Дизельный двигатель Duratorq-TDCI 1.8L Ford Focus
Дизельный двигатель Duratorq-TDCi, который предлагается в качестве варианта мощностью 85 кВт (115 л.с.),
Рис. 2.328. Расположение кода двигателя на блоке цилиндров
создан на базе известного двигателя Endura-DI diesel, но вобрал в себя самые последние достижения технологии и имеет топливный коллектор, рассчитанный на высокое давление.
Этот двигатель удовлетворяет требованиям стандарта ЕЭС на токсичность выхлопа Stage III (уровень III) и всем другим требованиям, предъявляемым к двигателям самого последнего поколения в отношении расхода топлива, плавности работы, эластичности и мощности.
Код двигателя для Duratorq-TDCi: 85кВт (115л.с.)Р9ОА
Коленчатый вал, опирающийся на пять коренных подшипников, имеет на третьем коренном подшипнике упорные полукольца, которые определяют осевой зазор коленчатого вала.
Рис. 2.329. Звездочка газораспределения, расположенная
на коленчатом вале
Звездочка, расположенная на коленчатом вале, через цепной привод приводит в движение звездочку топливного насоса высокого давления.
Рис. 2.330. Ременный привод газораспределительного
1 — натяжитель ремня газораспределительного механизма;
2 — ремень газораспределительного механизма;
3 — шкив ремня газораспределительного механизма;
4 — шкив топливного насоса высокого давления
Ременный привод газораспределительного механизма
Ремень газораспределительного механизма приводится в движение шкивом топливного насоса высокого давления и передает информацию о моментах открытия или закрытия клапанов к верхнему распределительному валу.
ВНИМАНИЕ. Поскольку новый ремень газораспределительного механизмазначительно растягивается при его первой установке, следует точнособлюдать инструкции по его регулировке.
Натяжение ремня газораспределительного механизма поддерживается автоматическим натяжителем ремня газораспределительного механизма.
Шкив фиксируется на конусе распределительного вала. Необходимое усилие фиксации шкива создается центральным болтом.
Толкатель клапана, регулировочные прокладки (шимы)
«Команда» о фазах газораспределения передается на пружины клапанов посредством восьми толкателей.
Рис. 2.331. Толкатель клапана, регулировочные прокладки (шимы)
ВНИМАНИЕ, При установке регулировочных прокладок надписи на нихдолжны быть обращены к толкателям.
Для регулировки клапанных зазоров служат регулировочные прокладки. Толщина каждой прокладки указана на ее оборотной стороне.
Имеются в наличии прокладки головки цилиндров различной толщины. В зависимости от выступания поршней на каждый конкретный двигатель устанавливается прокладка определенной толщины. Толщину можно определить по зубцам на кромке прокладки.
Прокладка головки цилиндров — прокладка типа MLS (из многослойной стали) Прокладка состоит из трех стальных слоев. Стальные слои имеют наружное резиновое покрытие. Благодаря своей конструкции долговечность прокладки увеличена, и как следствие того, что прокладка не прирабатывается в процессе установки, болты крепления головки цилиндра можно вставлять с более низким зажимным усилием. Однако, вследствие наличия резиновой поверхности, прокладка также более восприимчива к канавкам, и поэтому поверхность следует предварительно очистить без использования острых предметов.
Рис. 2.332. Головка цилиндров:
1 — отверстие для направляющей втулки;
2 — идентификация толщины прокладки
Масляные уплотнения коленчатого вала
Рис. 2.333. Масляное уплотнения коленчатого вала
ПРИМЕЧАНИЕ. Заднее масляное уплотнение коленчатого шала поставляетсявместе с держателем уплотнения. Выверять его следует с помощьюпоказанного специального инструмента.
ВНИМАНИЕ. Если опорное кольцо снять слишком рано, масляное уплотнениесожмется и станет непригодным к использованию.
Передние и задние масляные уплотнения изготавливаются из PTFE. При установке они должны быть чистыми (непромасленными).
Оба масляных уплотнения в качестве непременного атрибута снабжены опорным кольцом. Это кольцо не следует снимать до окончательной установки уплотнения, когда оно сможет самостоятельно выпасть из масляного уплотнения.
Клапан вентиляции картера располагается на верхней поверхности крышки головки цилиндров. Для обеспечения оптимальных характеристик работы двигателя этот клапан и все шланги PCV всегда должны быть чистыми и не иметь внутри никакой грязи.
Рис. 2.334. Вентиляция картера
Масляный картер
Рис. 2.335. Масляный картер
Масляный картер изготавливается из стали. Он уплотняется герметиком на силиконовой основе (WSE-M4G-323-A6).
ВНИМАНИЕ. При снятии передней опоры двигателя не устанавливайтедомкрат, чтобы подпереть двигатель, под масляный картер. Установитедвигатель в сборе с коробкой передач фланцем подрамника/ масляногокартера на деревянные бруски таким образом, чтобы не нагрузить масляныйкартер.
Если двигатель подпереть домкратом, масляный картер автомобиля Ford Focus будет вдвинут внутрь. Это может вызвать засорение при подаче масла к впускному маслопроводу.
Пробка для слива масла комплектуется уплотнительным кольцом круглого сечения и может повторно использоваться много раз.
2.1. Ford Focus II. Описание конструкции двигателей 1,4Duratec, 1,6Duratec и 1,6Duratec Ti-VCT.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ 1,4 DURATEC И 1,6 DURATEC
Конструкция двигателей 1,4 Duratec и 1,6 Duratec полностью одинакова, кроме размера в деталей кривошипно-шатунного механизма, т. к. двигатели имеют разные диаметры цилиндра и ход поршня.
Двигатель бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, шестнадцатиклапанный, с двумя распределительными валами. Расположение в моторном отсеке поперечное. Порядок работы цилиндров: 1–3—4–2, отсчёт — от шкива привода вспомогательных агрегатов
Двигатель (вид спереди по ходу автомобиля):
1 — кронштейн компрессора кондиционера; 2 — компрессор кондиционера; 3 — ремень привода компрессора; 4 — насос гидроусилителя руля; 5 — ремень привода вспомогательных агрегатов; 6 — корпус термостата; 7 — генератор; 8 — кронштейн правой опоры силового агрегата; 9 — крышка маслозаливной горловины; 10 — указатель уровня масла (масляный щуп); 11 — дроссельный узел; 12 — крышка головки блока цилиндров; 13 — впускной трубопровод; 14 — катушка зажигания; 15 — блок цилиндров; 16 — маховик; 17 — масляный фильтр; 18 — поддон картера.
Спереди расположены: впускной трубопровод с дроссельным узлом, топливная рампа с форсунками, масляный фильтр, указатель уровня масла, генератор, стартер, насос гидроусилителя руля, компрессор кондиционера, термостат, датчики положения коленчатого вала, детонации и недостаточного давления масла.
Двигатель (вид слева по ходу автомобиля, при снятом катколлекторе):
1 — маховик; 2 — компрессор кондиционера; 3 — кронштейн компрессора кондиционера; 4 — указатель уровня масла; 5 — впускной трубопровод; 6 — топливная рампа; 7 — катушка зажигания; 8 — рым; 9 — головка блока цилиндров; 10 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 11 — выпускной патрубок системы охлаждения; 12 — шпильки крепления катколлектора; 13 — блок цилиндров
Справа на двигателе (по ходу движения автомобиля) расположены: привод газораспределительного механизма (зубчатым ремнем); привод насоса охлаждающей жидкости, генератора и насоса гидроусилителя руля (поликлиновым ремнем); привод компрессора кондиционера (поликлиновым ремнем); масляный насос.
Двигатель (вид справа по ходу автомобиля при снятом катколлекторе):
1 — ремень привода компрессора кондиционера; 2 — поддон картера; 3 — шкив привода вспомогательных агрегатов; 4 — блок цилиндров; 5 — кронштейн промежуточной опоры привода правого колеса; 6 — верхняя передняя крышка привода ГРМ; 7 — шпильки крепления катколлектора; 8 — кронштейн правой опоры силового агрегата; 9 — впускной трубопровод; 10 — генератор; 11 — указатель уровня масла; 12 — шкив насоса охлаждающей жидкости; 13 — ремень привода вспомогательных агрегатов; 14 — шкив насоса гидроусилителя руля; 15 — кронштейн компрессора кондиционера; 16 — компрессор кондиционера.
Слева расположены: катушка зажигания, выпускной патрубок системы охлаждения и датчик температуры охлаждающей жидкости.
Двигатель (вид сзади по ходу автомобиля):
1 — маховик; 2 — диагностический датчик концентрации кислорода; 3 — катколлектор; 4 — управляющий датчик концентрации кислорода; 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 — катушка зажигания; 7 — крышка головки блока цилиндров; 8 — головка блока цилиндров; 9 — крышка маслозаливной горловины; 10 — верхняя передняя крышка привода ГРМ; 11 — датчик фаз; 12 — задняя крышка привода ГРМ; 13 — шкив насоса охлаждающей жидкости; 14 — блок цилиндров; 15 — нижняя передняя крышка привода ГРМ; 16 — шкив привода вспомогательных агрегатов; 17 — кронштейн промежуточной опоры привода правого колеса; 18 — шкив компрессора кондиционера; 19 — поддон картера; 20 — пробка маслосливного отверстия
Сзади двигателя расположены: катколлектор системы выпуска отработавших газов, датчик фаз. Сверху: свечи зажигания.
Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава по методу Open-Deck со свободно стоящими (в верхней части блока) гильзами «мокрого» типа. В нижней части блока цилиндров расположены опоры коленчатого вала — пять постелей коренных подшипников вала с общей для всех постелей плитой (съемной крышкой), которая крепится к блоку десятью болтами. Коренные подшипники коленчатого вала обрабатываются в сборе с плитой.
Система питания — фазированный распределенный впрыск топлива (нормы токсичности Евро-4). Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат — единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах. Правая опора крепится к кронштейну, расположенному на правой стенке блока цилиндров, а левая и задняя — к картерам коробки передач.
Коленчатый вал — из высокопрочного чугуна, с пятью коренными и четырьмя шатунными шейками. Вал снабжен восемью противовесами, выполненными на продолжении его «щек». Противовесы предназначены для уравновешивания сил и моментов инерции, возникающих при движении кривошипно-шатунного механизма во время работы двигателя. Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала стальные, тонкостенные, с антифрикционным покрытием.
Коренные и шатунные шейки коленчатого вала соединяют каналы, просверленные в теле вала, которые служат не только для подвода моторного масла от коренных к шатунным подшипникам, но и для центробежной очистки масла от твердых частиц и отложений при вращении вала. На переднем конце (носке) коленчатого вала установлены: зубчатый шкив привода газораспределительного механизма (ГРМ) и шкив привода вспомогательных агрегатов. К фланцу коленчатого вала шестью болтами прикреплен маховик, который облегчает пуск двигателя, обеспечивает вывод его поршней из мертвых точек и более равномерное вращение коленчатого вала в режиме работы двигателя на холостом ходу.
Маховик отлит из чугуна и имеет напрессованный стальной зубчатый венец для пуска двигателя стартером.
Шатуны — кованые стальные, двутаврового сечения. Своими нижними головками шатуны соединены через вкладыши с шатунными шейками коленчатого вала, а верхними головками — через поршневые пальцы с поршнями.
Поршни выполнены из алюминиевого сплава. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца. Два верхних поршневых кольца — компрессионные, а нижнее — маслосъемное.
Компрессионные кольца препятствуют прорыву газов из цилиндра в картер двигателя и способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру. Маслосъемное кольцо удаляет излишки масла со стенок цилиндра при движении поршня.
Поршневые пальцы стальные, трубчатого сечения. В отверстиях поршней пальцы установлены с зазором, а в верхних головках шатунов — с натягом (запрессованы).
Головка блока цилиндров отлита из алюминиевого сплава, общая для всех четырех цилиндров. Она центрируется на блоке двумя втулками и крепится десятью винтами. Между блоком и головкой блока цилиндров установлена безусадочная металлоармированная прокладка. На противоположных сторонах головки блока цилиндров расположены окна впускных и выпускных каналов. Свечи зажигания установлены по центру каждой камеры сгорания.
В верхней части головки блока цилиндров установлены два распределительных вала, изготовленных из чугуна. Один вал приводит впускные клапаны газораспределительного механизма, а другой — выпускные.
Общая плита постелей коренных подшипников коленчатого вала
Клапаны приводятся в действие кулачками распределительного вала через цилиндрические толкатели. На валу выполнены восемь кулачков — соседняя пара кулачков одновременно управляет двумя клапанами (впускными или выпускными) каждого цилиндра. Опоры (подшипники) распределительных валов (по пять опор для каждого вала) выполнены разъемными. Отверстия в опорах обрабатываются в сборе с крышками.
Распределительный вал
Толкатель
Головка блока цилиндров в сборе (крышка головки блока снята): 1 — распределительный вал впускных клапанов; 2 — распределительный вал выпускных клапанов.
Привод газораспределительного механизма: 1 — зубчатый шкив коленчатого вала; 2 — натяжное устройство; 3 — задняя крышка привода; 4 — зубчатый шкив распределительного вала выпускных клапанов; 5 — зубчатый шкив распределительного вала впускных клапанов; 6 — ремень
Привод распределительных валов — зубчатым ремнем от шкива коленчатого вала. Автоматическое натяжное устройство обеспечивает требуемое натяжение ремня в процессе эксплуатации. Клапаны в головке блока цилиндров расположены в два ряда, V-образно, по два впускных и два выпускных клапана на каждый цилиндр. Клапаны стальные, выпускные — с тарелкой из жаропрочной стали и наплавленной фаской. Диаметр тарелки впускного клапана больше, чем выпускного. В головку блока цилиндров запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Сверху на направляющие втулки клапанов надеты маслосъемные колпачки, изготовленные из маслостойкой резины. Клапан закрывается под действием пружины. Нижним концом она опирается на шайбу, а верхним — на тарелку, удерживаемую двумя сухарями. Сложенные вместе сухари имеют форму усеченного конуса, а на их внутренней поверхности выполнены буртики, входящие в проточки на стержне клапана.
Особенностью привода газораспределительного механизма является то, что зубчатые шкивы коленчатого и распределительных валов не фиксируются на валах с помощью шпонок или штифтов, а — только за счет сил трения, возникающих на торцевых поверхностях шкивов и валов при затяжке болтов крепления шкивов.
На шкивах коленчатого и распределительного валов шпоночные пазы отсутствуют
Выходные отверстия каналов подвода масла к подшипникам распределительного вала
Смазка двигателя — комбинированная. Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, парам «опора — шейка распределительного вала». Давление в системе создает масляный насос с шестернями внутреннего зацепления и редукционным клапаном. Масляный насос прикреплен к блоку цилиндров справа. Ведущая шестерня насоса установлена на лысках носка коленчатого вала. Насос через маслоприемник забирает масло из поддона картера и через масляный фильтр подает его в главную магистраль блока цилиндров, от которой отходят масляные каналы к коренным подшипникам коленчатого вала и каналы подвода масла к подшипникам распределительных валов головке блока цилиндров.
Масляный фильтр — полнопоточный, неразборный, снабжен перепускным и противодренажным клапанами. Разбрызгиванием масло подается на поршни, стенки цилиндров и кулачки распределительных валов. Излишнее масло через каналы головки блока цилиндров стекает в поддон картера.
Система вентиляции картера двигателя — принудительная, закрытого типа. Благодаря разрежению, возникающему во впускном трубопроводе при работе двигателя, газы из его картера поступают во впускной воздушный тракт и затем — в цилиндры двигателя. В зависимости от режимов работы двигателя (частичная или полная нагрузка, холостой ход) картерные газы попадают во впускной тракт по вентиляционным трубкам двух контуров.
По одному контуру вентиляции картерные газы отбираются…
…из-под крышки головки блока цилиндров и по трубке подводятся к корпусу воздушного фильтра.
Газы очищаются от частиц масла, проходя через маслоотделитель (расположенный в крышке головки блока цилиндров) и поролоновый фильтр, который находится в корпусе воздушного фильтра. По другому контуру вентиляции картерные газы через окна в блоке цилиндров попадают в маслоотделитель (в котором газы очищаются от частиц масла)…
…прикрепленный к блоку цилиндров (для наглядности показано при снятом впускном трубопроводе) и от него по трубке подводятся к впускному трубопроводу в пространство за дроссельной заслонкой.
В маслоотделитель встроен клапан вентиляции, регулирующий расход газов.
Системы управления двигателем, питания, охлаждения и выпуска отработавших газов описаны в соответствующих главах.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ 1,6 DURATEC TI-VCT
Основным конструктивным отличием двигателя 1,6 Duratec Ti-VCT от двигателей 1,4 и 1,6 Duratec является наличие системы регулирования фаз газораспределения (VCT).
Элементы системы регулирования фаз газораспределения:
1 — исполнительный механизм (под верхней передней крышкой привода ГРМ — на фото не виден); 2 — крышка; 3 — электромагнитный клапан; 4 — датчик положения распределительного вала
Система регулирования фаз газораспределения обеспечивает независимое управление положением распределительных валов впускных и выпускных клапанов.
Система VCT позволяет устанавливать оптимальные фазы газораспределительного механизма для каждого момента работы двигателя с целью увеличения его мощностых и динамических характеристик, а также для уменьшения токсичности выхлопа. Управляет системой электронный блок управления двигателем (ЭБУ). К основным элементам системы VCT относятся управляющие электромагнитные клапаны, исполнительные механизмы и датчики положения распределительных валов.
Два электромагнитных клапана системы (по одному на каждый распределительный вал) установлены в специальной крышке, расположенной между верхней передней крышкой привода ГРМ и крышкой головки блока цилиндров. Крышка системы VCT одновременно является общей передней крышкой подшипников обоих распределительных валов и держателем сальников валов.
Ремень привода ГРМ приводит в действие исполнительные механизмы системы, которые с помощью гидромеханической связи передают вращение распределительным валам. На других концах распределительных валов закреплены задающие диски датчиков, которые отслеживают положения валов. Сами датчики положения распределительных валов закреплены в крышке головки блока цилиндров.
Электромагнитные клапаны системы
Из масляной магистрали головки блока цилиндров моторное масло по каналам, выполненным в крышке VCT, подводится к электромагнитным клапанам системы регулирования фаз газораспределения и далее — к исполнительным механизмам системы.
По командам ЭБУ золотниковое устройство каждого электромагнитного клапана управляет подачей масла под давлением в рабочую полость исполнительного механизма или сливом из нее масла. В результате гидромеханического воздействия происходит взаимное перемещение отдельных элементов исполнительного механизма и распределительный вал поворачивается на требуемый угол, изменяя фазы газораспределения. Золотниковое устройство электромагнитных клапанов системы очень чувствительно к загрязнению моторного масла. Поэтому в дополнение к обычному масляному фильтру в канале головки блока цилиндров, подводящему масло к клапанам, встроен еще один фильтр. Этот фильтр замене не подлежит, а при его засорении масло продолжает бесперебойно подводиться к элементам системы по байпасному участку магистрали.