Седельные устройства для автомобилей урал

Седельно-сцепное устройство

На тягачах установлено седельно-сцепное устройство с замковым отверстием в захватах диаметром 50,8 мм ГОСТ 12017-81. Устройство предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, имеющим стандартный сцепной шкворень.
Седло 10 (рис. 104), на которое опирается полуприцеп, качается в продольной и поперечной плоскостях. В продольной — на осях 15, в поперечной — за счет деформации резины шарниров 11.
Сцепка седла со шкворнем полуприцепа осуществляется двумя захватами 2 сцепного механизма. Захваты установлены на пальцах 14 и, вращаясь на них, охватывают шкворень. Захваты удерживаются в закрытом положении запорным кулаком 3 под действием пружины 5, установленной на штоке запорного кулака. Когда произошла сцепка, предохранитель 4 саморасцепки занимает вертикальное положение.

Рис. 104. Седельно-сцепное устройство автомобилей Урал 4320:
1 — рукоятка замка захватов; 2 — захваты сцепного механизма; 3 — кулак запорный; 4 — предохранитель саморасцепки; 5, 7 — пружины; 6 — защелк замка захватов; 8 — шплинт-проволока; 9 — пластина стопорная; 10 — седло; 11 — шарнир (сайлент-блок); 12 — масленка; 13 — кронштейн опоры; 14 — палец захвата; 15 — ось шарнира; А — вид на седло снизу

Для расцепки поверните в сторону предохранитель саморасцепки и рукояткой 1 отведите запорный кулак 3 в крайнее переднее положение. Защелка 6, оттягиваемая пружиной 7, фиксирует кулак в переднем положении. При отъезде тягача шкворень полуприцепа разводит захваты сцепного механизма и выходит из зацепления с ними. При этом левый захват имеющимся на нем штифтом поворачивает защелку, что дает возможность запорному кулаку переместиться назад до упора в торцы захватов, которые удерживаются в раскрытом положении. При таком положении механизмов седло подготовлено для автоматической сцепки с полуприцепом.
При сцепке шкворень полуприцепа, перемещаясь, поворачивает захваты и заставляет их сомкнуться. Запорный кулак, скользя по торцам, входит в паз захватов, закрывая их автоматически.
Седельно-сцепное устройство через кронштейны 13, надрамник и брусья крепятся к раме тягача. Для облегчения сцепки тягача с полуприцепом за седельным устройством установлены салазки наката.

Сцепка и расцепка

Перед сцепкой убедитесь в том, что седельное устройство и его крепление исправны, седло и направляющие салазок не загрязнены и на них нет посторонних предметов, при необходимости очистите верхнюю плоскость седла от загрязненной смазки и смажьте тонким слоем свежей. Полуприцеп надежно затормозите стояночным тормозом и установите на опорном устройстве так, чтобы опорная плоскость полуприцепа находилась от поверхности земли на одном уровне с седлом тягача или несколько ниже его.
Сцепку и расцепку производите на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием.
При этом продольные оси тягача и полуприцепа должны располагаться по одной прямой.

Порядок сцепки:
1. Отведите в сторону предохранитель саморасцепки и поставьте рукоятку замка захватов в переднее крайнее положение.
2. Подведите тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так, чтобы шкворень полуприцепа попал между направляющими салазок и вошел в захваты седла до упора. При этом сцепка должна произойти автоматически.
3. Затормозите тягач стояночным тормозом.
4. Убедитесь, что рукоятка замка захватов находится в заднем крайнем положении, а предохранитель саморасцепки опущен вертикально вниз и запирает шток запорного кулака.
5. Поднимите опорное устройство полуприцепа в крайнее верхнее положение и надежно закрепите его.
6. Подсоедините к штепсельной розетке соединительный кабель электропроводки полуприцепа.
7. Подсоедините к соединительной головке полуприцепа соединительный шланг пневматического привода тормозов тягача.
8. Откройте краны пневматического привода тормозов на тягаче и полуприцепе, поставив их рукоятки параллельно продольной оси крана.
9. Отпустите стояночный тормоз полуприцепа.
10. Продвиньте автопоезд на некоторое расстояние, убедитесь в исправности сцепки, исправной работе тормозов и электрических приборов полуприцепа.

Читайте также:  Как переделать фары праворуких машин

Порядок расцепки:
1. Затормозите полуприцеп стояночным тормозом.
2. Опустите опорное устройство полуприцепа до упора в поверхность дороги, разгрузив несколько рессоры тягача. При вынужденной расцепке на неуплотненном грунте под опорное устройство полуприцепа подложите подкладки.
3. Закройте разобщительный кран пневмосистемы тягача и клапан управления тормозами полуприцепа, поставив их рукоятки перпендикулярно продольной оси крана. Разъедините соединительные головки пневматического привода тормозов и закройте защитные крышки головок. Соединительную головку со шлангом закрепите на площадке тягача.
4. Выньте вилку соединительного кабеля электропроводки и штепсельной розетки и закрепите кабель на площадке тягача.
5. Отведите в сторону предохранитель саморасцепки седла и переведите рукоятку замка захватов в переднее крайнее положение.
6. Включите первую передачу и на малой скорости подайте тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом.

Седельные устройства для автомобилей урал

СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО автомобилей Урал-4320-31, Урал-4320-10

На тягачах установлено седельно-сцепное устройство с замковым отверстием в захватах диаметром 50,8 мм. Устройство предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, имеющим стандартный сцепной шкворень.

Седельно-сцепное устройство крепится к раме с помощью кронштейнов 13 (рис. 106). К кронштейнам 13 с помощью кронштейнов 14 крепится седло. Кронштейны седла опираются на подушки 15, которые располагаются в гнездах седла.

Рис. 106. Устройство седельно-сцепное:

1 — рукоятка; 2,4,9 — пружины; 3,12 — гайки; 5 — кулак запорный; 6 — защелка; 7 — крышка; 8,11, 20 — болты; 10 — захват передний; 13,14 — кронштейны; 15 — подушка; 16 — седло; 17 — палец; 18 — захват задний; 19 — планка предохранительная; 21 — опора вращающаяся; I — положение рукоятки перед расцепкой

Под седлом расположен разъемно-сцепной механизм, который состоит из заднего захвата 18, переднего захвата 10 и запорного кулака 5, имеющего два положения — открытое и закрытое. На штоке запорного кулака 5 установлена пружина 4, которая удерживает кулак в закрытом положении. Для открытия (перемещения) кулака на конце штока имеется рукоятка 1, которая крепится гайками 3. Гайки 3 служат также для регулировки зазора в захватах со шкворнем полуприцепа. Кулак в открытом положении удерживается с помощью пружин 9

Задний захват 18 вращается на пальце 17, закрытом крышкой 7, закрепленной гайкой 12. Для удержания кулака от случайного открывания служит предохранительная планка 19, которая крепится к седлу болтом 11. Пружина 4 прижимает шток запорного кулака 5 с фиксирующим буртиком к стенке отверстия.

С целью исключения неплотного прилегания торца заднего захвата 18 к кулаку 5 в захват вмонтирована вращающаяся опора 21.

В конструкции седельно-сцепного устройства предусмотрена регулировка диаметра отверстия под шкворень с целью устранения зазоров между захватами и шкворнем.

Для устранения зазоров в захватах в процессе эксплуатации необходимо отвернуть гайки 3, проехать автопоездом 100-200 метров с притормаживанием до исчезновения зазоров и после чего завернуть гайку до соприкосновения с рукояткой 1, которая должна соприкасаться с седлом. После этого гайку довернуть еще на 1/2 оборота и законтрить ее.

Для расцепки тягача с полуприцепом необходимо рукоятку 1 вручную (или с помощью монтажной лопатки, вставленной в торец рукоятки), повернуть на себя до момента стопорения запорного кулака 5 в вытянутом положении защелкой 6. При этом автоматически освобождается шток запорного кулака 5, его стопорящий буртик входит в направляющее отверстие бобышки седла, а выступом на рукоятке 1 одновременно отводится в сторону предохранительная планка 19.

В случае если перемещение рукоятки на себя затруднено [при усилии, приложенном к рукоятке 0,25-0,40 кН (25-40 кгс)], рекомендуется рукоятку несколько раз переместить вверх-вниз при одновременном повороте на себя. При этом защелка 6, упираясь в торец запорного кулака 5, будет удерживать его в открытом положении. При выезде тягача шкворень полуприцепа проворачивает задний захват 18 относительно пальца 17, при этом захват 18 своим торцом нажимает на защелку 6, поворачивает ее, освобождая запорный кулак 5, который, перемещаясь под действием пружины 9, упирается в торец заднего захвата 18 и удерживает его в открытом положении.

Читайте также:  Масло для двигателя 0w30 shell

Сцепка тягача с полуприцепом осуществляется автоматически. После сцепки необходимо убедиться, что предохранительная планка находится в вертикальном положении, что свидетельствует о произошедшей сцепке тягача с полуприцепом.

Уход за седельно-сцепным устройством

Перед выездом на линию проверьте надежность крепления седельно-сцепного устройства к раме автомобиля и крепление замка захвата. Проверьте состояние захватов, запорного кулака и пружины защелки.

Изношенные и деформированные детали своевременно должны заме — няться новыми.

Седельно-сцепное устройство

На тягачах установлено седельно-сцепное устройство (ССУ), которое предназначено: для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, имеющим шкворень диаметром 50 мм; передачи тягового усилия от тягача к полуприцепу; обеспечения полуавтоматической сцепки и расцепки тягача с полуприцепом.
ССУ состоит из седла 8 (рис. 77), кронштейнов 7 и разъемно-сцепного механизма. Резиновые амортизаторы в соединении седла и кронштейнов обеспечивают качание седла в продольной и поперечной плоскостях и снижают динамические нагрузки.

Разъемно-сцепной механизм расположен под седлом и показан на виде «А» (кронштейны 7 условно не показаны). При вытягивании рукоятки управления расцепкой 1 через рычаг 3 задвижка запорная 10 освобождает запорный крюк 9 и он под действием пружины 5 поворачивается в положение для сцепки. При опускании рукоятки под действием пружины 4 задвижка запорная 10 удерживает запорный крюк 9.
При сцепке шкворень полуприцепа поворачивает запорный крюк 9. Задвижка 10 и рукоятка 1 под действием пружины 4 перемещаются в закрытое положение. Предохранитель саморасцепки 2 фиксирует рукоятку 1 в этом положении.

Рис. 77. Устройство седельно-сцепное:
1 — рукоятка управления расцепкой; 2 — предохранитель саморасцепки; 3 — рычаг; 4 — пружина; 5 — пружина; 6 — магистраль; 7 — кронштейн; 8 — седло; 9 — крюк запорный; 10 — задвижка запорная

Уход за седельно-сцепным устройством

Перед выездом на линию проверить надежность крепления ССУ к монтажной плите (рис. 78), плиты к усилителям и усилителей к раме автомобиля, крепление запирающего устройства. Проверить состояние захватов, запорного крюка 9 (см. рис. 77) и пружин 4,5.
ССУ тщательно очищать от грязи и старой смазки, проверять на износ, работоспособность и повреждения и при необходимости ремонтировать. Изношенные и деформированные детали необходимо заменять новыми.

Сцепка и расцепка тягача с полуприцепом

Перед сцепкой убедиться в том, что ССУ и его крепление исправны, седло не загрязнено и на нем нет посторонних предметов, при необходимости очистить верхнюю плоскость седла и смазать свежей смазкой. Полуприцеп надежно затормозить стояночным тормозом и установить на опорном устройстве так, чтобы опорная плоскость полуприцепа находилась от поверхности земли на одном уровне с седлом тягача или ниже его не более чем на 50 мм.

Рис. 78. Установка седельно-сцепного устройства:
1 — болты крепления усилителя к раме; 2 — болты крепления седельного устройства к монтажной плите; 3 — кронштейн; 4 — болты крепления монтажной плиты к усилителям; 5 — седло

Сцепку и расцепку производить на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. При этом продольные оси тягача и полуприцепа должны располагаться по одной прямой.

Сцепку производить в следующей последовательности:

  • освободить пространство между тягачом и полуприцепом;
  • подвести тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так, чтобы шкворень полуприцепа вошел в захваты седельного устройства. Сцепка тягача с полуприцепом осуществляется автоматически;
  • затормозить тягач стояночным тормозом. Убедиться, что предохранитель саморасцепки 2 (см. рис. 77) опущен вниз и препятствует перемещению рукоятки на себя;
  • поднять опорное устройство полуприцепа в крайнее верхнее положение и надежно закрепить его;
  • подсоединить к штепсельной розетке соединительный кабель электропроводки полуприцепа;
  • подсоединить к соединительным головкам полуприцепа соединительные шланги пневматического привода тормозов тягача;
  • отпустить стояночный тормоз полуприцепа;
  • продвинуть автопоезд на некоторое расстояние, убедиться в исправности сцепки, исправной работе тормозов и электрических приборов полуприцепа.
Читайте также:  Где найти диски для машины

При сцепке тягача с различными марками полуприцепов отрегулировать расстояние между зажимами на шлангах во избежание их разрыва в результате трения о выступающие части тягача.
Перед расцепкой выбрать ровное место для стоянки полуприцепа.

Расцепку производить в следующем порядке:

  • затормозить полуприцеп стояночным тормозом;
  • опустить опорное устройство полуприцепа до упора в поверхность грунта, разгрузив рессоры тягача. При вынужденной расцепке на неуплотненном грунте под опорное устройство полуприцепа подложить подкладки;
  • отсоединить от штепсельной розетки соединительный кабель электропроводки полуприцепа;
  • разъединить соединительные головки пневматического привода тормозов (сначала — питающую магистраль, затем — управляющую магистраль) и закрыть защитными крышками. Соединительные головки со шлангами закрепить на площадке тягача;
  • поднять предохранитель саморасцепки 2 в верхнее положение, и подтянуть рукоятку управления на себя до ее фиксации, при этом запорная задвижка 10 отойдет в сторону, открывая запорный крюк 9;
  • включить первую передачу и на малой скорости подать тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом;
  • запорный крюк с помощью пружины 5 остается в открытом состоянии.

Автомобиль «Урал»: устройство седельно-сцепное

Тягачи комплектуются седельно-сцепным устройством с отверстием замковым в захватах диаметром, равным 50,8 мм. Устройство рассчитано на шарнирное присоединение полуприцепа со стандартным сцепным шкворнем к тягачу.

В поперечной и продольной плоскостях качается седло, на которое опирается полуприцеп. В продольной плоскости – на осях, в поперечной качается за счет деформации шарнирной резины.

Седло со шкворнем полуприцепа сцепляется двумя захватами механизма сцепного. Захваты размещены на пальцах и, вращаясь на этих элементах, охватывают шкворень. В закрытом состоянии захваты удерживаются кулаком запорным под влиянием пружины, которая установлена на штоке кулака запорного. Когда сцепка происходит, то предохранитель саморасцепки приходит в вертикальное положение.

Чтобы произошла расцепка, предохранитель саморасцепки нужно повернуть в сторону и рычагом переместить кулак запорный в крайнее переднее положение. Оттягиваемая пружиной защелка фиксирует в переднем положении кулак. Шкворень полуприцепа во время отъезда тягача разводит захваты механизма сцепного и прекращает с ними зацепление. Левый захват при этом расположенным на нем штифтом защелку поворачивает. Это позволяет кулаку запорному передвинуться до упора назад в торцы захватов, удерживаемые в раскрытом положении. Подобное положение механизмов говорит о том, что седло готово для автоматической сцепки с полуприцепом.

Шкворень полуприцепа при сцепке, перемещаясь, вертит захваты и принуждает их сомкнуться. Кулак запорный, скользя по торцам, помещается в паз захватов, автоматически закрывая их.

Устройство седельно-сцепное через кронштейны, брусья и надрамник фиксируется к раме тягача. Чтобы облегчить сцепки полуприцепа с тягачом, салазки наката установлены за устройством седельным.

Сцепка и расцепка

Нужно перед сцепкой удостовериться в том, что устройство седельное и его элементы крепление исправны, направляющие салазок и седло чистые, без посторонних предметов, если нужно, освободите верхнюю плоскость седла от грязи, нанесите тонкий слой свежей смазки взамен удаленной старой.

Полуприцеп затормозите тормозом стояночным, и установите его на опорном устройстве таким образом, чтобы плоскость полуприцепа опорная располагалась на одном уровне с седлом тягача от поверхности земли или немного ниже.

Расцепку и сцепку выполняйте на горизонтальной ровной поверхности с твердым покрытием.

Продольные оси полуприцепа и тягача при этом должны размещаться по одной прямой.

Оцените статью