ЗИЛ 131
Содержание материала
ГЕНЕРАТОР ПЕРЕМЕННОГО ТОКА Г250-И1 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131А
1 — вентилятор охлаждения обмоток генератора и блока выпрямителей 2 — вал ротора генератора 3 — передняя крышка генератора 4 — изоляция обмотки статора 5 — полюсные наконечники ротора 6 — трехфазная обмотка статора 7 — плюсовая контактная пластина вентилей 8 — корпус блока выпрямительных кремниевых диодов 9 — медное контактное кольцо ротора 10 — концевые выводы обмотки катушки возбуждения ротора 11 — алюминиевые ребра радиатора охлаждения блока вентилей 12 — кронштейн крепления генератора 13 — плюсовой клеммовый болт для подключения потребителей выпрямленного (постоянного) тока 14 — вентиляционное окно в крышке 15 — крышка заднего подшипника 16—изоляционная втулка контактного кольца 1 7 — щетки генератора 18 — щеткодержатель 19 — штекер положительной щетки, изолированный от «массы» 20 — винт «массы» (минус генератора) 21 — задняя крышка генератора 22 — крышка щеткодержателя 23 — пружина щетки 24 — болт крепления крышки 25 — вывод отрицательной щетки, соединенной с «массой» 26 — стяжной винт крышек и пластин статора 27 — крайняя утолщенная пластина статора 28—набор пластин статора 29 — катушка обмотки возбуждения ротора 30—крышка переднего подшипника 31 — шкив привода генератора 32 — минусовая медная контактная пластина вентилей 33 — винт подключения вентилей на «массу» 34 — вывод вентиля с положительным потенциалом 35 — вывод вентиля с отрицательным потенциалом 36 — болт блока вентилей для подсоединения фазного вывода 37 — винт крепления блока выпрямителей 38 — диск кристаллов электроннодырочного перехода 39 — диод кремниевого выпрямителя с положительным потенциалом 40 — изоляционная мастика 41 — диодный вывод (лепесток) 42 — диод кремниевого выпрямителя с отрицательным потенциалом 43 — латунное основание вентилей
Блок выпрямительных кремниевых диодов ВБГ-1
Основные данные. Трехфазный генератор Г250-И1 переменного тока предназначен для работы в однопроводной системе электрооборудования автомобилей с полупроводниковым регулятором напряжения РР350-А и подключением отрицательного вывода на «массу».
Генератор Г250-И1 двенадцатиполюсный, синхронный, с блоком выпрямительных кремниевых диодов ВБ-1, защищенного исполнения, с проточной вентиляцией, напряжением 12 в с номинальным током нагрузки 28 а (максимальный 40±5 а).
Напряжение 12,5 в (при 20я С) достигается при 900 об/мин без нагрузки, а при нагрузке в 28 а — при 2100 об.мин. Сопротивление обмотки возбуждения 3,7 ома ± 5%
БЕСКОНТАКТНЫЙ РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ РР350А АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131А
1 — гнездо подсоединительного разъеме от генератора автомобиля 2 — резистор К1 марки МЛТ-0,5—300 ом ±10% 3 — основная панель блока №2 4 — резистор Км марки МЛТ-1 — 220 ом ± 10% 5 — диод Д, марки КД202-В 6 — диод Д4 марки КД202-В 7— панель диодного блока 8 — диод Д2 марки КД202-Г 9 — панель блока № 1 транзисторов 10 — входной транзистор Т1 марки П302 11 — нерегулируемые резисторы R10
марки МЛТ-0,25—51 ом ±5 % 12 — стабилитрон Дст (Д1) марки Д808 13 — резистор R3 марки МЛТ-0,5—220 ом±5% 14 — усилительный транзистор Т2 марки П214-В 15 — резистор R4 марки МЛТ-0,5—100 ом ±5% 16 — резистор R5 марки МЛТ-0,5—390 ом±5% 17 — резистор R6 марки МЛТ-0,5—ЗК±5% 18 — терморезистор Rtмарки ММТ-1 —1К 19 — регулирующий транзистор Т3 марки П217
СХЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131А
1 —включатель ВК318 «массы» 2 — аккумуляторная батарея 3 — передний подфарник ПФ101-Б 4 — фара ФГ122-И 5— стартер СТ130-А1 6 — тяговое реле РС14-Г стартера 7 — включатель ВК13-Б сигнала торможения 8 — реле РС513 клапана включения переднего моста 9 — кнопочный предохранитель 10 — транзисторный коммутатор ТК102 11 —добавочное сопротивление СЭ107 12 — катушка Б114 транзисторной системы зажигания 13 — датчик ТМ100 указателя температуры охлаждающей жидкости 14 — вспомогательное реле РС502 стартера 15 — датчик ТМ102 аварийного перегрева жидкости в радиаторе 16—звуковой сигнал С44 17 — свеча зажигания А15-Б или А15-С 18 — распределитель зажигания Р4-Д 19 — прерыватель распределителя 20 — электродвигатель отопителя 21 — дополнительное сопротивление 22 — подкапотная лампа 23 — генератор Г250-И1 24 — регулятор напряжения РР350-А 25 — блок из двух предохранителей 26 — центральный переключатель света 27 — электродвигатель МЭ11 вентилятора кабины 28 — датчик БМ117-А указателя уровня топлива в правом баке 29 — фонарь освещения кабины 30 — включатель освещения фонаря 31 — переключатель клапана включения переднего моста 32 — переключатель электродвигателя отопителя 33 — включатель электродвигателя вентилятора кабины 34 — переключатель датчиков указателя уровня топлива 35 — включатель плафона кабины 36 — кнопка звукового сигнала 37 — щиток приборов КП206 38 — манометр МД233 давления воздуха в шинах 39 — переключатель П105-А указателей поворота 40 — прерыватель РС57 указателей поворотов 41 — ножной переключатель П53-Б света фар 42 — включатель зажигания ВК21-Е 43 — датчик БМ117-А указателя уровня топлива в левом баке 44 — задний фонарь ФП101 45 — штепсельная розетка прицепа 46 — штепсельная розетка на раме 47 — штепсельная розетка на ящике тента 48 — плафон ПК201 освещения кабины 49 — электромагнит клапана включения переднего моста 50 — микровыключатели сигнализации об автоматическом включении переднего моста 51 —задний фонарь ФП101-Б
СХЕМА КОНТАКТНО-ТРАНЗИСТОРНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131А
1 — аккумуляторная батарея 6-СТ-81-ЭМСЗ 2 — включатель «массы» ВК318 3 — защелка отключения батареи от «массы» 4 — рукоятка включения цепи батареи на «массу» 5 — замок зажигания ВК21-Е 6 — амперметр 7 — транзисторный коммутатор ТК102 8 — тяговое реле включения стартера 9 — стартер СТ130-А1 10 — сопротивление R1 =0,52 ом 11 —сопротивление R2 =0,52 ом 12 — блок добавочных сопротивлений СЭ107 13 — вторичная обмотка катушки зажигания (КЗ) 14 — первичная обмотка КЗ 15 — корпус катушки зажигания Б114 16 — рычажок прерывателя 17 — стопорный винт стойки неподвижного контакта 18 — контакты прерывателя 19 — клемма Р провода тока управления транзистором 20 — кулачок прерывателя 21 — подвижный диск прерывателя 22 — корпус вакуумного регулятора 23 — корпус распределителя зажигания Р4-Д 24 — тяга вакуумного регулятора 25 — регулировочные гайки октан-корректора 26 — регулировочный эксцентриковый винт
Зил 130 / 131 — электросхема, предохранители, реле
ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и ЗИЛ-131 грузовые автомобили выпускавшиеся с 1966 по 2002 год с различными модификациями и изменениями. Основное отличие в том что ЗИЛ 130 двуосный грузовик, с ведущей задней осью, а ЗИЛ 131 — полноприводный трёхосный грузовик, оснащённый системой подкачки шин, выпускавшийся преимущественно для военных. Во многом их электронные схемы схожи, но не одинаковы. В данном публикации мы покажем схемы электрооборудования, описание предохранителей и реле Зил 130 131, места их расположения.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
Предохранители
В системе электрооборудования автомобилей ЗИЛ 131 и 130 могут быть установлены следующие предохранители:
p, blockquote 3,0,1,0,0 —>
- биметаллический предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием в цепи наружного освещения и ламп освещения приборов, расположен на центральном переключателе света (под приборной панелью);
- предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием для цепей звукового сигнала и переносных ламп; установлен на отдельной панели за щитком кабины слева;
- блок предохранителей с автоматическим замыканием (два предохранителя на 6/7,5А каждый) в цепях питания электродвигателя отопителя, контрольно-измерительных приборов и прерывателя указателей поворота; установлен на той же панели, что и предохранитель звукового сигнала (на более ранних годов выпуска отсутствовал).
Более подробно смотрите на схема.
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
Электросхема ЗИЛ 130
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
p, blockquote 6,1,0,0,0 —>
Описание
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
1, 10, 23 и 48 — соединительные панели; 2 — фара; 3 — передний фонарь; 4 — боковой повторитель указателя поворота; 5 — генератор; 6 — свеча зажигания с помехоподавляющим резистором; 7 — датчик-распределитель; 8 — датчик сигнализатор аварийного перегрева жидкости; 9 — электрический сигнал; 11 — стартер; 12 — реле стартера; 13 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 — добавочный резистор катушки зажигания; 15 — подкапотная лампа; 16 — высоковольтные провода; 17 — катушка зажигания; 18 — опознавательные фонари автопоезда; 19 — плавкий предохранитель; 20 — биметаллический предохранитель; 21 — блок биметаллических предохранителей; 22 — реле — прерыватель указателей поворота; 24 — выключатель зажигания и стартера; 25 — спидометр; 26 — сигнализатор дальнего света фар; 27 — манометр тормозной системы; 28 — регулятор напряжения; 29 — электродвигатель отопителя; 30 — резистор электродвигателя отопителя; 31 — переключатель отопителя; 32 — выключатель опознавательных фонарей автопоезда; 33 — выключатель плафона; 34 — центральный переключатель света; 35 — плафон; 36 — сигнализатор аварийного падения давления масла; 37 — комбинация приборов; 38 — сигнализатор указателей поворота; 39 — контактные устройства звукового сигнала; 40 — переключатель указателей поворота; 41 — сигнализатор аварийного перегрева жидкости; 42 — розетка переносной лампы; 43 — ножной переключатель света фар; 44 — транзисторный коммутатор; 45 — аккумуляторная батарея; 46 — выключатель сигнала торможения; 47 — датчик указателя уровня топлива; 49 — задний фонарь; 50 — штепсельная розетка прицепа.
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Электросхема ЗИЛ 131
p, blockquote 9,0,0,1,0 —>
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Обозначение
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
1 — Фара головного света; 2 — Передний фонарь; 3 — Боковой повторитель указателя поворота; 4 — Генератор; 5 — Подкапотная лампа ПД308А; 6 — Аварийный вибратор РС 331; 7 — Свеча зажигания; 8 — Датчик контрольной лампы аварийного перегрева ТМ102; 9 — Прерыватель распределитель; 10 — Датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100В; 11 — Электрический сигнал С311-01; 12 — Реле стартера РС502; 13 — Стартер СТ2А; 14 — Регулятор напряжения РР132К; 15 — Транзисторный коммутатор ТК200-01; 16 — Катушка зажигания Б118; 17 — Добавочный резистор СЕ326; 13 — Фильтр радиопомех ФР82Ф; 19 — Конденсаторный фильтр ФР132Т; 20 — Реле включения переднего моста РС523; 21 — Зуммер РС 508; 22 — Розетка рации В47К; 23 — Электродвигатель отопителя 192.3730; 24 — Конденсатор электродвигателя отопителя КБП-С125-40-1,0; 25 — Резистор электродвигателя отопителя СЭ300; 26 — Выключатель 46.3710 принудительного выключения переднего моста; 27 — Переключатель управляемой фары П20-А2; 28 — Переключатель отопителя П20-А2; 29 — Выключатель управляемой фары ВК38-Б; 30 — Электродвигатель вентилятора МЭ11; 31 — Выключатель вентилятора ВК26-А2; 32 -Датчики ММ 124-Д аварийного падения воздуха в тормозной системе; 33 — Выключатель сигнала торможения ВК13-В; 34 — Реле указателей поворота РС57; 35 — Предохранитель 20А ПР2Б; 36 — Предохранитель 6А ПР119-01; 37 — Переключатель указателей поворота П105А-01; 38 — Переключатель света фар П53Б; 39 — Предохранители (2х7,5А) 13.3722; 40 — Прожектор искатель 17.3711; 41 — Аккумуляторная батарея 6СТ-90ЭМ; 42 — Фонарь освещения кабины ФП12-Б (дополнительный); 43 — Выключатель дополнительного фоноря освещения кабины ВК26-А2; 44 — Выключение опозновательных фонарей автопоезда ВК26-А2; 45 — Переключатель датчиков уровня указателей топлива П20-А2; 46 — Выключатель плафона ВК26-А2; 47 — Центральный переключатель света П44-А; 48 — Щиток приборов; 49 — Манометр тормозной системы МД213; 50 — Лампа подсветки приборов; 51 — Контрольная лампа включение привода переднего моста ПП6-Б; 52 — Указатель температуры охлождающей жидкости; 53 — Комбинация приборов КП205; 54 — Амперметр; 55 — Контрольная лампа дальнего света фар ПД20-Д1; 56 — Спидометр СП201А; 57 — Манометр системы регулирования давления воздуха в шинах МД223-Б; 58 — Замок зажигания ВК350; 59 — Кнопка сигнала; 60 — Контактное устройство электрического сигнала; 61 — Датчик указателя уровня топлива БМ117Д; 62 — Плафон ПК201А; 63 — Опозновательные фонари автопоезда УП101-01; 64 — Контрольная лампа ПД20-Е аварийного падения давление воздуха в системе тормозов; 65 — Контрольная лампа ПД20-Е1 аварийного падения давления масла; 66 — Указатель давления масла в двигателе; 67 — Указатель уровня топлива в баке; 68 — Розетка переносной лампы В47К; 69 — Контрольная лампа указателей поворота ПД20-Д1; 70 — Контрольная лампа аварийного перегрева жидкости в системе охлаждения двигателя ПД20-Д1; 71 — Электромагнит 1402.3747 клапана системы включения переднего моста; 72 — Выключатель переднего моста ВК403; 73 — Выключатель контрольной лампы включения переднего моста ВК403; 74 — Выключатель сигнала водителю ВК38-Б; 75 — Выключатель аккумуляторной батареи ВК138Б; 76 — Задний фонарь ФП133А; 77 — Розетка переносной лампы ПС400; 78 — Розетка прицепа ПС3ООА-ЮО; 79 — Фонарь освещения номерного знака ФП134;
p, blockquote 12,0,0,0,0 —> p, blockquote 13,0,0,0,1 —>
Будем рады если Вы поделитесь своим опытом ремонта ЗиЛ (замены предохранителей и реле) в комментариях.
Электросхема ЗИЛ 131 цветная с описанием
Одним из удобных, практичных и выносливых автомобилей российского производства прошлого столетия является грузовой ЗИЛ-131. Машины изготавливались на Московском автозаводе имени И.А.Лихачева с 1966-го года и были направлены на использование в Советской армии, позже применялись в сельском хозяйстве, для транспортировки грузов и т. д.
Полноценную работу грузовика обеспечивает правильная и рабочая электрика. Чтобы устранить неполадки системы, настроить работу световых датчиков, поворотов, звукового сигнала, быстрое зажигание и других конструктивных элементов и узлов, необходимо знать, как устроена проводка на ЗИЛ 131.
Мы подготовили электросхему на ЗИЛ-131 цветную с подробным описанием каждой составляющей детали. Зная все нюансы и составляющие элементы, вы сможете сами выполнять замену, ремонт, установку, связанные с электропроводкой.
Особенности машины
Грузовик характеризуется высокой износостойкостью, прочностью, надежностью, но, тем не менее, данные эксплуатационные характеристики не помешали выпустить заводу еще три модификации машин с мотором дизельного и карбюраторного типа, а также проводкой для хозяйственных работ.
Грузовая машина Зил-131 имеет систему зажигания бесконтактного вида, она дополнена и электрическим коммутатором. Эта деталь характеризуется минимальным количеством электронных компонентов, гарантируя машине длительное применение, износостойкость, безопасность и работоспособность при разных температурах, влажности и т. д. Транспорт активно использует экранированную герметичную проводку, позволяющую работать в сложных условиях, при плохой погоде.
Электросхема на ЗИЛ-13
Многофункциональный и эффективный транспорт включает однопроводную систему электрической техники с рабочим оптимальным показателем напряжения в двенадцать В, двухрядный двигатель на 8 цилиндров и расположенными деталями, которые размещены в виде буквы V. Клеммы минусового типа соединяют корпус с системой. Сцепление — однодисковое с гасителем крутильных колебаний и пластинчатыми пружинами.
Ниже представлена цветная схема электрооборудования ЗИЛ-131 с подробным описанием каждого составляющего элемента. Знание порядка соединения элементов, правильность подключения, позволяет выполнять самостоятельно ремонтные и другие работы с электрической системой.
Условные обозначения к схеме ЗИЛ 131 электрическая:
2 — габарит передний
3 — сигнал боковой поворота
5 — реле зарядки
6 – лампа подсветки двигателя
7 – экстренный вибратор системы зажигания
8, 12 – свеча и катушка зажигания
9 – трамблер бесконтактный
10 – коммутатор транзисторного типа
11 – дополнительное резисторное оборудование
13 – подавление радиационных помех автомобиля в цепях питания
14 – температурный показатель охлаждаемого вещества
15 – контрдатчик превышения температуры
17 — реле подключения переднего моста
18 — реле втягивающее на стартере
19 – фильтрация конденсаторного типа
20 — пусковой агрегат системы двигателя
22 — звукоизлучатель (звуковой сигнал)
23 — двигатель печки
24 — конденсатор электрического мотора обогревателя
25 — резистор двигателя печки
26 — двигатель вентилятора
27, 33 — включение/выключение распознавательной световой сигнализации
28 – датчик педали тормоза
29 – кнопка дальнего света
30, 31 — плафон для включения света внутри машины
32 – скользящая каретка
34 — тумблер топливных показателей
35 – отключение оборотов печки
36 – плафонный выключатель
37 — работа крыльчатки
38, 39 – переключение/выключение для фар
40 — узловой переключатель
41 — контрлампа включения
42 – регулятор тормозных сил
43 – датчик, указывающий на показатель давления
46 — контрлампа поворотного указателя
47 – датчик скорости
48 — контрлампа максимальной температуры жидкости
49 — контрлампа светового излучения
50 — показчик воздушного давления в колесах
52 – реле-прерыватель датчиков поворота
53 – вращающий механизм для передачи электротока
54 – сигнализация руля
55 – поворотный переключатель
56 – предохранитель розетки
51, 59, 60 – предохранители
61 – аккумулятор (источник питания)
63 – магнит, управляющий мостом
64 и 68 — фиксация горючего
65 — выключение клапана
66 — отключатель контрлампы
67 – прицепная розетка
71 – подсветка госномера
72 – сигнальный выключатель.
Неполадки и сбои электросистем
Электрооборудование ЗИЛ-131 может выходить из строя и давать неполадки в отдельные составляющие системы. Признаками поломки может быть работа:
- Генератора – перебои, колебания или отсутствие регулярного зарядного тока;
- Стартера – не запускается, при работе слышны посторонние звуки, не отключается вовремя;
- Аккумулятора – стремительное падение заряда, при зарядке происходит повышение плотности, снижение уровня, утечка электролита и т.д.;
- Системы зажигания – отсутствие искры, пробит кабель высокого напряжения, нарушены контакты.
Причиной поломки и выхода из строя электрической схемы российского грузовика ЗИЛ-131 может стать как физический контакт, так и:
- Оборванные источники питания;
- Повреждение или отсутствие контактов, нарушение целостности проводов, ведущих ток к рабочим элементам;
- Поврежденная изоляция;
- Отсутствие необходимого питания и т.д.
Для быстрого экстренного устранения неполадки достаточно сделать замену поврежденного участка или совершить соединение, оборванных концов. Соединение стоит тщательно зачистить, плотно соединить и крепко обмотать изолентой.
Как устранить поломку
Чтобы найти поврежденный участок, часть прорыва или нерабочего элемента, необходимо сделать внешнюю диагностику и посмотреть на провод, малое сечение, разрыв, изоляцию. Кабеля низкого напряжения можно паять, изолировать, соединять. Кабеля с большим показателем напряжения не могут быть отремонтированы и требуют замену на новые. Если внешний осмотр не дал ожидаемого результата, используется вольтметр или контрольная лампочка.
Представленная выше электрическая схема ЗИЛ-131 цветная с описанием всех составляющих поможет найти поломку, выяснить причину ее возникновения и быстро ее устранить самостоятельно (при возможности) или заменить.
Подводим итог
Надеемся, что данный материал со схемой электропроводки на ЗИЛ-131 поможет устранить возможные неполадки, настроить правильную работу грузовика и эксплуатировать на полную силу его возможностей. Она 100% соответствует технике от производителя.