Схема измерения температуры двигателя

Схема измерения температуры двигателя

В зависимости от «обвески» возможны различные конечные исполнения.

Устройство производит измерение температуры двигателя при помощи широко распространённого датчика температуры DS18B20 (DS1820, DS18S20), и отображает это значение на двухразрядном индикаторе, с гашением незначащего нуля, в старшем разряде. Если четыре замера подряд будут равны, или больше 94 градусов C, на выходе управления включением вентилятора появится высокий логический уровень (включение). Если температура будет и дальше повышаться, и достигнет 97 градусов C (в течение четырёх замеров подряд), помимо этого включится звуковой сигнал «SOS», а показания начнут мигать. Низкий логический уровень (выключение) на выходе управления включением вентилятора появится только после того, как температура (четыре замера подряд) опустится до 90 градусов C. Таким образом, достигается гистерезис включения-выключения вентилятора.
Кроме того, после подачи высокого логического уровня (включения) на выход управления включением вентилятора, процедура измерения температуры блокируется, и данный уровень принудительно удерживается в течение примерно 32 секунд, после чего устройство переходит в нормальный режим работы, до следующего включения вентилятора. Это сделано с целью избежать влияния переходных процессов, при включении вентилятора, на работу устройства.

Поскольку разрядов два, старшая единица в числах, начиная со 100, отображаться не будет (на управление вентилятором это не влияет). Отображение числа «0» и числа «100» будут отличаться тем, что в первом случае, будет происходить гашение незначащего нуля, и на индикаторе будет отображаться «0», а во втором гашения не будет, и индикатор покажет «00». Соответственно, визуальной разницы между показаниями чисел «10» и «110» не будет. Такая ситуация является практически нереальной (поскольку данная температура является аварийной для двигателя), однако даже в этом случае, отличить их можно. При температуре «110» будет звучать звуковой сигнал, а индикация будет мигать.

Посмотреть (скачать)
1551×1276

Pin Description
1 +12V, и к обмотке реле включения вентилятора
2 Корпус
3 «Плюсовой» вывод венилятора
4 «Минусовой» вывод вентилятора
5 Обмотка реле включения вентилятора
6 «Зажигание»

Устройство также контролирует состояние зажигания. Когда зажигание включено, индикация горит постоянно. При выключенном зажигании, если температура не превышает 84 градусов C, индикация выключается. Кроме того, выключается опрос датчика температуры и опрос клавиатуры. Включаются они только после включениязажигания. Таким образом, экономится ресурс аккумулятора, при длительной стоянке.
Яркость свечения индикатора можно регулировать двумя кнопками. Градаций яркости — 11. Яркость соседнихотличается вдвое. При удержании кнопки, включается режим автоповтора нажатия.
Примечание: Первоначально градаций было 255, но, поскольку, соседние были визуально неотличимы, алгоритм переделан.

О неисправности говорят следующие сообщения:

Ind. Description Defection
no Датчик не выдал ответа на инициализацию Отсутствие датчика (обрыв шлейфа), неисправность датчика
cr Неправильная контрольная сумма Неисправность датчика, неисправность шлейфа/ контактов, сильные помехи
oh Датчиком превышено допустимое время преобразования температуры в код Неисправность датчика, неисправность шлейфа/контактов, сильные помехи

При возникновении любой из в/у неисправностей, устройство переходит в аварийный режим работы:

  1. Опрос датчика выключается;
  2. В течение примерно тридцати секунд звучит звуковой сигнал «Похоронный марш» (индикация при этом мигает);
  3. На выход управления включением вентилятора подаётся высокий логический уровень (включение).
    Включение вентилятора и наличие индикации зависит от состояния зажигания. При включённом, они есть (вне зависимости от температуры), а при выключенном отсутствуют.

Примечание: Поскольку, при низкой температуре, и выключенном зажигании, выключается не только индикация, но и опрос датчика, то в это время, при возникновении неисправности, сигнал не будет подан. Он появится только после включения зажигания.

Перед устранением неисправности, устройство необходимо выключить, а после устранения включить.
В любом случае, при появлении в/у сообщений, рекомендуется сперва проделать данную процедуру (выключение-включение).
Начиная с версии 0.3.0, при отработке ошибки «cr» (с версии 0.3.1, и при отработки ошибки «oh»), после окончания звучания сигнала, устройство не самоблокируется, а происходит новая попытка чтения температуры. Самоблокировка будет, только если происходит подряд шесть таких ошибок, или возникает ошибка «no».

Версия для печати (661×758)
Оригинал (в формате Abacom, Sprint-LayOut 4.0 )

Настоятельно рекомендуется заменить индикаторы АЛС324 на что-нибудь более современное и яркое.

Прошивки

Ver Flash
0.2.1 *.hex
0.3.2 *.hex
0.3.2 (for 1820 & 18s20) *.hex

Датчик и помехи.

В авторском варианте, в/у DS18B20 помещён в корпус от штатного датчика для а/м ВАЗ «М-106».


Посмотреть (скачать)
1600×1200

Посмотреть (скачать)
1600×1200

Посмотреть (скачать)
1600×1200

Внутренности вынимаются (как видно на снимке, совсем аккуратно вынуть не удалось, и прижимная пружина была повреждена), а на их место устанавливается DS18B20, предварительно подготовленный. Для этого, первым делом к датчику припаивается сигнальный кабель. Затем, на датчик наматывается узкая лентаметаллической фольги до тех пор, пока диаметр не станет достаточным для того, чтоб на нём держалсяколпачок от пружины штатного датчика. Затем на выводы датчика надевают картонную шайбу, которая предназначена для того, что бы наполнитель (см. далее) не попадал на датчик (в принципе, если наполнитель будет довольно густой консистенции, можно обойтись и без шайбы), и изоляционную прокладку (также от старого датчика).

После этого оставшееся пространство в корпусе датчика заливают жаростойким затвердевающим наполнителем (в авторском варианте использовался цемент для выхлопных труб), в несколько этапов, с просушкой слоёв.

Для придания конструкции жёсткости, перед последним слоем, в корпус вкладывают пару стальных стержней(например, гвоздей с откусанными шляпками).


Посмотреть (скачать)
1600×1200

Посмотреть (скачать)
1600×1200

Посмотреть (скачать)
1600×1200

Сигнальный кабель экранируется, в месте подключения к шине на него надевается ферритовый фильтр (как на кабеле USB), а непосредственно у блока управления, в разрыв проводов шины (питания и общего) впаяныдроссели типа ДМ-0,4 по 125мкГн. Однако, в связи с тем, что датчик находится в непосредственной близости от запальной свечи, эти меры практически ничего не дают. Помехи оказываются такой силы, что МК постоянно находится в состоянии сброса. Избавиться от этого явления удалось только «правильной» прокладкойсигнального кабеля.

Как показали эксперименты, устройство великолепно функционирует, пока датчик находится хотя бы на небольшом удалении от высоковольтных проводов системы зажигания. Поэтому, возможно, имеет смысл подумать о другом месте установки. Например, просто прижать его к корпусу двигателя. Однако, при таком способе, необходимо учитывать, что датчик будет загрязняться, и его показания будут неточными.

Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 электромагнитный, логометрического типа. Предназначен для контроля температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Оснащен сигнализатором перегрева. На автомобилях УАЗ входит в состав щитка приборов 14.3805 или КП116-3805010. Работает совместно с датчиком температуры ТМ100.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807, характеристики.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 представляет собой электромагнитный логометр с неподвижными катушками и подвижным постоянным магнитом связанным со стрелкой. Кроме автомобилей семейства УАЗ-31512, фургонов УАЗ-3741 и УАЗ-3909, санитарных УАЗ-3962, автобусов УАЗ-2206, грузовых УАЗ-3303 и УАЗ-39091, указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 применяется на автомобилях ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, ЛУАЗ, и автобусах ПАЗ, ЕРАЗ, КАВЗ.

Основные характеристики указателя 14.3807 :

— Диапазон показаний, градусов Цельсия : 40-120
— Цена деления, градусов Цельсия : 20
— Тип измерительного механизма : магнитоэлектрический
— Номинальное напряжение, В : 12
— Посадочный диаметр кожуха, мм : 60
— Посадочный диаметр для ламподержателя подсветки и сигнализатора, мм : 11,5
— Конструкция электрического соединения : штекер 6,35 мм
— Масса, кг : 0,18

Датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100, характеристики.

Указателя 14.3807 получает показания от датчика температуры ТМ100, который установлен в головке блока цилиндров двигателя. Рабочим элементом датчика является термистор помещенный в металлический корпус.

Основные характеристики датчика температуры ТМ100 :

— Пределы измерения температуры, градусов : 40-120
— Номинальное напряжение, В : 12, 24
— Ток нагрузки, А : 0,1
— Присоединение : винт М3
— Размер под ключ : S19
— Резьба : K3/8
— Вес, г : 45

Схема подключения указателя температуры 14.3807 и датчика температуры ТМ100.

Контрольная лампа предельной температуры охлаждающей жидкости в радиаторе и датчики температуры ТМ104 или ТМ111-09.

Контрольная лампа расположена на панели приборов УАЗ и работает совместно с датчиком температуры ТМ104 или ТМ111-09, который расположен в верхней части радиатора. Биметаллическая пластина внутри датчика замыкает контакты и контрольная лампа загорается при температуре охлаждающей жидкости в радиаторе в пределах 91-98 градусов.

Во время эксплуатации автомобиля не допускается значительное понижение уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и как следствие обнажение трубок в верхнем бачке радиатора, так как от перегрева датчик температуры может выйти из строя.

Перестановка местами датчика ТМ100 указателя температуры охлаждающей жидкости и датчика ТМ104 или ТМ111-09 контрольной лампы аварийного перегрева охлаждающей жидкости не допускается, так как указатель и лампа в таком случае работать не будут.

Схема подключения и работы аварийного датчика температуры ТМ104 или ТМ111-09.

Расположение датчиков температуры ТМ100 и ТМ104 в автомобилях семейства УАЗ-31512.

Расположение датчиков температуры ТМ100 и ТМ111-09 в автомобилях семейства УАЗ-3741.

Проверка исправности указателя температуры 14.3807 и датчика температуры ТМ100.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 проверяется путем сравнения его показаний с показаниями термометра. Для этого надо вывернуть датчик температуры ТМ100, при необходимости удлинить его провод, соедините датчик отдельным проводом с массой автомобиля и поместите вместе с термометром в середину сосуда с водой нагретой до кипения. Клемму датчика погружать в воду не следует.

Затем остается сравнивать показания указателя температуры 14.3807 и термометра. Температура воды до требуемой величины доводится путем долива в сосуд холодной воды. При температуре воды в 100 и 80 градусов погрешность показаний указателя не должна превышать +-5 градусов, а при температуре воды в 40 градусов погрешность не должна превышать +4 или -12 градусов.

Если показания указателя превышают указанные пределы, то сначала надо попробовать заменить датчик ТМ100, а если это не даст положительных результатов, то заменить указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807.

Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы.

То при включенном зажигании отсоединить провод от датчика указателя и соединить его наконечник с массой. Если стрелка отклонится, то следовательно неисправен датчик и его необходимо заменить. Если стрелка не отклоняется, снять щиток приборов и при включенном зажигании соедините с массой клемму «Д» указателя. Отклонение стрелки в этом случае укажет на его исправность и на повреждение провода, соединяющего датчик с указателем. Если стрелка не отклоняется, то неисправен сам указатель.

Если стрелка указателя постоянно находится в конце шкалы.

То при включенном зажигании отсоединить провод от датчика. При неисправном датчике стрелка должна вернуться в начало шкалы. Если стрелка остается в конце шкалы, то провод имеет замыкание на массу или неисправен указатель. Его исправность можно проверить, отсоединив провод от клеммы «Д». При включенном зажигании стрелка должна находиться в начале шкалы.

Проверка указателя температуры 14.3807 при помощи контрольного реостата.

Для проверки указателя 14.3807 таким способом, его надо подсоединить к контрольному реостату. При сопротивлении контрольного реостата в 400-530 Ом стрелка должна находиться около отметки 40 градусов. При сопротивлении 80-95 Ом — около отметки 80 градусов. При сопротивлении 51-63 Ом — около отметки 120 градусов.

Диагностика исправности датчика температуры ТМ100 по его сопротивлению.

При температуре 40 градусов сопротивление на датчике должно быть в пределах 400-530 Ом, при температуре 80 градусов — в пределах 130-157 Ом, при температуре 100 градусов — в пределах 80-95 Ом, а при температуре 120 градусов — в пределах 51-63 Ом.

Ремонт указателя температуры охлаждающей жидкости и его датчика.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 и датчики ТМ100, ТМ104 и ТМ111-09 ремонту не подлежат. Поэтому в случае их неисправности следует проверить только электрические соединения и исправность проводки, и если они в порядке, то заменить указатель или датчики на новые. Рекомендуется сначала попробовать заменить датчики, так как они обычно чаще выходят из строя.

Читайте также:  Топ масла для автомобилей 5w40
Оцените статью