Рынок запчастей — 2020: тенденции, перспективы, прогнозы
О том, что происходило в 2020 году и какие это будет иметь последствия для автомобильного рынка России, мы подробно описали на стр. 8 этого номера. Однако помимо непосредственно реализации автомобилей не менее важную роль играет рынок послепродажного обслуживания, который эксперты отрасли обсудили в рамках онлайн-выставки MIMS Automechanika 2020. Журнал «Движок» подвел краткие итоги этой дискуссии.
Итак, согласно данным независимого аналитического эксперта Александра Груздева, непростая ситуация пандемийного года изменила и эту сферу жизни автомобилистов, причем так, что подстраиваться теперь придется практически всем игрокам рынка послепродажного обслуживания.
Одним из главных факторов, конечно, стал всеобщий переход на онлайн-торговлю, в данном случае запчастями. Интернет-магазины и так постепенно отбирали лидирующие позиции у магазинов классических, и особенно у СТО, благодаря более выгодному ценовому позиционированию. А в 2020 году произошел настоящий рывок — с 22% онлайн-продажи прыгнули сразу до 34%, фактически уйдя в недосягаемый для остальных продавцов отрыв. Кстати, интересно, что вторыми по увеличению доли рынка в сегменте продаж автодеталей за время пандемии оказались официальные дилеры, которые до половины сократили отставание от обычных магазинов запчастей.
Второй, причем куда более значимый и долгоиграющий фактор — цена. Вернее, ее роль возросла настолько, что окончательно стала определяющей. Косвенным фактором стала резко возросшая динамика сравнительного клиентского анализа: если раньше увеличение интереса к сравнению цен на запчасти возрастало в среднем на 1–2%, то в 2020 году этот показатель увеличился до 5–7% и достиг отметки 47%. То есть каждый второй автолюбитель гарантированно сравнивает цены — само собой, выбирая лучшие.
Как ни странно, параллельно с этим продолжает существование другой тренд: автовладельцы не спешат интересоваться стоимостью непосредственно сервисных работ. Как указывает Александр Груздев, 64% автолюбителей не сравнивают цены на СТО, что для последних является определенным шансом для «маневров».
Если же переходить к конкретным позициям, то ситуация выглядит настолько показательной, что может привести к перестройке всего российского рынка запчастей. Для примера был взят, наверное, самый популярный продукт послепродажного обслуживания — моторное масло.
Как показал анализ предложений, разброс стоимости на одинаковую по характеристикам продукцию отличается почти втрое: разные марки предлагают моторное масло по цене от 481 до 1324 рублей за литр. При этом 81% автомобилистов признались, что отдадут предпочтение более дешевому маслу, даже если не будут до конца уверены в бренде.
Последний фактор подтверждает и статистика за последние шесть лет, с докризисного 2014 года. Тогда качество масла играло важнейшую роль для 54% покупателей, а его цена — только для 38%. К сегодняшнему дню все стало наоборот: значение качества масла и репутации бренда-производителя снизилось до рекордных показателей 32 и 20% соответственно, зато значение стоимости продукции поднялось до 56%. То есть более чем половина автомобилистов России сегодня готова лить в мотор своей машины что угодно — главное, подешевле.
Кстати, в таком подходе есть свой смысл. Анализ деятельности российского автобизнеса показал, что на пути от производителя запчастей до конечного потребителя деталь в среднем дорожает на 310%. То есть в три раза! Так что народная фраза «цена в три конца» имеет под собой реальное обоснование. Связано это с цепочкой посредников: от производителя продукция уходит федеральным и региональным оптовикам, а затем распределяется между магазинами, СТО и интернет-площадками и только потом с тройной наценкой попадает к автовладельцу.
Влияние стоимости запчастей на принятие решения о покупке имеет градацию. Как показывает статистика, если деталь стоит до 1000 рублей, то сумма имеет значение только для 4% автолюбителей. Если стоимость детали составляет от 1000 до 5000 рублей, то уже 34% покупателей задумываются о выборе. Ну а если цена запчасти превышает 5000 рублей, то 58% водителей будут искать альтернативу подешевле
Ситуация в дилерских центрах
Параллельно с независимым рынком послепродажного обслуживания продолжает функционировать и дилерский сегмент, который так же активно занимается сервисной деятельностью. О проблемах этой части автобизнеса на онлайн-выставке MIMS Automechanika рассказал председатель совета директоров ГК «БН-Моторс» Алексей Подщеколдин.
Как выяснилось, основная проблема дилеров за десятилетия так до сих пор не изменилась: это взаимоотношения с представительствами автомобильных марок. Несмотря на официальный партнерский статус, отношения между предприятиями строятся по принципу начальника и подчиненного, когда дилер обязан выполнять требования представительства в рамках дилерского соглашения.
Одно из них — определенный уровень цен, в том числе на сервисные услуги и запчасти. Г‑н Подщеколдин открыто заявил, что по самым ходовым позициям стоимость запчастей в дилерских центрах в среднем на 50–70% превосходит цены на продукцию брендов производителей компонентов, поставляемых на тот же конвейер, только без маркировки автомобильной компании. Из-за этого дилерский сегмент теряет огромную аудиторию и прибыль, а также доверие клиентов именно на этапе послепродажного обслуживания.
По словам спикера, связано это с тем, что импортер, имея огромные издержки на организацию бизнеса в России, компенсирует это повышенными ставками на официально поставляемую продукцию. Проще говоря, закупочная цена запчастей для дилера иногда больше, чем розничная для клиентов в независимых магазинах.
В результате вместо того, чтобы зарабатывать больше на большем количестве клиентов при меньшей наценке, дилер ждет обеспеченного покупателя, который в итоге заплатит за всех, кто на официальный сервис не приехал. А с учетом масштабного кризиса таких становится все меньше.
Выход из подобной ситуации игроки отрасли видят один: разрешение на продажу дилерами неоригинальной продукции, но от брендов, которые являются конвейерными поставщиками автомобильных марок. Это даст дилерам возможность заметно расширить аудиторию.
Частично подобной практикой в России занимаются официально представительства Volkswagen и PSA, в рамках которых действуют специальные программы сервисного обслуживания на негарантийные машины. Причем французы первые и пока единственные запустили в РФ свой дочерний бренд Eurorepar, который не только поставляет запчасти по более привлекательным ценам, но и имеет развитую сеть сертифицированных СТО.
Учитывая, что ценовой фактор в сложившейся экономической ситуации окончательно установился в России как определяющий, есть основания полагать, что данная модель развития сервиса дилерских предприятий действительно может оказаться спасительной.
Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России
Посмотреть содержание
Этапы становления рынка автокомпонентов в России
Динамика и структура производства автомобилей
Динамика и структура авторынка
Динамика и структура парка
Структура рынка и классификация участников
Отличительные особенности российского рынка
Тенденции и перспективы рынка автокомпонентов
Локализация сборки иномарок в России
- Характеристика сборочных предприятий
- Автотор
- Автофрамос
- ГАЗ
- ДерВейс
- Дженерал Моторс Авто
- Джи Эм – АВТОВАЗ
- ИжАвто
- Ниссан Мануфактуринг Рус
- Соллерс
- ТагАЗ
- Тойота Мотор Мануфактуринг Россия
- ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус
- Форд Мотор Компании
- Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус
- PSA / Peugeot — Citroen и Mitsubishi
Оценка емкости рынка автомобильных компонентов. Методика расчета и основные параметры
Характеристика и оценка емкости вторичного рынка запчастей
- Автомобильные шины
- Автомобильные аккумуляторы
- Автомобильные масла и смазочные материалы
- Автомобильные фильтры
- Детали системы тормозов
- Узлы и детали подвески
- Узлы и детали рулевого управления
- Узлы и детали сцепления
- Узлы и детали трансмиссии
- Узлы и детали топливной системы
- Узлы и детали системы выпуска
- Узлы и детали системы зажигания
- Узлы и детали системы охлаждения
- Узлы и детали ЭСУД
- Узлы и детали электрооборудования
- Лицевые детали кузова
- Детали для капремонта двигателя
- Ремни приводные
Компании-продавцы запасных частей
- AKKC, г. Москва
- EXIST.RU, г. Москва
- PARTCAR , г. Москва
- Аванта, г. Челябинск
- АВТО 49, г. Москва
- Авто Мастер Трейдинг, г. Москва
- Авто Палас, г. Москва
- Автодок, г. Москва
- Авто-Евро, г. Москва
- Автокомис-С, г. Москва
- Автоконтинент, г. Санкт-Петербург
- Автомаркет, г. Москва
- Авторай, г. Ульяновск
- Автотрейд, г. Новосибирск
- Автоуниверсал, г. Москва
- Автофорум, г. Ростов-на-Дону
- АЕ ГРУПП, г. Москва
- Акцент-Авто, г. Барнаул
- Алессио-Авто, г. Санкт-Петербург
- и т.д.
Производители автокомпонентов в России
География предприятий-производителей компонентов
Характеристика производителей автомобильных компонентов и запчастей (Профили)
Иностранные производители, присутствующие на российском рынке (46 профилей)
- ANVIS Group
- Asahi Glass Company Automotive
- BASF Group
- Benteler Automobiltechnik GmbH
- Bosal
- BRISK
- Continental
- Delphi Corporation
- Denso
- DuPont
- EDAG
- Faurecia Interior Systems
- Federal Mogul
- Ficosa International
- Gestamp
- Hayes Lemerz
- Hella KGaA Hueck &Co.
- HP Pelzer Group
- Hyundai Mobis
- Inergy
- Johnson Controls
- Johnson Matthey
- Knorr-Bremse
- Lear Corp.
- Leoni
- Magna International
- Magneti Marelli
- Michelin Group
- Nokian
- Pilkington
- Pirelli
- PPG Industries
- Robert Bosch GmbH
- Siemens VDO Automotive Corporation
- SKF
- Stadco Ltd.
- Takata
- Tenneco Automotive
- Toyota Boshoku
- TRW Automotiv Inc.
- Valeo SA
- Webasto
- Woco
- WPT
- Yokohama
- ZF Friedrichshafen AG
Российские производители автокомпонентов (272 профиля)
- CBD
- АВАР
- Авто ЛТД
- Автоагрегат (Кинешма)
- Автоагрегат (Ливны)
- Автоагрегатцентр
- Автоарматура
- АвтоАудиоЦентр
- АвтоВАЗагрегат
- Авто-град
- Автодеталь-Сервис
- Автокомплект (Ижорский глушитель)
- Автокомпонент
- Автоконтинент+
- АвтоМаркет
- Авто-Пласт
- Автоприбор
- Автопровод
- Автосвет
- АвтоСтарт
- Автоэлектроника
- Автрамат
- Автэл
- Агрегат
- Адверс
- АДП Луга
- Аком
- Аксиома №1
- АкТех («Аккумуляторные технологии»)
- Альметьевский завод Радиоприбор
- Арат
- АРБ-Мораван
- Арзамасский машиностроительный завод
- Асоми
- АТЭ-1
- БАКОР
- Баксс (ПКФ)
- Балаковорезинотехника
- Балтрезинотехника
- Барнаульский завод асбестовых технических изделий
- БАТЭ
- Белебеевский завод Автонормаль (Белзан)
- Белкард
- Белмаг
- Белорецкий завод рессор и пружин
- Белшина
- БЗАК
- БИГ (Промышленно-торговая группа)
- Биком
- Булгар-Синтез
- ВАЗИНТЕРСЕРВИС
- ВАЗинтерСервис-Снаб
- Вале Плюс
- Валее-95
- ВАТИ
- Веста (МНПК)
- Виза ГК
- ВИКОМ
- Витценманн Pyccия
- Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей
- Волжский подшипниковый завод
- Волжскрезинотехника
- Восток-Амфибия
- ВПО Пpoгpecc
- Вэлконт
- ГЕАТЕХ
- Геркон-Авто
- Группа РВ
- ДААЗ
- Детальстройконструкция
- Димитровградский вентильный завод
- и т.д.
Приложение
Настоящий отчет стал результатом длительной работы по исследованию рынка компонентов и запчастей, проводимой аналитическим агентством «АВТОСТАТ». В отчете обзорно представлена общая картина автомобильного рынка, подробный расчет емкости рынка автокомпонентов и характеристики компаний – участников рынка. В расчет были включены более ста наиболее ходовых позиций запасных частей и эксплуатационных материалов. Рассчитав объем рынка по каждой позиции с разделением на российские автомобили и иномарки, были получены итоговые значения емкости рынка в натуральном и денежном выражении. Кроме того, по каждой группе запчастей представлена динамика емкости за 3 года и прогноз на 2010 год.
В отчет также включен актуальный обзор и краткие характеристики компаний-продавцов автозапчастей; обзор предприятий-производителей автокомпонентов, их географического расположения и позиций на рынке автокомпонентов. Подробная информация о деятельности предприятий-производителей представлена в профилях компаний. Всего в отчет включены профили более 40 иностранных компаний и более 200 российских производителей компонентов и запчастей.