Как выбрать автомобильные часы
Правила выбора автомобильных часов, их работа, разновидности, фото, интересные факты. Видео про авточасы с Aliexpress.
Содержание статьи:
- Ретро возвращается
- Автомобильные часы: функционал
- Типы автомобильных часов
- Установка часов в автомобиле
- Видео про авточасы с Aliexpress
Давным-давно, когда наручные часы из чисто женского аксессуара превратились в широко распространенный, автомобили также стали оснащать приборами, показывающими время. Даже цифровой XXI век не смог ничего поделать, и производители часов производят специальные изделия для размещения на приборной панели, чтобы водители могли отслеживать время одним взглядом.
Ретро возвращается
Старинные автомобили представительского класса всегда оснащались символом успешности – часами. Как правило, старые машины комплектовались механическими и электромеханическими приборами для слежения за временем.
Еще в паровом автомобиле братьев Доббл, которым обладать могли лишь самые богатые люди и стоимость которого была сопоставима с ценой четырех Роллс Ройсов, часы устанавливались на приборные доски автомобилей «американской мечты», хотя и не выступали в качестве основного атрибута.
В отечественном автопроме часы тоже выступали как символ статуса. Были «обычные» часы, не сильно отличаясь между моделями автомобилей, на которые устанавливались, зато все они могли похвастаться удивительной простотой и надежностью.
Часы от «Победы» выпускались в двух вариантах – рубиново-красный первой серии и зелено-болотно-коричневые второй. Посвященные модели «М-20 Победа» часы изготавливались с японскими кварцами.
Часы для «Волги Газ-21» были меньше по размеру, но по работоспособности ничуть не уступали победовским, дополнительно отличаясь хитрым начертанием цифр, создающим эффект объемного начертания. И да, у часов была подсветка!
С того момента, как автомобили стали выпускаться массовыми тиражами «для народа», аксессуары в них сильно упростились. Все лишнее, ненужное с точки зрения стоимости безжалостно выкидывалось.
Но шли годы, и ностальгия по ретро стала брать верх. Несмотря на то, что приборная панель, магнитола, телефоны, ЖК-экраны, наручные часы – все это доступно автомобилистам, появилась необходимость в отдельно вынесенных часовых блоках «как раньше».
Автомобильные часы: функционал
Внешний вид автомобильный часов за почти столетие претерпел сильные изменения, а функциональные возможности расширились. Для кого-то такие «приборы времени» – старье и лишний отвлекающий фактор, но для других – это символ стильности и пользы.
В середине-конце прошлого столетия европейские производители (Mercedes, Audi, Volkswagen) размещали на приборной доске вместо тахометра крупные автомобильные часы, заботясь о наблюдении за временем. В машинах время можно увидеть, кинув взгляд на магнитолу, на торпеду (если есть вмонтированные по умолчанию часы) либо на дисплей, установленный самостоятельно.
Современные часы умеют многое и оснащены:
- датчиками температуры в салоне/на улице (Цельсий, Фаренгейт). Обновления информации происходят через короткие промежутки времени, позволяя видеть динамику колебаний температуры;
- календарем (день/месяц/год);
- вольтметром (погрешность составляет десятые доли вольта);
- будильником с пятиминутным включением режима «Соня»;
- функцией отзеркаливания, позволяя использовать ее в качестве дополнительного зеркала;
- автоподсветкой;
- динамической освещенностью, зависящей от светового дня – яркость в ночное время не будет бить по глазам;
- управлением воздушной заслонки.
Часы способны правильно измерять температуру от минус 50 до плюс 70 градусов по Цельсию, хотя перед покупкой надо обязательно диапазон рабочих показателей уточнять, так как встречаются приборы, функционирующие в более жестких рамках (например, 0-50 градусов Цельсия) и не подходящие для использования в холодных климатических зонах России.
Часть девайсов имеет дополнительное звуковое предупреждение, когда температуру «за бортом» приближается к нулю градусов – таким образом они предупреждают водителей о возможном гололеде на дороге.
Точность измерения датчиков может колебаться в пределах одного градуса, в зависимости от места установки микросхемы. Чаще всего «страдает» салонный датчик, слегка подогреваемый работающей схемой.
Львиная доля современных автомобильных часов производится и продается в Китае, разлетаясь по миру через интернет-магазины.
Подключаются такие часы через:
- бортовую USB-сеть;
- разъем прикуривателя;
- батарейки.
Типы автомобильных часов
Автомобильные часы по принципу работы делятся на кварцевые и электронные.
Кварцевые часы в машине всегда имеют источник питания, они отличаются небольшой стоимостью и практичностью, работая без подзавода. Они устойчивы к повреждениям, нагрузкам и ударам, оставить царапины на стекле часов довольно затруднительно, также авточасы просты в эксплуатации и надежны. Все, что требуется для их безотказной работы – своевременная замена батарейки.
Еще одним безусловным плюсом кварцевых аксессуаров является точность хода. Бюджетность и высокие рабочие качества делают кварцевые часовые модели для автомобилей доступным аксессуаром для всех водителей.
Электронные часы ничем не уступают по точности работы кварцевым – они долговечны, дешевы, не ломаются при перегрузках и имеют огромный диапазон рабочих давлений и температур. Минусами считаются зависимость от электромагнитных полей и ионизирующего излучения. Некоторая сложность может возникать и при считывании информации при попадании на часы яркого солнца. На ряде сайтов электронные часы позиционируются как цифровые светодиодные.
В автомобиле они смотрятся стильно и современно. Легкий светящийся дисплей позволяет ясно видеть значения на циферблате как в дневное время, так и ночью. Такие часы легко крепятся на приборную панель.
Стандартное рабочее напряжение колеблется в диапазоне от 12V до 24V. Потребление тока при выключенном внешнем питании оставляет порядка 14мкА. В экономичном режиме на панели часов отображается только время. Используются батарейки LR44 или ААА. Цвет подсветки, как правило, можно менять по своему усмотрению.
По результатам «вскрытия» часов китайского производства можно поставить сборщикам твердую тройку, так как монтаж произведен не слишком аккуратно, детали плохо закреплены, длительная вибрация вряд ли пойдет им на пользу.
Фанаты авточасов предлагают перед установкой разобрать часы самостоятельно и закрепить спорные узлы нейтральным герметиком.
Установка часов в автомобиле
Способы крепления авточасов различны – их предлагают устанавливать на:
- жестком креплении зажима-держателя;
- самоклеящейся основе;
- присоске;
- магнитном держателе.
Существуют часы, которые могут устанавливаться на конкретные марки машин, либо универсальные, подходящие для любого автомобиля, модели.
Некоторые часы могут устанавливаться на различные автотранспортные средства, хотя на циферблате отображаются логотипы известных автопроизводителей (KIA, Honda, Mazda, Hyundai, Рorsche, Cadillac и др.). Такие часы, как правило, ударопрочны, изготавливаются в стальном корпусе, с кварцевой начинкой и флуоресцентными стрелками. Батарейка способна служить до года.
Точность часов для автомобиля не поддается логике. Некоторые автовладельцы утверждают, что девайсы определения времени точны, как английская королева; другие отмечают, что погрешность велика, и приходится регулярно переводить стрелки.
Часы в машине крепятся на:
- приборной панели;
- лобовом стекле.
Установленные на приборной панели часы могут оказаться не слишком удобными, ведь для того, чтобы увидеть время на циферблате, надо посмотреть с яркого дневного света в затемненный салон, переключая зрение с дали на восприятие цифр «под носом», с больших предметов за бортом машины на мелкие обозначения шкалы. Такая мгновенная перестройка зрения для многих людей оказывается затруднительной, вызывая кратковременную головную боль и дезориентацию.
При некоторой привычке такие часы оказываются куда удобнее, чем смотреть время на телефоне или отвлекаясь на наручные часы. Табло с отображением времени смотрится практичней и приятней, к тому же является превосходным подарком для автомобилиста.
Видео про авточасы с Aliexpress:
Полный автомат: как роботы собирают часы Swatch Sistem51
История компании Swatch началась в далеком 1983 году с революционного переворота. Революция случилась не только в часовой индустрии, но и в головах у людей. Николас Хайек придумал и создал доступные швейцарские часы — с простым кварцевым механизмом и аналоговым циферблатом, в пластиковом корпусе, стоимостью не больше 50 франков, но при этом на 100% швейцарского качества. А слоган «Swatch — Second Watch» навсегда изменил представление о часах как о приборе исключительно для измерения времени: циферблаты Swatch открыли дорогу в часовую индустрию современному искусству.
Однако бешеная конкуренция с азиатским кварцем требовала недорогого и быстрого производства: Swatch Group разработала полностью автоматизированные линии для изготовления деталей и сборки часов. Сегодня такие конвейеры Swatch функционируют на заводе ETA в швейцарском городке Бонкуре, на границе с Францией, — часы здесь собирают без участия человека.
Здание было построено в 2013 году для глобального производства кварцевых часов, однако в скором времени целое крыло пришлось отвести под цеха, специализирующиеся на механике. Дело в том, что в 2013 году Swatch совершил еще одну революцию, внедрив в мир часовой механики модель Sistem51 стоимостью всего 150 долларов — на этот раз без кварцевой батареи, но с ротором автоподзавода и внушительным 90-часовым запасом хода. Уникальный автоматический калибр состоит из 51 детали, которые объединяются в 5 модулей: платину с системой колес, механический стержневой модуль с заводной коронкой, модуль передачи энергии, дисковый ротор автоматического завода и спуск — самый секретный элемент конструкции.
Все детали калибра Sistem51, кроме балансового колеса и пружины (их делает Nivarox), изготавливают из антимагнитного сплава никеля и цинка. Из металлической ленты, свернутой в бобину, машина методом штамповки вырезает нужные детали — мосты, шестеренки, платину механизма. Далее идет автоматическая предварительная сборка пяти основных узлов, которые потом поступают в «белый зал», так называется сборочный цех. Перед входом все сотрудники и гости облачаются в белоснежные комбинезоны, бахилы и шапочки для поддержания стерильности в помещении. Здесь также трудятся роботы, между которыми по конвейеру перемещается полуфабрикат часов, постепенно обрастая нужными деталями.
Нужны ли автоматическим часам шкатулки-автозаводилки
Производство устройств для завода автоматических часов сегодня поставлено на поток. Однако далеко не всем часам полезно находиться в самозаводящих шкатулках, считает Алексей Кутковой
Названий брендов, которые производят эти устройства, сегодня на рынке не счесть. Benson, Bernard Favre, Buben & Zörweg, Elmamotion, Heisse & Söhne, Linley, Orbita, Paul Design, Scatola del Tempo, Smythson, Swiss Kubik, Underwood London, Wolf… Все они, а также примкнувшие к ним компании — достойные производители роскошных и доступных самозаводящих шкатулок для наручных часов, снабженных системой автоматического завода. Бизнес процветает — такой вывод напрашивается сам собой, если просмотреть посвященные теме многочисленные сайты.
На рынке доминируют итальянские, немецкие, швейцарские и английские бренды. Их соратники из дальневосточного региона неистово конкурируют, предлагая аналогичную продукцию по значительно более приемлемым ценам.
Рекомендации везде одинаковы: если у вас имеются автоматические часы и они в настоящий момент не находятся на вашем запястье, то им следует находиться в шкатулке-автозаводилке. В соответствии с заложенной в нее программой она будет вращать ваши часы сутками напролет, чтобы автоматический механизм часов всегда находился в оптимально заведенном состоянии, заводной барабан (барабаны) был постоянно задействован, узел баланса функционировал, заставляя основную колесную систему оставаться в идеальном рабочем состоянии, смазка неизменно и равномерно была распределена по контактным поверхностям всех подвижных деталей механизма. Словом, вывод понятен: вашим часам это понравится.
Как же называть эти устройства? Заводящие шкатулки для автоматических часов на английском называют watch winder, на итальянском — rotori, итальянский вариант короче, что вполне естественно, поскольку их изобрели на Апеннинском полуострове, а любая буквальная адаптация технического термина, как правило, производится описательным, то есть многословным методом.
Русский бизнес, как это обычно бывает, относится к адаптации терминов наплевательски, то есть берет первый пришедший в голову вариант, который весьма редко оказывается удачным и корректным. Худший случай, конечно, банальный перевод транслитерацией, в данном случае это “виндер” или “ротобокс”. Немногим лучше “заводная шкатулка” (заводная — это такая шкатулка, которую можно завести, но не та, которая заводит).
Название “шкатулка для часов с автоподзаводом” ничего не говорит о функциональности, “шкатулка для подзавода часов” — уже лучше. Еще правильнее было бы сказать “шкатулка для завода автоматических часов”, но так получается уж слишком многословно, и потому такой вариант не приживется. Поэтому — автозаводилки, или, если хотите, шкатулки-автозаводилки (не подзаводилки, поскольку часы в них помещают именно для того, чтобы они там полностью и постоянно заводились, а не получали частичный дополнительный завод).
Название “автозаводилка”, кстати, хорошо соответствует тому, каким путем было сделано изобретение чудесных шкатулок. Автор в данном случае точно известен — это итальянский предприниматель и коллекционер часов Сандро Коларьети, основатель бренда Scatola del Tempo.
Все началось с того, что синьор Коларьети, ценитель сложных механических часов и в особенности вечных календарей, пытался найти способ поддерживать часы своей коллекции в рабочем состоянии. Механический вечный календарь традиционной конструкции — штука весьма непростая, в том числе в вопросе настройки указателей.
Кроме того, что при установке указателей на правильную дату следует скрупулезно следовать сложному алгоритму, существуют еще технические западни наподобие “красной зоны” в районе полуночи (она у разных календарей может различаться). Механизм в этот момент находится в процессе переключения, и внешнее вмешательство может привести к поломке.
Поэтому Коларьети захотел, чтобы его вечные календари стали вечными на деле, то есть никогда не останавливались. Все его попытки найти что-то подходящее на рынке оказались безуспешными, и он решил взяться за дело сам.
Что-то подобное в истории часового искусства делал Авраам-Луи Бреге. Речь о его Pendule Sympathique —изобретенных им в 1793 году симбиотических настольных часах, которые были способны заводить помещенные в них на ночь карманные часы и выставлять точное время. Правда, там была исключительно сложная механика и астрономический уровень затрат на изготовление и настройку.
Без малого через два столетия после Бреге синьор Коларьети начал со значительно более простой схемы: он попытался разработать шкатулку, способную при помощи специального электромоторчика заводить часы. Через понижающую передачу тот вращал бы заводную головку. Идея, впрочем, была бесперспективной даже на современном уровне развития электротехники — дело в том, что размеров и форм заводных головок существует невероятное множество, и далеко не все пригодны для подобной системы автоматизированного ручного завода.
Следующая идея выглядела более разумной, так как он решил воспользоваться преимуществами автоматических механизмов: чтобы завести часы, оснащенные таким механизмом, их нужно всего лишь вращать. Взяв за основу разработанный для первоначального заводящего устройства вытаскиваемый держатель часов, Сандро Коларьети вместе с инженером Карло Креспи сконструировал вручную программируемый вращающийся контейнер, в который вставлялся этот держатель. В 1990 году, всего лишь спустя год после основания бренда Scatola del Tempo, были изготовлены первые действующие прототипы 1RT.
Прав ли был Сандро Коларьети? Если нужно поддерживать в рабочем состоянии часы с автоматическим заводом и сложными в установке и настройке дополнительными астрономическими или календарными указателями (например, с указателем фазы Луны, годовым или вечным календарем), то использование шкатулки-автозаводилки следует признать оправданным.
Но если у вас коллекция или пусть даже несколько экземпляров автоматических часов, не отягощенных сложными календарями и астрономическими указателями, то необходимость использования такой шкатулки оказывается под большим вопросом.
Действительно, когда вы держите автоматические часы в такой шкатулке, существует определенное позитивное влияние на состояние механизма — он постоянно на ходу, смазка в хорошем состоянии, дата поставлена правильно. Но нельзя сбрасывать со счета негативные факторы. Они, на мой взгляд, в этой ситуации преобладают.
Возьмем для сравнения автомобили. Это тоже сложные механические устройства, требующие грамотного обхождения. Допустим, у кого-то есть несколько автомобилей, одним человек пользуется постоянно, а остальные раз в день дозаправляет бензином, поскольку двигатели у них работают — чтобы циркулировало масло и т. д. и т. п. Часто ли вы встречали таких автовладельцев? Я — ни одного.
Кто в здравом уме будет впустую круглосуточно гонять двигатели? Трения пока что никто не отменял, и износа двигателя на холостом ходу тоже (часы в шкатулке-автозаводилке работают по полной программе). Грамотный автовладелец знает, что для поддержания автомобиля в хорошем состоянии нужно примерно раз в неделю-две его завести и прокатиться на нем километр-другой. И все. Часы, постоянно находящиеся в шкатулке-автозаводилке, изнашиваются, и мне их, честно говоря, жалко.
Думаю, здесь следует придерживаться рекомендаций солидных часовых компаний. A. Lange & Söhne предлагает время от времени заводить часы, чтобы удержать смазку на деталях механизма, и обязательно приводить в действие дополнительные сложные устройства, раз уж они имеются. Например, запускать, останавливать и сбрасывать указатели хронографа (осторожнее с минутными репетирами, но об этом в другой раз).
Проводить такую операцию один-два раза в году будет достаточно. И не забывайте хотя бы раз в пять лет отдавать часы на техническое обслуживание (разборка, очистка, сборка, смазка, регулировка, проверка водостойкости).
А как же превосходное изобретение Сандро Коларьети? Оставим его сложным календарям и астрономическим часам.