- Двигатели Subaru FB20, FB20B
- Характеристики FB20
- FB20B
- Характеристики FB20B
- Достоинства, проблемы и недостатки двигателей FB20 и FB20B
- Тюнинг двигателя FB20
- Заключение
- Технические характеристики FB20 2 л/150 л. с.
- Особенности конструкции
- Перечень модификаций ДВС
- Плюсы и минусы
- Список моделей авто, в которых устанавливался
- Регламент обслуживания FB20 2 л/162 л. с.
- Обзор неисправностей и способы их ремонта
- Варианты тюнинга мотора
Двигатели Subaru FB20, FB20B
Горизонтально-оппозитный двигатель FB20, ставший наследником атмосферного мотора EJ204, был выпущен Fuji Heavy Industries Ltd в 2010 году и устанавливался на следующие модели Subaru: Forester (с 2010 года), Impreza (с 2012 года), и на XV (c 2012 года). У своего предшественника данный мотор перенял 4 цилиндра с номинальным объемом 1995 «кубиков».
Открытый БЦ FB20 выполнен из алюминия и оснащен гильзами из чугуна. Диаметр цилиндров составляет 84 мм, а ход поршня – 90 мм, поэтому данный двигатель по праву можно считать длинноходным. Кроме того, перед запуском FB20 в производство, были учтены все недостатки EJ204 и применены облегченные поршни, асимметричные шатуны, а также пересмотрена концепция системы охлаждения.
Под алюминиевыми ГБЦ, расположенными на двухслойных прокладках из стали, скрывается пара валов ДВС, управляющих открытием и закрытием клапанов, которых имеется по 4 штуки на каждый цилиндр. Для улучшения синхронизации тактов работы двигателя, обеспечения увеличенных показателей и рабочих характеристик двигателя, в FB20 служит активная система управления фазами газораспределения и подъемом клапанов – AVCS (Active Valve Control System), разработанная специалистами Subaru. Распределительные валы приводятся в действие от цепи ГРМ. Для повышения экономичности мотора и соблюдения экологических норм, на впуске и выпуске установлены новые коллекторы и более прямая система удаления отработанных газов.
Характеристики FB20
Марка | FB20 |
---|---|
Объем двигателя, куб.см | 1995 |
Максимальная мощность, л.с. | 148-154 |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кг·м)/об/мин | 196 (20)/4000 196 (20)/4200 198 (20)/4200 |
Расход топлива, л/100 км | 4.9-8 |
Диаметр цилиндра, мм | 84 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Мощность, л.с. (кВт)/об/мин. | 148 (109)/6000 148 (109)/6200 150 (110)/6000 150 (110)/6200 154 (113)/6000 154 (113)/6200 |
Степень сжатия | 10.8-12.5 |
Ход поршня, мм | 90 |
Доп. информация о двигателе | DOHC, многоточечный последовательный распределенный впрыск |
Модели | Forester, Impreza, XV |
Ресурс двигателя, тыс. км | 300+ |
* Номер двигателя находится на торце блока под щупом для измерения уровня масла.
FB20B
Четырехцилиндровые оппозитники DOHC объемом 2.0 литра – FB20B, устанавливались на следующие модели Subaru: Forester (с 2010 года) и Impreza (в 2013 году).
Силовой агрегат FB20B оснащен полноценной системой распределенного управления клапанами AVSC, регулирующей впуск и выпуск, а не только впуск, как на автомобилях с двигателем FB20, поставляемом на отечественный рынок.
Максимальная мощность FB20B достигает 150 л.с. (при 6200 об/мин), а крутящий момент – 197 Нм (при 4200 об/мин).
Характеристики FB20B
Марка | FB20B |
---|---|
Объем двигателя, куб.см | 1994 |
Максимальная мощность, л.с. | 150 |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кг·м)/об/мин | 196 (20)/3200 196 (20)/4200 |
Расход топлива, л/100 км | 08.02.2018 |
Диаметр цилиндра, мм | 92 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Мощность, л.с. (кВт)/об/мин. | 150 (110)/6000 150 (110)/6200 |
Степень сжатия | 10.05.2018 |
Ход поршня, мм | 75 |
Доп. информация о двигателе | DOHC, распределенный впрыск топлива |
Модели | Forester, Impreza |
Ресурс двигателя, тыс. км | 300+ |
Достоинства, проблемы и недостатки двигателей FB20 и FB20B
Судя по рекламным проспектам, к достоинствам оппозитных двигателей серии FB20 можно отнести увеличенный крутящий момент низких и средних частот вращения коленвала, благодаря чему обеспечивается резвый отклик на нажатие педали газа. Особенно это чувствуется в режимах движения с частыми остановками и ускорениями. При обгоне двигатель работает без лишнего шума, создавая ощущение хорошей мощности. Однако по большей части, все это лишь слова. Прочувствовать вышесказанное на практике получится лишь после перепрошивки блока управления двигателем.
К главным недостаткам моторов FB20 и FB20B, как показало время, причисляют повышенный расход масла, который чаще всего возникает из-за дефектных БЦ и образования большого количества налета на маслосъемных кольцах. Чаще всего с подобными проблемами сталкиваются владельцы автомобилей с двигателями линейки FB20, выпущенными до 2013 года. Если блок цилиндров оказался «кривой», то капитальный ремонт вряд ли поможет и придется покупать новый БЦ, и желательно «ровный». Раскоксовка колец, конечно, может помочь, но лишь на непродолжительное время.
Для движков FB20 и FB20B очень важно качество топлива и масла. Зачастую бывает, что расход масла в 200 граммов на 1000 км является нормой даже в новых моторах, а со временем эти цифры могут увеличиться до 1000 граммов… Именно поэтому изначально необходимо «лить» именно то, что рекомендует производитель. Иначе не избежать проблем не только с «масложором», но и с катализатором, с AVCS, со вкладышами, что уверенно ведет к преждевременному капитальному ремонту. Лучше менять масло даже чаще, чем указано в официальном мануале, например, через каждые 5-7,5 тыс. км. Кроме того, чтобы повысить номинальный ресурс моторов серии FB20, не стоит эксплуатировать их слишком агрессивно. Размеренная и спокойная езда существенно снизит риск появления несвоевременных проблем.
- Улучшенные базовые характеристики: ход поршня, система изменения фаз газораспределения, сниженные потери от трения.
- Открытый блок цилиндров. Модернизированная ГБЦ, уменьшенные в весе поршни, асимметричные шатуны, система охлаждения.
- Двухвальная ГБЦ.
- Стуки в четвертом цилиндре. Чаще всего возникают из-за проворота шатунных вкладышей, следствием чего является перегрев, низкое качество топлива или масла, а также отсутствие замков на самих вкладышах.
- Повышенный «масложор». Бесконтрольное потребление масла может быть обусловлено залеганием поршневых колец или несвоевременной заменой расходников. Также, это может происходить из-за самого масла – его неправильном выборе, или по причине неверных интервалов замены.
- Металлические шумы двигателей серии FB20, которые выделяют их среди собратьев и по сей день, проявляются из-за плохого качества комплектующих, деталей и сборки.
Тюнинг двигателя FB20
Моторы серии FB20 – довольно современные и типичные силовые агрегаты, отличающиеся экономичностью и улучшенными экологическими показателями. Данные двигатели не слишком устойчивы к перегреву. Имеют большую склонность к «масложору», поэтому не стоит испытывать особых иллюзий по поводу их тюнинга.
Можно, конечно, сделать чип тюнинг – перепрошить ЭБУ, поставить другой выхлоп и получить приятный звук, свойственный тюнингованным Субару. Однако, лучше на этом и остановиться, так как в турбо-проект на мотор FB20 точно нет смысла вкладываться.
Заключение
На площадке FB20 было спроектировано и запущено в серийное производство довольно много современных силовых агрегатов. Поэтому применяемость данного движка получила достаточно широкое распространение.
Моторы Субару линейки FB20 имеют достаточно специфичные особенности, как в своих технических характеристиках, так и в плане конструкции. Поэтому до сих пор вызывают много споров у автолюбителей, среди которых обязательно находятся как их сторонники, так и противники. Считается, что самыми неприхотливыми и надежными являются двигатели, которые не выделяются какими-то особенными характеристиками, и к серии FB20 это вряд ли относится.
ТО двигателей серии FB20 проводится стандартно для всей линейки, согласно рекомендациям производителя, межсервисный интервал составляет 15 тыс. км. Однако, как показала практика эксплуатации автомобилей с двигателями FB20 и FB20B, для сохранения ресурса данных агрегатов процедуру замены масла в среднем рекомендуется проводить через каждые 7,5 тыс. км пробега.
Как и некоторые другие оппозитники, FB20 и его собрат – FB20B, имеют ряд существенных недоработок. Но в общем, несмотря на то, что оба мотора достаточно придирчивы к качеству масла и горючего, а также любят оригинальные расходные материалы, это достаточно мощные и надежные агрегаты от Subaru.
Технические характеристики FB20 2 л/150 л. с.
В линейке FB горизонтально-оппозитных моторов с алюминиевым блоком, двухвальными ГБЦ и системами AVCS изменения фаз двигатель FB20 обладает средними характеристиками – 2,0 л, 197 Нм и 150 л. с. Силовой привод создавался производителем Subaru для автомобилей Forester и Impreza.
ДВС FB20
Производитель Subaru всегда тяготел к моторам с горизонтальным противоположным зеркальным расположением цилиндров, поэтому в двигателе семейства FB использован принцип взаимного уравновешивания горизонтальных и вертикальных сил для снижения вибраций. Оппозитная схема двигателя применяется автопроизводителями очень редко. Кроме Subaru, экспериментировали с подобной компоновкой Ferrari, Honda, BMW, Oltcit, Porsche и Volkswagen.
Блок цилиндров FB20
Первым поколением моторов Subaru Boxer считается серия EA (выпущено 4,1 млн. в период 1966 – 1989 г.), вторым – серия EJ (с 1989 по 2010 год произведено 7,6 млн.), третьим – FB серия.
Наличие соударения поршня/клапана является важной особенностью ДВС третьего поколения Boxer при обрыве цепного ГРМ привода, поэтому FB20 гнет клапана. Хотя официальный мануал производителя содержит информацию о том, что модификации EZ36, FB25, FA20, FB16 и FB20 не нуждаются в замене цепи и, даже периодическом ее осмотре, что не соответствует действительности.
Впускной тракт FB20
Производитель во второй версии FB20 семейства FB постарался увеличить мощность за счет следующих технических решений:
- объем цилиндров увеличен до 1995 см3 (у первой версии FB16 он составляет 1600 см3);
- облегчены поршни и шатуны;
- диаметр цилиндра стал 84 мм, ход поршня 90 мм с сохранением степени сжатия 10,5 единиц и длинного хода;
- использован механизм сдвига фаз газораспределения AVCS на обоих распредвалах (впускной и выпускной).
Разборный пластиковый впускной коллектор FB20
Технические характеристики FB20 соответствуют следующим табличным значениям:
Изготовитель | Subaru |
Марка ДВС | FB20 |
Годы производства | 2010 – … |
Объем | 1995 см3 (2,0 л) |
Мощность | 110 кВт (150 л. с.) |
Момент крутящий | 153 Нм (на 4200 об/мин) |
Вес | 117 кг |
Степень сжатия | 10,5 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | оппозитный бензиновый |
Зажигание | коммутаторное, бесконтактное |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | пластиковый двухступенчатый |
Выпускной коллектор | сварной стальной |
Распредвал | 2 впускных, 2 выпускных |
Материал блока цилиндров | алюминиевый сплав |
Диаметр цилиндра | 84 мм |
Поршни | облегченные |
Коленвал | 12200АА440 |
Ход поршня | 90 мм |
Горючее | АИ-95 |
Нормативы экологии | Евро-4 |
Расход топлива | трасса – 6,7 л/100 км смешанный цикл 8 л/100 км город – 10,4 л/100 км |
Расход масла | 1 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | только 0W20-0W40 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, Motul, Mobil |
Масло для FB20 по составу | синтетика |
Объем масла моторного | 4,8 л |
Температура рабочая | 95° |
Ресурс ДВС | заявленный 200000 км реальный 250000 км |
Регулировка клапанов | шайбы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 7,3 л |
Помпа | Aisin WPF-024 |
Свечи на FB20 | SILZKAR7B11 от NGK или IXEH22TT 4712 от Denso |
Зазор свечи | 1,1 мм |
Цепь ГРМ | 2 штуки |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Champion CAF100944P, Bosch F026400206, Alco MD-8230 |
Масляный фильтр | Febi 32099, Comline CMZ11431, Clean DO854/A |
Маховик | облегченный, 8 посадочных отверстий |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | Subaru 13207AA110 |
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 31 – 39 Нм маховик – 62 – 87 Нм болт сцепления – 19 – 30 Нм крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный) головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм + 90° + 90° |
Руководство пользователя содержит описание параметров ДВС, периодичность замены масла и прочих расходников, операции ремонта и обслуживания. К сожалению пользователей капремонт, операции ТО и форсировка силового привода по большей части недоступны для выполнения своими руками. Поскольку конструкция очень сложная, необходимы специальные приспособления и инструмент.
Особенности конструкции
Из-за постоянно ужесточающихся требований экологов автопроизводители, преимущественно европейские, идут на намеренное снижение литражности ДВС и уменьшение размеров деталей ГРМ, ШПГ для снижения трения. В том отношении Subaru повторяет их судьбу. Горизонтально-оппозитный атмосферный двигатель FB20 обладает следующими нюансами конструкции:
- шатунные вкладыши без замков;
- мотор длинноходный, так как отношение длины хода к диаметру поршня больше единицы 90/84 мм;
- снижено давление внутри системы смазки;
- алюминиевый блок с чугунными гильзами цилиндров открытого типа;
- шатуны асимметричные;
- головка блока цилиндров из алюминиевого сплава с каждой стороны оппозита;
- система корректировки фаз газораспределения AVCS;
- дроссельные заслонки TGV для повышения экологичности;
- прямой выхлоп;
- полимерный впускной коллектор;
- нет клапанной крышки, вместо нее крышка распредвала;
- опоры распредвалов вынесены в отдельный узел для повышения ремонтопригодности;
- компактная камера сгорания, уменьшение угла развала между клапанами для повышения предела детонации.
Гидромуфта AVCS
Произведена модернизация некоторых систем, например, навесное оборудование претерпело изменения:
- характеристики резонатора впускного тракта улучшены;
- потери давления понижены за счет особой формы впускного трубопровода;
- установлена активная система, управляющая впускными/выпускными клапанами;
- длина патрубков выпускного тракта оптимизирована.
Выпускной коллектор FB20
Остаточная турбулентность камер сгорания улучшена, форсунки вынесены в ГБЦ. Важной особенностью являются выемки сложной формы на торцевых поверхностях поршней. За счет этого в цилиндрах образуются завихрения, увеличивающие скорость горения смеси.
Система охлаждения FB20
В сравнении с предыдущей серией EJ снижены объемы выпускного коллектора. Зоны, в которых ветви выпускных патрубков сходятся, стали меньше. Каталитический нейтрализатор служит дольше, справляется с продуктами сгорания более эффективно. Данные изменения отодвигают капитальный ремонт, но по-прежнему затрудняют его выполнение собственными силами, что характерно для большинства оппозитных моторов.
Перечень модификаций ДВС
Существует единственная разновидность FB20 – гибридный мотор FB20X Hybrid с электродвигателем, повышающим крутящий момент до 221 Нм на 200 мин-1 и мощность до 162 л. с. В этом силовом приводе использовано то же самое навесное оборудование, что и базовой версии.
Модификация FB20X Hybrid
Плюсы и минусы
Изначально устройство ДВС оппозитного типа обладает следующими недостатками:
- высокая себестоимость мотора из-за слишком сложной его конструкции;
- повышенный расход масла.
С другой стороны, некоторые эксплуатационные характеристики двигателя гораздо выше, чем у рядных и V-образных аналогов:
- снижены вибрации и потери от трения;
- повышен эксплуатационный ресурс;
- понижен центр тяжести и улучшена система охлаждения;
- впускной и выпускной тракт модернизированы;
- обеспечены нормы Евро-4;
- на малых и средних оборотах повышен крутящий момент;
- увеличена жесткость блока цилиндров.
Модернизация клапанной крышки FB20
Автомобиль получает дополнительную устойчивость на поворотах, но обслуживание и ремонт силового привода обходится излишне дорого владельцу. Мало того, необходимы специализированные СТО, в которых нужный инструмент и приспособления имеются в наличии.
Список моделей авто, в которых устанавливался
Производитель Subaru использовал мотор FB20 для комплектации следующих автомобилей:
- Forester (Япония) – 3 и 4 поколение, полный привод, кузов SJ и SH, 2010 – н. в.;
- Forester (Россия) – 4 поколение, полный привод, кузов SJ, 2012 – н. в.;
- Impreza (Япония) – 4 и 5 поколение седан и хетчбэк, кузов GP и GJ, 2011 – н. в.;
- Impreza (Россия) – 4 поколение седан, кузов GJ, 2011 – 2014 г.;
- XV (Япония) – 1 и 2 поколение, полный привод, кузов GT и GP, 2012 – н. в.;
- XV (Россия) – 1 и 2 поколение, полный привод, кузов GT и GP, 2012 – н. в.
Subaru Forester
В других машинах моторы этого поколения не применялись.
Регламент обслуживания FB20 2 л/162 л. с.
Чувствителен двигатель FB20 и к качеству бензина, и к качеству масла. В первом случае сохранится ресурс катализатора, во втором — ШПГ. Рекомендованные сроки ТО:
- цепь ГРМ полежит замене через 100000 км;
- рекомендовано регулировать тепловые зазоры клапанов после прохождения 30000 пробега;
- изготовителем крайне рекомендована очистка вентиляции картера через 2 года;
- производитель рекомендует замену масла и масляного фильтра через 7500 км;
- топливный фильтр нужно заменить после 30000 пробега;
- согласно перечню производителя воздушный фильтр идет под замену ежегодно;
- по требованиям завода антифриз меняют после 40000 км;
- ресурс свечей системы зажигания этих движков составляет 20000 пробега;
- начинают интенсивно прогорать стенки выпускного коллектора через 60 тысяч км.
Обслуживание FB20
В момент замены ГРМ цепи важно правильно выставить усилие натяжителя. Этот узел в FB20 гидромеханический, поэтому перетянутую цепь невозможно ослабить без частичной разборки мотора.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
Кроме того, что мотор FB20 в момент обрыва или перескока звеньев цепи гнет клапана, имеются некоторые характерные неисправности:
Шатунные вкладыши провернуло | 1) чрезмерный износ двигателя 2) поломка маслонасоса 3) отсутствие масла 4) неправильный выбор масла | 1) замена вкладышей и реставрация коленвала 2) замена маслонасоса, вкладышей |
Избыточный расход масла | 1) закоксовавшиеся кольца 3) неправильный выбор вязкости | 1) замена масла смазкой 0W20-0W40 2) замена или раскоксовка колец |
Сторонние шумы | характерно для данного мотора | никаких действий не требуется |
Частое срабатывание датчика давления смазки | производителем установлен датчик на 0,15 бар, а рабочее давление внутри системы 0,5 бар | замена датчика |
Ремонт FB20
Для регулировки клапанов, замены/прочистки форсунок и свечей мотор приходится снимать из-за горизонтального расположения ГБЦ по бокам машины под капотом и отсутствия нормального доступа.
Варианты тюнинга мотора
Изначально двигатель FB20 является избыточно термонагруженным силовым агрегатом, о чем свидетельствует специальная схема охлаждения блока цилиндров и ГБЦ. Расход смазки увеличен до 1 л/1000 км. С учетом этих особенностей тюнинг собственными силами и, даже специалистами ателье весьма затруднен.
Например, турбо тюнинг не выгоден экономически – существенной прибавки не получится, ресурс пар трения резко снизится. Иногда пользователями производится чиптюнинг:
- только на автомобилях, где мощность была снижена искусственно со 150 до 145 л. с.;
- устанавливаются агрессивные распредвалы;
- с учетом оппозитной конструкции количество распредвалов увеличивается до 4 штук.
Тюнинг FB20
Результат также получается дорогим и малоэффективным.
Таким образом, мотор FB20 имеет оппозитную конструкцию, характеристики 2,0 л, 150 л. с. и 197 Нм. Из-за сложного обслуживания и ремонта, высокого расхода масла особой популярностью он не пользуется. Однако за счет высокого ресурса от 250 000 км пробега имеет оценку пользователей 4 балла.