- Двигатель Mitsubishi 4b12
- Описание двигателя, его основные особенности
- Технические характеристики двигателя 4b12
- Надежность мотора
- Ремонтопригодность, ресурс работы газораспределительного механизма
- Какое масло использовать для двигателя 4b12
- Свап 4b12 на другие авто
- Чип-тюнинг
- Список автомобилей на которые устанавливался данный двигатель
- Разборка двигателя 4B12 Peugeot 4007 2007 — 2012
Двигатель Mitsubishi 4b12
Рядный четырехцилиндровый ДВС 4b12 объемом 2.4 литра разработан совместными усилиями компании Mitsubishi и Kia-Hyundai. Этот двигатель имеет и другое обозначение – g4ke. Устанавливался в автомобили Mitsubishi Outlander, а также многие другие машины. Обладает отличными эксплуатационными характеристиками.
Описание двигателя, его основные особенности
Агрегат от производителя Mitsubishi маркируется как 4b12. Нередко можно встретить обозначение g4ke – эти два различных мотора почти идентичны по своим характеристиками и взаимозаменяемы. Потому возможна замена g4ke на 4b12. Но важно помнить о особенностях свап 4b12. Оба агрегата относятся к семейству Theta II.
В данную серию Mitsubishi входит также и 4b1. Рассматриваемый мотор 4b12 является прямым наследником двигателя 4G69. Потому унаследовал многие его особенности, в том числе некоторые важные минусы. Также данные моторы используются в автомобилях Chrysler World. Фактически рассматриваемый мотор 4b12 является увеличенной версией моделей g4kd/4b11std.
Само увеличение мотора происходит за счет большего размера коленвала – ход поршня в таковом составит 97 мм вместо 86 на меньшей версии. Рабочий объем которой равен 2 литрам. Основные сходства конструкции двигателя 4b12 с меньшими моделями g4kd и аналогами:
- аналогичная система изменения фаз газораспределения – на обоих валах;
- отсутствие гидрокомпенсаторов (что несколько упрощает капремонт мотора – если необходимость в таковом возникает).
Несмотря на определенные минусы двигателя — он обладает многими преимуществами. Необходимо внимательно следить за уровнем масла. Так как 4b12 отличается некоторой «прожорливостью». Производитель рекомендует осуществлять замену каждые 15 тыс. км, но оптимальным решением будет смена каждые 10 тыс. км – это позволит отсрочить необходимость капитального ремонта на максимальный срок.
Двигателя 4b12 и g4ke являются точными копиями друг друга. Так как таковые разрабатывались по специальной программе «World Engine». Данные моторы монтировались:
- Аутлендер;
- Peugeot 4007;
- Citroen C-crosser.
Технические характеристики двигателя 4b12
Отдельно нужно отметить устройство ГРМ – он снабжается не ремнем, а цепью. Что существенно увеличивает ресурс работы самого механизма. Цепь ГРМ должна меняться каждые 150 тыс. км. Важно точно установить момент затяжки. Благодаря техническим характеристикам многие автолюбители готовы закрыть глаза на ряд минусов двигателя 4b12 – таковой «ест» масло, присутствует определенная вибрация при работе (причем проявляется таковая зачастую спонтанно).
Заявленный производителем ресурс составляет 250 тыс. км. Но на практике подобные моторы выхаживают на порядок больше – по 300 тыс. км и более того. Что делает приобретение и установку контрактного двигателя выгодным решением. На ресурс конкретного мотора влияют следующие факторы:
- как часто меняются свечи, масляные фильтры и само масло;
- качество используемого топлива;
- режим эксплуатации – необходимо своевременно осуществлять ремонт по необходимости, выполнять регулировку клапанов;
- прогрев перед пуском мотора – особенно это важно при работе в зимний период времени.
Прежде чем приобрести автомобиль с двигателем 4b12 – необходимо провести диагностику. Основные технические характеристики мотора:
Характеристика | Значение |
---|---|
Производитель | Hyundai Motor Manufacturing Alabama / Mitsubishi Shiga plant |
Марка, обозначение двигателя | G4KE / 4B12 |
Годы выпуска мотора | C 2005 года и по настоящее время |
Материал изготовления блока цилиндров | Алюминий |
Устройство подачи топлива | Инжектор |
Тип мотора | Рядный |
Количество цилиндров, шт. | 4 |
Количество клапанов на 1 цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 97 мм |
Диаметр цилиндра, мм | 88 |
Степень сжатия | 10.05.2018 |
Рабочий объем двигателя, куб. см | 2359 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 176/6 000 |
Крутящий момент Н×м/об.мин. | 228/4 000 |
Топливо | 95ый |
Соответствие экологическим нормам | Евро 4 |
Вес двигателя | н.д. |
Расход топлива на 100 км. пути | город – 11.4 л трасса – 7.1 л смешанный – 8.7 л |
Какой тип масла рекомендуется | 5W-30 |
Объем масла, л. | 04.06.2018 |
Замена масла, как часто | Каждые 15 тыс. км (рекомендуется сервисными центрами каждые 7.5-10 тыс. км) |
Зазоры клапанов | Выпускные – 0.26-0.33 (стандартный – 0.30) Впускные – 0.17-0.23 (по умолчанию – 0.20) |
Надежность мотора
Отзывы о работе двигателя в целом положительные. Но имеется ряд минусов, особенностей двигателя – которые при эксплуатации важно обязательно учесть. Это позволит увеличить ресурс работы мотора, а также избежать проблем в дороге. Если предусмотреть все возможные неисправности заблаговременно. Особенно это касается двигателей 4b12 устанавливаемых на машины Митсубиши Лансер 10.
Чаще всего встречаются неисправности следующего рода:
- выход из строя масляного насоса – важно следить за давлением масла, при наличии подозрений на проблемы необходимо заглушить двигатель;
- подшипники компрессора кондиционера – важно периодически осуществлять замену;
- стрекотание форсунок – требуется отрегулировать работу инжектора;
- повышенная вибрация – обычно связана с необходимостью заменить свечи.
Важно уделять внимание блоку цилиндров. Коленвал обычно замены не требует, но необходимо следить за состоянием шатунных вкладышей.
Поломки, требующие снять двигатель для их устранения, случаются относительно нечасто. Важно следить за состоянием ремня генератора и своевременно осуществлять его замену. Процесс этот не сложен, возможно осуществить его в гаражных условиях – как и многие другие ремонтные работы.
Некоторые трудности порой возникают при снятии ГБЦ – головки блока цилиндров. Подобные процедуры при отсутствии опыта и соответствующих инструментов лучше осуществлять в специализированном сервисе. При проведении ремонтных работ желательно приобретать только оригинальные детали. Приводной ремень – от Bosch, вкладыши — Taiho, других именитых фирм. Это позволит свести к минимуму вероятность приобрести бракованную продукцию, приводящую в дальнейшем к поломке двигателя.
Покупка ремня, а также масла и других расходных материалов обойдется не дорого. Но такие комплектующие, как датчик коленвала, распредвал и клапан egr обойдутся в несколько тысяч рублей и более. 4b12 снабжается надежным вариатором на некоторых моделях автомобилей, также существует множество комплектаций с механической коробкой переключения передач. При ремонте важно точно замерить размер коленвала – это упростит подбор деталей.
Ремонтопригодность, ресурс работы газораспределительного механизма
Важно своевременно осуществлять ревизию ГРМ. В противном случае при поломке составляющих данного механизма может потребоваться ремонт целиком всего двигателя. Стоит отметить, что разборка двигателя для ремонта ГРМ проста, но требует навыков и специального инструмента. В противном случае можно повредить важные детали конструкции. Например, успокоитель ремня ГРМ. В разобранном виде во время ремонта 4b12 выглядит следующим образом:
Данный двигатель начинает потреблять масло более лимита, установленного на заводе автопроизводителем. Но при этом лишь на отметке пробега в 180 тыс. км. После разборки необходимо будет отмыть все покрытые отработкой, нагаром детали. Используются для этого средство Deca либо Dimer.
Чаще всего при ремонте возникают следующие сложности:
- демонтаж шатунов и поршней;
- съем нижней плиты двигателя.
Для этих операций понадобится специализированный инструмент. Ресурс цепи ГРМ составляет 200 тыс. км. Но на данный показатель существенное влияние оказывает как раз качество используемого масла. Важно периодически осуществлять проверку растяжения цепи, её длина будет увеличиваться. При замене необходимо помнить, что существует два различных образца данной детали – цепи старого и нового типа. Они являются взаимозаменяемыми.
Основные признаки того, что цепь ГРМ необходимо заменить:
- присутствуют «брякающие» звуки на «холодную»;
- присутствует потеря мощности;
- провис цепи – его видно при снятой крышке.
Как и в иных автомобилях, двигателях подобного типа важно осуществлять монтаж цепи по специальным меткам в ГРМ. В противном случае двигатель не заведется либо будет работать с перебоями.
Важно помнить: новая цепь ГРМ может попросту не иметь окрашенных звеньев упрощающих установку.
Потому перед снятием старой нужно таковые метки обозначить самостоятельно. Отметки на звездочках распределительных валов отмечены специальными пометками на картинке:
Какое масло использовать для двигателя 4b12
Выбор масла для данного мотора – серьезный вопрос. От качества смазочного материала зависит ресурс работы ГРМ, а также остальных важных механизмов и систем двигателя. Согласно рекомендации производителя необходимо использовать в зависимости от климатических условий и режима эксплуатации масла вязкостью от 0W-20 до 10W-30.
Имеется спецификация касательно двигателя 4b12:
- API SN, SM;
- ILSAC GF-5;
- ACEA A1/A5 – возможно использовать масло без данной спецификации, так как это обозначение европейское.
Оптимальное решение при выборе масла для автомобилей с двигателем 4b12 в случае эксплуатации в РФ – Моби 1 X1 5W-30. Но важно заранее ознакомиться с признаками поддельных масел. Использование контрафактного товара может стать причиной поломки. Например, при повышенной вязкости масла при минусовой температуре возможно его выдавливание через сальник коленвала, другие повреждения – следствием станет необходимость капитального ремонта.
Свап 4b12 на другие авто
Двигатель 4b12 имеет стандартные размеры и может быть заменять другой аналогичный по своим габаритным и иным параметрам мотор. Подобные замены имеют место, например, в автомобилях Mitsubishi lancer GTs 4WD. В таких моделях осуществляется свап двигателя 4b11 на 4b12. Объем первого составит 2 л, второго же – 2.4 л. Процесс достаточно прост:
- демонтаж старого двигателя из кузова;
- установка навесного оборудования, впуска и проводки на новый мотор;
- монтаж нового двигателя со всем оборудованием в кузов автомобиля на посадочное место.
Лучшее решение – осуществить обмен моторов в специальных сервисах. Процесс в таковых налажен, нет необходимости снимать целиком все оборудование. Причем коробку демонтировать при свапе нет необходимости. Достаточно отодвинуть часть отсоединенного навесного оборудования в сторону.
Последствия таковой переустановки:
- автомобиль становится более динамичным;
- 4b11 лучше держит низкие обороты.
Чип-тюнинг
Чип-тюнинг – прошивка блока управления двигателем. При изменении программного обеспечения ЭБУ возможно получить преимущества:
- двигатель может работать на топливе с октановым числом от 85 до 100;
- прирост момент крутящего момента на 10%;
- повышение мощности мотора без физических доработок.
Не требуется вскрывать двигатель, вести какие-либо механические доработки. Данный тюнинг у официального производителя обойдется примерно в 600 долларов. Причем гарантия будет сохранена. По замерам программы в зависимости от прошивки прирост мощности может составить до 20 л.с. Замеры до и после тюнинга представлены на графике ниже:
Список автомобилей на которые устанавливался данный двигатель
Двигатель 4b12 устанавливался на множество моделей автомобилей – в силу его универсальности и практичности:
- Mitsubishi Delica D:5 (01.2007 — н.в.);
- Mitsubishi Outlander 24G DBA-CW5W – причем в модель второго рестайлинга, suv, 3 поколение устанавливается такой двигатель до сих пор;
- Citroen С-Crosser4;
- Peugeot 4007.
Двигатель 4b12 — надежный мотор, требующий минимального внимания со стороны владельца в первые 200 тыс. км. Потому до сих пор устанавливается в некоторые модели автомобилей. Ремонтопригоден, неприхотлив к качеству топлива и масла.
Разборка двигателя 4B12 Peugeot 4007 2007 — 2012
Инструменты:
- Ключ трещоточный
- Удлинитель (с карданчиком)
- Головка на 10 мм
- Головка на 12 мм
- Головка на 14 мм
- Головка на 16 мм
- Головка на 17 мм
- Головка на 18 мм
- Головка-бита 12-гранная на 8 мм
- Свечной ключ (или высокая головка на 16 мм)
- Головка Torx T10
- Вороток под торцевую насадку
- Насадка на вороток на 18 мм
- Насадка на вороток на 22 мм
- Гаечный ключ рожковый на 10 мм
- Гаечный ключ накидной прямой на 12 мм
- Гаечный ключ накидной прямой на 14 мм
- Гаечный ключ накидной прямой на 17 мм
- Гаечный ключ накидной прямой на 19 мм
- Гаечный ключ накидной изогнутый на 16 мм
- Шестигранный ключ на 6мм
- Отвертка плоская средняя
- Отвертка крестовая средняя
- Домкрат винтовой
- Подъемное устройство
- Траверса MB991527
- Балонный ключ
- Шестигранный спецключ для фиксации натяжного механизма (или штифт)
- Инструмент для фиксации шкива коленчатого вала (вильчатый держатель MB990767 и спецболты и MD998719)
- Инструмент (стопор) для фиксации маховика или пластины привода гидротрансформатора МВ991883
- Съемник масляного поддона MD998727
- Опора регулируемая с винтовым домкратом (или подъемное устройство)
- Шестигранный спецключ для фиксации храповика натяжителя (или штифт) — 2 шт.
- Съемник масляного фильтра MB991396
- Набор для сборки и разборки поршневых комплектов MD998780
- Направляющая для снятия поршневого пальца MB991659
- Приспособление для сжатия пружин клапанов (комплект из деталей с к.н. MD998735 и МВ992089)
- Съемник седел клапанов
- Специальные плоскогубцы МВ992085
- Пресс со специнструментом (или выколотка)
- Молоток средний
- Плоскогубцы
- Пинцет
- Маркер
- Противооткатный упор (башмак)
- Нож (или скребок)
- Щетка металлическая
- Кисть флейцевая
- Стенд для ремонта двигателей
Детали и расходники:
- Веревка или проволока
- Емкость техническая — 4 шт.
- Шланг
- Аэрозольная смазка типа WD-40
- Водяная ванна
- Очиститель (или растворитель)
- Обезжириватель
- Деревянный брусок
- Блок V-образный деревянный — 2 шт.
- Краска
- Ветошь
Примечания:
При капитальном ремонте необходимо знать, как правильно разобрать и собрать двигатель.
Перед разборкой двигатель необходимо тщательно очистить от загрязнений, установить на стенд или подставку, при этом двигатель должен стоять очень устойчиво. При сборке не подвергавшиеся ремонту или замене детали надо устанавливать на свои места, где они приработались. Для этого при разборке их необходимо маркировать любым способом, который не портит детали. При ремонте запрещается разукомплектовывать крышки шатунов с шатунами, крышки коренных подшипников с блоком цилиндров, так как эти детали обрабатывают в сборе. Коленчатый вал и маховик (диск гидротрансформатора) можно разукомплектовать, поскольку эти детали балансируют в отдельности.
Если есть возможность, работайте на специальном поворотном стенде, обеспечивающем доступ к двигателю со всех сторон, так как двигатель очень тяжело фиксировать от перемещения при отворачивании деталей крепления, затянутых большим моментом.
1. Снимите двигатель Пежо 4007 с автомобиля, как описано здесь (выполните все работы раздела «Снятие двигателя»).
2. Снимите стартер, отвернув два болта его крепления.
3. Отверните болт и гайку крепления генератора и снимите его.
4. Отверните болты крепления и снимите два кронштейна крепления генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления.
5. Снимите шкив коленчатого вала и извлеките передний сальник вала, как описано в этой статье.
6. Затем снимите маховик / пластину привода гидротрансформатора и извлеките задний сальник коленчатого вала, как описано здесь.
7. Снимите крышку головки блока цилиндров, как описано здесь.
8. Снимите масляный поддон картера двигателя, как описано здесь.
9. Снимите цепь привода ГРМ, как описано в этой статье.
10. Снимите головку блока цилиндров, как описано здесь.
11. Снимите насос системы охлаждения с прокладкой, отвернув пять болтов его крепления.
12. Перед тем, как снять картер двигателя, необходимо снять масляный насос в сборе с балансирным механизмом. Нажмите на башмак натяжителя в направлении натяжителя цепи привода масляного насоса и балансирного механизма, утопите шток натяжителя и вставьте шестигранный спецключ (в форме «L», 1,5 мм) для фиксации штока в указанное на рисунке отверстие.
Примечание:
Вместо шестигранного спецключа допускается использование штифта или проволоки, которая должна быть достаточно жесткой.
13. Снимите натяжитель цепи привода масляного насоса и балансирного механизма.
14. Отверните болты крепления башмака натяжителя, успокоителя цепи и снимите их с блока двигателя.
15. Снимите масляный насос в сборе с балансирным механизмом, отвернув болты его крепления.
16. Затем снимите цепь привода масляного насоса и балансирного механизма.
17. Снимите с помощью двух отверток звездочку с коленчатого вала.
18. Отверните болт крепления трубки указателя уровня масла к блоку цилиндров и снимите щуп в сборе.
Примечание:
Не потеряйте уплотнительное кольцо, размещенное в нижней части соединения трубки щупа с картером двигателя.
19. Снимите с помощью специального ключа масляной фильтр.
20. В несколько приемов и в последовательности, указанной на рисунке, отверните болты крепления картера.
21. Вставьте плоскую отвертку в паз между блоком цилиндров и картером, как показано на рисунке. Работая отверткой, как рычагом, отделите картер от блока цилиндров.
Примечание:
Можно использовать другой способ отделения картера от блока цилиндров: наносите легкие удары рукояткой молотка по приливу на картере, и отделите картер от блока цилиндров.
22. Если отделить картер не удается одним из приведенных выше способов, то вставьте плоскую отвертку между картером и крышкой коренного подшипника коленчатого вала, как показано на рисунке, и слегка покачивая отвертку вверх-вниз (работая отверткой, как рычагом) отделите картер.
23. Маркером нанесите номер цилиндра на боковую поверхность шатуна для облегчения последующей сборки.
24. Отверните болты, снимите крышку шатуна и извлеките поршень и шатун в сборе из цилиндра, протолкнув шатун ручкой молотка внутрь цилиндра.
Примечание:
Будьте осторожны при снятии поршня с шатуном в сборе, не заденьте шатуном за поверхность цилиндра и шейку коленчатого вала.
25. Проворачивая коленчатый вал для доступа к болтам крышек шатунов, аналогично извлеките остальные поршни с шатунами.
26. Снимите вкладыши со всех шатунов и с их крышек.
27. Снять поршневое кольцо можно руками. Разожмите верхнее компрессионное кольцо и снимите его. Аналогично снимите второе(нижнее) компрессионное кольцо.
28. Разожмите и снимите верхнее кольцо-расширитель и нижнее кольцо составного маслосъемного кольца.
29. Вставьте шток-толкатель в поршень со стороны метки «передней части» (в виде стрелки), нанесенной на днище поршня, затем наверните направляющую втулку «D» на конец штока.
30. Установите поршень и шатун на основание метками «передней части» вверх, как показано на рисунке ниже.
31. При помощи пресса извлеките поршневой палец.
Примечание:
Для облегчения дальнейшей сборки держите разобранные детали отдельно от других аналогичных деталей.
32. Разложите снятые детали (шатуны, поршни, вкладыши и др.) в порядке их соответствия номерам цилиндров.
33. Также необходимо знать, как снять коленчатый вал, не повредив его. Для этого, отверните болты крепления крышек коренных подшипников в несколько приемов и в последовательности, указанной на рисунке, затем снимите крышки.
34. Снимите нижние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.
35. Снимите коленчатый вал в сборе с ротором датчика положения коленчатого вала и, во избежание повреждения зубьев ротора, положите его на два V-образных блока.
Примечание:
В случае повреждения зубьев ротора датчика положения коленчатого вала, ротор необходимо заменить.
36. Затем снимите верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.
37. Снимите два упорные полукольца.
Примечание:
Разложите снятые детали (вкладыши коренных подшипников и упорные полукольца) в порядке их соответствия номеру шейки и направлению установки.
38. Отверните четыре болта и снимите ротор датчика положения коленчатого вала.
39. Как разобрать головку блока цилиндров, смотрите здесь.
40. Как провести очистку деталей механизмов двигателя и их дефектовку, а также какие инструменты и расходники при этом используются, смотрите здесь, здесь и здесь.
В статье не хватает:
- Фото инструмента
- Фото деталей и расходников