Руководство по эксплуатации грузоподъемной машины

Эксплуатация грузоподъемных механизмов

Грузоподъемные механизмы, используемые для работы с тяжелыми объектами, – это техника, обусловливающая появление серьезного риска для работников. Он связан с воздействием следующих обстоятельств:

  • угроза падения груза и причинения вреда здоровью сотрудника;
  • значительные физические нагрузки, связанные с технологическими процессами строповки, подъема и т.д.;
  • необходимость работы на открытом воздухе, включая холодные месяцы;
  • риск неисправности или аварии с причинением вреда здоровью работников;
  • другие факторы.

Поэтому порядок организации безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов строго контролируется государственными органами.

Опасность грузоподъемной техники

Общие правила обеспечения промышленной безопасности в России регулируются положениями федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Приложение № 1 к этому нормативному документу содержит критерии, на основании которых промышленные объекты могут принадлежать к категории опасных. Раздел 3) приложения указывает, что одним из классификационных признаков становится присутствие на объекте грузоподъемных механизмов стационарного типа (кроме лифтов и платформ для инвалидов), а также фуникулеров или канатных дорог. Кроме этого, опасными объектами признаются эскалаторы в метрополитене. Согласно приложению № 2 к 116-ФЗ подвесные канатные дороги относятся к III классу опасности, а остальные типы грузоподъемной техники – к IV классу.

Согласно действующему законодательству, все опасные объекты производства подлежат обязательной государственной регистрации в Едином реестре, ведением которого занимается Ростехнадзор. Это требование введено для организации постоянного контроля за их работой, а также учета процедур ремонта, профилактического обслуживания, ликвидации таких объектов и других операций. Информация, содержащаяся в реестре, дает возможность проверить, выполняются ли необходимые меры безопасности при работе с грузоподъемными машинами.

Порядок ведения этого реестра и внесения в него данных о подъемной технике определены отдельным нормативным документом – приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года N 495. Согласно части 15 приложения № 1 к этому приказу, постановке на учет подлежат следующие виды таких машин:

  • места для работы подъемного крана;
  • участки механизации;
  • транспортные участки или гаражи для хранения и обслуживания автомобильной техники;
  • объекты, на которых выполняется работа с применением подъемных сооружений;
  • производственные цеха, помещения или участки;
  • канатные дороги;
  • фуникулеры;
  • выделенные участки метрополитена, на которых эксплуатируется подъемная техника. При отсутствии границ выделенных участков опасным объектом становится весь метрополитен.

Обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъемных машин

Поскольку любая техника, используемая для подъема грузов, представляет собой потенциальный фактор риска, при организации ее работы нужно соблюдать правила эксплуатации грузоподъемных кранов или другого оборудования. Они сформулированы в отдельном правовом документе – приказе Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года N 533. Этот приказ имеет статус Федеральных норм и правил и обязателен к исполнению всеми предприятиями, осуществляющими эксплуатацию таких механизмов.

Подготовка оборудования к работе

Основной принцип подготовки техники к работе заключается в выполнении всесторонней проверки ее работоспособности, которая проводится для минимизации риска аварий или других форс-мажорных ситуаций. Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных устройств указывают, что перед началом работы нужно убедиться в том, что:

  • все подъемные и стопорные приспособления работают без сбоев;
  • целостность окрашенных поверхностей не нарушена;
  • механизмы и устройства имеют достаточное количество смазки для обеспечения нормальной работы;
  • комплектность техники соблюдена, то есть не наблюдается отсутствия важных узлов или деталей;
  • на пути движения техники отсутствуют посторонние предметы или другие препятствия.

Для проверки работоспособности техники проводится ее холостой запуск, в процессе которого контролируется работа оборудования. При выявлении посторонних шумов, нарушении плавности хода, резких движений и других признаков неисправностей работу оборудования нужно остановить и разобраться в причинах проблемы.

Требования к работникам, осуществляющим эксплуатацию техники

Промышленная безопасность при эксплуатации грузоподъемных кранов обеспечивается не только нормальной работой машины, но и правильными действиями персонала, который владеет навыками ее использования и в состоянии обнаружить признаки неисправности. Пункт 26 приказа № 533 устанавливает следующие требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин, предъявляемые к работникам предприятий:

  • прохождение обучения на право эксплуатации таких машин, подтвержденное выдачей действующего удостоверения установленного образца;
  • знание признаков неисправности техники, а также наличие информации о том, что запрещается при эксплуатации грузоподъемных механизмов;
  • информирование непосредственного руководителя в случае обнаружения таких признаков;
  • знание порядка действий в случае аварии на объекте;
  • соблюдение требований Федеральных норм и правил безопасности в ходе работы.

К сотрудникам, которые производят монтаж, пусконаладку, ремонт и другие важные работы с грузоподъемными механизмами, предъявляются дополнительные требования. Они перечислены в разделе 20 приказа № 533. Контроль их выполнения осуществляет ответственный за эксплуатацию грузоподъемных механизмов.

Правила эксплуатации техники

Основные требования к безопасности эксплуатации оборудования, предназначенного для подъема грузов и иных объектов, сформулированы в пункте 23 приказа № 533. Они указывают, что ввод в эксплуатацию грузоподъемных механизмов и другие операции должны осуществляться с соблюдением следующих правил:

  • поддержание оборудования в работоспособном состоянии, включая выполнение своевременного контроля и технического обслуживания машин, а при необходимости – планового и экстренного ремонта;
  • соблюдение требований к нагрузке и порядку эксплуатации машин, установленных производителем;
  • запрет на эксплуатацию оборудования при выявлении признаков неисправности самой техники или инфраструктуры, необходимой для ее использования по назначению;
  • определение круга лиц, ответственных за соблюдение правил безопасности при организации работ с применением таких машин;
  • определение порядка допуска работников к эксплуатации техники и контроль его выполнения;
  • наличие на рабочих местах сотрудников инструкций по эксплуатации техники;
  • наличие эталонных грузов с соответствующими характеристиками для выполнения плановых испытаний машин.

Если организация в ходе работы имеет регулярную потребность в ремонте техники, в ее составе должно действовать профильное подразделение. Оно обязано иметь необходимые устройства для измерения, ремонтную технику и подготовленный персонал, способный выполнять такие операции. Технический надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов и другого оборудования производят инспекторы уполномоченных государственных органов.

Документы для законной эксплуатации ГПМ

Правильный порядок эксплуатации ГПМ на промышленных предприятиях требует обязательного присутствия требуемой документации. Список документов, которые должны присутствовать в организации, использующей такие опасные объекты, включает следующие позиции:

  • техническая документация на оборудование, предоставленная производителем;
  • документ о прохождении обязательной оценки соответствия нормативам технического регламента ТС 010/2011, а также других нормативных документов в соответствии с типом объектов;
  • свидетельство о регистрации опасного объекта, подтверждающего внесение информации о нем в Единый реестр ОПО;
  • положение о производственном контроле на предприятии, разработанное согласно требованиям 116-ФЗ и утвержденное руководителем организации;
  • положение о порядке расследований причин аварий и других инцидентов;
  • инструкции по эксплуатации техники для работников, включая инструкции о правилах поведения в случае аварии;
  • полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта на случай аварии;
  • протоколы аттестации и удостоверения по промышленной безопасности, полученные работниками предприятия, допущенными к эксплуатации, пусконаладке, ремонту и другим операциям с оборудованием;
  • заключения промышленной безопасности на оборудование – в случаях, предусмотренных пунктом 260 приказа № 533;
  • документация о прохождении технического освидетельствования оборудования в установленные сроки.
Читайте также:  Кипятильник для масла двигателя

При организации отдельных типов работ предприятию потребуется оформление дополнительной документации. Например, при выполнении погрузочно-разгрузочных операций обязательна подготовка технологических карт, описывающих порядок действий в таких обстоятельствах.

«Типовая инструкция для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин. РД 10-40-93» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 26.11.1993 N 42) (ред. от 06.10.2000)

от 26 ноября 1993 г. N 42

ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО НАДЗОРУ

ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

Согласно Правилам организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 263, каждая эксплуатирующая организация разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальными органами Госгортехнадзора России .

Далее по тексту — органы госгортехнадзора.

Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором России 31.12.99, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов, утвержденных Госгортехнадзором России 31.12.98, Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек), утвержденных Госгортехнадзором России 24.11.98 , разработаны Изменения N 1 к Типовой инструкции для инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.

Далее по тексту — правила безопасности.

Настоящая Инструкция является типовой, на основании которой владельцы грузоподъемных машин обязаны разработать и утвердить должностную инструкцию для инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.

Должностная инструкция должна содержать основные указания настоящей Типовой инструкции и дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации грузоподъемных машин с учетом численности и структуры службы надзора.

С выходом настоящей Типовой инструкции отменяется Типовое положение для инженерно-технических работников, осуществляющих надзор на предприятиях и в организациях за содержанием и безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, утвержденное Госгортехнадзором СССР 25 ноября 1967 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с правилами безопасности руководители организаций и индивидуальные предприниматели — владельцы грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие грузоподъемные машины, должны назначить инженерно-технического работника (службу) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары.

1.2. Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем грузоподъемных машин с учетом их количества и условий эксплуатации и согласовываться с органами госгортехнадзора. Функции службы надзора за грузоподъемными машинами должны быть изложены в положении о производственном контроле на опасном производственном объекте организации.

1.3. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органами госгортехнадзора исполнение обязанностей инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин может быть возложено на работников специализированной организации.

1.4. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин назначается приказом после проверки знаний им правил безопасности и должностной инструкции комиссией с участием представителя органа госгортехнадзора, а при наличии подъемников (вышек) — и Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) комиссией с участием инспектора госгортехнадзора (форма удостоверения о проверке знаний правил безопасности приведена в Приложении 2).

1.5. Периодическая проверка знаний инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должна проводиться не реже одного раза в 3 года комиссией с участием инспектора госгортехнадзора.

1.6. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен быть подчинен главному инженеру (техническому руководителю) предприятия или его заместителю по технике безопасности. В случае отсутствия у владельца таких должностных лиц подчиненность инженерно-технического работника по надзору определяется владельцем по согласованию с органами госгортехнадзора.

1.7. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен работать по плану, утвержденному должностным лицом, которому он подчинен. План работы должен включать мероприятия с учетом должностных обязанностей инженерно-технического работника по надзору. О выполнении плана работы инженерно-технический работник по надзору должен ежемесячно представлять отчет должностному лицу, которому он подчинен.

1.8. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин осуществляет также надзор за безопасной эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей.

1.9. Во время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин исполнение его обязанностей должно возлагаться приказом на другого работника, имеющего соответствующую квалификацию и прошедшего проверку знаний Правил.

1.10. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен знать:

1) Правила безопасности;

2) Исключен. — Изменение N 1, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.10.2000 N 59;

3) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (требования для грузоподъемных машин с электроприводом);

4) должностную инструкцию;

5) руководства по эксплуатации грузоподъемных машин;

6) должностные инструкции для персонала по обслуживанию грузоподъемных машин;

7) инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;

8) методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы;

9) информационные письма и другие указания органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных машин.

2.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан:

1) осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, тары, крановых путей и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности;

2) проводить освидетельствование грузоподъемных машин и выдавать разрешение на их эксплуатацию в случаях, предусмотренных правилами безопасности, а также вести учет и проводить освидетельствование не регистрируемых в органах госгортехнадзора грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений в тех случаях, когда эти обязанности не возложены на других лиц;

Читайте также:  Силовой агрегат автомобиля что это такое

3) контролировать выполнение выданных органами госгортехнадзора и своих предписаний, а также других указаний органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации подъемных сооружений;

4) контролировать соблюдение графиков ремонта, технических обслуживаний и периодических осмотров грузоподъемных машин, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

5) участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала, а также по проверке знаний инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами;

6) проверять соблюдение установленного правилами безопасности порядка допуска персонала к обслуживанию грузоподъемных машин, а также знания персонала на рабочем месте;

7) контролировать наличие и выполнение инструкций обслуживающим персоналом, инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лицами, ответственными за безопасное производство работ кранами;

8) проверять выполнение требований правил безопасности, проектов производства работ и технологических карт при производстве работ грузоподъемными машинами, обращая особое внимание на:

правильность установки грузоподъемных кранов и подъемников при их работе;

соблюдение нарядов-допусков при выполнении работ вблизи линии электропередачи и на крановых путях мостовых и консольных передвижных кранов;

правильность применяемых способов строповки грузов и выбора съемных грузозахватных приспособлений и тары;

соблюдение габаритов складирования грузов;

применение работающими правильных приемов работы и соблюдение ими мер личной безопасности;

9) контролировать проведение в установленные сроки обследований грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы, специализированными организациями;

10) проверять на участке работ наличие технической документации по эксплуатации грузоподъемных машин и ее соответствие правилам безопасности;

11) контролировать соблюдение установленного правилами безопасности порядка ввода грузоподъемных машин в эксплуатацию;

12) проверять соблюдение установленного владельцами порядка выделения и направления стреловых самоходных кранов и кранов-манипуляторов на объекты;

13) проводить не реже одного раза в 3 мес. собрания (совещания) с обслуживающим персоналом и инженерно-техническими работниками, связанными с эксплуатацией грузоподъемных машин, по вопросам аварийности и травматизма с анализом нарушений, имевших место при эксплуатации грузоподъемных машин на предприятии;

14) присутствовать при обследованиях грузоподъемных машин, проводимых представителями органов госгортехнадзора или специалистами инженерного центра, имеющего соответствующее разрешение (лицензию) на проведение таких работ.

2.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин не должен допускать их работу, если при проверке он установил, что:

1) обслуживание грузоподъемной машины ведется неаттестованным крановщиком, оператором, машинистом подъемника, стропальщиком;

2) не назначены инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами;

3) истек срок технического освидетельствования грузоподъемной машины или специального обследования машины, отработавшей нормативный срок службы;

4) не выполнены выданные им или органами госгортехнадзора предписания по обеспечению безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;

5) на грузоподъемной машине выявлены технические неисправности: трещины или деформации металлоконструкций, ослабление креплений в соединениях металлоконструкций, неисправность приборов и устройств безопасности, системы управления, недопустимый износ крюков, канатов, цепей, механизмов и тормозов, кранового пути, заземления или электрооборудования;

6) отсутствуют соответствующие массе и виду перемещаемых грузов съемные грузозахватные приспособления и тара или они неисправны;

7) работы ведутся без проектов производства работ, технологических карт, нарядов-допусков;

8) не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ, изложенные в проектах производства работ, технологических картах, нарядах-допусках;

9) отсутствуют либо утеряны паспорт грузоподъемной машины или сведения о ее регистрации в органах госгортехнадзора;

10) работы с применением грузоподъемных машин ведутся с опасными нарушениями правил безопасности и инструкций, что может привести к аварии или травмированию людей.

3.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин имеет право:

1) посещать в любое время в соответствии с установленным на предприятии порядком участки, где работают грузоподъемные машины, проверять их техническое состояние, условия эксплуатации, а также соблюдение инженерно-техническими работниками и обслуживающим персоналом правил безопасности и инструкций;

2) останавливать (с наложением пломбы) работу грузоподъемных машин в случаях, указанных в п. 2.2 настоящей Типовой инструкции;

3) требовать от технических служб предприятия, инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, предъявления для проверки документов по вопросам, связанным с эксплуатацией грузоподъемных машин;

4) давать обязательные для администрации цехов, участков предписания и устанавливать сроки устранения выявленных нарушений;

5) ставить вопрос перед администрацией предприятия (организации) об отстранении от обслуживания грузоподъемных машин необученных и неаттестованных рабочих, а также лиц, нарушающих правила безопасности и инструкции;

6) ставить вопрос о наказании работников за нарушение правил безопасности и инструкций.

4.1. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за:

1) нарушение им правил безопасности и невыполнение должностной инструкции;

2) непринятие им мер по предупреждению работы грузоподъемных машин с опасными нарушениями правил безопасности и инструкций, которые могут привести к аварии или травмированию людей.

ПРИКАЗ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА

ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

В целях организации должного технического надзора и обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных машин

1. Решение вопросов по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, установление высокой производственной и трудовой дисциплины среди специалистов, инженерно-технических работников и обслуживающего персонала, назначение и подготовку персонала, разработку и контроль выполнения плана мероприятий по технике безопасности, выполнение руководящих указаний и предписаний органов госгортехнадзора — обеспечивать буду лично.

2. Разработку инструкций для специалистов и обслуживающего персонала, утверждение и контроль выполнения технологических карт при работе грузоподъемных кранов, а также руководство инженерно-техническими работниками по надзору (группой надзора) возложить на технического директора (главного инженера) предприятия ___________

3. Закрепить за отделом главного механика грузоподъемные машины (краны, краны-манипуляторы, подъемники, вышки, тельферы), крановые пути, съемные грузозахватные приспособления и тару.

4. Инженерно-техническим работником (руководителем группы-сектора) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных

5. Подчинить инженерно-технических работников (группу) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин непосредственно техническому директору предприятия.

6. Инженерно-техническим работникам по надзору составлять годовые и месячные планы работы, которые утверждать у технического директора (главного инженера) предприятия, и докладывать ему (ежемесячно) о ходе их выполнения.

7. Ответственными за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии назначить:

с определением для специалиста прав и обязанностей инструкцией, разработанной на предприятии и при необходимости согласованной с руководством специализированной организации.

Примечание. В случае наличия договора со специализированной организацией ответственными за содержание грузоподъемных машин назначаются специалисты от специализированной организации согласно договору.

Читайте также:  Устройство автомобиля иж ода

Данным ответственным лицам подчинить обслуживающий персонал (крановщиков, операторов, слесарей и электромонтеров, наладчиков приборов безопасности).

Примечание. При назначении всех ответственных лиц указывать номер и дату протокола проверки знаний соответствующих правил безопасности.

8. Ответственными за безопасное производство работ кранами назначить по сменам с указанием регистрационных номеров грузоподъемных кранов:

Вышеуказанным лицам производить периодический осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары в следующие сроки:

траверс, захватов и тары — 1 раз в месяц;

стропов — 1 раз в 10 дней.

9. На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия ответственных лиц, назначенных в п. п. 2, 4, 7, 8, 10 настоящего приказа, их обязанности в каждом отдельном случае возлагать соответствующим приказом по предприятию на работников, замещающих их по должности и прошедших проверку знаний Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

10. В своей повседневной работе ответственным лицам руководствоваться Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, должностными инструкциями и указаниями органов госгортехнадзора.

11. Начальникам цехов и участков допуск к работе персонала, обслуживающего грузоподъемные машины, производить приказом по предприятию или распоряжением по цеху после положительного заключения медицинской комиссии, обучения, аттестации, выдачи на руки удостоверения установленной формы и производственных инструкций, а также проведения инструктажа на рабочем месте.

Начальникам цехов (участков) закрепить специальным распоряжением по цеху (участку) обслуживающий персонал за определенными объектами, а для строповки и зацепки грузов назначить стропальщиков.

12. В соответствии с Положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвердить постоянно действующую комиссию для проверки знаний правил и других нормативных документов по технике безопасности инженерно-техническими работниками в следующем составе:

организовать консультации и семинары с привлечением специалистов нашего предприятия, специализированных организаций, инженерных центров; определить учебную базу для подготовки обслуживающего персонала по всем необходимым профессиям (крановщиков, операторов, машинистов подъемников, слесарей, электромонтеров, стропальщиков).

14. Для аттестации обслуживающего персонала и проведения повторных проверок знаний утвердить квалификационную комиссию в следующем составе:

Аттестацию крановщиков, их помощников, операторов, машинистов подъемников проводить только в присутствии инспектора госгортехнадзора.

Повторную проверку знаний обслуживающего персонала проводить в данной комиссии:

не реже одного раза в 12 мес.;

при переходе работника на другое место работы;

по требованию инспектора госгортехнадзора или инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин. Результаты проверки знаний оформлять протоколом с отметкой в удостоверении.

Примечание. На предприятиях, не имеющих собственной учебной базы, назначается комиссия по проведению повторных проверок знаний обслуживающего персонала.

15. В данном пункте приказа должно быть указано о создании ремонтной службы по проведению планово-предупредительных ремонтов грузоподъемных машин. Ремонтная служба может быть создана централизованной для всего предприятия или по отдельным цехам (участкам) с обязательным указанием ее состава: начальника службы, мастеров, слесарей, электромонтеров.

при выделении кранов и кранов-манипуляторов на участки, объекты работ, оформлении путевых листов руководствоваться указаниями, изложенными в приказе N ___ от «___» ______ 199__ г. о порядке работы стреловых самоходных кранов и кранов-манипуляторов вблизи линии электропередачи.

18. Допуск персонала, обслуживающего краны, а также других рабочих на крановые пути мостовых кранов и проходные галереи для производства ремонтных или каких-либо других работ производить по наряду-допуску, определяющему условия безопасного производства работ и подписанному начальником (или его заместителем по оборудованию) цеха, в котором будут проводиться работы.

О предстоящих работах должны быть уведомлены записью в вахтенном журнале крановщики всех смен пролета, где производятся работы, а при необходимости — и крановщики смежных пролетов.

19. Начальникам цехов (участков) по утвержденному ими графику, но не реже одного раза в месяц организовать проведение бесед по технике безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин с обслуживающим персоналом. Результаты бесед оформлять записью в журнале.

20. Допуск крановщиков к управлению мостовыми кранами в сменах производить в соответствии с положением о марочной системе, утвержденной начальником цеха.

За обеспечение инженерно-технических работников правилами и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, а обслуживающего персонала — производственными инструкциями отвечают начальники цехов и участков.

Начальникам цехов производственные инструкции обслуживающему персоналу выдавать под роспись в журнале.

Начальникам цехов и участков обеспечить наличие графических изображений способов правильной строповки грузов в каждом пролете и на каждом участке, где работают мостовые, козловые и башенные краны.

При работе стреловых самоходных кранов графические изображения выдавать стропальщикам и крановщикам на руки (под роспись).

21. Технические освидетельствования и периодические осмотры стреловых самоходных кранов и подъемников с проверкой действия ограничителей грузоподъемности производить на специально оборудованной горизонтальной площадке, имеющей необходимые контрольные грузы, таблицы масс груза при испытаниях кранов, плакаты по технике безопасности.

22. Вывод грузоподъемных машин в ремонт производить инженерно-техническим работникам, ответственным за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта, утвержденным главным инженером предприятия. Дата и время вывода объекта в ремонт записываются в вахтенном журнале.

На производство ремонта мостовых и консольных передвижных кранов следует выдавать наряд-допуск, в котором указывать ответственного за ремонт крана и меры по созданию безопасных условий выполнения ремонтных работ.

Использование крана для работ во время его ремонта запрещается.

начальников соответствующих цехов, общественных инспекторов по технике безопасности для проведения ежегодных проверок выполнения директивных указаний, соблюдения требований техники безопасности и правил при эксплуатации грузоподъемных машин.

24. Результаты ежегодных обследований рассматривать на оперативном совещании, обращая при этом особое внимание на выполнение руководящими и инженерно-техническими работниками должностных обязанностей по технике безопасности, предусмотренных Положением о внутриведомственном контроле и настоящим приказом.

По результатам рассмотрения материалов обследования делать соответствующие выводы и в необходимых случаях подготавливать проект приказа или распоряжения по предприятию.

25. Копии актов ежегодных обследований грузоподъемных машин и результаты рассмотрения (копии приказов, распоряжений, протоколов) направлять в органы госгортехнадзора.

26. Руководителям служб, начальникам цехов (подразделений) и инженерно-техническим работникам, имеющим отношение к эксплуатации и ремонту грузоподъемных машин, обеспечить строгое выполнение правил безопасности и предписаний инспектора госгортехнадзора, инженерно-технического работника по надзору, а также требований должностных и производственных инструкций.

ФОРМА УДОСТОВЕРЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО НАДЗОРУ

ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН,

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ

ЗА СОДЕРЖАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН В ИСПРАВНОМ

СОСТОЯНИИ, И ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА БЕЗОПАСНОЕ

Оцените статью