- Как обезопасить себя при перевозке продуктов питания
- Требования к оборудованию грузовика, выполняющего перевозки продуктов питания
- Санитарный паспорт автотранспортного средства
- Мойка и дезинфекция – важный этап подготовки транспорта при работе в условиях коронавируса
- Дезинфекция транспорта для перевозки продуктов питания
- ИНСТРУКЦИЯ ПО САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И КОНТЕЙНЕРОВ, ЗАНЯТЫХ НА ПЕРЕВОЗКЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
- I. Общие требования
- II. Технология уборки и мойки подвижного состава
- (контейнеров)
- III. Дезинфекция кузова автомобиля (контейнеров)
- IV. Приготовление дезинфицирующих растворов
Как обезопасить себя при перевозке продуктов питания
В сложившихся условиях коронавируса санитарная обработка груза, подвижного состава, а также самого водителя приобретает важное значение. При перевозке продуктов питания и товаров первой необходимости следует уделять повышенное внимание состоянию кузова. А именно, показателям влажности, давления и газового состава воздуха. Сегодня ужесточаются общепринятые санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, которые в своё время были установлены государственной системой Роспотребнадзора.
Требования к оборудованию грузовика, выполняющего перевозки продуктов питания
13 февраля 2020 года Ропотребнадзор опубликовал информационное письмо № 02/2120-2020-32, содержащее «Рекомендации по проведению профилактических мероприятий и дезинфекции автотранспортных средств для перевозки пассажиров в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции».
Грузовой автотранспорт, который используется для перевозки пищевых продуктов в обязательном порядке должен иметь санитарный паспорт, быть чистым, находится в исправном состоянии. Специальное покрытие кузова облегчает его обработку и мытьё. В идеале, сотрудники компании, которые непосредственно связаны с транспортировкой продуктов должны иметь специальное образование.
Поскольку все операции, связанные с хранением и последующей реализацией продуктов питания употребляемых в конечном счёте человеком для еды или для питья, должны выполняться в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. От этого зависит здоровье, а подчас и жизнь, конечного потребителя. Водитель, работающий на перевозках продуктов питания должен проходить регулярный медосмотр и в любое время предъявить медицинскую книжку установленного образца. При отсутствии медицинского обследования работодатель не вправе допускать сотрудника к подобной работе.
Перевозка продуктов питания выполняется с использованием специального автотранспорта, кузов которого изнутри оббит оцинкованным железом или листовым алюминием и оборудован съёмными стеллажами.
Санитарный паспорт автотранспортного средства
Соответствие грузовика всем нормам подтверждается санитарным паспортом, который выдают учреждения Роспотребнадзора сроком не более чем на один год. В данном документе зафиксирован факт проведения дезинфекции автотранспортного средства в необходимом объёме. Каждая дезобработка отмечается очередной голограммой с указанием даты проведения и подписью ответственного лица.
Для чего на автотранспортное средство необходимо оформлять санитарный паспорт? Прежде всего это позволяет осуществлять контроль факта дезинфекции, что означает подготовленность грузовика и тем самым максимально обезопасить перевозку продуктов питания.
Немаловажным является возможность учёта организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, в специальном реестре. Каждая подобная организация, которая выполняет услуги мойки и дезинфекции автотранспортного средства, предназначенного для перевозки должна иметь разрешение на соответствующий вид деятельности.
Мойка и дезинфекция – важный этап подготовки транспорта при работе в условиях коронавируса
Перевозка продуктов питания в условиях коронавирусной инфекции требует соблюдения особых мер, позволяющих защитить здоровье населения и, одновременно, сохранить безопасные свойства пищевых и особенно скоропортящихся продуктов. Для этого автотранспортные предприятия и организации, грузоотправители и грузополучатели обязаны организовать подготовку подвижного состава.
Обеззараживание техники позволяет исключить контаминации пищевых продуктов патогенной микрофлорой. Специальное внутреннее покрытие облегает санитарную обработку и дезинфекцию.
Скоропортящиеся продукты нуждаются в перевозке в охлаждаемом или изотермическом кузове автотранспорта, холодильная установка которого обеспечивает соблюдение температурных режимов в процессе транспортировки. Мойка подобного типа транспорта осуществляется как снаружи, так и внутри с применением следующих манипуляций:
- наружная обработка производится с применением моечных механизированных установок;
- допускается ручная мойка с использованием щёток, теплой щелочной или мыльной воды (35…40 °С);
- наружную поверхность автотранспортного средства необходимо тщательно прополоскать водой из шланга;
- внутренние поверхности кузова-цистерн или контейнеров также осуществляются ручным и механическим способом;
- после мойки внутренняя поверхность кузова автомобилей, контейнеров подвергается обязательному тщательному ополаскиванию вплоть до полного удаления остатков моющего раствора;
- все поверхности автотранспортного средства просушиваются и проветриваются до полного удаления запаха.
Только после тщательного мытья можно проводить дезинфекцию кузова грузовика. Плохо подготовленное транспортное средство, на поверхности которого сохранились остатки перевозимых продуктов фактически не поддаются дезинфицирующей обработке. В этом случае эффективность дезинфицирующих средств резко снижается.
По окончании дезинфекции всю обработанную поверхность внутреннюю поверхность кузова необходимо тщательно промыть водой из шланга, согласно инструкции. Все двери и окна грузовика держатся открытыми для проветривания до полного удаления запаха дезинфицирующих средств.
Концентрацию дезсредств следует рассчитывать согласно инструкции, исходя из расхода на 1 м кв.
Аэрозольный метод дезинфекции признан наиболее щадящим, эффективным и в то же время экономным. Высокодисперснное распыление снижает расход средства при минимальных затратах труда. В качестве источника аэрозолей могут быть использованы ранцевые распылители. Данное оборудование позволяет регулировать уровень капель. А применение моторизированных опрыскивателей, оснащённых бензиновым двигателем увеличивает скорость обработки.
Работа перевозчиков в условиях коронавирусной пандемии требует ответственного подхода ко всем мероприятиям по дезинфекции грузового автотранспорта, занятого при перевозке продуктов питания. Эффективная обработка снизит вероятность передачи вируса окружающим лицам, в том числе самому водителю.
Дезинфекция транспорта для перевозки продуктов питания
ИНСТРУКЦИЯ ПО САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И КОНТЕЙНЕРОВ, ЗАНЯТЫХ НА ПЕРЕВОЗКЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
I. Общие требования
1.1. Для обеспечения сохранности пищевых и особенно скоропортящихся продуктов автотранспортные предприятия и организации, грузоотправители и грузополучатели обязаны организовать подготовку автомобилей (прицепов, полуприцепов) и контейнеров к осуществлению перевозок.
Перевозка отдельных видов продовольственных товаров осуществляется в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР и Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в РСФСР.
Использование автотранспорта, предназначенного для перевозки пищевых продуктов, на других перевозках категорически запрещается.
Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
1.1.1. Подвижной состав для перевозки пищевых продуктов (контейнеров) должен быть чистым и отвечать установленным санитарным требованиям, иметь санитарный паспорт на право перевозки в нем пищевых продуктов, выданный главным врачом территориальной санэпидстанции (Приложение N 1).
1.1.2. Перевозка продовольственных товаров допускается только после предварительной очистки, промывки и дезинфекции подвижного состава и контейнеров.
1.1.3. После окончания перевозки скоропортящихся грузов подвижной состав должен быть очищен от остатков груза, промыт и продезинфицирован в строгом соответствии с настоящей Инструкцией.
1.1.4. Уборка и мойка подвижного состава и контейнеров производится ежедневно по возвращении с линии, а автомобилей-цистерн для перевозки молока, растительного масла, пива и других жидких пищевых продуктов — после каждого слива (опорожнения), с отметкой в товарно-транспортной накладной «Машина промыта» и подписью мойщика (четко).
1.1.5. Подвижной состав или контейнер, не отвечающие требованиям санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил, норм, возвращаются для повторной уборки и мойки.
1.1.6. Водитель автомобиля обязан проследить за полнотой очистки и обработки кузова до погрузки груза или после его выгрузки и в необходимых случаях потребовать его промывки и дезинфекции.
1.2. Предприятие или организация, выполняющая санитарную обработку кузовов подвижного состава или контейнеров, приказом или распоряжением назначает лицо, ответственное за мойку, обработку и контроль за их состоянием.
1.3. Санитарная обработка автомобилей и контейнеров должна производиться в помещении или на специальных площадках, предназначенных для очистки и мойки автомобилей (контейнеров).
1.3.1. Помещение для мойки и площадка должны иметь водонепроницаемый пол со стоком, канализацию, водопровод с холодной и горячей водой и электрическое освещение с переносной электролампой.
1.4. Пост мойки и очистки подвижного состава и контейнеров должен иметь:
а) оборудование и инвентарь для производства уборки, мойки и дезинфекции подвижного состава и контейнеров (механизированные моечные установки, моечные машины, шланги гибкие с пистолетами с горячей и холодной водой, щетки, аппаратуру для дезинфекции, аппаратуру для сушки и проветривания автомобилей (контейнеров) после мойки и дезинфекции);
б) спецодежду для мойщиков (резиновые сапоги, резиновые перчатки, прорезиненный фартук, хлопчатобумажный костюм с капюшоном, защитные очки, респиратор);
в) шкафчик или специальные ящики для хранения уборочно-моечного инвентаря (щеток, мочалок, ведер), моющих и дезинфицирующих средств, спецодежды.
Хранение уборочного инвентаря должно производиться в специально отведенном месте.
Ежедневно по окончании уборки, после мытья в горячей воде уборочный инвентарь должен погружаться на 30 минут в 2% осветленный раствор хлорной извести или на 1 час в 2% раствор хлорамина и просушиваться;
г) помещение для сушки одежды и уборочного инвентаря.
II. Технология уборки и мойки подвижного состава
(контейнеров)
2.1. Уборка подвижного состава и контейнеров:
2.1.1. По возвращении с линии автомобиль поступает на пост уборки. Уборка кузова и кабины водителя выполняется с помощью щеток, веников или промышленных пылесосов.
2.2. Мойка подвижного состава и контейнера снаружи.
2.2.1. С поста уборки автомобиль перемещается на пост мойки. Наружная мойка кузова автомобилей производится на моечных, механизированных установках или вручную с помощью щеток теплой (35 — 40 град.) щелочной или мыльной водой с дальнейшим ополаскиванием водой из шланга.
Шланги для мытья автомобилей должны храниться и содержаться в подвешенном состоянии.
2.3. Мойка кузова (цистерн) подвижного состава и контейнеров внутри. Моющие растворы приведены в Приложении N 2.
2.3.1. Внутренние поверхности автомобилей и контейнеров, занятых на перевозке пищевых продуктов, могут промываться ручным и механическим способом. Таблицы 1, 2.
2.3.2. Ручной способ мойки.
Мойка производится щетками (при необходимости на длинных палках). Особое внимание необходимо уделить промыванию углов и швов.
Для мойки внутренних стенок мойщик в специальном комбинезоне в резиновых сапогах входит внутрь кузова (или опускается в освещенную цистерну с помощью укрепленной лестницы) с ведром моющего раствора температурой 55 — 60 град.
Раствор на внутренней поверхности кузова наносится с помощью специальных щеток, краскопультов или других установок.
2.3.3. Механический способ мойки.
Мойка производится с помощью форсунок, установленных вместо крышки люка или из шлангов под давлением 1,5 атм. при температуре 65 — 70 град. в течение 2 — 3 минут.
2.3.4. После мойки моющими растворами внутренняя поверхность кузова (цистерн) автомобилей, контейнеров обязательно тщательно ополаскивается до полного удаления остатков моющего раствора, затем просушивается и проветривается и не должна иметь посторонних запахов (контроль за полнотой удаления моющих средств осуществляется по фенолфталеину или лакмусовой бумажке).
2.4. Съемное оборудование для удобства и улучшения санитарной обработки как внутренних поверхностей кузова, так и самого оборудования удаляется из кузова и должно обрабатываться отдельно вне кузова.
III. Дезинфекция кузова автомобиля (контейнеров)
3.1. Дезинфекцию кузова автомобиля или внутренней поверхности контейнеров можно производить только в том случае, если они хорошо омыты (очищены) от остатков перевозимых пищевых продуктов, так как наличие остатков пищевых продуктов резко снижает эффективность дезинфицирующих веществ. Способ дезинфекции приведен в Приложении N 2.
3.2. Внутренние поверхности кузовов (контейнеров) перед проведением дезинфекции должны быть вымыты и просушены, экспозиция выдержки дезинфицирующего раствора 15 — 20 минут. По окончании дезинфекции внутренняя поверхность кузова (контейнеров) промывается водой из шланга, просушивается и проветривается до полного удаления запаха хлора или хлорамина.
3.3. Расход дезинфицирующих средств составляет 2,5 г вещества на 1 кв. м или 0,5 л на 1 кв. м обрабатываемой поверхности.
3.4. Дезинфекция производится 3 — 2% (последняя для хлебных фургонов) осветленным раствором хлорной извести или 2% раствором хлорамина.
3.5. Обработка дезинфицирующим раствором может осуществляться с помощью тех же средств, что и обработка моющими средствами.
3.6. Применяемые дезинфицирующие средства не реже одного раза в квартал (раствор хлорамина не реже 1 раза в 15 дней) должны подвергаться лабораторному анализу на содержание в них активного хлора.
IV. Приготовление дезинфицирующих растворов
4.1. Для дезинфекции кузовов, оборудования и инвентаря применяют раствор холодной извести, очищенной фильтрованием или отстаиванием от нерастворимых примесей, так называемую «хлорную воду». Концентрацию хлорной воды выражают в миллиграммах активного хлора на 1 л воды.
4.2. Приготовление осветленного раствора хлорной извести для получения 10% осветленного раствора хлорной извести (основной раствор), содержащего 25 — 30% активного хлора: в емкости известь в небольшом количестве воды тщательно размешивают и оставляют в закрытой посуде в темном, прохладном месте на сутки с тем, чтобы осели на дно нерастворимые части извести. Осветленный раствор фильтруют и переливают в темную бутыль с притертой пробкой, где его можно хранить до 5 суток. В зависимости от качества сухой извести полученный раствор может содержать от 16 до 36 г активного хлора в 1 л.
Рабочий раствор требуемой концентрации готовят из основного (10-процентного) раствора путем разбавления теплой водой непосредственно перед применением, ежедневно.
Для получения 2% раствора 1 л основного (10%) раствора разбавляют 4 л воды.
Для получения 3% рабочего раствора 1 л основного (10%) раствора разбавляют в 2 — 3 л воды.
4.3. Приготовление раствора хлорамина.
Раствор хлорамина готовят непосредственно перед применением из расчета 200 г хлорамина на 10 л воды, подогретой до 50 град. C. При необходимости приготовленный раствор можно хранить в темной бутылке с притертой пробкой до 15 суток.
4.4. Можно применять дезинфекцию острым паром тех частей оборудования, которые нельзя дезинфицировать химическими способами.
4.5. Качество мойки и обработки кузова автомобиля и контейнеров уборочного инвентаря оценивается по отсутствию кишечной палочки с внутренней (исследуемой) поверхности — 100 кв. см.
5. Контроль за своевременным и тщательным проведением мойки, обработки и дезинфекции автотранспорта возлагается на территориальные санитарно-эпидемиологические станции с широким привлечением активистов Красного Креста и Красного Полумесяца (общественных санитарных инспекторов).
Санитарные врачи и их помощники, осуществляющие контроль за проведением мойки и обработки транспорта, транспортировкой пищевых продуктов, вправе запрещать перевозку продуктов автотранспортом, не отвечающим санитарным требованиям.
6. Санитарные врачи и их помощники должны производить регистрацию выданных санитарных паспортов на автотранспорт в пронумерованном и прошнурованном журнале по форме согласно Приложению N 3.
Настоящая Инструкция вводится в действие с 01.06.78.
С введением в действие настоящей Инструкции считать утратившей силу Инструкцию по санитарной обработке автомобилей, занятых перевозками пищевых продуктов, утвержденную Минавтотрансом РСФСР 30.01.61 по согласованию с Минздравом РСФСР.
(автомобиль, прицеп, полуприцеп, контейнер)
Марка (тип контейнера) ___________________________________________
Государственный N ________________________________________________
(номенклатурный номер контейнера)
САНИТАРНЫЙ ПАСПОРТ N _______
(автомобиль, прицеп, полуприцеп, контейнер)
(наименование, ведомственная принадлежность
Автомобиль (прицеп, полуприцеп):
Марка ______________________ Гос. N __________________________
Тип ___________________ Номенклатурный N _____________________
ПЕРЕВОЗКА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ РАЗРЕШЕНА:
«__» __________ 19__ г.
Паспорт действителен по «__» _____________ 19__ г.
Печать Главный санитарный врач _____________
Продлен по «__» ___________ 19__ г.
Печать Главный санитарный врач _____________
Продлен по «__» ___________ 19__ г.
Печать Главный санитарный врач _____________