Рынки узлов для автомобилей

Рынок запчастей — 2020: тенденции, перспективы, прогнозы

О том, что происходило в 2020 году и какие это будет иметь последствия для автомобильного рынка России, мы подробно описали на стр. 8 этого номера. Однако помимо непосредственно реализации автомобилей не менее важную роль играет рынок послепродажного обслуживания, который эксперты отрасли обсудили в рамках онлайн-выставки MIMS Automechanika 2020. Журнал «Движок» подвел краткие итоги этой дискуссии.

Итак, согласно данным независимого аналитического эксперта Александра Груздева, непростая ситуация пандемийного года изменила и эту сферу жизни автомобилистов, причем так, что подстраиваться теперь придется практически всем игрокам рынка послепродажного обслуживания.

Одним из главных факторов, конечно, стал всеобщий переход на онлайн-торговлю, в данном случае запчастями. Интернет-магазины и так постепенно отбирали лидирующие позиции у магазинов классических, и особенно у СТО, благодаря более выгодному ценовому позиционированию. А в 2020 году произошел настоящий рывок — с 22% онлайн-продажи прыгнули сразу до 34%, фактически уйдя в недосягаемый для остальных продавцов отрыв. Кстати, интересно, что вторыми по увеличению доли рынка в сегменте продаж автодеталей за время пандемии оказались официальные дилеры, которые до половины сократили отставание от обычных магазинов запчастей.

Второй, причем куда более значимый и долгоиграющий фактор — цена. Вернее, ее роль возросла настолько, что окончательно стала определяющей. Косвенным фактором стала резко возросшая динамика сравнительного клиентского анализа: если раньше увеличение интереса к сравнению цен на запчасти возрастало в среднем на 1–2%, то в 2020 году этот показатель увеличился до 5–7% и достиг отметки 47%. То есть каждый второй автолюбитель гарантированно сравнивает цены — само собой, выбирая лучшие.

Как ни странно, параллельно с этим продолжает существование другой тренд: автовладельцы не спешат интересоваться стоимостью непосредственно сервисных работ. Как указывает Александр Груздев, 64% автолюбителей не сравнивают цены на СТО, что для последних является определенным шансом для «маневров».

Если же переходить к конкретным позициям, то ситуация выглядит настолько показательной, что может привести к перестройке всего российского рынка запчастей. Для примера был взят, наверное, самый популярный продукт послепродажного обслуживания — моторное масло.

Как показал анализ предложений, разброс стоимости на одинаковую по характеристикам продукцию отличается почти втрое: разные марки предлагают моторное масло по цене от 481 до 1324 рублей за литр. При этом 81% автомобилистов признались, что отдадут предпочтение более дешевому маслу, даже если не будут до конца уверены в бренде.

Последний фактор подтверждает и статистика за последние шесть лет, с докризисного 2014 года. Тогда качество масла играло важнейшую роль для 54% покупателей, а его цена — только для 38%. К сегодняшнему дню все стало наоборот: значение качества масла и репутации бренда-производителя снизилось до рекордных показателей 32 и 20% соответственно, зато значение стоимости продукции поднялось до 56%. То есть более чем половина автомобилистов России сегодня готова лить в мотор своей машины что угодно — главное, подешевле.

Читайте также:  Диагностика двигателя bluetooth адаптер

Кстати, в таком подходе есть свой смысл. Анализ деятельности российского автобизнеса показал, что на пути от производителя запчастей до конечного потребителя деталь в среднем дорожает на 310%. То есть в три раза! Так что народная фраза «цена в три конца» имеет под собой реальное обоснование. Связано это с цепочкой посредников: от производителя продукция уходит федеральным и региональным оптовикам, а затем распределяется между магазинами, СТО и интернет-площадками и только потом с тройной наценкой попадает к автовладельцу.

Влияние стоимости запчастей на принятие решения о покупке имеет градацию. Как показывает статистика, если деталь стоит до 1000 рублей, то сумма имеет значение только для 4% автолюбителей. Если стоимость детали составляет от 1000 до 5000 рублей, то уже 34% покупателей задумываются о выборе. Ну а если цена запчасти превышает 5000 рублей, то 58% водителей будут искать альтернативу подешевле

Ситуация в дилерских центрах

Параллельно с независимым рынком послепродажного обслуживания продолжает функционировать и дилерский сегмент, который так же активно занимается сервисной деятельностью. О проблемах этой части автобизнеса на онлайн-выставке MIMS Automechanika рассказал председатель совета директоров ГК «БН-Моторс» Алексей Подщеколдин.

Как выяснилось, основная проблема дилеров за десятилетия так до сих пор не изменилась: это взаимоотношения с представительствами автомобильных марок. Несмотря на официальный партнерский статус, отношения между предприятиями строятся по принципу начальника и подчиненного, когда дилер обязан выполнять требования представительства в рамках дилерского соглашения.

Одно из них — определенный уровень цен, в том числе на сервисные услуги и запчасти. Г‑н Подщеколдин открыто заявил, что по самым ходовым позициям стоимость запчастей в дилерских центрах в среднем на 50–70% превосходит цены на продукцию брендов производителей компонентов, поставляемых на тот же конвейер, только без маркировки автомобильной компании. Из-за этого дилерский сегмент теряет огромную аудиторию и прибыль, а также доверие клиентов именно на этапе послепродажного обслуживания.

По словам спикера, связано это с тем, что импортер, имея огромные издержки на организацию бизнеса в России, компенсирует это повышенными ставками на официально поставляемую продукцию. Проще говоря, закупочная цена запчастей для дилера иногда больше, чем розничная для клиентов в независимых магазинах.

Читайте также:  Ремонт топливных форсунок легковых автомобилей

В результате вместо того, чтобы зарабатывать больше на большем количестве клиентов при меньшей наценке, дилер ждет обеспеченного покупателя, который в итоге заплатит за всех, кто на официальный сервис не приехал. А с учетом масштабного кризиса таких становится все меньше.

Выход из подобной ситуации игроки отрасли видят один: разрешение на продажу дилерами неоригинальной продукции, но от брендов, которые являются конвейерными поставщиками автомобильных марок. Это даст дилерам возможность заметно расширить аудиторию.

Частично подобной практикой в России занимаются официально представительства Volkswagen и PSA, в рамках которых действуют специальные программы сервисного обслуживания на негарантийные машины. Причем французы первые и пока единственные запустили в РФ свой дочерний бренд Eurorepar, который не только поставляет запчасти по более привлекательным ценам, но и имеет развитую сеть сертифицированных СТО.

Учитывая, что ценовой фактор в сложившейся экономической ситуации окончательно установился в России как определяющий, есть основания полагать, что данная модель развития сервиса дилерских предприятий действительно может оказаться спасительной.

Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России

Посмотреть содержание

Этапы становления рынка автокомпонентов в России

Динамика и структура производства автомобилей

Динамика и структура авторынка

Динамика и структура парка

Структура рынка и классификация участников

Отличительные особенности российского рынка

Тенденции и перспективы рынка автокомпонентов

Локализация сборки иномарок в России

  • Характеристика сборочных предприятий
  • Автотор
  • Автофрамос
  • ГАЗ
  • ДерВейс
  • Дженерал Моторс Авто
  • Джи Эм – АВТОВАЗ
  • ИжАвто
  • Ниссан Мануфактуринг Рус
  • Соллерс
  • ТагАЗ
  • Тойота Мотор Мануфактуринг Россия
  • ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус
  • Форд Мотор Компании
  • Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус
  • PSA / Peugeot — Citroen и Mitsubishi

Оценка емкости рынка автомобильных компонентов. Методика расчета и основные параметры

Характеристика и оценка емкости вторичного рынка запчастей

  • Автомобильные шины
  • Автомобильные аккумуляторы
  • Автомобильные масла и смазочные материалы
  • Автомобильные фильтры
  • Детали системы тормозов
  • Узлы и детали подвески
  • Узлы и детали рулевого управления
  • Узлы и детали сцепления
  • Узлы и детали трансмиссии
  • Узлы и детали топливной системы
  • Узлы и детали системы выпуска
  • Узлы и детали системы зажигания
  • Узлы и детали системы охлаждения
  • Узлы и детали ЭСУД
  • Узлы и детали электрооборудования
  • Лицевые детали кузова
  • Детали для капремонта двигателя
  • Ремни приводные

Компании-продавцы запасных частей

  • AKKC, г. Москва
  • EXIST.RU, г. Москва
  • PARTCAR , г. Москва
  • Аванта, г. Челябинск
  • АВТО 49, г. Москва
  • Авто Мастер Трейдинг, г. Москва
  • Авто Палас, г. Москва
  • Автодок, г. Москва
  • Авто-Евро, г. Москва
  • Автокомис-С, г. Москва
  • Автоконтинент, г. Санкт-Петербург
  • Автомаркет, г. Москва
  • Авторай, г. Ульяновск
  • Автотрейд, г. Новосибирск
  • Автоуниверсал, г. Москва
  • Автофорум, г. Ростов-на-Дону
  • АЕ ГРУПП, г. Москва
  • Акцент-Авто, г. Барнаул
  • Алессио-Авто, г. Санкт-Петербург
  • и т.д.
Читайте также:  Шины для автомобиля hyundai ix35

Производители автокомпонентов в России

География предприятий-производителей компонентов

Характеристика производителей автомобильных компонентов и запчастей (Профили)

Иностранные производители, присутствующие на российском рынке (46 профилей)

  • ANVIS Group
  • Asahi Glass Company Automotive
  • BASF Group
  • Benteler Automobiltechnik GmbH
  • Bosal
  • BRISK
  • Continental
  • Delphi Corporation
  • Denso
  • DuPont
  • EDAG
  • Faurecia Interior Systems
  • Federal Mogul
  • Ficosa International
  • Gestamp
  • Hayes Lemerz
  • Hella KGaA Hueck &Co.
  • HP Pelzer Group
  • Hyundai Mobis
  • Inergy
  • Johnson Controls
  • Johnson Matthey
  • Knorr-Bremse
  • Lear Corp.
  • Leoni
  • Magna International
  • Magneti Marelli
  • Michelin Group
  • Nokian
  • Pilkington
  • Pirelli
  • PPG Industries
  • Robert Bosch GmbH
  • Siemens VDO Automotive Corporation
  • SKF
  • Stadco Ltd.
  • Takata
  • Tenneco Automotive
  • Toyota Boshoku
  • TRW Automotiv Inc.
  • Valeo SA
  • Webasto
  • Woco
  • WPT
  • Yokohama
  • ZF Friedrichshafen AG

Российские производители автокомпонентов (272 профиля)

  • CBD
  • АВАР
  • Авто ЛТД
  • Автоагрегат (Кинешма)
  • Автоагрегат (Ливны)
  • Автоагрегатцентр
  • Автоарматура
  • АвтоАудиоЦентр
  • АвтоВАЗагрегат
  • Авто-град
  • Автодеталь-Сервис
  • Автокомплект (Ижорский глушитель)
  • Автокомпонент
  • Автоконтинент+
  • АвтоМаркет
  • Авто-Пласт
  • Автоприбор
  • Автопровод
  • Автосвет
  • АвтоСтарт
  • Автоэлектроника
  • Автрамат
  • Автэл
  • Агрегат
  • Адверс
  • АДП Луга
  • Аком
  • Аксиома №1
  • АкТех («Аккумуляторные технологии»)
  • Альметьевский завод Радиоприбор
  • Арат
  • АРБ-Мораван
  • Арзамасский машиностроительный завод
  • Асоми
  • АТЭ-1
  • БАКОР
  • Баксс (ПКФ)
  • Балаковорезинотехника
  • Балтрезинотехника
  • Барнаульский завод асбестовых технических изделий
  • БАТЭ
  • Белебеевский завод Автонормаль (Белзан)
  • Белкард
  • Белмаг
  • Белорецкий завод рессор и пружин
  • Белшина
  • БЗАК
  • БИГ (Промышленно-торговая группа)
  • Биком
  • Булгар-Синтез
  • ВАЗИНТЕРСЕРВИС
  • ВАЗинтерСервис-Снаб
  • Вале Плюс
  • Валее-95
  • ВАТИ
  • Веста (МНПК)
  • Виза ГК
  • ВИКОМ
  • Витценманн Pyccия
  • Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей
  • Волжский подшипниковый завод
  • Волжскрезинотехника
  • Восток-Амфибия
  • ВПО Пpoгpecc
  • Вэлконт
  • ГЕАТЕХ
  • Геркон-Авто
  • Группа РВ
  • ДААЗ
  • Детальстройконструкция
  • Димитровградский вентильный завод
  • и т.д.

Приложение

Настоящий отчет стал результатом длительной работы по исследованию рынка компонентов и запчастей, проводимой аналитическим агентством «АВТОСТАТ». В отчете обзорно представлена общая картина автомобильного рынка, подробный расчет емкости рынка автокомпонентов и характеристики компаний – участников рынка. В расчет были включены более ста наиболее ходовых позиций запасных частей и эксплуатационных материалов. Рассчитав объем рынка по каждой позиции с разделением на российские автомобили и иномарки, были получены итоговые значения емкости рынка в натуральном и денежном выражении. Кроме того, по каждой группе запчастей представлена динамика емкости за 3 года и прогноз на 2010 год.

В отчет также включен актуальный обзор и краткие характеристики компаний-продавцов автозапчастей; обзор предприятий-производителей автокомпонентов, их географического расположения и позиций на рынке автокомпонентов. Подробная информация о деятельности предприятий-производителей представлена в профилях компаний. Всего в отчет включены профили более 40 иностранных компаний и более 200 российских производителей компонентов и запчастей.

Оцените статью