Сборка мотора уаз 421
4.4 СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ
После разборки двигателя детали тщательно обезжиpьте, очистите от нагара и смолистых
Удаление нагара с поршней, впускных клапанов и камер сгорания производите
механическим или химическим способом.
Химический способ удаления нагара заключается в выдеpживании деталей в ванне с
pаствоpом, подогpетым до 80 — 95°С, в течение 2 — 3 часов.
Для очистки деталей от нагара рекомендуются следующие растворы (в г на 1 л воды):
для алюминиевых деталей
— Сода кальциниpованная (Nа2СО3). . .18,5
— Мыло хозяйственное или зеленое. . . .10
— Жидкое стекло (Nа2SiО3) . . . . . . . . . .8,5
для стальных деталей
— Сода каустическая (NаОН) . . . . . . . . . .25
— Сода кальциниpованная (Nа2СО3) . . .33
— Мыло хозяйственное или зеленое . . . .8,5
— Жидкое стекло (Nа2SiО3) . . . . . . . . . . 1,5
После очистки детали пpомойте гоpячей (80 — 90°С) водой и обдуйте сжатым воздухом.
Не пpомывайте детали из алюминиевых и цинковых сплавов в pаствоpах, содеpжащих
Пpи сбоpке двигателя соблюдайте следующее:
— пpотpите и пpодуйте детали сжатым воздухом, а все тpущиеся повеpхности смажьте
— резьбовые детали (шпильки, пpобки, штуцеpы), если они вывеpтывались или были
заменены в пpоцессе pемонта, а также резьбовые части деталей и узлов, выходящие в полость
масляной магистрали и в полость системы охлаждения, смажьте анаэробным герметиком
«Унигрем-6» или «Унигрем-9».Можно применить сурик или белила, разведенные на натуральной
олифе.
— неподвижные уплотнения, особенно стыки деталей (нижние плоскости блока цилиндров и
крышки распределительных шестерен) смазать клеем-герметиком «Эластосил 137-83» или пастой
УН-25.
Болты и гайки затягивайте динамометpическим ключом.
К повторной установке на двигатель не допускаются:
— шплинты, шплинтовочная проволока и стопорные пластины, бывшие в употреблении;
— пружинные шайбы, потерявшие упругость;
— поврежденные прокладки;
— детали, имеющие на резьбе более двух забитых или сорванных ниток;
— болты и шпильки с вытянутой резьбой;
— болты и гайки с изношенными гранями.
Сборку двигателя производить в следующем порядке:
— очистить все привалочные поверхности блока от порванных при разборке прокладок;
— закрепить блок цилиндров, при необходимости следует снять шабером неизношенный
поясок над верхним компрессионным кольцом. Металл следует снимать вровень с изношенной
поверхностью цилиндра;
— вывернуть пробки масляного канала и продуть все масляные каналы сжатым воздухом,
завернуть пробки на место.
Если требуется замена картера сцепления или он устанавливается на блок после ремонта,
необходимо из блока предварительно удалить два установочных штифта, затем картер закрепить
на блоке болтами. В блок на крайних вкладышах устанавливают коленчатый вал, к фланцу
которого крепится стойка индикатора. Вращая коленчатый вал, проверяют биение отверстия или
центрирующего бурта коробки передач, а также перпендикулярность заднего торца картера
AUTOFIZIK.RU / авторемонт
Разборка и сборка двигателя УМЗ
Снимаем двигатель с автомобиля (см. Снятие двигателя) и очищаем его снаружи от грязи и масла.
Снимаем масляный фильтр и правый кронштейн опоры силового агрегата.
Закрепляем двигатель на стенде за шпильки правого кронштейна опоры.
Вынимаем масляный щуп.
Снимаем крыльчатку вентилятора, ремни привода агрегатов, генератор и стартер.
Ключом «на 24» ослабляем затяжку штуцера и поворачиваем его краном вверх.
Ключом «на 19» отворачиваем кран масляного радиатора.
Окончательно отворачиваем штуцер с клапаном.
…и снимаем датчик указателя давления масла.
Накидной штуцер датчика уплотнен двумя шайбами.
Отворачиваем датчик аварийного давления масла(см. Замена датчиков системы смазки).
Снимаем топливный фильтр тонкой очистки (см. Замена фильтра тонкой очистки топлива).
Снимаем топливный насос (см. Снятие и разборка топливного насоса).
Снимаем датчик-распределитель вместе с приводом и высоковольтными проводами (см. Снятие датчика-распределителя).
Чтобы не потерять болты, гайки и шайбы, после снятия очередной детали…
…наживляем их на свои места (но только там, где это не будет мешать дальнейшей разборке).
Снимаем стартер (см. Снятие стартера).
Снимаем впускной трубопровод и выпускной коллектор (см. Снятие впускного трубопровода и выпускного коллектора).
…и «14» отворачиваем по два болта крепления усилителя и снимаем его.
Переворачиваем двигатель картером вверх. Снимаем вилку выключения сцепления (см. Снятие нажимного и ведомого дисков сцепления). Снимаем маховик (см. Замена задней манжеты коленчатого вала).
Ключом «на 14» отворачиваем два болта верхнего крепления картера сцепления…
…и тем же ключом два средних болта.
Рожковым ключом «на 17» отворачиваем два болта нижнего крепления картера.
Снимаем верхнюю часть картера.
Ключом «на 10» отворачиваем два болта нижней и три болта верхней пластин крепления манжеты и снимаем пластины.
Поворачиваем двигатель в исходное положение и снимаем головку блока цилиндров (см. Снятие головки блока цилиндров).
Поворачиваем двигатель передней частью вверх. Снимаем шкив коленчатого вала со втулкой (см. Замена передней манжеты коленчатого вала).
Снимаем насос охлаждающей жидкости (см. Замена насоса охлаждающей жидкости).
Ключом «на 13» отворачиваем гайку…
…и снимаем крышку коробки толкателей и ее прокладку.
Аналогично снимаем вторую крышку (с маслоотделителем).
На двигателе рабочим объемом 2,5 л…
. вынимаем восемь толкателей клапанов и нумеруем их (либо раскладываем по порядку).
Чтобы гильзы цилиндров не выпадали,…
…фиксируем их приспособлением.
Переворачиваем двигатель поддоном вверх.
Ключом «на 13» отворачиваем 18 гаек крепления поддона.
Если некоторые гайки выворачиваются вместе со шпильками, перед их заворачиванием обезжириваем и смазываем резьбу шпилек и отверстие в блоке анаэробным герметиком.
Под угловыми гайками крепления поддона установлены фигурные шайбы.
Снимаем с поддона переднюю и заднюю части прокладки,…
…а с блока – боковые части прокладки поддона.
Ключом «на 13» отворачиваем три оставшиеся гайки крепления передней крышки блока цилиндров…
…и ключами «на 12» и «14» болт с гайкой крепления крышки.
Снимаем переднюю крышку.
Снимаем прокладку крышки, поддев ее острым инструментом.
Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления нагнетательной трубы масляного насоса.
Ключом «на 12» отворачиваем два болта крепления насоса к крышке коренной опоры коленчатого вала.
Снимаем масляный насос.
Между трубой и блоком установлена прокладка.
Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления трубы к насосу.
Снимаем трубу и прокладку.
Ключом «на 12» отворачиваем болт крепления сетки маслозаборника…
Отверткой отгибаем усики стопорных пластин…
…и головкой «на 10» отворачиваем четыре болта, соединяющие крышку с корпусом насоса.
Вынимаем болты.
. и, пометив взаимное положение деталей, снимаем маслозаборник, стараясь не повредить уплотнительную прокладку.
Вынимаем из маслозаборника редукционный клапан с пружиной.
Снимаем с корпуса насоса крышку.
Между корпусом и крышкой установлены регулировочные прокладки.
Собираем насос, смазав моторным маслом его детали и промыв растворителем сетку маслозаборника от отложений.
Снимаем маслоотражатель переднего конца коленчатого вала.
Проворачиваем коленчатый вал двигателя, чтобы отверстия в шестерне распределительного вала оказались напротив головок болтов крепления упорного фланца распределительного вала.
Для замены шестерни распределительного вала.
. ключом «на 17» отворачиваем болт крепления шестерни распределительного вала…
…и снимаем его вместе с шайбами.
Длинной головкой «на 12» через отверстие в шестерне отворачиваем два болта крепления упорного фланца.
Снимаем распределительный вал вместе с шестерней.
Специальным съемником снимаем шестерню с распределительного вала и напрессовываем новую через оправку (например, головкой подходящего диаметра).
ВНИМАНИЕ
При снятии и установке шестерни нельзя наносить удары и прилагать усилия к пластмассовой части, так как возможно ее повреждение.
Чтобы не перепутать толкатели, раскладываем их по порядку или вкладываем в них записки с порядковым номером.
Ключом «на 13» отворачиваем две гайки…
…и снимаем крышку манжеты.
Крышка посажена на герметик, поэтому следует предварительно раскачать ее пассатижами.
Снимаем заднюю манжету.
Головкой «на 15» отворачиваем гайки крышки шатуна.
Легко постукивая по боковым сторонам крышки, стягиваем ее с болтов.
ВНИМАНИЕ
Нельзя снимать крышку, вставляя отвертку или зубило в щель между крышкой и шатуном, так как будут повреждены посадочные плоскости.
При необходимости можно выбить шатунные болты через тонкий бородок из мягкого металла.
Снимаем крышку шатуна вместе с вкладышем.
Вынимаем поршень с шатуном из блока цилиндров.
Аналогично вынимаем поршни остальных цилиндров. Последовательность разборки шатунно-поршневой группы — обратная сборке (см. Сборка шатунно-поршневой группы).
Головкой «на 22» отворачиваем гайки крышек коренных подшипников.
ВНИМАНИЕ
Обязательно кернером помечаем номер каждой крышки и ее положение. При сборке все крышки должны быть установлены только на прежние места.
Слегка постукивая по коренным крышкам,…
…поочередно снимаем их вместе с вкладышами.
Вынимаем коленчатый вал.
Съемником спрессовываем шестерню вместе с упорной шайбой.
При сборке шайбу устанавливаем таким образом, чтобы фаска отверстия была обращена в противоположную сторону от шестерни.
Выбиваем шпонку шестерни из паза на коленчатом валу.
Снимаем упорные шайбы (вкладыши) ограничения осевого перемещения коленчатого вала.
После шлифовки шеек коленчатого вала шестигранником «на 14» или болтом с головкой «на 14» и законтренными гайками выворачиваем заглушки.
Каналы для прохода масла в коленчатом валу тщательно очищаем от отложений и остатков абразива (в случае, если коленчатый вал подвергался перешлифовке). Промываем каналы коленчатого вала керосином, бензином или дизельным топливом и продуваем сжатым воздухом.
Устанавливаем на место заглушки масляных каналов.
Бородком раскерниваем кромки заглушек.
Дальнейшую сборку коленчатого вала проводим в порядке, обратном разборке.