по обмотке возбуждения. Выводы регулятора напряжения подключены к клеммам «+», «Д», «Ш», «-» генератора.
2.3.9 Регулятор напряжения закрыт крышкой поз.42, защищающей от загрязнения внутреннюю полость генератора при работе протяжной вентиляции и предохраняющей регулятор от повреждения. На крышке выведены клеммы «+» генератора, клемма «Д» выпрямителя, фазный вывод «
2.3.10 Охлаждение генератора производится протяжной вентиляцией. Поз.6 — вентилятор.
3. Использование по назначению
3.1 Эксплуатационные ограничения
3.1.1 Во избежание выхода из строя генератора при подключении аккумуляторной батареи необходимо строго соблюдать полярность: вывод «-» аккумуляторной батареи подключается к массе автомобиля; вывод «+» подключается к выводу «+» генератора.
3.1.2 При работе без аккумуляторной батареи возможно скачкообразное изменение напряжения при резких сбросах-набросах нагрузки. Во избежание выхода из строя приборов и устройств электрооборудования не рекомендуется при работе без аккумуляторной батареи сброс нагрузки более 50% от номинального значения.
3.1.3 При работе без аккумуляторной батареи возможна неудовлетворительная работа приборов и устройств электрооборудования, чувствительных к качеству электроэнергии.
3.1.4 Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при работе без аккумуляторной батареи запрещается работа генератора при токе нагрузки менее 5А.
3.1.5 Запрещается мыть генератор струей воды под давлением, бензином, дизельным топливом и т.д. При мойке машины необходимо защищать генератор от попадания в него воды.
3.1.6 При проведении сварочных работ необходимо отсоединить все провода, подходящие к генератору.
3.1.7 Проверять качество изоляции статора и обмотки возбуждения повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от выпрямительного блока и регулятора выводами.
3.1.8 Запрещается проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегаомметром или лампой, питаемой напряжением выше 26В, при неотключенном генераторе.
3.1.9 Во избежание выхода из строя регулятора напряжения и выпрямительного блока при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника необходимо отключить батареи от сети машины.
3.1.10 Запрещается проверять регулятор напряжения и выпрямительный блок от источника постоянного тока напряжением более 24В, от источника переменного тока, а также без сигнализатора, включенного последовательно с проверяемой цепью.
3.1.11 Запрещается проверять работоспособность генератора путем замыкания выводов «+», «Д», «В», «
», «Т» перемычками на массу и между собой.
3.1.12 Запрещается присоединять и отсоединять штепсельные разъемы и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях.
3.1.13 Запрещается запускать двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.
3.1.14 Запрещается отключать АКБ выключателем батарей при работающем двигателе.
3.2 При монтаже генератора на двигателе необходимо:
3.2.1 Удалить с генератора консервационную смазку ветошью, смоченной бензином, и протереть сухим обтирочным материалом.
3.2.2 Установить генератор на кронштейне двигателя.
3.2.3 Одеть приводной ремень на шкив генератора. Ослабить гайки болтов крепления передней и задней лап генератора. Отклонив генератор вверх, отрегулировать его натяжение с помощью натяжной планки. Для модификаций с приводом двумя ремнями ( например, Г3000А.60, Г3000Б.67) натяжение ремня привода генератора должно обеспечивать прогиб наибольшей ветви на (15 — 22) мм при нажатии на ремень с усилием 40 Н (4 кгс). Для модификаций с поликлиновым приводом (например, Г3000А.36, Г3000Б. 71) при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44±5 Н (4,5±0,5 гкс) прогиб должен быть (6 — 10) мм. Для генераторов с двухручьевым шкивом при выходе из строя одного из ремней необходимо заменить оба ремня комплектно с разницей в длине не более 3 мм.
Внимание. Слабое натяжение ремня приводит к уменьшению отдаваемой мощности генератора и недозарядке аккумуляторной батареи, а чрезмерное натяжение ремня приводит к значительному перегреву подшипников генератора и их преждевременному выходу из строя.
3.2.4 Зафиксировать генератор в этом положении и затянуть крепежные гайки и болты.
3.2.5 Подсоединить провода к генератору в соответствии со схемой подключения генератора на машине (см. “Руководство по эксплуатации машины») с учетом схемы генератора (рис.3).
Генератор должен работать в системе электрооборудования с аккумуляторной батареей. Допускается работа генераторов типа Г3000 в схеме электрооборудования без аккумуляторной батареи при выполнении условий п.3.1.2-3.1.4.
3.3 Назначение выводов генератора.
3.3.1 Вывод “+” генератора подключается к выводу “+” аккумуляторной батареи, предназначен для обеспечения энергией электропотребителей машины и зарядки аккумуляторной батареи. Вывод “+” генератора выведен болтом М8 поз.27а.
3.3.2 Вывод генератора подключается к выводу аккумуляторной батареи, предназначен для обеспечения энергией электропотребителей машины и зарядки аккумуляторной батареи. Минусовой вывод выпрямительного блока соединен с корпусом генератора (выведен болтом М8 поз.23) и подключается к массе машины.
3.3.3 Вывод “Д” является анодным выводом дополнительного выпрямителя блока полупроводникового выпрямительного. Наличие постоянного напряжения на выводе может использоваться в целях сигнализации о начале работы генератора, для чего к нему могут подключаться контрольные лампы, реле блокировки стартера и прочее. Максимальный ток нагрузки вывода “Д” не более 1,5А при значении напряжения относительно “массы” не менее 26,5В. Вывод “Д” генератора выведен винтом М5 поз.276 и штырем 101600.
3.3.4 Вывод является выводом одной из фаз генератора. Вывод предназначен для подключения тахометра и других устройств (реле блокировки стартера, АБС и прочее), использующих переменное напряжение для определения частоты вращения вала генератора и, с определенным передаточным отношением (определяется шкивами на валу двигателя и генератора), вала двигателя. Амплитуда импульсного напряжения на клемме относительно “массы” при токе нагрузки не более 1,5А должна быть не менее 25В. Частота импульсного сигнала fw (Гц) связана с частотой вращения вала генератора nr (мин -1 ) следующим соотношением: fw=0,133nг.
Вывод генератора выведен винтом М4 поз.47 или М5 поз.27 д в зависимости от модификации генератора. При наличии вывода “Т” вывод генератора может отсутствовать.
3.3.5 Вывод “Т” является выходом фильтра, обеспечивающего формирование прямоугольных импульсов напряжения из переменного сигнала (“
”) одной из фаз генератора. Вывод предназначен для подключения тахометра и других устройств (реле блокировки стартера, АБС и прочее), критичных к форме фазного сигнала. Сигнал с вывода “Т”, как и с вывода может использоваться для определения частоты вращения вала генератора и с определенным передаточным отношением (определяется шкивами на валу двигателя и генератора) вала двигателя. Амплитуда напряжения на клемме “Т” относительно “массы” при токе нагрузки не более 0,15А должно быть не менее 13В.
Частота сигнала ft (Гц) связана с частотой вращения вала генератора nr (мин -1 ) следующим соотношением: fw=0,133nг . Вывод “Т”. генератора выведен винтом М4 поз.47. При наличии вывода вывод “Т” генератора может отсутствовать.
3.3.6 Вывод “В” генератора предназначен для включения электромагнитного возбуждения генератора путем включения регулятора напряжения. Вывод “В” генератора подключается через замок зажигания к плюсовому выводу аккумуляторной батареи. Ток потребления регулятором по клемме “В” генератора не должен превышать 50мА при напряжении 26,5В. Вывод “В” генератора выведен винтом М5 поз.27г.
4 Техническое обслуживание
4.1 Генераторы не имеют щеточно-коллекторного узла. На генераторах установлены подшипники закрытого исполнения, не требующие замены смазки в течение всего срока службы.
4.2 Ежедневно, перед запуском двигателя проверьте натяжение ремней привода генератора и затяжку болтов крепления генератора.
Для модификаций с приводом двумя ремнями (например, Г3000А.60. Г3000Б.67) натяжение ремня привода генератора должно обеспечивать прогиб наибольшей ветви на (15 — 22) мм при нажатии на ремень с усилием 40Н (4 кгс).
Для модификаций с поликлиновым приводом (например, Г3000А.36, Г3000Б.71) при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44±5Н (4,5±0,5гкс) прогиб должен быть (6 — 10) мм. Проверьте надежность крепления проводов, подходящих к генератору, затяжку гайки крепления шкива. Внимание. Слабое натяжение ремня приводит к уменьшению отдаваемой мощности генератора и недозарядке аккумуляторной батареи, а чрезмерное натяжение ремня приводит к значительному перегреву подшипников генератора и их преждевременному выходу из строя.
4.2.1 После запуска двигателя проверьте исправность работы генератора по вольтметру (амперметру).
4.2.2 Периодически контролируйте показания вольтметра (амперметра).
4.2.3 В случае обнаружения неправильной работы генератора (пониженное или повышенное напряжение) во избежание выхода из строя аккумуляторной батареи и электропотребителей необходимо отключить генератор от бортовой сети. Для этого необходимо отсоединить все провода, подходящие к генератору, надежно заизолировать контактные площадки и закрепить провода в подкапотном пространстве так, чтобы исключить их замыкание между собой и на ’’массу” машины.
4.2.4 В ближайшем автосервисе необходимо найти и устранить возникшую неисправность.
4.3 Один раз в месяц выполните следующие работы:
4.3.1 Очистите генератор от пыли и грязи щеткой или влажной тряпкой.
Внимание. Попадание внутрь генератора топлива, масла, охлаждающей жидкости, пыли, волокнистых материалов (соломы, тополиного пуха и т.п.) затрудняет проточную вентиляцию генератора, приводит к значительному перегреву генератора и его преждевременному выходу из строя.
4.3.2 Проверьте надежность крепления генератора на двигателе, при необходимости подтяните гайки крепления генератора на двигателе.
4.3.3 Проверьте натяжение ремня, при необходимости отрегулируйте натяжение ремня.
4.3.4 Проверьте состояние и надежность крепления проводов, подходящих к генератору, при необходимости заизолируйте провода в местах повреждения изоляции, подтяните гайки, крепящие наконечники проводов.
4.4 В постгарантийный период с интервалом один раз в год выполните следующие работы:
4.4.1 Снимите генератор, проверьте легкость и плавность вращения вала генератора, убедитесь в отсутствии повышенных осевых и радиальных люфтов в шарикоподшипниках. При больших люфтах генератор необходимо отремонтировать в специализированной мастерской.
4.4.2 На специализированном стенде проверьте работоспособность генератора на соответствие требованиям пп.1.1.10 — 1.1.13 ТУ 4573-001-24352420-97 по соответствующей методике.
Краткое содержание пп.1.1.10 — 1.1.13 технических условий ТУ 4573-001-24352420-97:
1.1.10 В холодном состоянии генераторы при отсутствии тока нагрузки должны обеспечивать напряжение не менее 25В: для Г3000А при частоте вращения 650±50 мин -1 , для Г3000Б — при частоте вращения 700±50 мин -1 .
1.1.11 В холодном состоянии генераторы при частоте вращения (3500 +200 ) мин -1 и напряжении от 26.5В до 28.6В в течении 2 мин. должны обеспечивать ток нагрузки: для Г3000А не менее 115А и для Г3000Б не менее 140А.
1.1.12 В холодном состоянии генератора при частоте вращения (3500 +200 ) мин -1 , токе нагрузки от 1 до 5 А, регулируемое напряжение должно быть:
— при работе с аккумуляторной батареей: от 27,1В до 30В.
— при работе без аккумуляторной батареей: от 27,1В до 31,5В.
1.1.13 При температуре окружающей среды (25±10)°С генераторы, работающие при самовозбуждении в нагретом состоянии должны иметь характеристики, указанные в таблице 2.
Напряжение не менее, В
Ток генератора, А, при частоте вращения, мин -1