- Использование пожарной техники
- Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники
- Порядок использования пожарной техники
- Подготовка пожарной техники к использованию
- Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов
- Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования
- ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Использование пожарной техники
Использование пожарной техники – мероприятия, направленные на соблюдение технического регламента, разработанного производителем, и предполагающие поддержание исправного технического состояния автомобилей в условиях выполнения боевых задач. Использование машин базируется на планах эксплуатации техники, разработанных и подписанных начальником территориального органа.
Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники
Упорядочивание эксплуатации ПА и аварийно-спасательных машин позволяет обеспечить безопасное выполнение боевых задач. Организация применения ПА представляет собой работу должностных лиц по контролю и прогнозированию функционирования машин в полной боевой готовности, а также по планированию профилактических мероприятий.
Основанием для использования пожарной техники является ранее утвержденный план эксплуатации и распоряжение руководителя учреждения.
Качественными показателями готовности автомобилей к использованию считаются:
- исправность машин согласно определенным производителем показателям;
- нормативные данные износа узлов до очередного планового ремонта;
- наличие закрепленного за конкретной машиной экипажа;
- целостность комплекта запчастей и инструментов;
- заправка ГСМ и эксплуатационными материалами;
- сохранение маркировки и наличие всех необходимых условных обозначений.
Для поддержания техники в полной боевой готовности необходимо:
- соблюдать правила эксплуатации согласно нормативно-правовым документам;
- своевременно выполнять плановые ремонтные и технические работы;
- поддерживать запас оборудования для обслуживания и применения боевых единиц;
- регулярно проводить обучение ответственных за использование машины лиц.
Порядок использования пожарной техники
Каждая машина, состоящая на балансе части ГПС, имеет:
- свидетельство о регистрации;
- формуляр;
- карту эксплуатации;
- журнал работы;
- карту учета работы аккумулятора;
- карту учета пробега автомобильных шин;
- журнал техобслуживания;
- путевку;
- журнал выдачи и возврата путевых листов.
Формуляр является обязательным сопроводительным документом автомобиля, который выдает завод-изготовитель. В процессе использования основным документом считается эксплуатационная карта. Она заполняется водителем, ответственным за ПА. Данные в ней сверяет руководитель подразделения ГПС при смене караулов. Каждый месяц ее сдают в бухгалтерию для учета расходных материалов.
Путевки выдаются начальнику караула непосредственно перед выездом на вызов. Форма документа стандартна и является частью Боевого устава пожарной охраны. Перед приемом ПА водителем или начальником караула заполняется карточка учета эксплуатации автомобильных шин. Карта эксплуатации аккумулятора заводится при поступлении машины на баланс подразделения.
Данные обо всех видах ТО вносятся в специальный журнал, который ведет старший водитель. Все сведения в нем заверяются командирами отделений.
Порядок использования ПА и аварийно-спасательной техники регламентируется приказом руководителя учреждения. Его основные пункты:
- правила выдачи путевых листов;
- порядок прохождения ответственным за управление ПА медицинского осмотра;
- порядок проведения ТО;
- действия специалистов при выполнении задач с использованием машины;
- правила постановки техники на место стоянки после возвращения с задания;
- обязанности должностных лиц при обнаружении обстоятельств, препятствующих использованию ПА.
Подготовка пожарной техники к использованию
Подготовительный этап предполагает:
- нанесение цветографических схем согласно данному виду ПА;
- монтаж спецсигналов и средств позиционирования;
- нанесение опознавательных знаков;
- плановую обкатку машины;
- установку оборудования, позволяющего выполнять работы в сложных условиях.
Особое внимание при подготовке машин к эксплуатации уделяют обкатке. Она обязательна для всех ПА, прошедших техобслуживание и ремонт. Данные мероприятия проводятся силами водительского состава. Если автомобиль прошел обкатку в заводских условиях, то дополнительного тестирования в части ГПС не требуется.
Режимы обкатки подбираются с учетом рекомендации по эксплуатации конкретного вида машин, изложенных в инструкции. Результаты тестирования заносятся в формуляр ПА. После обкатки проводится первое ТО.
Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов
Водитель сдающей смены вносит записи о работе машины в эксплуатационную карту. Съемные средства сдает личный состав под руководством командира отделения. Водитель, принимающий ТС, проверяет состояние машины и внесенные в карту данные, а также проводит ежедневное ТО.
Если обнаружены неисправности, то силами водителя выполняются мероприятия по их устранению. В случае невозможности восстановить ТС на его место ставят резервную единицу, одновременно письменно уведомляя начальника техслужбы, руководителя службы пожаротушения гарнизона и руководителя центра управления кризисными ситуациями. Если в расположении нет резервной машины, то информацию передают в службу пожаротушения гарнизона с последующим запросом техники из других подразделений.
Заступающий на смену караул согласно табелям принимает на дежурство ПА, ПТВ, оборудование и средства связи, одновременно уведомляя командира отделения об исправности и комплектности полученного оборудования. Командир отделения на основе этих данных докладывает начальнику караула о возможности использования полученных автомобилей.
Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования
Техобслуживание автомобилей считается ключевым элементом эксплуатации машин. Оно обеспечивает:
- поддержание техники в постоянной боевой готовности;
- безопасность эксплуатации машин;
- своевременное устранение причин, вызывающих износ основных узлов;
- работу техники в межремонтные периоды;
- минимизацию расхода ГСМ и эксплуатационных материалов.
Периодичность проведения ТО техники повседневного использования определяется нормативно-правовыми документами МЧС и инструкцией по эксплуатации конкретного типа ПА от завода-изготовителя.
Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники предполагает проведения двух типов ТО:
- ежедневно при смене дежурства;
- при выполнении боевых задач;
- после возвращения с пожара.
По выходу с техобслуживания ТС обязательно должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, с полностью отрегулированными механизмами. Качество ТО проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
В отличие от автомобилей обычного назначения пожарные автомобили эксплуатируются в особых, можно сказать более «жёстких» условиях. Цель технической эксплуатации пожарных автомобилей – максимальная реализация их потенциальных свойств, при движении в оперативном режиме и обеспечении основных действий на пожаре и при проведении аварийно – спасательных работ.
Эксплуатация пожарного автомобиля состоит из двух основных режимов: ожидание и использование по назначению. Режим использования пожарного автомобиля включает:
§ выезд и следование к месту вызова;
§ ликвидацию горения и выполнение специальных работ;
§ следование в часть.
При выезде и следовании к месту вызова холодный двигатель пожарного автомобиля эксплуатируется с максимально возможной нагрузкой на форсированных режимах, что, несомненно, увеличивает его износ, снижая при этом его долговечность.
При ликвидации горения двигатель автомобиля работает в стационарном нагрузочном режиме – приведение в действие пожарного насоса. В зависимости от потребляемой стационарной мощности тепловое состояние агрегатов может быть нормальное или повышенное.
Особенностями эксплуатации пожарных автомобилей являются также частые пуски механизмов с целью проверки их работоспособности, прогрев механизмов в движении, отсутствие установившихся режимов работы двигателя при подаче воды насосом.
Таким образом, в агрегатах пожарных автомобилей более интенсивно по сравнению с обычными транспортными автомобилями проходят процессы, предопределяющие снижение их работоспособности. В результате техническое состояние пожарного автомобиля неизбежно ухудшается, снижается его надёжность.
Для поддержания парка пожарных автомобилей в исправном состоянии осуществляется комплекс технических и организационных мероприятий, который можно разделить на две группы: техническое обслуживание и ремонт.
Организация и проведение технических обслуживаний и ремонтов пожарных автомобилей регламентированы приказом МВД РФ № 34 от 24.01.96, который утверждает «Наставление по технической службе ГПС МВД России».
Требования к исправному пожарному автомобилю
Находящийся в расчёте пожарный автомобиль должен быть в исправном состоянии. Исправное техническое состояние пожарного автомобиля должно обеспечить его безопасность при движении в оперативном режиме и безотказность при работе на пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.
Технически исправный пожарный автомобиль должен отвечать следующим основным требованиям:
§ быть чистым, исправным, отрегулированным, смазанным и заправленным положенными эксплуатационными материалами;
§ двигатель должен легко запускаться стартером, и устойчиво работать при различной частоте вращения коленчатого вала;
§ свободный ход педалей, рычагов управления и рулевого колеса должен быть в пределах нормы;
§ сцепление не должно «вести» или «пробуксовывать»;
§ тормоза должны обеспечивать одновременное плавное торможение колёс и остановку пожарного автомобиля на установленном для данной модели тормозном пути; торможение пожарного автомобиля с гидравлическим приводом тормозов обеспечивается при одном нажатии на педаль;
§ углы развала и схождения колёс должны соответствовать установленным нормам;
§ сигнал-сирена, электрозвуковой сигнал, стоп-сигнал, указатели поворотов, фары, подфарники, прожектора, плафоны, стеклоочистители и все контрольные приборы на щитке приборов и в насосном отделении должны быть исправными;
§ крепление агрегатов пожарного автомобиля и пожарно-технического вооружения должно быть надёжным;
§ система управления пожарным насосом должна быть исправной;
§ пожарный насос должен исправно (без посторонних шумов) работать на всех режимах, быть герметичным и иметь подачу в пределах нормы;
§ при включении основной и дополнительной трансмиссий (коробки передач, раздаточной, отбора мощности) и переднего ведущего моста не должно быть стука, скрежета и других нехарактерных шумов;
§ давление воздуха в шинах должно соответствовать норме;
§ пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование пожарного автомобиля должно соответствовать табелю положенности, быть исправным и располагаться на своих местах;
§ не должны иметь место подтекания топлива, масла, воды, пенообразователя и других жидкостей.
Неисправным считается пожарный автомобиль, имеющий следующие основные дефекты:
1. Неисправности кузова:
§ наличие вмятин и повреждение окраски;
§ перекос дверей кабин или отсеков кузова, затрудняющий их открывание и закрывание;
§ неисправность замков, запоров и фиксаторов дверей кабин и отсеков кузова, а также неисправность фиксаторов откидной кабины;
§ отсутствие стёкол или наличие на них глубоких царапин (трещин), затрудняющих и обзорность, а также отсутствие противосолнечных козырьков;
§ отсутствие или повреждение зеркал заднего вида;
§ неисправность или отсутствие очистителей и омывателей ветрового стекла;
§ неисправность креплений элементов специальной надстройки;
§ нарушение целостности цистерны и бака для пенообразователя.
2. Неисправности моторной установки:
§ содержание вредных примесей или уровень дымности в отработавших газах превышает установленные нормы;
§ подтекание топлива из системы питания;
§ неисправность или отсутствие глушителя;
§ отсутствие приспособления для подавления помех радиоприёму;
§ наличие стуков в подшипниках коленчатого вала, резких стуков поршней в цилиндрах и деталей газораспределительного механизма (при прогретом двигателе);
§ давление масла в системе смазки полностью прогретого двигателя, работающего на минимальной частоте вращения холостого хода, меньше величины, указанной в эксплуатационной документации на конкретную марку двигателя;
§ пуск двигателя при положительной температуре воздуха затруднён;
§ двигатель перегревается, неустойчиво работает на установившихся режимах (в том числе на холостом ходу) или работает с перебоями на переходных режимах;
§ подтекает охлаждающая жидкость через сальники водяного насоса, радиатор и другие соединения трубопроводов системы охлаждения.
3. Неисправности основной и дополнительной трансмиссий:
§ пробуксовывает или неполностью выключается сцепление;
§ при плавном включении сцепления происходят резкие рывки автомобиля или появляются нехарактерные стуки;
§ величина свободного хода педали сцепления не соответствует данным инструкции завода-изготовителя;
§ прослушиваются стуки в коробке передач при движении автомобиля на любой передаче или при нейтральном положении рычага переключения передач;
§ прослушиваются стуки в дополнительной трансмиссии при включённой коробке отбора мощности или затруднено включение КОМ;
§ не включается или самопроизвольно выключается передача;
§ подтекает масло через сальники или плоскости разъёма коробки передач или коробки отбора мощности;
§ имеются повреждения (или биение) карданных валов, повреждены или изношены их промежуточные опоры;
§ отмечается повышенный шум в заднем мосту при движении автомобиля;
§ подтекает масло через сальники и другие уплотнения картера заднего моста;
§ имеет место чрезмерный нагрев картера главной передачи.
4. Неисправности ходовой части:
§ на лонжеронах, поперечинах или кронштейнах рамы имеются трещины;
§ отсутствуют или ослаблены заклёпки в соединениях деталей рамы;
§ имеются погнутости и трещины на балке переднего моста;
§ углы установки колёс не соответствуют требованиям инструкции завода-изготовителя;
§ повышенный люфт передних колёс;
§ затруднено вращение колёс из-за неправильной регулировки подшипников;
§ сломаны листы рессор или любые другие детали подвески;
§ сломаны или имеют сорванную резьбу центровые болты рессор;
§ отсутствуют или повреждены предусмотренные конструкцией автомобиля стабилизаторы поперечной устойчивости;
§ шины грузового автомобиля имеют сквозные повреждения, разрыв корда или остаточную глубину рисунка протектора менее 1 мм;
§ шины не соответствуют модели транспортного средства по размеру и допускаемой нагрузке;
§ на автомобиле установлены шины разных видов или с различными типами рисунков протектора.
§ колёсные диски ненадёжно закреплены на ступице или имеют повреждения реборд или посадочных отверстий;
§ давление воздуха в шинах не соответствует установленной норме;
5. Неисправности систем управления:
§ величина люфта рулевого управления превышает норму, установленную заводом-изготовителем;
§ затруднено вращение или имеется выраженная неравномерность усилия поворота рулевого колеса;
§ не закреплены, не зашплинтованы, отсоединились, либо повреждены детали рулевого управления;
§ неисправен гидроусилитель рулевого управления (включая радиатор рабочей жидкости ГУР, если он установлен);
§ рабочий тормоз не обеспечивает равномерного затормаживания всех колёс;
§ при однократном нажатии на педаль рабочего тормоза не обеспечивается установленная эффективность торможения;
§ подтекает жидкость в гидравлической системе тормозов;
§ при неработающем двигателе падение давления воздуха в пневматическом и пневмогидравлическом приводе тормозов после полного приведения их в действие превышает 0,05 МПа за 15 минут;
§ не работает манометр пневматической тормозной системы;
§ рычаг (рукоятка) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством;
§ стояночный тормоз не удерживает пожарный автомобиль на уклонах, соответствующих нормативной величине для конкретного типа автомобиля.
6. Неисправности электрооборудования:
§ электропроводка имеет повреждённую изоляцию;
§ аккумуляторная батарея имеет течь, ослабленную посадку штырей, ненадёжное крепление;
§ неисправны контрольные приборы;
§ фары не отрегулированы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
§ не горят фары, основные и дополнительные габаритные огни;
§ не горит стоп-сигнал;
§ не работает в установленном режиме указатель поворота;
§ отсутствует предусмотренные конструкцией транспортного средства световозвращатели;
§ не горит фонарь заднего номерного знака;
§ не горят проблесковые маяки (или не вращаются их отражатели).
7. Неисправности специальных агрегатов:
§ неисправна вакуумная система пожарного насоса (за нормативное время не создаётся требуемый вакуум в пожарном насосе);
§ не герметичен пожарный насос;
§ отсутствуют смазки в пожарном насосе;
§ пожарный насос ненадёжно закреплён на раме автомобиля;
§ неисправны контрольно-измерительные приборы в насосном отсеке пожарного автомобиля;
§ имеются подтекания масла или воды при работе пожарного насоса;
§ отмечаются стуки и вибрация при работе пожарного насоса;
§ неисправны пеносмеситель или дозатор пожарного насоса;
§ отмечается сильный нагрев корпуса при работе пожарного насоса высокого давления (или ступени высокого давления для комбинированных насосов).