Трактор МТЗ-82
Все о тракторе МТЗ-82: устройство, эксплуатация, ремонт, технические характеристики и ремонт. Двигатель Д-240: ремонт двигателя МТЗ.
ГРМ двигателя Д-240: метки, распредвал и схема
» Двигатель Д-240 » ГРМ двигателя Д-240: метки, распредвал и схема
Механизм газораспределения (ГРМ) двигателя Д-240 состоит из шестерен, распредвала, впускных и выпускных клапанов, соединительных и передающих движение деталей.
Вращательное движение от коленвала передается шестерням привода распредвала и топливного насоса. Профильные кулачки распределительного вала размещены соответственно порядку работы двигателя. Во время поворота распредвала кулачок своим выступом приподнимает толкатель и штангу, упирающаяся нижним концом в дно толкателя, а верхним в регулировочный винт коромысла. Коромысло, смонтированное на валике, поворачивается и опускает клапан вниз, после чего открывается отверстие в головке цилиндров, а пружины, предварительно сжатые для удержания клапана в закрытом положении, дополнительно сжимаются. Стержень клапана совершает движение в направляющей втулке.
Схема ГРМ двигателя Д-240: 1 — прокладка головки; 2 — головка; 3 — выпускной клапан; 4 — впускной клапан; 5 — втулка клапана; 6 — прокладка; 7 — крышка головки; 8 — наружная пружина клапана; 9 — внутренняя пружина клапана; 10 — прокладка колпака; 11 — колпак крышки; — 12 тарелка клапана; 13 — сухарики; 14 — гайка колпака; 15 — шайба; 16 — пружина; 17 — ось коромысел; 18 — пробка оси; 19 — болт крепления крышки головки; 20 — толкатель; 21 — штанга; 22 — регулировочный винт; 23 — гайка регулировочного винта; 24 — коромысло; 25 — шпилька крепления впускного коллектора; 26 — болт крепления форсунки; 27 — гайка стакана форсунки; 28 — стакан форсунки; 29 — трубка маслопровода; 30 — стойка оси; 31 — впускной коллектор.
Открытие клапана осуществляется полностью, когда толкатель находится у вершины кулачка. При последующим повороте распределительного вала толкатель опускается, а клапан под влиянием пружин возвращается в верхнюю позицию. При выходе выступа кулачка из-под толкателя, прекращается давление на клапан и он под влиянием пружин наглухо закрывает отверстие клапана в ГБЦ. Штанга, коромысло и толкатель возвращаются в исходное положение.
Для того, чтобы цилиндр как можно быстрее наполнялся и хорошо очищался, необходимо правильно установить моменты времени, в которые клапана закрываются и открываются. Открытие впускного клапана происходит с некоторым опережением, т. е. до возвращения поршня в верхнюю мертвую точку, а закрытие — с запаздыванием, после того, как поршень проходит нижнюю мертвую точку.
Схема установки шестерен газораспределения: 1 — шестерня привода насоса рулевого управления; 2 — шестерня распределительного вала; 3 — промежуточная шестерня; 4 — шестерня привода топливного насоса; 5 — шестерня коленчатого вала; 6 — шестерня привода масляного насоса.
Установка фаз ГРМ
Для того, чтобы правильно установить фазы газораспределения двигателя во время сборки, необходимо совместить метки грм д 240 на шестернях распределения. На промежуточной шестерне имеются две метки-впадины, отмеченные буквами Т и К, и один зуб оснащен меткой с буквой Р. Впадину с буквой К размещают напротив помеченного зуба шестерни коленвала; впадину с буквой Т — напротив меченого зуба шестерни привода топливного насоса; зуб с буквой Р — напротив отмеченной впадины шестерни распредвала.
Косозубые шестерни распределения изготавливаются из легированной стали и закаливаются до высокой твердости. Ведущая шестерня насажена на передний конец коленвала, зафиксирована шпонкой и постоянно зацеплена с промежуточной шестерней, вращающаяся на пальце, запрессованном в переднюю стенку блоку цилиндров.
Промежуточная шестерня вращает шестерни распределительного вала и привода топливного насоса. Специальная шайба, присоединенная к торцу пальца двумя болтами, удерживает шестерню от осевых перемещений (допустимо 0,1-0,78 мм). Шестерня распредвала напрессована на передний конец, передает ему вращение при помощи шпонки и зафиксирована болтом и шайбой, вкрученный в передний торец вала. В головке болта имеется прорезь для поводка привода редуктора тахомотосчетчика.
Диаграмма фаз газораспределения: 1 — начало открытия впускного клапана; 2 — начало закрывания впускного клапана; 3 — начала открытия выпускного клапана; 4 — конец закрывания выпускного клапана.
Распределительный вал
Распредвал дизеля Д-240 изготавливается из стали, а рабочие поверхности кулачков и опорные шейки закаливаются токами высокой частоты. Вал совершает вращение в трех втулках, установленные в блок цилиндров. Передняя втулка выполнена из бронзы, а две остальные из антифрикционного чугуна.
Вдоль вала расположены восемь кулачков в следующей последовательности:
1. выпускной первого цилиндра;
2. впускной первого цилиндра;
3. впускной второго цилиндра;
4. выпускной второго цилиндра;
5. выпускной третьего цилиндра;
6. впускной третьего цилиндра;
7. впускной четвертого цилиндра;
8. выпускной четвертого цилиндра.
Данное расположение кулачков (следовательно и клапанов) соединяет в головке цилиндров каналы от двух выпускных и впускных клапанов третьего и второго цилиндров в один единый.
Задняя шейка распределительного вала имеет наклонный просверленный канал, по которому к механизму клапанов подается смазка. Упорное кольцо удерживает распределительный вал от продольного перемещения (допустимо 0,3-1,04 мм).
Стальной толкатель имеет грибовидную форму со сферической нижней опорной поверхностью. В нижней части толкателя просверлен канал для отвода масла из механизма клапанов в картер. Штанга толкателя выполнена из стального прутка, концы которого имеют сферическую форму. Верхний конец штанги упирается в регулировочный винт коромысла клапана, а нижний — в углубление донышка толкателя.
Замена ГРМ своими руками
Газораспределительный механизм (ГРМ) синхронизирует работу поршневой группы, системы впрыска топлива и отвода продуктов сгорания. Если вы задаётесь вопросом, как поменять ГРМ, мы дадим необходимый минимум информации, которая поможет представить эту процедуру в целом. Так будет легче принять решение, стоит ли замена приводного ремня ГРМ собственных усилий, или лучше доверить эту работу специалистам.
Ремень газораспределительного механизма является наиболее ответственным и важным ременным приводом в автомобиле. Его обрыв – большая неприятность. Вам повезёт, если дело ограничится погнутыми клапанами. Поэтому ответ на вопрос, как заменить ГРМ, следует давать немедленно, как только вы заподозрите неполадки в его работе. В этом случае лучше перестраховаться, чем иметь в перспективе серьёзный ремонт.
Где находится ГРМ
Для начала напомним, где находится и как выглядит ремень ГРМ. Место его «дислокации» ‒ спереди двигателя, но не забывайте, что моторы бывают продольного и поперечного расположения. В большинстве случаев в газораспределительных механизмах используется зубчатый резиновый ремень, но в немалом числе моделей авто разных производителей для этого также используют стальную цепь.
Цилиндры двигателей могут оснащаться двумя или четырьмя клапанами с одним и двумя распределительными валами (РВ) соответственно. Кинематика газораспределительных механизмов таких моторов различается. Покажем их на примере 8- и 16-клапанных силовых агрегатов для ВАЗ 2110, 2111 и 2112.
Схема с двумя валами сложнее, и в ней, помимо шкива второго РВ, добавлен опорный ролик. Это также усложняет процедуру замены ремня. Труднее всего выполнять эту операцию после обрыва или сильного растяжения ремня, когда заводские настройки ГРМ могут слететь полностью. Замена в штатном режиме не настолько сложна, чтобы не попытаться сделать её самому.
Когда менять ГРМ
Ответы на вопрос, когда меняется ГРМ, есть в руководстве по эксплуатации автомобиля. Прежде всего необходимо проверять состояние ремня после 10‒15 тыс. км пробега, но не реже раза в год.
Чрезмерное растяжение, трещины, нити, расслоение, другие следы износа требуют немедленной замены ремня.
После 50 тыс. км пробега ременной привод меняют вне зависимости от его внешнего вида.
Что нужно для замены ГРМ
Ведущим звеном газораспределительного механизма является коленчатый вал. Он и задаёт темп работы ГРМ. Вращение на высокой скорости и силы трения приводят к достаточно быстрому растяжению и износу ремня. Однако решение о том, что менять при замене ГРМ, принимают после внимательного осмотра механизма.
Его проверяют на наличие люфтов в натяжном и опорном ролике, отсутствие протечек масла, определяют исправность водяной помпы, привод (шкив) которой является частью ГРМ. Поэтому при ремонте газораспределительного механизма вам может понадобиться не только ремень. Для его замены вам в обязательном порядке потребуется следующий комплект инструментов:
- набор рожковых, торцовых и накидных гаечных ключей №№ 10, 13, 17, в том числе специальный вилочный ключ для фиксации натяжного ролика;
- динамометрический ключ для затягивания гаек с требуемым усилием;
- прибор для проверки натяжения ремня;
- отвёртки;
- домкрат.
Перед началом замены ремня ГРМ следует подготовить автомобиль. Прежде всего машину нужно зафиксировать, чтобы она не качалась взад-вперёд. Снять переднее правое колесо и защиту под ним, а также другие части, которые могут создавать вам неудобства при работе. После снятия защиты верните колесо на место. С ним удобнее всего выполнять совмещение рисок и меток на шкивах ГРМ и корпусных деталях двигателя.
Замена ремня ГРМ своими руками
Здесь мы предлагаем посмотреть фотоотчёт о том, как поменять ремень ГРМ на ВАЗ с 16-клапанным двигателем. Процедура выполняется в такой очерёдности действий:
- Снять ремень генератора со шкива на коленвале.
- Снять крышку защитного кожуха ГРМ.
- Выставить метки шкивов РВ по рискам на кожухе.
- Снять шкив привода генератора, ещё раз проверить и выставить метки, добавляя к этому и коленвал, после чего можно снимать натяжной ролик, а вслед за ним и ремень.
- Проверить состояние ремня и роликов.
- Установить ремень обратно.
- Установить натяжной ролик.
- Осуществить натяжение ремня.
- Окончательно проверить соответствие меток.
- Произвести пробный пуск двигателя и завершить сборку.
Какой ГРМ выбрать
Чтобы облегчить вам поиск ответа на вопросы, какой ремень выбрать или какой ремень подходит, мы подготовили таблицу подбора ремней ГРМ для разных марок и моделей автомобилей:
Марка/Модель | Код оригинальный | Код аналог |
---|---|---|
Ремень ГРМ Рено | ||
Ремень ГРМ Логан | 7701477024 130C17480R 130C10178R | K015662XS 130C17529R |
Ремень ГРМ Логан 2 | 130C17480R 130C10178R | K015662XS 130C17529R |
Ремень ГРМ Ларгус | 130C17480R 130C10178R | K015662XS 130C17529R |
Ремень ГРМ Дастер | 130C11551R 7701477028 130C13130R 130C10178R | 130C17529R |
Ремень ГРМ Рено Клио | 7701469776 7701472726 130C10178R | 130C17529R |
Ремень ГРМ Сандеро | 130C17480R 130C10178R | K015662XS 130C17529R |
Ремень ГРМ Сандеро 2 | 130C17480R | K015662XS |
Ремень ГРМ Сандеро Степвей | 130C10178R | 130C17529R |
Ремень ГРМ Сандеро Степвей 2 | 130C10178R | 130C17529R |
Ремень ГРМ Симбол | 7701477024 | |
Ремень ГРМ Меган | 7701469776 7701472726 130C10178R | 130C17529R |
Ремень ГРМ Меган 2 | 130284231R 7701063999 130C13130R 130C13191R | CT977 |
Ремень ГРМ Меган 3 | 130C13191R 7701477028 | |
Ремень ГРМ Форд | ||
Ремень ГРМ Фокус 2 | 1672144 | VKMA04226 |
Ремень ГРМ Фокус 3 | 2045356 | KTB764 CT881K5 VKMA04226 530049510 KD452.24 |
Ремень ГРМ Фьюжн | 1672144 1672143 | |
Ремень ГРМ Дэу | ||
Ремень ГРМ Нексия | 1987948226 530 0332 10 5900270 | |
Ремень ГРМ Опель | ||
Ремень ГРМ Опель | 95516740 | |
Ремень ГРМ Шевроле | ||
Ремень ГРМ Лачетти | 93185845 93746917 | |
Ремень ГРМ Круз | 95516740 | |
Ремень ГРМ Хендай | ||
Ремень ГРМ Акцент | 24312-26001 | |
Ремень ГРМ Солярис | 24321-2B200 | |
Ремень ГРМ Элантра | 24321-2B200 | |
Ремень ГРМ Шкода | ||
Ремень ГРМ Октавия | 06A198119D | |
Ремень ГРМ Фабия | K035565XS | |
Ремень ГРМ Киа | ||
Ремень ГРМ Рио | 24321-2B200 | |
Ремень ГРМ Соул | 24321-2B200 | |
Ремень ГРМ Сид | 24321-2B200 |
Варианты ремней ГРМ для ВАЗ
Если вы не можете определиться, где купить ремень ГРМ в Волгограде, Волжском или другом городе области, – обращайтесь к нам, не ошибётесь.
Особое внимание обращайте на то, как выставить метки ГРМ. Мы предлагаем уделить ещё немного времени, чтобы просмотреть видео замены ремня ГРМ на ВАЗ с 16-клапанным мотором.