- Организация технического обслуживания (ТО): ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО
- Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
- ТО-1 и ТО-2
- Сезонное техническое обслуживание (СО)
- Организация ЕО автомобилей
- Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним
- Виды технического обслуживания автомобилей
- Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
- Первое техническое обслуживание
- Второе техническое обслуживание
- Сезонное техническое обслуживание
- Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?
- Видео: рекомендации эксперта по техобслуживанию
Организация технического обслуживания (ТО): ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО
Техническое обслуживание (ТО) транспортных средств в зависимости от периодичности и перечня работ подразделяется на следующие виды:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
- техническое обслуживание после обкатки (ТО-1000, ТО-2000)
- первое техническое обслуживание (ТО-1)
- второе техническое обслуживание (ТО-2)
- сезонное техническое обслуживание (СО)
Изменение видов технического обслуживания допускается на основании рекомендаций сервисных книжек изготовителей ТС.
Все виды ТО транспортных средств должны выполняться по полному перечню работ, предусмотренному соответствующей ТИПА и ТД.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) должно обеспечивать выпуск исправного и чистого ТС в состоянии, обеспечивающем его безотказную и безопасную работу.
ЕО выполняется ежедневно и включает:
- контрольные работы — контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов и агрегатов, обеспечивающих работоспособность ТС, безопасность дорожного движения, пожаробезопасность, контроль ТС в целом
- уборочно-моечные работы (могут производиться дополнительно на линейных диспетчерских станциях или конечных пунктах маршрутов. При этом трудоемкость должна соответствовать фактическому объему выполненных работ)
ТО после обкатки выполняется в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя ТС.
ТО-1 и ТО-2
Первое техническое обслуживание (ТО-1) и второе техническое обслуживание (ТО-2) выполняются периодически, через установленный в нормативной документации пробег, и включают комплекс операций, предупреждающих неисправности, уменьшающих интенсивность износа деталей ТС, снижающих расход топлива и эксплуатационных материалов и уменьшающих отрицательное воздействие на окружающую среду.
Периодичность ТО-1 устанавливается кратной периодичности ТО-2. Фактическая периодичность проведения ТО транспортных средств может отличаться от нормативной не более чем на ± 15 %.
В состав работ по ТО после обкатки, ТО-1 и ТО-2 транспортных средств входят:
- уборочно-моечные и очистные работы
- техническое диагностирование перед выполнением ТО
- осмотр и контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов, агрегатов, и транспортных средств в целом
- контроль крепежных соединений деталей, аппаратов, узлов и агрегатов
- регулировка аппаратов, узлов, агрегатов и систем
- смазка, замена масел
- выполнение работ текущего ремонта (ТР) малой трудоемкости. Для расчета его трудоемкости допускается использовать не более 20 % от скорректированной трудоемкости соответствующего ТО
- контроль качества выполнения ТО
В зависимости от объема работ ТО-1 и ТО-2 может подразделяться на следующие виды:
- каждое первое ТО (1 ТО-1, 1 ТО-2)
- каждое второе ТО (2 ТО-1, 2 ТО-2)
- и т.д.
Сезонное техническое обслуживание (СО)
Сезонное техническое обслуживание (СО) выполняется два раза в год при переходе к весенне-летнему или осенне-зимнему периодам эксплуатации для подготовки ТС к безотказной работе в новых условиях. Проведение СО, как правило, совмещают с проведением ТО-2 с соответствующим увеличением его плановой трудоемкости. Нормативы трудоемкости СО составляют 20 % от трудоемкости ТО-2, для автобусов при подготовке к осенне-зимней эксплуатации — 30 %.
В состав работ по СО транспортных средств входят работы, выполняемые при плановом ТО-2, кроме того, дополнительно производится:
- проверка герметичности системы охлаждения двигателя, отопления и вентиляции салона;
- замена масел и смазок на сорта, соответствующие наступающему сезону эксплуатации
- отключение или подключение системы отопления
- доведение плотности электролита аккумуляторных батарей до необходимых параметров, зарядка батарей
- проверка герметичности кузова и утепления кабины водителя (при переходе к осенне-зимнему сезону)
- подготовка аппаратов пневмосистемы к наступающему сезону эксплуатации
- проверка состояния системы пожаротушения
- проверка герметичности и крепления модуляторов ABS (антиблокировочной) и ASR (противобуксовочной) систем
- подготовка системы питания, системы охлаждения, электрооборудования
Обслуживание ТС производится в соответствии с требованиями ТД изготовителей до разработки и утверждения нормативов в установленном порядке.
Временно, до разработки и утверждения нормативов на соответствующую модель ТС, допускается применять нормативы трудоемкости аналогов ТС.
Аналогом ТС рекомендуется считать ТС ближайшие по техническим характеристикам, оснащенности и комплектации.
Нормативы не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы, которые устанавливаются в пределах не более 30 % от общего объема работ по ТО и ремонту ТС.
При разработке технологических процессов ТО и ремонта ТС трудоемкость выполнения работ должна учитывать надбавки и определяться по формуле:
Т = Т„ * К
где Т — трудоемкость выполнения работ, чел.-ч
Т„ — трудоемкость операции (рассчитывается по результатам хронометражных наблюдений), чел.-ч
К — затраты времени на обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительные работы, отдых и личные надобности, % от трудоемкости операции
Организация ЕО автомобилей
Организация ежедневного обслуживания включает контроль технического состояния, уборку, мойку и заправку автомобилей топливом, маслом и т.д., а также дезинфекцию автомобилей (перевозящих продукты и др.). Перед выездом на линию и при возвращении контроль технического состояния подвижного состава осуществляется механиком КТП, механиком автоколонны и водителем, а при работе на линии водителем. При этом проверяется комплектность автомобиля, внешний вид, действие приборов освещения и сигнализации, тормозов и рулевого управления, крепление колес, давление воздуха в шинах, количество топлива, токсичность отработавших газов. Особое значение при EO имеет контроль технического состояния агрегатов и систем, обеспечивающих безопасность движения автомобиля.
Уборочно-моечные работы (УМР) выполняются в отдельном здании или в изолированной части производственного корпуса. Эти работы могут выполняться на отдельных постах при суточной программе менее 50 обслуживаний, либо на поточных линиях (рис. 6.3).
Наибольшее распространение получили линии, состоящие из трех рабочих постов, одного поста подпора и поста в выездном тамбуре. Пост подпора создает резерв автомобилей для ритмичной работы линии, обеспечивает подогрев автомобилей зимой перед мойкой и позволяет очистить автомобиль от крупных загрязнений до поступления на рабочие посты.
1 – контейнер; 2 – щит для инвентаря; 3 – монорельс с электротельфером; 4 – пылесос;
5 – ларь для обтирочного материала; 6 – барабан со шлангом для воды; 7– пульт управления; 8 – моечная установка; 9 – конвейер; 10 – установка для мойки обтирочного материала
Рисунок 6.3 – Технологическая планировка линии ЕО
Заправочные работы, проверку технического состояния и постановку автомобиля на соответствующее место водитель выполняет за счет подготовительного времени. Первый и третий посты линии являются коллективными рабочими местами, а второй – индивидуальным рабочим местом. На первом рабочем посту выполняют уборочные операции в целом по автомобилю, в том числе и мойку кабин (внутри). На этом посту заняты два человека. На втором рабочем посту производят мойку автомобиля, а на третьем – обтирку и сушку. На третьем посту заняты три человека. На некоторых автотранспортных предприятиях число постов на линии ежедневного обслуживания может быть меньше за счет вынесения поста уборочных работ в другое место, а также при поручении выполнения обтирочных и уборочных работ водителю.
Иногда пост подпора и тамбур не предусматриваются, а линия ЕО автомобилей состоит только из двух постов – уборки и мойки. В этом случае дозаправка автомобилей производится за пределами зоны ЕО автомобилей.
Автомобили-тягачи проходят уборочно-моечные работы вместе с прицепами и полуприцепами.
Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним
Техническое обслуживание автомобиля – это комплекс профилактических мероприятий, предписываемых к исполнению производителем машины. Задача технического обслуживания – не допустить отказов и неисправностей, вероятность появления которых в определённый период достаточно высока. Проще говоря: лучше предупредить заранее, чем потом долго и дорого ремонтировать.
Техническое обслуживание (ТО) обычно включает проведение обязательных операций (например, замену масла в двигателе после пробега 15 тысяч километров) и операций, выявленных в ходе диагностических операций (как с использованием специального оборудования, так и без него – по результатам визуального контроля),
В технической литературе обязательные операции ТО определяются по наименованию сути выполняемых работ:
- Регулировочные;
- Заправочные;
- Смазочные;
- Крепёжные;
- Электротехнические;
- Контрольно-диагностические.
По результатам проведения контрольно-диагностических операций и принимается решение о выполнении дополнительных работ (долив жидкостей, замена пришедших в негодность элементов и т.д.).
Виды технического обслуживания автомобилей
Объём и содержание операций, входящих в техобслуживание автомобиля определяется маркой и моделью машины, а также такими факторами, как текущий пробег, сезонность и достижение определённого срока хранения, если машина в течение этого срока не эксплуатировалась.
Особую важность соблюдения регламента обслуживания придавали в советское время, когда с одной стороны автомобили были не такими совершенными и надёжными, как сейчас, а с другой поддерживалась (особенно в организациях) дисциплина эксплуатации транспортных средств.
Правило осмотра транспортного средства перед выездом в рейс и устранения выявленных недочётов является обязательным для каждого водителя и автомобиля. И такое требование, особенно для грузовых машин и автобусов полностью оправдано: перевозка людей и крупногабаритных грузов требует повышенных мер безопасности.
Классификация видов техобслуживания в России сохранилась с советских времён в «Планово-предупредительной системе технического обслуживания автомобилей» и включает следующие основные позиции:
- ежедневное техническое обслуживание автомобиля;
- первое техническое обслуживание автомобиля – ТО-1;
- второе техническое обслуживание автомобиля – ТО-2;
- сезонное техническое обслуживание автомобиля.
Производители современных легковых авто несколько видоизменили нумерацию и периодичность ТО:
- Нумерация по классификации ТО-2, проводимого, как правило, через равные промежутки времени, стала сквозной: от ТО-1 – до ТО-10 или даже ТО-12.
- У ряда производителей легковых автомобилей необходимость проведения обслуживания по классификации ТО-1 отпала, а у некоторых осталась с условным названием этой операции ТО-0.
То есть, для легковых машин виды и нумерация ТО может выглядеть следующим образом:
- ежедневное техническое обслуживание;
- нулевое техническое обслуживание – ТО-0;
- периодическое техническое обслуживание (номерное) – ТО-1…ТО-10 (ТО-12);
- сезонное техническое обслуживание.
Регламент технического обслуживания, межсервисные интервалы и содержание операций по каждому виду ТО определяются производителем автомобиля и указываются в сервисной книжке.
Для ТО-0 (ТО-1 по общепринятой классификации) верхний предел пробега составляет, как правило, 2-2,5 тыс. км. Межсервисные интервалы между последующими ТО обычно составляют от 10 до 20 тыс. км.
Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
Ежедневное техническое обслуживание – ЕТО (для легковых автомобилей скорее осмотр перед поездкой) предусматривает контрольно-осмотровые операции основных узлов и агрегатов машины, прежде всего тех, которые влияют на безопасность на дороге. При этом проверяют:
- осмотром – наличие течей тормозной системы, гидроусилителя, двигателя (охлаждающая жидкость, моторное масло), трансмиссии;
- осмотром – уровни жидкостей в бачках и картерах основных узлов и агрегатов. При необходимости производят долив;
- осмотром и опробованием – работу электрооборудования, указателей и индикаторов приборной панели;
- осмотром – состояние шин. При необходимости производят подкачку (смотрите таблицы давления в шинах);
- опробованием – запуск двигателя, пробная проверка при трогании тормозов, рулевого управления, сцепления, коробки переключения передач.
Первое техническое обслуживание
Первое техническое обслуживание ТО-1 включает операции, входящие в ежедневное ТО, а также дополнительно следующие работы:
- мойка кузова, уборка салона;
- контрольно-диагностические и осмотровые работы (дополнительно к осмотру ЕТО): проверка эффективности торможения, стояночного тормоза, привода тормозов, свободного хода рулевого колеса, зазоров механизма рулевого управления, защитных чехлов деталей ходовой системы, проверка состояния пружин, рычагов, штанг и стоек подвески, свободного хода педалей сцепления и тормоза, натяжения приводных ремней навесного оборудования двигателя;
- регулировочные работы: свободный ход педалей, натяжение приводных ремней, стояночный тормоз, свободный ход рулевого колеса, зазор соединений рулевого привода, карбюратор (для карбюраторных двигателей);
- крепежные (проверка и подтяжка при необходимости): крепление двигателя, коробки передач, рулевого механизма, рулевых тяг, поворотных рычагов, дисков колёс, деталей выхлопной системы, крепления тормозных механизмов;
- заправочные: замена масла в двигателе (с заменой масляного фильтра);
- электротехнические: проверка и при необходимости очистка от пыли и грязи аккумулятора и приборов электрооборудования, проверка состояния изоляции, замена при необходимости перегоревших ламп или предохранителей.
Второе техническое обслуживание
Второе техническое обслуживание – ТО-2 включает операции, входящие в ТО-1, а также дополнительно работы по углублённому диагностированию основных систем, узлов и агрегатов автомобиля.
Помимо большего объёма контрольно-диагностических работ при ТО-2 происходит больше заправочных операций. Кроме замены масла в двигателе в зависимости от пробега или срока хранения меняется:
- Охлаждающая жидкость,
- Тормозная жидкость,
- Масло в коробке передач,
- Масло в гидросистеме,
- Масло в мостах (для грузовых и легковых полноприводных машин).
При заданном пробеге в ТО-2 регламентируются обязательные замены определённых элементов. Для легковых автомобилей – это:
- Топливные фильтры,
- Воздушные фильтры,
- Фильтры салона,
- Фильтр коробки передач (если она автоматическая),
- Свечи зажигания,
- Ремень и ролики ремня газораспределительного механизма (если привод ГРМ ремённый) и дополнительного оборудования.
Крепежные работы при ТО-2 также выполняются в большем объёме, чем при ТО-1. К ним относят проверку затяжки крепления:
- Головки блока цилиндров,
- Радиатора,
- Крышки ГРМ,
- Поддона картера двигателя,
- Впускного и выпускного коллекторов,
- Топливного бака,
- Крышки редуктора заднего моста,
- Замков и петлей дверей.
Из регулировочных работ необходимо отметить регулирование:
- Клапанов двигателя,
- Натяжения усилия привода ГРМ,
- Зазора между тормозными колодками и дисками,
- Зазора подшипников ступиц передних колёс.
Конкретные операции ТО-2 зависят от марки, модели и межсервисного интервала, рекомендуемого конкретным автопроизводителем.
Сезонное техническое обслуживание
Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится для подготовки автомобиля к эксплуатации в наступающий зимний или летний сезон.
Дело в том, что резкое изменение температуры окружающей среды сказывается на характеристиках работы деталей, узлов и агрегатов автомобиля: в холодное время года, например, требуются смазочные материалы с меньшей вязкостью, снижается пусковая способность аккумулятора, требуется обеспечить безотказную работу системы отопления, ухудшается сцепление колес с дорожным покрытием.
Обычно автолюбители сезонное ТО, включающее как основную операцию по замене шин, стараются совместить с одним из регламентных номерных ТО (по классификации планово-предупредительной системы ТО-2).
Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?
Техобслуживание (кроме ЕТО) – процедура платная и многие автолюбители задаются вопросом: «Можно ли вообще не проходить его, сэкономив, таким образом деньги?». К тому же производители современных автомобилей уверяют, что их качество и надежность растёт, при том, что межсервисные интервалы ТО также увеличиваются.
У этого вопроса две стороны: формальная и фактическая.
- Формально, если речь идёт о новом автомобиле, отсутствие отметки о прохождении ТО полностью лишает владельца права на гарантийное обслуживание.
- Фактически же межсервисные интервалы последние 15-20 лет практически не изменились и даже автопроизводители с мировым именем не создали ещё полностью необслуживаемого автомобиля.
Значит, периодическое ТО необходимо не только новым автомобилям, но и, даже в большей степени, автомобилям с пробегом.
Сэкономить на прохождении конкретного ТО не только можно, но и нужно. При этом, важно на каком периоде эксплуатации находится автомобиль: гарантийном (гарантия производителя) или постгарантийном.
Если машина на гарантии, тогда необходимо ознакомиться с соответствующим пунктом сервисной книжки о гарантийных обязательствах производителя. Подавляющее большинство автопроизводителей указывает, что одно из условий поддержания гарантии – прохождения ТО в авторизованных дилерских центрах (известных высокими ценами на свои услуги). И хотя это вопрос более чем спорный, основная масса автолюбителей подчиняется этому требованию.
Экономия при прохождении ТО в гарантийный период возможна за счёт выбора дилерского центра, предлагающего более дешёвые услуги и за счёт закупки материалов для техобслуживания в стороннем магазине (иногда это вдвое дешевле, чем у дилера, но предоставление собственных материалов необходимо заранее согласовать).
Кроме того, следует обратить внимание на перечень операций ТО в предварительной калькуляции. Иногда дилер включает туда работы, не предусмотренные производителем (проверить это просто – по той же сервисной книжке).
Если автомобиль вышел из гарантийного срока, то возможности сэкономить на техническом обслуживании становятся шире. Дело в том, что ряд операций ТО вполне может быть выполнен самостоятельно (особой квалификации здесь не требуется): замена масла и масляного фильтра, воздушного и топливного фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, колёс в сборе.
Более сложные операции (например, замена ремня ГРМ) можно выполнять в независимых автосервисах с хорошей репутацией. Как правило, услуги таких сервисов ощутимо дешевле, чем у официальных дилеров.