- Схема двигателя змз 421
- Двигатель УМЗ-421800 (АИ-92 89 л.с.) для авт.УАЗ с рычажным сцеплением
- Особенности конструкции
- Предпосылки создания
- Перечень модификаций ДВС
- Тюнинг
- Плюсы и минусы
- Эксплуатационные свойства силовых установок УМЗ-4218
- Список моделей авто, в которых устанавливался
- Регламент обслуживания УМЗ 421 2,9 л/98 – 125 л. с.
- Обзор неисправностей и способы их ремонта
Схема двигателя змз 421
ДВИГАТЕЛЬ 421 ЕГО МОДИФИКАЦИИ И ИСПОЛНЕНИЯ
Устройство, ремонт, эксплуатация, техническое обслуживание
Открытое акционерное общество «Волжские моторы» (прежнее название – Ульяновский
моторный завод) специализируется на выпуске автомобильных четырехцилиндровых рядных
бензиновых двигателей.
Начало производства автомобильных двигателей в г. Ульяновске было организовано в 1970
году после передачи двигателей ГАЗ-21А и ЗМЗ-451 с рабочим объемом 2,445л с Заволжского
моторного завода (ЗМЗ). К началу 90-х годов эти двигатели прошли несколько этапов
модернизации и практически исчерпали свои возможности по дальнейшему повышению
энергетических и топливно-экономических характеристик.
В то же время повышение потребительских качеств серийных автомобилей УАЗ в
результате их модернизации, разработки и освоения новых моделей (УАЗ-3160, УАЗ-2772) с более
высокими скоростными и тягово-динамическими характеристиками привело к необходимости
создания двигателей с увеличенным крутящим моментом и повышенной максимальной
мощностью.
В этой связи ОАО «Волжские моторы» был разработан и с 1996 года начал производиться
серийно двигатель модели 421 с рабочим объемом 2,89 л. Это позволило поднять крутящий
момент и мощность вновь освоенных двигателей до 22,5 кгс
•м и 110-112 л.с. соответственно
•м и 80-90 л.с. у двигателей с рабочим объемом 2,445 л).
Повышение рабочего объема получено за счет увеличения диаметра цилиндра до 100 мм с
одновременным внедрением новой конструкции алюминиевого блока цилиндров с залитыми
гильзами из чугуна. Новый двигатель полностью взаимозаменяем с двигателями семейства 2,445 л
и без каких-либо переделок устанавливается на автомобили прежних выпусков.
С 1998 года ОАО «Волжские моторы» поставляет двигатели модели 4215 с рабочим
объемом 2,89 л на комплектацию ряда модификаций малотоннажных грузовых автомобилей ОАО
«ГАЗ» (Горьковского автомобильного завода).
Для удовлетворения возросших требований к снижению токсичности автомобилей ОАО
«Волжские моторы» приступило к выпуску двигателей с впрыском бензина и микропроцессорным
управлением топливоподачей и зажиганием. В 1999 – 2000 годах с конвейера предприятия сошли
промышленные партии таких двигателей модели 4213 с рабочим объемом 2,89 л, которые были
установлены на автомобили семейства УАЗ-3160.
В настоящее время доля выпуска двигателей различных модификаций с рабочим объемом
2,89 л в объеме производства двигателей ОАО «Волжские моторы» превышает 50%. В ближайшие
годы планируется дальнейшее наращивание производства указанных двигателей.
Вместе с тем двигатели с рабочим объемом 2,445 л модели 417 (наиболее массовая
модификация — 4178) будут оставаться на конвейере еще достаточно продолжительное время, в
связи с этим конструкция их продолжает совершенствоваться. В 2000 году система охлаждения
этих двигателей унифицирована с двигателем модели 421, на часть двигателей устанавливается
карбюратор, разработанный Дмитровградским автоагрегатным заводом (ОАО «ДААЗ») на базе
карбюратора автомобиля “ОКА”, обеспечивающий более стабильные характеристики двигателя.
Двигатель УМЗ-421800 (АИ-92 89 л.с.) для авт.УАЗ с рычажным сцеплением
В двигатель УМЗ 421 заложены конструктивные решения предыдущей серии 417 и мотора ГАЗ 21. Прототип под маркировкой 4218.10 был завершен в 1983 году, однако дорабатывали его еще три года. После чего, конструкторы занялись версией 241.10 с оригинальной формой выпускного тракта.
ДВС УМЗ 421
Затем добавились еще 8 модификаций с увеличенной мощностью, степенью сжатия, дефорсированные, с другим распредвалом, под нормы Евро-4 и два газобензиновых варианта. В итоге, линейка ДВС 421 выпускается по сей день, ею комплектуются грузовые и пассажирские Газели, Соболи, Баргузины и внедорожники Хантер, грузопассажирские УАЗы «Буханки».
Изначально в двигателе первой версии 4218.10 антифриз проникал сквозь поры алюминиевого литья блока цилиндров в масло. Протечка была неустранимой, не помогала замена прокладки ГБЦ, поэтому изготовителем была использована пропитка блока смолой по технологии авиастроения, изменена форма впускного тракта, мотор назван 421.10.
Доработанный вариант 421.10
Для повышения крутящего момента на низах и мощности в целом схема двигателя получила два дополнения:
- резонатор в выпускной системе, расположенный после глушителя;
- увеличение степени сжатия.
Резонатор выхлопной системы
Этот вариант ДВС обозначен 421.10-30, имеет собственный мануал по ремонту. С завода моторы выходили с 100 мм цилиндрами, что изначально обеспечивало высокий крутящий момент и мощность. Руководство автопроизводителя ГАЗ рекомендует их для установки на Газель, что требует незначительной переделки:
- радиатор Газели расположен ниже, чем в УАЗиках;
- вентилятор необходимо сместить;
- появляется привод с отдельным ремнем.
ДВС для Газели
Дополнительно улучшена система питания, отвода газов из картера, мотор обозначен 4215.10-30. Если расход масла у моделей семейства 421 одинаковый, то топливо может использоваться разное.
Для снижения эксплуатационного бюджета грузовика и микроавтобуса многие Газели и Соболи производитель ГАЗ переводил на бензин А-76. Подобная модификация движка УМЗ под бензин с низким октановым числом была обозначена 4215.10-10.
Затем потребовалась инжекторная версия, но уже для полноприводных УАЗ – микроавтобусы, внедорожники, грузовики и грузопассажирские авто. Ею стал движок 4213.10. распредвал здесь чугунный, а не стальной, как в карбюраторных моторах. Для Газелей таким ДВС стал 4216.10 с измененным приводом вентилятора.
УМЗ 421 инжектор
Эта серия 421 стала последней у производителя УМЗ с нижним распредвалом. Уже для следующего поколения 429.10 высокооборотных ДВС распредвал перенесен внутрь ГБЦ, то есть расположен сверху.
В таблицу собраны основные технические характеристики мотора УМЗ 421:
Изготовитель | УМЗ | ||||||
Марка ДВС | 421 | ||||||
Годы производства | 1993 – … | ||||||
Объем | 2890 см3 (2,9 л) | ||||||
Мощность | 72 – 92 кВт (91 – 125 л. с.) | ||||||
Момент крутящий | 220 Нм (на 4200 об/мин) | ||||||
Вес | 170 кг | ||||||
Степень сжатия | 8,2 (7) | ||||||
Питание | карбюратор/инжектор | ||||||
Тип мотора | рядный бензиновый | ||||||
Зажигание | коммутаторное, бесконтактное | ||||||
Число цилиндров | 4 | ||||||
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ | ||||||
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 | ||||||
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый | ||||||
Впускной коллектор | дюралевый | ||||||
Выпускной коллектор | объединен с резонатором и выпускной трубой | ||||||
Распредвал | нижний, схема OHV | ||||||
Материал блока цилиндров | алюминиевый сплав с пропиткой смолой | ||||||
Диаметр цилиндра | 100 мм | ||||||
Поршни | проточка в виде усеченного конуса является частью камеры сгорания | ||||||
Коленвал | стальной, затем чугунный | ||||||
Ход поршня | 92 мм | ||||||
Горючее | АИ-92/А-76 | ||||||
Нормативы экологии | Евро-0 (Евро-4) | ||||||
Расход топлива | трасса – 8,8 л/100 км смешанный цикл 11 л/100 км город – 12,5 л/100 км | ||||||
Расход масла | максимум 0,3 л/1000 км | ||||||
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 15W40, 5W40, 10W30, 10W40, 20W40 | ||||||
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть | ||||||
Масло для УМЗ 421 по составу | синтетика зимой, полусинтетика летом | ||||||
Объем масла моторного | 6 л | ||||||
Температура рабочая | 90° | ||||||
Ресурс ДВС | заявленный 250000 км реальный 350000 км | ||||||
Регулировка клапанов | гайки | ||||||
Система охлаждения | принудительная, антифриз | ||||||
Объем ОЖ | 10,7 л | ||||||
Помпа | с пластиковой крыльчаткой | ||||||
Свечи на УМЗ 421 | чешские Brisk DR17YC/A | ||||||
Зазор свечи | 0,8 мм | ||||||
Привод ГРМ | зубчатая передача | ||||||
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 | ||||||
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst | ||||||
Масляный фильтр | съемный с обратным клапаном полнооборотный | ||||||
Маховик | с посадочным диаметром сцепления 200 мм либо 215 мм | ||||||
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм | ||||||
Компрессия | от 10 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар | ||||||
Обороты ХХ | 800 мин-1 | ||||||
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 60 Нм маховик – 70 – 88 Нм болт сцепления – 60 Нм крышка подшипника – 120 Нм (коренной) и 60 Н м (шатунный) головка цилиндров – три стадии 42 Нм, 106 Нм + 90°
Особенности конструкцииПоскольку двигатель УМЗ 421 эволюционировал из базовых вариантов УМЗ 417 и ЗМЗ 402, а еще раньше — ГАЗ 21, отличиями конструкции являются:
Предпосылки созданияПервой продукцией завода стали четырёхцилиндровые карбюраторные двигатели ГАЗ 21 и ЗМЗ 451 (оба с одинаковым рабочим объёмом цилиндров 2445 куб. см). Производство этих двигателей было передано в Ульяновск с Заволжского моторного завода. В ходе производства двигатели претерпели несколько модернизаций, но к 1990-91 году почти не имели дальнейших перспектив совершенствования конструкции, повышения мощностных характеристик и одновременного снижения расхода топлива. К этому же времени необходимость повышения конкурентоспособности серийных автомобилей УАЗ в условиях рыночной экономики привела к необходимости создания двигателей с большим крутящим моментом и максимальной мощностью. Перечень модификаций ДВСТрадиционно для Ульяновского моторного завода руководство разрабатывает моторы сериями. Основным двигателем стал 4218.10 с характеристиками – Евро-1, мощность 98 л. с., степень сжатия 7 единиц. В семейство движков УМЗ 421 вошло несколько модификаций:
Отличительной особенностью семейства моторов 421 является наличие варианта 4219 для венной техники. В зависимости от того, какое навесное оборудование используется в комплектации ДВС, имеется несколько вариантов 4219.10:
ТюнингУвеличение мощности силовых агрегатов серии УМЗ 421 представляет определенную сложность, так как конструкция мотора устарела, поэтому провести тюнинг без потери надежности силового агрегата зачастую невозможно.
Ремонтные работы с установкой на силовой агрегат УМЗ 249 и др. инжекторной системы не представляют сложности. Установка инжектора позволяет получить около 30 дополнительных лошадиных сил.
Помните о том, что данную работу должен выполнять исключительно опытный специалист, знающий особенности работы силовых агрегатов данной серии.
Контрольные параметры, вернее их сравнение с рабочими параметрами двигателя УМЗ-4213 на холостом ходу, позволят диагностировать возможную неисправность в том случае, если электронный блок управления не идентифицирует неисправности системы управления двигателем, а сам двигатель работает неудовлетворительно или без видимых причин имеет место повышенный расход топлива. Для определения возможных неисправностей системы управления инжекторного двигателя УМЗ-4213 установленного на автомобилях Уаз, надо сравнить его контрольные параметры с рабочими на режиме . Рабочие параметры можно прочитать с помощью диагностического или бортового , если у него есть такие функции. Двигатель должен быть прогрет до температуры охлаждающей жидкости в 75-95 градусов. Типовые контрольные параметры одинаковы для двигателей УМЗ-4213 Евро-0 без антитоксичных систем и двигателей УМЗ-4213 Евро-2 оборудованных такими системами. Возможные неисправности систем двигателя УМЗ-4213 и электрооборудования в случае выхода контрольных параметров за нормативный диапазон.Напряжение бортовой сети UACC: 13.0 -14.6 Вольт.Если напряжение пониженное, то проблемы в цепи заряда аккумуляторной батареи. Если напряжение повышенное — неисправен . Температура охлаждающей жидкости TWAT: 75-95 градусов.Если температура пониженная в течение более пяти минут работы двигателя на холостом ходу, то неисправны термостат или датчик температуры охлаждающей жидкости. Если температура повышенная — надо проверить работу системы охлаждения двигателя, а также датчика температуры охлаждающей жидкости. Открытие дроссельной заслонки THR: 0-1 %.Если процент открытия дроссельной заслонки завышен, то отрегулируйте ее на полное закрытие или устраните подклинивание привода, проверьте и при необходимости замените положения дроссельной заслонки. Частота вращения коленчатого вала двигателя FREQ: 700-750 оборотов в минуту.Если частота пониженная, то занижено СО на холостом ходу, норма для регулировки 0.8+-0.1 %, возможен на впуске, пониженное давление топлива в рампе, неисправен регулятор холостого хода, занижено поступление воздуха через нормально закрытое дроссельное устройство — норма 5-6 кг/ч, неисправен датчик кислорода. Если частота повышенная — не прогрет двигатель до рабочей температуры, неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости, нет полного закрытия дроссельной заслонки, повышенное давление топлива в рампе, закоксован сектор регулятора холостого хода. Длительность импульса впрыска топлива INJ: 4.6-5.4 мс.Если импульс впрыска занижен — неисправен датчик массового расхода воздуха или повышенное топлива. Если импульс впрыска завышен — подсос воздуха на впуске, пониженное давление топлива, плохое качество топлива, неисправность датчика массового расхода воздуха, коксование или засорение форсунок, повышенное противодавление в системе выпуска. Массовый расход воздуха AIR: 13-17.5 кг/ч.Если расход воздуха понижен — неисправен датчик массового расхода воздуха, повышенное давление топлива, занижено поступление воздуха через нормально закрытое дроссельное устройство — норматив 5-6 кг/ч, неисправен датчик кислорода или его нагреватель. Если расход воздуха повышен — загрязнен чувствительный элемент датчика массового расхода воздуха, на впуске, не герметичность системы выпуска, повышенное давление топлива в рампе, коксование или засорение форсунок, повышенные механические потери в двигателе и трансмиссии. Угол опережения зажигания UOZ: 12-16 пкв.Если угол опережения зажигания понижен, то причины связаны с низкой частотой вращения коленчатого вала. Если угол опережения зажигания повышен, то причины связаны с повышенной частотой вращения коленчатого вала. Открытие регулятора холостого хода FSM: 28-36 %.Если процент открытия регулятора холостого хода занижен — приоткрыта дроссельная заслонка в нормально закрытом положении или ее привод не отрегулирован. Если процент открытия регулятора повышен — занижено поступление воздуха через нормально закрытое дроссельное устройство, закоксован сектор регулятора или он неисправен. Коэффициент регулировки СО на холостом ходу RCOD: +-0.20.Контрольный параметр для автомобилей Уаз с двигателем УМЗ-4213 Евро-0 без антитоксичных систем. Если значение коэффициента понижено — причины связаны с завышенной подачей топлива и воздуха. Если значение коэффициента повышено — причины связаны с заниженной подачей топлива и воздуха. Напряжение с выхода датчика кислорода ALAM: 0.05-0.9 Вольт.Контрольный параметр для автомобилей Уаз с двигателем УМЗ-4213 Евро-2 оборудованном системами. Если после 1-2 минуты работы двигателя амплитуда колебаний сигнала не превышает диапазон 0.35-0.65 Вольт, период 1-5 секунд — неисправны датчик кислорода, нагреватель датчика или их цепи, загрязнение или отравление чувствительного элемента датчика кислорода, пропуск газов в системе выпуска. Плюсы и минусыТрадиционно для любого семейства движков самым слабым является базовая версия, в данном случае, 4218.10. Недостатками мотора являются:
С другой стороны, плюсов в моторе гораздо больше:
Эксплуатационные свойства силовых установок УМЗ-4218Рассматриваемый мотор представляет собой сложную комплектацию из четырёх поочерёдно расположенных на одной линии цилиндров, каждый из которых снабжён двумя клапанами. В двигателе практикуется карбюраторная подача топливной смеси. Реже система питания представлена инжектором. 92-миллиметровый поршень выполняет свои функции в середине цилиндра с поперечным сечением 100 мм. Ёмкость внутреннего рабочего пространства в 2,890 литра позволяет автомобилю состязаться в резвости с 98 лошадьми, выполняя при этом 4000 оборотов. Привлекательной является возможность использования для заправки агрегата доступного по цене 92 бензина. Хотя это и отодвинуло мотор до параметров Евро-4. Отечественных автолюбителей такой факт не останавливает, поскольку они не привыкли следить за экологическими нормами при постоянной борьбе с бездорожьем. К тому же приемлемым считается и топливный расход, составляющий для смешанного цикла показатель в 11 л, что ничтожно мало для значительного веса машины.
Специалисты УМЗ заверяют покупателей, что автомобиль с агрегатом 4218 способен без капитального ремонта преодолеть 250 тыс.км. К удовольствию владельцев, практические показатели ресурса мотора превышают заявленные производителем величины. Как отмечалось выше, это достигается благодаря усовершенствованиям в блоке цилиндров. Список моделей авто, в которых устанавливалсяДо 2005 года большинство ДВС Ульяновского моторного завода использовалось несколькими производителями автомашин. Не стал исключением и мотор УМЗ 421, которым комплектовали транспортные средства:
Регламент обслуживания УМЗ 421 2,9 л/98 – 125 л. с.Заявленный пробег в 250 тысяч км двигатель УМЗ 421 сможет пройти только при соблюдении сроков замены расходных материалов и деталей:
Внутреннее устройство ДВС предусматривает эти сроки между капремонтами, независимо от их количества. Данный регламент не подходит для газобензиновых моторов, им замена требуется чаще. Обзор неисправностей и способы их ремонтаБлагодаря проточкам в поршнях, мотор УМЗ 421 не гнет клапана своими поршнями. Его индивидуальными неисправностями считаются:
|