Рулевой механизм автомобиля зил 130 устройство
На автомобиле ЗИЛ -130 рулевое управление снабжено гидравлическим усилителем, силовой цилиндр которого совмещен с рулевым механизмом.
Рулевое колесо закреплено на рулевом валу, установленном иа шарикоподшипниках в рулевой колонке, закрепленной на щите кабины. Рулевой вал с помощью промежуточного вала с двумя карданными шарнирами и скользящим шлицевым сочленением соединяется с валом гидравлического усилителя, совмещенного с рулевым механизмом, передающим усилие на рулевую сошку.
Рулевая сошка с помощью продольной рулевой тяги соединена с рулевым рычагом, закрепленным в верхнем ушке левого поворотного кулака передней оси. Рулевые рычаги, закрепленные в нижних ушках обоих поворотных кулаков, соединены поперечной рулевой тягой. Все соединения тяг осуществляются с помощью шаровых пальцев, входящих между сухарями, установленными в наконечниках тяг, и поджимаемых пружинами.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Гидроусилитель собран в чугунном корпусе, который закреплен с помощью кронштейна на раме автомобиля.
В цилиндрической части корпуса, закрытой с торца крышкой, установлен поршень с изготовленной на нем рейкой. Поршень уплотняется в цилиндре чугунными кольцами.
В поршне закреплена стопорными винтами шариковая гайка, через которую проходит винт рулевого механизма, наружный конец которого соединяется с карданным валом. Винт уплотнен в поршне и промежуточной крышке чугунными кольцами; наружное отверстие в поршне закрыто заглушкой.
В винтовой канал, образованный канавками на винте и в гайке, заложены шарики, облегчающие поворот винта в гайке. Шарики циркулируют по замкнутому пути, так как крайние канавки на гайке соединены между собой трубкой.
К верхнему концу корпуса прикреплены болтами промежуточная крышка и корпус золотника; между ними поставлено уплотнительное резиновое кольцо. К корпусу золотника на уплотнительном кольце прикреплена верхняя крышка, в которой вал винта лежит на игольчатом подшипнике и уплотнен самоподжимным сальником и уплотнительной манжетой.
На валу между двумя упорными шарикоподшипниками установлен золотник управления, имеющий на наружной поверхности две выточки.
Подшипники с золотником закреплены на валу регулировочной гайкой. Под гайкой поставлена коническая пружинная шайба, обеспечивающая постоянство затяжки подшипников.
Внутренние кольца подшипников при среднем нейтральном положении золотника располагаются с зазором мм от выступающей части корпуса золотника, что дает возможность золотнику с валом перемещаться в осевом направлении на эту величину.
Золотник с валом в среднем нейтральном положении фиксируется шестью пружинами с двумя плунжерами каждая, установленными в каналах корпуса золотника. Плунжеры одной половиной торца упираются в кольца подшипников, а другой — в торцы промежуточной и верхней крышек.
Снаружи к корпусу золотника присоединяются два шланга от насоса гидроусилителя. Сливной шланг присоединяется к отверстию, сообщающемуся двумя каналами с концами золотника, а нагнетательный — с отверстием канала, подходящего к середине золотника. Между каналами расположен шариковый клапан, соединяющий каналы между собой при неработающем насосе. В этом случае возможна работа рулевого механизма без гидроусилителя.
С рейкой поршня входит в зацепление зубчатый сектор, изготовленный вместе с валом, который установлен на бронзовых втулках в приливе корпуса и боковой крышке. Между крышкой и корпусом установлено уплотнительное кольцо. Наружный конец вала уплотнен в корпусе самоподжимным сальником и резиновой манжетой. На шлицах вала закреплена гайкой рулевая сошка. С внутренним концом вала соединена головка регулировочного винта, завернутого в крышку и закрепленного контргайкой. Винт уплотнен резиновым кольцом. С помощью винта регулируют положение сектора и боковой зазор в зацеплении его зубьев с зубьями рейки. Для этого зубья сделаны скошенными. В нижней части корпуса гидроусилителя имеется сливное отверстие, закрытое магнитной пробкой.
Насос гидроусилителя лопастного типа закреплен на двигателе с левой стороны. Шкив насоса соединен со шкивом коленчатого вала ременной передачей. Устройство и принцип действия насоса были рассмотрены выше.
Гидроусилитель работает следующим образом.
При вращении вала насоса с ротором лопасти его захватывают масло, поступающее из бачка, и нагнетают его через калиброванное отверстие в нагнетательную магистраль и к золотнику управления гидроусилителя.
При среднем положении рулевого колеса золотник под действием пружин с плунжерами удерживается в среднем нейтральном положении, и масло, поступающее к золотнику, через его выточки и сливные каналы по сливной магистрали возвращается обратно через фильтр
в бачок и обе полости корпуса, не оказывая действия на поршепь гидроусилителя (положение /).
При повороте рулевого колеса в какую-либо сторону (например, направо) на винте, вращающемся на шариках в гайке вследствие сопротивления, оказываемого сектором перемещению рейки, возникает реактивное осевое усилие, сдвигающее винт назад. Вместе с винтом сдвигается и золотник в пределах его возможного хода, и задняя выточка золотника соединяет канал передней полости Б цилиндра со сливным каналом и сливной магистралью, а передняя выточка соединяет нагнетательную магистраль с каналом задней полости А цилиндра. Давление масла в этой полости возрастает, и поршень, перемещаясь вперед, поворачивает сектор и через рулевой привод — колеса автомобиля направо (положение II).
Как только водитель перестанет поворачивать рулевое колесо, золотник становится под действием плунжеров в нейтральное положение, и действие гидроусилителя прекращается (положение /).
При повороте рулевого колеса в обратную сторону золотник смещается вперед, направляя масло в переднюю полость Б цилиндра и соединяя заднюю полость А со сливной магистралью (положение III ). При этом колеса будут поворачиваться влево.
Таким образом усилие, прикладываемое водителем к рулевому колесу, необходимо лишь для включения гидроусилителя, который и обеспечивает в основном поворот колес.
Для того чтобы при различных условиях поворота водитель испытывал на рулевом колесе меняющееся сопротивление, т. е. «чувствовал дорогу», пространство между плунжерами гидроусилителя сообщено с нагнетательной магистралью. При повышении сопротивления повороту колес для перемещения поршня гидроусилителя требуется большее усилие, поэтому давление масла в нагнетательной магистрали возрастает. Под действием этого давления плунжеры сильнее прижимаются к кольцам подшипников, и для сдвига золотника требуется приложить несколько большее усилие, вследствие чего поворот рулевого колеса утяжеляется. При неисправности гидроусилителя рулевое управление может работать лишь от усилия водителя, которое в этом случае должно быть увеличено.
На автомобилях ЗИЛ -131 и ЗИЛ -133 рулевое управление с гидравлическим усилителем имеет устройство и принцип действия, аналогичные устройству и принципу действия автомобиля ЗИЛ -130. В сливную магистраль гидроусилителя включен радиатор трубчатого типа для охлаждения масла, расположенный над радиатором системы смазки двигателя.
Рулевой механизм автомобиля зил 130 устройство
ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ
СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________
Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
Рулевое управление ЗИЛ-130
Разборка рулевого управления ЗИЛ-130
Рулевая колонка ЗИЛ-130
Рулевую колонку ЗИЛ-130 (рис. 150) устанавливают в приспособление (рис. 151), состоящее из опорной плиты 6 в сборе с корпусом 8, неподвижной плиты 5 и рычагом 9 запорного механизма поворотной плиты 2. Поворотная плита 2 крепится к неподвижной плите при помощи вала 5 и имеет возможность поворачиваться на угол 360° по окружности. Различные положения плиты можно фиксировать. На поворотной плите установлены упоры 4 и зажим 1 (трубы колонки).
Трубу колонки рулевого управления устанавливают на призмы 17 и поворотом рукоятки рычага 12 при помощи коромысла 15 и подшипника 16 крепят на приспособлении. Затем снимают кнопку 26 (см. рис. 150) сигнала, колпак 24 контакта провода, пружину 23 и тарелку 22 пружины контакта провода. Отвернув винт 21 и шурупы 17, снимают изоляционную втулку 18, пластину контакта 16, пружину 15 и тарелку 14 пружины контакта с массой.
Рис. 150. Детали рулевой колонки ЗИЛ-130
Отвернув гайку, снимают рулевое колесо 2 и удаляют из шпоночного паза шпонку 3. Расконтрив шайбу 12, отвертывают гайку 13. Отвернув винты 6, снимают с трубы 10 колонки контактное устройство 7 сигнала в сборе. Постукивая легкими ударами молотка с медным бойком в торец нижнего конца вала 9, подают вал вперед и вынимают его из трубы колонки. Затем выпрессовывают из трубы 10 подшипник 4 и уплотнительное кольцо 11 с обоймой и сальником в сборе. Для выпрессовки подшипника применяют съемник (рис. 152), который состоит из двух захватов 6, корпуса 5, упора 4, вала 3, передвижного груза 2 и рукоятки.
Перед выпрессовыванием захваты 6 вводят через отверстие подшипника 4 (см. рис. 150) во внутреннюю полость трубы рулевой колонки и вращением рукоятки (см. рис. 152) разводят их до упора в стенки трубы. Перемещая груз 2 по валу 3 и ударяя в подпятник рукоятки, выпрессовывают подшипник. Отвертывая винты 27 (см. рис. 150), снимают переключатель 28 указателя поворотов, а затем трубу 10 колонки с приспособления. Вал рулевого
управления. Вал разбирают в приспособлении, аналогичном по конструкции приспособлению, приведенному на рис. 151. Снимают стопорное кольцо 30 (см. рис. 150), разжимное кольцо 29, подшипник 4 и кольцо 25 контактного устройства сигнала в сборе.
Рулевой карданный вал ЗИЛ-130
Рис. 153. Детали карданного вала рулевого управления ЗИЛ-130
Карданный вал рулевого управления (рис. 153) в сборе устанавливают в приспособление для разборки по конструкции, аналогичное описанному выше. Поворачивая карданный вал в удобные для разборки положения, отвертывают пресс-масленку 2 (см. рис. 153), снимают стопорные кольца 5, крышку 4 и уплотнительные кольца 5. Постукивая слегка медным молотком по вилке, подают ее вниз, а затем снимают втулки 6 и вилку 1.
Затем снимают втулки 6 с крестовины 9, вынимают крестовину 9 из вилки 10 шлицевого соединения и снимают с крестовины обоймы 8 и уплотнительные кольца 7. Аналогичным образом разбирают противоположный конец карданного вала. Отвертывают колпачковую гайку 14, снимают с вилки 10 шлицевого стержня вилку 15 со шлицевой втулкой в сборе, уплотнительную шайбу 13, войлочное кольцо 12, резиновое кольцо и колпачковую гайку 14. Вилку 10 шлицевого стержня снимают с приспособления.
Рулевой механизм ЗИЛ-130
Рулевой механизм ЗИЛ-130 (рис. 154) разбирают на стенде. Между нижней неподвижной плитой 2 и поворотной плитой 5 находятся в кольцевом пазу шарики, обеспечивающие легкий поворот плиты по окружности. Кроме того, на нижней плите находится механизм фиксации положения плиты.
Рис. 154. Детали механизма рулевого управления ЗИЛ-130
Рулевой механизм устанавливают картером 4 (см. рис. 154) в приспособление отверстиями под болты крепления к раме на пальцы-фиксаторы 12 и закрепляют прихватами. Отвертывают сливную пробку 32 (см. рис. 154) и сливают остатки масла в подставленную емкость. Отвертывают болты и
снимают боковую крышку 24 вместе с валом 31 сошки и нижнюю крышку 1. Повернув приспособление, отвертывают болты, снимают верхнюю крышку 20 (см. рис. 154), корпус клапана 17 управления вместе с промежуточной крышкой 12, винтом 7 и поршнем-рейкой 5. Затем вынимают стопорное кольцо 37 и выпрессовывают при помощи оправки из гнезда отверстия картера 4 сальник 34, упорные кольца 35 и резиновую манжету 36.
Узлы рулевого механизма разбирают на стенде. Боковую крышку в сборе с валом сошки разбирают следующим образом. Вал 31 (см. рис. 154) устанавливают в приспособление боковой крышкой 24 (см. рис. 154) вверх. Затем отвертывают стопорную гайку регулировочного винта 30 и, удерживая винт от проворачивания, отвертывают боковую крышку с регулировочного винта и снимают уплотнительные кольца 25 и 29. Из гнезда вала 31 сошки вынимают стопорное кольцо 28, регулировочную шайбу 27 в сборе с регулировочным винтом 30 и упорную шайбу 26. С винта 30снимают регулировочную шайбу 27 и вынимают вал 31 сошки из приспособления.
Верхнюю крышку 20 для разборки (см. рис. 154) устанавливают в подставку плоскостью разъема вниз, из кольцевого паза гнезда крышки вынимают стопорное кольцо 37 (см. рис. 154) и переставляют крышку 20 плоскостью разъема вверх. Из гнезда съемником вынимают игольчатый подшипник 21 и при помощи оправки из гнезда крышки выпрессовывают сальник 38, упорные кольца 22, наружную уплотнительную манжету 23 и снимают крышку 20 с подставки.
Узел клапана управления в сборе с промежуточной крышкой, винтом и поршнем-рейкой разбирают следующим образом. Промежуточную крышку 12 (см. рис. 154) закрепляют в приспособлении. Отвертывают установочные винты 42 (см. рис. 154), крепящие шариковую гайку 8, снимают поршень-рейку 5 с шариковой гайки 8, придерживая от выпадания желоба 9 и шарики 10. Затем снимают желоба 9, удаляют шарики 10, снимают шариковую гайку 8 и вынимают из промежуточной крышки 12 винт 7 в сборе с корпусом 17 клапана.
Винт 7 устанавливают на подставку, отжимают бортик регулировочной гайки 19, вдавленный в канавку винта, отвертывают гайку 19 и снимают пружинную шайбу 18. Легкими ударами медного молотка по винту 7 подают его вперед и снимают упорные подшипники 13 и корпус 17 клапана
управления в сборе. Затем снимают крышку 12 с приспособления. Вынимают из корпуса 17 клапана управления реактивные плунжера 40 пружины 39 и золотник 16. Затем с винта 7 снимают уплотнительные кольца, а с поршня-рейки 5 — поршневые кольца.
Разборка насоса гидроусилителя ЗИЛ-130
Порядок разборки насоса ГУР рулевого механизма ЗИЛ-130 следующий. Перед разборкой насос гидроусилитачя должен быть очищен от грязи и промыт. Масло должно быть слито. При разборке, сборке и ремонте насоса не должны обезличиваться крышка насоса и перепускной клапан в сборе, статор, ротор и лопасти пасоса.
Рис.157. Насос гидроусилителя рулевого управления ЗИЛ-130
Насос ГУР ЗИЛ-130 разбирают и собирают в приспособлении с поворотной плитой. Конструкция приспособления аналогична конструкции приспособления для разборки и сборки колонки рулевого управления. Насос (рис. 157) гидроусилителя закрепляют корпусом 36 на поворотной плите
приспособления. Вывертывают из крышки 13 бачка сапун 14. Отвернув гайку-барашек 11, снимают шайбу 12, крышку 13 бачка, уплотнительное кольцо 10 и уплотнительную прокладку 15 крышки. Из корпуса бачка 8 вынимают фильтры 9 и 18. Затем, вывернув шпильку 19 и отвернув болты, снимают коллектор 20 насоса, прокладку 21 коллектора, бачок 8 и уплотнительную прокладку 7 бачка.
Предварительно отвернув болты крепления, снимают крышку 22 насоса в сборе с перепускным и предохранительным клапаном, удерживая клапан от выпадания технологической чекой. Затем снимают распределительный диск 26, статор 34 и ротор 32 в сборе с лопастями 33, надев на него
технологическое резиновое кольцо и отметив положение статора относительно распределительного диска и корпуса насоса ГУР. Сняв уплотнительное кольцо 6 корпуса 36 насоса, выпрессовывают установочные штифты 35.
Удалив шплинт 5, отвернув гайку 2 и сняв шайбу 44, спрессовывают шкив привода с вала 42 насоса и конусную втулку 43. Затем, вынув стопорное кольцо 5 при помощи медной оправки, легкими ударами молотка подают вал 42 вперед и выпрессовывают его в сборе с подшипником 41 из гнезда корпуса насоса. Из корпуса 36 насоса удаляют проставку 39 и выпрессовывают сальник 38 и игольчатый подшипник 37. Вал насоса ставят на подставку пресса, при помощи оправки спрессовывают с шейки вала 42 подшипник 41 и снимают упорную шайбу 40.
Сборка рулевого управления ЗИЛ-130
Сборка вала рулевого управления
Для сборки вала узел закрепляют в приспособлении. На шейку вала 9 (см. рис. 150) устанавливают кольцо 25 контактного устройства сигнала в сборе и напрессовывают его при помощи оправки, обеспечивая взаимное расположение провода сигнала и окна в теле вала в одной плоскости и расстояние 182 мм от торца вала до внутреннего торца кольца.
Затем продевают провод сигнала с наконечником в сборе через окно тела вала на выход и снимают собранный узел с приспособления.
Сборка вала рулевой сошки с боковой крышкой
Вал рулевой сошки ЗИЛ-130 с боковой крышкой собирают в приспособлении. В гнездо вала 31 (см. рис. 154) сошки устанавливают упорную шайбу 26 и регулировочный винт 30. На винт надевают регулировочную шайбу 27 и, введя стопорное кольцо 28 в кольцевой паз гнезда вала сошки, стопорят регулировочный винт. Осевое перемещение регулировочного винта проверяют в контрольном приспособлении. Контрольное приспособление состоит из плиты 21, на которой закреплены упор 20 и подставка 19 с поворотной осью и эксцентриковым зажимом.
Кроме этого, на плите 21 установлена призма 18 и корпус 17 натяжного механизма, который состоит из шпинделя 13, цанги 14, тяги 16, упорной крышки 5, шайбы, гайки 2 натяжки и стопорной гайки 5. Шпиндель 13 натяжного механизма перемещается во втулке 11, запрессованной в корпус 17. Шпиндель 13, цанга 14 и тяга 16 удерживаются от проворачивания шпонками. На верхнем торце корпуса 17 закреплена стойка 6 с индикатором 9 и защитным кожухом 10.
Для проверки осевого перемещения регулировочного винта вал рулевой сошки ЗИЛ-130 устанавливают на поворотную подставку 19 и закрепляют эксцентриковым зажимом. Шпиндель 13 отводят в крайнее положение, поворачивают подставку 19 и устанавливают вал сошки опорной шейкой на призму 18. Затем перемещают шпиндель 13 и цангой 14 закрепляют регулировочный винт 30 (см. рис. 154) до упора в торец опорной шейки вала 31 сошки. По показанию индикатора определяют величину осевого перемещения регулировочного винта. Осевое перемещение регулировочного винта 30 (см. рис. 154) не должно превышать 0,02—0,08 мм. Затем в гнездо боковой крышки 24 вставляют уплотнительное кольцо 25, устанавливают боковую крышку на регулировочный винт и вращением винта соединяют ее с валом сошки, навертывая на винт 30 контргайку.
Сборка верхней крышки
Верхнюю крышку 20 (см. рис. 154) устанавливают в подставку плоскостью разъема вниз, Затем при помощи оправки в гнездо крышки запрессовывают сальник 38 (см. рис. 154), упорные кольца 22 и уплотнительную манжету 23; в кольцевой паз гнезда ставят стопорное кольцо 37.
Переустанавливают крышку 20 плоскостью разъема вверх. В гнездо запрессовывают игольчатый подшипник 21 так, чтобы после запрессовки была видна маркировка, имеющаяся на его торце, а иголки подшипника свободно перемещались в обойме.
Сборка винта рулевого управления с промежуточной крышкой и шариковой гайкой в сборе
В канавку средней шейки винта 7 (см. рис. 154) устанавливают уплотнительное кольцо 6 и надевают на винт промежуточную крышку 12 и шариковую гайку 8. Шариковую гайку 8 устанавливают на нижнем конце винта, совместив отверстия гайки, в которые входят желоба 9, с винтовой канавкой винта. Затем через обращенное к средней шейке винта 7 отверстие в шариковой гайке вставляют в его винтовую поверхность шарика 10 с разноразмерностью не более 2 мкм одной размерной группы, поворачивая при этом винт против часовой стрелки. Сложив вместе желоба 9, закладывают в них восемь шариков 10 той же размерной группы и замазывают выходы консистентной смазкой УН (вазелин технический ГОСТ 782—59).
Желоба с шариками вставляют в шариковую гайку и обвязывают ее для предотвращения выпадания желобов. Затем проверяют проворачивание шариковой гайки в средней части винта, используя для этой цели динамометр, который вставляют в гнездо под установочный винт. Момент проворачивания шариковой гайки в средней части винта должен быть в пределах 3—8 кГсм, что соответствует усилию 0,9—2,5 кГ, а по краям винта посадка должна быть свободной. При невыполнении этого требования необходимо заменить шарики на другую размерную группу (при ослабленном вращении — большим размером, а при тугом — меньшим размером).
Сборка винта рулевого управления ЗИЛ-130 с промежуточной крышкой, шариковой гайкой и поршнем-рейкой
Поршень-рейку 5 (см. рис. 154) устанавливают в приспособление. На поршень-рейку надевают поршневые кольца 11 (см. рис. 154). В канавку передней части винта 7 устанавливают уплотнительное кольцо 6 и шариковую гайку 8 в сборе с винтом 7 и промежуточной крышкой 12 соединяют с поршнем-рейкой, ввернув установочные винты 42 и затянув их (момент затяжки 2,75—3,5 кГм).
Винты кернят в двух местах против канавок в поршне-рейке. В случае совпадения канавки в поршне-рейке со шлицем винта последний должен быть заменен. Выступание винтов или заусенец от раскерновки над цилиндрической поверхностью поршня-рейки недопустимо, так как это вызывает задир цилиндра гидроусилителя.
Сборка рулевой колонки ЗИЛ-130
Трубу 10 (см. рис. 150) колонки рулевого управления закрепляют в приспособлении. Затем в трубу вставляют вал 9 (см. рис. 150) рулевого управления с кольцом 25 контактного устройства сигнала в сборе. На вал 9 рулевого управления с двух сторон устанавливают подшипники 4,
предварительно смазав их смазкой УС-1 или УС «автомобильная» (ГОСТ 4366—56), и запрессовывают в гнезда трубы 10 колонки рулевогоуправления. Со стороны крепления рулевого колеса 2 на вал 9 рулевого управления надевают разжимное кольцо 29 подшипника и стопорное кольцо 30, а с другой стороны уплотнительное кольцо с обоймой и шайбой в сборе, стопорную шайбу 12, а затем на резьбовой конец вала навертывают гайку 13.
В шпоночный паз вала 9 устанавливают шпонку 5, на конусную шейку рулевое колесо 2 и закрепляют гайкой. После этого регулируют подшипники 4 и проверяют усилия поворота вала рулевого управления, используя для этой цели динамометрический ключ. Динамометрический ключ устанавливают и закрепляют на валу 9 (см. рис. 150) рулевого управления при помощи насадка и поворачивают маховик 21. При этом создается усилие, воспринимаемое двумя плоскими пружинными пластинами 2, закрепленными на корпусе, которые в свою очередь воздействуют на коромысло 24, штифт 23, валик 18, насадок 19 и вал рулевого управления.
Момент поворота вала рулевого управления ЗИЛ-130 фиксируется стрелкой 5 на шкале 4, закрепленной на секторе 3. Момент поворота вала 9 (см. рис. 150) должен быть в пределах 3-8 кГсм. Если момент поворота вала менее допустимого предела, то производят затяжку гайки 13 упорных подшипников 4. Чрезмерная затяжка гайки 13 с последующим отвертыванием для получения допустимого момента поворота (вращения) вала 9 недопустима, так как может вызывать повреждение нижнего подшипника 4. После регулировки подшипников и проверки момента поворота вала рулевого управления снимают динамометрический ключ, огибают у стопорной шайбы 12 в шлиц гайки 13, фиксируя ее положение.
Затем на трубу 10 рулевой колонки устанавливают контактное устройство 7 сигнала в сборе и крепят посредством винтов 6 и пружинных шайб 5. Поворачивают каретку приспособления на 90° рулевым колесом 2 вверх. Затем на наконечник провода кольца 25 контактного устройства сигнала устанавливают тарелку 14 пружины контакта с массой, пружину 15, пластину 16 контакта в сборе с изоляционной втулкой 18 и соединяют винтом 21, фиксируя его положение шайбами 19 и 20. Пластину 16 контакта в сборе крепят к ступице рулевого колеса 2 шурупами 17. Затем устанавливают тарелку 22 пружины контакта провода, пружину 23, колпак 24 контакта провода и крышку 26 кнопки сигнала. На трубу 10 колонки устанавливают переключатель 28 указателя поворота, который крепят винтами 27.
Сборка карданного вала рулевого управления ЗИЛ-130
Для сборки вилку 10 (см. рис. 153) шлицевого стержня устанавливают в приспособление и закрепляют. Поочередно на шипы крестовины 9 устанавливают обоймы 8 и уплотнительные кольца 7. Крестовину 9 шипами вставляют в отверстие вилки, на шипы напрессовывают втулки 6 при помощи оправки, устанавливают крышки 4 в сборе с уплотнительными кольцами 5 и фиксируют положение крестовины 9 стопорными кольцами 3. Затем вилку 1 в сборе с крестовиной 9 соединяют с вилкой 10 шлицевого стержня, устанавливая втулки 6, крышки 4 с уплотнительными кольцами 5 и стопорные кольца 3, и ввертывают пресс-масленку 2.
Кардан со шлицевой втулкой собирают аналогично технологическому процессу, описанному выше. На шейку вилки 10 шлицевого стержня надевают колпачковую гайку 14, вставляют в гайку 14 резиновое кольцо 11, войлочное кольцо 12 и уплотнительную шайбу 13. На шлицы вилки 10
устанавливают вилку 15 со шлицевой втулкой в сборе, предварительно смазав шлицы тонким слоем смазки 1—13с (ВТУ НП5—58) или ЯМЗ-2 (ГОСТ 9432—60). Аналогичную смазку в количестве 18—20 г закладывают во втулку, а затем на резьбовой конец шлицевой втулки навертывают колпачковую гайку 14. Шарниры смазывают шприцем через пресс-масленки 2 и отверстия в крестовинах 9 смазкой ТАп-15 ГССТ 8412—57.
Сборка рулевого механизма ЗИЛ-130
Картер 4 (см. рис. 154) устанавливается и закрепляется в приспособление. Базой является поверхность крепления к раме автомобиля. В гнездо (см. рис. 154) промежуточной крышки 12 устанавливают уплотнительные кольца 14. Одно со стороны картера 4, другое со стороны крепления клапана управления.
Предварительно разведя замки поршневых колец поршня-рейки под углом 90° симметрично относительно зубьев рейки и смазав цилиндр картера рулевого механизма и поршневые кольца тонким слоем индустриального масла 20, вставляют в цилиндр поршень-рейку в сборе с винтом, шариковой гайкой и промежуточной крышкой, следя за тем, чтобы зубья рейки были обращены вниз. Предварительно закрепляют промежуточную крышку 12 на один болт, поставив пружинную шайбу. На шейку винта 7 напрессовывают до упора в буртик упорный шарикоподшипник 13.
Предварительно смазав индустриальным маслом 20 золотник 16, реактивные пружины 39 и реактивные плунжеры 40, их устанавливают в корпус 17 обратного клапана. Затем на шейку винта 7 устанавливают корпус 17 обратного клапана в сборе с плунжерами, напрессовывают упорный
шарикоподшипник 13 до упора в торец золотника 16, устанавливают пружинную шайбу 18 вогнутой стороной к шарикоподшипнику, навертывают и закрепляют регулировочную гайку 19. Момент, необходимый для проворачивания корпуса обратного клапана относительно винта 7, проверяют динамометром, поворачивая корпус 17.
Величина момента должна быть равна 6-8,5 кГсм. После регулировки затяжки гайки 19 ее буртик должен быть вдавлен без разрыва в паз винта. При этом необходимо следить за тем, чтобы выдавка была закругленной и без острых углов. Затем корпус 17 обратного клапана и промежуточную крышку 12 крепят к картеру 4 рулевого управления болтами с пружинными шайбами. Вставив уплотнительное кольцо в гнездо верхней крышки 20, устанавливают ее на шейку винта 7 и крепят к корпусу 17 обратного клапана болтами с пружинными шайбами.
Затем смазывают индустриальным маслом 20 шейки вала 31 сошки, устанавливают на шлицевую часть защитную муфту и вставляют вал 31 во втулки 33 картера 4 рулевого механизма, следя за тем, чтобы средний зуб сектора вала сошки совпал со средней впадиной поршня-рейки 5, после
чего крепят боковую крышку 24 к картеру 4 рулевого механизма болтами с пружинными шайбами. В гнездо картера 4 устанавливают сальник 34, упорное кольцо 55, манжету 36, шайбу и стопорное кольцо 37. В корпус картера 4 рулевого механизма ввертывают магнитную сливную пробку 32 в
сборе с прокладкой. Затем в гнездо нижней крышки 1 устанавливают уплотнительное кольцо 2 и крепят ее к картеру 4 болтами с пружинными шайбами.
После сборки рулевого механизма величина усилия реактивных пружин 39 и момент вращения рулевого винта проверяют путем перемещения поршня-рейки в осевом направлении до упора в обе стороны с приложением дополнительного вращающего момента к рулевому винту 7. При крайних положениях поршня-рейки реактивные пружины должны обеспечивать его возврат в исходное положение.
Момент вращения рулевого винта 7 проверяют динамометрическим ключом при продольном перемещении вала 31 сошки при переходе через среднее положение. Для этого ослабляют контргайку и вращают регулировочный винт 30. При вращении винта в правую сторону усилие будет увеличиваться, а при вращении в левую сторонууменьшаться. Допустимый момент при переходе через среднее положение должен быть не более 50 кГсм. После регулировки винт 30 контрится гайкой. Момент затяжки гайки должен быть 4-4,5 кГм.
Сборка насоса гидроусилителя руля ЗИЛ-130
Установив на вал 42 (см. рис. 157) упорную шайбу 40 и подшипник 41, вал устанавливают на подставку к прессу и оправкой напрессовывают на его шейку подшипник 41. Закрепив корпус перепускного золотника 25 (клапана) в зажимное приспособление, в его гнездо устанавливают пружину 31 и направляющую пружину 30.
Затем, установив на седло 27 регулировочные шайбы 28 и предварительно обжав гнездо седла 27 шариком 29, вводят шарик 29 в гнездо седла и направляющей пружины и завертывают седло 27 в корпус золотника с моментом 1,5—2,0 кГм. После этого перепускной клапан в сборе испытывают на специальном приспособлении. К отверстию в седле предохранительного клапана подводят масло под давлением 60 кГ/см. При этом не должно наблюдаться течи масла из-под предохранительного клапана.
Регулировку на открытие предохранительного клапана при давлении 65—70 кГ/см выполняют подбором регулировочных шайб 28. При правильной регулировке клапан должен пропускать непрерывную струю масла. Для испытания применяют турбинное масло 22 (турбинное Л) с температурой в пределах 45—50° С.
Предварительно смазав трущиеся поверхности гнезда крышки 22 и перепускного золотника 25 (клапана) турбинным маслом 22, в гнездо крышки устанавливают пружину 23 перепускного клапана, перепускной золотник 25 (клапан) в сборе с предохранительным, который должен перемещаться в гнезде крышки без заеданий до полного сжатия пружины 23 и обратно. Затем в резьбовое отверстие ввертывают уплотнительное седло 24. После этого крышку насоса в сборе испытывают на стенде (рис. 160).
В отверстие Б4 ввертывают пробку, а в полости А создают давление масла 60 кГ/см. При этом через отверстие Б наблюдают утечку масла, которая не должна превышать 50 см3 в минуту. Затем вывертывают заглушку из отверстия Б и перекрывают отверстие Б2, а в полости А также создают давление масла. При этом перепускной золотник (клапан) должен отвертываться при давлении масла в пределах 1,8—2,5 кПсмг.
Открытие клапана и утечку масла необходимо проверять 3 раза. В случае несоответствия величины давления открытия перепускного клапана или утечки масла рекомендуется крышку и золотник подбирать по отверстию и наружному диаметру. После испытания в отверстие Б
устанавливают технологическую чеку для предотвращения выпадания перепускного клапана. Сборку насоса гидроусилителя руля ЗИЛ-130 начинают с установки игольчатого подшипника.
Установив проставку 39 в отверстия корпуса, вставляют вал 42, запрессовывают его с подшипником 41 припомощи оправки в гнездо корпуса 36 насоса, фиксируя его положение постановкой стопорного кольца 5. Вставив в паз вала 42 сегментную шпонку 4, на шейку вала устанавливают конусную втулку 43, напрессовывают шкив 1, устанавливают шайбу 44, а на резьбовой конец навертывают гайку 2, которую затягивают с моментом 6—8 кГм и шплинтуют.
При проворачивании рукой за шкив валик должен вращаться без заеданий в корпусе насоса. Затем в корпус 36 насоса запрессовывают установочные штифты 35, а в кольцевой паз корпуса устанавливают уплотнительное кольцо 6. На установочные штифты 55 устанавливают статор 34 и
распределительный диск 26 в соответствии с метками, нанесенными при разборке, и стрелкой, указывающей направление вращения вала насоса, предварительно вставив в статор 34 ротор 32 в сборе с лопастями 33 и напрессовав его на шлицевой конец вала 42.
При этом фаска шлицевого отверстия ротора 32 должна быть обращена к корпусу 36 насоса. Установив уплотнительное кольцо 6 на корпус 36 насоса, устанавливают крышку 22 насоса ГУР в сборе, которую закрепляют болтами с пружинными шайбами моментом 5—7 кГм. Затем освобождают перепускной клапан, удалив из отверстия крышки технологическую чеку. Ввернув от руки в резьбовые отверстия корпуса насоса и крышки две технологические шпильки, устанавливают уплотнительную прокладку 7, бачок 8 насоса, прокладку коллектора 21, коллектор 20 насоса и закрепляют их на корпусе насоса и крышке, поочередно вывертывая и заменяя технологические шпильки на болты с пружинными шайбами; момент затяжки болтов должен быть в пределах 0,6—0,8 кГм.
В корпус коллектора 20 ввертывают шпильку 19 крепления крышки бачка. В корпус бачка 8 устанавливают фильтр 18 и заливной сетчатый фильтр 9. После этого, установив уплотнительную прокладку 15 в кольцевую канавку крышки 13, бачок 8 насоса закрывают крышкой 13 и крепят ее гайкой-барашком 11, предварительно надев на шпильку 19 уплотнительное кольцо 10 и шайбу 12 гайки-барашка. Затем в крышку 13 бачка ввертывают сапун 14. После сборки насос гидроусилителя рулевого механизма испытывают на производительность и предельное давление, развиваемое насосом.