Сборка двигателя сова 200
Осенью 2007 года был запланирован капитальный ремонт мотоцикла СОВА. В ноябре мы его полностью разобрали и …, и случайно приобрели мотовездеход Фермер. Все работы по Сове отложились на неопределённый срок. Волей судеб, спустя ровно семь лет срок определился. Работы возобновились в ноябре 2014. За всё это время рама мотоцикла побывала не только в гаражах, сараях и на улице, но и даже в разных городах. Рама, повалявшись сем лет то тут, то здесь, то там успела немного кое-где поржаветь:
Помимо покраски, рама требовала некоторого ремонта. Проблемы наблюдались в двух местах. Первое — разбито заднее крепление двигателя. В следствии постоянно откручивающегося крепежа и несвоевременной протяжке:
Как-то, после неудачного штурма гористой местности, был повреждён кронштейн пассажирской подножки — это второе место:
Ремонт обоих мест предполагает замену повреждённых элементов на другие. Итак поехали … , срезаем часть крепления двигателя и подготавливаем это место для проведения сварочных работ:
Далее нужно срезать кронштейн крепления подножки. Чтобы не повредить несущую трубу, не спеша срезаем с нескольких заходов:
Срезаем остатки и подготавливаем поверхность для новой детали:
Повреждённые элементы срезаны. Рама подготовлена:
Из листовой стали вырезаю сегмент крепления двигателя. Сверлю отверстия и подгоняю деталь по месту. Новый элемент крепления готов:
Кронштейн – донор подножки пассажира. С кронштейном не так просто. Сделать аналог можно, но немного трудоёмко. Здесь особо заморачиваться не стал, так как есть невостребованная рама. Вот оттуда и позаимствую нужный элемент.
С деталями разобрался. Далее следуют работы по установке. Чтобы приварить деталь точно по месту устанавливается картер двигателя и примеряется новый крепёж. Для удобства раму переворачиваю.
С кронштейном подножки пассажира пришлось повозиться. Сломанный было проще срезать и отшлифовать болгаркой, чем вырезать часть трубы из нового (срезанного с другой рамы). К тому же кронштейн нужно точно спозиционировать:
Кронштейн провариваем с двух сторон …
Повреждённые элементы заменены. Детальный осмотр не выявил мест, которые нуждаются в сварочном аппарате. Далее подготовка к покраске. Самый муторный процесс из всех. Перед покраской были собраны все детали и элементы для окрашивания в чёрный цвет. Собрать всё спустя семь лет, оказалось не так просто …, но всё же удалось. Зачистили наждачной бумагой детали и покрасили их. Теперь приступаем к сборке. Рама:
В ходе полномасштабного поиска комплектующих для мотоцикла, был найден каталог деталей и сборочных единиц. Для наглядности, буду от туда заимствовать картинки:
Установлены: демпферы (амортизаторы) топливного бака, валики подножек водителя, внутренний грязевой щиток и бугель:
Далее установлены: подножки пассажира в сборе и верхний грязевой кожух (пластиковый):
Для сборки передней подвески, установил траверсу с подшипниками рулевой колонки. Рулевая колонка включает в себя два наборных подшипника верхний и нижний по двадцать шариков в каждом. Также установлены заднее крыло и маятник:
Элементы и детали передней вилки:
На Восходе и Курьере кронштейн звукового сигнала одинаковый, Совиный отличается дополнительными элементами для крепления нижней части обтекателя. Некоторые экземпляры Восходов модель 3М-01 тоже оснащались обтекателем, но в основном были без него.
Схема сборки – разборки передней вилки и заднего амортизатора:
Детали крепежа блока приборов, демпферы блока приборов и основание блока:
Сайлентблоки амортизаторов. В верхней части амортизатора устанавливается целиковый сайлентблок с металлической втулкой, а в нижний устанавливается составной. В ранних версиях, устанавливались составные сайлентблоки в обоих местах крепления амортизатора.
Амортизаторы задней подвески. Поскольку амортизаторы подтекали, то после того как их помыл внешний вид детали приблизился к новому:
Установлен корпус фары:
Вообще, поиски деталей не прекращались с момента восстановления рамы, то того нет, то этого … В итоге что было найдено то и устанавливалось … Вот часть электрики:
Основной (центральный) жгут электропроводки:
Вот ещё элементы по электрике.
Установка светотехники хвостовой части:
Продолжение работ по сборке мотоцикла в следующей части …
Сборка двигателя сова 200
После дефектовки деталей и перед основной сборкой двигателя необходимо выполнить кое-какие промежуточные работы. Для каждого ремонтного случая эти работы свои. В данном случае речь пойдёт о следующих операциях: установка новых подшипников коленчатого вала; сборка роликового подшипника основной шестерни КПП и установка в правую половину картера; сборка редукторов спидометра и выжима сцепления.
Запрессовка подшипников коленчатого вала. Подготовленный к работе коленчатый вал:
В данном двигателе коленчатый вал будут крутить японские подшипники Koyo 62042RSCM.
Приобретенные подшипники Koyo 62042RSCM закрытые. В них необходимо удалить пыльники или как ещё их называют уплотнители, после чего подшипники промываются в растворители и продуваются сжатым воздухом:
Далее собирается стенд для запрессовки подшипников коленчатого вала. Ранее была опубликована подробная статья об изготовлении и работе с этим приспособлением. Статья — Приспособление для монтажа подшипников коленвала.
Запрессовываем правый подшипник коленчатого вала, предварительно смазав посадочное место маслом.
Подшипники запрессованы, вал готов к монтажу в картер двигателя.
Подготовка деталей для сборки и установки роликового подшипника с основной шестерней в половинку картера.
Ролики подшипника собираются в два ряда. Каждый ряд содержит по 21 ролику:
Установленные ролики на вал основной шестерни:
Далее вал основной шестерни устанавливается в обойму, которая запрессована в правую половинку картера.
Чтобы при финальной сборке картера двигателя вал не выскочил из посадочного места и подшипники не рассыпались, задействуются регулировочные шайбы ремня вентилятора. Необходимо зафиксировать вал. Вместо шайб можно просто использовать старую звёздочку привода цепи (на предыдущих фото она есть, планировалось задействовать её).
Далее переходим к сборке редукторов спидометра и выжима сцепления. Данным узлам очень редко кто уделяет внимание, потом удивляются «почему же не работает спидометр?». К тому же хорошо смазанный узел выжима сцепления уменьшает прикладываемую силу на рычаг выжима сцепления. Детали редуктора:
Редуктор спидометра от мотто-вездехода Фермер отличается от редуктора мотоцикла Сова и Курьер (ЗиД 200). Отличия заключаются в корпусе редуктора и шестернями (их передаточным числом). Корпус редуктора:
Малая шестерня имеет девять зубьев, большая — двадцать.
Редуктор в сборе:
Установка редуктора в правую крышку картера (крышка генератора), подготовленные детали:
Подшипники КПП и сальники по двигателю менять не пришлось, так как они были почти в идеальном состоянии.
Следующий этап – основная сборка.