Ремонт автомобилей КАМАЗ
Разборка и сборка мостов на КАМАЗе, руководство
Задний мост автомобиля-самосвала КамАЗ-5511, детали, запчасти: (рис. 8.33)
1 — картер главной передачи (редуктора); 2, 26 — гайки; 3. 28 — втулки разжимные; 4 — шпилька крепления картера; 5 — прокладка; 6 — фланец; 7 — правая полуось; 8 — картер заднего моста; 9 — пробка; 10 — пробка магнитная; 11 — левая полуось; 12 — пластина установочная; 13 — камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором; 14 — суппорт с тормозным механизмом в сборе; 15 —- сальник ступицы; 16 — кольцо сальника; 17, 18 — конические роликоподшипники; 19 — гайка крепления подшипников; 20 — набивка сальника; 21 — корпус сальника; 22 — прокладка полуоси; 23 — шайба замковая; 24 — контргайка; 25 — шпилька крепления полуоси; 27 — шайба пружинная; 29 — ступица; 30 — гайка крепления колеса; 31 — прижим; 32 — кольцо проставочное; 33 — тормозной барабан; 34 — щиток; 35 — сапун
Средний мост в сборе КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.34)
1 — картер среднего моста в сборе; 2 — сапун в сборе; 3 — прокладка картера главной передачи; 4, 8, 14 — шпильки; 5,16 — шайбы пружинные; 6, 17 — гайки; 7,15 — втулки разжимные; 9 — прокладка полуоси; 10 — полуось короткая правая; 11 — пробка; 12 — пробка магнитная; 13 — полуось длинная левая
Отвернув гайки крепления полуосей, снимают пружинные шайбы и разжимные втулки. Ввернув в отверстия полуосей по два технологических болта М16х1,5-6д-80, снимают полуоси с прокладками, после чего снимают главную передачу заднего или среднего моста в сборе. Из картеров мостов выкручивают шпильки, снимают прокладки, выкручивают магнитные пробки, пробки и сапуны в сборе. Последующие работы выполняют сначала с одной, а затем с другой стороны моста в одинаковой последовательности для заднего и среднего мостов.
Отвернув контргайку 24 (см. рис. 8.33), снимают замковую шайбу 23, корпус сальника 21 с набивкой 20 и отвертывают гайку 19 крепления подшипника. Затем с помощью съемника снимают ступицу 29 в сборе с тормозным барабаном, подшипником 18 и наружным кольцом подшипника 17. Съемником спрессовывают внутреннее кольцо подшипника 17 и кольцо сальника 16. Отвернув гайки крепления тормозной камеры 13, снимают шплинт, шайбу, штифт, соединяющий шток тормозной камеры с регулировочным рычагом, и тормозную камеру.
С помощью приспособления для снятия и установки тормозных колодок снимают колодки 7 (рис. 8.35) в сборе с накладками, ролики 52 колодок, оси 55 роликов и оттяжные пружины 4. Затем снимают чеку 8 и накладку 9 осей колодок. Отвернув и сняв гайки 28 с пружинными шайбами 29, снимают оси 10 колодок.
Тормозной механизм заднего колеса КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.35)
1 — тормоз задний правый в сборе; 2 — тормоз задний левый в сборе; 3 — накладка фрикционная; 4 — пружина; 5 — колодка тормоза; 6, 13, 35 — заклепки; 7 — колодка с накладками в сборе; 8 — чека; 9 — накладка; 10 — ось колодки; 11, 20 — болты; 12, 19, 27, 29, 41, 45 — шайбы пружинные; 14 — пластина; 15 — суппорт; 16 — кронштейн осей колодок; 17, 47 — заглушки; 18 — щиток; 21, 53 — шплинты; 22, 54 — шайбы; 23 — рычаг регулировочный правый в сборе; 24 — шайба регулировочная; 25 — кольцо уплотнительное; 26, 28, 42 — гайки; 30 — суппорт в сборе; 31 — кулак разжимной; 32 — ролик; 33 — ось ролика; 34 — кронштейн тормозной камеры и разжимного кулака левый в сборе; 36, 39 — масленка; 37 — ось червяка; 38 — кронштейн тормозной камеры и разжимного кулака правый в сборе; 40 — шарик-фиксатор; 43 — втулка; 44 — фиксатор; 46 — пружина фиксатора; 48 — корпус рычага правый в сборе; 49 — червяк рычага; 50 — шестерня червячная; 51 — крышка корпуса; 52 — палец
Сняв шплинт 21, шайбу 22 и разжимной кулак 31, снимают правый регулировочный рычаг 23. Отвернув болты крепления кронштейна 38 тормозной камеры, снимают гайки 42, пружинные шайбы 41, болты и кронштейн. Затем откручивают болты крепления суппорта 30 к картеру заднего моста и снимают суппорт в сборе. Отвернув болты 20 с пружинными шайбами, разъединяют щиток 18 заднего тормоза и суппорт. Указанные работы выполняют также с другой стороны заднего или среднего моста.
Снятые детали заднего и среднего мостов промывают, обдувают сжатым воздухом и дефектуют. При наличии обломов или трещин детали бракуют. Шестерни, кроме того, бракуют при выкрашивании рабочих поверхностей или обломах зубьев. Поврежденные резьбы восстанавливают.
Картеры заднего и среднего мостов (рис. 8.36) бракуют при наличии трещин или обломов на цапфе 1, нарушении сварных швов 2, трещинах на фланце 3, погнутости картеров, если биение поверхностей В и С относительно поверхности D на длине 100 мм превышает 0,15 мм, а также при износе; кольца под сальник — до диаметра d1
Картер заднего (среднего) моста КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 8.36)
Полуоси короткую и длинную левую бракуют при скручивании или смятии шлицев, погнутости полуоси, если радиальное биение относительно оси центров превышает 0,15 мм и погнутости фланца, если его торцевое биение превышает 0,1 мм, при износе фланца до толщины менее 11,0 мм, при задирах или износе конусных отверстий во фланце, если смещение большого торца конусного калибра с большим диаметром конуса 19,5 мм и углом 39 ° относительно торца детали превышает 1,0 мм, износе шейки под манжеты до диаметра менее 59,82 мм и шлицев, если размер, измеренный по роликам диаметром 4,4 мм, менее 54,96 мм.
Тормозной барабан бракуют при наличии рисок, задиров, кольцевых канавок или износе: рабочей поверхности — до диаметра более 406,0 мм; посадочной поверхности — до диаметра более 275,215 мм; отверстий под шпильки крепления колеса — до диаметра более 17,0 мм.
Ступицы заднего колеса бракуют при износе:
— поверхности под обод колеса (устанавливается осмотром);
— отверстия под наружный подшипник — до диаметра более 134,988 мм;
— отверстия под внутренний подшипник — до диаметра более 149,988 мм;
— отверстий под болты крепления тормозного барабана — до диаметра более 17,0 мм.
Колодку тормоза бракуют при износе отверстия под ось колодки до диаметра более 28,21 мм и паза под ось ролика колодки до размера более 16,18 мм. Погнутость ребер или обода колодки устраняют правкой, нарушенные сварные соединения восстанавливают.
Ось колодки бракуют при износе опорных шеек под ребра колодки до диаметра менее 27,58 мм и шейки под отверстие суппорта до диаметра менее 21,79 мм.
Ось ролика колодки тормоза бракуют при забоинах и износе рабочей поверхности до диаметра менее 19,4 мм и направляющих до размера по лыскам менее 15,82 мм.
Ролик колодки бракуют при износе шейки до диаметра менее 39,26 мм и отверстия до диаметра более 20,3 мм.
Регулировочный рычаг в сборе (рис. 8.37) бракуют при износе граней А под ключ. При износе отверстия во втулке до диаметра d > 12,24 мм втулку заменяют, при ослаблении посадки заглушки 3 заменяют заглушку. При ослаблет нии заклепочного соединения крышек с корпусом заменяют заклепки 4. При износе шлицев шестерни до толщины а
Рычаг регулировочный в сборе КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 8.37)
Суппорт заднего тормоза в сборе бракуют при износе отверстий под оси колодок до диаметра более 22,084 мм. При обломах или трещинах кронштейна осей колодок кронштейн заменяют. Погнутость суппорта, если его неплоскостность, проверяемая щупами на поверочной плите, превышает 0,5 мм, устраняют правкой.
Разжимной кулак левый и правый бракуют при неравномерном износе рабочей поверхности, если в зазор с сопрягаемой новой деталью проходит щуп толщиной 0,3 мм, при износе шлицев до толщины менее 5,72 мм и опорных шеек до диаметра менее 37,885 мм.
Кронштейн тормозной камеры и разжимного кулака ремонтируют при износе отверстий под болты крепления тормозной камеры до диаметра более 17,5 мм и отверстий под болты крепления кронштейна до диаметра более 15,5 мм. При ослаблении посадки втулок под разжимной кулак или износе отверстий во втулках до диаметра более 38,05 мм втулки заменяют.
При сборке в картеры заднего и среднего мостов, предварительно смазав отверстия пастой УН-25, вкручивают пробку 9 (см. рис. 8.33), магнитную пробку 10, сапун 35 и шпильки 4 крепления главной передачи. Смазав с двух сторон пастой УН-25, устанавливают прокладку 5 картера. На картер устанавливают главную передачу, разжимные втулки 3, кронштейны крепления тройников трубок и штанги регулятора тормозных сил. На шпильки надевают пружинные шайбы и затягивают гайки 2 с моментом 160 . 180 Н*м (16. 18 кгс*м).
На главную передачу среднего моста устанавливают смазанную пастой УН-25 прокладку межосевого дифференциала, межосевой дифференциал, вкручивают болты с пружинными шайбами и затягивают их с моментом 36..50 Н*м (3,6. 5,0 кгс*м).
Последующие работы выполняют сначала с одной, а затем с другой стороны заднего или среднего моста, устанавливая соответственно стороне разжимные кулаки и кронштейны тормозных камер (левые или правые). На суппорт 30 (см. рис. 8.35) устанавливают щиток 18 заднего тормоза и закрепляют его болтами 20 с пружинными шайбами 19 [момент затяжки 56. 60 Н*м (5,6. 6,0 кгс*м)]. Суппорт в сборе со щитком заднего тормоза устанавливают на картер заднего или среднего моста и закрепляют его болтами с гайками 28 и пружинными шайбами 29 (момент затяжки 95. 100 Н*м (9,5. 10,0 кгс*м)]. В суппорт устанавливают оси 10 колодок, закручивают гайки с пружинными шайбами и затягивают их первоначально, до регулировки тормозных колодок. Затем устанавливают накладку 9 осей колодок и фиксируют ее двумя чеками 8.
На суппорт монтируют кронштейн 38 (правый или левый) тормозной камеры и разжимного кулака в сборе с втулками, вставляют болты и предварительно закручивают гайки с пружинными шайбами. В кронштейн вставляют разжимной кулак 31 (правый или левый), устанавливают регулировочную шайбу 24, регулировочный рычаг 23 (правый или левый), шайбу 22 и шплинт 21. Ось 33 ролика колодки смазывают смазкой Литол-24 и вместе с роликом 32 устанавливают в тормозные колодки 7. Колодки устанавливают на суппорт 30 и с помощью специального приспособления закрепляют четырьмя оттяжными пружинами 4. На сборку колодки должны поступать в комплекте с тормозным барабаном. На кронштейн 38 устанавливают тормозную камеру и затягивают гайки с пружинными шайбами [момент затяжки I80. 210 Н*м (18. 21 кгс*м)].
На цапфу напрессовывают кольцо 16 (см. рис. 8.33) сальника и внутренний подшипник 17. На сборку подшипник должен поступать в комплекте со ступицей. Подшипники ступиц смазывают смазкой Литол-24 так, чтобы смазка заполнила пространство между роликами и сепараторами подшипников равномерно по всей окружности. Ступицу в сборе с тормозными барабанами устанавливают на картер заднего моста и напрессовывают наружный подшипник 18. Навернув гайку 19 крепления подшипника, устанавливают замковую шайбу 23. Поворачивая ступицу в обоих направлениях, затягивают гайку 19 до начала торможения ступицы, после чего отпускают ее примерно на 1/6 оборота до совпадения штифта с ближайшим отверстием в замковой шайбе. При этом ступица должна вращаться в обоих направлениях равномерно и свободно, без осевого люфта. Установив корпус 21 сальника с набивкой 20, затягивают контргайку 24 с моментом 140. 160 Н*м (14. 16 кгс*м). На шпильки устанавливают смазанную пастой УН-25 прокладку 22 полуоси, надевают разжимные втулки 28, пружинные шайбы 27 и затягивают гайки 26 с моментом 120. 140 Н*м (12. 14 кгс*м). Указанные работы повторяют с другой стороны заднего или среднего моста.
Затем устанавливают на кронштейны тройники трубок подвода воздуха к тормозным камерам и закрепляют их гайками. Установив трубки подвода воздуха к тормозным камерам, закручивают накидные гайки. В тормозные камеры по трубопроводам стояночной тормозной системы подают воздух под давлением 0,62. 0,75 МПа (6,2. 7,5 кгс/см 2 ), обеспечивая расторможенное состояние камер. Вращая червяк регулировочного рычага, совмещают отверстия вилки и регулировочного рычага, соединяют вилки тормозных камер с регулировочными рычагами штифтами, устанавливают шайбы и шплинты. Не прекращая подачу воздуха в трубопроводы стояночной тормозной системы, присоединяют трубки тормозных камер рабочей тормозной системы к воздухораздаточной колонке.
Для регулировки прилегания колодок к тормозному барабану ослабляют гайки крепления осей колодок и разжимного кулака. Эксцентрики осей колодок сближают и подают в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 0,10. 0,15 МПа (1,0. 1,5 кгс/см 2 ). Поворотом эксцентриков центрируют колодки, обеспечив их плотное прилегание к тормозному барабану. После этого затягивают гайки крепления осей колодок с моментом 100. 125 Н*м (10. 12,5 кгс*м), а гайки крепления кронштейна разжимного кулака — с моментом 75. 80 Н*м (7. 8 кгс*м) и прекращают подачу сжатого воздуха в тормозные камеры.
Поворотом осей червяков добиваются хода штоков тормозных камер 25±5 мм. При включении и выключении подачи воздуха перемещение штоков тормозных камер должно быть свободным и без заеданий. В расторможенном состоянии барабан должен вращаться равномерно и свободно, не касаясь колодок.
По окончании регулировок отсоединяют трубки подвода воздуха от воздухораздаточной колонки, заливают в картер моста до уровня контрольной пробки масло ТСп-15к или ТАп-15В при температуре не ниже минус 30 °С, либо масло ТСп-10 при температуре не ниже минус 45 °С и направляют мост на испытание.
Сборка среднего моста автомобиля
Сборка заднего (среднего) моста автомобилей КрАЗ-65032, КрАЗ-6443
Сборку моста производить после подсборки его узлов в следующем порядке: Сборка ступицы с барабаном.
1. Запрессовать в ступицу 1(см. рис.7) наружные обоймы роликовых подшипников 15 и 17 до упора, установить внутреннюю обойму подшипника 15 до упора в ранее запрессованную обойму.
2. Установить и закрепить на ступице крышку 13, предварительно запрессовав в нее манжету 14.
3. Надеть на посадочный поясок ступицы тормозной барабан 5, маслоотражатель 4, совместить их отверстия, и закрепить болтами с гайками моментом силы 156,8 -196,2 Н-м (16 — 19 кгс-м).
4. Установить маслоотражатель на кожух полуоси вогнутой поверхностью к суппорту 35 к до упора в торец картера.
5. Напрессовать на кожух полуоси упорную втулку 12 до упора в маслоотражатель.
6. Установить на стенд картер моста посадочным местом под редуктор вверх. Продуть внутренние полости кожухов сжатым воздухом.
7. Установить и закрепить болтами на фланце картера моста суппорт 35 тормоза так, чтобы четыре отверстия суппорта для крепления трубы 33 разжимного кулака расположились со стороны маслосливного (маслозаливного) отверстия.
Примечание. При сборке среднего моста суппорт тормоза развернуть на 180°.
8. Установить в кольцевые канавки трубы 33 разжимного кулака (с двух сторон) уплотнительные кольца, ввернуть в трубу масленку 32.
9. Установить трубу 33 разжимного кулака к суппорту 35 и наживить болты крепления трубы.
10. Надеть на трубу разжимного кулака кронштейн 30, совместив его отверстия с отверстиями фланца трубы и с отверстиями картера моста, установить в отверстия болты и наживить их.
11. Закрепить болтами кронштейн на картере 8 моста.
12. Установить в отверстия тормозных колодок 37 пальцы 34 пружин и зашплинтовать их, отогнув усики шплинтов на пальцы.
13. Надеть на звено пружин две пружины 38.
14. Надеть на ось 36 колодки шайбу и установить ось канавкой под стопорное кольцо в суппорт 35 тормоза (в сторону кожуха полуоси), зафиксировать ось стопорным кольцом.
15. Установить на ось 36 подсобранную с пальцами тормозную колодку 37 и надеть на пальцы 34 колодок подсобранные пружины 38 со звеньями.
16. Установить на ось 36 вторую колодку и соединить ее пружинами с верхней колодкой.
17. Надеть на вал разжимного кулака 31 шайбу, сместив ее к профильной головке кулака.
18. Смазать втулки трубы 33 и опорные поверхности разжимного кулака смазкой ЦИАТИМ-201.
19. Разжать ломиком тормозные колодки 37 и установить в трубу 33 разжимный кулак 31 до упора.
20. Установить на шлицевой конец вала разжимного кулака 31 регулировочные прокладки 29 и регулировочный рычаг. Надеть на болт крепления кулака пружинную и упорную шайбы, ввернуть и затянуть болт.
21. Проверить наличие зазора Б в пределах 0,1 — 0,5 мм между упорной шайбой 27 и крышкой регулировочного рычага 28 и при необходимости отрегулировать его за счет снятия и добавления регулировочных прокладок 29.
22. Протереть кожух 16 полуоси ветошью, смоченной в керосине, смазать кожух и упорную втулку 12 тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201.
23. Установить ступицу 1 в сборе с тормозным барабаном на кожух 16 и переместить ее до упора, предварительно заполнив полость ступицы смазкой ЛИТОЛ-24.
24. Установить на кожух 16 полуоси внутреннюю обойму роликового подшипника 17 до упора в наружную обойму подшипника.
25. Установить на кожух полуоси до упора в торец подшипника 17 опорную шайбу 18, а в проточку ступицы стопорное кольцо 3. Запрессовать в ступицу, до упора в стопорное кольцо манжету 2.
26. Установить заглушку 20 в паз кожуха 16 полуоси на глубину 7 — 15 мм.
27. Навернуть на кожух полуоси гайку 19 подшипников до появления начала торможения ступицы, причем во время затяжки гайки проворачивать ступицу, чтобы ролики подшипников расположились правильно.
Отвернуть гайку на 90°, приставить к ней стопор 24 и, в случае несовпадения отверстий в стопоре и гайке под болты крепления стопора, повернуть гайку до совмещения ближайших отверстий.
28. Установить стопор 24 гайки, стопорную пластину 21 и закрепить стопор болтами. Отогнуть края стопорной пластины на грани болтов.
29. Проверить вращение ступицы, она должна свободно, без заеданий вращаться и не иметь осевого перемещения.
30. Разжать колодки, вращая ключом червяк регулировочного рычага 28, и добиться соприкосновения колодок 37 с тормозным барабаном 5. Затянуть болты крепления трубы 33 разжимного кулака к суппорту 35 и к кронштейну 30.
31. Отвести колодки, вращая червяк регулировочного рычага в обратную сторону — до появления зазора между колодками и тормозным барабаном.
32. Установить на кронштейн 30 тормозную камеру и закрепить ее. Соединить вилку штока камеры с регулировочным рычагом, вставить палец и зашплинтовать. При этом обеспечить зазор Г между площадкой кронштейна 30 и осью рычага 28 равным 57 — 59 мм, при необходимости снять рычаг 28 и повернуть его по шлицам разжимного кулака 31.
33. Отрегулировать зазор между тормозным барабаном и накладками колодок. Вращая ключом червяк регулировочного рычага по часовой стрелке, прижимать колодки к барабану до тех пор, пока колесо нельзя будет провернуть от руки, затем повернуть червяк в обратном направлении на 2 — 3 щелчка его фиксатора для получения необходимого зазора между накладками колодок и тормозным барабаном. Зазор должен быть 0,2 — 0,6 мм в средней части колодок.
34. Установить и закрепить болтами на фланце картера моста защитные диски 26.
35. Установить и закрепить болтами буфера 7 моста. Болты крепления буферов затягивать до сжатия резиновой подушки.
36. Установить редуктор 9 главной передачи на шпильки картера моста, предварительно установив на шпильки прокладку. Гайки шпилек затягивать моментом силы
176,6 — 215,8 Н-м (18 — 22 кгс-м). Фланец ведущей конической шестерни редуктора, установленного на мосту, должен быть расположен в стороне, противоположной пробке заливного отверстия. Гайки редуктора рекомендуется затягивать крест-накрест в два приема, затяжку производить равномерно от середины к периферийным участкам соединения, начиная с гайки у конусного отверстия.
37. Надеть на шпильки ступицы 1 прокладки, а на шлицы полуосей — фланцы 22.
38. Установить полуоси 23 в шлицы шестерен полуосей редуктора, а фланцы 22 полуосей — на шпильки ступиц 1. Закрепить фланцы полуосей гайками.
39. Ввернуть сливную 11 и заливную 10 пробки в картер моста.