- Как очистить кондиционер в машине своими силами
- Краткий принцип работы
- Выбор очистителя
- Порядок чистки автокондиционера и его дезинфекции
- Как определить, что устройство нуждается в очистке?
- Дезинфекция кондиционера: зачем нужна и как делать
- Способы дезинфекции автомобиля:
- Готовимся к лету! Простые средства для дезинфекции и самостоятельного ремонта автомобильного кондиционера
- Пенная очистка
- Регулярное освежение
- Устранение утечек фреона
Как очистить кондиционер в машине своими силами
Чистка автокондиционера и его дезинфекция являются неотъемлемой частью подготовки к летнему сезону автомобиля оборудованного кондиционером или климат-контролем. Все автокондиционеры требуют к себе постоянного внимания и ухода. Главные неисправности автомобильных кондиционеров – это отсутствие холода и неприятный запах из системы вентиляции.
Для антибактериальной чистки автомобильных кондиционеров существует много специальных средств, которые можно приобрести в каждом автомагазине. Но насколько они эффективны, и как ими правильно пользоваться?
В этой статье мы расскажем о том, как и чем лучше проводить чистку автокондиционера, и о правилах ухода за системой кондиционирования в машине. А внизу страницы смотрите видео о дезинфекции автомобильного кондиционера своими руками недорогим средством, купленным в аптеке.
Но для начала предлагаем разобраться с тем, почему нужно периодически чистить автокондиционер и проводить его антибактериальную обработку.
Краткий принцип работы
Для начала давайте разберемся в том, в чем заключается предназначение автомобильного кондиционера. Предназначение системы кондиционирования заключается в охлаждении воздушного потока, а также его очистке. Климатизер сам по себе представляет собой тепловое устройство, суть работы которого заключается в заборе тепла у испарителя и передачи его конденсатору. Испарительный элемент в данном случае греется, а конденсатор охлаждается.
Устройство конденсатора расположено в передней части агрегата. Таким образом осуществляется более лучшая отдача тепла и обдув воздушным потоком. Что касается испарителя, через который осуществляется поступление воздушного потока в салон транспортного средства, то он обычно устанавливается в центральной торпеде. Испаритель охлаждает воздушный поток, поступающий через него (автор видео — BIG BEN_87).
Выбор очистителя
Современный рынок предлагает довольно широкий спектр всевозможных средств чистки. Если говорить о конкретных производителях, то специалисты рекомендуют обратить внимание на аэрозоли от Liqui Moly Klima Fresh. По отзывам, весь процесс его использования вместе с проветриванием авто занимает около 30 минут, если, конечно, правильно следовать инструкции.
Также довольно эффективными в своём роде можно назвать пенные средства от Henkel. Эта же торговая марка занимается изготовлением аэрозолей на водной основе, которые помогают очистить воздушные каналы, не приводя к коррозии металла.
Еще один весьма популярный очиститель выпускается американским производителем Step UP. Это пенное средство, которое идёт в комплекте с дренажной трубкой и отлично устраняет запахи и микробы. По количеству и содержанию отзывов, пенный очиститель автокондиционера Step UP пользуются большим успехом среди отечественных автомобилистов.
Также внимания заслуживают аэрозоли от Mannol Air-Con Fresh. Эти средства прекрасно подходят не только для чистки скопившихся загрязнений, а и для профилактики появления грибка и плесени. Вся процедура в совокупности займёт 10 минут, а вам останется только проветрить салон. Неплохими вариантами могут стать средства от Кондиклин CRC Airco Cleaner, PRESTO Klimaanlagen-reiniger.
Мало кто знает, что кроме профессиональных средств для ухода за кондиционером, его можно почистить и подручными. К примеру, тот же хлоргексидин в составе «Кондиклина» в свободном доступе продаётся в аптеке. При этом самостоятельное приготовление раствора позволит существенно снизить цену очистки кондиционера своими руками.
Также вполне сгодится порошок хлорамин Б – его применяют для дезинфекции различных бытовых предметов. Выбор очистителя зависит только от ваших финансовых возможностей, а также доступного вам выбора очищающих средств.
Порядок чистки автокондиционера и его дезинфекции
Наиболее оправдано (как с точки зрения рациональности, так и удобства эксплуатации) проводить чистку автокондиционера один раз в год весной перед наступлением летней жары. Все работы можно выполнять своими руками, благо, особой квалификации для этого иметь не нужно.
Процесс чистки автомобильного кондиционера состоит из трех основных этапов:
- Замена салонного фильтра;
- Чистка элементов системы кондиционирования сжатым воздухом;
- Обработка автокондиционера антибактериальным составом (дезинфекция).
Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно.
Замена салонного фильтра. Выше мы уже писали о важности частой замены фильтра салона – он предотвращает скопление грязи и пыли на испарителе кондиционера, появление которых может привести к появлению плесени и грибка.
Многие автопроизводители советуют менять фильтр салона раз в 30 000 км, но в наших условиях и на наших дорогах это нужно делать не реже чем раз в год или при пробеге 10 000 км.
Фильтры салона бывают обычными и угольными. Считается, что последние лучше задерживают мелкую пыль и запахи с улицы, но и стоят они дороже обычных.
Сама процедура замены салонного фильтра не вызывает особых сложностей даже у начинающих автолюбителей. Для этого нужно в инструкции по эксплуатации автомобиля найти место установки фильтра в машине, затем отверткой открутить винты крепления крышки фильтра, извлечь старый фильтрующий элемент и на его место установить новый.
Чистка элементов системы кондиционирования сжатым воздухом. В качестве источника сжатого воздуха вполне сгодится автомобильный компрессор для подкачки шин. Но если у вас найдется любой другой компрессор, например, строительный – будет еще лучше.
- Сначала сжатым воздухом обдувается радиатор охлаждения автокондиционера (конденсатор). Обычно он находится в моторном отсеке за радиатором охлаждения двигателя. Струей воздуха с ребер конденсатора сдувается вся налипшая грязь и пыль.
- После этого воздухом продувается решетка пластикового воздухозаборника (находится под лобовым стеклом автомобиля) и воздушные дефлекторы в салоне автомобиля. Эта операция позволит удалить пыль, которая там скапливается и не выходит с потоком воздуха естественным путем.
Дезинфекция автокондиционера. Так обычно называют обработку системы кондиционирования специальным антибактериальным составом.
В основе практически всех средств для антибактериальной чистки автокондиционеров лежит мыльный хлоро-спиртовой раствор, образующий пену при разбрызгивании. Наносят его при помощи трубки через выход воздухозаборника или дренажное отверстие. Через дренаж потом должна же вытекать и грязь.
Имейте в виду, что при сильном загрязнении испарителя аэрозоль лишь убивает бактерии, при этом среда их появления (грязь) остается, поэтому запах сырости обязательно вернется в салон автомобиля снова. Предупредить загрязнение испарителя может только регулярная замена салонного фильтра.
Таким образом, если вскоре после антибактериальной чистки автокондиционера в салоне машины появился сильный запах сырости, то, скорее всего, помочь в таком случае может лишь снятие испарителя кондиционера и его мойка-чистка. Но без соответствующего опыта и оборудования с такой работой справиться своими руками не получится.
Как определить, что устройство нуждается в очистке?
Чтобы понять, когда автомобильный кондиционер нуждается в обслуживании, необходимо знать об основных причинах.
Если вы не хотите столкнуться с необходимостью ремонта, то производить очистку устройства необходимо в следующих случаях:
- Если во время работы системы были зафиксированы посторонние звуки. Это могут быть шумы, потрескивания, свист или жужжание. Такие звуки свидетельствуют о некорректной работе устройства.
- Как сказано выше, чтобы самому продиагностировать необходимость очистки агрегата, достаточно обратить внимание на неприятный запах. Он может присутствовать в автомобиле всегда, но с включением климатизера он будет усиливаться.
- Одним из критических симптомов является появление влаги. Если вы заметили, что при включении климатизера из воздуховода начинает выделяться конденсат или капает жидкость, то это свидетельствует о том, что автокондиционер нужно как можно быстрее самостоятельно прочистить.
Дезинфекция кондиционера: зачем нужна и как делать
Система вентиляции в автомобиле обеспечивает циркуляцию воздуха в системах отопления и кондиционирования. В отличии от салона автомобиля, ее нельзя проветрить или помыть дезинфицирующим раствором. В результате на испарителе, фильтре и других внутренних частях скапливается пыль, микробы и влага, в которой может заводиться грибок. А «забитый» салонный фильтр не фильтрует воздух, поступающий в салон автомобиля, а наполняют его вредоносными бактериями, которые мы вдыхаем.
Чтобы дышать в автомобиле свежим и чистым воздухом, необходимо минимум 1 раз в год проводить дезинфекцию автомобиля с заменой салонного фильтра. Лучшее время — осень и весна.
В период высокого риска заражения вирусными инфекциями, ВОЗ рекомендует проводить дезинфекцию автомобиля ежедневно. Но если вы передвигаетесь на личном транспорте один или с проживающими с вами в одной квартире, достаточно будет дезинфекции 1 раз в неделю.
Если вы подвозите постороннего человека и не уверены, что он не является переносчиком вируса, постарайтесь не пользоваться кондиционером и «печкой». Обеспечьте приток воздуха с улицы через окна во время поездки. Проветрите салон автомобиля после высадки пассажира.
Способы дезинфекции автомобиля:
Специальный спрей, автоматически распыляется из баллончика в салоне автомобиля, включается рециркуляция воздуха в системе кондиционирования. Воздух «прогоняет» спрей по всей системе, что убивает микробы и обеззараживает воздух.
Можно сделать самостоятельно. Весь процесс занимает 30 минут.
Лидером на рынке установок для дезинфекции является компания Wynn’s. И самой эффективной для двухэтапной дезинфекции считается их Wynn’s Aircomatic III.
Вначале в установку заливают дезинфицирующий раствор, который в виде пара циркулирует по всей системе кондиционирования и салону автомобиля.
Вторым этапом идет озонирование, оно убивает все неприятные запахи. Озон возвращается в свое первоначальное состояние — кислород и не оставляет следов в салоне автомобиля.
После двухэтапной обработки происходит не только обеззараживание и удаление микробов, но и воздух в салоне становится свежим.
Перед проведением дезинфекции необходимо снять салонный фильтр!
После дезинфекции устанавливается новый фильтр. Если этого не делать — дезинфекция бесполезна.
Самостоятельно — от 400 р. до 1000 р. за баллончик с химией для дезинфекции + от 700 р. до 2500 р. за фильтр. Стоимость зависит только от производителя расходных материалов.
Можно сэкономить, если не переплачивать при покупке оригинального салонного фильтра.
У частных лиц — от 900 р. за дезинфекцию (но по приезду просят в 2 раза больше). О замене салонного фильтра не упоминают. Если спрашиваешь — делают наценку 70% от рыночной цены.
Стоимость замены салонного фильтра зависит от настроения.
В автосервисах — от 2000 до 3500 за дезинфекцию установкой Wynn’s. Стоимость салонного фильтра считается отдельно — от 1000 до 2500 руб. Стоимость замены фильтра от 300 до 700 руб.
Стоимость оригинального салонного фильтра Volkswagen, его замены и всех расходных материалов уже включена в эту сумму.
В текущий период действующей пандемии и высокого риска заражения вирусными инфекциями, лучше не испытывать судьбу, а «перестраховаться».
Дезинфекция автомобиля и замена салонного фильтра снижают вероятность заболевания у вас и ваших близких.
Если нет возможности съездить в техцентр на дезинфекцию, но умеете самостоятельно менять салонный фильтр — закажите баллончик с химией и оригинальный угольный фильтр. Сделайте хотя бы самостоятельную дезинфекцию.
Готовимся к лету!
Простые средства для дезинфекции и самостоятельного ремонта автомобильного кондиционера
После аномально теплой зимы и лето обещает быть весьма жарким! А значит, пора провести профилактику кондиционера, поубивав в нем скопившиеся колонии опасных микроорганизмов, порождающих неприятный запах и легочные заболевания. А также восстановить уровень хладагента и перекрыть утечки!
Пенная очистка
Затхлый запашок из кондиционера рано или поздно появляется в салоне любого автомобиля – хоть бюджетного, хоть премиального. Ибо система кондиционирования воздуха устроена на всех машинах примерно одинаково. Главный элемент, на котором, собственно, и выделяется столь желанный в жару холод, – это испаритель, специальный радиатор, идентичный по размеру радиатору печки, установленный глубоко в недрах торпедо. Через него продувается воздух, выходящий в итоге охлажденным. Однако при работе испарителя на нем постоянно оседает и скапливается пыль, а процесс охлаждения заставляет конденсироваться на его поверхности капли влаги из атмосферного воздуха. В результате мы имеем постоянно влажную пыль, в которой, как тыквы на навозной куче, обильно плодятся бактерии, микрогрибки, плесень. Зловонные продукты их жизнедеятельности мы вдыхаем, пока кондиционер не вышел на полную мощность и в течение некоторого времени после его выключения.
Помочь справиться с этими напастями может регулярное обеззараживание системы кондиционирования, но под ним многие ошибочно понимают лишь забрызгивание специальной ароматизирующе-антисептической пены в заслонки воздушных дефлекторов в салоне… Тогда как основная проблема кроется в загрязненном испарителе – чистить и дезинфицировать нужно в первую очередь именно его! Вот только подобраться к нему сложно – как косвенно, через систему вентиляции, так и напрямую, планомерно разбирая торпедо. Но способ есть. Отсек испарителя можно целиком заполнить специальной очистительной пеной через дренажное отверстие, имеющееся на каждой машине с кондиционером. Доступ к трубочке дренажа можно получить под капотом или снизу, из смотровой ямы или с эстакады.
Именно на чистку испарителя через дренаж и рассчитан американский пенный аэрозоль StepUp SP5152. С помощью длинной трубки содержимое пол-литрового баллона полностью закачивается в отсек испарителя, где эффективно размягчает и смывает с поверхности испарителя всю грязь и пыль. И губит 100 % микробов, оставляя дезинфицирующую пленку на поверхностях на будущее! Весь процесс занимает примерно 20 минут, затем еще столько же потребуется на вентиляцию салона при включенной рециркуляции, после чего кондиционер работает как новенький – без запаха и с изначальной эффективностью, часть которой «съедала» ухудшающая холодоотдачу пыльная шуба!
Регулярное освежение
Как уже было сказано, вместо промывки испарителя многие часто ограничиваются пшиканьем антисептических средств в дефлекторы системы вентиляции. Без очистки испарителя этот метод бесполезен, но в довесок к нему – наоборот! Ведь многочисленные и протяженные каналы подачи воздуха вентилятором/отопителем тоже накапливают на своих стенках пыль, которая в сырую погоду напитывается влагой из воздуха, интенсивно прогоняемой по ним. Эта влага способствует быстрому развитию бактерий – хотя и не служит столь мощным источником вони, как непосредственно испаритель. Поэтому каналы вентиляции тоже следует обеззаразить. Кстати, эта процедура весьма полезна и тем автомобилям, которые… не обладают кондиционером!
Для санитарной обработки каналов вентиляции на автомобиле у американской марки StepUp есть особый аэрозоль SP5150N. Этот 128-миллилитровый баллончик очень легок и прост в применении: нужно извлечь из отсека воздушный фильтр салона, плотно закрыть все двери и окна, включить вентилятор на высоких оборотах, включить режим рециркуляции воздуха и, установив баллон на пол рядом с сиденьем переднего пассажира, нажать на клапан (он сам зафиксируется в открытом положении). Затем покинуть салон и закрыть дверь. Далее даем средству минут 5–10 поработать, сами же спокойно наблюдаем снаружи. Как и пенный очиститель испарителя, SP5150N не только убивает микроорганизмы «здесь и сейчас», но и на долгое время формирует для них неблагоприятную среду. Такую процедуру имеет смысл делать для профилактики каждую весну.
Устранение утечек фреона
В герметичной и замкнутой системе кондиционера утечки хладагента недопустимы. Но с возрастом машины они рано или поздно появляются – теряют эластичность резиновые колечки на стыках шлангов и трубок, появляются микроскопические точечные отверстия и микротрещинки в испарителе. Чаще всего первые утечки не фатальны, и кондиционер начинает просто медленно терять производительность, слабее холодить и требовать дозаправки – поначалу раз в год, потом раз в сезон… Бесконечные пополнения количества фреона – накладны, поиск места ничтожной утечки – непрост, да и в возрастных системах этих мест может быть немало, и ремонт выльется в замену едва ли не всех элементов… Подобное, безусловно, нерентабельно, поэтому для исправных, но теряющих герметичность кондиционеров существует уникальное средство от бренда Hi-Gear – HG9547 – герметик американского производства. HG9547 подходит для любых систем, заправленных массовым и распространенным хладагентом R-134a, и способен устранять утечки в кондиционерах, теряющих после заправки до 400 граммов в сутки – то есть текущих весьма интенсивно! Стоимость «Герметика автомобильного кондиционера» от бренда Hi-Gear сопоставима со стоимостью одной дозаправки кондиционера фреоном. Но воспользоваться герметиком более выгодно, потому что после применения этого препарата утечек больше не будет, и дальнейшая дозаправка фреоном уже не потребуется.
Баллон HG9547 – это небольшая емкость на 128 граммов фреона R-134a, в котором растворены специальные присадки, полимеризующиеся при контакте с воздухом на выходе из неплотностей. Носик баллона имеет штуцер, подходящий к штуцеру заправки автомобильных кондиционеров с R-134a, поэтому его достаточно просто присоединить на вентиль низкого давления, и состав из флакона перейдет в систему, которая может быть как полностью, так и частично пустой. Содержимое баллончика доведет объем хладагента в системе до работоспособного состояния, включенный кондиционер разгонит препарат по системе, а добавленные в состав присадки быстро загерметизируют утечки. Если система до применения герметика была полностью пустой, то после герметизации потребуется дозаполнить ее хладагентом до штатного давления.