- КАТАЛОГ ДВИГАТЕЛЯ МОТОЦИКЛА «МИНСК»
- Слабый мотор
- Обзор двигателей на авто, мото, водной и садовой технике в помощь при выборе, эксплуатации и ремонте моторов
- Слабые места и недостатки двигателя мотоцикла Минск 125
- Технические характеристики двигателей мотоциклов ММВЗ «Минск» 125
- Ремонтные размеры цилиндра, поршня, колец двигателей мотоцикла ММВЗ Минск 125 см 3
- Ремонтные размеры поршневого пальца ММВЗ Минск 125 см 3
- Слабые места двигателей мотоциклов Минск 125
- Схема двигателя мотоцикла минска
- Устройство и технические характеристики двигателя мотоцикла Минск
- Схема двигателя М-106
- Ремонт двигателя
- Доработка двигателя
КАТАЛОГ ДВИГАТЕЛЯ МОТОЦИКЛА «МИНСК»
В каталоге сборочных единиц, деталей и стандартизованных изделий мотоциклов Минского мотовелозавода приняты следующие обозначения. Когда номер начинается с цифры 3, после которой стоит точка (например, 3.1121-34205), речь идет о мотоциклах ММВЗ-3.112; ММВЗ-3.1121 и ММВЗ-3.115 и первая цифра 3 обозначает рабочий объем двигателя (126 см3).
Цифра после точки показывает тип мотоцикла (1 — дорожный); третья и четвертая — номер модели (12 — основная модель); пятая цифра в первой части обозначения показывает номер модификации (1 — первая). Первые две цифры после тире — это номер группы, к которой относится данная сборка или деталь (34 — управление); третья — номер подгруппы; последующие — собственный номер детали (05, — ручка дросселя).
В номерах деталей и сборок мотоциклов предыдущих серий (М103 — Ml05) нет цифры 3: они начинаются непосредственно с обозначения модели мотоцикла. Например: 103—17126. Если же деталь подходит к мотоциклу, еще более старому (или с тех времен сохранилась без изменений), ее обозначение начинается иначе: например, М1А—3001105, где Ml A — модель мотоцикла, 30 — группа, 01 — подгруппа, 105 — порядковый номер детали (шарикоподшипник). Стандартизованные крепежные изделия обозначаются шестизначными номерами.
(Источник журнл Мото)
Двигатель (рис. 1)
Цилиндро-поршневая группа, коленчатый вал (рис. 2)
* Поставляется по специальному заказу.
** Может быть установлен при условии замены генератора 6В на генератор 12В от данной модели 3.1121 и всего электрооборудования
*Указано наибольшее количество шайб: устанавливаются по потребности.
Слабый мотор
Обзор двигателей на авто, мото, водной и садовой технике в помощь при выборе, эксплуатации и ремонте моторов
Слабые места и недостатки двигателя мотоцикла Минск 125
Двигатель двухтактник ММВЗ объемом 125 см³ уже долгие годы производится Минским мотоциклетным заводом. Начиная с 1951 года и по настоящее время двухтактные 125 кубовые производились и продолжают производиться в различных своих моделях и модификациях. Первый мотор для мотоцикла был мощностью 4,25 л. с., на данное время, мощность мотора составляет 12 л. с. Конструктивно, глобальных изменений ДВС не придали. Охлаждение осталось все тем же воздушным с двухканальным возвратным продуванием. Невзирая на опыт мировых производителей двигателей мотоциклов с применением эжектора, Минский завод к сожалению замену карбюратора на эжектор не осуществил, а жаль, достоинств у двигателя было бы еще больше.
У «Минск» ММВЗ-3.11211 стоит движок 3.1122-10100-03. В Его основной деталировке конструктивно мало что поменялось в сравнение с предшествующими моделями и модификациями 125 см³ мотора.
Отличия ДВС 3.1122-10100-03 от предшествующих двигателей:
- Коренные подшипники установлены у щек коленвала для увеличения жесткости,
повышения стабильности работы движка, а сальники установлены за подшипниками. На ранних моделях, сначала ставили сальники, а за ними подшипники.
Технические характеристики двигателей мотоциклов ММВЗ «Минск» 125
Сило вые агре гаты мо тоцикл клов «Минск» ММВЗ | 3.112 | 3.11 2.1 | 3.11 2.11 | 3.11 2.12 | 3.11 2.14 | 3.11 2.15 |
---|---|---|---|---|---|---|
Объем, см 3 | 123,6 (точ ное зна чение) | |||||
Сте пень сжа тия | 9,2 — 9,8 | 9,5 | 8,5 | 12 | ||
Мощн ость, л.с. | 12 | 10 | ||||
Макс. ско рость, км/ч | 95 | 85 | ||||
Нор ма рас хода топ лива (в сред нем) на 100 км, л | 3,3-4,5 | 4,0-4,5 | 3,9-4,4 | 4,2 | ||
Диа метр цилин дра, мм | 52 | |||||
Ход порш ня, мм | 58 | |||||
Ре сурс порш ня, км | 15 000 -20 000 (с дву мя заме нами ко лец) | |||||
Ре сурс цилин дра, км | 25 000 -40 000 (с двумя заме нами порш ней) | |||||
Обо роты при макс. мощ ности, об/мин | 6400 | 6200 -6900 | 6000 -6500 | 6400 | ||
Карбю ратор | К-62С | Микарб | К2401, P-47R, К-65С | |||
Возду хофильтр | бума жный | |||||
Приме няемый в топ ливной смеси бен зин | А-80 | АИ-92 | ||||
Приме няемое мотор ное мас ло в топ ливной смеси | автол М-8 А (Б, В) | |||||
Пропор ция бен зина и мас ла при приго товле нии топ лива | 25:1. Во время обкат ки 20:1. | |||||
Ёмк ость топлив ного бака, л | 11,5 | |||||
Цепь мо тор ной пере дачи | ПВ-9.525-1200 | |||||
Переда точное чис ло | 2,75 | |||||
Сцеп ление | Многодис ковое, в масля ной ван не | |||||
Число ве дущих дис ков | 4 | |||||
Ко робка переклю чения пере дач | 4-ступен чатая | |||||
Переда точные чис ла | I — 2.925, II — 1.78, III — 1.271, IV — 1.0 | |||||
Цепь глав ной пере дачи (закры тая) | ПР-12,7 -1800-2 | |||||
Пе реда точное чис ло | 2,8 | |||||
Генера тор | Г427 (6 В), 43.370 1010 (12 В) | |||||
Катушка зажи гания | Б300Б (6 В), 2102. 3705 (12 В) | |||||
Ре сурс двига теля (до капре монта), км | 24 000 |
Ремонтные размеры цилиндра, поршня, колец двигателей мотоцикла ММВЗ Минск 125 см 3
Ин декс | Ци линдр | Пор шень | Коль ца | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
груп па | раз мер | груп па | раз мер | раз мер при за зоре 0,2+0,15 | |||
Нор маль ный | ∅ 52 | -0,035 | ∅ 51,88-0,03 | ∅ 52 -0,01 | |||
-0,065 | |||||||
0 | 51,965 — 51,955 | 0 | 51,88-51,87 | ||||
1 | 51,955 — 51,945 | 1 | 51,87-51,86 | ||||
2 | 51,945 — 51,935 | 2 | 51,86-51,85 | ||||
1 ре монт ный | ∅ 52.25 | -0,035 | ∅ 52,13-0,03 | ∅ 52,25 -0,01 | |||
-0,065 | |||||||
0 | 52,215 — 52,205 | 0 | 52,13 — 52,12 | ||||
1 | 52,205 — 52,195 | 1 | 52,12 — 52,11 | ||||
2 | 52,195 — 52,185 | 2 | 52,11 — 52,10 |
Ремонтные размеры поршневого пальца ММВЗ Минск 125 см 3
Поршневой палец | Поршень (отверстие под палец) | |||
---|---|---|---|---|
Цветовая группа | размер, мм | Цветовая группа | размер, мм | |
∅ 14 -0,0075 | ∅ 14 (+0,005-0,010) | |||
белый | 14,0000 — 13,9975 | белый | 14,0050 — 14,0025 | |
белый и синий | 14.0025 — 14,0000 | |||
черный | 13,9975 -13,9950 | черный | 14,0000 — 13,9975 | |
черный и синий | 13,9975 — 13,9950 | |||
красный | 13,9950 — 13,9925 | красный | 13.9950 — 13,9925 | |
красный и синий | 13,9925 — 13,9900 | |||
Допускается устанавливать пальцы и поршни в комплектациях: | ||||
палец | поршень (отверстие под палец) | |||
белый | белый, белый и синий, черный | |||
черный | белый и синий, черный, черный и синий, красный | |||
красный | черный и синий, красный, красный и синий |
Слабые места двигателей мотоциклов Минск 125
- Коробка передач;
- Кикстартер;
- Карбюратор;
- Крепление выхлопного патрубка;
- Тросики приводов управления (сцепления, газа).
Коробка передач одно из немногих слабых мест двигателя, проблема с вылетом скоростей в течение эксплуатации мотоцикла не редкость.
Кикстартер (рычаг для запуска ДВС ногой) со временем разбалтывается в месте его крепления к пусковому валу движка.
Карбюратор из-за потери механических свойств резиновых деталей, износа иглы запорного клапана теряет герметичность и бензин с него течет. Из всех карбюраторов устанавливаемых заводом, самыми надежными считаются индийские карбюраторы фирмы «ПАККО» P-47R.
Крепление выхлопного патрубка к цилиндру выполнено в виде гайки поджимающей патрубок к цилиндру, которая от вибрации отворачивается.
Тросики приводов управления (сцепления, газа) периодически необходимо заменять из-за износа или обрыва каната тросика.
Схема двигателя мотоцикла минска
Минск М106 выпускался всего несколько лет в период с 1971 по 1973 год. Данную модель уже редко можно встретить на дорогах нашей страны. Если вы являетесь счастливым обладателем данной модели Минска, то вам крупно повезло. В этой статье представлена схема двигателя М-106, а так же его устройство.
Схема двигателя М106:
1 — головка цилиндра; 2 — цилиндр; 3 — поршень; 4 — поршневой палец; 5 — стопорное кольцо поршневого пальца; 6 — шатун; 7 — сальник коленвала; 8 — подшипник коленвала; 9 — стопорное кольцо подшипника; 10 — распорная втулка; 11 — левая половина картера; 12 — цепь моторной передачи; 13 — сегментная шпонка; 14 — шайба; 15 — гайка; 16 — ведущая зубчатка; 17 — масляной щуп; 18 — педаль переключения передач; 19 — сцепление; 20 — храповая шестерня пускового механизма; 21 — подшипник первичного вала; 22 — левая крышка картера; 23 — упорная шайба пускового механизма; 24 — сальник кикстартера; 25 — вал пускового механизма; 26 — рычаг кикстартера; 27 — винт; 28 — пружина сектора пускового механизма; 29 — центрирующий штифт левой крышки; 30 — ось вилок; 31 — вилка переключения I и III передачи; 32 — диск механизма переключения передач; 33 — возвратная пружина педали; 34 — регулировочный винт; 35 — контргайка; 36 — правая крышка картера; 37 — вилка переключения II и IV передачи; 38 — винт заглушки; 39 — заглушка правой крышки; 40 — ведущая зубчатка главной передачи; 41 — регулировочный винт сцепления; 42 — распорная втулка; 43 — сальник КПП; 44 — подшипник вторичного вала; 45 — прокладка корпуса сальника КПП; 46 — отверстие для смазки правого подшипника коленвала; 47 — генератор; 48 — наружный сальник подшипника правой цапфы коленвала; 49 — прокладка корпуса сальника; 50 — правая половина картера; 51 — прокладка цилиндра; 52 — гайка М7х1 шпильки цилиндра; 53 — запальная свеча.
Двигатель одноцилиндровый, с воздушным охлаждением и двухканальной возвратной продувкой. Головка цилиндра из алюминиевого сплава.
Двигатель на модели М106 был доработан: мощность двигателя повышена за счёт лучшего наполнения цилиндра, применения нового глушителя и карбюратора К-36С с диаметром диффузора 24 мм, в результате чего была получена мощность 9 л. с. при 5 500 об/мин. Для двигателя требуется топливо из смеси масла и бензина в соотношении 1 : 25.
Устройство и технические характеристики двигателя мотоцикла Минск
Минск – белорусский мотоцикл советского времени, отличавшийся строгим классическим дизайном. Однако при экономическом спаде на белорусском заводе, инженерам пришлось урезать бюджет и использовать более дешевые материалы, что привело к ухудшению дизайна и подгонке его к общим стандартам.
Довольно простое устройство двигателя мотоцикла Минск и возможность его доработки позволила белорусскому аппарату участвовать в спортивных мотосостязаниях, кольцевых гонках. В 1961 году был выпущен двигатель мощностью в 23 л.с. Особенностью этого мотора была возможность форсировки, прибавлявшей к показателям порядка 9 кВт.
В целом, двигатель мотоцикла Минск, технические характеристики которого позволяют выполнять работу по перевозке тяжелых грузов, имеет простую конструкцию и удобное техническое обслуживание. Однако, при всей своей популярности, как и любой советский мотоцикл, ремонт двигателя мотоцикла Минск занимал большую часть времени его владельца.
Схема двигателя М-106
1 — головка цилиндра; 2 — цилиндр; 3 — поршень; 4 — поршневой палец; 5 — стопорное кольцо поршневого пальца; 6 — шатун; 7 — сальник коленвала; 8 — подшипник коленвала; 9 — стопорное кольцо подшипника; 10 — распорная втулка; 11 — левая половина картера; 12 — цепь моторной передачи; 13 — сегментная шпонка; 14 — шайба; 15 — гайка; 16 — ведущая зубчатка; 17 — масляной щуп; 18 — педаль переключения передач; 19 — сцепление; 20 — храповая шестерня пускового механизма; 21 — подшипник первичного вала; 22 — левая крышка картера; 23 — упорная шайба пускового механизма; 24 — сальник кикстартера; 25 — вал пускового механизма; 26 — рычаг кикстартера; 27 — винт; 28 — пружина сектора пускового механизма; 29 — центрирующий штифт левой крышки; 30 — ось вилок; 31 — вилка переключения I и III передачи; 32 — диск механизма переключения передач; 33 — возвратная пружина педали; 34 — регулировочный винт; 35 — контргайка; 36 — правая крышка картера; 37 — вилка переключения II и IV передачи; 38 — винт заглушки; 39 — заглушка правой крышки; 40 — ведущая зубчатка главной передачи; 41 — регулировочный винт сцепления; 42 — распорная втулка; 43 — сальник КПП; 44 — подшипник вторичного вала; 45 — прокладка корпуса сальника КПП; 46 — отверстие для смазки правого подшипника коленвала; 47 — генератор; 48 — наружный сальник подшипника правой цапфы коленвала; 49 — прокладка корпуса сальника; 50 — правая половина картера; 51 — прокладка цилиндра; 52 — гайка М7х1 шпильки цилиндра; 53 — запальная свеча.
Ремонт двигателя
Сборка двигателя мотоцикла Минск – это процесс обратный разбору. Поэтому для более яркого представления о механизмах, начните работу с неполной разборки мотора. Вот простой порядок действий:
[sc:ads3]
- Любой ремонт или замену деталей в первую очередь необходимо сопровождать порядком. Поэтому перед работой хорошо промойте агрегат в воде с чистящим средством.
- Снимите крышку поддона и снимите механизм сцепления.
- Уберите трос, возвратный механизм, отсоедините вал и извлеките опорный шар.
При деформации шара, лучше заменить его на новый.
Таким легким способом можно произвести неполную разборку мотора. При стуках или же толчках во время езды стоит произвести полную разборку согласно книге по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоцикла. Во многих случаях помогает даже простая чистка отдельных элементов. Например, чистка карбюратора обеспечит улучшенную подачу топлива и не загрязнит смесь. Замена воздушного фильтра обеспечит значительный приток воздуха в мотор, что улучшит чистоту топливно-воздушной смеси.
Доработка двигателя
Участие в мотоспорте требует разумного превосходства над конкурентами. Поэтому многие задумаются о том, как увеличить мощность двигателя мотоцикла Минск. Для этого можно произвести несколько манипуляций:
- Произвести разборку двигателя.
- В картер вставляются кольца и надежно скрепляются, уменьшая размер камеры кривошипа на несколько миллиметров.
- Устанавливаются более надежные сальники, с высоким показателем нагрузки.
- Рекомендуется установка К-36 (карбюратор). Он значительно увеличит степень сжатия.
- Окна для продува распиливаются до 20 мм.
- Следует увеличить длину выпускной трубы до 310 мм.
- Произвести замену шатуна в коленчатом вале на дюралюминиевый.
- Установите воздушный фильтр больших размеров.
Такая форсировка может прибавить мотору больше 7 кВт мощности.
В целом, мотоцикл приятен для передвижения по городу и надежен при выполнении работ. Легкость и управляемость Минска давно зарекомендовали себя среди мотолюбителей. Даже сейчас на сборе байкеров можно увидеть несколько модифицированных моделей Минска.
[sc:ads5]