Схема газотурбинного двигателя циолковского

Схема газотурбинного двигателя циолковского

Самая обыкновенная фейерверочная ракета представляет собой простейший реактивный двигатель. Принцип (основу) работы реактивного двигателя понять нетрудно.

Возьмем цилиндрической формы сосуд с достаточно прочными стенками, поставим на землю, поместим внутри порцию взрывчатого вещества, например пороха, закроем цилиндр наглухо и воспламеним порох. Цилиндр останется неподвижно стоять на своем месте, давление образовавшихся при взрыве газов распределится равномерно на все стенки цилиндра и взаимно уравновесится.

А теперь проделаем в дне нашего цилиндра отверстие и повторим взрыв — картина получится уже другая. Теперь давление на стенки не будет равномерным: в том месте, где мы сделали отверстие, газы вырвутся наружу, и оно будет меньше. Значит, давление газов на противоположную, торцовую стенку не будет уже уравновешено. Газы как бы толкнут цилиндр в направлении, противоположном их истечению из проделанного отверстия. Подобный же толчок газов производит откат пушки при выстреле или отдачу в плечо ружья. Эта-то отдача и есть реактивная сила (или сила реакции, то есть обратного действия).

В фейерверочной ракете пороховая смесь помещена в цилиндр из картона с отверстием в нижней части. Теперь понятно, почему при поджигании пороховой смеси ракета устремляется ввысь.

Как оружие ракета получила широкое распространение в начале XIX века.

Ведя упорную борьбу с англичанами, захватившими Индию и стремившимися поработить ее население, индусы пустили в ход боевые ракеты с зажигательным составом в головной части. Англичане переняли у индусов это оружие и в 17 году, во время осады Копенгагена, выпустили более сорока тысяч ракет и сожгли ими почти весь город и значительную часть датского флота.

Вскоре многие европейские государства ввели в своих армиях специальные воинские части, вооруженные боевыми ракетами.

Большое усовершенствование получили ракеты в русской армии благодаря работам русского ученого-артиллериста генерал-лейтенанта К. И. Константинова. Он первый выяснил точную картину мгновенного возникновения и затухания реактивной силы, движущей ракету.

Только с изобретением нарезного артиллерийского оружия, которое несравненно повысило меткость попадания, боевые ракеты сошли со сцены.

РОССИЯ — РОДИНА РЕАКТИВНЫХ АППАРАТОВ

Однако ракета и принцип ее движения продолжали привлекать внимание исследователей. На этот раз ракетой заинтересовались изобретатели, работающие в области воздухоплавания. Их привлекала мысль применить принцип реактивного движения для устройства легкого двигателя летательных аппаратов. Паровые машины — основной двигатель того времени — были слишком тяжелы, чтобы их можно было использовать для воздухоплавания.

В первую очередь предлагалось ставить реактивные двигатели па дирижаблях. Одно из первых предложений такого рода было сделано русским военным инженером Третесским (в 40-х годах прошлого столетия). С тех пор наша Родина стала основным центром научно-технической мысли в области реактивных летательных аппаратов. Помимо инженера Третесского, выступил с проектом управляемого аэростата (дирижабля) адмирал Н. С. Соковнин. Он спроектировал в 1865 году для своего дирижабля реактивный двигатель, работавший сжатым воздухом. Его интересный проект привлек большое внимание как в России, так к за рубежом.

В марте 1881 года русский революционер-народоволец студент Петербургского института инженеров путей сообщения Н. И. Кибальчич, находясь в тюремном заключении по делу об убийстве императора Александра II, написал властям о своем изобретении — реактивном двигателе для летательных аппаратов. Кибальчич требовал огласки проекта. Но после казни Кибальчича проект так и остался лежать в жандармских архивах и только после Великой Октябрьской социалистической революции был наконец извлечен на свет и опубликован.

Над реактивным двигателем работали также лейтенант П. Д. Спицин, один из пионеров русской авиации, инженер путей сообщения Ф. Гешвед, А. П. Федоров, напечатавший в 1896 году небольшую книгу «Новый способ воздухоплавания, — исключающий воздух как опорную среду», и другие исследователи.

Но все эти попытки не привели еще к созданию действующего реактивного двигателя.

Для того чтобы первые эскизы реактивного двигателя, набросанные на бумаге изобретателями-новаторами, превратились в нормально действующий мотор, потребовались десятки лет упорного труда и прежде всего детальное теоретическое обоснование самого принципа реактивного движения.

И первый полет человека на аппарате тяжелее воздуха, осуществленный братьями Райт в 1903 году, был произведен на самолете с мотором внутреннего сгорания. Эти моторы, превратившиеся постепенно в весьма совершенный и чрезвычайно сложный механизм, оставались монопольным двигателем в авиации до последних дней. И только сейчас на самолетах появился наконец реактивный двигатель.

Читайте также:  Чип тюнинг rrs 249 лс

Это стало возможным потому, что великим русским Константином Эдуардовичем Циолковским была создана теория реактивного движения.

К. Э. Циолковский родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии, в многодетной семье ученого-лесовода. В детстве, едва успев выучиться читать и писать, он захворал скарлатиной и в результате осложнении почти совсем оглох. Таким образом он был лишен возможности учиться в школе. Заниматься же с ним отдельно было некому. Но мальчик нашел в себе столько воли и стремления к знанию, что все предметы начальной и частью средней школы прошел самостоятельно по учебникам братьев и сестер.

Уже в детские годы у него обнаружилась замечательная способность к изготовлению различных самодельных приборов и механизмов. Он сам изготовил себе токарный станок и работал на нем. Одну за другой делал он маленькие паровые машины, воздушные насосы, электрические машины, смастерил самодвижущуюся коляску, которая действовала от остроумно устроенной ветрянки и могла двигаться против ветра.

Изготовление большинства этих самоделок являлось для Циолковского проверкой прочитанного в книгах. Он не скупился на опыты, стремясь лучше усвоить то, что узнавал из учебников. Соседи Циолковских часто собирались посмотреть на «фокусы» глухого мальчика Кости и на разные диковинные механизмы, которые он изобретал. Чтобы помочь сыну, одаренность которого так явно стала проявляться, отец направил его в Москву, обещав регулярно высылать небольшую сумму на жизнь.

В Москве Костя снял угол и тратил почти все получаемые от отца деньги на опыты, которые он с увлечением продолжал вести. Учебники он брал в библиотеках. Так, он сам создал себе своеобразный «университет», самостоятельно изучив курсы физики, химии, высшей математики, механики и других предметов университета

Проведя в Москве более трех лет, Циолковский вернулся домой с бесповоротным решением — посвятить свою жизнь научным исследованиям. Он задумал стать учителем — сочетать преподавательский труд с научной работой.

И вот, в 1880 году в одной из школ захолустного города Боровска появился новый учитель, которого ребята скоро полюбили, несмотря на его недостаток — глухоту Новый учитель не только превосходно рассказывал, но и сопровождал свои уроки множеством интересных опытов, а во время каникул вместе с учениками с увлечением мастерил воздушные змеи и аэростаты.

Но главная работа Циолковского начиналась, когда он розвращался домой. Здесь до глубокой ночи погружался он в научные занятия, производил разнообразные опыты в своей изобретательской мастерской. Направление его работ определилось давно. Это были научные вопросы летания. Циолковский мечтал о завоевании человеком воздушного океана, и не только воздушного океана — он мечтал о проникновении в межпланетное пространство.

И вот прошло всего несколько лет, и Константин Эдуардович получил широкую известность в научных кругах.

В 1886 году Циолковский закончил большой научный труд — «Теория и опыт управляемого аэростата». Выдающийся русский физик просрессор А. Г. Столетов, узнав об этой работе, пригласил Циолковского в Москву. И в 1887 году молодой школьный учитель прочел московским ученым строго обоснованный с научной стороны доклад о цельнометаллическом управляемом аэростате — дирижабле. Заключение по докладу было поручено составить профессору Н. Е. Жуковскому, сыгравшему впоследствии огромную роль в развитии русской авиационной науки 1 . Жуковский, творец теории самолета, летательного аппарата тяжелее воздуха, дал вполне положительную оценку работе Циолковского — творца теории дирижабля, управляемого летательного аппарата легче воздуха. Так установилась связь Циолковского с самыми передовыми русскими учеными.

1 О Н.Е.Жуковском читайте статью «Отец русской авиации» в журнале «Знание-сила» №8-9


Схема цельнометаллического дирижабля Циолковского с блочным стягиванием трубы для нагревания газа.

Однако молодому исследователю не удалось претворить в жизнь свои замечательные идеи. Несмотря на одобрение Н. Е. Жуковского, большинство руководителей Воздухоплавательного отдела Технического общества в Петербурге признали неосуществимой мечтой создание управляемых аэростатов. Эти «специалисты» считали, что корпус дирижабля представит непреодолимое сопротивление встречному потоку воздуха. После такого заключения Техническое общество отказало Циолковскому в поддержке.

Циолковский не сдался. Он ясно видел главную ошибку критиков его проекта: она основывалась на неразработанности учения о сопротивлении воздуха. Циолковский принялся за опыты и исследования в этом направлении — фактами лучше всего можно опровергнуть противников.

Читайте также:  Тест драйв китайский пикап
Реактивный снаряд-ракета. Гвардейские минометы — «катюши».

К этому времени у Циолковского была уже семья, из глухого Боровска он перебрался в губернский город Калугу. В 1897 году в этом городе, в маленьком доме на Георгиевской улице, произошло важное историческое событие: сооружена первая в России аэродинамическая труба — устройство, в котором посредством вентилятора создается искусственный ветер, ровный воздушный поток. В трубе устанавливают модели различной формы и с помощью особых приборов измеряют сопротивление, которое они оказывают потоку воздуха. В этой аэродинамической трубе Циолковский изучил сопротивление воздуха около ста моделей самой различной формы. Все модели он изготовил собственноручно.

Первые результаты и выводы он опубликовал в следующем же году, а в 1899 году сообщил о своих исследованиях Российской Академии наук и просил оказать ему помощь для продолжения и расширения этих работ. Академия наук постановила отпустить ему для этой цели 470 рублей. Это была первая и единственная материальная поддержка, которую Циолковский получил от государства в дореволюционное время.

Отчитавшись в 1902 году перед Академией наук в произведенных на ее средства работах, Константин Эдуардович взялся за тему, которую откладывал уже несколько лет. Он написал в 1903 году первое в мире теоретическое исследование о реактивном двигателе.

ТЕОРИЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Научные вопросы дирижаблестроения никогда не поглощали целиком внимания Циолковского. Летательные аппараты легче воздуха, полет на которых возможен лишь в сравнительно узких границах воздушной оболочки земного шара, отнюдь не были главной научной мечтой ученого. Гениальный самоучка смотрел намного дальше всех своих современников.

В бумагах Циолковского сохранилась рукопись, из которой видно, что еще в 1883 году — на заре своей научной деятельности — он глубоко заинтересовался идеей реактивного движения. В этой своей ранней работе он разбирал явления, происходящие в межпланетном пространстве, и возможность передвижения в нем человека.

Полет за пределы атмосферы нашей Земли — на Луну, Марс и другие планеты — любимая научная мечта многих поколений ученых. Но все планы осуществления ее неизменно наталкивались на одно затруднение: на чем будет держаться летательный аппарат в межпланетном пространстве, где нет воздуха, где царит почти абсолютная пустота? И вот здесь-то у Циолковского и родилась гениальная идея — использовать для этой цели реактивный летательный аппарат — единственный механизм, который может передвигаться не только в атмосфере, но и в безвоздушном пространстве. Ведь его движение никак не связано с необходимостью держаться в какой-либо среде (воздухе, воде и т. п.) или отталкиваться от нее. Реактивный аппарат движется исключительно за счет реактивной силы — силы отдачи, а эта сила никак не зависит от окружающей среды: и в воздухе и в пустоте выстрел одинаково сопровождается отдачей. К рукописи Циолковского была приложена подробная схема, показывающая принципы действия реактивного аппарата.

В новом своем труде, написанном в 1903 году, Циолковский дал детальное теоретическое обоснование работы реактивного двигателя.

Интересно, что эта работа Циолковского вышла в том самом году, когда братьями Райт был произведен первый в мире полет на аэроплане, дальностью в 260 метров. Таким образом, год, когда человек впервые сумел подняться в воздух на аппарате тяжелее воздуха, оказался годом рождения теории реактивных двигателей, которые, спустя четыре десятка лет, подняли авиацию на новую ступень.

В этом первом в мире научном труде, посвященном теории реактивных двигателей, русский ученый наметил и первые контуры будущего космического корабля, на котором человек совершит когда-нибудь полет в межпланетное пространство. По мысли Циолковского, это должна быть огромная ракета, внутри которой разместится экипаж и запас горючего для реактивного двигателя,

Но автор выдающихся научных трудов не получал никакой поддержки в дореволюционной России. Условия личной жизни великого новатора все более ухудшались. С каждым годом уменьшались возможности для научном работы.

ЗНАМЕНИТЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ


Схемы космических ракет Циолковского

В еликая Октябрьская социалистическая революция все изменила. Для творческой деятельности Циолковского открылись новые, широкие горизонты. Уже в 1919 году постановлением правительства ему была назначена персональная пенсия за научные заслуги. Советская Академия наук избрала его своим почетным членом. Теперь он мог отдаться исключительно научным занятиям.

Читайте также:  Замена цепи газ 3110 406 двигатель

С новыми силами, словно помолодевший К. Э. Циолковский принялся развивать свои идеи и в 1930 году в книжке «Реактивный аэроплан» дал научное обоснование реактивного самолета и предварительные технические расчеты. Он закончил книгу гениальным предсказанием, которое теперь сбывается на наших глазах.

«За эрой аэропланов винтовых, — писал он, — должна следовать эра реактивных аэропланов стратосферы».

Стратосферой, как известно, называют высший, наиболее разреженный слой земной атмосферы (начинающийся в наших широтах с высоты 10,5—11 километров), где температура более не снижается. Полеты в стратосфере представляют большой практический интерес, потому что здесь, в высоких слоях атмосферы, где воздух разрежен и представляет значительно меньшее сопротивление, самолет может развивать наибольшие скорости, совершенно недоступные вблизи от поверхности Земли.

Великий ученый немного не дожил до того времени, когда его идеи начали практически осуществляться.

В 1935 году, в возрасте 78 лет, заболев и чувствуя близость конца, Циолковский написал письмо товарищу Сталину: МУДРЕЙШИЙ ВОЖДЬ И ДРУГ ВСЕХ ТРУДЯЩИХСЯ, ТОВАРИЩ СТАЛИН!

ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ Я МЕЧТАЛ СВОИМИ ТРУДАМИ ХОТЬ НЕМНОГО ПРОДВИНУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВПЕРЕД. ДО РЕВОЛЮЦИИ МОЯ МЕЧТА НЕ МОГЛА ОСУЩЕСТВИТЬСЯ.

ЛИШЬ ОКТЯБРЬ ПРИНЕС ПРИЗНАНИЕ ТРУДАМ САМОУЧКИ; ЛИШЬ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ И ПАРТИЯ ЛЕНИНА-СТАЛИНА ОКАЗАЛИ МНЕ ДЕЙСТВЕННУЮ ПОМОЩЬ. Я ПОЧУВСТВОВАЛ ЛЮБОВЬ НАРОДНЫХ МАСС, И ЭТО ДАВАЛО МНЕ СИЛЫ ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТУ, УЖЕ БУДУЧИ БОЛЬНЫМ. ОДНАКО СЕЙЧАС БОЛЕЗНЬ НЕ ДАЕТ ЗАКОНЧИТЬ НАЧАТОГО ДЕЛА.

ВСЕ СВОИ ТРУДЫ ПО АВИАЦИИ, РАКЕТОПЛАВАНИЮ И МЕЖПЛАНЕТНЫМ СООБЩЕНИЯМ ПЕРЕДАЮ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ И СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ — ПОДЛИННЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. УВЕРЕН, ЧТО ОНИ УСПЕШНО ЗАКОНЧАТ ТРУДЫ.

ВСЕЙ ДУШОЙ И МЫСЛЯМИ ВАШ,

С ПОСЛЕДНИМ ИСКРЕННИМ ПРИВЕТОМ

ВСЕГДА ВАШ&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
К. ЦИОЛКОВСКИЙ.

Необычайную радость испытал больной, читая полученный им 17 сентября ответ товарища Сталина: ЗНАМЕНИТОМУ ДЕЯТЕЛЮ НАУКИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОМУ.

ПРИМИТЕ МОЮ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ПИСЬМО, ПОЛНОЕ ДОВЕРИЯ К ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ И СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

ЖЕЛАЮ ВАМ ЗДОРОВЬЯ И ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПЛОДОТВОРНОЙ РАБОТЫ НА ПОЛЬЗУ ТРУДЯЩИХСЯ. ЖМУ ВАШУ РУКУ

И. СТАЛИН.


Схема полуреактивного стратоплана Циолковского.

И когда в 1941 году фашистская Германия в стремлении поработить советский народ и уничтожить его культуру двинула на нашу Родину полчища своих громил, их встретили в числе других родов оружия советские гвардейские минометы — знаменитые «катюши». Это оружие, наводившее ужас на немецких захватчиков, представляет собой реактивные снаряды, выпускаемые с легких установок, смонтированных на автомашинах. Так, после длительного перерыва снова выступили на сцену боевые ракеты, — но уже не кустарные ракеты прошлого, а значительно усовершенствованные и видоизмененные советскими конструкторами на основе новейших достижений созданной в нашей стране теории реактивных летательных аппаратов.

Спустя немного времени состоялись первые пробные полеты самолетов с реактивными двигателями, появление которых предсказал и научно обосновал Циолковский.

Реактивный авиационный двигатель действует по принципу все той же отдачи. Сейчас существуют уже реактивные двигатели нескольких типов, в частности ракетные, могущие работать в безвоздушном пространстве (пока время их действия составлявляет всего несколько минут), и турбореактивные, которые забирают воздух из атмосферы и сжимают его с помощью компрессора, приводимого в действие газовой турбиной. Последние получили пока наибольшее практическое применение.

Реактивная авиация делает только первые шаги. Ее ожидает большое будущее.

Сейчас, когда исследователи работают уже над проблемой практического использования атомной энергии, в новом свете представляется вопрос о будущем полете человека за пределы земной атмосферы.

Для ракеты, которую Циолковский мечтал послать в межпланетное пространство, не годны в качестве топлива ни порох, ни горючие смеси, применяемые в современных авиационных реактивных двигателях. Энергия этих видов топлива недостаточна, чтобы заставить рэкету преодолеть силу притяжения к Земле и покрыть колоссальные расстояния, отделяющие Землю от других планет. Атомная энергия, когда человек ею полностью овладеет, даст возможность выполнить эту задачу.

Таким образом, идея Циолковского о межпланетном путешествии человека в космической ракете, первую в мире схему которой великий ученый начертал еще полвека назад, начинает приобретать реальные черты. Недаром ученые всего мира называют Циолковского «патриархом звездоплавания».

Советские ученые и конструкторы, развивая дальше теорию реактивного движения, воплотят в жизнь все гениальные идеи знаменитого деятеля науки К. Э. Циолковского.

Оцените статью