Схема часов для машины

Схема часов для машины

Эти часы-будильник предназначены для установки в приборную панель автомобиля, и питаются от автомобильного аккумулятора. Однако, они с таким же успехом могут использоваться и дома. В этом случае просто отсутствует подсветка дисплея, а питание осуществляется от любого сетевого адаптера, дающего напряжение не ниже 6V.

Ток потребления, не считая тока подсветки, всего 5-7mА.

Для автомобилиста данные часы будут интересны тем, что позволяют в течении одного дня установить несколько значений времени, в которое должен прозвучать сигнал.

В основе прибора — микросхема DS1307, представляющая собой часы реального времени. Данная микросхема общается с внешним миром посредством стандартной шины 12С. Задача контроллера D1 состоит не в отсчете времени, а в обеспечении взаимодействия D2 с такими устройствами как плата жидкокристаллического дисплея, кнопки — органы управления, звуковой сигнализатор.

Поэтому, на сам отсчет времени контроллер влияния не оказывает. Это позволяет, например, вместо показанного на схеме резонатора Q1 на 6 МГц использовать другой резонатор, на меньшую частоту, например, резонатор от видеотехники на 4,43 МГц. Просто реакция меню будет медленнее.

Микросхема D1 питается от резервного гальванического источника напряжением 3V. В идеале, это должна быть литиевая батарея, но можно использовать, например, два дисковых элемента питания от микрокалькулятора. Ток потребления — микроамперы, поэтому энергии хватает на очень долго.

Акустическая сигнализация посредством миниатюрного активного звукоизлучателя В1 типа НРА24АХ. Можно использовать любой другой активный звукоизлучатель (со встроенным генератором) на напряжение питание 4-6V. Если излучатель будет на 12V, -подключите R7 не к выходу стабилизатора А1, а к его входу.

Схема питается напряжением 5V, получаемым с выхода стабилизатора А1. Диод VD1 защищает часы от неправильного подключения к электросхеме автомобиля. Такую же функцию несет и VD2.

В жидкокристаллическом дисплее имеется подсветка, необходимость в которой возникает только в темное время суток. То есть, тогда когда вы включаете фары. Поэтому, цепь подсветки питается от цепи питания габаритных огней автомобиля через диод VD2 и токоограничительный резистор R8. Подобрав его сопротивление можно выбрать оптимальную подсветку.

Точность хода часов зависит от точности частоты тактового генератора D1, стабилизированного кварцевым резонатором Q2. Добиться наибольшей точности можно подстройкой С7. Контрастность дисплея регулируется подстроенным резистором R9.

Управление часами интуитивно схоже с управлением сотовым телефоном. У вас на экране название и два варианта выбора, нужный вариант вы выбираете нажимая кнопку расположенную ниже дисплея, под его надписью. То есть, значение кнопок постоянно меняется, согласно надписям на дисплее. Конструктивно, кнопки S1 и S2 расположены под дисплеем, — слева S2, справа S1. В общем, разобраться очень легко и особых пояснений не требуется.

Часы были собраны на макетной печатной плате, поэтому разводка платы для них не разрабатывалась. Дисплей и кнопки управления расположены на приборной панели автомобиля, на месте пластмассовой заглушки. А плата расположена глубже, в более удобном месте. Дисплей связан с платой ленточным кабелем, а для кнопок проложены отдельные провода.

В микроконтроллер необходимо ввести управляющую программу, распечатка НЕХ-файла которой приводится ниже.

Автомобильные часы на микроконтроллере

В каждом автомобиле есть часы, и сделать их своими руками нет смысла. Но бывает случаи когда эти же часы не правильно работают, или дизайн не нравится. Тогда простые автомобильные часы можно реализовать на микроконтроллере. Схема очень простая, содержит мало компонентов. В качестве микроконтроллера использовалась довольно дешевый вариант – ATтiny2313.

Индикатор выбрал светодиодный 7-сегментный, с 4 символами СС56-12YWA.Цвет индикатора рекомендую взять красный, так как он довольно яркий.

Если у вас не найдется такой индикатор, то можете собрать сами из 4 отдельных светодиодных индикаторов, объединяя их в одну. Будем объединять чтобы на плате было меньше дорожек.

Уже готовый дисплей поставьте в специальный разъем.

Читайте также:  Права потребителей замена автомобиля по гарантии

Время отображается на часах в формате чч:мм, т.е. показывает часы и минуты.

На плате поставлен стабилизатор LМ7805, но если его заменить на выводной, то придется для питания устройства использовать 5 вольт.

Печатная плата сделана по технологии ЛУТ, использован односторонний фольгированный стеклотекстолит. Для компактного размера в монтаже использовались smd радиодетали.

Нужные компоненты для сборки:

2 конденсатор по 22 пФ
8 резистора с номиналом 100 ом, и еще 3 резистора с номиналом 10 кОм,
1 кварц с номиналом 10 Мгц,
также нужен 1 индикатор и 2 кнопки-
с одним устанавливают часы, а с другим минуты.

Фьюзы ставьте как показано на картинке.

Ниже фото уже готового девайса. Попробовал реализовать с красным и с желтым индикатором. У желтого яркость конечно меньше, но думаю смотрится красиво.

Ток потребления таких часов составляет примерно 40 мА. Такие часы отличный вариант для автомобиля – компактный и красивый.
Архив к статье….

Автомобильные часы на микроконтроллере

Предлагаемые вниманию читателей часы имеют небольшие габариты и содержат минимум деталей. Они могут быть легко установлены в любом автомобиле.

Cхема часов изображена на рис. 1. Они собраны на микроконтроллере PIC16F628A (DD1) и светодиодном ин­дикаторе СА56-11YWA (HG1). Тактовый генератор микроконтроллера работает на частоте 32768 Гц, стабилизирован­ной «часовым» кварцевым резонато­ром ZQ1.

Для уменьшения числа деталей ка­тоды элементов индикатора подключе­ны к порту В микроконтроллера через токоограничительные резисторы R7— R14 без дополнительных усилителей. К выводам RAO—RA3 через эмиттерные повторители на транзисторах VT2—VT5 подключены аноды разрядов индикато­ра. Кнопки SB1—SB3, предназначен­ные для установки точного времени, тоже подключены к выводам RA1—RA3. Последовательно с кнопками SB2 и SB3 установлены резисторы R3 и R4, защи­щающие порт А микроконтроллера от повреждения при случайном одновре­менном нажатии на две кнопки.

Поскольку светодиодный индикатор потребляет довольно значительный ток (до 70 мА), предусмотрена возможность отключения индикации. Она будет выключена при высоком уровне напряжения на входе RA5 микроконтроллера. В этом режиме потребляемый часами ток не превысит 4 мА. Уровнем напряжения на входе RA5 управляет ключ на транзисторе VT1. На базу этого транзистора через резистор R2 подают напря­жение с вывода «АСС» замка зажигания. Когда зажигание выключено и напряжение на этом выводе нулевое, транзистор VT1 закрыт, индикация отключена.

Часы собраны на печатной плате из фольгированного с двух сторон стеклотекстолита. Чертёж платы изображён на рис. 2, а расположение деталей показано на рис. 3. Для уменьшения габаритов в часах использованы резисторы типоразмера 1206 для поверхностного монтажа, интеграль­ный стабилизатор напряжения в корпусе DPAK, малогабарит­ные импортные конденсаторы.

Транзисторы КТ503Д можно заменить на транзисторы той же серии с другими буквенными индексами. Вместо индика­тора СА56-11YWA допускается применить другой четырёхраз­рядный с общими анодами, например, CA56-11CGKWA.

Плату часов помещают в металлический или пластмассовый корпус подходящих размеров. Чтобы не изменять внешний вид панели приборов автомобиля, часы закрепляют липкой с двух сторон лентой на лобовом стекле в районе зеркала заднего вида. Соединительные провода прокладывают под обшивкой потолка салона и стойкой передней двери и выводят к замку зажигания.

Часы не нуждаются в настройке, при безошибочной сбор­ке они должны начать работать сразу после подачи питания. При необходимости точность отсчёта времени корректируют подборкой конденсаторов С1 и С2.

Скачать дополнительные материалы (файл печатной платы в формате Sprint Layout 5.0 и программа микроконтроллера).

Автор: А. АБРАМОВИЧ, г. Бикин Хабаровского края

rcl-radio.ru

Сайт для радиолюбителей

Автомобильные часы

Принципиальная схема автомобильных часов приведена на рис.

В простейших автомобильных часах целесообразно применять цифровые индикаторы ИВ — 6. Для повышения яркости свечения индикаторов в данной схеме используется все напряжение, создаваемое генератором автомобиля при работающем двигателе (13,2 — 14,2 В), а питание микросхем осуществляется стабилизатор, обеспечивающий напряжение 9 В. Это потребовало разделения цепей питания микросхем и индикаторов, причем общий провод микросхем не должен соединяться с «массой» автомобиля. Кроме этого, для лучшей различимости цифр желательно часы размещать в глубине приборного щитка автомобиля, чтобы исключить внешнее прямое освещение индикаторов.

Читайте также:  Профессия электрослесарь по ремонту электрических машин

В данной схеме питание цепей накала катодов ламп осуществляется от постоянного напряжения бортовой сети автомобиля. Напряжение 1,2 В получается с помощью гасящего резистора сопротивлением 60 Ом. Питание сеток ламп осуществляется параллельно через резистор R8. Напряжение 9 В для питания микросхем создается за счет стабилизатора напряжения VD3, R5, при чем общий провод микросхем соединяется с катодом стабилитрона.
Конструктивно часы выполнены на плате из фольгированного гетинакса размером 90X50 мм. Цифровые индикаторы установлены перпендикулярно плате. Лампы закрывают плотной черной бумагой с отверстием размером 20Х60мм, чтобы видны были только индицируемые цифры часов. Затем часы устанавливают в щиток автомобиля. В нижней части щитка крепят отдельно кнопки S1 и S2, а также тумблер включения индикации S3. Так как при выключенной индикации часы потребляют менее 1 мА, то при регулярной эксплуатации автомобиля (например, летом) целесообразно часы не отключать полностью, а только выключить индикацию.

Как выбрать автомобильные часы

Правила выбора автомобильных часов, их работа, разновидности, фото, интересные факты. Видео про авточасы с Aliexpress.

Содержание статьи:

  • Ретро возвращается
  • Автомобильные часы: функционал
  • Типы автомобильных часов
  • Установка часов в автомобиле
  • Видео про авточасы с Aliexpress

Давным-давно, когда наручные часы из чисто женского аксессуара превратились в широко распространенный, автомобили также стали оснащать приборами, показывающими время. Даже цифровой XXI век не смог ничего поделать, и производители часов производят специальные изделия для размещения на приборной панели, чтобы водители могли отслеживать время одним взглядом.

Ретро возвращается

Старинные автомобили представительского класса всегда оснащались символом успешности – часами. Как правило, старые машины комплектовались механическими и электромеханическими приборами для слежения за временем.

Еще в паровом автомобиле братьев Доббл, которым обладать могли лишь самые богатые люди и стоимость которого была сопоставима с ценой четырех Роллс Ройсов, часы устанавливались на приборные доски автомобилей «американской мечты», хотя и не выступали в качестве основного атрибута.

В отечественном автопроме часы тоже выступали как символ статуса. Были «обычные» часы, не сильно отличаясь между моделями автомобилей, на которые устанавливались, зато все они могли похвастаться удивительной простотой и надежностью.

Часы от «Победы» выпускались в двух вариантах – рубиново-красный первой серии и зелено-болотно-коричневые второй. Посвященные модели «М-20 Победа» часы изготавливались с японскими кварцами.

Часы для «Волги Газ-21» были меньше по размеру, но по работоспособности ничуть не уступали победовским, дополнительно отличаясь хитрым начертанием цифр, создающим эффект объемного начертания. И да, у часов была подсветка!

С того момента, как автомобили стали выпускаться массовыми тиражами «для народа», аксессуары в них сильно упростились. Все лишнее, ненужное с точки зрения стоимости безжалостно выкидывалось.

Но шли годы, и ностальгия по ретро стала брать верх. Несмотря на то, что приборная панель, магнитола, телефоны, ЖК-экраны, наручные часы – все это доступно автомобилистам, появилась необходимость в отдельно вынесенных часовых блоках «как раньше».

Автомобильные часы: функционал

Внешний вид автомобильный часов за почти столетие претерпел сильные изменения, а функциональные возможности расширились. Для кого-то такие «приборы времени» – старье и лишний отвлекающий фактор, но для других – это символ стильности и пользы.

В середине-конце прошлого столетия европейские производители (Mercedes, Audi, Volkswagen) размещали на приборной доске вместо тахометра крупные автомобильные часы, заботясь о наблюдении за временем. В машинах время можно увидеть, кинув взгляд на магнитолу, на торпеду (если есть вмонтированные по умолчанию часы) либо на дисплей, установленный самостоятельно.

Современные часы умеют многое и оснащены:

  • датчиками температуры в салоне/на улице (Цельсий, Фаренгейт). Обновления информации происходят через короткие промежутки времени, позволяя видеть динамику колебаний температуры;
  • календарем (день/месяц/год);
  • вольтметром (погрешность составляет десятые доли вольта);
  • будильником с пятиминутным включением режима «Соня»;
  • функцией отзеркаливания, позволяя использовать ее в качестве дополнительного зеркала;
  • автоподсветкой;
  • динамической освещенностью, зависящей от светового дня – яркость в ночное время не будет бить по глазам;
  • управлением воздушной заслонки.

Часы способны правильно измерять температуру от минус 50 до плюс 70 градусов по Цельсию, хотя перед покупкой надо обязательно диапазон рабочих показателей уточнять, так как встречаются приборы, функционирующие в более жестких рамках (например, 0-50 градусов Цельсия) и не подходящие для использования в холодных климатических зонах России.

Читайте также:  Чем можно подкачать шины автомобиля

Часть девайсов имеет дополнительное звуковое предупреждение, когда температуру «за бортом» приближается к нулю градусов – таким образом они предупреждают водителей о возможном гололеде на дороге.

Точность измерения датчиков может колебаться в пределах одного градуса, в зависимости от места установки микросхемы. Чаще всего «страдает» салонный датчик, слегка подогреваемый работающей схемой.

Львиная доля современных автомобильных часов производится и продается в Китае, разлетаясь по миру через интернет-магазины.

Подключаются такие часы через:

  • бортовую USB-сеть;
  • разъем прикуривателя;
  • батарейки.

Типы автомобильных часов

Автомобильные часы по принципу работы делятся на кварцевые и электронные.

Кварцевые часы в машине всегда имеют источник питания, они отличаются небольшой стоимостью и практичностью, работая без подзавода. Они устойчивы к повреждениям, нагрузкам и ударам, оставить царапины на стекле часов довольно затруднительно, также авточасы просты в эксплуатации и надежны. Все, что требуется для их безотказной работы – своевременная замена батарейки.

Еще одним безусловным плюсом кварцевых аксессуаров является точность хода. Бюджетность и высокие рабочие качества делают кварцевые часовые модели для автомобилей доступным аксессуаром для всех водителей.

Электронные часы ничем не уступают по точности работы кварцевым – они долговечны, дешевы, не ломаются при перегрузках и имеют огромный диапазон рабочих давлений и температур. Минусами считаются зависимость от электромагнитных полей и ионизирующего излучения. Некоторая сложность может возникать и при считывании информации при попадании на часы яркого солнца. На ряде сайтов электронные часы позиционируются как цифровые светодиодные.

В автомобиле они смотрятся стильно и современно. Легкий светящийся дисплей позволяет ясно видеть значения на циферблате как в дневное время, так и ночью. Такие часы легко крепятся на приборную панель.

Стандартное рабочее напряжение колеблется в диапазоне от 12V до 24V. Потребление тока при выключенном внешнем питании оставляет порядка 14мкА. В экономичном режиме на панели часов отображается только время. Используются батарейки LR44 или ААА. Цвет подсветки, как правило, можно менять по своему усмотрению.

По результатам «вскрытия» часов китайского производства можно поставить сборщикам твердую тройку, так как монтаж произведен не слишком аккуратно, детали плохо закреплены, длительная вибрация вряд ли пойдет им на пользу.

Фанаты авточасов предлагают перед установкой разобрать часы самостоятельно и закрепить спорные узлы нейтральным герметиком.

Установка часов в автомобиле

Способы крепления авточасов различны – их предлагают устанавливать на:

  • жестком креплении зажима-держателя;
  • самоклеящейся основе;
  • присоске;
  • магнитном держателе.

Существуют часы, которые могут устанавливаться на конкретные марки машин, либо универсальные, подходящие для любого автомобиля, модели.

Некоторые часы могут устанавливаться на различные автотранспортные средства, хотя на циферблате отображаются логотипы известных автопроизводителей (KIA, Honda, Mazda, Hyundai, Рorsche, Cadillac и др.). Такие часы, как правило, ударопрочны, изготавливаются в стальном корпусе, с кварцевой начинкой и флуоресцентными стрелками. Батарейка способна служить до года.

Точность часов для автомобиля не поддается логике. Некоторые автовладельцы утверждают, что девайсы определения времени точны, как английская королева; другие отмечают, что погрешность велика, и приходится регулярно переводить стрелки.

Часы в машине крепятся на:

  • приборной панели;
  • лобовом стекле.

Установленные на приборной панели часы могут оказаться не слишком удобными, ведь для того, чтобы увидеть время на циферблате, надо посмотреть с яркого дневного света в затемненный салон, переключая зрение с дали на восприятие цифр «под носом», с больших предметов за бортом машины на мелкие обозначения шкалы. Такая мгновенная перестройка зрения для многих людей оказывается затруднительной, вызывая кратковременную головную боль и дезориентацию.

При некоторой привычке такие часы оказываются куда удобнее, чем смотреть время на телефоне или отвлекаясь на наручные часы. Табло с отображением времени смотрится практичней и приятней, к тому же является превосходным подарком для автомобилиста.

Видео про авточасы с Aliexpress:

Оцените статью