5 лучших вездеходов для Крайнего Севера
За Полярным кругом своя жизнь и свои суровые условия, для которых нужны особые автомобили. Здесь нет асфальта и дорог как таковых — в холодное время года это, в основном, укатанные зимники, летом же — топкая и оттаявшая грязь тундры. Немногие обычные внедорожники могут здесь выжить, а для того, чтобы перевозить людей и грузы круглый год, приходится выдумывать особо проходимые транспортные средства. Вспомним самых заслуженных тружеников Севера в нашем обзоре.
Трекол и Ямал
Начнем с самых простых колесных вездеходов, базирующихся на серийных компонентах джипов УАЗ. Так, «Трекол» представляет из себя обычный «Хантер» на огромных колесах низкого давления. Машина отлично едет по грязи и снегу, но на укатанных зимниках в салоне не слишком комфортно. Шасси очень тряское из-за ужасно пружинящих огромных колес — благодаря системе подкачки шин через ступицы можно спустить давление ради большего комфорта. Но тогда от мороза и нагрузки будут трескаться боковины дорогих шин. Также из-за размера «обуви» часто лопаются диски и полуоси, да и хантеровский мотор слабоват для тяжелой машины. Есть еще один вездеход под именем «Ямал» — это усовершенствованный «Патриот» на таких же колесах. Он существует в 4-х и 6-колесном исполнени, имеет более тяговитый мотор и автономную отопительную систему. Да и в целом конструкция «Ямала» более продуманная и надежная, хоть и стоит такой джип ощутимо дороже «Трекола».
Формально это бортовая или пассажирская «Газель», поставленная на гусеничную тягу и полюбившаяся геологам, нефтянникам и прочим энергетикам Крайнего Севера. Благодаря гусеница «Бобр» отлично едет по любой поверхности и к тому же рассчитан на работу при температурах до -50 градусов. Под капотом такого авто 2,8-литровый дизель Cummins на 130 лошадиных сил, разгоняющий «Бобра» до 65 км/ч на суше. Кроме того, вездеход не зря получил свое имя — он также умеет и плавать! Используя свои гусеницы, на воде он может развивать до 6 км/ч, перевозя по 3–4 человека. Минусом машины можно назвать ее небольшую грузоподемность и малое количество пассажирских мест. К тому же, «Бобр» стоит еще дороже «Трекола» — 2,2 миллиона рублей против 1,5 миллионов у первого участника нашей подборки.
Гость из далекой Швеции нередко встречается за Полярным кругом. Это еще более экзотичное транспортное средство, представляющее собой две спаренные гусеничные «кубышки». Машину начали проектировать еще в 1974 году для нужд шведской армии в качестве сочлененного с прицепом вездехода. В результате получилась нереально проходимая штука, которая может взять на борт до 2,5 тонн груза. Однако есть и минусы — во-первых, «Лось» не такой вместительный, как бы хотелось полярникам. Во-вторых, сочлененная трансмиссия весьма сложна в ремонте, хоть и ломается вездеход в разы меньше отечественных конкурентов. Да и цена импортного «проходимца» оставляет впечатление космической — все благодаря зарубежным комплектующим. Это дизель Mercedes-Benz на 3 литра и 136 сил, а также 5-ступенчатый «автомат» и 2-скоростная раздатка.
ГАЗ-34039
Советский ветеран, выпускавшийся аж с 1985 года и по-прежнему находящийся на слжбе полярников. Это уже полноценный гусеничный вездеход, больше напоминающий бронетранспортер. В движение этого монстра приводит 4-цилиндровый мотор на 110 «лошадей» в паре с 5-ступенчатой мехнической коробкой. Мотор оборудован системой предпускового подогрева, а коробка имеет пониженную передачу. Все это позволяет ГАЗу отлично чувствовать себя на снегу, грязи и в условиях топкой весенней тундры. Неприхотливый дизель легко переваривает любую солярку, а автономная система отопления прогревает большой салон. К слову, рассчитан он вплоть до 10 человек, кроме того, внутри можно оборудовать 4 спальных места. Из минусов можно отметить крайнюю медлительность этого вездехода и солидный возраст сохранившихся экземпляров.
Многоцелевой тягач легкий бронированный — именно так расшифровывается название, пожалуй, самого удачного вездехода Крайнего Севера. Машина принята на вооружение армии еще в 1964 году, но потом быстро нашла применение и у гражданских. Этот «жучок» на гусеничной тяге отлично плавает, форсирует болота и крутые подъемы, а также может взять на борт до 11 человек. Дизельный V8 развивает 240 лошадиных сил и почти 900 Нм крутящего момента, что позволяет разгонять далеко не легкий вездеход до 60–80 км/ч. Расход топлива при этом может доходить до 90 литров на 100 километров, однако с учетом огромных баков запас ход вплотную приближается к 500 километрам. Из минусов можно отметить неудачно расположенную лебедку, чей трос при обрыве прилетает прямо в лобовое стекло, и необходимость закупоривать сливные отверстия при форсировании бродов.
Севера… Севера… Севера… Грузовики крайнего севера СССР.
Жить в условиях низких температур сложно. В частности, сложна эксплуатация автомобилей в таких условиях. От них требуется очень высокая надёжность и огромный ресурс.
Во время СССР, антифризы и другие пред пусковые подогревы не существовали. Даже в наше время эксплуатация автомобилей в условиях крайнего севера очень сложна, не говоря о временах Советского Союза. Машинам практически приходится постоянно работать, даже ночью. Некоторые водители глушат на ночь, но прогревают раз в 3 часа. Сегодня конечно же это происходит намного легче, к примеру существует авто запуск двигателя. В СССР всё было куда сложнее…
Под конец рабочей смены, водителю приходилось сливать воду с системы охлаждения, а у грузовиков этот объём составляет 20-30 литров воды. Утром нужно было залить воду обратно в систему, но только горячую, так как холодная замёрзнет ещё до момента запуска мотора. К тому же эксплуатация техники при температуре -50 по Цельсию ставила под вопросы использование некоторых материалов, смазки и припоев. Поэтому создание автомобилей для севера было комплексным и занимались им все отрасли промышленности.
Кроме того, был вопрос о тяжести труда водителя. Лишь в конце 50-х годов появились автономные печки. Герметизация кабины оставляла желать лучшего. Зимой в кабинах было холодно. Любая поломка техники ставило под угрозу жизнь и здоровье водителя. Поэтому автомобили снабжали дополнительными топливными баками, чтобы водитель смог дождаться помощи.
И всё же, некоторые заводы разработали автомобили, специально предназначенные для эксплуатации крайнего севера.
В начале 70-х годов, автомобильной промышленности была поставлена задача об изготовлении 14 тысяч грузовиков для холодного климата страны.
Машина имела улучшенную термоизоляцию кабины, двойное остекление, отопитель кабины увеличенной мощности, большей ёмкости аккумуляторная батарея, вентилятор включался после того как сработает датчик температуры, а не крутился всегда как в обычном автомобиле. В двигатель были залиты специальные масла. Машину разработали в 1965 году. Долго шли на заводе ГАЗ к постройке такого автомобиля.
В 1977 году приступили к производству ГАЗ-5390, в кабине которого были установлены два отопителя, и дополнительный топливный бак. Так же машину оснастили пред пусковым обогревателем. Машина выпускалась до 1979 года.
В 1983 году выпустили ГАЗ-5392,
а с 1986-1991 год выпускали ГАЗ-539240.
На ЗИЛе то же выпускали спец машины ЗИЛ-130С – бортовой и ЗИЛ-130ГС – бортовой длиннобазовый с 1974 по 1986 года.
Самые крутые отечественные вездеходы
Вездеход «Шаман» выпускается в Тверской области компанией «Авторос» с 2012 года. Модель предназначена для эксплуатации в труднодоступных районах Крайнего Севера.
Вездеход с колёсной формулой 8×8 получил шины сверхнизкого давления, алюминиевую раму-лодку, поворотные колёса, независимую подвеску. Он оснащается 146-сильным дизельным мотором Iveco объёмом 3,0 литра. Двигатель работает в паре с 6-ступенчатой механической коробкой передач.
Вездеход имеет следующие габаритные размеры: длина 6300 мм, ширина 2500 мм, высота 2700 мм. Дорожный просвет — 450 мм. Снаряженная масса — 4,8 тонны. Максимальная вместимость — 12 человек. Машина может передвигаться по суше со скоростью от 2 до 70 км/ч, по воде со скоростью до 7 км/ч. Форсировать водные препятствия «Шаману» помогает герметичная конструкция и гребной винт.
На заказ предлагаются различные версии «Шамана». К примеру, «Охотник», «Турист», спецверсии для полиции и скорой помощи. Цены на модель начинаются с 10 500 000 рублей. Российский вездеход поставляют в несколько стран мира. В их числе — Объединённые Арабские Эмираты.
Вездеход «Шерп» серийно производится с 2015 года на заводе в Санкт-Петербурге. В данный момент одноимённая компания изготавливает «Шерп Макс» с четырьмя колёсами и 10-колёсную версию «Шерп 10». Автором снегоболотохода является питерский конструктор Алексей Гарагашьян.
Компактный вездеход оборудован несущим кузовом, шинами сверхнизкого давления, пневмоциркуляционной подвеской. Под капотом стандартного вездехода располагается дизель Kubota объёмом 1,5 литра и мощностью 44 л. с., который агрегатируется с 6-ступенчатой механической КП. Привод — полный. Что касается органов управления, то внутри предусмотрены педали и рычаги.
На пересечённой местности «Шерп» способен разгоняться до 45 км/ч, благодаря колёсам он может плавать по воде со скоростью до 6 км/ч. Максимальная скорость составляет 45 км/ч. Дорожный просвет — 600 мм. Грузоподъёмность до 1000 кг.
Вездеход приобретают частные лица, любители активного отдыха, охотники, рыбаки и другие. Стоимость модели в России начинается примерно от 6 500 000 рублей. К слову, «Шерп» популярен в США и Канаде. В Америке он предлагается по цене от 120 000 долларов, что соответствует 9 120 000 рублей по нынешнему курсу.
Снегоболотоход «Бурлак» создан для экстремальных условий эксплуатации. Производство налажено в Екатеринбурге на предприятии «Вездеходы Макарова». В данным момент с колёсной формулой 4х4 изготавливается экспедиционная версия, с колёсной формулой 6х6 собираются экспедиционная, грузопассажирская и промышленная модификации.
В основе плавающего вездехода с шинами низкого давления лежит рама-лодка. Снаружи он обшит алюминиевым листом. «Бурлак» оснащается турбодизелем Cummins ISF 2.8 мощностью 149 л.с. и 5-ступенчатой «механикой».
Максимальная грузоподъёмность — две тонны. Салон вмещает до 15 человек. Крейсерская скорость на твёрдом грунте 50 км/ч, на воде (за счёт гребного винта) 5 км/ч. Дорожный просвет составляет рекордные 700 мм. Габаритные размеры следующие: длина 7380 мм, ширина 2900 мм, высота 3200 мм.
Вездеходы хорошо продаются как в России, так и за рубежом. Экспедиционный «Бурлак» 4х4 стоит от 8 млн рублей.
Вездеход «Русак» предназначен для эксплуатации в условиях экстремально низких температур. Модель, разработанная «Русской автомобильной компанией» из Нижегородской области, доступна с колёсными формулами 4х4, 6х6 и 8х8. Предприятие также выпускает компактный гусеничный вездеход.
Кузов модульного «Русака» представляет собой мощный каркас, облицованный металлическими и композитными панелями с утеплением. Все агрегаты спрятаны в герметичную раму-лодку. В движение транспортное средство приводится 149-сильным турбодизелем Cummins объёмом 2,8 литра. Коробка — пятиступенчатая «ручка». Вездеход-амфибия развивает на суше скорость до 60 км/ч, на воде — до 10 км/ч.
Полная масса при грузоподъёмности 2,7 тонны составляет 9 т. Клиренс — не менее 500 мм. Габаритные размеры самого большого «Русака» 8х8 следующие: длина 7850 мм, ширина 2750 мм, высота 3100 мм. Максимальная вместимость — 16 человек. Внутри установлена передняя панель от «ГАЗели Next».
Обычный «Русак» с двумя осями стоит около 5 млн рублей, восьмиколёсная версия обойдётся примерно в 8 млн рублей.
Какие вездеходы используют на крайнем Севере: топ-5 самых маневренных
Для поездок по территориям севера разработана специальная техника с усиленным двигателем, прочным корпусом для комфортной езды по бездорожью, ледникам, снежному насту. В перечне специальных агрегатов северные вездеходы Бобр, Лось, Газ-34039, МТЛБ, Трэкол и т.д.
Гусеничный вездеход является универсальным транспортом для езды по северным территориям. Техника рекомендована для геологов, геофизиков, работников области энергетики, компаний нефтегазового комплекса. Подходит вездеход и для туристов при занятиях активными зимними видами спорта. Конструкция вездехода разработана для эксплуатации и хранения без гаража при температуре воздуха до -50°С, поэтому может использоваться на территориях Крайнего Севера.
Машина оснащена дизельным двигателем на 2,8 л, мощность которого составляет 130 л.с. По трассе и земле техника перемещается со скоростью 65 км/ч, скоростной режим на плаву с максимально разрешенной загрузкой достигает 5-6 км/ч. Плавает техника с помощью специальных гусеничных движителей.
Корпус является аналогом пассажирской или бытовой Газели, размещенной на гусеничной тяге. Гусеницы позволяют преодолевать поверхности любой сложности проходимости и могут работать при температурных режимах до -50°С. Вместимость техники составляет 3-4 человека. Стоимость вездехода составляет от 2 735 000 руб.
Северный вездеход Лось может использоваться в работе за Полярным кругом. Транспорт является гусеничным. Техника была спроектирована для шведской армии и имеет высокую проходимость по сложным территориям. Средство может перевозить на борту до 2,5 т груза. Вместимость пассажиров транспорта средняя. В конструкцию встроен дизельный двигатель Mercedes-Benz, рассчитанный на 3 л, мощность составляет 136 л. с.
В вездеходе предусмотрена пятиступенчатая коробка передач. Транспорт предназначен для экстремального вождения гусеничных вездеходов по крайнему северу. Необходимо учитывать при необходимости ремонта, что вездеход оснащен зарубежными комплектующими.
Газ-34039
ГАЗ-34039 является вездеходом гусеничного типа, используется на работе полярников. По конструкции транспортное устройство сходно с бронетранспортером. В технику встроен двигатель на 4,75 л мощностью на 110 л.с. при 2,4 тыс. оборотов, коробка передач пятиступенчатая. Количество цилиндров в двигателе — 4. Мотор снабжен системой предпускового подогрева, коробка дополнена пониженной передачей. Объем топливного бака составляет 370 л.
Транспорт может развивать максимальную скорость по трассе до 60 км/ч. По воде перемещение осуществляется со скоростью 6 км/ч. Вездеход может перемещаться по снежному насту в местах с вечной мерзлотой.
Техническое оснащение вездехода обеспечивает быстрое прохождение снежных заносов, грязи. Дизельный двигатель может заправляться соляркой. Салон обогревается автономной системой отопления. В салоне помещаются до 10 пассажиров, предусмотрена возможность оборудования спальных мест на 4 человека.
Вездеход имеет показатель грузоподъемности 1,2 т, в снаряженном состоянии вес транспортного средства составляет 4,8 т. Конструкция в длину достигает 5,7 м, в ширину — 2,5 м, в высоту — 2 м. Габариты колесной базы составляют 3,6 м, высота клиренса 40 см. Разрешенный вес прицепа составляет не больше 2 т.
Конструкция гусениц улучшает тяговые параметры машины. Используется 12 опорных катков, движение техники обеспечивают 4 колеса. Распределение нагрузки по поверхности гусеничных конструкций нагрузка на поверхность земли снижена.
На транспортном средстве могут быть установлены следующие разновидности гусениц:
- С открытыми металлическими шарнирами — вариант гусениц простой и надежный, крепежные элементы выполнены из качественной стали с высокой прочностью.
- С комбинированными шарнирами (из металла и резины) — в конструкции между элементами из металлических сплавов вставляют втулку из резины, снижающую трение машинных деталей и повышающие запас прочности и рабочего ресурса.
- Асфальтоходные гусеницы являются сложной конструкцией позволяют автотехнике перемещаться по городским дорогам.
Северный вездеход МТЛБ является бронированным многоцелевым и может использоваться для сложных трасс. Тягач на гусеничной тяге может проходить болотистую местность, пригорки, водоемы. На борту помещаются до 11 пассажиров. Двигатель (на 8 цилиндров) в транспортном средстве дизельного типа (V8), мощность мотора 240 л. с. и 900 Нм крутящего момента. Технические параметры машины обеспечивают разгон до 60-80 км/ч. Топливных баках помещается топливо на 500 км пути, расход на 100 км составляет 90 л.
Корпус конструкции состоит из бронированных металлических листов. Вездеход отличается хорошей проходимостью. Преимущество конструкции заключается во вместительном корпусе. Независимая подвеска в вездеходе торсионного типа. Предусмотрен щиток приборов на зимниках, на котором можно видеть параметры механических и электронных систем транспортного средства.
В северных модификациях установлена дополнительная печка.
Ширина гусениц составляет 350 мм и обеспечивает комфортное прохождение поверхностей разной степени сложности. На базе вездехода создано более 50 модификаций для геологов, пожарников, лесников и т.д. В модификациях отличаются запас топлива, конструктивные решения, мощность двигателя, объем встроенных цистерн и т.д. Преимущества транспортного средства заключаются в проходимости сложных территорий, бюджетности запасных частей, простом ремонте.
Трэкол
Востребованные вездеходы на севере марки Трэколор. Машина предназначена для езды по бездорожью, снежному насту, болотистым территориям, а также в условиях пониженных температур. Масса транспортного средства составляет 2900 кг, длина достигает 5660 мм, ширина — 2540 мм, высота — 2678 мм. Топливный бак вмещает 100 л топливной жидкости. Конструкция кузова утепленная, вместимость транспортного средства составляет 4 пассажира. Коробка передач механического типа пятиступенчатая. Рулевое управление снабжено гидроусилителем.
Грузоподъемность вездехода на плотных покрытиях составляет 700 кг, на плаву можно перемещать до 400 кг. На трассах вездеход развивает скоростной режим до 70 км/ч. Дорожный просвет составляет 490 мм. Двигатель в транспортном средстве — бензиновый инжекторного типа. Рабочий объем составляет 2,693-2,476 л.
Дополнительно можно заказать улучшенную комплектацию с добавление следующих деталей:
- электрическая лебедка;
- лебедочный якорь;
- противооткатные упоры;
- подогреватель двигателя предпусковой;
- отопитель салона автономный;
- автокондиционер напольного типа;
- подогрев сидений;
- обогреватель лобового стекла;
- дополнительные утепляющие салон стеклопакеты;
- защита для бампера (переднего), светотехники на корпусе;
- тент с металлическим каркасом для перевозки грузов;
- фара-искатель;
- автомагнитола;
- радиоантенна, динамики;
- искрогаситель;
- буксирный прибор;
- счетчик моточасов;
- ремни безопасности в пассажирском салоне;
- турботаймер и т.д.
Стоимость стандартных моделей (без дополнительных элементов) — около 3 600 000-4 110 000 pуб.