Сборка двигателя автомобиля камаз

Ремонт автомобилей КАМАЗ

Предварительная сборка двигателя КАМАЗ, руководство

Блок цилиндров в сборе КАМАЗ, запчасти, детали (рис. 5.9):
1, 45 — шпильки; 2 — сальник передней крышки; 3, 29, 31, 37, 40, 41, 49, 50 — болты; 4, 30, 48, — шайбы пружинные; 5, 38, 46, 47 — шайбы плоские; 6 — крышка блока передняя; 7, 8, 11, 32 — пробки; 15 — шайба регулировочная рым-болта; 16 — рым-болт; 17 — втулка с уплотнительными кольцами в сборе; 18 — кольцо уплотнительное втулки; 19, 23 — заглушки чашечные; 20 — блок цилиндров; 22 — штифт направляющий; 24 — гильза цилиндра; 25 — уплотнительное кольцо гильзы верхнее; 26 — уплотнительные кольца гильзы; 27 — прокладка; 28 — трубка сливная; 33, 42 — заглушки водяной полости; 34 — прокладка заглушки; 36 — крышка коренного подшипника задняя; 39 — крышка коренного подшипника; 44 — прокладка передней крышки блока

Установив блок цилиндров на стенд для разборки-сборки в вертикальное положение, монтируют на него направляющие 3 (см. рис. 5.15) толкателей, надевают на болты 6 крепления направляющих стопорные шайбы 5 и уплотнительные кольца 4, завертывают болты [момент затяжки 85. 95 Н*м (8,5. 9,5 кгс*м)] и отгибают усы стопорных шайб на грани болтов. Смазав толкатели 2, устанавливают их в направляющие.

Механизм газораспределения КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.15):
1 — вал распределительный; 2— толкатель; 3 — направляющая толкателей; 4 — кольцо уплотнительное; 5. 20 -шайбы замковые; 6, 21 — болты; 7 — штанга толкателя в сборе; 8 — винт регулировочный коромысла; 9 — коромысло клапана со втулкой в сборе; 10 — гайка регулировочного винта; 11 — коромысло клапана в сборе; 12 — тарелка пружины с втулкой в сборе; 13. 14 — внутренняя и наружная пружины клапана; 15 — пружинная шайба клапана; 16 — сухарь клапана; 17 — клапан; 18 — корпус подшипника распределительного вала в сборе; 19 — шестерня распределительного вала; 22 — шпонка сегментная

Смазав опорные шейки распределительного вала 1, устанавливают его в блок цилиндров. На вал устанавливают корпус 18 подшипника, надевают на болты 21 замковые шайбы 20, затягивают болты с моментом 25 Н*м (2,5 кгс*м) и отгибают усы стопорных шайб на грани болтов.
Отвернув болты 40 (см. рис. 5.9) крепления крышек 36 и 39 коренных подшипников и стяжные болты 37 и 41 блока цилиндров, снимают болты с шайбами и крышки коренных подшипников, укладывая их по порядку на верстак. Двигатель укомплектовывают вкладышами коренных подшипников (табл. 5.3). Обозначение вкладышей нанесено на их тыльной стороне, маркировка коленчатого вала по коренным шейкам — на втором противовесе.

Регламентированные размеры коренных шеек коленчатого вала и вкладышей коренных подшипников КАМАЗ (табл. 5.3).

100 +0,021

740.1005170
740.1005171

Вид размера Диаметр отверстия под вкладыши коленчатого вала в блоке, мм Маркировка коленчатого вала по коренным шейкам Диаметр коренных шеек коленчатого вала, мм Маркировка коренных вкладышей *
Начальный (по рабочему чертежу завода-изготовителя)
I ремонтный 100,5 +0,021 К1 94,5±0,011 740.1005170Р1
740.1005171Р1
II ремонтный 100,5 +0,021 К2 94±0,011 740.1005170Р2
740.1005171Р2
III ремонтный 100,5 +0,021 К3 93,5±0,011 740.1005170Р3
740.1005171Р3
IV ремонтный 100,5 +0,021 К4 93±0,011

* В числителе — для верхнего вкладыша, в знаменателе — для нижнего.

Проверив вкладыши коренных подшипников и постели блока цилиндров, устанавливают последовательно верхние вкладыши в постели блока и нижние — в крышки, совместив выточки во вкладышах с выточками соответственно в постели блока и крышках. Смазав вкладыши, устанавливают в блок цилиндров коленчатый вал 1 в сборе (см. рис. 5.12), нижние 38 и верхние 16 полукольца упорного подшипника. Канавки на полукольцах должны прилегать к упорным торцам вала. Нижние полукольца устанавливают одновременно с крышкой заднего коренного подшипника. Выступы на нижних полукольцах необходимо совместить с выточками в крышке. Затем устанавливают крышки коренных подшипников с вкладышами, совместив крышки с перегородками блока по порядковым номерам, выбитым на нижней поверхности крышек (отсчет перегородок блока ведут, начиная с переднего торца двигателя). Болты 40 (см. рис. 5.9) с пружинными шайбами затягивают в два приема: сначала с моментом 96. 120 Н*м (9,6. 12,0 кгс*м), затем — с моментом 210. 235 Н*м (21,0. 23,5 кгс*м). Болты затягивают сначала со стороны правого ряда цилиндров, затем — левого.

Коленчатый вал КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.12):
1 — коленчатый вал в сборе; 2 — противовес передний; 3 — шестерня привода масляного насоса; 4 — ввертыш; 5, 19 — штифты; 6. 10 — шпонки сегментные; 7 — вал коленчатый; 8 — втулка; 9 — заглушка шатунной шейки; 11 — противовес задний; 12 — шестерня в сборе; 13 — шестерня; 14 — маслоотражатель задний; 15 — вкладыш подшипника верхний; 16 — полукольцо подшипника верхнее; 17 — манжета в сборе; 18 — фиксатор маховика в сборе; 20 — корпус фиксатора; 21 — пружина; 22 — фиксатор; 23, 34, 41 — болты; 24 — маховик; 25 — втулка установочная; 26 — кольцо пружинное упорное; 27 — обод зубчатый; 28 — маховик в сборе; 29 — вкладыш подшипника нижний; 30 — штифт установочный; 31 — шайба плоская; 32, 33 — болты стяжные; 35 — шайба; 36 — крышка подшипника; 37 — крышка подшипника передняя; 38 — полукольцо подшипника нижнее; 39 — полумуфта отбора мощности; 40 — шайба замковая; 42 — шайба носка; 43 — комплект вкладышей подшипников коленчатого вала

Осевой зазор коленчатого вала, определяемый с помощью щупа, должен быть в пределах 0,1. 0,195 мм. При необходимости его регулируют установкой полуколец упорного подшипника другой толщины. Добившись требуемого значения осевого зазора, закручивают стяжные болты 37 и 41 с шайбами [момент затяжки 81..92 Н*м (8,2. 9,2 кгс*м)]. При правильной сборке коленчатый вал должен свободно поворачиваться от руки.
Установив ось 16 (см. рис. 5.10) ведущей шестерни привода распределительного вала на блок цилиндров, надевают на болты 18 замковые шайбы 17, закрепляют болты [момент затяжки 50. 60 Н*м (5. 6 кгс*м)] и отгибают усы замковых шайб на грани головок болтов. Ведущую шестерню 21 привода распределительного вала в сборе с промежуточной шестерней 2 устанавливают так, чтобы метки «0» на промежуточной шестерне и на шестерне 24 коленчатого вала совпали. Также должны совпасть риски на ведущей шестерне 21 привода распределительного вала и на шестерне 27 распределительного вала. С помощью щупов проверяют окружной зазор в зацеплении шестерен 2 и 24, 21 и 27 не менее чем в трех точках. Он должен быть в пределах 0,1. 0,3 мм. После этого, надев на болты I замковые 26 и упорные 25 шайбы, устанавливают и закрепляют болты [момент затяжки 90. 100 Н*м (9. 10 кгс*м)] и отгибают усы замковых шайб на грани болтов.

Шестерни привода агрегатов КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.10):
1 — болт крепления роликоподшипника; 2 — шестерня промежуточная привода распределительного вала; 3, 18 — болты; 4, 17 — шайбы; 5 — манжета; 6 — корпус заднего подшипника; 7 — прокладка; 8 — сухарь; 9 — вал шестерни привода ТНВД; 10, 20 — шпонки; 11, 15 — шарикоподшипники; 12 — шестерня привода ТНВД; 13 — вал распределительный в сборе с шестерней; 14, 25 — шайбы упорные; 16 — ось ведущей шестерни; 19 — роликоподшипник конический двухрядный; 21 — шестерня ведущая привода распределительного вала; 22 — кольцо упорное; 23 — кольцо стопорное; 24 — шестерня ведущая коленчатого вала; 26 — шайба замковая; 27 — шестерня распределительного вала.

Повернув с помощью рычага коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка первого цилиндра находилась в верхнем положении, измеряют расстояние А (рис. 5.33) от образующей шатунной шейки 1 в верхнем ее положении до торца уплотнительного выступа гильзы 2 цилиндра при вертикальном положении гильзы.

Схема измерения при подборе варианта исполнения поршня КАМАЗ (рис. 5.33):
1 — шатунная; шейка коленчатого вала; 2 — гильза цилиндра; 3. — поршень

На нерабочем выступе торца гильзы наносят номер цилиндра, а на днище поршня со стороны, обращенной к вентилятору, — индекс варианта поршня в соответствии с табл. 5.4.

Соответствие индекса варианта исполнения поршня результатам замеров КАМАЗ (табл. 5.4).

Расстояние А, мм, от образующей шатунной шейки в верхнем её положении до уплотнительного выступа гильзы Индекс поршня Расстояние Б, мм, от оси отверстия под поршневой палец до днища поршня
260,12 . 260,24 10 75,67 . 75,71
260,25 . 260,35 20 75,78 . 75,82
260,35 . 260,46 30 75,89 . 75,93
260,46 . 260,57 40 76,00 . 76,04

Старую маркировку на гильзе и поршне необходимо удалить или забить. В запасные части поступают поршни только группы 10, которые можно устанавливать в любую группу гильз. Указанные работы выполняют для каждого цилиндра. Отвернув гайки болтов крепления крышек шатунных подшипников, снимают крышки и подбирают вкладыши согласно табл. 5.5.

Регламентированные размеры шатунных шеек коленчатого вала и вкладышей шатунных подшипников КАМАЗ (табл. 5.5).

85 +0,016 -0,005

740.1004058

Вид размера Диаметр отверстия в нижней головке шатуна, мм Маркировка коленчатого вала по шатунным шейкам Диаметр шатунных шеек коленчатого вала, мм Маркировка шатунных вкладышей
Начальный (по рабочему чертежу завода-изготовителя)
I ремонтный 85,5 +0,016 -0,005 Ш1 79,5±0,0095 740.1004058Р1
II ремонтный 85,5 +0,016 -0,005 Ш2 79±0,0095 740.1004058Р2
III ремонтный 85,5 +0,016 -0,005 Ш3 78,5±0,0095 740.1004058Р3
IV ремонтный 85,5 +0,016 -0,005 Ш4 78±0,0095 740.1004058Р4

Обозначения вкладышей соответствующей шейки и диаметр отверстия в нижней головке шатуна нанесены на тыльной стороне вкладыша. Маркировка коленчатого вала по шатунным шейкам нанесена на первом или втором противовесе.
Смазав вкладыши 12 (см. рис. 5.13) шатунных подшипников, устанавливают их в крышки 10 и нижние головки шатунов. Выступы на вкладышах должны совпадать с выточками на крышке и шатуне.

Шатунно-поршневая группа КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.13):
1 — кольцо поршневое маслосъемное; 2 — кольцо поршневое компрессионное; 3 — кольцо поршневое компрессионное верхнее; 4 — кольца поршневого пальца; 5 — палец поршневой; 6 — поршень со вставкой в сборе; 7 — втулка шатуна; 8 — шатун; 9 — болт крепления крышки шатуна; 10 — крышка шатуна; 11 — гайка; 12 — вкладыш нижней головки шатуна; 13 — кольцо маслосъемное в сборе; 14 — расширитель маслосъемного кольца

Повернув коленчатый вал, устанавливают первую шатунную шейку в нижнее положение. Затем разводят замки поршневых колец на поршне первого цилиндра на 180° относительно друг друга и, сжав кольца с помощью приспособления, устанавливают поршень в сборе с шатуном и кольцами в первый цилиндр. Индекс поршня должен совпадать с индексом гильзы цилиндра. Поршень с индексом 10 можно устанавливать в любые гильзы. При установке поршень ориентируют выточками под клапаны на днище поршня в сторону развала блока цилиндров. Установив крышку 10 шатуна на шатун 8, закрепляют её болтами 9 с гайками 11 [предварительный момент затяжки 29..31 Н*м (2,9. 3,1 кгс*м)]. Клейма спаренности из цифр на шатуне и его крышке должны быть одинаковыми. Канавка на шатуне должна совпадать с замковым усйм на крышке шатуна. Указанные работы повторяют для последовательной установки поршней с шатунами и кольцами в сборе в 8 , 2, 7, 3, 4, 5 и 6-й цилиндры.
В той же последовательности, поворачивая коленчатый вал, производят окончательную затяжку гаек шатунных болтов до удлинения болтов на 0,25. 0,27 мм. Гайки шатунных болтов Ml3x1,25, изготавливаемые с июля 1985 г., затягивают с моментом 120. 130 Н*м (12. 13 кгс*м). С помощью щупа проверяют зазор между торцами нижней головки шатуна и щеками коленчатого вала. Он должен быть не менее 0,15 мм.
В картер маховика устанавливают манжету. Для предохранения манжеты от повреждения при установке картера маховика на блок цилиндров используют оправку (рис. 5.34).

Оправка манжеты для установки картера маховика КАМАЗ (рис. 5.34)

Сборка двигателя автомобиля камаз

ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ KAMA3-5320, 5410, 5511, 4310 ЦЕХОВЫЕ РАБОТЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1.2.

РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740

Общая трудоемкость — 1350,0 чел. мин Исполнитель — слесарь по ремонту автомобилей 5-го разряда

ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИБОРЫ, ИНСТРУМЕНТ
Кран-балка подвесная 0=2,0 тс ГОСТ 7890—73; стенд для разборки-сборки двигателя мод. 9194—019, Р-770 или Р-776; стенд для разборки-сборки коленчатого вала мод. 410—009; расходометр ГОСТ 11988—72; стенд для испытания масляных каналов блока цилиндров на герметичность мод. 470.086; стенд для испытания водяной рубашки блока цилиндров на герметичность мод. 470.087; пресс гидравлический Р-337; алмазно-расточный станок мод. 2705; пневмогайковерт ИП-3113; установка для мойки деталей мод. 196 М или «Тайфун»; пистолет для обдува деталей сжатым воздухом С-417; нутромер индикаторный 18—50 ГОСТ 9244-75; шаблон 8151—4672 для проверки расстояния от коленчатого вала до ввервдша; шаблон на размер 0,5 мм; набор щупов № 2 ГОСТ 882-75; приспособление для замера расстояния от шатунной шейки коленчатого вала до торца уплотнительного выступа гильзы цилиндра мод. 8701—4434; приспособление для контроля удлинения шатунных болтов 7813—4045; набор цифровых клеймило типу 06—7804—4001—01—08; приспособление для проверки биения торца маховика относительно оси коленвала мод. ПРИ-1П ТУ 2—034—468—71; рукоятка динамометрическая мод. 131 М; ключ динамометрический мод. ПИМ-1754; подвеска для транспортировки и установки двигателя мод. 130.219.00.000.000; подвеска для снятия-установки гидромуфты привода в сборе с передней крышкой мод. 170.86; подвеска для коленчатого вала мод. 170.081; подвеска для снятия-установки маховика мод. 170.012; головки сменные 13, 17, 19, 24 мм ГОСТ 25604—83; удлинитель L=250 мм ГОСТ 25600—83; ключ с присоединительным квадратом ГОСТ 25601—83; отвертки 6,5 мм; 8,0 мм; 10,0 мм ГОСТ 17199—71; ключ гаечный кольцевой 13 мм ГОСТ 2906—80; молоток слесарный стальной ГОСТ 2316—77; молоток медный мод. ПИМ-1468—17—370; молоток из твердых пород дерева; зубило слесарное ГОСТ 7211—86; пассатижи специальные для снятия и установки пружинных стопорных колец И 801.23.000; пассатижи с удлиненными губками ГОСТ 17440—86; вставка специальная для отворачивания и заворачивания рым-болта; рычаг для поворота коленчатого вала двигателя 7829—4087 или 7829—4063; съемник крышки нижней головки шатуна И 801.17.000; съемник шестерни и заднего противовеса коленчатого вала И 801.01.000, съемник для снятия крышек коренных подшипников коленчатого вала И 801.18.000; съемник для снятия гильз И 801.05.000; съемник полумуфты отбора мощности 7700—4188; съемник подшипника с заднего конца коленчатого вала 7700—4186; съемник штифтов 3570; приспособление для расборки-сборки поршня с шатуном и кольцами 7822—4034; приспособление для снятия-установки поршневых колец И 801.08.000; приспособление для запрессовки гильз цилиндров в блок 7823—4021; оправка для установки поршня с поршневыми кольцами в гильзу цилиндров И 801.00.001—01; оправка для установки картера маховика 7890—4107; приспособление для регулировки тепловых зазоров двигателя И 801.14.000; оправка для снятия корпуса заднего подшипника привода ТНВД; латунная оправка для выбивания поршня в сборе из блока цилиндров; оправка с крючком для снятия заглушек шатунных шеек; оправка для снятия маслоотражателя с распределительной шестерней 7853—4084; оправка для выпрессовки втулки верхней головки шатуна (трубчатая Днар=49 мм, Двн = 40 мм, L = 100 мм); оправка для удаления и установки поршневого пальца в отверстие поршня и шатуна 7853—4045; переходная головка (присоединительный квадрат — отвертка); оправка для запрессовки подшипника в гнездо заднего конца коленчатого вала (трубчатая, Днар = 52 мм, 28

Двн=25 мм, L=100 мм); оправка для запрессовки установочного штифта в отверстие переднего конца коленчатого вала (Днар=25 мм, Двн = 14 мм, Ьнар = 50 мм; 1вн=7 мм); оправка для запрессовки заглушек коленчатого вала 7880—4043; оправка для развальцовки заглушек коленчатого вала 7860—4042; оправка для запрессовки полумуфты отбора*мощности (трубчатая Днар = 45 мм, Двн=28 мм, L= 100 мм;) оправка для запрессовки установочного штифта в’отверстие Заднего конца коленчатого вала (Днар = 25 мм, Двн = 14 мм, Lнар=50 мм, 1вн = 10 мм); лопатка Деревянная для снятия прокладок; верстак слесарный; ванна для масла с подогревом мод. 2343; емкость с сухим льдом; рукавицы защитные; клещи кузнечные; кисть волосяная КФК-8 ГОСТ 10597—70; емкость с моторным маслом; салфетка ГОСТ 211220—75; емкость с графитной смазкой; лопатка деревянная


РАЗБОРКА ДВИГАТЕЛЯ КамАЗ-740

Трудоемкость —410,0 чел. мин
1. Установить подразборный двигатель на стенд для разборки, сборки.

(Кран-балка, подвеска, стенд).

2. Вывернуть рым-болт 16 (Рис. 1) передний, снять регулировочные шайбы 15.

3. Отвернуть болты 3 (Рис. 2) с шайбами 4 крепления корпуса 6 заднего подшипника в сборе с манжетой 5, снять корпус 6 и прокладку 7 корпуса заднего подшипника привода ТНВД.

(Головка сменная 17 мм, ключ с п. к., оправка, молоток, отвертка 8,0 мм).

4. Снять шестерню 1 (Рис. 3) привода ТНВД в сборе с валом 2.

5. Отвернуть болты 13 (Рис. 4) с шайбами 25 крепления головки блока цилиндров и снять головку 31 блока цилиндров с клапанами 1 и 21 в сборе с блока цилиндров. (Головка сменная 19 мм, ключ с п. к.).

6. Снять уплотнительное кольцо 34 и прокладку головки цилиндра с блока цилиндров. (Лопатка для снятия прокладок).

7. Вынуть штанги толкателей в сборе из блока цилиндров.

8. Повторить работы 5—7 для остальных семи цилиндров.

9. Отвернуть болты 5 (Рис. 5) с шайбами 2 и 3 крепления выключателя гидромуфты к нагнетательному патрубку и снять выключатель 1 гидромуфты с двигателя. (Ключ гаечный кольцевой

10. Отвернуть болты 3, 49, 50 (Рис. 1) с шайбами 4, 5, 47, 48 крепления передней крышки 6 к блоку цилиндров 20, снять гидромуфту привода вентилятора в сборе с передней крышкой 6 и . прокладку 44 с переднего торца блока цилиндров. (Головка сменная 17 мм, ключ с п. к., лопаточка для снятия прокладок, кран-балка, подвеска для снятия установки гидромуфты привода в сборе с передней крышкой.

11. Вынуть вал привода гидромуфты.

12. Отогнуть усы замковых шайб 40 (Рис. 6), отвернуть болты 41 крепления с шайбами полумуфты отбора мощности к коленчатому валу и снять полумуфту 39 отбора мощности с коленчатого вала 7. (Зубило, молоток, головка сменная 17 мм, ключ с п. к., отвертка 6,5 мм).

13. Разогнуть усики замковых пластин 12 (Рис. 7) болтов крепления маховика к коленвалу. Работу выполнять на двигателях до № 75800. (Зубило, молоток).

14. Отвернуть болты 11 крепления маховика. (Головка сменная 19 мм, ключ с п. к.).

15. Снять замковые пластины 12. Работу выполнять на двигателях до № 75800.

16. Завернуть два технологических болта 2 (Рис. 8) в отверстия маховика до упора в торец ступицы и снять маховик 1. Болты заворачивать попеременно на несколько оборотов. (Головка

сменная 17 мм, кран-балка, подвеска для снятия-установки маховика, ключ с присоединительным квадратом).

17. Отвернуть болты 7 и 9 (Рис.9) крепления с шайбами 5, 6, 10 и 11 картера маховика к блоку цилиндров, снять картер 2 маховика в сборе и прокладку 1 с блока цилиндров. (Головки сменные 17 и 19 мм, с п. к., лопатка для снятия прокладок).

18. Повернуть двигатель на стенде в верхнее положение картером блока цилиндров. (Стенд).

19. Повернуть коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка 1-го и 5-го цилиндров находилась в нижней мертвой точке (НМТ). Отсчет нумерации шеек вести от передней части коленчатого вала. (Рычаг).

Рис. 1. Блок цилиндров с передней крышкой, гильза цилиндра:

1, 45 — шпилька; 2 — сальник передней крышки; 3, 29, 31, 37, 40, 41, 49, 50 — болт; 4, 30, 48 — шайба пружинная; 5, 38, 46, 47 — шайба плоская; 6 — крышка блока передняя; 7, 8, 11, 32 — пробка; 9, 10, 35 — штифт установочный; 12 — заглушка отверстия распределительного вала; 13 — кольцо уплотнительное; 14 — втулка распределительного вала; 15 — шайба регулировочная рым-болта; 16 — рым-болт; 17 — втулка с уплотнительными кольцами в сборе; 18 — уплотнительное кольцо втулки; 19 — заглушка чашечная; 20 — блок цилиндров; 21 — цилиндрический установочный штифт; 22 — штифт направляющий; 23 — заглушка чашечная; 24 — гильза цилиндра; 25 — верхнее уплотнительное кольцо гильзы; 26 — уплотнительное кольцо гильзы; 27 — прокладка; 28 — трубка! сливная; 33 — заглушка водяной полости; 34 — прокладка заглушки; 36 — задняя крышка; коренного подшипника; 39 — крышка коренного подшипника; 42 — заглушка водяной полости; 43 — штифт цилиндрический; 44 — прокладка передней крышки блока 30

Рис. 4. Головка цилиндра с клапанами:
1 — клапан выпускной; 2 — седло выпускного клапана; 3 — направляющая втулка выпускного клапана; 4 — пружинная шайба клапана; 5 — наружная пружина клапана; 6 — внутренняя пружина клапана; 7 — втулка тарелки; 8 — сухарь клапана; 9 — болт крепления крышки головки блока цилиндров; 10 — шайба плоская; 11, 25 — шайба; 12 — крышка головки блока цилиндров; 13 — болт крепления головки блока цилиндров; 14 — тарелка пружин клапана; 15 — уплотнительная манжета впускного клапана; 16 — кольцо манжеты; 17 — уплотнительная манжета впускного клапана в сборе; 18 — направляющая втулка впускного клапана; 19 — седло впускного клапана; 20 — клапан впускной; 21 — шпилька крепления патрубка выпускного коллектора; 22 — предохранительная втулка прокладки патрубка; 23 — опора скобы; 24 1— шпилька крепления скобы; 26 — шпилька крепления стойки коромысел; 27 — прокладка крышки головки блока цилиндров; .28 — штифт стойки оси коромысел; 29 — ввертыш крепления впускного коллектора; 30 — ввертыш крепления водяной трубы; 31 — головка блока цилиндров; 32 — заглушка головки блока цилиндров; 33 — уплотнительное кольцо заглушки; 34 — кольцо уплотнительное газового стыка

20. Отвернут!> гайки 11 (Рис. 10) болтов 9 крепления крышки 10 шатуна 1-го цилиндра к шатуну, установить на крышку шатуна съемник показанный на Рис. 11, снять крышку 10 (Рис. 10) шатуна, вынуть шатунные болты 9 и уложить их по порядку на верстак. Повторить операцию по снятию крышки шатуна 5-го цилиндра. На крышках шатунов должны быть выбиты номера цилиндров. (Головка сменная 19 мм, ключ с п. к., верстак слесарный, съемник крышек шатунов).

21. Повернуть коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка 1-го и 5-го цилиндров находилась в верхней мертвой точке (ВМТ), легкими ударами молотка через оправку по приливам под болты крепления крышки шатуна 5-го цилиндра выбить поршень 6 в сборе с шатуном 8 и кольцами 2, 3 и 13 из блока цилиндров и уложить на верстак. Повторить операцию для снятия поршня в сборе для 1-го цилиндра. На шатунах должны быть выбиты номера цилиндров. (Рычаг для поворота коленчатого вала, верстак слесарный, латунная оправка для выбивания поршня, молоток).

22. Вынуть из крышки 10 шатуна и нижней головки шатуна 8 вкладыши 12.

23. Установить крышку 10 шатуна на шатун 8, установить болты 9 крепления и завернуть гайки 11. (Головка сменная 19 мм, ключ с п. к.).

24. Повторить работы 19—23 для снятия остальных 7 шатунов с поршнем в сборе.

25. Отогнуть усы замковой шайбы 25 (Рис.2), вывернуть болт 1 крепления с шайбами 25 и 26 ведущей шестерни 21 привода распределительного вала. (Молоток, зубило,- головка сменная 19 мм, ключ с п. к.).

26. Снять шестерню 21 привода распределительного вала в сборе с промежуточной шестерней 2 привода распредвала с оси 16 ведущей шестерни привода распределительного вала. (Съемник И-801.01.000).

27. Отогнуть усы замковых шайб 17, отвернуть болты 18 крепления с шайбами оси 16 ведущей шестерни привода распредвала и снять ось 16 с блока цилиндров. (Зубило, молоток, головка сменная 17 мм, ключ с п. к.).

28. Отвернуть стяжные болты 37 (Рис.1) крышек 36, 39 подшипника коленчатого вала. (Головка сменная 19 мм, ключ с п. к.).

Читайте также:  Капремонт двигателя без расточки
Оцените статью