- Двигатель ЗМЗ-410: технические характеристики, описание и отзывы
- Общая информация
- Технические характеристики ЗМЗ-410
- Успешная модель
- Вкратце о техническом обслуживании
- ЗМЗ-410: отзывы автомобилистов
- Основные неисправности и способы их устранения
- Как увеличить мощность силового агрегата
- Стоит ли брать такой мотор?
- Подведем итоги
- UAZ 469 › Logbook › Преобразование ЗМЗ-402 в ЗМЗ-410
- Сборка змз 410 двигателя
Двигатель ЗМЗ-410: технические характеристики, описание и отзывы
Заволжский моторный завод, который был основан еще в далеком 1958 году, выпустил более 15 миллионов двигателей. Моторы поставлялись Ульяновскому, Горьковскому и Павловскому автобусным заводам. Среди выпускаемых моторов были ЗМЗ-410. Этот силовой агрегат, который устанавливался на технику с повышенной проходимостью, имеет весьма интересные технические характеристики. Давайте рассмотрим основные конструктивные особенности, преимущества и недостатки 410-го мотора.
Общая информация
ЗМЗ-410 – это переработанный 402-й. Последний славился своей простотой, надежностью в эксплуатации и неприхотливостью в обслуживании. Но со временем этот двигатель морально устарел, поэтому было принято решение разработать более современный силовой агрегат, который был бы таким же надежным. Именно поэтому конструкция ЗМЗ-410 аналогична 402-му мотору.
Но в то же время перед инженерами стояла задача увеличить мощность силового агрегата. Для этого был разработан новый блок ЗМЗ-410 с гильзованными цилиндрами. Примечательно было то, что материал блока – сплав алюминия, а гильзы в него запрессовывались чугунные. Также разработчики несколько переработали форму поршней. В остальном же конструкция этого мотора похожа на 402 модель силовых агрегатов ЗМЗ.
Технические характеристики ЗМЗ-410
Объём цилиндров 410-го составляет 2,89 литра. При этом его номинальная мощность – 96 лошадиных сил, при частоте вращения коленчатого вала – 3 500 об./мин. Максимальный крутящий момент достигается при частоте вращения коленвала 2 500 об./мин и составляет 201 Нм. По сути, это классическая рядная четверка, которая не выделялась наличием каких-либо конструктивных изысков.
Конструкторы, как уже было отмечено выше, увеличили блок для повышения мощности. Диаметр цилиндра в этом моторе составляет 100 мм, а ход поршня – 92 мм. Использован газораспределительный механизм OHV с двумя клапанами на цилиндр. Речи об инжекторной системе в те времена не шло, поэтому компоновали этот ДВС карбюратором К-151Ц. Моторесурс мотора составляет порядка 200 000 километров при своевременном обслуживании, качественной смазке и отсутствии повышенных нагрузок.
Успешная модель
Можно смело говорить о том, что в целом модель получилась очень даже успешной. Ведь характеристики двигателей ЗМЗ-410 по тем временам были очень даже неплохими. Карбюраторный мотор с контактным распределением зажигания длительное время эксплуатировался в составе группы автомобилей УАЗ. Заводское обозначение мотора – ЗМЗ4104.10.
Об успехе данной модели можно говорить благодаря тому, что за все время было разработано порядка 15 модификаций этого силового агрегата. В зависимости от указаний заказчика на мотор дополнительно устанавливались различные комплектующие, такие как водяные насосы, датчики и т. п. В случае необходимости была возможность заменить 410-й на УМЗ-421 без каких-либо переделок. Но в то же время отмечалось, что качество сборки у Заволжского моторного завода на порядок выше, нежели у Ульяновского. Хотя, скорее всего, это касалось только конкретно данной модели.
Вкратце о техническом обслуживании
Как уже было отмечено выше, это достаточно простой по своей конструкции мотор, отличающийся своей повышенной надежностью. Тем не менее для длительной эксплуатации без капитального ремонта необходимо соблюдать целый ряд рекомендаций завода-изготовителя:
- замена моторного масла раз в 10 000 километров, также устанавливают новый масляный фильтр;
- регулировка клапанов каждые 15 000 километров, тепловые зазоры для выпускных клапанов – 0,4-0,45 мм, для впускных первого и четвертого цилиндров – 0,35-0,40, для второго и третьего – 0,4-0,45 мм;
- проверка состояния сальников коленчатого вала, при необходимости нужно выполнить замену набивки.
Как видите, техническое обслуживание данного мотора сводится к нескольким достаточно простым действиям. Такое ТО обходится довольно дешево и выполняется быстро. Если соблюдать эти требования, то можно существенно продлить жизнь мотору. В это же время несоблюдение регламентных сроков по регулировочным работам и замене масла может привести к сокращению срока эксплуатации ДВС и преждевременному уходу его на капитальный ремонт.
ЗМЗ-410: отзывы автомобилистов
Большинство водителей сравнивают 410-ю модель Заволжского завода и 421-ю Ульяновского. Довольно часто автомобилисты не могут определиться с выбором. Да и действительно, отдать предпочтение одному или другому силовому агрегату достаточно сложно. Ведь каждый из них обладает как преимуществами, так и недостатками. Взять, к примеру, УМЗ-421. Это дешевый тяговитый на низах мотор с сальником на распределительном валу. У него есть свои недостатки, к примеру, отсутствие гильз.
В это же время 410-й — более дорогостоящий вариант, но и покупают его гораздо лучше. Это гильзованный мотор с набивкой вместо сальника. Также 410-й несколько дороже 421-го. В целом автомобилисты больше склоняются к ЗМЗ-двигателю. У него, конечно, есть свои проблемы, но это более надежный ДВС, который достаточно дешево обходится как в обслуживании, так и в ремонте. Поэтому если у вас стоит выбор между УМЗ-421 и ЗМЗ-410, то смело отдавайте предпочтение последнему.
Основные неисправности и способы их устранения
«Хронических болезней» 410-й не имеет. Тем не менее с увеличением пробега появляются всякого рода неприятные моменты. Рассмотрим типичные неисправности и их причины:
- Стук и шум во время работы силового агрегата. Во время ТО не выполнили регулировку тепловых зазоров клапанов системы ГРМ, также возможны дефекты шатунных вкладышей или распределительного вала.
- Повышенная вибрация двигателя. Возможно, требуется регулировка зажигания или балансировка кривошипно-шатунного механизма. Встречаются также дефекты системы зажигания.
- Перегрев ДВС. Чаще всего случается из-за заклинившего в закрытом положении термостата, воздушной пробки в системе охлаждения или неисправности водяного насоса.
Обычно автомобилисты сталкиваются именно с этими проблемами, которые зачастую удается устранить проведением мелких ремонтных работ. В отдельных случаях увеличивается расход масла. Чаще всего это связано с тем, что течет набивка. Поэтому её рекомендуется регулярно осматривать, желательно при каждой замене смазки в системе двигателя.
Как увеличить мощность силового агрегата
Мы уже рассмотрели с вами технические характеристики двигателя ЗМЗ-410. Как было отмечено выше, этот мотор имеет 98 лошадиных сил мощности. Это довольно неплохой показатель в те времена производства таких силовых агрегатов. Но есть возможность увеличить количество «лошадей» примерно до 120. Причем эта процедура не требует каких-либо значимых переделок. Необходимо лишь выполнить несколько несложных действий. Первым делом увеличиваются диффузоры карбюратора до 30 мм. Дальше устанавливается другой распределительный вал. Можно использовать деталь типа «ОКБ двигатель 35» или аналогичную. На заключительном этапе устанавливается прямоточный выхлоп с одинаковым диаметром трубы по всей своей длине.
После таких небольших переделок можно получить примерно 20% дополнительной мощности. Проведение таких работ весьма целесообразно, ведь стоимость такого тюнинга не слишком высока, а результат будет заметен. Можно пойти дальше и, путем изменения высоты головки блока цилиндров, увеличить компрессию в двигателе. Дальнейший тюнинг нецелесообразен из-за повышенных финансовых затрат. Установить компрессор или турбину можно будет только в случае перехода от карбюратора к инжектору, а это требует большого количества переделок.
Стоит ли брать такой мотор?
Как уже было отмечено выше, в настоящее время ЗМЗ-410 не выпускаются. Тем не менее для такой техники, как УАЗ, и установки на автобусы этот силовой агрегат подходит отлично. Конечно, в настоящее время есть более экономичные и надежные двигатели. Но их обслуживание и содержание обходятся на порядок дороже. Именно поэтому в сельскохозяйственной отрасли можно использовать ЗМЗ-410. Он неприхотлив, потребляет практически любое топливо и редко ломается. А если это и случается, то его можно отремонтировать в чистом поле, правда, при наличии определенных знаний.
Конечно, есть тут и недостатки, такие как слабые поршневые пальцы. Дело в том, что конструкторы увеличили поршни до 100 мм, а пальцы остались прежними. Поэтому иногда при повышенных нагрузках они ломаются. В этом случае возможно даже разрушение блока.
Подведем итоги
410-я модель двигателя ЗМЗ отличается повышенной надежностью, неприхотливостью и достаточно высоким ресурсом. Если вовремя обслуживать мотор, то он пройдет 200 000 километров, а может, даже и больше. При этом есть возможность выполнить капитальный ремонт силового агрегата. Такого рода восстановление обойдется не более чем в 10 000 рублей.
Безусловно, эксплуатация таких моторов в крупных городах недопустима. Этот силовой агрегат не соответствует экологическим европейским стандартам. Отсутствие каталитического преобразователя приводит к тому, что вредными выхлопными газами загрязняется окружающая среда. По этой простой причине использование подобной техники допустимо только за пределами крупных городов. Зачастую ЗМЗ-410 находят свое применение в сельскохозяйственной технике средней грузоподъемности. В некоторых случаях этот силовой агрегат устанавливается на автобусы и небольшие грузовые автомобили.
UAZ 469 › Logbook › Преобразование ЗМЗ-402 в ЗМЗ-410
Добавлены фотографии выхлопного коллектора ЗМЗ-402
Давно собирался написать про ремонт двигателя. Начиналось все с того, что после замены ГП в мостах на «Волговские» перестало хватать тяги. Может мне было что сравнивать, сначала был военный мост, с его тракторным передаточным числом, потом на 41 зуб с передаточным на 5,1, а потом на 3,9. Но и ощутимый плюс — сильно упал расход на загородном цикле движения, что радовало неимоверно 🙂
Найдя на просторах интернета калькулятор для УАЗика, в котором учитываются передаточные числа мостов, тип коробки и раздатки, размер резины. Посчитав понял, что сейчас моя конфигурация на 5% отличается по передаточному числу от Хантера на спайсерах.
Это лирика, а реальность в том, что решено было вскрыть двигатель для профилактики. Результат мягко сказать шокировал. Коленвал ушел за все мыслимые ремонтные размеры. Распредвал от него не отставал, рассыпался термостат. Износ привода маслянного насоса. Гильзы не меряли, так как уже морально были готовы ставить гильзы от 3МЗ 410.
Цены на запчасти шокировали. Новых коленвалов практически нет, а на имеющиеся ценники были заоблачны. Решено было брать б.у. шатунные 0,25, коренные 0,5. Распредвал удалось взять новым, но это оказался минус, ниже поясню. Гильзы искали очень долго и упорно, и практически уже смирились собирать сток, но позже подвернулись искомые гильзы.
Почитав всевозможные статьи по подобной переделке было решено брать ШПГ от УМЗ 421, и поршня меньши, и выемка на поршне для компенсации сепени сжатия имеется. Да и дилинный шатун лучше, чем короткий, более тракторные характеристики получаются. R/S число кажется называется.
Купить необходимые запчасти было половина дела. Мастеру заранее были озвучены пожелания, обговорены детали. С его стороны были озвучены сроки. Но как всегда, сроки выросли, а в процессе у него появились вопросы как это готовить 🙂 не все так критично, и сроки подождут, так как это далеко не основное средство передвижения.
Расточка блока была сделана, посадочные мета под гильзы расточили, сняли немного мяса возле угловых шпилек. По гильзам тоже немного прошлись, сняли в центре, а в верхней и нижней части оставили нетронутым поясок шириной примерно 7 мм.
Проблема оказалось в другом. Нигде не можем найти человека, который завтулит посадочные под распредвал. Ну никто не разворачивает по стандарт, все под ремонтные размеры! Потеряли все мастера свои развертки под стандартные валы! Ну не принято у нас наверно ставить новые валы. Выход, либо шлифовать свой под 1 ремонт, но это кощунство! или менять его на б.у. Голова тоже ушла под замену клапанов и направляющих.
Теперь идут перманентные прения с мастером по поводу увеличения камеры сгорания. Я почти его убедил не трогать голову. Высота головки у меня 98 мм., т.е не пиленная. Глубина камеры 19 мм., мастер говорит что все головы, которые он видел до этого были на 18 мм. Но этот параметр я нигде не встречал, но он косвенно указывает на больший объем камеры.
Последний аргумент, который его убедил в мою пользу, сравнить головы ЗМЗ 402 и УМЗ 421. Разницы нет в объеме головы. Да и расчеты на калькуляторах степени сжатия говорили в мою пользу.
Очень надеюсь до Нового Года забрать машину с ремонта 🙂
З.Ы. Так как мосты новые, раздатка с коробкой прошла полную капиталку, кузов достойного состояния, а мотор скоро выйдет с капиталки, то решено было для полного символизма купить новый спидометр с суточным пробегом и с показание в 2 км. Да и загудел старый 🙂
Сборка змз 410 двигателя
в понедельник завёл свой мотор после полного капительного ремонта.
змз 4104, заменил поршневую с шатунами и пальцами на умз 421 с поршнями под газ промежуточного объёма, уравновешена с точностью 1г, кольца бузулук, распредвал 4173 чугунный умз, кв новый умз, раздельно балансирован в ноль, гильзы родные, проточены под 100,5; рабочие фаски сёдел заужены до рекомендованных значений, клапана притёрты. объёмы камер сгорания подогнаны под степень сжатия 7,2; головка стандарт 4104, после обкатки с течение суток компрессия 11,5; давление масла 4 атм на 700 об/мин с открытым краником масляного радиатора; на 2000 6 атм при температуре мотора 72 градуса.
а теперь самое главное! с родной поршневой 410 мотор работал тише, чем на ваз2115, его вообще не было слышно, а в салоне не чувствовалось вибраций. минимальные устойчивые обороты составляли до ремонта около 80-100 об/мин
с 421й поршневой и РВ мотор не хочет нормально работать ниже 400 об/мин; при 600-800 об/мин в салоне ощущается неприятная среднечастотная вибрация, как от дизеля на хх. и самое главное, появился отвратительный гулкий металлический грохот, как у всех 421х и 417 моторах, такой фирменный уазовский блин звук. которого нет ни на одном волговском моторе.
тяговые характеристики пока сравнить не удалось — обкатка, но вроде не хуже, чем было до ремонта.
Хотелось бы услышать грамотный ответ о возможных причинах столь существенных изменений, особенно от тех, кто мне давеча советовал собирать на 421х деталях. конечно же, перед установкой каждая деталь вымерена, взвешена, где надо отполирована, балансирована, смазана, а навеска переставлена без изменений, разве что новый стартер и помпа кено. все вкладыши, конечно же, новые и одинаковой толщины, коренные все с маслопроводящей проточкой, шатуны одинаковой длины, поршни — высоты, прокладка гц не выступает за гильзу, поршни не достают до головы; клапана отрегулированы после приработки коромысел, масло в ось, естественно, поступает; постель рв завтулена и промерена, всё в норме; осевой зазор кв 0,15 мм, проворачивается от руки за маховик.