- Устройство и принцип работы системы запуска двигателя
- Что представляет собой
- Устройство системы запуска двигателя
- Как работает запуск двигателя
- Особенности работы аккумуляторной батареи
- Сила тока при старте
- Особенности запуска двигателя в зимних условиях
- Запуск, прогрев, опробование и останов двигателя
- Подготовка двигателя к запуску
- Запуск двигателя
- Прогрев двигателя
- Опробование двигателя
- Останов двигателя
Устройство и принцип работы системы запуска двигателя
Система запуска двигателя обеспечивает первоначальное проворачивание коленчатого вала ДВС, благодаря чему в цилиндрах происходит воспламенение топливовоздушной смеси и мотор начинает работать самостоятельно. В эту систему входят несколько ключевых элементов и узлов, работу которых мы рассмотрим далее в статье.
Что представляет собой
В современных автомобилях реализована электрическая система пуска двигателя. Также ее часто называют стартерной системой пуска. Одновременно с вращением коленвала в работу включается система ГРМ, зажигания и топливоподачи. Происходит сгорание топливовоздушной смеси в камерах сгорания и поршни проворачивают коленвал. После достижения определенных оборотов коленчатого вала двигатель начинает работать самостоятельно, по инерции.
Запуск двигателя
Чтобы запустить двигатель, нужно достичь определенной частоты вращения коленчатого вала. Для разных типов двигателей это значение отличается. Для бензинового мотора минимально необходимо 40-70 об/мин, для дизельного – 100-200 об/мин.
На начальном этапе автомобилестроения активно использовалась механическая система пуска с помощью заводной рукоятки. Это было ненадежно и неудобно. Сейчас от таких решений отказались в пользу электрической системы запуска.
Устройство системы запуска двигателя
В систему пуска двигателя входят следующие ключевые элементы:
- механизмы управления (замок зажигания, дистанционный запуск, система Старт-Стоп);
- аккумуляторная батарея;
- стартер;
- провода определенного сечения.
Схема запуска двигателя
Ключевым элементом системы является стартер, который, в свою очередь, питается от аккумуляторной батареи. Это электродвигатель постоянного тока. Он создает крутящий момент, который передается маховику и коленчатому валу.
Как работает запуск двигателя
После поворота ключа в замке зажигания в положение «запуск» замыкается электрическая цепь. Ток по плюсовой цепи от аккумулятора поступает на обмотку тягового реле стартера. Затем по обмотке возбуждения ток проходит к плюсовой щетке, затем по обмотке якоря на минусовую щетку. Так срабатывает тяговое реле. Подвижный сердечник втягивается и замыкает силовые пятаки. При движении сердечника выдвигается вилка, которая толкает приводной механизм (бендикс).
После замыкания силовых пятаков от аккумулятора подается пусковой ток по плюсовому проводу на статор, щетки и ротор (якорь) стартера. Вокруг обмоток возникает магнитное поле, которое приводит в движение якорь. Таким образом электрическая энергия от аккумулятора преобразуется в механическую энергию.
Работа выключенного и включенного стартера
Как уже было сказано, вилка, во время движения втягивающего реле, выталкивает бендикс к венцу маховика. Так происходит зацепление. Якорь вращается и приводит в движение маховик, который передает это движение коленчатому валу. После запуска двигателя маховик раскручивается до больших оборотов. Чтобы не повредить стартер, срабатывает обгонная муфта бендикса. При определенной частоте бендикс вращается независимо от якоря.
После запуска двигателя и отключения зажигания от положения «запуск» бендикс принимает исходное положение, а двигатель работает самостоятельно.
Особенности работы аккумуляторной батареи
От состояния и мощности аккумулятора будет зависеть успешный запуск двигателя. Многие знают, что для АКБ важны такие показатели, как емкость и ток холодной прокрутки. Эти параметры указываются на маркировке, например, 60/450А. Емкость измеряется в Ампер-часах. Аккумулятор имеет малое внутренне сопротивление, поэтому он может кратковременно отдавать большие токи, в несколько раз превышающие его емкость. Указанный ток холодной прокрутки 450А, но при соблюдении определенных условий: +18С° в течение не более 10 секунд.
Однако, подаваемый ток на стартер все равно будет меньше указанных значений, так как не учитывается сопротивление самого стартера и силовых проводов. Этот ток и называется пусковым током.
Справка. Внутреннее сопротивление аккумулятора в среднем составляет 2-9 мОм. Сопротивление стартера бензинового мотора в среднем 20-30 мОм. Как видно, для правильной работы необходимо, чтобы сопротивление стартера и проводов в несколько раз превышало сопротивление аккумулятора, иначе внутреннее напряжение аккумулятора при пуске будет проседать ниже 7-9 вольт, а этого допускать нельзя. В момент подачи тока напряжение исправного АКБ проседает в среднем до 10,8В в течение нескольких секунд, а затем вновь восстанавливается до 12В или чуть выше.
Аккумулятор отдает пусковой ток на стартер в течение 5-10 секунд. Затем нужно сделать паузу 5-10 секунд, чтобы аккумулятор «набрался сил».
Если после попытки запуска напряжение в бортовой сети резко падает или стартер прокручивается наполовину, то это свидетельствует о глубоком разряде АКБ. Если стартер выдает характерные щелчки, то аккумулятор окончательно сел. Среди других причин может быть поломка стартера.
Сила тока при старте
Стартеры для бензинового и дизельного мотора будут отличаться по мощности. Для бензиновых ДВС используются стартеры мощностью 0,8-1,4 кВт, для дизельных – 2 кВт и выше. Что это значит? Это значит, что стартеру с дизельным мотором нужно больше мощности, чтобы прокрутить коленвал на сжатие. Стартер мощностью 1 кВт потребляет 80А, 2 кВт потребляет 160А. Больше всего энергии уходит на начальную прокрутку коленчатого вала.
Среднее значение пускового тока для бензинового двигателя – 255А для успешной прокрутки коленвала, но это с учетом плюсовой температуры 18С° или выше. При минусовой температуре стартеру нужно крутить коленвал в загустевшем масле, что повышает сопротивление.
Особенности запуска двигателя в зимних условиях
В зимнее время бывает трудно запустить двигатель. Масло густеет, а значит провернуть его труднее. Также часто подводит аккумулятор.
При минусовой температуре внутреннее сопротивление аккумулятора повышается, батарея садится быстрее, также неохотно отдает нужный пусковой ток. Для успешного пуска двигателя зимой АКБ должна быть полностью заряжена и не должна быть замерзшей. Дополнительно нужно следить за контактами на клеммах.
Вот несколько советов, которые помогут запустить двигатель зимой:
- Перед включением стартера на холодную включите дальний свет на несколько секунд. Это запустит химические процессы в батарее, так сказать, «разбудит» аккумулятор.
- Не крутите стартер больше 10 секунд. Так батарея быстро садится, особенно на морозе.
- Выжмите полностью педаль сцепления, чтобы стартеру не нужно было крутить дополнительные шестерни в вязком трансмиссионном масле.
- Иногда могут помочь специальные аэрозоли или «стартерные жидкости», которые впрыскивают в воздухозаборник. При исправном состоянии мотор заведется.
Тысячи водителей ежедневно заводят свои моторы и едут по делам. Начало движения возможно благодаря слаженной работе системы запуска двигателя. Зная ее устройство, можно не только запускать двигатель в самых разных условиях, но и подобрать нужные компоненты в соответствии с требованиями именно к вашему автомобилю.
Запуск, прогрев, опробование и останов двигателя
Подготовка двигателя к запуску
При температуре воздуха +5 °С и ниже двигатель необходимо перед запуском подогреть от аэродромного подогревателя до температуры головок цилиндров +30 °С и входящего масла (если оно не разжижалось бензином и не сливалось) не ниже +15 °С. При этом воздушный винт двигателя должен легко проворачиваться от руки.
При температуре воздуха до —25 °С подогрев цилиндровой группы воздушного винта обеспечивается в процессе подогрева двигателя, а при более низких температурах необходимо подогреть втулку винта, подведя к ней рукав от подогревателя.
Перед запуском двигателя:
1. Проверить, включен ли в бортсеть самолета аэродромный источник электроэнергии, для чего необходимо:
- на самолетах с выключателем с надписью «Бортовой аккумулятор», расположенным на центральном пульте, при подключенной к борту самолета штепсельной розетке аэродромного питания и при включенном указанном выключателе на центральном пульте убедиться, что светосигнализатор около штепсельного разъема аэродромного питания горит, а напряжение бортсети самолета по вольтметру (при нажатой его кнопке) находится в пределах
- на самолетах, оборудованных переключателем на центральном пульте с надписью «Борт-аэродром», при подключенной к борту самолета штепсельной розетке аэродромного питания и при положении указанного переключателя «Аэродром» убедиться по вольтамперметру (при нажатии его кнопки) в наличии напряжения в бортсети самолета в пределах
2. В случае отсутствия аэродромного источника электроэнергии подготовку к запуску двигателя и его запуск производить от бортовой аккумуляторной батареи, которая включается в бортсеть самолета выключателем на центральном пульте с надписью «Б/аккумулятор» (на самолетах, оборудованных переключателем «Борт-аэродром», при его положении «Борт»).
3. При отрицательных температурах воздуха закрыть створки капота. Для этого переместить на себя нажимной переключатель с надписью «Створки капота», расположенный на центральном пульте.
4. Закрыть створки маслорадиатора. Для этого переместить на себя нажимной переключатель с надписью «Створка маслорадиатора», расположенный на центральном пульте. Положение створок контролировать по индикатору, установленному впереди рычагов управления двигателем.
5. Проверить установку рычага управления подогревом воздуха, поступающего в карбюратор (рычаг с зеленой окраской), который должен быть в положении «Выключено», — полностью на себя.
6. Проверить установку .рычага управления регулятором винта (рычаг с надписью «Винт»), который должен быть в положении «Малый шаг», — полностью вперед.
7. Проверить установку рычага управления автоматическим высотным корректором карбюратора (крайний слева рычаг с надписью «Высотный корректор»), который должен быть в положении максимального обогащения смеси, — полностью на себя и опломбирован.
8. Установить рычаг стоп-крана полностью от себя.
9. Установить рычаг управления выключающегося пылефильтра в положение «Выключено».
10. Установить бензиновый кран в среднее положение «Баки открыты», что будет соответствовать включению одновременно обеих групп баков.
11. Ручным насосом (рукоятка ручного насоса — справа внизу, около левого сиденья) создать давление бензина перед карбюратором, равное
Предупреждение. Во избежание выброса топлива через распылители карбюратора (течи топлива из комбинированного клапана нагнетателя) заполнение системы топливом производить вначале медленно — один двойной ход рычага ручного насоса за до увеличения давления в системе 0,1 кгс/см 2 . При дальнейшем заполнении системы топливом до давления темп работы ручным насосом не ограничивается.
12. Проверить работу комбинированного клапана нагнетателя.
Для этого раза резко переместить рычаг управления двигателем до упора. Если нет течи из отводной трубки, значит клапан неисправен. В этом случае обязательно выяснить причину дефекта и устранить ее.
- Если при увеличении давления бензина перед карбюратором до 0,25 кгс/см 2 наблюдается течь бензина из комбинированного клапана, то необходимо приостановить подготовку к запуску и устранить дефект (переливание бензина из поплавковых камер карбюратора). Запуск двигателя при наличии этого дефекта может вызвать гидроудар или горение бензина в полости нагнетателя и последующее разрушение крыльчатки и диффузора нагнетателя.
- Во избежание гидравлического удара следует перед каждым запуском провернуть воздушный винт на оборотов при выключенном зажигании.
13. Перед запуском двигателя проверить сигнализацию пожарного оборудования. При нажатии кнопки или переключателя контроля сигнализации должен загореться красный «светосигнализатор» расположенный на левой панели приборной доски.
Запуск двигателя
При запуске электроинерционным стартером необходимо:
1. Проверить, выключено ли зажигание (переключатель магнето расположен над левой панелью приборов, и его рычаг должен быть установлен на «0») положение, соответствующее
2. Рычаг управления двигателем с надписью «Газ» установить в положение, соответствующее
3. Создать ручным насосом давление бензина перед карбюратором
Подкачку топлива вначале, до «получения давления 0,1 кгс/см2, производить медленно — один двойной ход рычага .ручного насоса за в дальнейшем темп подкачки не ограничивается.
4. Провернуть от руки винт на оборотов по ходу, чтобы засосать смесь в цилиндры.
Предупреждения:
- Проворачивать винт двигателя, когда температура головок цилиндров выше 80 °С, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
- Если вращение винта требует больших усилий, то нужно вывернуть по одной свече в нижних цилиндрах № 5, 6 и 4 и снова провернуть винт на полных оборота, чтобы удалить масло и бензин, скопившиеся в нижних цилиндрах (во избежание гидроудара).
5. При проворачивании винта одновременно произвести заливку двигателя бензином с помощью заливочного шприца (расположенного на левом пульте управления).
Для заливки сделать подач плунжером заливочного насоса в зависимости от температуры воздуха и температурного состояния двигателя. Заливку начать после первых оборотов винта. По окончании заливки закрыть заливочный насос во избежание подсоса бензина в двигатель.
Если двигатель запускается после кратковременного останова при температуре головок цилиндров °С, перед запуском провернуть винт только на толных оборота и сделать подачи плунжером заливочного насоса.
Не допускать перезаливки топлива в цилиндры горячего двигателя и запуск перезалитого двигателя гори высокой температуре воздуха, так как это приводит к переобогащению смеси, хлопкам в выхлопной коллектор и его растрескиванию.
6. Подать команду «От винта» и, убедившись в ее наполнении, выполнить следующее:
- поставить АЗС-20 «Запуск» в верхней левой части приборной доски «В положение «Включено», т. е. вверх;
- установить ручку переключателя магнето в положение «1+2»;
- вытянуть рукоятку кнопки КС-3 на себя переключатель ПН-45м поставить в положение «Раскрутка») и, удерживая ее в таком положении, следить за стрелкой вольтамперметра; при замедлении движения стрелки в диапазоне переключатель поставить в положение «Сцепление» или нажать кнопку КС-3 от себя и удерживать ее на время запуска.
Примечание. При запуске двигателя в условиях высоких температур воздуха (+25 °С и выше), в порядке исключения, в целях предотвращения длительного простоя самолета разрешается запуск двигателя три температуре головок цилиндров выше +80 °С, без предварительного проворачивания руками воздушного винта:
- подать команду «От винта» и, убедившись в ее исполнении, поставить АЗС-20 «Запуск» в верхней левой части приборной доски в положение «Включено», т.е. вверх;
- вытянуть рукоятку кнопки КС-8 на себя (переключатель ПН-45м поставить в положение «Раскрутка») и удерживать ее в таком положении при запуске от бортовых или аэродромных аккумуляторов напряжением 24 В и при запуске от аэродромного мотор-генераторного агрегата напряжением 28 В. Затем отпустить рукоятку кнопки КС-3 (переключатель ПН-45м установить в нейтральное положение);
- вытянуть рукоятку «Ручное сцепление» и удерживать ее на время запуска;
- после проворачивания воздушного винта на оборота .установить переключатель (магнето в положение «1+2», а переключатель ПН-45м — в положение «Сцепление».
7. Если в момент вытягивания .ручки пусковой кнопки с надписью «Стартер» будет замечено качание лопастей винта, то это означает, что храповик электростартера и храповик коленчатого вала находятся в сцеплении и запуск следует прекратить.
Для расцепления храповика следует несколько раз нажать и отпустить ручку (пусковой кнопки или рукой провернуть винт по ходу при выключенном зажигании.
8. После первых вспышек плавно прикрыть дроссель карбюратора и одновременно ручным насосом поддерживать давление бензина перед карбюратором до тех пор, пока двигатель не начнет работать равномерно.
После того как двигатель заработает, отпустить ручку пусковой кнопки и выключить АЗС-20 «Запуск».
9. Если при запуске двигатель, использовав всю заливку, не перешел на питание от карбюратора, срочно перейти на питание двигателя от плунжерного насоса ПН-1, плавно работая им до выхода двигателя на устойчивую работу.
Предупреждение. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ запускать двигатель с помощью насоса приемистости.
10. Если двигатель не запустился после трех попыток, прекратить запуск, выключить магнето, найти и устранить неисправность.
Одной из частых причин, затрудняющих запуск, является чрезмерная заливка двигателя. В этом «случае полностью открыть дроссель и рукой повернуть воздушный винт на оборота против хода при выключенном зажигании.
После устранения неисправности ввести шприцем по свежего горячего масла в цилиндры № 1, 2 и 9 и повторить запуск.
Перед каждым запуском с заливкой обязательно провернуть рукой винт на чтобы удалить топливо от предыдущего запуска (во избежание гидравлического удара).
Предупреждение . Включать электромотор стартера более 4 раз подряд при интервале менее 1 мин не разрешается (во избежание перегрева и выхода из строя электромотора). После четырех попыток запуска обязательно в течение 30 мин охлаждать электромотор стартера и только после этого возобновлять запуск двигателя.
11. Запуск горячего двигателя производить без дополнительной заливки. Если двигатель не запускается из-за переобогащения смеси, то запуск следует производить при открытых дросселях карбюратора. При этом, как только двигатель даст первые вспышки, немедленно установить рычагом управления двигателем
12. Когда двигатель загустится, установить и проверить давление масла. Через 10 с давление масла должно быть не ниже 3 кгс/см2. Если такое давление в течение указанного времени не установится, остановить двигатель и выяснить причину отсутствия давления масла.
13. Не допускать недостаточной заливки топлива, особенно на холодном двигателе. Переобедненная смесь вызывает хлопки в карбюратор, из-за чего может произойти воспламенение смеси в нагнетателе, откол частиц смолы во всасывающем тракте и попадания их под фаски клапанов впуска, а также образование трещин на всасывающем патрубке и капоте.
Если двигатель дает обратные вспышки в карбюратор, плавно работать заливочным шприцем, питая двигатель дополнительным количеством горючего.
Если при обратной вспышке воспламенились остатки топлива во всасывающем тракте двигателя, следует как можно быстрее, не выключая зажигания, провернуть коленчатый вал электростартером, обеспечив этим сжигание топлива непосредственно в цилиндрах.В случае усиления пламени остановить двигатель, выключить пылефильтр карбюратора, пустить в действие ручной аэродромный огнетушитель и направить струю из него во всасывающий патрубок карбюратора.
На самолетах с невыключающимся пылефильтром, при тушении пожара с применением огнетушителя, направить струю огнегасящего состава во всасывающий тракт двигателя через лючок обратного выхлопа на верхней крышке капота. Бели во время тушения огня в карбюраторе применялся потогонный кислотный огнетушитель, могущий вызвать коррозию, то двигатель может быть допущен к дальнейшей эксплуатации только после очистки всех его деталей от остатков пены.
14. Не допускать резкого увеличения частоты вращения коленчатого вала непрогретого двигателя при запуске (повторных перемещений рычага «ГАЗ» на полный ход), так как смесь, поступающая в .цилиндры, «не успевает испариться, часть топлива конденсируется в нагнетателе, и в цилиндр поступает обедненная смесь.
15. После запуска и выхода двигателя на устойчивую частоту вращения установить рычаг управления выключающегося пылефильтр а в положение «Включено».
Примечание. Пылефильтр не включать при запуске двигателя на аэродроме со снежным покровом или при осадках (снегопад, гололед) во избежание забивания снегом или льдом пылефильтра.
16. После запуска двигателя и вывода его на частоту вращения коленчатого вала 1 200 об/мин отключить от электросети самолета штепсельный разъем аэродромного питания и выключателем на центральном пульте включить генератор. По вольтамперметру проверить зарядку бортовой аккумуляторной батареи (стрелка прибора должна быть отклонена от нулевого положения влево). На самолете, оборудованном переключателем «Борт-аэродром», перед отключением бортового штепсельного разъема перевести рукоятку переключателя из положения «Аэродром» в положение «Борт».
В случае отсутствия аэродромного источника электроэнергии и недостаточной заряженности аккумуляторной батареи, что может иметь место при эксплуатации самолета во внеаэродромных условиях, разрешается, как исключение, производить запуск двигателя, используя ручной привод электростартера. Запуск двигателя производить в следующем порядке:
- включить бортовую аккумуляторную батарею;
- проверить, выключено ли зажигание, провернуть винт вручную на оборотов и при этом залить двигатель;
- вставить рукоятку ручного запуска двигателя во втулку (втулка смонтирована на шп. № 5 фюзеляжа в грузовой кабине) до сцепления храповика втулки со штифтом рукоятки и вращать рукоятку по ходу часовой стрелки сначала медленно, а затем, постепенно и плавно ускоряя, довести скорость вращения до 80 об/мин;
- когда маховик достигнет требуемой раскрутки, включить зажигание АЗС-20 «Запуск», а ручку пусковой кнопки с надписью «Стартер» нажать от себя; если реле оцепления не действует, то вытянуть на себя рукоятку ручного включения храповика (расположенную под рукояткой с надписью «Стартер»);
- вынуть рукоятку ручного запуска двигателя из втулки;
- как только двигатель перейдет на устойчивую работу, установить переключатель ПН-45 или кнопку КС-3 в нейтральное положение и выключить АЗС «Запуск»;
- включить подогрев карбюратора, если температура смеси ниже 0°С, и поддерживать ее в пределах °С.
Прогрев двигателя
1. После запуска двигателя работать на режиме, соответствующем (при малом шаге витка), до повышения температуры масла на входе в двигатель до °С (работать на этой частоте вращения вала двигателя не менее 3 мин). Затем увеличить частоту вращения вала двигателя до 1 200 об/мин (зимой — до 1400 об/мин) и на этом режиме выполнять прогрев двигателя до температуры головок цилиндров не ниже +100 °С, масла не ниже +30 °С. Постепенно увеличить частоту вращения вала двигателя до 1600 об/мин и продолжать прогрев двигателя. При прогреве необходимо избегать резкого повышения частоты вращения, так как это может вызвать разрушение втулки главного шатуна, разрыв маслорадиатора, срыв дюритовых шлангов.
Во время прогрева проверить работу двигателя поочередно на левой и правой группах бензобаков, переключая бензокран не менее чем на 1 мин.
2. Во время прогрева двигателя створки капота и маслорадиатора должны быть закрыты до температуры головок цилиндров +120°С и температуры масла на входе в двигатель +50 °С (во избежание обгорания Краски зонта капота створки капота следует немного приоткрыть при достижении температуры головок цилиндров +100 °С). Если прогрев двигателя производится при температуре воздуха +5 °С и ниже, при снегопаде, дожде или измороси, необходимо включить подогрев воздуха, поступающего в карбюратор, и поддерживать температуру смеси +5 °C. В том случае, когда при включении подогрева будут наблюдаться вспышки в карбюратор или неровная работа двигателя, следует немедленно остановить двигатель и проверить состояние жаровых труб. Вспышки в карбюратор при включении подогрева воздуха обычно бывают при прогаре жаровой трубы.
Зимой при прогреве двигателя туннель маслорадиатора должен быть закрыт подушкой.
3. Двигатель считается прогретым, когда температура головок цилиндров достигнет не менее +150 °С, а температура масла на входе в двигатель не ниже +50 °С.
Зимой после достижения этих температур головок цилиндров и масла выключить двигатель и«вынуть подушку из туннеля маслорадиатора. После этого запустить двигатель и приступить к его опробованию, регулируя температуру головок цилиндров и масла путем соответствующего открытия створок капота и створок маслорадиатора.
Опробование двигателя
Предупреждение. Опробование двигателя при температуре смеси ниже 0°С категорически запрещается.
1. Опробование двигателя производить согласно графику (рис. 10).
Плавно перевести двигатель на номинальный режим:
n = 2 100 об/мин, Рк = (900±10) мм рт. ст.
Рис. 10. График прогрева и опробования двигателя АШ-62ИР:
- а — раскрутка электростартера с;
- б — запуск (n = Рм = 3 кгс/см2, Рб = 0,2 кгс/см2);
- в — прогрев двигателя до начала повышения температуры масла (не менее 3 мин);
- г — прогрев двигателя до температуры масла не ниже 30°С и температуры головок цилиндров не ниже 100°С при п=1200 об/мин (в зимний период и=1400 об/мин);
- д — прогрев двигателя до температуры масла 50°С и температуры головок цилиндров не ниже 150°С, п=1 600 об/мин, проверка работы компрессора AK-50M;
- — проверка работы двигателя на номинальном режиме (n = 2100 об/мин, Pк=(900±10) мм рт. ст., Pб =
- — проверка работы магнето и свечей;
- — проверка работы регулятора винта и воздушного винта;
- — проверка работы винта на равновесных оборотах;
- — проверка подогрева воздуха на входе в карбюратор;
- — проверка работы генератора;
- — проверка величины обратного тока;
- — проверка работы двигателя на взлетном режиме (n = 2 200 об/мин, Ркmax = 1 050 мм рт. ст.);
- — проверка работы двигателя на режиме малого газа;
- — проверка приемистости двигателя;
- — проверка двигателя на тряску;
- е — охлаждение двигателя до температуры головок цилиндров 120-140°С;
- ж — «прожиг» свечей и откачка масла в течение (n = 1 700 об/мин);
- з — выключение двигателя (рычаг стоп-крана установлен полностью на себя)
При этом показания приборов должны быть:
- давление масла
- давление бензина
- температура масла +60-75°С;
- температура головок цилиндров не ниже +150°С и не выше +215°С.
Двигатель должен работать устойчиво и без тряски. Во избежание перегрева вследствие недостаточности обдува при работе двигателя на земле опробование двигателя на номинальном режиме должно продолжаться не более в зависимости от температуры окружающего воздуха и температурного состояния двигателя.
2. Уменьшить частоту вращения вала двигателя до 2 000 об/мин и проверить работу магнето ,и свечей. Для этого выключить по очереди каждое магнето на При переключении с одного магнето на другое включить на оба магнето, чтобы «прожечь» свечи. При переключении на одно магнето двигатель должен работать устойчиво и без тряски.
Падение частоты вращения вала двигателя при переключении на одно магнето не должно превышать 60 об/мин.
3. Проверить работу механизма управления воздушным винтом и самого винта. Для этого установить рычагом управления двигателем 1 и, не меняя положения этого рычага, рычагом управления регулятором винта перевести воздушный винт с малого шага на большой. При этом частота вращения вала двигателя должна уменьшиться до 1 При переводе рычага управления регулятором винта с большого шага на малый частота вращения вала двигателя должна возрасти до первоначальных оборотов.
Зимой для прогрева масла во втулке воздушного винта необходимо сделать два-три таких перевода.
4. Проверить работу воздушного винта при равновесных оборотах вращения вала двигателя. Для этого поставить рычаг управления регулятором винта в положение малого шага и установить рычагом управления двигателем 2 100 об/мин. Затем затяжелить винт до 1 900 об/мин и рычагом управления двигателем уменьшить величину наддува на рт. ст. При этом частота вращения вала воздушного винта должна оставаться постоянной.
Уменьшить частоту вращения вала двигателя до затем рычагом управления двигателем быстро, но плавно увеличить давление наддува до первоначального значения. В первый момент частота вращения вала двигателя может повыситься до 2 но в течение она должна установиться в прежних пределах (т. е. 1 900 об/мин).
Примечание. Проверку работы воздушного винта на равновесных оборотах выполнять в следующих случаях:
- после замены воздушного винта;
- после замены регулятора винта Р9СМ;
- после выполнения регламентных работ;
- после замены и регулировки деталей управления регулятором Р9СМ2.
5. Проверить работу подогревателя воздуха, поступающего в карбюратор. Для этого при 1850 об/мин включить подогрев воздуха.
При этом уменьшится наддув, частота вращения вала двигателя плавно понизится на температура смеси (по термометру) будет повышаться.
Примечание. При включении подогрева температура смеси не должна превышать +45°С. При превышении этом температуры необходимо остановить двигатель и проверить состояние жаровых труб выхлопного коллектора.
При положении рычага управления подогревом в положении «ВЫКЛЮЧЕНО» температура смеси в карбюраторе должна быть ниже температуры наружного воздуха на °С.
6. Проверить величину напряжения генератора. Для этого необходимо:
- включить потребители;
- нажать кнопку вольтамперметра бортовой аккумуляторной батареи и, удерживая ее в таком положении, изменить частоту вращения вала двигателя в пределах от 1650 до 2100 об/мин, показания вольтамперметра должны быть 28,5 В для генератора ГСН-3000 при нагрузке
- выключить потребители.
7. Проверить величину обратного тока отключения генератора от электросети. Для этого, плавно уменьшая частоту вращения, вала двигателя, зафиксировать величину максимального отклонения стрелки амперметра генератора влево от нуля. Для генератора ГСН-3000 обратный ток должен быть не более 35 А.
Примечание. При отключении генератора стрелка прибора ВА-3 должна отклоняться вправо от пуля.
8. Проверить работу двигателя па взлетном режиме не более 5 с.
На этом режиме двигатель при малом шаге винта должен развивать 2150 — 2200 об/мин при наддуве не выше 1050 мм рт. ст.
Примечание. Для лучшей приработки деталей разрешается пользоваться взлетным режимом только после первых 10 ч наработки двигателя.
9. Проверить работу двигателя на режиме малого газа. При этом двигатель должен работать ровно и устойчиво, без тряски, а показания приборов должны быть следующими:
- частота вращения вала двигателя 500 об/мин;
- давление масла не ниже 2 кгс/см2;
- давление бензина не ниже 0,15 кгс/см2;
- температура масла ±60°С.
10. Проверить приемистость двигателя, плавно передвигая рычаг управления двигателем с минимальных оборотов до номинального режима в течение При этом двигатель должен набирать обороты номинального режима ровно, без тряски и перебоев. При проверке приемистости температура головок цилиндров должна быть не менее + 150°С при частоте вращения вала двигателя Проверку приемистости выполнять на малом шаге винта.
11. После полного опробования проверить работоспособность цилиндрово-поршневой группы двигателя (проверка двигателя на тряску):
- довести температуру, головок цилиндров до +150°С при частоте вращения вала двигателя 1200— 1400 об/мин;
- уменьшить частоту вращения вала двигателя до и на этом режиме проработать 2 мин;
- увеличить частоту вращения вала двигателя до номинального режима за плавным переводом рычага газа. При увеличении частоты может наблюдаться тряска двигателя. Если тряска устранилась до выхода двигателя на 1600 об/мин и двигатель начал работать устойчиво, цилиндрово-поршневая группа исправна. Если тряска продолжается, двигатель выключить и принять меры по ее устранению.
12. Во время прогрева и опробования двигателя температура головок цилиндров должна быть не выше +215 °С, а температура масла на входе — не выше +75 °С.
13. При прогреве двигателя и работе его на земле не следует допускать длительной работы на режиме ниже во избежание замасливания свечей и переполнения картера маслом из-за плохой откачки масла из двигателя при малых числах оборотов.
14. В процессе опробования двигателя проверить работу командной и связной радиостанций, радиокомпаса, авиагоризонтов, ГИК-1, ГПК-48, КИ-13, радиовысотомера, радиоответчика и СПУ, ГМК-1АС, руководствуясь рекомендациями, приведенными в разделах «Радиооборудование» и «Приборное оборудование» РЛЭ.
Проверку работы оборудования производить на режиме работы двигателя не менее 1200 об/мин.
Останов двигателя
Во избежание разрядки бортовой аккумуляторной батареи перед остановом двигателя выключить все потребители электроэнергии оставив при необходимости включенными только освещение кабины, АНО и питание приборов, контролирующих работу двигателя.
Останов двигателя стоп-краном.
Для этого необходимо:
- полностью открыть створки маслорадиатора и створки капота а также выключить подогрев воздуха, поступающего в карбюратор уменьшить частоту вращения вала двигателя до и сохранять этот режим до тех пор, пока температура головка цилиндров не снизится до °С;
- установить рычаг управления регулятором винта в положение «Малый шаг» (полностью от себя); при таком положении винта и останавливают двигатель;
- увеличить частоту вращения вала двигателя до 1700 об/мин и выдерживать этот режим в течение это необходимо для того, чтобы «прожечь» свечи и откачать масло из картера;
- убрать рычаг управления двигателем полностью на себя и при достижении частоты вращения вала двигателя включить стоп-кран. После прекращения вспышек плавно, в течение перевести рычаг управления двигателем вперед. После останова воздушного винта выключить зажигание, открыть форточку и сообщить наземному техническому составу: «Выключено».
Останов двигателя выключением зажигания.
Если двигатель не останавливается с помощью стоп-крана, то можно остановить его выключением зажигания. Для этого необходимо:
- охладить двигатель (в такой же последовательности, как и при останове стоп-краном);
- на увеличить частоту вращения вала двигателя до 1 900 об/мин, а затем уменьшить до 900 об/мин; выключить зажигание и медленно полностью открыть дроссель;
- после прекращения вращения воздушного винта установить рычаг управления двигателем в положение малого газа и закрыть бензиновый кран.
Предупреждение. Останавливать двигатель путем израсходования всего горючего или перекрытия бензокрана запрещается (во избежание пожара).
После опробования и останова двигателя:
- закрыть створки маслорадиатора, а зимой — закрыть туннель маслорадиатора утеплительной подушкой;
- слить отстой из бензинового фильтра-отстойника;
- как только температура головок цилиндров понизится до +80 °С, закрыть створки капота; если предполагается длительная стоянка самолета, зачехлить двигатель после остывания выхлопной трубы;
- перед зачехлением двигателя независимо от времени года воздухоприемники жаровых труб обязательно закрыть заглушками. На самолетах с неподвижным пылефильтром оставить пылефильтр включенным или включить его (закрыть заслонку пылефильтра), если он был выключен;
- осмотреть силовую установку и убедиться в отсутствии течи бензина и масла.