Санитарно гигиенические факторы условий труда при ремонте автомобиля

Санитарно гигиенические факторы условий труда при ремонте автомобиля

/ Информация для предпринимателей / Полезная информация /

Санитарно-гигиенические требования к организации работы в автосервисах

Автотранспортных средств в Республике Алтай становится все больше с каждым годом, растет и число предприятий по их ремонту и обслуживанию – автосервисов, автомоек, пунктов шиномонтажа. Требования санитарного законодательства распространяются на все организации, независимо от их размера, будь то крупный комплекс автосервиса – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий шиномонтажку на одно рабочее место. Решение об организации автосервиса – поступок, заслуживающий со стороны надзорных служб уважения и понимания. Но часто при проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз таких организаций, эти чувства пропадают, так как обнаруживаются многочисленные нарушения санитарного и трудового законодательств, регламентирующие соблюдение требований к условиям труда работников, а также к охране окружающей среды, например, иметь герметичные сливные колодцы, договоры на вывоз жидких отходов.

Опыт проведения экспертиз показывает, что большинство автосервисов и автомоек организуются без выполнения требований по разработке и согласованию в установленном порядке: размещение проводится в приспособленных помещениях – гаражах, складских и т.п, не оборудованных системами отопления и вентиляции, не имеющих возможности качественного освещения и проветривания, не решены вопросы обеспечения санитарно-бытовыми помещениями. Кроме того, не всегда организуются обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работающих. Все это свидетельствует о гигиенической безграмотности работодателей. Прежде чем оказывать подобные услуги населению, руководителям объектов, в зависимости от объема планируемых работа, необходимо проконсультироваться Роспотребнадзоре или его филиалах о возможности размещения объектов на выбранных территориях и площадях на соответствие имеющихся условий требованиям санитарных норм и правил. Это прежде всего, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», а также СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию, рабочему инструменту. Такая консультация необходима для рациональной организации труда в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

Важный момент при открытии автосервиса – разработка проекта организации рабочих мест и трудового процесса. Данные работы осуществляются проектной организацией с учетом санитарных норм и правил с дальнейшим согласованием в установленном порядке. Это следующие нормативные документы:

  • СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»;
  • СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;
  • СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»;
  • СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
  • СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод»;
  • СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ»;
  • СП 3935-85 «Санитарные правила при работе со смазочно-охлаждающими жидкостями и технологическими смазками»;
  • СП 991-72 «Санитарные правила при окрасочных работах с применением ручных распылителей»;
  • СП 1009-73 «Санитарные правила при сварке, наплавке и резке металлов»;
  • СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей»;
  • СН 952-72 «Организация процессов пайки мелких изделий сплавами, содержащими свинец»;
  • МУ 2.1.5.1183-03 «Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием воды в системах технического водоснабжения промышленных предприятий»;
  • ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны».

Необходимость выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на объектах закреплена ФЗ №52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который обязывает граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соблюдать санитарные правила, обеспечивать безопасные для здоровья человека условия труда при выполнении того или иного вида деятельности. Подтверждение соблюдения требований санитарного законодательства – организация и проведение производственного контроля. Для этого до начала осуществления деятельности, в соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Цель производственного контроля – обеспечение безопасности и безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объекта при должном выполнении санитарных правил, профилактических мероприятий, организации и осуществлении контроля за их соблюдением. В программе производственного контроля отражаются организационные вопросы, вопросы содержания производственных и бытовых помещений, контроля производственного оборудования и используемых инструментов, инженерно-технических систем – вентиляции, освещения, отопления, водоснабжения, канализации, медицинское обслуживание работающих, обеспечение лабораторно-инструментальных исследований факторов трудового процесса, предусматриваются мероприятия по улучшению труда в зависимости от вида оказываемых услуг. Безусловно, работа в автосервисе не является безвредной и безопасной. Ремонт и техническое обслуживание автотранспорта включают в себя проведение таких видов работа как сварка, окраска, мойка деталей и узлов. Их выполнение, а также наличие выхлопных газов (при въезде и выезде машин) связаны с выделением в воздух рабочей зоны ряда вредных химических веществ – оксида углерода, окислов азота, формальдегида и т.п. В связи с этим, обслуживающий персонал автосервиса должен проходить предварительный и периодический медицинские осмотры, в соответствии с приказами Минздрава России №302н от 12.04.2011г. «О порядке проведения предварительных (при поступлении) и периодических медосмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии»
В соответствии с действующим законодательством, работодатель обязан обеспечить проведение медосмотров и имеет право не допускать к работе сотрудников, которые их не прошли. Документом, подтверждающим прохождение медосмотров, является заключительный акт по результатам осмотра – он хранится у работодателя. При этом личные медицинские книжки сотрудникам, занятым ремонтом и техническим обслуживанием автотранспорта, не требуются. С учетом сказанного выше, можно сделать вывод, что соблюдение требований санитарного законодательства при организации работ по ремонту и обслуживания автотранспортных средств, гарантирует сохранение здоровья, в том числе профессионального, высокую работоспособность обслуживающего персонала и обеспечит возможность оказания автосервисом качественных услуг населению.

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай готовы оказать предпринимателям, оказывающим услуги по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств консультационную помощь по разъяснению действующих требований к данному виду услуг.

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Тел.: +7 (38822) 6-43-84

Эл. почта:

Наш аккаунт в instagram: @rospotrebnadzor04

Методические указания по выполнению курсового, дипломного проекта дисциплины «ПМ.01.МДК01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Раздел 2.4 Охрана труда

Рекомендовано в качестве методических указаний для учащихся БАДК, обеспечивающего получение среднего специального образования по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании предметной, цикловой комиссии специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Боровичского автомобильно-дорожного колледжа.

2.4. Охрана труда

Основная задача охраны труда — обеспечение на объекте проектирования условий труда, способствующих росту производительности и безопасности работ в соответствии с действующими государственными нормами, трудовым законодательством и основными требованиями научной организации труда. Условия труда — это со­вокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

При изучении и анализе условий труда рассматриваются следующие вопросы:

  • санитарно-гигиенические факторы условий труда;
  • безопасные условия труда;
  • пожарная и экологическая безопасность;
  • режим труда и отдыха работников;

2.4.1.Санитарно-гигиенические факторы условий труда

Под санитарно-гигиеническими условиями труда понимается совокупность факторов воздействия на организм человека в производственных условиях.

Проектирование оптимальных санитарно-гигиенических условий труда на рас­сматриваемом объекте направлено на обеспечение защиты организма рабочего от неблагоприятного воздействия окружающей среды, создание высокой работоспособ­ности, повышение эффективности труда. Оптимальные и допустимые параметры по санитарно-гигиеническим факторам регламентируются СН-245—86. Студент в этом разделе должен провести расчеты, доказывающие соответствие данных дипломного проекта (ДП) указанным нормам (табл. 2.41).

Санитарные нормы размеров производственных помещений

Метеорологические условия определяются величинами температуры и влажности воздуха, скорости его движения. Помещения должны быть оборудованы вентиляцией, отоплением в соответствии со СНиП 11-33—75 и ГОСТ 12.1.005—88 (табл. 2.42).

Норма температур и влажности в рабочей зоне

Скорость движения воздуха согласно санитарным нормам не должна превышать:

0,3-0,5 м/сек – в зимний период.

Впроизводственных помещениях используется искус­ственное и естественное освещение. Оптимальная освещенность рабочих мест для комбинированной системы освещения составляет 200—500 лк.

Расчет искусственного освещения сводится к определению: количества ламп, типа светильников, высоты подвеса светильников, размещения их по участку (зоне). Единовременная мощность светильников W0CB, Вт, рассчитывается по формуле

где: R— норма расхода электроэнергии, Вт/(м 2 • ч), эту величину при укрупненных

расчетах принимают равной 15—20 Вт на 1 м 2 площади;

Fуч— площадь пола участка, м 2 .

После этого определяют требуемое количество ламп на участке (зоне). Рекомендуется преимущественное использование газоразрядных источников света. По таблице (2.43 выбирают мощность ламп (Вт), их световой поток (лм)

Значения световых потоков ламп различных типов и мощностей


Примечание. Числитель — лампы накаливания / знаменатель — люминесцентные лампы.

Количество ламп на участке (зоне)

где: Wn — мощность одной лампы,вт

Освещенность в зоне (на участке) Е (лк) рассчитывается по следующей формуле и сравнивается с нормируемыми значениями (табл. 2.44):

где: F— световой поток каждой лампы, лм;

К— коэффициент запаса мощности, учитывающий снижение освещенности в процессе эксплуатации (1,3—1,7);

Fуч— площадь пола участка, м 2 ;

n — количество ламп на участке (зоне);

n— коэффициент использования светового потока (0,2—0,5). Затем определяют тип светильников, устанавливаемых на участке (зоне) (табл. 2.45).

Нормы освещенности производственных помещений, лк

Зона ТО автомобилей

Помещения мойки автомобилей

Типы светильников, устанавливаемых в производственных помещениях


Высота установки ламп выбирается в зависимости от высоты помещения, наличия подъемно-транспортного оборудования в соответствии со строительными нормами.

Для питания местного освещения (осмотровые канавы) рекомендуется напряжение 36 В. При использовании внутренней электропроводки, гидроизолированной осветительной арматуры, выключателей допускается освещение осмотровых канав светильниками, питаемыми напряжением 127—220 В.

Расчет искусственного освещения завершают определением годовой световой мощности лампкВт, необходимой для дальнейших экономических расчетов:

где: Q —продолжительность работы электрического освещения в течение года (при­нимается в среднем 2100 ч).

Расчет естественного освещения сводится к определению количества окон при боковом освещении и количества фонарей при верхнем освещении

Общую площадь окон(м2) находят по формуле:

где: Fуч — площадь участка;

а — световой коэффициент (табл. 2.46).

Значение светового коэффициента для участков (зон)

После этого определяют количество окон на участке. Стандартные размеры окон: по высоте — 1,2; 2,4; 3,6 м, по ширине — 1,5; 2; 3; 4 м.

Расчет вентиляции. При расчете вентиляции определяют необходимый воздухооб­мен, подбирают вентилятор и электродвигатель.

Из значений объема исследуемого помещения и кратности обмена воздуха уста­навливают производительность вентилятора W:

где: V— объем помещения участка, зоны, м 3

К—кратность объема воздуха, 1/ч (табл. 2.47) (значения К приведены согласно разработкам Г.М. Напольского (МАДИ ГТУ) [8].

Значение коэффициента кратности объема воздуха Кш участках АТО


На основании проведенных расчетов подбирают тип вентилятора из моделей, рекомендуемых к использованию в помещениях АТО (табл. 2.48).

Типы вентиляторов для помещений АТО


В настоящее время вентиляторы комплектуются соответствующими электродви­гателями, поэтому отдельно подбор двигателя не требуется.

Водоснабжение.Расход воды, согласно нормативным данным, составляет: на хозяйственно-питьевые нужды — 40 л. На одного работающего в смену; средний су­точный на мойку полов составляет —1,5л (на 1 м 2 площади); на прочие нужды — 20% годового расхода на хозяйственно-питьевые нужды. Расход воды QB, л, рассчитывается по формуле:

где: Ряв — явочное количество рабочих на участке, зоне;

Fуч— площадь участка, зоны, м 2 ;

Дрг— дни работы в году участка.

Защита от шума, ультразвука и вибрации

Шум, ультразвук и вибрация ухудшают условия труда, обусловливают возникновение ситуаций, приводящих к травма­тизму, снижению качества ТО и ремонта автомобилей. На проектируемом объекте требуется выявить источники шума, вибрации и ультразвука, описать их вредное воздействие на человека и указать методы борьбы как коллективные, так и инди­видуальные.

Защита от шума организуется согласно ГОСТ 121003-83 и СН2.2-2.18.562-96

Коллективная защита от шума:

— акустические средства (звукоизоляция, звукопоглощение и глушение шума)

— организационно-технические методы (применение малошумных технологическихпроцессов, оснащение машин средствами дистанционного управления и автоматического контроля, применение малошумных машин).

Индивидуальная защита от шума:

— наушники и противошумные вкладыши.

Защита от ультразвука организуется согласно ГОСТ 12.1001-89и СанПиН 2.2.4-2.1.8.582-96

Коллективная защита от ультразвука:

— локализация источников ультразвука конструктивными и планировочными решениями;

— проведение организационно-технических мероприятий:

Индивидуальная защита от ультразвука:

— применение средств индивидуальной защиты(спецодежда, перчатки, наушники)

Защита от вибрации организуется согласно ГОСТ 12.1012-2004 и СН2.2-2.1.8.566-96

Коллективная защита от вибрации:

Индивидуальная защита от вибрации:

— специальные рукавицы с виброгасящими прокладками и специальную обувь навиброгасящей подошве.

Общие требования технической эстетики. Цель технической эстетики — создать благоприятную внешнюю обстановку, обеспечивающую безопасность труда, способствующую повышению качества ТО и ремонта, создающую хорошее настроение у работающих. Исходя из этих задач в дипломном проекте следует привести мероприятия по архитектурно-художественному оформлению рабочего места, цветовой окраске ремонтного оборудования, транспортных средств, коммуникаций, стен и потолка помещений участка (зоны), предлагаемые элементы наглядной агитации (плакаты, доска почета, доска объявлений и т.д.).

При окраске производственных помещений необходимо руководствоваться «Указаниями по рациональной цветовой отделке производственных помещений и технологического оборудования промышленных предприятий» (СН 181-90 ). Цвет должен использоваться также в целях безопасности труда. Согласно ГОСТ 12.4.0266-86 «Цвета сигнальные и знаки безопасности» устанавливаются характеристики сигнальных цветов, форма, размеры и цвета знаков безопасности, а также порядок их применения.

2.4.2 Безопасные условия труда (БУТ)

В этом разделе дипломного проектирования студент должен разработать мероприятия по охране труда, обеспечивающие полную безопасность всех выполняемых на проектируемом объекте работ.В зависимости от темы дипломного проекта необходимо рассмотреть требования безопасности:

— при моечных и уборочных работах;

— при установке автомобиля на подъёмник, на пост ТО;

— при сборочно-разборочных работах;

— при слесарных и смазочных работах;

— при проверке технического состояния автомобиля;

— при медницко-жестяницких и кузовных работах;

— при сварочных и паяльных работах;

— при аккумуляторных работах;

— при вулканизационных работах;

— при шиномонтажных работах;

— при антикоррозийных и окрасочных работах;

— при кузнечно-прессовых работах;

— при работе с оборудованием, оснасткой,инструментом;

— при работе с вредными веществами;

Кроме того, для всех видов работ необходимо указать средства индивидуальной защиты рабочих, а для всех участков (зон) – элементы системы технических средств безопасности:

— ограничительные и предохранительные устройства;

— предупреждающие знаки и таблички;

— специальные средства электробезопасности;

2.4.3. Противопожарная безопасность.

При разработке мер противопожарной безопасности рассматриваются по объекту проектирования следующие вопросы:

  • классификация помещений по пожарной и взрывопожарной опасности;
  • задачи и общие меры пожарной профилактики;
  • средства пожарной сигнализации и связи;
  • способы и средства тушения пожаров;
  • эвакуация людей, оборудования, оборудования автомобилей при пожаре.

При подготовке дипломного проекта в первую очередь следует разработать мероприятия по охране окружающей среды на объекте проектирования. Для этого требуется указать состояние вышеуказанного объекта:

а) по допустимой концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны помещения;

б) очистке вентиляционных и технологических выбросов. В этом пункте в зависимости от темы указывается очистка воздуха: от сварочного аэрозоля, красочного аэрозоля, паров бензина и растворителей, древесной пыли, окиси углерода, углеводородов и т.п.;

в) очистке и контролю сточных вод.

Работы по охране окружающей среды выполняются комплексно по всему предприятию. Поэтому студент обязан связать предлагаемые мероприятия для участка (зоны) с мероприятиями по охране окружающей среды на АТО (СТОА), например, с общей очисткой технологических и сточных вод, централизованной очисткой воздуха от образовавшейся пыли и др.

2.4.4. Режим труда и отдыха

В данном разделе необходимо разработать рациональный режим труда и отдыхаработников на объекте проектирования с точки зрения безопасности при выполнении ими своих трудовых обязанностей, который должен обеспечивать:

— длительное поддержание высокого уровня работоспособности и производительности труда;

— устойчивый уровень функциональных показателей организма рабочего вовремя и сразу после окончания периодов работы;

— восстановление во время перерывов функциональных показателей сотрудников до значений, близких к значениям до начала смены;

При работе как в ночную, так и в дневную смены особенно важно поддерживать правильный и устойчивый режим производственных процессов, так как простои нарушают ритм и отрицательно сказываются на психофизиологическом состоянии рабочего. Поэтому следует обеспечивать регулярную подачу запасных частей, инструмента, наладку оборудования, распределение заданий, так как непроизводительные затраты рабочего времени могут составлять 30—40% общего времени работы, а в некоторых случаях — выше 50%. Анализ показал, что для дневной смены работы зон ТО-1, ТО-2 и TP наиболее рациональны перерывы в середине смен.

Установлено, что более высокая производительность труда достигается в первые утренние и дообеденные часы дневной смены, однако особенности работы АТО требуют применения многосменных режимов работы в зонах технического обслуживания и ремонта. Поэтому особое значение имеет рационализация режимов, труда и отдыха при вечерней и ночной работе, так как последние требуют перестройки суточного стереотипа деятельности всех органов и систем организма человека и, следовательно, большей напряженности нервной системы.

При работе в ночную смену следует чаще чередовать периоды работы и отдыха. Наи­больший эффект частых коротких перерывов в данном случае по сравнению с меньшим количеством перерывов той же суммарной продолжительности при дневной смене заключается в том, что процессы восстановления происходят наиболее интенсивно сразу же в первые минуты отдыха. При более длительных перерывах в ночную смену вслед за периодом интенсивного восстановления во время отдыха наступает период, когда человеком овладевает чувство вялости, сонливости и т.д. В конечном итоге наблюдается снижение работоспособности и производительности труда. Во время обеденного перерыва, который должен проводиться в середине ночной смены, после еды целесообразен пассивный отдых. Перед возобновлением работы после перерыва следует выполнить несколько физических упражнений («физкультминутка»).

Существенное влияние на работоспособность оказывает продолжительность рабочей смены и порядок ее чередования. Исследования отечественных и зарубежных физиологов показывают, что наиболее благоприятное соотношение уровней производительности труда в ночное и дневное время наблюдается в тех случаях, когда ночная работа периодически сменяется дневной. Оптимальным считается чередование смен не чаще, чем через 5—7 дней работы.

На основании указанных рекомендаций студент должен выбрать наиболее рациональный режим труда и отдыха производственного персонала на объекте проектирования.

1. Правила по охране труда на автомобильном транспорте М. Транспорт – 2003г.

2. СН и П 11.4 – 79 «Естественное и искусственное освещение» М. Госстрой 1986г.

3. СН и П 2.04.05 – 91 «Отопление вентиляции» М. Госстрой – 1991г.

4. Туревский И.С. «Охрана труда на автомобильном транспорте» М. ИД «Форум» — 2008г.

5. Салов А.И. «Охрана труда на предприятии автомобильного транспорта» М. Транспорт 1988г.

6. Архангельский Ю.П. и др. «Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта» М. Транспорт 1989г.

Читайте также:  Что такое фильтр салона автомобиля
Оцените статью

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Сейчас 684 гостей онлайн