- Ремонт 402 ЗМЗ двигателя своими руками
- Причины проведения капитального ремонта
- Процесс капитального ремонта двигателя
- Демонтаж двигателя
- Диагностика неисправностей
- Расточка блока
- Ремонт коленчатого вала
- Ремонт головки блока
- Процесс сборки
- Обкатка
- Техническое обслуживание после проведения капитального ремонта
- Заключение
- Сборка двигателя газ 402
- Моменты затяжки резьбовых соединений двигателя ЗМЗ-402
Ремонт 402 ЗМЗ двигателя своими руками
Многие новички автовладельцы интересуются, как сделать самому ремонт двигателя модели ЗМЗ 402. Говорят, что они простые в разборке и отремонтировать можно их в гаражных условиях без специальных инструментов. Главное разбираться в конструкции силового агрегата и понимать чертежи, которые даны в мануале по двигателю. Опытные механики подтверждают, что ремонт прост в техническом исполнении.
Давайте посмотрим, как выполнить ремонт двигателя ЗМЗ 402 неопытному новичку.
Причины проведения капитального ремонта
Но сперва узнаем, зачем нужно разбирать работающий движок. А причин тому может быть многочисленное количество. От обычной «капиталки», которая делается один раз в 200 тысяч километров на любом моторе до серьезных неисправностей с коленвалом и полного износа движка.
Далее приведены причины, по которым ремонтируют двигатель:
- поедание ржой важных частей, изготовленных из металла. Это главная причина из-за которой разбирают полностью движок. Так как даже при тщательном уходе за двигателем ЗМЗ 402, коррозии и усталости металла не избежать;
- механические повреждения. Подобные поломки возникают из-за неправильного ухода за силовым агрегатом или, когда уход вообще отсутствует. Например, не вовремя замененный ремень газораспределительного механизма может привести к загибу клапанов;
- манера езды по дорогам автовладельца. Постоянные рывки, дерганья, езда на повышенных оборотах повышает риск капитального ремонта силового агрегата;
- неправильное хранение. Если движок постоянно хранится в сыром холодном помещении, то смазочная жидкость не сможет выполнять функции оптимально. А значит увеличится износ деталей. Вообще следует держать автомобиль в теплом и сухом гараже.
Причины были рассмотрены. А теперь давайте глянем с чего начинать капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 402.
Процесс капитального ремонта двигателя
Ремонт двигателя ЗМЗ 402 ничем не отличается от моторов других модификаций. Здесь также понадобиться полностью разобрать движок, промыть все детали, рассмотреть какие неисправны, заменить их. А затем только собирать силовой агрегат воедино. Опытные механики дополнительно делают диагностику на специальном стенде после сборки мотора.
Если же нет возможности провести диагностику у автовладельца, то проверять придется уже в пути. Поэтому при малом опыте или сомнения, которые преследуют новичков автолюбителей при разборке движка, лучше всего пригласить друга специалиста.
Внимание! Вообще капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 402 выполняется в четыре руки. Поэтому присутствие напарника обязательно.
Итак, сперва рассмотрим демонтаж двигателя.
Демонтаж двигателя
Демонтаж любого мотора начинается с отключения всех электрических цепей, удаления аккумуляторной батареи из машины. Затем следует слив тосола, смазывающего моторного средства. Когда полностью будут слиты все жидкости, можно приступать к откручиванию болтов и снятию движка с машины. Процедуру выполняют на яме, чтобы иметь возможность подобраться ко всем деталям и отсоединить их.
Списком показаны шаги разборки и снятия силового агрегата:
- удаление из-под капотного пространства воздушного фильтра, карбюратора.
- Демонтируют трубу выпускного коллектора.
- Снимают трамблер и свечи зажигания.
- Полностью отсоединяют топливную систему.
- Удаляют крыльчатку.
- Также снимают стартер и генератор.
- Разделяют мотор и коробку передач.
- Снимают радиатор и впускной и выпускной коллекторы.
Когда силовой агрегат будет отсоединен от всех деталей, связывающих его с машиной, его поднимают и вытаскивают из капота. Кладут на рабочий стол и начинают разбирать. Демонтируют следующие детали:
Далее их промывают и отправляют на диагностику.
Диагностика неисправностей
В первую очередь осматривают блок цилиндров и коленвал. Если есть какие-либо трещины на корпусе БЦ, то их можно заварить. Если же трещины большие, то БЦ меняют на новый.
Коленвал также должен быть не потерт. На металле не должно быть никаких трещин или микроскопических ямок, разрывов тела металла. Проверяют металл на твердость, осматривают на наличие повреждений шейки коленчатого вала.
Далее замеряют цилиндры. По стандарту размер цилиндров равен 92 мм. Следующая таблица поможет нам побыстрее разобраться в возникшей ситуации по размерам цилиндров.
Если цилиндры имеют увеличение в размерах, то их растачивают до следующих размеров: все.
Варианты | Размеры в мм |
Новый | 92 |
1 | 92,5 |
2 | 93 |
3 | 93,5 |
4 | Разгильзовка БЦ |
Все размеры должны соответствовать тем, которые указаны в книге по эксплуатации двигателя.
Расточка блока
Если придется делать расточку блока цилиндров, то помните, что процедура делается только на специальном стенде. Затем идет процесс хонинговки. Хонингуют стенки цилиндров, протоки до тех пор, пока не обретут состояние стекла зеркала.
Внимание! Хонинговка нужна для того, чтобы масляные кольца полностью снимали масло со стенок цилиндров.
Ремонт коленчатого вала
Ремонтируют коленвал на станке, который находится в сервис-центре. Поэтому, если вы заметили, что коленчатый вал вашего двигателя поврежден, то не следует пытаться исправить проблему собственными руками.
Шейки коленвала должны быть точно отшлифованы под размер вкладыша.
Ремонт головки блока
Внимание! Если хотите сохранить головку блока цилиндров в целости и сохранности, никогда не используйте воду вместо тосола. Так как она разрушает стенки деталей и приводит к полной замене детали во время ремонта.
Если корпус ГБЦ в сохранности, то может быть потребуется замена следующих элементов:
- клапаны впуска и выпуска;
- направляющие втулки;
- сальники;
- распределительный вал.
Опытные механики до того, как установят новые втулки, протачивают их. Другие же ставят бронзовые втулки. Но подобные детали обойдутся дороже автовладельцу. Все зазоры вымеривают до миллиметра, чтобы не возникло проблем в работе силового агрегата в будущем.
Процесс сборки
После того как все детали отремонтированы, заменены на новые, начинается процесс сборки мотора. Он также не сложен. Главное знать, что и откуда было снято.
Шаги процедуры сборки после ремонта двигателя таковы:
- Проводится установка коленвала и вкладышей. Все фиксируют бугелями.
- Поршни и шатуны соединяют.
- Крепят нижнюю шейку шатуна к коленвалу.
- Ставят помпу и закрывают поддон.
- Монтирую сцепление.
- Затем делают балансировку с коленвалом.
- Монтируют ГБЦ. На ГБЦ кладут прокладку, смазанную графитовой смазкой.
- Ставят крышку клапанов.
- Далее собирают двигатель в обратном порядке.
После сборки проводят обкатку движка.
Обкатка
В гараже обкатку ДВС делают на горячую. Процедура заключается в следующих деталях:
- Вручную накачивают горючее.
- Запускают двигатель ЗМЗ 402.
- Поднимают обороты до 1200 в минуту.
- Через 5 минут увеличивают до 2000.
- Спустя семь минут опускают до 1200.
- Через две минуты глушат движок.
Затем регулируют клапаны, и процесс повторяется. При этом нужно обратить внимание на необычные стуки или подтеки после ремонта двигателя. Все неполадки устраняют.
Техническое обслуживание после проведения капитального ремонта
После капитального ремонта движка меняется километраж, который должен пройти движок до профилактического обслуживания.
Например, масло меняют через 1000 км и фильтр тоже. Через 8 тысяч заменяют свечи и провода, воздушный фильтр, масляный фильтр. Через тридцать пять тысяч километров делается замена ремня газораспределительного механизма.
Заключение
Ремонт двигателя ЗМЗ 402 своими руками прост и легок. Главное следовать инструкции и делать все так, как написано в книге по эксплуатации или так, как скажет друг механик. Жизненный ресурс двигателя увеличится еще на 200 тысяч после «капиталки».
Сборка двигателя газ 402
Осмотр и дефектация шатунно-поршневой группы рассмотрена в статье – «Ремонт шатунно-поршневой группы».
Еще раз кратко пройдемся по основным особенностям:
Перед установкой гильз в блок цилиндров, если это требуется, блок хорошо промывается и сушится.
При замене гильз новые гильзы вставляют в блок цилиндров так, чтобы буква, обозначающая группу гильзы, располагалась в поперечной плоскости.
Гильза должна входить в блок совершенно свободно.
Гильза, установленная с медной прокладкой в блоке, должна выступать над поверхностью блока на 0,02–0,1 мм.
Разница выступания гильз по цилиндрам должна быть не более 0,055 мм (это обеспечивается подбором гильз по длине или их осаживанием с деформацией медной прокладки).
Перед установкой гильзы место, на которое опирается гильза в блоке нужно промазать герметиком (раньше при сборке использовали масляную краску).
После вставки гильзы в блок цилиндров, легкими ударами допрессовываем гильзы.
После установки гильз их нужно зафиксировать с помощью подходящих втулок, шайб и гаек.
Фиксация нужна, чтобы при перевертывании блока и вставки поршней с кольцами гильзы не вылезли из блока
По дефектации блока была рассмотрена соответствующая статья.
Переходим к сборке шатунно-поршневой группы.
На днище поршня выбито два обозначения. На блоке нанесена буква краской. По этой букве поршень подбирается к цилиндру.
Конечно если менялась цилиндропоршневая группа, то уже эта маркировка не учитывается.
На днище поршня римская цифра указывает группу поршня. На поршневых пальцах номер группы указывается краской на внутренней поверхности или на торцах. Он конечно должен совпадать с группой поршня.
На шатуне номер группы тоже обозначается краской. Он должен либо совпадать, либо быть соседней с пальцем группы.
Поршневой палец, смазанный моторным маслом должен с небольшим усилием перемещаться в головке шатуна, но не выпадать из нее
Нагреваем поршень до температуры примерно 80˚ С (можно в водяной ванночке) и запрессовываем поршневой палец.
Запрессовывать палец можно медным или обычным молотком, через оправку из мягкого металла, удерживая поршень на весу.
После сборки выступ на нижней головке шатуна должен находиться с той же стороны, что и надпись «Перед» на поршне.
Ориентировочный выступ шатуна двигателя ЗМЗ-402 расположен не на стержне шатуна, а на его крышке
Ставим стопорные кольца в поршень.
Проверяем поршневые кольца. Установленные в цилиндр на глубину 20-30 мм компрессионные кольца должны иметь зазор в замке – 0,3-0,6 мм, маслосъемное – 0,5-1 мм.
Надеваем кольца на поршень. Раздвигаем замок расширителя маслосъемного кольца, надеваем его на поршень в нижнюю канавку и сводим замок.
Надеваем нижнее компрессионное кольцо надписью «ВЕРХ» к днищу поршня
Последним, надеваем верхнее компрессионное кольцо. Кольца разворачиваем так, чтобы замки верхних компрессионных колец находились с противоположных сторон поршня, а замок маслосъемного кольца под 90˚ к замкам компрессионных колец.
При замене изношенных или дефектных гильз новыми и отремонтированными следует вставлять их в блок так, чтобы метка, имеющаяся на нижней центрирующей части гильзы, указывающая ее группу, была расположена в поперечной плоскости блока.
В остальных случаях, прежде чем вынуть гильзы из блока, их необходимо маркировать порядковыми номерами, а также пометить положение в блоке, чтобы при сборке обеспечить их постановку в прежнее положение.
В случае замены поршней, гильз, поршневых пальцев или шатунов подбор сопрягаемых пар следует производить при температуре деталей 20±3°С. (см. таблицу размерных групп ниже).
При установке на поршень новых колец, но сохранении прежних гильз, следует удалить на станке или шабером выступающий буртик в верхней части гильзы.
Для мало изношенных гильз цилиндров без их расточки предусмотрен комплект луженых компрессионных и стальных маслосъемных колец.
Устанавливаем блок двигателя на стенд в перевернутом положении.
Вставляем в постели коренных подшипников вкладыши с канавкой и отверстием для подачи масла.
Вставляем два упорных полукольца без выступов по обеим сторонам центральной постели. Поворачиваем их поперечными проточками к щекам коленчатого вала.о.
Вставляем два упорных полукольца без выступов по обеим сторонам центральной постели
Вкладыши и коренные шейки коленчатого вала смазываем моторным маслом.
Вкладываем новую набивку – как сказано в статье – «Ремонт коленчатого вала»
Вставляем набивку в держатель набивки и устанавливаем резиновые флажки в держатель набивки
Обжимаем набивку, как сказано в статье – «Ремонт коленчатого вала».
Укладываем коленчатый вал в блок цилиндров.
Устанавливаем вкладыши в крышки коренных подшипников, смазываем их чистым моторным маслом и укладываем на шейки коленчатого вала
При установке крышки 2 первого коренного подшипника выступ задней упорной шайбы 1 должен войти в паз крышки 2.
Устанавливаем держатель набивки
Шестигранным ключом на 8 заворачиваем две гайки крепления держателя набивки
Затягиваем болты крышек коренных подшипников в соответствии с моментами затяжки (см. ниже таблицу моментов ниже)
Проворачиваем рукой коленчатый вал. Вращение должно быть свободным и равномерным без заеданий при небольшом усилии
Осевой люфт коленчатого вала не должен превышать 0,36 мм. В противном случае проверяем правильность сборки, разбираем и устраняем неисправности.
Устанавливаем переднюю упорную шайбу 2 на штифты 1, антифрикционным слоем наружу
Устанавливаем распорную шайбу между шестерней коленчатого вала и передней упорной шайбой. Распорная шайба устанавливается фаской в сторону упорной шайбы.
Устанавливаем шестерню коленчатого вала.
Напрессовав до упора шестерню коленчатого вала, следует проверить его осевой зазор.
Проверка производится следующим образом: заложите отвертку (вороток, рукоятку молотка и т.п.) между первым кривошипом вала и передней стенкой блока и, пользуясь ею как рычагом, отжать вал к заднему концу двигателя.
С помощью щупа определите зазор между торцом задней шайбы упорного подшипника и плоскостью бурта первой коренной шейки.
Зазор должен быть в пределах 0,125–0,325 мм.
Вставляем в шатун и его крышку новые вкладыши. Смазываем поршневые кольца, вкладыши, стенки цилиндров и шатунные шейки моторным маслом.
Устанавливаем приспособление для обжимки колец и постукивая деревянной ручкой молотка по кругу обжимаем кольца.
Ориентируем правильно поршень надписью «Перед» к передней части блока вставляем в цилиндр согласно порядку номеров.
Постукивая деревянной ручкой молотка по днищу поршня, утапливаем его в цилиндр. С другой стороны контролируем правильное его положение относительно шейки коленчатого вала.
Устанавливаем крышки шатунов
Головкой на 15 закручиваем гайки крышки шатунов моментом 6,8 – 7,5 кгс.м. Для затяжки используем моментный ключ
Устанавливаем распределительный вал.
Перед установкой распределительного вала, смазать моторным маслом шейки и кулачки распределительного вала, толкатели и штанги толкателей.
При установке распределительного вала совмещаем риску на его пластмассовой шестерне с меткой “ 0 ” на шестерне коленчатого вала.
Устанавливаем распределительный вал
Головкой на 12 через отверстие в шестерне закручиваем болты крепления упорного фланца.
Устанавливаем маслоотражательную шайбу на конец коленчатого вала. Вставляем в гнездо коленчатого вала шпонку ступицы шкива.
Устанавливаем крышку распределительных шестерен.Чтобы передний сальник коленчатого вала правильно сел лучше всего центрировать крышку вместе со ступицей шкива. Перед посадкой ступицы шкива рабочую кромку сальника смазываем моторным маслом.
Ключом на 13 заворачиваем восемь гаек крепления крышки
Толкатели подбираются по размерам отверстий в блоке и делятся на две группы (см. таблицу размерных групп толкателей).
Коленчатый вал, маховик и сцепление балансируются в сборе, поэтому при замене одной из этих деталей следует произвести динамическую балансировку, высверливая металл с тяжелой стороны маховика.
Балансировку коленчатого вала, маховика и сцепления в сборе не следует начинать, если начальный дисбаланс превышает 200 г.см. В этом случае необходимо узел разукомплектовать и проверить балансировку каждой детали в отдельности.
Напрессовав до упора шестерню коленчатого вала, следует проверить его осевой зазор.
Устанавливаем масляный насос
Наживляем и закручиваем ключом на 13 две гайки крепления масляного насоса
Устанавливаем новую прокладку поддона. Промазываем герметиком прокладку поддона с обеих сторон
Устанавливаем поддон картера и закручиваем крест накрест гайки поддона.
В задний конец коленчатого вала запрессовывается шариковый подшипник 80203 АС9 с двумя защитными шайбами.
Допускается использовать подшипник 60203А с одной защитной шайбой, при этом в полость для подшипника необходимо заложить 20 г смазки Литол-24.
Приверните к маховику нажимной диск сцепления в сборе с кожухом, предварительно отцентрировав ведомый диск с помощью оправки (можно использовать первичный вал коробки передач) по отверстию в подшипнике в заднем торце коленчатого вала.
Метки 0, выбитые на кожухе нажимного диска и на маховике около одного из отверстий для болтов крепления кожуха, должны быть совмещены.
Стыки нижнего фланца блока цилиндров с крышкой распределительных шестерен и держателем набивки смажьте клеем — герметиком “ Эластосил 137-83 ” или пастой УН-25.
Моменты затяжки резьбовых соединений двигателя ЗМЗ-402
Наименование соединения / Моменты затяжки кгсм
Свечи зажигания 3,0–3,5
Гайки крепления головки блока цилиндров 8,3–9,0
Гайки крепления болтов шатунов 6,8–7,5
Гайки крепления крышек коренных подшипников 10,0–11,0
Гайки крепления маховика 7,6–8,3
Гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров 2,8–3,6
Болт коленчатого вала 17–22
Болты крепления нажимного диска сцепления 2,0–2,5
Гайки крепления впускного трубопровода выпускного коллектора 1,5–3,0
Гайки крепления поддона картера 1,2–2,0
Болты крепления головки блока цилиндров:
— предварительная затяжка 4,0–6,0
— окончательная затяжка 13,0–14,5
Гайки крепления болтов шатунов 6,8–7,5
Болты крепления крышек коренных подшипников 10,0–11,0
Болты крепления маховика 7,2–8,0
Болты крепления картера сцепления 4,2–5,1
Болт коленчатого вала 10,4–12,0
Болты крепления нажимного диска сцепления 2,0–2,5
Болты крепления крышек распределительных валов 1,9–2,3
Болты крепления звездочек распределительных валов 5,6–6,2
Болты крепления крышки клапанов 0,5–0,8
Гайки крепления впускной трубы, болты крепления усилителя картера сцепления 2,9–3,6
Болты крепления шкива насоса охлаждающей жидкости, передней крышки головки цилиндров, крышки цепи, корпуса термостата 2,2–2,7
Болты крепления сальникодержателя, поддона картера 1,2–1,8
Гайки крепления выпускного коллектора 2,0–2,5
Гайки крепления крышек коренных подшипников 12,5–13,6
Гайки болтов крышек шатунов 6,8–7,5
Гайки болтов крышек шатунов 6,8–7,5
Гайки крепления стоек оси коромысел 3,5–4,0