Руководство по ремонту путевых машин

Организация ремонта и основы технологии текущего и капитального ремонта путевых и дорожно-строительных машин

Ремонт путевых машин представляет собой комплекс технических операций, направленных на устранение неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации машин. По объему работ ремонт подразделяется на текущий, средний и капитальный. Кроме технического обслуживания, связанного с установленной планово-предупредительной системой периодичности, ежегодно выполняется сезонное обслуживание: годовой контрольно-технический осмотр, осеннее и весеннее обслуживание. Время осуществления этих видов обслуживания путевых машин устанавливается с учетом климатических условий. Осеннее техническое обслуживание выполняется с целью подготовки машины к работе в зимний-период, а весеннее — при подготовке машин к эксплуатации в летний период года. Как правило, с целью сокращения непроизводительных простоев путевых машин лро-изводство сезонного обслуживания предусматривается вместе с выполнением одного из видов периодического технического обслуживания.

Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта путевых машин предусматривает: техническое обслуживание — ежесменное и периодическое; ремонт машин — текущий, средний, капитальный. Для проверки готовности путевых машин к началу сезона летних путевых работ или к сезону работ по снегоборьбе предусматривается контрольно-технический осмотр путевых машин.

Технологический процесс нанесения антикоррозионных покрытий после ремонта путевых машин включает в себя подготовку поверхности под окраску, собственно окраску и сушку.

Путевые дорожные мастерские ( ПДМ) выполняют ремонт путевых машин и механизмов, реновацию и изготовление вновь отдельных элементов верхнего строения пути, изготовление некоторых новых механизмов и машин.

Принципиальная схема планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта путевых машин представлена на рис. 1.3. Ремонтный цикл — наименьший повторяющийся период эксплуатации машин, в течение которого осуществляются в определенной последовательности установленные виды технического обслуживания и ремонта, предусмотренные нормативной документацией.

Структура межремонтного цикла, периодичность технических обслуживании и ремонтов путевых машин и нормы их простоя в ремонте или при техническом обслуживании приведены в табл. 1.2. На основании нормативов планово-предупредительной системы по каждой путевой машине составляются на каждый очередной год, квартал и месяц графики проведения технического обслуживания и ремонта.

Отремонтированные машины отправляют заказчикам по железной дороге согласно Основным условиям ремонта путевых машин, снегоуборочных машин и экскаваторов на заводах МПС.

Создание ремонтной базы и внедрение в предприятиях железных дорог планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта путевых машин значительно повысили коэффициент использования и производительность машин, обеспечили их хорошее техническое состояние, сократили простои в ремонтах.

Согласно Положению о планово-предупредительном ремонте путевых машин предусмотрен следующий перечень документации по планированию технического обслуживания и ремонта путевых машин: годовой план технического обслуживания я ремонта каждой путевой машины, месячный план-график технического обслуживания и ремонта машины. Годовой план технического обслуживания и ремонта машин разрабатывают на основании нормативов и отчетных данных о количестве часов, отработанных каждой машиной на начало года с начала ее эксплуатации или после капитального ремонта.

По ГОСТ 2.602 — 68 обязательными ремонтными документами должны быть Руководство на ремонт или технические условия на ремонт путевой машины, нормы расхода запасных частей, нормы расхода материалов и ведомость документов для ремонта.

В проектируемых ремонтных хозяйствах промышленных предприятий предусматривают все виды технического обслуживания и текущий ремонт ТР-1 локомотивов, текущие и капитальные ремонты всех вагонов, не имеющих права выхода на пути МПС, все виды технического обслуживания и ремонта путевых машин, механизмов и подъемно-транспортного оборудования.

Техническое обслуживание путевых машин выполняется силами бригады, обслуживающей машину, с привлечением в необходимых случаях работников ремонтной службы предприятия приписки машины. Ремонт путевых машин производится в мастерских предприятия приписки машины, в путевых дорожных мастерских, вагонных и локомотивных депо железных дорог, на ремонтных заводах МПС. Ремонт ходовых тележек, колесных пар, тормозного оборудования, автосцепных устройств производится в вагонных депо железных дорог и на ремонтных заводах согласно правилам ремонта или техническим условиям.

Читайте также:  Жгут проводов газ 3302 двигатель 402

Правильное использование планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта путевых машин заключается в строгом соблюдении всех нормативов, предусмотренных системой. Остановки машин по техническим причинам должны проводиться, как правило, через цикл технического обслуживания или через межремонтные периоды. Возможные неплановые операции обслуживания или мелкие ремонтные работы целесообразно выполнять в период технологических перерывов работы машин.

В пределах дороги имеются балластные карьеры и щебеночные заводы, располагающие механизмами для разработки и погрузки балласта на подвижной состав, а также шпалопропиточные заводы. На большинстве дорог созданы дорожные путевые мастерские для ремонта путевых машин, ремонта и изготовления инструмента и деталей стрелочных переводов.

К основным мероприятиям технической эксплуатации машин относятся: подготовка машин к работе, выполнение нормативных технических обслуживании, своевременное проведение ремонтов машин. Только хорошая организация и высокая культура эксплуатации, технического обслуживания и ремонта путевых машин, основанные на научно-прогрессивных методах их осуществления, могут обеспечить требуемый уровень технической готовности машин и постоянно поддерживать его в течение всего периода эксплуатации.

Планирование и технология ремонта специального подвижного состава

Результатом функционирования системы мониторинга технического со­стояния узлов и агрегатов является принятие решения о ремонте СПС на участ­ке постоянной дислокации, предполагающей собой выезд квалифицированных специалистов или постановку путевой машины на предприятие, осуществляю­щее ремонтные работы. Планирование должно предполагать дату, место прове­дения, предварительный объем необходимого ремонтного вмешательства, наличие необходимых запасных частей (рисунок 30).

Принятие решения о необходимости проведения ремонтных работ.

перечень необходимого ремонтных Перечень машин требующих необходимый перечень требуемых

Организация технического обслуживания путевых машин на 2013

В целях оптимизации работы строительных и дорожных машин, повышения их производительности, продления сроков службы, равномерной загрузки приписного парка, необходимо рассчитать и составить график ТО и ремонта на 2013 год в целях сокращения технологических простоев, увеличения межремонтных сроков и равномерной загруженности обслуживающего персонала. [1, с.2] Эти требования распространяются на специальный подвижной состав, входящий в Дирекцию по ремонту и эксплуатации строительных и дорожных машин и оборудования ОАО «РЖД».

Реализация системы планово-предупредительного ремонта осуществляется структурными подразделениями-балансодержателями машин и механизмов филиалов ОАО «РЖД» путем:

  • организации систематического учета наработки и постоянного контроля технического состояния;
  • разработки планов технического обслуживания и ремонта;
  • осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту в установленные сроки с соответствующей последовательностью и периодичностью;
  • контроля за реализацией планов технического обслуживания и ремонта;
  • совершенствования организации и технологии ремонтного производства. [2, с.387]

Все виды технических средств, в том числе путевые машины, должны эксплуатироваться по назначению, своевременно, согласно инструкции, подвергаться техническому обслуживанию и храниться в пределах использования. Для обеспечения нормальной работы машины в течение всего срока ее службы, кроме технического обслуживания, предусматривается проведение ремонтов.

Условия эксплуатации путевых машин имеют свои особенности, заключающиеся в том, что машины, как правило, работают и хранятся круглосуточно на открытом воздухе, в условиях воздействие атмосферных осадков, резких колебаний температуры. Все это вызывает интенсивную коррозию металла, ведущую к постоянному разрушению.

Детали и узлы разрушаются из-за усталости металла, механических повреждений, деформаций и износа. Причина усталости металла — длительное воздействие переменных нагрузок, что особенно проявляется в валах, шестернях, подшипниках.

Узлы трения интенсивно разрушаются вследствие износа трущихся поверхностей при недостатке смазки. Из-за износа нарушается взаимодействие отдельных деталей, что приводит к выходу из строя целого узла или агрегата.

Разные детали изнашиваются неодновременно, поэтому одни узлы или сборочные единицы нужно осматривать, смазывать или заменять чаще других узлов машины. По этой причине устанавливаются не только различные виды технического обслуживания, но и объёмы выполняемых работ.

Система планово-предупредительного ремонта машин и механизмов предусматривает следующие виды технического обслуживания, ремонта и осмотра:

  • ежесменное техническое обслуживание (ЕО);
  • периодические технические обслуживания, проводимые после выполнения машиной определенного объема работ или через определенные интервалы времени (ТО-1, ТО-2, ТО-3, сезонное — СТО);
  • текущий ремонт первого объема (ТР-1);
  • текущий ремонт второго объема (ТР-2);
  • капитальный ремонт первого объема (КР-1);
  • капитальный ремонт второго объема (КР-2).
Читайте также:  Индикатор положения колес автомобиля

По окончании работы машины должна находится под навесом, а при длительном хранении — в закрытом помещении.

В зимний период времени машина не эксплуатируется и должна находиться только в закрытом помещении.

Перед постановкой на длительное хранение машины должна быть законсервирована согласно инструкции по эксплуатации.

Если машина находится на хранении более 12 месяцев, то все ее составные части должны быть осмотрены для выявления возможности дальнейшего хранения без повторной консервации, при необходимости следует произвести переконсервацию.

Для предупреждения повреждения букс машину необходимо перекатывать не реже одного раза в месяц.

Для машин, работающих круглогодично, предусматривается структура ремонтного цикла, включающая, кроме ежесменных и периодических технических обслуживаний, сезонное техническое обслуживание, текущий ремонт первого и второго объема, капитальный ремонт первого и второго объема.

Приведенные в настоящем Положении данные о видах и периодичности технического обслуживания и ремонта распространяются на машины и механизмы, серийный выпуск которых начат до 01.10.2009 г.

Виды, периодичность и объёмы технического обслуживания и ремонта машин, серийный выпуск которых осваивается после 01.10.2009 г. должны быть приведены в эксплуатационных документах с обязательным согласованием с Департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД».

Сроки службы машин и механизмов устанавливаются соответствующими техническими условиями, техническими требованиями и техническими заданиями с обязательным согласованием с Департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД», заказчиком.

Следующим резервом повышения эффективности является использование более точных значений показателей, применяемых на этапе планирования. Одними из таких показателей являются эксплуатационная производительность и продолжительность технических обслуживаний и ремонтов дорожно-строительных машин. В процессе эксплуатации дорожно-строительных машин наблюдается вариация средних значений эксплуатационной производительности и продолжительности технических обслуживаний и ремонтов на различных интервалах наработки.

Для определения рациональной периодичности проведения ремонта используются различные методы, в которых используются определённые критерии. В результате анализа методов было выявлено отсутствие в критериях учёта недополученных финансовых результатов от падения эксплуатационной производительности на определённых интервалах наработки, не было учтено изменение значений рациональной периодичности от наработки.

В современной практике эксплуатации машин доказано, что совершенствование технической эксплуатации за счёт повышения качества технического обслуживания (ТО) и ремонта, применения технической диагностики даёт возможность существенно снизить число неплановых ремонтов. Однако эти мероприятия не исключают их возникновения полностью. Вследствие вышеизложенного необходимо учитывать при расчёте мощности производственно-ремонтной базы не только плановые профилактические мероприятия, но и трудоёмкость неплановых ремонтов.

Применяемые в настоящее время методы расчёта мощности производственно-ремонтных баз учитывают только требования на плановые профилактические мероприятия, вследствие этого мощность оказывается заниженной по сравнению с необходимой. Это приводит к потере рабочего времени машины из-за низкой интенсивности обслуживания, снижает качество проводимых технических обслуживаний и ремонтов.

В работе приведены результаты исследования влияния климатических условий, наработки машины с начала эксплуатации и квалификации машинистов на объём неплановых ремонтов таких машин, как: экскаваторы, бульдозеры, монтажные краны, компрессоры, автомобильные краны. Зная количественные объёмы работ по ожидаемым неплановым ремонтам и их среднюю трудоёмкость, можно просчитать и спланировать потребности в трудовых и материальных ресурсах для их выполнения.

Приведённые исследования позволяют повысить эффективность функционирования системы технической эксплуатации, однако требуются дальнейшие исследования для других видов машин.

В состав работ техническому обслуживанию и ремонту: УК, МПД, Моторные платформы, Электробалластер, входят следующие основныевиды работ: проверка наличия топлива и масла в баках и картерах, охлаждающей жидкости в системе охлаждения, производят осмотр электрооборудования, изоляцию и защиту проводов; выполняют очистку от пыли и грязи электрооборудования и мойку всех механизмов машин; выполняют осмотр и очистку коллекторов и щеток генератора, контактов электрических аппаратов; проводят смазку в редукторах (согласно карты смазки); производят заправку песочниц сухим, просеянным песком; заправляют системы дизелей топливом, охлаждающей жидкостью и маслом; производят подготовка к работе грузоподъёмное оборудование и приводят в рабочее состояние гидросистему крана;промыть заливочные фильтры гидробаков и стаканы фильтров бензином. Все эти работы, тем или иным образом могут негативно влиять как на окружающую среду, так и на обслуживающий персонал. [3, с. 429]

Читайте также:  Поднять давление масла двигателе редукционным

Поэтому, политика ОАО «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности устанавливает следующие задачи:

  • постоянное улучшение условий и охраны труда, защита окружающей среды и повышение уровня промышленной безопасности за счёт совершенствования технологических процессов, технического оснащения, повышения уровня квалификации персонала;
  • обеспечение экологической и промышленной безопасности на совре-менном уровне развития науки и техники;
  • создание эффективного планирования и реализации программ в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности;
  • повышение эффективности профилактических мер по соблюдению требований норм охраны труда, экологической и промышленной безопасности;
  • снижение потенциальных рисков в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности при осуществлении производственной деятельности;
  • корпоративной культуры безопасности труда, ответственного отношения к природе и здоровью работников.

Основными требованиями безопасности, предъявляемыми к конструкции машин и механизмов, являются: безопасность для здоровья и жизни человека, надежность, удобство эксплуатации. Их выполнение делает машины и механизмы безопасными не только при эксплуатации, но и при монтаже, ремонте, транспортировании и хранении.

Перед выездом необходима проверка технического состояния автодрезин. Эту операцию выполняют при выключенном двигателе и заторможенных колесах, за исключением случаев опробования тормозов, проверти работы двигателя и приемки машин на ходу.

Перед осмотром ходовых частей двигатель должен быть остановлен, а автодрезина заторможена.

Не допускается скопление на машине концов, пропитанных горючими веществами, или грязи.

Запрещается развивать скорость на маневренном или поездном режиме свыше величин, указанных в паспорте, и больше установленной скорости на данном участке.

Машинисту и его помощнику во время работы нельзя отлучаться даже на короткое время, не предупредив об этом друг друга.

Согласно этим требованиям безопасность производственного оборудования должна обеспечиваться:

  • выбором принципов действия, конструктивных схем, безопасных элементов конструкции и т. п.;
  • применением в конструкции средств механизации, автоматизации и дистанционного управления;
  • применением в конструкции средств защиты;
  • выполнением эргономических требований;
  • включением требований безопасности в техническую документацию по монтажу, эксплуатации, ремонту, транспортированию и хранению;
  • применением в конструкции соответствующих материалов. [4, с. 5]

Таким образом, система планово-предупредительного ремонта, а именно организация технического обслуживания машин направлена на предупреждение преждевременного износа деталей, узлов и агрегатов, содержание их в работоспособном состоянии, сокращение простоев, обеспечение роста эффективности использования машин и механизмов, а также должна обеспечивать безопасность труда обслуживающего персонала.

Список использованных источников:

  1. Путь и путевое хозяйство [Текст]: научно-популярный производственно-технический журнал)/ учредитель-ОАО «Российские железные дороги».-1957, январь — –М.: 2012-ISSN0033-4715
  2. Соломонов, С.А. Путевые машины [Текст ]: учеб.для вузов ж. д. транспорта /С. А. Соломонов, В.М. Попович, В.М. Бугаенко и др. под ред. С. А. Соломонова.- М.: Желдориздат, 2000-756 с. — ISBN 5 – 94069-007-6
  3. Попович, В.М — Путевые машины [Текст]: учеб.для вузов ж.-д. транс./ М.В. Попович, В.М. Бугаенко, Б.Г. Волковойнов и др. под ред. М.В. Поповича, В.М. Бугаенко. – М.: Желдориздат, 2007. – 745 с -ISBN 978-5-59994
  4. Железнодорожный транспорт [Текст]: ежемесячный научно-теоретический технико-экономический журнал, 1826 — М.: ОАО «Российские железные дороги», издается с 1826 г. — Выходит ежемесячно. — ISSN 0044-4448
Оцените статью