Схема колеса автомобиля газ 66
ГАЗ-66-11. Колеса и шины (устройство и ремонт)
Колеса (рис. 126)—дисковые с разъемным ободом и распорным кольцом. Шины — камерные, пневматические, сверхнизкого давления.
Рисунок протектора повышенной проходимости типа «елочка». Давление в передних и задних шинах
2,8 кгс/см.
Допускается снижение давления в шинах до 0,5 кгс/см2.
Однако езда на приспущенных шинах без надобности недопустима, так как это приведет к преждевременному выходу их из строя.
Монтаж-демонтаж колес производят с помощью гаечного ключа крепления колес и двух специальных лопаток (рис. 127). При монтаже шины на колесо слегка припудривают внутреннюю часть покрышки и камеру. Вкладывают камеру в покрышку, расправляют и слегка накачивают, чтобы она приняла правильную форму. Вставляют распорное кольцо, заправляя при этом вентиль камеры в направляющую втулку, после чего закрывают замок распорного кольца (рис. 128). Кладут обод колеса бортом вниз и надевают на него покрышку в сборе с камерой и распорным кольцом так, чтобы вентиль камеры вошел в прорезь на ободе колеса и занял правильное положение.
Надевают бортовое кольцо и, равномерно подтягивая гайки, затягивают их (рис. 129).
Демонтаж шины. Полностью выпускают воздух из шины. Несоблюдение этого условия может привести при отворачивании гаек крепления съемного бортового кольца к тяжелым увечьям лиц, занятых демонтажем колес. Равномерно отвертывают 14 гаек крепления бортового кольца. Вставляют вилочную лопатку между шиной и бортовым кольцом и отжимают борт шины последовательно по всему периметру (рис. 130).
В образовавшийся зазор между бортовым кольцом и шиной вставляют вилочную лопатку таким образом, чтобы прямая лопатка находилась в пазу вилочной (рис. 131).
Удерживая прямую лопатку в пазу вилочной, последней отжимают бортовое кольцо (рис. 132).
Последовательно, передвигаясь по окружности бортового кольца и отжимая его прямой и вилочной лопаткой, осторожно снимают бортовое кольцо.
Перевертывают колесо. С помощью прямой и вилочной лопаток снимают борт шины с конической полки обода, точно повторяя предыдущие четыре операции монтажа бортового кольца.
Вынимают обод колеса из шины. Раскрывают замок распорного кольца и, утопив вентиль в направляющую, вынимают распорное кольцо из шины. Вынимают камеру из покрышки.
ГАЗ-66-11. Замена колес
Ослабляют гайки крепления колес; вывешивают колесо домкратом; отвертывают гайки крепления колеса; снимают колесо
со ступицы; очищают грязь с колеса; устанавливают новое колесо на ступицу, смазывают солидолом резьбу болтов крепления колеса. Ставят и предварительно затягивают гайки; снимают колесо с домкрата; окончательно затягивают гайки крепления.
ГАЗ-66-11. Основные правила эксплуатации шин
Ежедневно перед выездом проверяют состояние шин. После работы устанавливают автомобиль на сухом месте, не загрязненном нефтепродуктами.
Осматривают шины, удаляют из них посторонние предметы. Если предполагается, что автомобиль не будет работать более 10 дней, его ставят на подставки, чтобы разгрузить шины.
Нельзя устанавливать шины с разным рисунком протектора. Шины на передних и задних колесах устанавливают так, как показано на
Необходимо соблюдать нормальное давление в шинах. Давление воздуха в шине запасного колеса должно быть 0,5. 0,8 кгс/см2.
Регулярно проверяют и своевременно регулируют установку передних колес. С целью обеспечения равномерного изнашивания шин при ТО-2 переставляют их вместе с колесами в последовательности, показанной на рис. 134.
Запасное колесо участвует в перестановке, если изнашивание его шины не отличается от изнашивания остальных.
Схема колеса автомобиля газ 66
ГАЗ-66-11. Система регулирования давления воздуха в шинах (устройство)
Система регулирования давления воздуха в шинах обеспечивает изменение и контроль давления в шинах с места водителя как на стоянке, так и на ходу в зависимости от характера дорожного покрытия и скорости движения автомобиля. Снижение давления воздуха в шинах при движении по мягкому грунту уменьшает удельное давление на грунт и повышает проходимость автомобиля. При незначительных повреждениях камеры система регулирования давления в шинах позволяет продолжать движение автомобиля, не прибегая при этом к немедленной смене колеса, поскольку компрессор восполняет утечку воздуха из камеры. Система регулирования давления воздуха в шинах (рис. 180)) состоит из компрессора 1, воздушного баллона 4, крана управления 10, регулятора давления 3, предохранительного клапана 5, защитного одинарного клапана 8, запорных воздушных кранов колес, блоков уплотнителей, установленных в цапфах мостов, манометра 9, трубопроводов и шлангов.
Компрессор (рис. 181) поршневого типа, одноцилиндровый с воздушным охлаждением приводится во вращение через шкив 7 вместе с насосом гидроусилителя рулевого управления двумя ремнями от шкива коленчатого вала двигателя. Воздух из воздушного фильтра двигателя поступает в цилиндр компрессора через пластинчатый впускной клапан. Сжатый воздух вытесняется в пневматическую систему через пластинчатый нагнетательный клапан. Смазочный материал к компрессору подводится от системы смазывания двигателя. Компрессор имеет устройство для поддержания необходимого давления воздуха в системе. Оно состоит из разгрузочного цилиндра 6, установленного на головке компрессора, и регулятора давления.
При достижении давления воздуха в системе 7. 7,35 кгс/см2 регулятор давления соединяет разгрузочный цилиндр 6 с воздушным баллоном, в результате чего воздух под давлением поступает в разгрузочный цилиндр и перемещает поршень разгрузочного цилиндра вниз. Шток поршня разгрузочного цилиндра, переместившись вниз, открывает клапан и соединяет таким образом полость цилиндра компрессора с воздушным фильтром двигателя, вследствие чего при ходе поршня компрессора вверх (ход сжатия) воздух вытесняется обратно в воздушный фильтр, а не в систему, т. е. компрессор работает без нагрузки. При снижении давления воздуха в системе до 5,65. 6 кгс/см2 регулятор давления соединяет разгрузочный цилиндр с атмосферой. Поршень разгрузочного цилиндра с штоком поднимается под действием пружины вверх, впускной клапан освобождается, а компрессор снова начинает нагнетать воздух в систему.
Рис. 180. Схема системы регулирования давления воздуха в шинах:
1—компрессор; 2—разгрузочный цилиндр; 3—регулятор давления; 4—воздушный баллон; 5—предохранительный клапан; 6—кран отбора воздуха; 7—кран слива конденсата; 8—защитный одинарный
клапан; 9—манометр; 10—кран управления; 11—рукоятка крана управления
Рис. 181. Компрессор
Рис. 182. Регулятор давления:
Рис. 183. Кран управления
Рис. 184. Воздушный кран
Регулятор давления (рис. 182) совместно с разгрузочным цилиндром автоматически поддерживает давление в системе в пределах
5.65. 7.35 кгс/см2 путем впуска и выпуска воздуха из разгрузочного цилиндра. При повышении давления в системе до 7. 7,35 кгс/см2 клапан 9 под действием этого давления, преодолевая усилие пружины, поднимается вверх до тех пор, пока клапан 13 не прижмется к седлу 6. При этом сжатый воздух из системы через фильтр 12 поступит в разгрузочный цилиндр, в результате чего нагнетание воздуха в систему прекратится. При падении давления в системе до 5,65. 6 кгс/см2 пружина регулятора преодолевает силу давления сжатого воздуха и опускает шарики вниз, вследствие чего разгрузочный цилиндр отъединяется от системы и соединяется через выпускные каналы с атмосферой. Впускной клапан компрессора освобождается, и компрессор начинает нагнетать воздух в систему.
Воздушный баллон предназначен для отстоя конденсата водяных паров и масла, попадающих в систему из компрессора вместе с сжатым воздухом. Баллон имеет предохранительный клапан, краник для слива конденсатора и краник отбора воздуха. Предохранительный клапан служит для предохранения системы от чрезмерного повышения давления в случае порчи автоматического регулятора давления и отрегулирован так, что он открывается при достижении в системе давления воздуха
10. 10,5 кгс/см2. Кран управления (рис. 183) золотникового типа позволяет соединять камеры колес с компрессором (при накачке шин воздухом), атмосферой (при снижении давления воздуха в шинах) или запирать их (если нужно сохранить имеющееся давление воздуха в шинах) . Перемещаясь относительно корпуса 1 в ту или иную сторону от среднего положения, золотник 8 мо-жет соединять полость, сообщающуюся с камерами колес, с полостями, сообщающимися с компрессором или атмосферой. Золотник крана управления имеет три положения. Левое соответствует накачке шин, правое — выпуску воздуха из шин, среднее — нейтральное. Нейтральное положение крана управления фиксируется рукояткой в кронштейне, а положения «Увеличение давления» и «Снижение давления» — упором соответственно замочного кольца 6 в опорную шайбу 5 и в гайку 7.
Золотник крана управления тягой соединен с рукояткой крана, закрепленного спереди на средней части съемного пола кабины. На панели приборов имеется табличка с указа-
нием положения рукоятки крана управления. Для переключения рукоятку крана поднимают вверх и повертывают в нужное положение.
Воздушный кран (рис. 184) служит для подвода воздуха в камеры колес. Он состоит из корпуса 2, сальников 4, запорной пробки 6, накидных гаек 1 и 5 и шайб 3.
Подвод воздуха к переднему колесу показан на рис. 185 и к заднему колесу на рис. 186. Основной частью уплотнительного устройства в цапфе являются резиновые манжеты, которые собраны в пакет.
Рис. 185. Подвод воздуха к переднему колесу:
П- полость; 1 шланг подвода воздуха; 2—канал для подвода воздуха; 3—трубка подвода воздуха; 4—воздушный кран
Рис. 186. Задняя ступица и колесо.
П—полость; 1—цапфа; 2—болт-съемник; 3—крышка фланца; 4, 6—гайки подшипников; 5— стопорная шайба; 7—ступица; 8—трубка подвода воздуха; 9—колесо; 10—тормоз; 11—перепускной
клапан; 12, 15—сальникм;13—балка моста; 14—полуось
Шины на ГАЗ — 66
О проходимости легендарного советско-российского грузовика ГА3 — 66 ходит уйма легенд.
Считается, что нет такого бездорожья, по которому не проползет супервездеход. За счет чего достигается такая проходимость? Есть целый ряд характеристик, которые обеспечивают этот важный показатель. Но сначала немного истории.
Из истории создания ГАЗ — 66
В серийное производство ГАЗ — 66 был запущен в 1964 году. Он был создан на базе грузовых автомобилей ГАЗ — 62 и ГАЗ — 63. Полноприводный грузовик имел грузоподъемность 2 тонны, V-образный восьмицилиндровый бензиновый двигатель и 4-х ступенчатую коробку передач. В 1968 году в конструкцию ГАЗ — 66 добавили систему регулировки давления в шинах. Модель дважды отмечалась золотыми медалями и получила знак качества. Выпуск ГАЗ — 66 прекратился в 1995 году, на данный момент можно приобрести ГАЗ 66 с военной консервации.
За счет чего достигнута высокая проходимость ГАЗ — 66
На высокую проходимость грузовика повлиял ряд факторов. В первую очередь, это применение в обоих мостах машины самоблокирующихся дифференциалов. Важно смещение центра тяжести на середину кузова, что дает равномерное распределение нагрузки на обе оси автомобиля.
Подробная схема грузовика ГАЗ 66
Шины, применяемые на ГАЗ — 66
Влияние шин на проходимость
С легкостью преодолевать любые препятствия вездеходу горьковского завода помогают и колеса. Во-первых, само конструкторское решение – по одному скату на передней и задней оси. При прохождении препятствия передние колеса набивают колею, а задние идут за ними практически по тем же следам, продавливая тот же размер колеи (колея передних колес – 1, 8 м, задних – 1, 75 м). Учитывая небольшой вес ГАЗ — 66 и довольно большой размер резины, автомобиль не вязнет в болотистой среде.
Другое дело, если бы задние колеса были двускатными – машина тогда буксовала бы задней осью. Во-вторых, есть замечательное решение конструкторов – добавить в грузовой автомобиль ГАЗ — 66 компрессор для подкачки шин. Подкачка реально выручала. Перед полосой препятствия сначала можно было снизить давление во всех колесах, а после прохождения трудного участка подкачать компрессором.
Подкачка помогала и при повреждении протектора – давала возможность доехать с пробитым колесом до шиномонтажа, постоянно поддерживая давление во время движения автомобиля (компрессор работает от двигателя).
Но стоит заметить, что штатный компрессор довольно капризен – требует постоянного обслуживания. Стоит только проглядеть – он тут же выйдет из строя.
В-третьих, это применение на ГАЗ арочных шин, облегчение резины методом обдирки. Такие нестандартные решения увеличивают возможность с большей легкостью преодолевать трудные участки дороги.
Характеристики стандартной резины на ГАЗ — 66
В наше время еще немало экземпляров «боевых» ГАЗ — 66 ездит по дорогам России (впрочем, не только в России).
Для начала приведем общие характеристики стандартной шины, которая устанавливается на автомобиль:
- Размер колеса – 12.00R18 320х80 R 457;
- Рисунок протектора – универсальный;
- Максимально допустимая скорость – от 80 до 95 км/ч;
- Внутреннее давление с максимальной нагрузкой – 340 кгс;
- Статический радиус – 505 мм;
- Применяемость – на грузовых автомобилях ГАЗ — 66, ЗИЛ — 157;
- Номинальное давление воздуха в шинах – 2,8 кгс/ см2.
Схема колеса автомобиля газ 66
ГАЗ-66-11. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ
Автомобиль оборудован тремя тормозными системами: рабочей,
действующей на тормозные механизмы всех колес автомобиля; запасной, являющейся частью рабочей тормозной системы и действующей на тормозные механизмы передних или задних колес; стояночной, действующей на трансмиссию автомобиля.
ГАЗ-66-11. Рабочая тормозная система (устройство)
Рабочая тормозная система (рис. 143) выполнена с раздельным торможением осей (с двумя независимыми контурами) и двухпроводным пневмоприводом для управления тормозами прицепа. При соединении тормозных систем автомобиля и прицепа с питающей (правой по ходу автомобиля) и управляющей (левой) головками 9 тягача присоединяют соответствующие (питающую и управляющую) головки прицепа. После соединения головок открывают разобщительный кран 8 на тягаче, повернув его рукоятку вдоль оси крана. При эксплуатации автомобиля без прицепа разобщительный кран должен быть закрыт (рукоятка установлена перпендикулярно оси крана).
Рабочая тормозная система состоит из тормозных механизмов переднего 2 и заднего 6 колес и привода к ним. В привод входят: главный цилиндр 1 с прозрачным наполнительным бачком; два гидровакуумных усилителя 4 и 11, воздушный фильтр 3, запорный клапан 12, сигнализатор неисправности гидропривода 14 с сигнальной лампой 13, клапан управления тормозами прицепа 10, две соединительные головки типа «Палм» 9, разобщительный кран 8, воздушный баллон 7, одинарный защитный клапан 5, а также гидравлические, вакуумные и воздушные трубки, функционально соединяющие указанные узлы.
Размеры сопрягаемых деталей тормозной системы автомобиля даны в прил. 2.
Рис. 143. Рабочая и запасная тормозные системы
ГАЗ-66-11. Тормозной механизм переднего колеса
(рис. 144) с двумя заклинивающими колодками. Он состоит из щита 11; двух цилиндров 2, закрепленных на щите с помощью опорных пальцев 1 и соединенных между собой трубкой 14; двух тормозных колодок 6, 10, которые опираются на латунные эксцентрики 13 опорных пальцев и прижимаются к регулировочным эксцентрикам 15 стяжными пружинами 9. Положение колодок в механизме регулируется с помощью регулировочных эксцентриков и латунных эксцентриков опорных пальцев. На наружном торце опорного пальца сделана метка (углубление диаметром 2 мм), показывающая положение наибольшего эксцентриситета латунного эксцентрика. При установке новых тормозных колодок и неизношенном тормозном барабане метки на опорных пальцах должны быть обращены в сторону болта соединительной муфты трубки. В этом случае допускается отклонение поворота меток от указанного положения в пределах 40°.
Рис. 144. Тормозной механизм переднего колеса:
1—опорный палец; 2—колесный цилиндр; 3—перепускной клапан; 4—колпачок перепускного клапана; 5—пружина; 6, 10—колодки; 7—поршень; 8—защитный колпак колесного цилиндра; 9—стяжная пружина колодок; 11—тормозной щит; 12—гайка опорного пальца; 13—эксцентрик опорного пальца; 14—соединительная трубка; 15—головка болта регулировочного эксцентрика; 16—регулировочный эксцентрик
Тормозной механизм заднего колеса с одной заклинивающей и одной отжимной колодками (рис. 145) состоит из щита 3, одного колесного цилиндра 2 двустороннего действия, который воздействует на колодки. Положение колодок в механизме регулируется с помощью латунных эксцентриков 13 опорных пальцев 14 и регулировочными эксцентриками 11. Колодки прижимаются к регулировочным эксцентрикам стяжной пружиной 4.
Метки на опорных пальцах, показывающих положение наибольшего эксцентриситета регулировочного эксцентрика опорного пальца при неизношенных фрикционных накладках и барабане, должны быть обращены одна к другой. Так же, как у тормозного механизма переднего колеса, допускается отклонение поворота меток от указанного положения в пределах 40°.
Рис. 145. Тормозной механизм заднего колеса:
1—защитный колпак колесного цилиндра; 2—колесный цилиндр; 3—тормозной щит; 4—стяжная пружина колодок; 5—направляющая скоба колодок; 6—тормозная колодка; 7—фрикционная накладка колодки; 8—болт регулировочного эксцентрика; 9—шайба; 10—пружина болта регулировочного эксцентрика; 11—регулировочный эксцентрик; 12—пластина опорных пальцев; 13—эксцентрик опорных пальцев; 14—опорный палец тормозной колодки; 15— гайка опорного пальца; 16—пружинная шайба