Сборка двигателя
Вам потребуются: динамометрический ключ, молоток (желательно с бойком из мягкого металла или полиуретана), приспособление для установки поршней в цилиндры, те же ключи, что и для разборки двигателя, отвертка, монтажная лопатка.
1. Вставьте шатун в поршень. Смажьте поршневой палец моторным маслом и запрессуйте его в шатун с помощью того же приспособления, которым выпрессовывали палец, или молотка и подходящей оправки, вставленной во внутреннее отверстие пальца. Поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца, что позволит ему занять правильное положение.
Палец вставляют в верхнюю головку шатуна с натягом, поэтому для облегчения сборки и сохранения его посадки рекомендуется нагреть шатуны, поместив их на 15 мин верхними головками в нагретую до 240 °С электропечь. Температуру нагрева шатуна можно проконтролировать с помощью термохромного карандаша. Для правильного соединения пальца с шатуном запрессуйте палец как можно быстрее, так как после его остывания положение пальца изменить уже нельзя.
4.21. Порядок расположения поршневых колец на поршне: 1 – шатун; 2 – поршень; 3 – нижнее кольцо составного маслосъемного кольца; 4 – расширитель маслосъемного кольца; 5 – верхнее кольцо составного маслосъемного кольца; 6 – нижнее компрессионное кольцо; 7 – верхнее компрессионное кольцо; 8 – метка
2. Установите поршневые кольца в порядке, обратном снятию, расположив их, как показано на рис. 4.21 .
При установке не разжимайте кольца больше, чем необходимо, чтобы не деформировать или не сломать их.
4.22. Положения установки на поршень компрессионных колец: а – бочкообразного типа (с внутренней фаской); b – конусного типа
Установите нижнее и верхнее компрессионные кольца, как показано на рис. 4.22 .
4.23. Расположение замков поршневых колец перед установкой поршня в цилиндр: а – к шкиву коленчатого вала; b – замок нижнего маслосъемного кольца; с – замок верхнего компрессионного кольца; d – замок верхнего маслосъемного кольца; е – замок нижнего компрессионного кольца
3. Сориентируйте кольца, как показано на рис. 4.23 . Установите кольца на остальные поршни.
4. Установите вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров двигателя.
В постель среднего (третьего) коренного подшипника уложите вкладыш увеличенной толщины с опорными буртиками.
Вкладыши устанавливайте так, чтобы установочный усик вкладыша совместился с выемкой на постели.
5. Смажьте шейки коленчатого вала моторным маслом и установите коленчатый вал в блок цилиндров.
Для установки крышек подшипников коленчатого вала пользуйтесь молотком с мягким бойком, изготовленным из латуни, свинца или полиуретана. Устанавливать крышки затяжкой крепежных деталей запрещено, так как в этом случае будут повреждены посадочные поверхности крышек и блока цилиндров.
6. Установите крышки подшипников с вкладышами, закрепите болтами, затянув их постепенно в 2 приема, и окончательно затяните моментом 55–60 Н·м в следующем порядке: крышка центрального, крышка второго, крышка четвертого, крышки переднего и заднего подшипников.
Крышки коренных подшипников необходимо устанавливать таким образом, чтобы стрелки на них были направлены в сторону шкива коленчатого вала двигателя, а номера на крышках соответствовали порядку установки, ведя отсчет от шкива коленчатого вала.
7. Убедитесь в том, что коленчатый вал вращается плавно, а его осевой зазор соответствует номинальному значению. Для измерения зазора измерьте расстояние между фланцем центрального упорного коренного подшипника и торцом шейки коленчатого вала. Номинальный осевой зазор коленчатого вала – 0,05–0,175 мм.
8. Установите вкладыши в шатуны, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на шатуне.
9. Смажьте моторным маслом зеркала цилиндров, поршни, поршневые кольца и шатунные вкладыши.
10. Установите на поршень приспособление для сжатия колец и, заворачивая винт, сожмите кольца.
Устанавливайте поршень в цилиндр осторожно, чтобы не повредить нижней головкой шатуна шатунную шейку коленчатого вала.
11. Проверните коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируют шатунно-поршневую группу, установилась в НМТ. Установите поршень в цилиндр в соответствии с маркировкой номера цилиндра на шатуне, нажмите (например, ручкой молотка) на поршень и сдвиньте его из оправки в цилиндр. Аналогично установите поршни в остальные цилиндры.
При установке поршней в цилиндры метка 8 ( рис. 4.21 ) на поршне должна быть обращена к передней части двигателя.
12. Установите шатунные вкладыши в крышки шатунов, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на крышке.
13. Смажьте моторным маслом шатунные вкладыши в крышках шатунов и шатунные шейки коленчатого вала.
14. Установите крышку шатуна, соединив шатун с шейкой коленчатого вала и совместив метки на шатуне и крышке.
15. Вверните шатунные болты, не затягивая их окончательно. Аналогично установите крышки остальных шатунов.
16. Затяните болты крепления крышек шатунов моментом 32–35 Н·м.
17. Проверьте боковой зазор шатуна, он должен быть 0,10–0,25 мм. Увеличенный зазор указывает на чрезмерный износ щек кривошипов коленчатого вала. В этом случае замените коленчатый вал.
18. Далее собирайте двигатель в порядке, обратном разборке.
Разборка двигателя
Вам потребуются: ключи «на 12», «на 14», «на 17», «на 19», «на 32», головка торцовая «на 13», инструменты, необходимые для снятия водяного и масляного насосов, головки блока цилиндров, а также отвертка, молоток, съемник масляного фильтра, приспособление для выпрессовки поршневого пальца или подходящая оправка, пассатижи.
Если есть возможность, работайте на специальном поворотном стенде, который обеспечивает доступ к двигателю со всех сторон: при отворачивании деталей крепления, затянутых большим моментом, двигатель очень тяжело фиксировать от перемещения.
1. Снимите двигатель с автомобиля (см. «Снятие и установка двигателя» ).
2. Выверните два болта и снимите стартер (см. «Снятие и установка стартера» ).
3. Выверните болты и снимите генератор (см. «Снятие и установка генератора» ).
5. Выверните болты крепления коробки передач и отсоедините ее от двигателя (см. «Снятие и установка сцепления» ).
9. Снимите маслоприемник, масляный фильтр (см. «Замена масла в картере двигателя и масляного фильтра» ), масляный насос и установленную под ним прокладку (см. «Снятие, дефектовка и установка масляного насоса» ), а также водяной насос (см . «Замена водяного насоса» ).
10. Проверните коленчатый вал и установите поршень 1-го цилиндра в положение нижней мертвой точки (НМТ).
Для облегчения сборки храните вкладыши шатунных подшипников, если не предполагается их замена, вместе с шатунами и крышками шатунов в соответствии с номерами цилиндров, в которых они были установлены.
11. Если в верхней части цилиндра образовался буртик, то его необходимо снять разверткой или шабером, не повредив зеркало цилиндра.
12. Отверните гайки крепления шатунной крышки 1-го цилиндра. Снимите крышку и выньте нижний вкладыш шатунного подшипника.
13. Рукояткой молотка протолкните поршень к верхней части цилиндра и выньте его из блока цилиндров. Снимите верхний вкладыш шатунного подшипника.
14. Поставьте крышку на шатун и закрепите болтами, чтобы сохранить прежний порядок сборки деталей.
15. Аналогичным способом извлеките шатуны с поршнями из остальных цилиндров.
16. Разожмите верхнее компрессионное кольцо и снимите его.
17. Аналогично снимите и второе компрессионное кольцо.
18. Разожмите и снимите верхнее кольцо…
19. …расширитель и нижнее кольцо составного маслосъемного кольца.
20. Выпрессуйте палец из верхней головки шатуна.
Крышки коренных подшипников предназначены только для одного конкретного блока цилиндров (крышки обрабатаны вместе с блоком). Между собой крышки невзаимозаменяемы. На крышки нанесены номера 2, соответствующие порядку их установки, считая от передней части двигателя. Отлитые на крышках стрелки 1 при установке должны быть направлены в сторону шкива коленчатого вала двигателя.
4.1. Коленчатый вал: 1 – зубчатый венец датчика положения коленчатого вала; 2 – болт крепления зубчатого венца датчика положения коленчатого вала; 3 – коленчатый вал; 4, 5, 6, 7, 8 – нижние вкладыши коренных подшипников; 9, 11, 12, 13, 14 – крышки коренных подшипников; 10 – болт крепления крышки коренного подшипника; 15, 16, 17, 18, 19 – верхние вкладыши коренных подшипников
21. Выверните болты 10 (см. рис. 4.1 ), снимите крышки коренных подшипников и извлеките из блока цилиндров коленчатый вал 3.
Вкладыш крышки третьего коренного подшипника увеличенной толщины имеет по боковым торцам буртики, играющие роль упорных полуколец, которые ограничивают осевое перемещение коленчатого вала.
Аналогичные буртики выполнены и на верхнем вкладыше третьего коренного подшипника.
22. Выверните болты 2 (см. рис. 4.1 ) и снимите зубчатый венец 1 датчика положения коленчатого вала.