Сборка электрических машин кратко

Электрические машины
и аппараты

Популярно

Организация общей сборки электрических машин.

Технологическая организация общей сборки электрических машин зависит от вида производства, то есть, какое это будет производство единичное, серийное или массовое.

Продолжение.
Запрессование сердечника статора в корпус.

В асинхронных электродвигателях с высотой оси вращения до 250 мм и некоторых других машинах небольшой мощности сердечник с обмоткой запрессовывается в корпус и удерживается в нем посадкой с натягом. В электрических машинах небольшой мощности отверстие корпуса растачивают с полем допуска по Н7, а сердечники протачивают с полем допуска h6, n6, s7; в машинах средней мощности отверстия корпусов растачивают с полем допуска Н7, Н8, Н9, а сердечники протачивают с полем допуска h6, r6, s7, h9. В машинах средней мощности для более надежного крепления сердечника с корпусом дополнительно устанавливают штифт или винт.

Продолжение.
Сборка индукторов машин постоянного тока.

Сборка индукторов электрических машин постоянного тока состоит из последовательности следующих операций:

  1. сборка сердечника полюса с катушкой;
  2. крепление полюса к корпусу;
  3. контроль расстояния между полюсами;
  4. соединение полюсов;
  5. проверка их полярности.
Продолжение.
Сборка траверсы щеточного узла.

На траверсе (смотри рисунок ниже) щеточного узла машины постоянного тока устанавливают щетки. Правильное их расположение оказывает большое влияние на хорошую коммутацию машины и, следовательно, на ее надежную работу.

Продолжение.
Заведение ротора (якоря) в статор (индуктор).

Заведение ротора в статор является ответственной операцией, так как воздушный зазор между ними весьма мал. Вначале проверяют наружную поверхность ротора и внутреннюю поверхность статора. Очищают их от пыли и натеков лака, выступающих из пазов изоляции и клиньев. Если ротор небольшой (до 20 — 25 кг), его заводят в статор вручную и опускают на его внутреннюю поверхность, при этом ротор не должен цеплять за обмотку. При большой массе ротор можно завести в статор с помощью приспособления (рис. 165).

Продолжение.
Сборка подшипниковых щитов и узлов.

Подшипниковый щит служит для соединения вращающегося ротора и неподвижного статора. От правильной сборки его во многом зависит равномерность воздушного зазора в электрической машине.

Продолжение.
Общая сборка электрических машин. Сборка вентиляторов и кожухов.

Вентиляторы малых электрических машин можно изготовлять, из пластмассы на литьевых машинах с большой производительностью. Их надевают на вал вручную с приложением небольшого усилия. Вентиляторы удерживаются на нем силой трения.

Продолжение.
Общая сборка электрических машин. Сборка вводного устройства.

Вводное устройство электрической машины служит для подвода питающего кабеля, который может быть заключен в металлический рукав или оболочку из резины и пластика.

Продолжение.
Сборка электрических машин при мелкосерийном производстве.

Сборку машины постоянного тока начинают со сборки индуктора и щеточного узла. Дальнейший порядок сборки зависит от конструкции и принятой технологии.

Продолжение.
Сборка электрических машин при поточно-массовом производстве.

При поточно-массовом производстве электрические машины собирают на комплексно-механизированных линиях. Как правило, технологический поток состоит из двух линий: линии сборки статоров и сборки электродвигателя.

Продолжение.
Сборка электрических машин при поточно-массовом производстве. Линия сборки электродвигателей.

Линия сборки электродвигателей (рис. 174) представляет собой конвейер с оборудованием, расположенным по ходу технологического процесса. При выполнении некоторых технологических операций (например, напрессование подшипников и щитов, завертывание болтов, напрессование вентилятора) собираемый двигатель должен точно подойти к механизму. Это достигается тем, что конвейер имеет спутники, на которые устанавливают базовую деталь электродвигателя — статор. Базой служат отверстия в лапах.

Продолжение.
Сборка электрических аппаратов в единичном и мелкосерийном производстве.

В единичном и мелкосерийном производстве сборку электрических аппаратов производят на верстаках. Если аппарат имеет несколько сборочных единиц, их собирают на отдельных рабочих местах и подают на рабочее место общей сборки, где выполняют сборку всего аппарата.

Продолжение.
Сборка на поточно-конвейерных линиях.

На поточно-конвейерных линиях собирают различные электрические аппараты массой от 0,1 до 300 кг. Эти линии позволяют значительно повысить производительность труда сборщиков, качество сборки и культуру производства, а также улучшить условия труда. Разнообразие собираемых изделий привело к созданию конвейеров с различной- организацией труда на них. Рассмотрим общую сборку контакторов серии КТ6000 на ленточном конвейере. Эта серия состоит из нескольких типов контакторов, имеющих определенные отличия.

Продолжение.
Сборка на гибких автоматических линиях.

Сборка электрических машин и аппаратов на гибких автоматических линиях выполняется с наименьшими трудовыми затратами и высоким качеством. Изделие собирают на спутниках, устанавливаемых на конвейерной линии. Операции сборки производятся манипуляторами (роботами). Управление работой всех механизмов линии осуществляется электронной системой, имеющей большое быстродействие.

Продолжение.
Сборка на гибких автоматических линиях. Пример.

Рассмотрим работу гибкой автоматической линии на примере сборки выключателя В-45 (смотри рисунок ниже).

Продолжение.
Сборка на гибких автоматических линиях. Работа механизмов.

Рассмотрим работу некоторых механизмов гибкой автоматической линии для сборки выключателя В-45.

Общая сборка электрических машин

Технологический процесс сборки машины зависит от ее конструкции и размеров. Организация общей сборки зависит от типа производства (единичного, серийного, массового).

Крупные электрические машины выпускают в единичном производстве. При этом используют универсальное сборочное оборудование и приспособления, универсальный инструмент, применяют труд высококвалифицированных рабочих. Сборочные цеха оснащают мостовыми кранами, тельферами, подъемниками.

В серийном производстве технологический процесс оснащается в большей степени, сложные операции разбивают на простые. Применяется узловая сборка, специализированное сборочное оборудование. Квалификация слесарей-сборщиков может быть ниже.

Типовые операции сборки

1. Сборка основных узлов машины – статора с ротором и подшипниковыми щитами.

2. Контроль сборки основных узлов.

3. Монтаж выводов.

4. Установка щеток и их присоединение к щеткодержателям.

5. Опробование машин под током.

6. Крепление внешних сборочных элементов (вентиляторов, колпаков, редуктора).

7. Обкатка машины.

8. Контроль и испытания.

9. Крепление защитной ленты.

Сборка основных узлов машины.

Щиты крепятся к станине винтами или стяжными болтами, а ротор со щитами крепятся через подшипники. Внутренне кольцо подшипника всегда напрессовывается на вал ротора. Обойма подшипника со стороны привода запрессовывается в гнездо щита, вторая обойма не закрепляется, это необходимо для компенсации температурных удлинений. Усилие запрессовки не ложно передаваться. Могут быть следующие случаи напрессовки:

— Напрессовывается только кольцо;

— Запрессовывается только обойма;

— Подшипник одновременно напрессовывается на вал и запрессовывается в гнездо щита.

Последовательность сборки зависит от типа подшипниковых гнезд (открытое и закрытое). Различают следующие схемы сборки:

1. В обоих подшипниковых щитах гнезда закрытые. В этом случае на одном конце вала вначале напрессовывают подшипник, затем в противоположный щит впрессовывают другой подшипник, а в его гнездо соответствующий конец вала. Ротор с подшипниковым щитом вводят в статор, после чего к нему прикрепляют второй щит.

2. В обоих подшипниковых щитах гнезда открытые. К станине прикрепляют первый щит, в статор вводят ротор, вал которого пропускают в отверстие закрепленного щита. Прикрепляют второй щит, после чего одновременно запрессовывают оба подшипника (снаружи).

3. В одном щите открытое гнездо в другом закрытое. В начале к статору прикрепляют щит с открытым гнездом. Затем в статор вводят ротор, соединенный подшипником со вторым щитом. После этого в открытое гнездо и на вал запрессовывают второй подшипник.

4. Машина с двумя магнетными подшипниками. На вал ротора одновременно напрессовываются внутренние кольца обоих подшипников, а наружные кольца сажают в гнезда щитов. В статор вводят ротор, после чего крепят оба подшипниковых щита.

Во избежание перекоса подшипников сборку машины лучше вести в вертикальном положении статора. Возможен другой вариант: ротор, вал которого запрессован в подшипник щита, располагается вертикально, а статор надевается на него. Приспособления для сборки имеет простую форму, например, подставка из текстолита. Приспособление имеет поверхности для вертикальной сборки и горизонтальной установки машины. В процессе сборки ЭМ производится установка и притирка щеток к вращающемуся коллектору. При этом машина включается на холостой ход под номинальное напряжение. Признаком окончания притирки является величина притертой поверхности не менее 80%. После притирки щит и коллектор продувают сжатым воздухом.

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 1626 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Монтаж электрических машин

Подготовка к монтажу.

Перед началом монтажа электрических машин, проверяют:
соответствие машины ее проектной документации; комплектность машины и сохранность крепежных деталей; наличие возможных повреждений за время транспортировки и хранения (предварительный осмотр после расконсервации);
состояние подшипников, коробки выводов, коллектора, контактных колец, щеточного механизма и др,;
сопротивление изоляции обмоток, подшипников и щеточных траверс;
зазоры в подшипниках скольжения и уплотнения валов; воздушный зазор между статором и ротором; отсутствие задевания ротора о статор (ротор должен свободно вращаться в подшипниках).

Пластинчатые щупы:

с — раздвижной; б — соименными пластинами; 1 — калиброванные пластины; 2 — штифт; 3 — винт; 4 — накладка-прижим; 5 — ручка; б — пробка

Выявленные в процессе осмотра неисправности следует устранить до начала монтажа. Если нет уверенности в том что во время хранения и транспортирования машина осталась неповрежденной, проводят ее полную разборку с ревизией отдельных узлов. При необходимости заменяют смазку в подшипниках и затягивают болтовые соединения.
Если сопротивление изоляции обмоток меньше минимально допустимого, проводят сушку обмоток. Проверка воздушного зазора между статором и ротором, а также зазоров в подшипниках скольжения осуществляется с помощью пластинчатых и клиновых щупов. Проверка воздушного зазора возможна лишь для машин открытого и защищенного исполнения, поскольку она проводится без разбор ют машины. Ротор машины должен свободно вращаться в подшипниках при его повороте рукой (при мощности 10. 15 кВт) или рычагом (для машин большей мощности).

Клиновой щуп: 1 — клин; 2 — движок; 3 — указатель; 4 — стержень

В зависимости от мощности и конструктивного исполнения электрические машины могут поступать на место монтажа в собранном или разобранном виде. В первом случае по известным установочным размерам машины заранее изготовляют крепежные детали и конструкции. Машины устанавливаются на металлических рамах или фундаментах (общих с приводным двигателем или с приводом или отдельных от них). Поскольку установочные размеры имеют допуски, указанные в чертежах, перед монтажом следует заготовить комплект прокладок, перекрывающий поле допусков.

Монтаж машин малой и средней мощности.

Машины небольшой мощности соединяются с приводным механизмом с помощью муфт различного типа и зубчатых, ременных или фрикционных передач. На рис. показаны наиболее часто встречающиеся типы муфт.
При соединении с помощью муфт на концы валов соединяемых машин предварительно насаживают полумуфты, проверив перед этим цилиндричность и соответствие наружного диаметра конца вала машины и внутреннего диаметра полумуфты с помощью измерительных скоб и нутромеров. Величина натяга при посадке указывается на чертеже, а сама посадка осуществляется в горячем состоянии.
При установке валы сочленяемых машин могут иметь радиальное и угловое смещение, как показано на рис, что приводит к соответствующему смещению полумуфт.


Соединение валов с помощью муфт:

а — жесткой поперечно-свертной; б — зубчатой; в — полужесткой зубчато-пружинной: г — упругой втулочно-пальцевой; 1 и 2 — полумуфты; 3 — точеный болт; 4— шпонка; 5 и 7— ступицы; 6 — зубчатый венец; 8 — ленточная пружиня; 9 — зубья; 10— кожух; 11 — палец- болт; 12 — кожаная шайба; 13 — разрезное
кольцо


Скоба с отсчетным устройством (я) и определение посадочных размеров конца вала (б):
I и 5 — подвижная и переставная пятки; 2 — отсчетное устройство; 3 — корпус; 4 — теплоизоляционная накладка; 6 — места измерений

Микрометрический нутромер (о) и определение им внутреннего диаметра полумуфты (б).
1 — измерительный наконечник: 2— удлинитель; 3 — трубка; 4 — микрометрическая головка; 5 — полумуфта; 6 — нутромер

Смещение валов: а — боковое (радиальное); б — угловое (осевое); / и 2 — валы


Взаимное положение валов машин, соединяемых с помощью полумуфт:
1 — валы расположены на одной прямой и их оси совпадают; /1 — оси валов параллельны; Ш — центры валов совпадают, а их оси расположены пол углом; /К— центры валов сдвинуты, а их оси расположены под углом

Центровка валов с помощью радиально-осевых скоб:

1 и 6 — внутренняя и наружная скобы; 2 и 3 — полумуфты; 4 и 7— болты;
5 — хомут

Если соединить полумуфты при таком взаимном положении то при работе агрегата возникнут повышенные вибрации, которые могут привести к быстрому износу подшипников, муфт и болтовых соединений. Поэтому сочленяемые машины должны быть установлены таким образом, чтобы торцевые поверхности полумуфт были параллельны, а оси валов соединяемой машины и механизма находились на одной линии.
Для этого проводят центровку валов с помощью центровочных скоб различной конструкции. Некоторые из них показаны на рис. Контроль точности центровки осуществляется по величине радиальных а и осевых b зазоров в четырех точках, равномерно расположенных по окружности муфты, при совместном повороте соединяемых валов на угол 0. 90, 180 и 270е. При удовлетворительных отклонениях (каждый тип муфт имеет свои допустимые отклонения в радиальных и осевых зазорах), окончательно закрепляют машину на фундаменте и после повторной проверки центровки валов соединяют полумуфты между собой.

Приспособления для центровки валов:
а — с ленточным прижимом; б — с электромагнитным прижимом: 1 и 6 — пол у муфты; 2 и 3 — индикаторы; 4 — держатель; 5 — измерительный стержень: 7— натяжное устройство; 8 — стальная лента; 9 — электромагнит


Центровка валов cпособом «обхода одной точкой»:

При использовании цепной или ременной передачи необходимо совместить средние линии звездочек или шкивов, установленных на ведомом и ведущем валах, и обеспечить натяжение цепи или ремня.
Средние линии звездочек и шкивов обычно совмещают с помощью натянутой параллельно им струны с использованием обычного измерительного инструмента. Для обеспечения требуемого натяжения машина должна иметь возможность перемещения в плоскости. образованной осями вращения соединяемых машин. В некоторых случаях для создания натяжения используются специальные натяжные ролики.
При использовании цилиндрической зубчатой передачи необходимо обеспечить параллельность валов соединяемых машин и одинаковый зазор между зубьями сопрягаемых шестерен по всей длине зуба. Допуск на несоосность валов в этом случае обычно не превышает 0,5е. Контроль несоосности проводится с помощью индикаторов. После закрепления электрической машины на фундаменте ее корпус заземляется.

Монтаж машин большой мощности.

Особенность монтажа крупных электрических машин, поступающих в собранном состоянии, состоит в том, что он начинается с установки отдельной фундаментной плиты, на которую устанавливают машину и проводят центровку валов. Ряд машин имеет на конце вала фланец, через который она соединяется с механизмом. Кроме того, при большой длине ротора под действием его веса Р происходит прогиб вала в вертикальной плоскости. Поэтому при горизонтальном положении соединяемых машин плоскости полумуфт (или фланцев) оказываются расположены под углом друг к другу, как показано на рис. а.


Прогиб вала: 1 и 2 — подшипники; 3 — уровень

Положение валов, соединяемых с помощью полумуфт:

а — до выверки; б — после выверки линии вала; 1. 4 — подшипники; 5 — уровень

Центровка валов в этом случае заключается в такой установке соединяемых валов, при которой их общая линия представляет в вертикальной плоскости плавную кривую, а в горизонтальной — прямую линию. При центровке торцы сопрягаемых полумуфт (или фланцев) устанавливаются параллельно, а осевые линии валов должны быть продолжением одна другой и совпадать у сопрягаемых полумуфт (фланцев). Для этого путем установки прокладок под лапы корпуса добиваются равенства углов наклона шеек вала к горизонтальной линии. Угол наклона проверяют по уровню, показанному на рис. и установленному на выходном конце вала.
Если крупная электрическая машина поступает на сборку в разобранном состоянии (статор и ротор отдельно), то предварительно собирают саму машину в следующей последовательности. Сначала на монтажной площадке размещают и осматривают все узлы машины, затем подготавливают фундамент (разметка, колодцы под фундаментные болты и пр.), устанавливают и выверяют фундаментную плиту, монтируют стояковые подшипники н устанавливают статор. Затем в него заводится ротор, а шейки ротора устанавливаются на подшипники. Схема заведения ротора приведена на рис.

Центровка валов осуществляется, как и в предыдущем случае, но прокладки устанавливаются и под корпус подшипников. После центровки закрепляют корпусы машины и подшипников, пригоняют вкладыши подшипников скольжения и их уплотнения, выверяют зазоры в подшипниках и между статором и ротором электрической машины.
Устанавливают дополнительное оборудование, необходимое для работы машины (система охлаждения, смазки подшипников и т.д.), Производят монтаж и регулировку токосъемных механизмов, соединение электрических цепей и заземляют корпус машины.

Схема ввода ротора в статор с использованием удлинителя:
а — начало ввода, б — установка ротора на шпалы; в — закрепление стропа на удлинителе; 1 — статор; 2 — удлинитель вала; 3 — ротор

Схема ввода ротора в статор при отсутствии грузоподъемных механизмов:
1 — стойка; 2 — балка; 3 — удлинитель; 4 — грузовой ролик; 5 — статор; 6 — ротор; 7 — накладка
При отсутствии грузоподъемных механизмов в помещении сборки электрической машины для заведения ротора в статор можно использовать деревянные стойки У, на которых установлена балка 2, как показано на рис.

Читайте также:  Устройства управления промышленными двигателями
Оцените статью