Сборка мотора зил 130
ТЕХНОЛОГИЯ СБОРКИ УЗЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
К сборочным работам относится совокупность операций, которые необходимо выполнить для того, чтобы из отдельных деталей, поступающих на сборочный участок ремонтной мастерской или в сборочный цех ремонтного завода, собрать двигатель, отвечающий заданным техническим условиям. Трудоемкость сборочных работ составляет 25—30% от общей трудоемкости на капитальный ремонт двигателя.
Организация технологического процесса сборки двигателей зависит от объема сборочных работ (полная сборка двигателя или частичная при замене комплектов деталей, имеющих оптимальный износ), трудоемкости сборки и количества выпуска собираемых двигателей.
Для повышения производительности труда и повышения качества сборки предусмотрены сборочные операции на следующих постах: сборка блока цилиндров; сборка нажимного диска сцепления; сборка коленчатого вала с маховиком и сцеплением; комплектовка гильз с поршнями и сборка шатунов с поршнями и поршневыми кольцами; сборка крышки распределительных шестерен; комплектовка распределительных шестерен и сборка распределительного вала; комплектовка клапанов, притирка их к гнездам головки цилиндров и сборка головки цилиндров; сборка впускного трубопровода; сборка привода прерывателя-распределителя.
Кроме этих узлов, на постах рекомендуется собирать водяной, масляный и топливный насосы; фильтры грубой и тонкой очистки масла; карбюратор, генератор, стартер и прерыватель-распределитель зажигания.
Все детали двигателей ЗИЛ-130, поступающих на сборку, должны соответствовать техническим условиям, приведенным в главе III и соответствующим требованиям, изложенным в Технических условиях на капитальный ремонт автомобиля ЗИЛ-130.
2. КОМПЛЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ И ПОДСБОРКА УЗЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ 3M3-53 и ЗИЛ-130
Сборка блока цилиндров двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 — часть 1
Блок цилиндров является основной базовой деталью, на которую устанавливают все подсобранные узлы, агрегаты и отдельные детали, комплектующие двигатель. Детали, входящие в сборочный узел — блок цилиндров в сборе — двигателя 3M3-53, показаны на рис. 50.
Рис. 50. Детали, входящие в сборочный узел (блок цилиндров в сборе) двигателей 3M3-53
I — втулка распределительного вала; 2 — штифт упорной шайбы; 3—крышка упорного подшипника; 4 — крышки второго, третьего, четвертого и пятого подшипников; 5 — заглушка подшипника распределительного вала; 6 — картер сцепления; 7 — болт, крепящий картер; 8 — пробки масляных каналов; 9 — штифт центрирующий картер; 10 — пробки
Рис. 51. Приспособление для подсборки блока цилиндров
Для облегчения подсборки блоков двигателей рекомендуется применять приспособление (рис. 51), состоящее из основания 1 (для которого использованы крышка картера заднего моста с кожухом в сборе; полуось заднего моста, ступица переднего колеса и ручной тормоз автомобиля ГАЗ-20), плиты 2 для установки и закрепления блока 3.
Плита закреплена гайками на шпильках ступицы переднего колеса.
Устанавливаемый на плите блок можно поворачивать вместе с плитой вокруг вертикальной оси и стопорить в любом положении, удобном для выполнения сборочных операций, при помощи ручного тормоза автомобиля ГАЗ-20, встроенного в приспособление. При подсборке блоков цилиндров двигателей 3M3-53 рекомендуется следующая последовательность (см. рис. 50):
установить две заглушки маслопроводов и одну заглушку 5 подшипника распределительного вала и раздать заглушки коническими оправками (рис. 52);
установить семь пробок масляных каналов: четыре конические пробки 8 (см. рис. 50) установить со стороны картера сцепления и три пробки 10 на плоскости у переднего отверстия под распределительный вал;
установить картер 6 сцепления на штифты 9 и слегка прижать к блоку двумя болтами 7, отмеченными на рис. 50 знаком . Затем отвернуть шесть гаек, крепящие две задние крышки коренных подшипников, и держатель сальника. Последние снять при помощи съемника I (рис. 53). В постели блока уложить приспособление, предназначенное для проверки соосности отверстий коренных подшипников и центрирующего отверстия картера, а также для проверки перпендикулярности привалочной плоскости картера к оси отверстий коренных подшипников (рис. 54). После установки приспособления, установить на свои места крышки подшипников и держатель сальника и закрепить их гайками. Хвостовик приспособления не должен проворачиваться в гнездах.
Для проверки соосности указанных отверстий измерительный наконечник 2 рычажка индикатора подводят к поверхности отверстия картера, а муфту , на которой закреплен рычаг и индикатор, плавно поворачивают на Э60°. Отклонение стрелки индикатора не должно превышать 0,08 мм. Для проверки перпендикулярности торца картера к оси отверстия коленчатого вала индикатор переустанавливают так, чтобы его измерительный наконечник упирался в торец картера, муфту приспособления опять поворачивают на 360°. И в этом случае отклонение стрелки индикатора не должно превышать 0,08 мм. Если отклонения стрелки индикатора при проверке как отверстия, так и торца не превышают 0,08 мм, то следует поставить остальные болты, крепящие картер в отверстия, надеть на них пружинные шайбы и гайки и затянуть их динамометрическим ключом с моментом 7—8 кГм.
Сборка мотора зил 130
ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ
СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________
Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
Сборка основных деталей двигателя ЗИЛ-130
Блок цилиндров ЗИЛ-130 в сборе с картером сцепления устанавливают на стенде. Повернув блок цилиндров картером вниз, в масляные каналы блока цилиндров ввертывают пробки, предварительно смазанные суриком.
Поршни и гильзы цилиндров перед установкой в блок цилиндров предварительно подбирают по группам. Разрешается подбирать к гильзам поршни соседней группы. Группу поршня маркируют на днище.
Для определения номинального зазора в сопряжении гильза — поршень используют ленту-щуп, который опускают в гильзу на глубину не менее чем длина юбки поршня, и вставляют поршень в гильзу головкой вниз так, чтобы нижний край юбки поршня совпадал с торцом гильзы. Лента-щуп должен быть расположен в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца.
Если усилие, необходимое для протаскивания ленты-щупа толщиной 0,08 мм, шириной 13 мм и длиной 200 мм, составит 3,5—4,5 кГ при неподвижном поршне, то зазор в сопряжении гильза — поршень ЗИЛ-130 подобран правильно. Подобранные гильзы и поршни клеймят, выбивая порядковые номера цилиндров.
На днище поршня первого цилиндра выбивают номер блока цилиндров. Гильзы в блок цилиндров запрессовывают, пользуясь специальным приспособлением.
При постановке и в процессе напрессовывания гильзы необходимо следить, чтобы не срезались выступающие части уплотнительных колец о кромки отверстия блока цилиндров.
Отвернув болты, снимают крышки коренных подшипников коленчатого вала, протирают постели блока и крышки и, вставив наконечник шланга в каждое масляное отверстие, продувают сжатым воздухом масляные каналы в блоке цилиндров мотора ЗИЛ-130.
Крышки коренных подшипников невзаимозаменяемы и поэтому их необходимо аккуратно устанавливать на подставке стенда, чтобы при установке их не перепутать. В противном случае при неправильной очередности установки крышек коленчатый вал не будет проворачиваться в своих опорах.
Установив крышку пятого заднего коренного подшипника в приспособление, в выточку крышки оправкой запрессовывают сальник. Аналогичным образом запрессовывают сальник в выточку пятой коренной постели блока цилиндров.
При необходимости выступающие концы сальника в крышке и в блоке цилиндров ЗИЛ-130 срезают ножом заподлицо с плоскостью. В гнездо пятой крышки вставляют торцовые резиновые уплотнители.
Затем в крышки коренных подшипников и в постели блока цилиндров устанавливают предварительно промытые вкладыши коренных подшипников
коленчатого вала соответствующего ремонтного размера.
При установке вкладышей надо внимательно следить, чтобы не перепутать верхние вкладыши с нижними. Верхние вкладыши имеют отверстия для подвода масла к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала.
При неправильной установке вкладышей масляные каналы перекрываются, подшипники будут работать без смазки, что вызовет выплавление антифрикционного слоя подшипников и задиры на шейках коленчатого и распределительного валов мотора ЗИЛ-130.
Установив захват на четвертую шатунную шейку, снимают коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением со стеллажа, протирают коренные и шатунные шейки, продувают масляные каналы сжатым воздухом и надевают на шейку коленчатого вала упорные шайбы.
Затем коленчатый вал укладывают в постель блока цилиндров так, чтобы выступы упорных шайб вошли в пазы торцов передней крышки коренного подшипника.
Верхние вкладыши опор перед установкой коленчатого вала ЗИЛ-130 смазывают маслом. При необходимости осевой зазор между шейкой коленчатого вала и упорной шайбой проверяют щупом.
Передвигая коленчатый вал воротком вперед и назад в направлении продольной оси двигателя, замеряют зазор между торцом коленчатого вала и упорной шайбой, который должен быть в пределах 0,075—0,245 мм.
Осевой зазор регулируют заменой упорных шайб. При проверке осевого зазора на коленчатом валу в обязательном порядке должны быть установлены шестерня и технологическая муфта, закрепленная храповиком.
После проверки осевого зазора снимают технологические детали и проворачивают коленчатый вал в подшипниках для проверки отсутствия смещения верхних вкладышей, которые при необходимости подправляют.
Предварительно смазав нижние вкладыши коренных подшипников маслом, устанавливают
крышки коренных подшипников на свои места согласно порядковым номерам.
Крышку переднего коренного подшипника устанавливают в блок цилиндров мотора ЗИЛ-130 по штифту. При установке заднего коренного подшипника следят за состоянием сальника.
Завернув болты крышек коренных подшипников, проверяют момент затяжки болтов, который должен быть в пределах 11—13 кГм. После затягивания болтов проверяют легкость вращения коленчатого вала. Момент проворачивания коленчатого вала должен быть не более 7 кГм.
Вставив деревянные уплотнители в вертикальные пазы крышки заднего коренного подшипника, забивают их молотком до упора и зачищают выступающие торцы деревянных уплотнителей заподлицо с плоскостью разъема крышки и блока цилиндров.
Повернув двигатель ЗИЛ-130 на стенде передним торцом вверх, устанавливают шпонку в шпоночный паз, при необходимости постукивая молотком из мягкого металла по ее торцу, и надевают на передний конец коленчатого вала распорную втулку фланцем к упорной шайбе. Рабочую поверхность упорной шайбы предварительно протирают.
Установив шестерню и приспособление на шейку коленчатого вала, напрессовывают шестерню по шпонке до упора в распорную втулку. Перед установкой распределительного вала протирают опорные шейки и кулачки, обдувают их сжатым воздухом и смазывают маслом.
Затем распределительный вал мотора ЗИЛ-130 в сборе с шестерней и фланцем вставляют в отверстия опорных шеек блока цилиндров, стараясь не повредить антифрикционный слой втулок.
Шестерни распределительного и коленчатого валов устанавливают так, чтобы зубья, отмеченные на шестернях точкой, вошли в зацепление.
При необходимости проверяют щупом зазор между зубьями распределительных шестерен, который должен быть равен 0,04—0,05 мм. Щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить между зубьями распределительных шестерен.
Зазор проверяют в трех местах через каждые 120° по окружности шестерни. Поворачивая коленчатый вал за маховик, совмещают отверстия в шестерне распределительного вала и блока цилиндров.
Совместив отверстия упорного фланца с резьбовыми отверстиями блока цилиндров, закрепляют фланец распредвала ЗИЛ-130 болтами с пружинными шайбами, которые вставляют через два отверстия шестерен.
Затяжку болтов проверяют динамометрическим ключом. Момент затяжки должен быть равен 2—3 кГм. Осевой зазор между торцом шейки распредвала и упорным фланцем должен быть 0,08—0,208 мм.
Предварительно надев на передний конец коленчатого вала маслоотражатель, крышку распределительных шестерен в сборе с сальником и прокладкой устанавливают на штифты блока цилиндров и закрепляют болтами.
Под болты с правой стороны крышки распределительных шестерен устанавливают скобу реактивной тяги подвески двигателя ЗИЛ-130. Болты крепления крышки затягивают равномерно крест-накрест динамометрическим ключом (момент затяжки 2—3 кГм).
Центробежный датчик ограничения максимальных оборотов коленчатого вала двигателя в сборе с болтами, пружинными шайбами и указателем установки зажигания устанавливают в отверстие крышки распределительных шестерен так, чтобы лопатка привода, установленная на распредвалу, вошла в прорезь валика датчика, а затем завертывают болты крепления.
Вставив шпонку в паз, устанавливают на шейку шкив и при помощи гидравлического приспособления напрессовывают его до упора в маслоотражатель. Храповик с замочной шайбой ввертывают в резьбовое отверстие коленчатого вала до упора и отгибают край шайбы по грани у храповика.
Для установки поршней в сборе с шатунами (поршневая группа) в цилиндры мотора ЗИЛ-130 отвертывают гайки шатунных болтов и снимают крышки, которые аккуратно укладывают на подставку стенда в последовательности нумерации. В процессе сборки необходимо следить за тем, чтобы не перепутать невзаимозаменяемые крышки шатунов.
В противном случае вкладыши шатунных подшипников будут зажимать шейку и коленчатый вал будет проворачиваться вокруг оси с моментом сопротивления значительно большим, чем это положено по техническим условиям, что приводит к подплавлению и поворачиванию вкладышей шатунных подшипников, а также задиру шатунной шейки коленчатого вала.
Постели крышек и шатунов протирают и продувают сжатым воздухом отверстие в нижней головке шатуна. Вкладыши тщательно промывают для удаления масла, в котором они были законсервированы, и устанавливают в постели шатунов и крышек.
Поверхности гильз цилиндров, шатунные шейки, поршни с кольцами и вкладыши шатунов ЗИЛ-130 смазывают маслом. На болты шатунов надевают предохранительные колпачки, изготовленные из мягкого металла, которые предохраняют зеркало гильзы цилиндров от повреждений.
Замки поршневых колец разводят под углом 120° друг к другу и на поршень шестого цилиндра надевают приспособление для установки поршня с кольцами в гильзу цилиндра. Поворачивая коленчатый вал, вторую шатунную шейку ставят в положение нижней мертвой точки (н. м. т.).
В гильзу шестого цилиндра устанавливают поршень с шатуном и, слегка постукивая по днищу поршня деревянной оправкой, перемещают поршень по цилиндру до упора подшипника шатуна в шатунную шейку коленчатого вала. При установке поршней лыска на днище поршня должна быть обращена к передней стороне двигателя.
Предохранительные колпачки снимают с шатунных болтов, крышку шатуна ЗИЛ-130 ставят на место и закрепляют ее гайками. При необходимости проверяют зазор между торцами шатунных подшипников и шейкой коленчатого вала, который должен быть равен 0,12—0,38 мм.
Гайки шатунных болтов затягивают динамометрическим ключом (момент затяжки 7,0—8,0 кГм). Завертывая гайку, фрезерованную прорезь совмещают с отверстием в болте для установки шплинта.
Доводить гайки до совпадения ближайшей прорези с отверстием под шплинт болта надо только в сторону увеличения затяжки. Проворачивая коленчатый вал на 45°, аналогичным образом устанавливают поршни в остальные цилиндры.
После затяжки коренных и шатунных подшипников проверяют момент прокручивания коленчатого вала, который должен быть не более 10 кГм. После проверки прокручивания коленчатого вала мотора ЗИЛ-130 устанавливают шплинты на гайки шатунных болтов.
Короткий конец вилки выключения сцепления вставляют в подшипник картера сцепления, а на удлиненный конец устанавливают фланец, который закрепляют болтами к картеру сцепления.
Во фланец вилки выключения сцепления ввертывают пресс-масленку, устанавливают и закрепляют крышку и щиток картера сцепления. На фланец блока цилиндров устанавливают маслоприемник с прокладкой и закрепляют болтами.
Закрепив перегородки поддона картера, смазывают прокладку и плоскость разъема блока цилиндров невысыхающей уплотнительной пастой и затем устанавливают и закрепляют болтами поддон картера к блоку цилиндров.
Болты крепления поддона картера затягивают от середины к краям. Перед установкой поддона картера необходимо убедиться в отсутствии в двигателе посторонних предметов и продуть сжатым воздухом поддон картера.