- Руководство по эксплуатации пожарного автомобиля
- Использование пожарной техники
- Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники
- Порядок использования пожарной техники
- Подготовка пожарной техники к использованию
- Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов
- Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования
- Учетные документы пожарного автомобиля и порядок их ведения
- Техническая документация пожарных автомобилей
- Паспорт транспортного средства
- Формуляр
- Эксплуатационная карта
- Карточка учета работы автомобильной шины
- Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи
- Журнал учета технического обслуживания
- Журнал испытаний пожарно-технического оборудования
- Путевой лист
- Журнал выдачи и возврата путевых листов
- Дополнительные документы
- Где можно получить бланки документов
Руководство по эксплуатации пожарного автомобиля
В общих чертах пожарные автомобили, конечно же, схожи между собой по основным функциям. А также по основным правилам эксплуатации их в различных климатических условиях. Надо сказать, что основная масса пожарных автомобилей, находящихся на постоянном вооружении в МЧС России, может эксплуатироваться в абсолютно любых климатических и погодных условиях. Кроме того, эти пожарные автомобили могут эксплуатироваться на опасных предприятиях, таких как, например, нефтеперерабатывающие заводы, предприятия химической промышленности, предприятия энергоэлектрической промышленности и т. д. Для успешной интенсивной эксплуатации пожарных автомобилей пожарная часть должна иметь пожарное депо, в котором можно было бы правильно размещать транспортные средства, обеспечивать им надлежащий уход, а также правильные условия на случай длительного хранения. Пожарные автомобили могут применяться для тушения пожаров, доставки боевого состава части к месту тушения пожара, обеспечения постовой или дежурной службы во время выполнения опасных работ. Кроме основных пожарных средств, в пожарной части должно быть предусмотрено наличие вспомогательных пожарных автомобилей, на которых могут выполняться различные хозяйственные и бытовые нужды пожарной части.
Техническая готовность пожарного автомобиля определяется его исправным состоянием, наличием необходимого количества топливных и других жидкостей, необходимых для нормальной эксплуатации автомобиля, а также специальными отличительными знаками и покраской, которые предусмотрены соответствующими правилами.
Руководство по эксплуатации подобной техники, помимо прочего, содержит в себе необходимые рекомендации по частоте проведения технических осмотров автомобиля.
Техническое обслуживание пожарного автомобиля включает в себя обязательный ежедневный технический осмотр автомобиля, технический осмотр во время учений или дежурств, осмотр после пробега первой тысячи километров, осмотр после возвращения с пожара и т. д. . Если в пожарной части по какой-либо причине такие меры невозможны, то разрешается воспользоваться услугами специальных сервисных центров, которые должны иметь соответствующие лицензии.
Ремонт пожарного автомобиля может проводиться в случае возникшей необходимости или по результату ежедневной технической проверки. Не стоит дожидаться, когда та или иная деталь придет в негодность. Лучше поменять ее тогда, когда становится понятно, что она выработала свой ресурс. Ремонту могут подвергаться как все системы автомобиля, так и его отдельные части. Кроме того, ремонт пожарного автомобиля может быть различным по методам. Так, например, существует индивидуальный метод ремонта пожарного автомобиля (в этом случае неисправная деталь снимается, ремонтируется и устанавливается обратно на автомобиль), агрегатный (в этом случае неисправные детали снимаются, а взамен них устанавливаются новые).
Рекомендации по эксплуатации пожарного автомобиля включает в себя также рекомендации по уходу за автомобилем в случае его длительного простоя. Общее время простоя автомобиля без постоянной эксплуатации может составлять не более 30 дней. Исключение делается только для тех автомобилей, которые находятся на капитальном ремонте, в этом случае этот срок увеличивается до 60 дней. Также необходимо помнить о том, что перед тем, как войти в постоянную эксплуатацию, автомобиль должен пройти обкатку. В нашей стране подобная техника выпускается в основном на базе шасси УРАЛ, ЗИЛ и КАМАЗ. Поэтому для более подробного ознакомления с особенными условиями эксплуатации таких транспортных средств, можно также обратиться к правилам, выпускаемыми этими заводами.
Кроме того, эксплуатация пожарных автомобилей подразумевает наличие определенных документов, которые подтверждают различные технические качества автомобиля, а также его статус.
Необходимыми документами для пожарных автомобилей являются:
1. Технический паспорт
2. Страховое свидетельство
3. Паспорт технического средства
4. Технический талон
5. Путевой лист пожарного автомобиля
6. Журнал, в котором отражены все перемещения пожарного автомобиля
7. Карта об эксплуатации автомобиля
8. Путевка для вспомогательного автомобиля, который страхует основной автомобиль в случае его выхода из строя
9. Журнал, в котором отражен процесс выдачи путевых листов.
Все документы выдаются соответствующими органами. Технический паспорт, технический талон выдается ГИБДД. Страховое свидетельство на автомобиль выдает страховая компания, которая обслуживает данную пожарную часть и все ее транспортные средства. Формуляр выдается в составе сопроводительной документации автомобиля, он изготавливается заводом – изготовителем. Контролируется ведение формуляра, его заполнение страшим механиком под руководством начальника караула. Карта по эксплуатации является документом учета правильной работы автомобиля и его соответствующей эксплуатации. Этот документ ведется и хранится водителем. Такая карта также необходима для адекватного учета топливных и других жидкостей. Путевки на выезд основного пожарного автомобиля или его вспомогательного страховочного автомобиля выдаются начальником караула. Путевые листы могут быть выданы, только если предполагается выезд на пожар, учения или специальные задания. В журнал технического учета вносятся сведения о порядке проведения технического осмотра пожарного автомобиля.
Использование пожарной техники
Использование пожарной техники – мероприятия, направленные на соблюдение технического регламента, разработанного производителем, и предполагающие поддержание исправного технического состояния автомобилей в условиях выполнения боевых задач. Использование машин базируется на планах эксплуатации техники, разработанных и подписанных начальником территориального органа.
Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники
Упорядочивание эксплуатации ПА и аварийно-спасательных машин позволяет обеспечить безопасное выполнение боевых задач. Организация применения ПА представляет собой работу должностных лиц по контролю и прогнозированию функционирования машин в полной боевой готовности, а также по планированию профилактических мероприятий.
Основанием для использования пожарной техники является ранее утвержденный план эксплуатации и распоряжение руководителя учреждения.
Качественными показателями готовности автомобилей к использованию считаются:
- исправность машин согласно определенным производителем показателям;
- нормативные данные износа узлов до очередного планового ремонта;
- наличие закрепленного за конкретной машиной экипажа;
- целостность комплекта запчастей и инструментов;
- заправка ГСМ и эксплуатационными материалами;
- сохранение маркировки и наличие всех необходимых условных обозначений.
Для поддержания техники в полной боевой готовности необходимо:
- соблюдать правила эксплуатации согласно нормативно-правовым документам;
- своевременно выполнять плановые ремонтные и технические работы;
- поддерживать запас оборудования для обслуживания и применения боевых единиц;
- регулярно проводить обучение ответственных за использование машины лиц.
Порядок использования пожарной техники
Каждая машина, состоящая на балансе части ГПС, имеет:
- свидетельство о регистрации;
- формуляр;
- карту эксплуатации;
- журнал работы;
- карту учета работы аккумулятора;
- карту учета пробега автомобильных шин;
- журнал техобслуживания;
- путевку;
- журнал выдачи и возврата путевых листов.
Формуляр является обязательным сопроводительным документом автомобиля, который выдает завод-изготовитель. В процессе использования основным документом считается эксплуатационная карта. Она заполняется водителем, ответственным за ПА. Данные в ней сверяет руководитель подразделения ГПС при смене караулов. Каждый месяц ее сдают в бухгалтерию для учета расходных материалов.
Путевки выдаются начальнику караула непосредственно перед выездом на вызов. Форма документа стандартна и является частью Боевого устава пожарной охраны. Перед приемом ПА водителем или начальником караула заполняется карточка учета эксплуатации автомобильных шин. Карта эксплуатации аккумулятора заводится при поступлении машины на баланс подразделения.
Данные обо всех видах ТО вносятся в специальный журнал, который ведет старший водитель. Все сведения в нем заверяются командирами отделений.
Порядок использования ПА и аварийно-спасательной техники регламентируется приказом руководителя учреждения. Его основные пункты:
- правила выдачи путевых листов;
- порядок прохождения ответственным за управление ПА медицинского осмотра;
- порядок проведения ТО;
- действия специалистов при выполнении задач с использованием машины;
- правила постановки техники на место стоянки после возвращения с задания;
- обязанности должностных лиц при обнаружении обстоятельств, препятствующих использованию ПА.
Подготовка пожарной техники к использованию
Подготовительный этап предполагает:
- нанесение цветографических схем согласно данному виду ПА;
- монтаж спецсигналов и средств позиционирования;
- нанесение опознавательных знаков;
- плановую обкатку машины;
- установку оборудования, позволяющего выполнять работы в сложных условиях.
Особое внимание при подготовке машин к эксплуатации уделяют обкатке. Она обязательна для всех ПА, прошедших техобслуживание и ремонт. Данные мероприятия проводятся силами водительского состава. Если автомобиль прошел обкатку в заводских условиях, то дополнительного тестирования в части ГПС не требуется.
Режимы обкатки подбираются с учетом рекомендации по эксплуатации конкретного вида машин, изложенных в инструкции. Результаты тестирования заносятся в формуляр ПА. После обкатки проводится первое ТО.
Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов
Водитель сдающей смены вносит записи о работе машины в эксплуатационную карту. Съемные средства сдает личный состав под руководством командира отделения. Водитель, принимающий ТС, проверяет состояние машины и внесенные в карту данные, а также проводит ежедневное ТО.
Если обнаружены неисправности, то силами водителя выполняются мероприятия по их устранению. В случае невозможности восстановить ТС на его место ставят резервную единицу, одновременно письменно уведомляя начальника техслужбы, руководителя службы пожаротушения гарнизона и руководителя центра управления кризисными ситуациями. Если в расположении нет резервной машины, то информацию передают в службу пожаротушения гарнизона с последующим запросом техники из других подразделений.
Заступающий на смену караул согласно табелям принимает на дежурство ПА, ПТВ, оборудование и средства связи, одновременно уведомляя командира отделения об исправности и комплектности полученного оборудования. Командир отделения на основе этих данных докладывает начальнику караула о возможности использования полученных автомобилей.
Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования
Техобслуживание автомобилей считается ключевым элементом эксплуатации машин. Оно обеспечивает:
- поддержание техники в постоянной боевой готовности;
- безопасность эксплуатации машин;
- своевременное устранение причин, вызывающих износ основных узлов;
- работу техники в межремонтные периоды;
- минимизацию расхода ГСМ и эксплуатационных материалов.
Периодичность проведения ТО техники повседневного использования определяется нормативно-правовыми документами МЧС и инструкцией по эксплуатации конкретного типа ПА от завода-изготовителя.
Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники предполагает проведения двух типов ТО:
- ежедневно при смене дежурства;
- при выполнении боевых задач;
- после возвращения с пожара.
По выходу с техобслуживания ТС обязательно должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, с полностью отрегулированными механизмами. Качество ТО проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента.
Учетные документы пожарного автомобиля и порядок их ведения
Пожарная техника не может использоваться без наличия эксплуатационной карты. Основные учетные документы пожарных автомобилей помогают вовремя заметить и ликвидировать все неисправности.
Техническая документация пожарных автомобилей
Учетные документы пожарного автомобиля и порядок их ведения контролируются законом. Эксплуатационная карта пожарного автомобиля – одна из бумаг, в которой указывается информация о ТС. Ниже рассмотрим другие важные документы.
Паспорт транспортного средства
Паспорт пожарного автомобиля используется для:
- осуществления законного допуска ТС к передвижению по дорогам;
- уменьшения количества хищений и неправомерных действий, совершенных с помощью автомобиля;
- улучшения эффективности надзора над уплатой таможенных пошлин при ввозе транспорта на территорию РФ.
Внимание! Ксерокопия паспорта не является его полноправной заменой. Водитель должен иметь на руках подлинный документ со всеми печатями и подписями.
При утере паспорта необходимо произвести его замену. Это можно сделать только с личного заявления собственника.
Формуляр
При поступлении пожарного автомобиля в ГПС обязательным пунктом является заполнение формуляра, который представляет собой сопроводительный документ предприятия-изготовителя. Сюда заносят информацию о приемо-сдаточных и периодических испытания, техническом состоянии пожарной машины.
Заполнение формуляра – обязанность старшего водителя (если сотрудник присутствует на рабочем месте) или главного караульного.
Если на автомобиле есть счетчики, отвечающие за учет функционирования систем, то величину пробега фиксируют по ним и заносят в формуляр.
Эксплуатационная карта
Для контроля и корректировки работы пожарного автомобиля составляется эксплуатационная карта техники. Ответственным за заполнение является водитель. Руководители ГПС отвечают за правильность и своевременность занесения всех данных.
Каждый месяц эксплуатационную карту сдают в финансовый отдел предприятия. Это делается для того, чтобы бухгалтеры смогли рассчитать расход потраченных и необходимых материалов.
Внимание! Скачать образец эксплуатационной карты пожарной машины можно онлайн в формате «ворд» или «эксел».
Карточка учета работы автомобильной шины
После того как на пожарный автомобиль установят покрышки, заводится карточка учета работы шины. Ответственное лицо – водитель или начальник охраны.
В документе указывается:
- Марка и модель пожарной машины.
- Дата установки и снятия шины.
- Пробег шины (за месяц и за весь срок эксплуатации).
- Состояние шины.
- Причины снятия или ремонта.
- Подпись ответственного лица (водителя).
Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи
Аккумуляторная батарея – это вспомогательный источник энергии в автомобиле. После замены аккумулятора или же при поступлении новой техники необходимо оформить карточку эксплуатации аккумулятора. Ответственным лицом выступает старший водитель или начальник охраны.
Эксплуатация аккумуляторной батареи включает в себя:
- включение и выключение;
- ремонтные работы по исправлению поломок;
- хранение и списание.
Журнал учета технического обслуживания
После мероприятий по ТО в журнал учета вносятся данные о состоянии машины. Напоминаем, что существует несколько видов ТО пожарных автомобилей.
Техническое обслуживание | Периодичность |
ЕТО | Ежедневно |
ТО-1, ТО-2 | Комплексно каждый день |
Сезонное ТО | Дважды в год |
Проверка состояния электролита и шин | 1 раз в 10 дней |
Тест-драйв функционирования, прочистка смесителя и вакуум-аппарата | 1 раз/мес. |
Вся информация должна быть заверена водителем, который участвовал в ТО, и руководителем отделения.
Ремонт пожарных автомобилей
Журнал испытаний пожарно-технического оборудования
Для проверки работы пожарной техники автомобили подвергают различным испытаниям. Результаты отображаются в журнале регистрации испытаний.
При составлении документа указывается следующее:
- Номер п/п.
- Инвентарный код.
- Величина нагрузки во время испытаний.
- Результаты.
- Подписи и расшифровки.
В испытания пожарно-технического вооружения (ПТВ) входит обкатка самого транспорта и шасси. Она проводится по следующим правилам:
- После капитальных и текущих ремонтов.
- На новых автомобилях на предприятии-изготовителе.
- Во время обкатки присутствует старший водитель, руководитель отделения и начальник охраны.
- Обкатка проводится с учетом правил безопасности.
- Данные контрольных приборов, картеров, коробки мощности заносят в журнал испытаний.
- Обкатка проходит с соблюдением скорости не > 60 км/ч.
Внимание! Результат обкатки пожарного автомобиля должен быть удовлетворительным, чтобы средство сразу же после приобретения могло эксплуатироваться.
Путевой лист
Путевой лист составляется старшим водителем или диспетчером. На бумаге должна стоять подпись руководителя ГПС.
Существует определенная форма составления путевого листа, которая зафиксирована в требованиях к техническим документам. Любое несоответствие приводит к недействительности документа.
Работа транспорта в выходные и праздники осуществляется только с допуска руководителя гарнизона (кроме выездов в режиме ЧС).
При оформлении путевого листа управляющий транспортным средством обязан расписаться в журнале выдачи и возврата документов. Бумага выдается на один день либо на все время командировки.
Если путевой лист утерян, проводится расследование. В качестве замены водитель получает новый документ с информацией об автомобиле.
После возвращения в гарнизон путевой лист передают в руки старшему водителю или начальнику охраны для отметки времени прибытия и проверки корректности заполнения.
Далее путевой лист попадает в бухгалтерию, где специалисты заполняют отчет о количестве израсходованных материалов, утверждают план на следующий месяц.
Журнал выдачи и возврата путевых листов
Составляется для подразделения на все виды транспорта. Журнал пронумеровывают, прошнуровывают, скрепляют печатью и надежно хранят на протяжении 3 лет от последней отметки.
Этот документ позволяет:
- Контролировать быстроту, качество заполнения и выдачи путевых листов.
- Оперативно списывать и заказывать необходимые для работы автотранспорта материалы.
Каждое предприятие может самостоятельно решить, в какой форме будет вестись журнал. Обязательные пункты, которые должны быть включены:
- номер журнал, дата создания;
- табельный номер и инициалы водителя;
- номер гаража хранения;
- подпись водителя;
- подпись диспетчера;
- подпись бухгалтера;
- дополнительные сведения.
Результаты работы пожарной техники каждый месяц определяет старший водитель, начальник караула или руководитель подразделения.
Дополнительные документы
Помимо основной документации, учитываются также:
- журнал учета, наличия и функционирования автомеханики на вооружении УПО;
- бланки актов ТО автомобилей;
- акты на списание;
- акты рекламации на отремонтированную технику;
- графики ТО-1, ТО-2;
- паспорта рукавов;
- план на год для технической службы;
- акт учета аварий и неисправностей;
- учет пожарных автомобилей и их работы;
- учет используемых материалов.
Где можно получить бланки документов
Водитель пожарного автомобиля должен иметь массу документов и умело управлять данной машиной. Бланки составляются в соответствии с законодательством РФ, хранятся в подразделениях ГПС и предоставляются бесплатно под расписку ответственному за эксплуатацию пожарного автотранспорта лицу (водителю).
В праздничные и выходные дни бланки выдают только с приказа руководителя гарнизона. В случае экстренного вызова на пожар разрешается нарушить данное правило.
На заметку. Образцы актов, расписок и других документов по технической эксплуатации пожарного транспорта можно найти в интернете в открытом доступе.
Техническая документация на пожарные автомобили и порядок ее ведения помогают своевременно предупредить поломки транспорта и избежать аварий. Исправное состояние пожарной техники – залог оперативного и качественного пожаротушения.