- Система зажигания ВАЗ
- Конструкция классической системы зажигания
- Свеча зажигания IK20TT IRIDIUM TT DENSO
- Свеча зажигания DENSO TT универсальная
- Свеча зажигания ВАЗ-2111 V8 V-LINE №13 NGK комплект
- Система зажигания ВАЗ-2103,2106 бесконтактная МЗАТЭ-2
- Катушка зажигания ЗМЗ-406 СОАТЭ
- Катушка зажигания ВАЗ-1118,2110,2170 (дв.16V) BOSCH
- Свеча зажигания ВАЗ-2101-07 V-LINE №4 NGK комплект
- Катушка зажигания ВАЗ-2115 (модуль) СОАТЭ
- Катушка зажигания ВАЗ-1118,2110,2170 (дв.16V) СОАТЭ
- Замок зажигания ВАЗ-2101-2107,ГАЗ-2410,3102, КАМАЗ,МАЗ АВТОАРМАТУРА
- Основные проблемы в работе классической системы зажигания
- Основные преимущества бесконтактной системы зажигания перед классической
- Конструкционные особенности бесконтактной системы зажигания
- Схема бесконтактной системы зажигания ВАЗ-2109
- Неисправности в работе системы зажигания
- Установка электронного зажигания на ВАЗ
- Какое зажигание лучше: бесконтактное или контактное?
- Разберем отличия контактного от бесконтактного зажигания:
- Устройство бесконтактной системы зажигания
- Устройство трамблера:
- Схемы подключения электронного зажигания: Ваз 2101-Ваз 2107
- Как работает бесконтактное зажигание
- Схема устаревшей системы зажигания ВАЗ (без коммутатора)
- Минусы контактного зажигания:
- Минусы бесконтактного зажигания:
- Выбор БСЗ
- Установка бесконтактного зажигания Ваз 2107, 2106
- Смотровая яма для установки зажигания не потребуется. Вот, собственно, сам порядок действий по снятию старого контактного зажигания:
- Порядок монтажа бесконтактного электронного зажигания на Ваз 2106-2107.
- Установка электронного зажигания на видео на классические автомобили ВАЗ 2101-2107.
- Как отрегулировать бесконтактное зажигание
Система зажигания ВАЗ
Система зажигания относится к одной из основных систем управления силовым агрегатом автомобиля. Предназначена она для своевременного воспламенения рабочей смеси из топлива и воздуха посредством образования искрового разряда на свече, расположенной в топливной камере цилиндра мотора. От ее слаженной работы зависит, насколько качественно будет использоваться энергия сгорания топлива в моторе в процессе ее трансформации в кинетическую энергию движения автомобиля.
Основной задачей системы зажигания двигателя является своевременное воспламенение топлива в камере сгорания цилиндров мотора. Ведь именно от образования искрового разряда в нужный момент будет зависеть, какое количество тепловой энергии топлива перейдет в кинетическую энергию движения узлов ходовой части автомобиля. Именно качеством ее работы определяется мощность двигателя и экономное использование топлива.
В отечественных автомобилях ВАЗ могут устанавливаться два типа систем зажигания: классическая и бесконтактная. Основным отличием между этими двумя системами является принцип прерывания тока, который подается на генерирующие искры свечи.
Конструкция классической системы зажигания
|
|
Свеча зажигания IK20TT IRIDIUM TT DENSO
Свеча зажигания DENSO TT универсальная
Свеча зажигания ВАЗ-2111 V8 V-LINE №13 NGK комплект
Система зажигания ВАЗ-2103,2106 бесконтактная МЗАТЭ-2
Катушка зажигания ЗМЗ-406 СОАТЭ
Катушка зажигания ВАЗ-1118,2110,2170 (дв.16V) BOSCH
Свеча зажигания ВАЗ-2101-07 V-LINE №4 NGK комплект
Катушка зажигания ВАЗ-2115 (модуль) СОАТЭ
Катушка зажигания ВАЗ-1118,2110,2170 (дв.16V) СОАТЭ
Замок зажигания ВАЗ-2101-2107,ГАЗ-2410,3102, КАМАЗ,МАЗ АВТОАРМАТУРА
Работа классической системы зажигания состоит в следующем. Прерывательный кулачок трамблера при замыкании контактов способствует передаче напряжения к катушке зажигания. Ее задача состоит в том, чтобы генерировать напряжение около 18 кВ и силой тока в 9 А. Созданное высокое напряжение подается на центральную клемму трамблера и посредством контактора раздается на высоковольтные провода, ведущие к свечам зажигания, которые и создают искру, поджигающую топливную смесь в камере сгорания.
Основные проблемы в работе классической системы зажигания
Хотя этот узел автомобиля ВАЗ достаточно надежен, мало кто из владельцев этих автомобилей не сталкивался с проблемами в его работе. Основным недостатком этого типа системы зажигания является его конструкционная особенность, а именно — наличие в конструкции распределителя контактных механизмов. Наиболее часто наблюдается чрезмерный износ прерывательного кулачка или самих контактов, их окисление, потеря упругости прижимной пружины, выход из строя опорного подшипника. Перечисленные проблемы свидетельствуют о том, что эта система достаточно устаревшая морально и может быть заменена более эффективной бесконтактной системой зажигания, особенности которой и будут рассмотрены ниже.
Основные преимущества бесконтактной системы зажигания перед классической
Основным отличием бесконтактной от классической системы зажигания ВАЗ является то, что процесс прерывания напряжения в высоковольтной обмотке катушки зажигания выполняет специальный коммутатор, управляемый бесконтактным датчиком. Таким образом, в конструкции исключаются контактные элементы, которые и имели максимальный износ в устаревшей системе.
Устанавливая на транспортное средство бесконтактную систему зажигания, кроме исключения недостатков классической, автолюбитель получает еще ряд преимуществ. Среди основных следует отметить возможность получения более высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания. Теперь это значение может достигать до 24 кВ, что позволяет получать более мощную искру, способствующую лучшему сгоранию топливной смеси. Благодаря этому улучшаются динамические показатели работы двигателя, увеличивается его мощность, минимизируется содержание угарного газа в отработанных газах, облегчается запуск холодного двигателя.
Конструкционные особенности бесконтактной системы зажигания
Конструкция этой системы зажигания схожа с классической, но имеет некоторые отличия из-за отсутствия контактных элементов в распределительной системе. К основным узлам бесконтактной системы относятся:
- бесконтактный трамблер, он же датчик-распределитель
Его задача состоит в своевременном формировании высоковольтных импульсов тока подаваемого к свечам.
коммутатор
Это устройство рассчитано на то, чтобы в нужный момент прерывать ток в первичной цепи катушки зажигания. Момент прерывания определяется из сигналов, подаваемых из датчика-распределителя.
катушка зажигания
Катушка служит для того, чтобы преобразовать низковольтное напряжение аккумуляторной батареи (12 В) в высоковольтный ток (около 24 кВ). Это позволит «пробить» воздушное пространство между электродами свечи и зажечь топливную смесь.
высоковольтные провода
Посредством этих проводников высоковольтный ток передается к свечам зажигания.
свечи
Именно с их помощью выполняется зажигание смеси в топливной камере.
Схема бесконтактной системы зажигания ВАЗ-2109
1 — бесконтактный датчик;
2 — датчик-распределитель зажигания;
3 — свечи зажигания;
4 — коммутатор;
5 — катушка зажигания;
6 — монтажный блок;
7 — реле зажигания;
8 — замок зажигания
Неисправности в работе системы зажигания
Хотя бесконтактная система и превосходит по своим эксплуатационным показателя классическую, она также имеет свои слабые места. К основным неисправностям бесконтактных систем зажигания относятся проблемы, связанные с транзисторным коммутатором, крышкой распределительного датчика, вакуумным и центробежным регулирующим механизмом опережения зажигания, а также дефектами свечей.
К основным причинам, которые могут спровоцировать неисправности системы зажигания следует отнести:
- несоответствие эксплуатационным правилам (применение низкокачественного топлива, несвоевременное и неквалифицированное выполнение ТО системы зажигания);
- некачественные комплектующие системы зажигания (применение деталей низкого качества, использование неоригинальных свечей, катушек, проводов от неизвестных производителей);
- внешние факторы (механические воздействия на элементы системы зажигания, влияние агрессивной внешней среды).
Неисправности в работе системы зажигания могут диагностироваться по внешним, вполне характерным, признакам. Следует заметить, что они схожи с поломками топливной системы, поэтому диагностику этих двух систем нужно проводить в комплексе. К основным признакам некорректной работы системы зажигания относятся:
- затрудненный пуск мотора;
- неустойчивые обороты холостого хода;
- потеря мощности силового агрегата;
- увеличенный расход бензина.
При появлении хотя бы одного из перечисленных признаков следует как можно скорее выполнить обслуживание системы зажигания, чтобы избежать более сложных поломок двигателя и его топливной системы.
Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.
Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.
Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.
Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.
Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.
Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.
На всех механических транспортных средствах помимо основных указателей поворота должны присутствовать вспомогательные огни — боковые повторители поворота. Все о повторителях, их классификации, устройстве, характеристиках и работе, а также о подборе и замене данного типа приборов — читайте в статье.
Установка электронного зажигания на ВАЗ
Некоторые владельцы классических автомобилей семейства ВАЗ 2101-07 постоянно стараются улучшить, доработать, добавить электроники и удобства. Одной из таких доработок — это установка бесконтактного электронного зажигания.
Какое зажигание лучше: бесконтактное или контактное?
Контактные зажигания устарели, но все же используются в старых автомобилях. На заднеприводных моделях Ваз бесконтактное впервые установили на 2107.
Разберем отличия контактного от бесконтактного зажигания:
Преимущества бесконтактного зажигания:
- так как в распределителе нет контактной группы, искрообразование происходит четко;
- высокий срок эксплуатации катушки;
- при средних оборотах мотора БСЗ создает искру в 4 раза мощнее, чем контактное зажигание. Это особенно полезно, если свечи загрязнились, так как искра все равно будет вырабатываться;
- отлично выполняет свои функции даже в мороз;
- если напряжение в электросети низкое, то искрообразование все равно будет происходить;
- благодаря мощной стабильной искре свечей, воспламенение топливно-воздушной смеси происходит быстрее;
- если установлен БСЗ, то уменьшается расход топлива и повышается мощность мотора;
- улучшается динамика разгона автомобиля;
- БСЗ легче обслуживать, потому что в устройстве нет подвижных деталей.
Устройство бесконтактной системы зажигания
Устройство БСЗ для карбюраторных двигателей состоит из:
- Трамблер. Это устройство, которое отвечает за создание искры в нужный момент. Его еще называют распределителем системы зажигания.
- Высоковольтная катушка. Этот элемент в устройстве системы зажигания получает от аккумулятора низкое напряжение, преобразует его и подает высокое напряжение. Поэтому от него идут высоковольтные провода.
Катушка состоит из двух обмоток. Первичная — из проводом большого сечения (соединяется с электрической частью авто посредством реле замка зажигания), вторичная — это много витков тонкой проволоки (соединяется высоковольтным проводом с трамблером).
- Коммутатор. Данный элемент системы бесконтактного зажигания отвечает образование искры. Простыми словами, коммутатор — это усилитель сигнала. Коммутатор есть только в системе зажигания ДВС с карбюратором. Кстати, самым лучшим карбюратором СОЛЕКС считается. На инжекторных Ваз 2107, как и на других — коммутатор не нужен, поскольку его функции выполняет контроллер бортового компьютера.
- Высоковольтная и обычная проводка. Проводка высоковольтного напряжения должны соответствовать требованиям мощной изоляции.
- Клеммы. Служат для соединений, должны быть прочными.
Электронная и бесконтактная система зажигания — это одно и то же устройство. Получило название из-за отсутствия контактной группы в устройстве системы. В замке зажигания контактная группа тоже есть, которая является частой причиной отказа запуска двигателя.
Устройство трамблера:
- корпус;
- вал;
- кулачок;
- подвижный контакт (бегунок).
Схемы подключения электронного зажигания: Ваз 2101-Ваз 2107
Схема бесконтактной системы зажигания для автомобилей ВАЗ:
Как работает бесконтактное зажигание
Последовательность и принцип работы БСЗ такой:
- Водитель поворачивает ключ замка зажигания.
- Цепь замкнулась и на первичную обмотку катушки зажигания подается постоянное напряжение от аккумулятора. Первичная обмотка под напряжением образует вокруг себя магнитное поле.
- При запуске стартера, он начинает вращать коленчатый вал ДВС и вращает вал, который находится внутри трамблера вместе с бегунком.
- Датчик холла фиксирует как вращается вал трамблера (по выступу на валу) и передает сигнал коммутатору.
- Электронный блок отключает поступление напряжения к первичной обмотке по сигналу датчика Холла.
- Когда цепь подачи напряжения прерывается, в этот момент появляется импульс высокого напряжения до 24 килоВольт во вторичной обмотке катушки, которое передается по толстому проводу на бегунок (подвижная часть трамблера).
- На крыше встроены неподвижные контакты. Бегунок бросает импульс на один из этих неподвижных контактов. От контакта, который получил импульс высокого напряжения, оно передается по высоковольтным проводам на свечи зажигания тех цилиндров, в которых поршни находятся в верхних мертвых точках.
- Во время подачи напряжения на свечу, в рабочей камере сгорания цилиндра уже есть топливо и воздух в сжатом состоянии для воспламенения.
- Бегунок трамблера вращается от искру всем свечам по определенной схеме последовательности: 1-3-4-2. В зависимости, от того как установить бегунок, зависит вся работа системы, раннее зажигание или позднее, определять мы научились в другом материале.
- Мотор автомобиля заводится.
ЭСУД бывают взаимозаменяемы, а бывают и не ремонтнопригодны.
Схема устаревшей системы зажигания ВАЗ (без коммутатора)
1 — трамблер (распределитель); 2 — прерыватель; 3 — конденсатор; 4 — катушка зажигания (бобина); 5 — АКБ; 6 — замок зажигания; 7 — искры свечей зажигания.
Такая схема в системах, где нет коммутатора. Разрыв цепи происходит механически с помощью прерывателя.
Минусы контактного зажигания:
- Подгорают и окисляются контакты из-за чего мощность создания искры уменьшается.
- Есть быстроизнашивающиеся детали, которые рекомендуется менять через каждый 20 тыс. км. пробега.
- Преобразовываемая мощность в контактных системах до 18 килоВольт. У электронных или бесконтактных — до 24 килоВольт.
Минусы бесконтактного зажигания:
- Не ремонтируется датчик Холла. Рабочий эксплуатационный ресурс до 50 тыс. км. пробега.
Выбор БСЗ
При покупке нового БСЗ следует обратить внимание на наличие составляющих всего комплекта. В заводском комплекте должно быть:
-
- Трамблер (главный распределитель). Шифр для двигателей 1.5 и 1.6 — 38.37061. Для двигателей 1.3 номер будет 38.3706–01, потому что высота блока 1.3 мотора ниже, а вал трамблера короче.
- Коммутатор с номером 36.3734 или 3620.3734.
- Высоковольтная катушка (бобина). Маркировка 27.3705
- Тонкие провода с разъемами.
По внешнему виду очень похож комплект БСЗ для машины ВАЗ 2121 «НИВА». Но лучше не ставить этот комплект на Ваз 2107 или на Ваз 2106, потому как характеристики «шестерки» и «семерки» сильно отличаются от «нивы». Марки трамблера для Нивы: 3810.3706 или 38.3706–10.
Лучшим производителем электронной системы зажигания для старых авто ВАЗ является компания «СОАТЭ». База производственной мощности находится в городе Старый Оскол. По отзывам автовладельцев классических моделей БСЗ СОАТЭ отличный вариант.
Установка бесконтактного зажигания Ваз 2107, 2106
Чтобы установить БСЗ своими руками, потребуются следующие инструменты:
- Отвертки (плоские и крестовые);
- Ключи рожковые на 8, 10, 13 мм;
- Пассатижи (плоскогубцы);
- Свечной ключ;
- Дрель или шуруповерт с диаметром сверла 3-3,5 мм. Придется просверлить два отверстия в кузове, чтобы закрепить коммутатор.
- Спецключ для вращения коленвала ДВС или обычным рожковым на 30 мм.
Смотровая яма для установки зажигания не потребуется. Вот, собственно, сам порядок действий по снятию старого контактного зажигания:
- Открыть капот, отсоединить аккумуляторную батарею и отсоединить высоковольтные провода от свечей.
- Открутить свечи зажигания.
- Вращать коленвал двигателя пока поршень в первом цилиндре не достигнет верхней мертвой точки (ВМТ). Длинной отверткой или проволокой можно проверить где находится поршень. Проследить, чтобы метка шкива коленвала ДВС совпадала с самой первой длинной меткой на блоке цилиндров.
- Отсоединить защелки крышки трамблера и снять ее с проводами. Начертить метку на клапанной крышке напротив бегунка.
- Отсоединить шланчик, идущий от карбюратора и все провода распределителя.
- Открутить гайку крепления и снять трамблер вместе с прокладкой.
- Открутить крепления катушки (запомнить какие провода куда крепятся) и снять ее.
Порядок монтажа бесконтактного электронного зажигания на Ваз 2106-2107.
- Просверлить и прикрепить коммутатор рядом с катушкой. Но, не надо ставить под бачки с жидкостью.
- Снять крышку нового трамблера и надеть прокладку.
- Установить в посадочное место для трамблера так, чтобы подвижный контакт был напротив начерченной метки на клапанной крышке. Сразу до упора гайку не затягиваем.
- Установить новую катушку, где стояла старая. К клеммам бобины надо подсоединить провода от реле замка зажигания, тахометра, коммутатора. Провод от электронного блока под номером 1 подсоединяется к клемме катушки с обозначением «К», провод от 4-го контакта соединяем с клеммой катушки с обозначением «Б».
- Проверить зазоры свечей (должно быть 0,8-0,9 мм) и вкрутить по местам.
- Защелкнуть крышку трамблера и подсоединить высоковольтные провода (центральный от катушки и 4 провода на свечи). Провода к свечам подсоединяем строго по соответствию обозначениям.
- Подсоединить вакуумный шланчик.
После установки в правильной последовательности, запускаем мотор и начинаем настраивать зажигание. Если после установки нового электронного бесконтактного зажигания двигатель не заводится, следует проверить правильность подключения проводов катушки и высоковольтных на свечи. Если провода в норме, то не совмещены метки.
Установка электронного зажигания на видео на классические автомобили ВАЗ 2101-2107.
В этом видео ражжеваны все нюансы.
Как отрегулировать бесконтактное зажигание
Перед настройкой зажигания на автомобилях ВАЗ 2101-2107, надо немного прогреть двигатель, не давая ему заглохнуть.
Отрегулировать можно либо на слух, либо с помощью специального прибора, который называется стробоскоп для установки зажигания.Стробоскоп — это прибор, с помощью которого даже новичок может правильно выставить зажигание. Подробнее по настройке зажигания страбоскопом смотрите на видео.