Ремонт двигателя ЗМЗ-53-11. Ремонт системы питания. Часть 1.
Ремонт двигателя ЗМЗ-53-11. Ремонт системы питания. Часть 1.
Ремонт двигателя ЗМЗ-53-11. Ремонт системы питания.
Часть 1
Бензиновый бак
В процессе эксплуатации нарушается герметичность бензинового бака. Для ремонта бака его следует снять с автомобиля, для чего необходимо отвернуть 3 гайки резьбовых наконечников двух хомутов крепления бака, предварительно расшплинтовав их, снять демпфирующие пружины правого хомута (по ходу автомобиля) и вынуть второй конец левого хомута (с крючком) из отверстая поперечины рамы, снять скобу крепления наливной горловины бака и отсоединить бензопровод от фланца бензозаборной трубки. Снять провода, идущие к датчику электрического указателя уровня топлива и изолировав их, а также освободив хомуты крепления шланга наливной горловины, вынуть бак из-под сиденья водителя.
Проверка герметичности бензинового бака. Перед проверкой герметичности бака следует снять датчик электрического указателя уровня бензина, приемную трубку с фильтром, для чего отвернуть по пять винтов крепления их фланцев к баку, и отсоединить воздушную трубку.
Герметичность бака проверяют сжатым воздухом под давлением 20 кПа (0,2 кгс/см 2 ), помещая его в воду, предварительно закрыв заглушками или пробками все фланцы и отверстия. Воздух подводится через специальную трубку, вставленную в наливной патрубок и снабженную вентилем для перекрытия доступа воздуха при повышении давления свыше 20 кПа (0,2 кгс/см 2 ) и контрольным манометром. В местах негерметичности из бака будут выходить пузырьки воздуха. Эти места следует отметить краской.
Паять бак можно только после тщательной промывки горячей водой и продувки сжатым воздухом. После пайки следует снова проверить герметичность бака.
Установка бензинового бака. Установка бака производится в порядке, обратном разборке. При сборке необходимо следить за целостностью и правильностью установки пробковых прокладок под фланцы заборной трубки и датчика указателя уровня бензина. Рекомендуется винты крепления фланцев для предотвращения просачивания бензина через неплотности резьбы перед завертыванием окунать в сурик или шеллак. Все соединения бака во избежание разгерметизации после сборки и установки его на автомобиль должны быть затянуты плотно, однако без особых усилий. Следует проверить уплотнение резиновой прокладкой выхода щупа из бака, а также правильность установки и уплотнение наливной горловины, патрубка наливной горловины и соединительного шланга.
Неисправные детали бензопровода следует заменять новыми.
Диафрагменный бензиновый насос
Диафрагменный бензиновый насос требует ремонта в случаях прорыва диафрагмы, нарушения герметичности всасывающих или выпускного клапанов, потери эластичности уплотнителя тяги диафрагмы, а также износа рычага привода и текстолитовой шайбы диафрагмы.
Разборка бензинового насоса. Отвернуть два винта 11 (см. рис. 20) крепления крышки и осторожно снять крышку, резиновую уплотняющую прокладку и сетчатый фильтр насоса.
Отвернуть восемь винтов крепления головки насоса к корпусу, осторожно снять головку и освободить диафрагму.
При необходимости, выпрессовать из головки насоса два обоймы всасывающих клапанов и одну нагнетательного- снять с каждой обоймы резиновый клапан, шайбу клапана и пружину.
Не рекомендуется вывертывать без необходимости из насоса топливоподводящий и отводящий штуцеры.
Вывернуть из корпуса резьбовую заглушку оси рычага и снять с нее уплотнительную шайбу. Вынуть ось рычага, предварительно сняв пружину рычага. Вынуть рычаг привода насоса и втулку рычага.
Вынуть диафрагму вместе с тягой, пружиной, сальником и упорным кольцом из корпуса насоса. Снять шплинт в корпусе насоса и вынуть валик рычага ручной подкачки вместе с уплотнительным резиновом кольцом, предварительно освободив пружину рычага.
Разобрать диафрагму, для чего отжать пружину и, сняв упорное стальное кольцо с сальника, снять ее. Отвернуть гайку тяги, снять пружинную шайбу, верхнюю чашку, лепестки диафрагмы, нижнюю чашку и уплотняющую шайбу.
Осмотр и контроль деталей. Тщательно осмотреть состояние деталей, предварительно очистив и промыв их в керосине или неэтилированном бензине. При необходимости замены клапана особо обратить внимание на состояние седла в головке.
Резиновые клапана, прокладку крышки головки или лепестки диафрагмы, имеющие коробления и потери эластичности, заменить.
Суммарный износ рабочей поверхности рычага, отверстия рычага, втулки, оси и корпуса насоса, а также текстолитовой шайбы тяги диафрагмы считать допустимым в пределах, которые обеспечивают получение производительности бензонасоса не менее 140 л/час при оборотах эксцентрика 1800 в мин.
Сборка насоса. Сборка насоса осуществляется в порядке, обратном разборке. При этом особое внимание следует обратить на правильность подсборки диафрагмы и ее установки в насос, запрессовки обойм клапанов.
Перед сборкой необходимо проверить характеристику пружины насоса: свободная длина пружины — 50 мм- при нагрузке 5,1 +0,3 даН (5,1 +0,3 кгс) длина пружины должна быть 28,5 мм. Количество витков пружины — 6 +0,5 , наружный диаметр пружины — 24 мм, диаметр проволоки 1,8 мм ± 0,03 мм, материал — сталь 65 ГА.
Подборку диафрагмы рекомендуется производить в специальном приспособлении (рис. 52). Перед сборкой все детали промыть в чистом бензине, лепестки диафрагмы выдержать 30-40 мин в керосине и протереть чистой салфеткой с обеих сторон. Затем вставить тягу в приспособление и последовательно надеть на выступающий конец тяги сальник, уплотнительную медную шайбу, нижнюю чашку (вогнутой стороной вниз), четыре лепестка диафрагмы (так, чтобы штифты приспособления встали в ее отверстия), верхнюю чашку и завернуть гайку, поставив под нее пружинную шайбу, от руки на несколько ниток резьбы. Затем зажать все детали в приспособлении и довернуть гайку до отказа.
Вынуть подсобранную диафрагму из приспособления, надеть пружину на тягу и высвободить из пружины сальник. Отжать пружину и установить на сальник стальное упорное кольцо.
При запрессовке обойм клапанов в головку насоса необходимо обеспечить размеры между пластиной клапана и обоймой у впускных клапанов 1,5-1,8 мм, у выпускного — 2,0-2,3 мм (рис. 53).
При сборке полностью подсобранной диафрагмы (с уплотнителем и пружиной) с головкой и корпусом следует сначала слегка завернуть восемь винтов крепления головки к корпусу, а затем, отведя рычаг ручкой подкачки в крайнее верхнее положение, полностью затянуть их. Это позволит предотвратить прорыв диафрагмы или ее чрезмерную вытяжку в начале работы насоса.
Головка и крышка при сборке насоса должны быть поставлены относительно корпуса в положение, показанное на рис. 54.
После сборки следует проверить насос на начало подачи, давление, разрежение и производительность так, как было указано выше.
Сборка системы питания двигателя змз 53
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ЗМЗ-53 И ЗИЛ-130
Последовательность выполнения задания:
Приборы подачи топлива, воздуха и выпуска отработавших газов двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130 имеют почти одинаковое устройство и принцип работы, поэтому ниже рассматриваются указанные приборы двигателя ЗМЗ-53 и отличительные особенности приборов двигателя ЗИЛ-130.
1. Рассмотрите на плакате и на автомобиле расположение, крепление приборов системы питания и взаимосвязь между ними. Проследите путь топлива от бака к карбюратору.
2. Изучите устройство и принцип работы воздушного фильтра (рис. 4.25, а). По рисунку установите название деталей и запомните их; рассмотрите корпус, найдите на нем отметку, до которой наливают масло; уясните способ крепления в крышке фильтрующего элемента.
Очистка воздуха в воздушном фильтре происходит так.
Воздух входит под крышку 2, направляется вниз, ударяется о масло и, увлажненный им, резко меняет направление движения, затем поступает в фильтрующий элемент 4, а из него по центральному патрубку в карбюратор. Очистка воздуха происходит дважды: при изменении направления движения и при прохождении через фильтрующий элемент 4.
3. Изучите устройство и принцип работы топливного насоса Б-9ДГ, (рис. 4.25, б).
Изучать устройство деталей топливного насоса следует в таком порядке: по рисунку установить название деталей и запомнить их; рассмотреть три его основные части — корпус 11, головку
10, крышку 8 и детали, установленные в них. Обратите внимание на устройство клапанов и соединение штока 3 с диафрагмой 5 и внутренним концом рычага 1 привода. Найдите на корпусе рычаг ручной подкачки и отверстие, из которого вытекает бензин в случае пробоя диафрагмы.
Работа топливного насоса протекает так.
Рис. 4.25. Приборы системы питания двигателя ЗМЗ-53: а — воздушный фильтр: 1 — корпус; 2 — крышка; 3 — шумопоглощающая прокладка; 4 — фильтрующий элемент; 5 — кронштейн; 6 — винт-барашек; 7 и 8 -прокладки; 9 — уровень масла; б — топливный насос Б-9ДГ: 1 — рычаг привода; 2 — рычаг ручной подкачки; 3 — шток; 4 — пружина; 5 — диафрагма; 6 -впускной клапан; 7 — фильтр; 8 — крышка; 9 — выпускной клапан; 10 — головка; 11 — корпус; 12 — пружина рычага
Рис. 4.26. Фильтр грубой очистки топлива двигателей ЗМЗ-53
и ЗИЛ-130:
1 — прокладка крышки; 2 — крышка; 3 — болт крышки; 4 — выходной штуцер; 5 — прокладка фильтрующего элемента; 6 — фильтрующий элемент; 7 -стойка фильтрующего элемента; 8 — корпус; 9 — пробка сливного отверстия; 10 — выходной топливопровод; 11 — пластина фильтрующего элемента; 12 -отверстия в пластинах; 13 — выступ на пластине; 14 — отверстие в пластине для стоек
При нажатии эксцентрика на наружный конец рычага 1 внутренний его конец передает движение через шток 3 на диафрагму 5, и она прогибается вниз. Под действием разрежения топливо поступает через впускные клапаны 6 в полость над диафрагмой 5. При сходе эксцентрика с наружного конца рычага 1 пружина 4 перемещает шток 3 вверх, и диафрагма 5 вытесняет топливо через выпускной клапан 9 в нагнетательную камеру и далее по трубопроводу через фильтр тонкой очистки в карбюратор. Процесс повторяется.
Пружина 4 диафрагмы 5 подобрана так, что ход штока 3 зависит от наличия топлива в поплавковой камере карбюратора: при полностью открытом отверстии игольчатым клапаном ход штока наибольший, при закрытом — шток 3 остается неподвижным, при других положениях — промежуточный.
Для подачи топлива в карбюратор неработающего двигателя насос имеет рычаг 2 ручной подкачки.
Топливный насос Б-10, устанавливаемый на двигателе ЗИЛ-130, отличается от насоса Б-9ДГ большей производительностью и
наличием трех впускных и трех выпускных клапанов.
4. Изучите устройство и принцип работы фильтра грубой очистки топлива (рис. 4.26).
В фильтре топливо освобождается от воды и механических примесей (крупнее 0,05 мм). Внутри стального штампованного корпуса 8 на стержне установлены пружины и фильтрующий элемент 6, состоящий из 170 алюминиевых пластин толщиной по
0,15 мм и двух опорных крайних пластин — по 2 мм. Фильтрующая пластина 11 — кольцо с двенадцатью отверстиями 12 для прохода очищенного топлива, двумя отверстиями 14 для стоек 7 и двадцатью восемью выступами 13 высотой по 0,05 мм. Все пластины надеты на две стойки 7. Корпус 5 с установленным в нем на стержне фильтрующим элементом закрыт чугунной крышкой 2 и скреплен с ней болтом 3. Между корпусом 5 и крышкой 2, а также корпусом 5 и фильтрующим элементом 6 поставлены прокладки 1 и 5.
Топливо поступает по входному топливопроводу 4 в корпус
8 на очистку, имея большую скорость. После попадания топлива в широкую полость корпуса скорость его движения резко падает, механические примеси и вода по инерции опускаются на дно корпуса. Из корпуса очищенное от тяжелых примесей топливо идет через щели фильтрующего элемента, в котором задерживаются механические примеси крупнее 0,05 мм, и далее в выходной топливопровод 10.
5. Изучите устройство и принцип работы фильтра тонкой очистки топлива с сетчатым фильтрующим элементом, (рис. 4.26, а).
Корпус 1, изготовленный из цинкового сплава, имеет входное и выходное отверстия для топлива и отверстия для установки загнутых концов скобы 6. Фильтрующий элемент 5 состоит из стакана, отлитого из алюминиевого сплава. На наружной поверхности он имеет ребра и отверстия. На ребра надета двухслойная сетка, удерживаемая пружиной 4.
По входному каналу топливо поступает в стакан 5 и проходит через сетку, оставляя на ней механические примеси. Затем по отверстиям в стакане топливо идет внутрь его и по выходному каналу — к карбюратору. На дне стакана 5 скапливаются механические примеси и вода.
Фильтр, изображенный на рис. 4.27, б, имеет керамический фильтрующий элемент.
6. На впускном трубопроводе найдите отверстия, фланцы и заглушки, обозначенные на рис. 4.28, а и б, и запомните их назначение.
Пользуясь схемой (рис. 4.28, е), рассмотрите каналы во впускном трубопроводе, по которым движутся горючая смесь и охлаждающая жидкость.
7. Изучите систему выпуска отработавших газов. В систему (см. плакат) входят два выпускных коллектора, две приемные трубы глушителя, глушитель и выпускная труба глушителя. Рассмотрите названные части, а по плакату проследите путь отработавших газов через глушитель.
Рис. 4.27. Фильтры тонкой очистки топлива с сетчатым (а) и керамическим (б) фильтрующими элементами двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130: 1 — корпус; 2 — прокладка; 3 — фильтрующий элемент; 4 — пружина; 5 — стакан-отстойник; 6 — скоба; 7 — гайка-барашек
Рис. 4.28. Впускной трубопровод двигателя ЗМЗ-53: а — вид сверху; б — вид снизу; в — схема расположения каналов во впускной трубе (сплошными стрелками показано движение горючей смеси в верхнем ряду, штриховыми — в нижнем); 1 — отверстие с резьбой для штуцера подвода масла к фильтру центробежной очистка; 2 — отверстие для оси фильтра центробежной очистки масла; 3 — отверстие для маслоналивной трубки; 4 — отверстие для штуцера перепускного шланга; 5 — фланец крепления патрубка термостата; 6 — отверстие для краника отопителя кабины; 7
— отверстие для кронштейна катушки зажигания; 8 — отверстие для датчика термометра; 9 — фланец вытяжной трубы вентиляции; 10 — отверстие для крепления кронштейна верхнего валика привода дроссельных заслонок; 11
— отверстие для штуцера вакуумного усилителя тормозов; 12 — фланец крепления карбюратора; 13 — фланец кожуха фильтра центробежной очистки масла; 14 — отверстие для крепления кронштейна насоса гидроусилителя руля (ГАЗ-66) или генератора (ГАЗ-53 А); 15 — отверстие для выхода охлаждающей жидкости; 16 — отверстие для слива масла из фильтра центробежной очистки; 17 — заглушка водяной рубашки; 18 — бобышка шпильки
крепления трубы