Инструкция БДД.03
СЕЗОННЫЙ ИНСТРУКТАЖ
Особенности работы водителя транспортного средства в весенне-летний период эксплуатации
С началом периода весеннего снеготаяния на автодорогах накапливается много талой воды. Под слоем воды на проезжей части могут скрываться различные неровности. Передвигаться по таким дорогам необходимо с особой осторожность, чтобы не вывести из строя транспортное средство и чтобы не совершить ДТП.
После того, как водитель проехал по проезжей части, залитой водой, следует немедленно остановиться, визуально проверить состояние тормозной системы ТС. Если внешне трансмиссия и тормозная система не повреждены следует медленно начать движение. При движении по воде тормозные колодки намокают. При этом значительно уменьшается коэффициент трения и тормоза могут не сработать. После начала движения следует медленно и с малым усилием нажать на тормозную педаль и держать ее до восстановления эффективного торможения. При этом двигаться необходимо осторожно и с небольшой скоростью.
Обочины дорог, особенно земляные, намокают от большого количества влаги и становятся вязкими. При наезде колес на размокшую обочину ТС может увести в сторону обочины и опрокинуться, особенно при высокой скорости движения. Скорость ТС должна быть минимальной.
С наступлением теплых дней года на улицах и автодорогах появляется большое количество пешеходов, велосипедистов и водителей индивидуального транспорта. Увеличение числа участников дорожного движения приводит к увеличению интенсивности движения, что в свою очередь увеличивает риски возникновения опасных ситуаций на дороге. Следует быть особенно осторожным в местах большого скопления транспорта и пешеходов а так же в местах с высокой интенсивностью движения.
При минусовых температурах, особенно в ночное время, на дорогах может образовываться тонкий слой льда. Нужно помнить что автомобильные шины имеют низкий коэффициент сцепления колес с дорогой 0,1 — 0,3. Для сравнения – чистый сухой асфальтобетон имеет коэффициент сцепления 0,8 — 0,9. При движении по гололеду не следует резко нажимать на педель тормоза, т.к. это малоэффективно и опасно. Резкое торможение может привести к блокировке всех колес и увеличить тормозной путь что приведет к потере управления транспортным средством и к заносу.
Проезжая опасный участок, следует сохранять постоянную скорость, педалью акселератора следует пользоваться очень осторожно, плавно и мягко. Нельзя производить лишних, тем более резких движений рулем. Если нужно остановиться, то следует производить торможение двигателем или прерывистым способом «нажал-отпустил».
В случае заноса ТС, на заднеприводном автомобиле необходимо поворачивать передние колеса в сторону заноса, используя торможение двигателем. На обледенелой дороге следует избегать каких либо резких движений рулем, не следует резко нажимать педали газа и тормоза. На скользкой дороге, при смене полосы движения, следует быть очень осторожным, а при обгоне тем более, а лучше всего вовсе воздержаться от перестроений и продолжать движение в своей полосе.
Во встречном или попутном направлении движения на мокрой и загрязненной дороге от колес автомобиля летят грязные брызги и попадают на лобовое стекло. В свою очередь это сильно затрудняет видимость, поэтому запрещается выезд транспортных средств на линию с неработающими стеклоочистителями.
Летний период – это пора школьных каникул. Именно на это время приходится пик детского дорожно-транспортного травматизма. Водитель ТС должен соблюдать особую осторожность, проезжая мимо школ, детских площадок, а также на участках дорог или улиц, где возможно внезапное появление детей.
Водитель твердо должен знать основные правила преодоления труднопроходимых участков бездорожья, где могут встретиться различные препятствия, такие препятствия как рвы, ямы, насыпи рекомендуется проезжать под углом близким к прямому на пониженных передачах. Автомобиль нужно вести плавно, без резких поворотов и переключения передач. Косогор с боковым уклоном можно проезжать только по сухому грунту, при малой скорости, на пониженной передаче.
Дорога, не имеющая твердого покрытия, называется грунтовой. Нормальное движение по такой дороге возможно только в сухой период года. После дождей или после таяния снега поверхность грунта становится очень скользкой и вязкой, колеса автомобиля начинают буксовать и автомобиль становится плохо управляемым. В таких случаях дорогу нужно выбирать так чтобы колеса не попадали в старую глубокую колею, потому что есть риск посадить автомобиль на картеры мостов, раму или защиту двигателя. Двигаться по колее необходимо на передаче, которая исключила бы остановку автомобиля. Глубокие колеи необходимо пропускать между колесами.
Трудно проходимые участки с глубокой грязью преодолевают на пониженной (скорости) передаче и при постоянном числе оборотов двигателя. Двигаясь через канаву, необходимо следить за тем, чтобы не зацепить грунт низко расположенными агрегатами или рамой автомобиля. Небольшие канавы проходят накатом при выключенном сцеплении или на одной из низших передач. Глубокие колеи преодолевают под прямым углом. Направлять автомобиль под острым углом нельзя, так как большие перекосы могут вызвать повреждение ходовой части.
При работе в условиях бездорожья нужно иметь в автомобиле буксирный трос, лопату, топор и цепи противоскольжения.
Особенности эксплуатации машин в зимних (летних) условиях.
Пуск прогретого двигателя: Прогретый исправный двигатель, легко пускается стартером, для пуска необходимо.
Включить выключатель аккумуляторных батарей: включать зажигание поворота ключа зажигательна до упора включен стартер. Если двигатель не включается с первой, второй попытки, вытянуть ручку управлении воздушной заслонкой примерно на ¼ хода и вновь включить стартер.
Как только двигатель начнет работать, немедленно нажать на ручку воздушной заслонки карбюратора до упора, одновременно нажимать на педаль управления дроссельной заслонкой. ½ хода. При устойчивой работ в режиме холостого хода и температуре охлаждающей жидкости на них 60С можно увеличить нагрузку на двигатель. Пуск прогретого двигателя: Прогретый исправный двигатель, легко пускается стартером, для пуска необходимо.
Включить выключатель аккумуляторных батарей: включать зажигание поворота ключа зажигательна до упора включен стартер. Если двигатель не включается с первой, второй попытки, вытянуть ручку управлении воздушной заслонкой примерно на ¼ хода и вновь включить стартер.
Как только двигатель начнет работать, немедленно нажать на ручку воздушной заслонки карбюратора до упора, одновременно нажимать на педаль управления дроссельной заслонкой. ½ хода. При устойчивой работ в режиме холостого хода и температуре охлаждающей жидкости на них 60С можно увеличить нагрузку на двигатель.
Пуск холодного двигателя при температуре не ниже –10С
Пуск прогретого двигателя при температуре выше 0С
Подкачать топливо при помощи топливного насоса в карбюратор для возмещения возможных потерь бензина испарений или подтекания. Выдвинуть до упора ручку управления воздушной заслонкой. Включить зажигание. Включить старте держать стартер включенным не более 10 сек. Как только двигатель начнет работать утопить ручку воздушной заслонки на ¼ — ½ ее хода. Нажать на педаль управление дроссельной заслонкой и прогреть двигатель постепенно утапливая ручку воздушной заслонки. Прогреть двигатель на средних оборотах до температуры воды ни ниже 60 С. После прогрева двигателя в режиме холостого хода остановить двигатель , выключив зажигание. проверить нет ли пропуска воздуха, протекания масла, топлива. Пустить вновь двигатель. Пуск холодного двигателя при температуре не ниже – 10 С отлить масленый радиатор и провернуть пусковую рукоятку на 5-6 оборотов.
1) Правило пользования стартером при пуске двигателя не должна превышать 10с.
2) В случае, если двигатель после первой попытки не начел работать то следующую попытку надо повторить через 15-20с. После трех четырех неудавшихся попыток пуска двигателя необходимо проверить систему питания и устранить неисправность.
3) Как только двигатель начнет работать, необходимо немедленно отключить стартер.
4) Включении стартера при работающим двигателе момент привести к поломке зубьев шестерен привода. 5) В земнее врем нельзя пытаться пустить холодный, не подготовленный предварительным прогревом двигатель длительной прокруткой его стартером.
В объем работ выполняемых на машине при подготовке ее к зимней (летней) эксплуатации входят сезонное обслуживание.
Сезонное обслуживание проводиться один раз в год, осенью и совмещается с очередным ТО-2.
Дополнительно к ТО-2 выполнить следующее:
- Произвести смазочные работы в соответствии с картой смазки.
- Очистить карбюратор, удалить отложения с диффузора, жиклеров и смесительной камеры. Проверить уровень топлива в поплавковой камере. После установки карбюратора на место отрегулировать закрытие воздушной заслонки и холостой ход. Сезонную работу по карбюратору проводить в случае, если за истекший год общий пробег автомобиля был 25 км/ч и более.
- При использовании воды промывать систему охлаждения двигателя и при необходимости продуть сжатым воздухом остов радиатора со стороны двигателя.
- Промыть топливные баки, воздушные клапана бака, продуть воздухо-проходящую трубку клапана, соединительную трубку топливных баков. карбюратор и топливо проводы.
- Проверить систему зажигания, чтобы избежать затруднений при пуске холодного двигателя зимой
- Проверить регулируемое напряжение на автомобиле.
- Проверить исправность работы пускового подогревателя двигателя
- Прочистить сливное отверстие в дверях кабины.
- Проверить работу системы отопления кабины.
- Проверить исправность и крепление лебедки.
- Снять генератор и проверить его работоспособность.
- промыть и проверить ограничитель максимальной частоты вращения коленчатого вала, вынуть ротор а сборе, очистить и промыть его, не разбирая, подвергнуть чистке и промывке другие детали. Крошку в сборе не следует промывать в ацетоне или в других растворителях так как в крышке запрессована резиновая манжета. При сборке датчика соблюдать смазать валик ротора в соответствии с картой смазки.
Инструкция БДД.04
СЕЗОННЫЙ ИНСТРУКТАЖ
Особенности работы водителя транспортного средства в осенне-зимний период эксплуатации
Осенние дожди, туман, утренние заморозки – все это делает осеннюю дорогу опасной и трудной для тех, кто находится за рулем ТС. В такой ситуации только водитель, умело применяющий все меры предосторожности, сможет преодолеть трудные участки автодороги.
На мокром асфальте и грунтовой дороге, покрытой листьями, особенно опасны обгоны, резкие торможения и перестроения. Следует особенно запомнить, что совершенно недопустима высокая скорость на поворотах, на мокрой дороге и в гололед. Перед поворотом необходимо до минимума снизить скорость ТС, не применяя резкого торможения. Но если возник занос ТС – следует без суеты и нервозности предпринять следующие меры: не выключая сцепления повернуть рулевое колесо в сторону заноса, и плавно притормаживая вывести автомобиль из заноса.
Особое внимание нужно обратить на перекрестки и остановки общественного транспорта, когда автодорога заснежена, они становятся особенно скользкими из-за постоянного торможения автомобилей.
Общие правила движения на скользкой автодороге
Необходимо помнить, что в осенне-зимний период световой день короче и водителю ТС приходится больше пользоваться светом фар, поэтому следует снижать скорость, увеличивать дистанцию и боковой интервал по отношению к другим ТС, а также выполнять все действия плавно и не делая резких движений и торможений, строго соблюдать ПДД, не ослеплять водителей встречного ТС, своевременно переключая фары на ближний свет.
При движении ТС в дождь и снег необходимо помнить, что при этом уменьшается обзорность с места водителя, поскольку стеклоочистители очищают только часть переднего лобового стекла. При этом увеличивается величина тормозного пути – а значит, повышается общая опасность движения. При движении на подъем следует выбирать такую передачу, чтобы не пришлось затем переключаться до полного завершения подъема. При спуске не следует выжимать сцепление, а вести автомобиль на включенной передаче, плавно используя тормозную систему. Исправные тормоза, рулевое управление, шины и приборы освещения – это основа безопасного движения.
Запрещается подавать резкие звуковые и световые сигналы при появлении пешеходов на проезжей части, т.к. торопясь сойти с проезжей части, пешеход может сделать резкое движение, поскользнуться и упасть перед идущем автомобилем. Помните: опыт, мастерство, внимательность и дисциплинированность – надежная гарантия безаварийной работы в осеннее – зимний сезон.
Действия водителя во время гололеда
Гололёд — опасная пора для водителя автомобиля. Во время движения автомобиля в гололёд от водителя требуется повышенная осторожность. Прежде всего, скорость движения не должна быть выше 20 км/час. Это вызвано тем, что дорога покрыта слоем скользкого льда, в результате чего сильно уменьшен коэффициент сцепления колес с дорогой и вместо нормального качения колес возникает их скольжение и в результате нарушается управление автомобиля.
На скользкой дороге нельзя резко тормозить, так как может возникнуть занос автомобиля. Необходимо помнить, что выпавший снег после гололёда не только уменьшает скольжение, а наоборот увеличивает его. Резкое торможение, в этих условиях, несомненно, может привести к аварии.
Кроме того, занос автомобиля может произойти по следующим причинам:
- резкое изменение оборотов коленчатого вала двигателя во время движения;
- неравномерное давление воздуха в шинах колес;
- неправильное распределение груза в кузове;
- износ протектора шин;
- слишком быстрое включение сцепления.
В этих случаях необходимо применять способ комбинированного торможения, т.е. осуществлять торможение двигателя, а тормозом только притормаживать.
Тормозить двигателем следует правильно в такой последовательности:
- сбросить газ, не включая сцепления;
- дать промежуточный газ;
- включить низшую передачу и снова включить сцепление.
При выполнении этих действий автомобиль будет постепенно убавлять скорость. При этом можно не включая сцепление плавно тормозить. Если при торможении происходит занос автомобиля, то необходимо быстро прекратить торможение, выровнять автомобиль, рулевое колесо быстро, но плавно повернуть в сторону заноса, после чего опять притормозить.
Водитель должен помнить, что на скользкой дороге в несколько раз увеличивается тормозной путь автомобиля. Практика показывает, что тормозной путь обратно пропорционален скорости, с которой начато торможение автомобиля. Поэтому дистанция между автомобилями, движущимися по скользкой дороге, должна соответствовать удвоенной скорости движения. Например, если скорость автомобиля 40 км/час, то дистанция между автомобилями должна быть 80 метров.
В условиях ограниченной видимости, а также при движении против солнца, скорость должна быть минимальной, двигаться в дождливую погоду и в гололёд очень опасно и не рекомендуется.
В некоторых случаях для увеличения проходимости, в зимнее время, целесообразно оборудовать автомобиль ёмкостью с песком, посыпав его под колеса можно продолжить движение.
Движение автомобиля по снегу
Движение автомобиля по снегу необходимо совершать внимательно и осторожно. Трогаться с места зимой следует после прогрева двигателя, когда температура охлаждающей жидкости поднимется до 85 — 90º, трогаться следует на первой передаче.
Постепенно и очень медленно повышая обороты коленчатого вала двигателя нужно переходить на повышение передачи. Хорошо накатанная снежная дорога обычно не вызывает никаких трудностей. Однако, при движении по наезженной и скользкой снежной дороге значительно уменьшается сцепление колес с дорогой. В подобных случаях не рекомендуется резко поворачивать руль или резко тормозить. Перед поворотом, во избежание возможного заноса автомобиля, заранее снижать скорость.
Особенно внимательным следует быть при движении по снежной целине. Чтобы предотвратить всякие происшествия, хорошо заранее сделать изучить путь, определить сложные места. Двигаться по снегу нужно без остановок и переключения передач, так как это приводит к снижению скорости автомобиля, а после остановки с места тронуться значительно труднее.
При движении по снежной целине следует по возможности выбирать высокие участки местности, в таких местах снежный покров менее глубокий. Установлено, что при глубине мягкого и рыхлого снега в 1.5 величины дорожного просвета автомобили утрачивают способность преодолевать целину. Если по снежной целине проложена колея, то следует ехать по ней, не отклоняясь в сторону, так как по колее сопротивление движению снижается в 2 раза, скорость движения по снежной колее не должна превышать 40 км/час. Превышение этой скорости может вывести автомобиль в сторону из колеи и затянуть в снег. В некоторых случаях перед началом движения по глубокому снегу, для улучшения проходимости, рекомендуется снижать давление в шинах. Это снижает давление колес на снег. В стандартных шинах, как исключение, допускается снижение давления в шинах при преодолении наиболее труднопроходимых участков снежной целины небольшой протяженности, не более чем на 20 — 25 % от нормального давления.
Небольшие снежные сугробы следует преодолевать с хода при этом въезжать в снег нужно обязательно под прямым углом к сугробу, чтобы избежать заноса автомобиля.