Подвижная автомобильная ремонтная мастерская
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
Сообщений 1 страница 11 из 11
Поделиться115-07-2015 16:20:52
- Автор: nik-45
- Администратор
- Зарегистрирован : 15-09-2014
- Приглашений: 0
- Сообщений: 2792
- Возраст: 60 [1961-03-10]
- Провел на форуме:
27 дней 7 часов - Последний визит:
Вчера 06:48:13
Двигатели семейства Д-12
Дизель типа Д-12 представляют собой двенадцатицилиндровый, двухрядный, с V-образным расположением цилиндров, четырёхтактный двигатель водяного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива.
В зависимости от назначения двигатели типа Д12 разделяются на следующие модели:
— двигатель модели Д12 сп. – стационарный, применяется для приводов генератора переменного тока;
— двигатель модели Д12А – транспортный, устанавливается на большегрузных автосамосвалах;
— двигатель модели 1Д12 – стационарный, предназначен для привода генератора переменного тока;
— двигатель модели 3Д12 – главный судовой двигатель;
— двигатель модели 7Д12 – вспомогательный судовой двигатель.
Производитель: «Трансмаш», г. Барнаул
Марка: Д-12А-525А
Тип: дизельный
Объём: 38 880 см3
Максимальная мощность: 525 л.с., при 2100 об/мин
Максимальный крутящий момент: 2200 Н·м, при 1100—1400 об/мин
Конфигурация: V12
Цилиндров: 12
Клапанов: 48
Диаметр цилиндра: 150 мм
Ход поршня: 180 мм
Степень сжатия: 14,5
Система питания: проточная, безнаддувная
Охлаждение: жидкостное, с принудительной циркуляцией, закрытого типа
Материал блока цилиндров: алюминий
Материал ГБЦ: алюминий
Ресурс: 55 тыс, км тыс. км.
Тактность (число тактов): 4-тактный
Порядок работы цилиндров: 1л-6п-5л-2п-3л-4п-6л-1п-2л-5п-4л-3п
Рекомендованное топливо: топливо для быстроходных дизелей ГОСТ 4749-73
Поделиться215-07-2015 16:25:49
- Автор: nik-45
- Администратор
- Зарегистрирован : 15-09-2014
- Приглашений: 0
- Сообщений: 2792
- Возраст: 60 [1961-03-10]
- Провел на форуме:
27 дней 7 часов - Последний визит:
Вчера 06:48:13
Основные технические данные:
Д12А-525А Д12А-525 Д12А-375А
Мощность, кВт (л.с.) 386 (525) 386 (525) 275 (375)
Частота вращения, об/мин. 2000 2000 1650
Удельный расход топлива, г/л.с.ч. (л.с./ч) 239 (176) 237 (175) 225 (168)
Коэффициент приспособляемости 1,13-1,25 1,13-1,25 1,04-1,15
Масса двигателя, кг 1450 1500 1450
ПАМЯТКА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДИЗЕЛЕЙ ТИПОВ Д-12
В данной памятке по эксплуатации дизелей типов Д-12 приведены основные рекомендации по подготовке систем силовой установки к пуску, в целях сохранения ресурса двигателя в установленных пределах и недопущения его аварийного выхода из строя, необходимость контрольной проверки всех смазывающих и питательных систем,связанных с двигателем.
Описаны мероприятия по контролю за работой силовой установки, даны рекомендации по остановке дизеля, по его заправке необходимыми и подходящими видами жидкостей. Приведены эксплуатационные условия в зимний период и даны советы по обслуживанию дизеля в перерывах в эксплуатации в разных климатических условиях и на различные временные отрезки.
ПАМЯТКА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДИЗЕЛЕЙ ТИПОВ Д-12
1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СИСТЕМ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ МАШИНЫ
ПЕРЕД УСТАНОВКОЙ В НЕЕ НОВОГО (ИЛИ ОТРЕМОНТИРОВАННОГО) ДВИГАТЕЛЯ
— По системе смазки двигателя: Промыть масляный бак. Обслужить заборный фильтр масляного бака.
— По системе охлаждения и подогрева : Произвести поконтурную опрессовку системы (контур радиатора, контур подогрева). При опрессовке контура подогрева обратить внимание на обогреваемый заборный маслопровод и змеевик маслобака – негерметичность данных контуров может привести к попаданию охлаждающей жидкости в систему смазки. Обслужить и обеспечить исправность подогревателя: во избежание выплавления вкладышей коленчатого вала, запуск двигателя без предварительного разогрева при температурах от +5°С и ниже категорически запрещается.
— По системе питания топливом: Слить отстой с топливных баков. Произвести обслуживание фильтра грубой очистки топлива и дренажного клапана системы.
— По системе питания двигателя воздухом: Обслужить воздухоочиститель. Обеспечить герметичность трассы чистого воздуха воздухоочистителя.
2. ЗАПРАВКА СИСТЕМ ДИЗЕЛЯ
Для эксплуатации дизеля следует применять топлива, масла и охлаждающие жидкости из перечисленных в Приложении, но только те конкретные марки, которые указаны в формуляре данного дизеля.
Применение не рекомендованных эксплуатационных материалов допускается только после официального подтверждения их пригодности заводом изготовителем.
Категорически запрещается смешивать смазочные масла различных марок.
Заправку топливом,маслом и охлаждающей жидкостью ООО «Батмастер-Истра» рекомендует производить закрытой струей или с использованием специальных воронок с фильтрами.
Заправка топливом. Заливать топливо в бак рекомендуется за несколько часов до начала работы , чтобы после отстоя топлива слить возможные осадки из бака. Топливо должно быть чистым, а бак тщательно закрыт.
Заправка маслом. Залить масло в бак через сетчатый фильтр (сетка с размером стороны ячейки в свету 0,5 мм). При низких температурах рекомендуется для облегчения заправки и пуска дизеля подогревать заливаемое масло примерно до 80°С. Масляный бак во избежание переполнения вспененным маслом, нагретым при работе дизеля, должен быть заполнен не более чем на 80% его емкости. При наличии в баке масла менее 30 литров пуск и работа дизеля не допускаются .
Заправка охлаждающей жидкостью. Водный раствор трехкомпонентной присадки для системы охлаждения следует готовить непосредственно перед заправкой системы. Требования к воде, состав присадки и концентрация компонентов приведены в Приложении. Требуемое количество присадки, рассчитанное на весь объем системы, необходимо полностью растворить в 10—15 л воды, нагретой до 60 — 70°С (для полного растворения присадки, количество воды при необходимости можно увеличить). Приготовленный раствор после тщательного перемешивания залить в систему, а затем добавить воду до требуемого уровня.
При температуре окружающего воздуха ниже +5°С ( . НЕ МИНУС 5) применять низкозамерзающие жидкости марок «40» и «65» по ГОСТ 159—52. Они работоспособны длительно при температуре до +95°С и кратковременно до + 105°С на выходе из дизеля.
В связи с большим объемным расширением низкозамерзающих жидкостей заправить систему охлаждения следует на 4—5 л меньше требуемого объема.
3. ПОДГОТОВКА К ПУСКУ
П еред пуском дизеля необходимо:
— Проверить заправку систем дизеля топливом, маслом и охлаждающей жидкостью;
— Слить отстой из масляного и топливного баков. При наличии в масле охлаждающей жидкости или металлических частиц выявить причину и устранить неисправность;
— Открыть кран топливного бака.
— Произвести внешний осмотр систем. Проверить подвижность тяг соединений и устройств управления топливным насосом, наличие пускового воздуха в баллонах системы воздухопуска. Давление должно соответствовать требованиям инструкции по эксплуатации машины.
— Включить выключатель батарей и проверить напряжение бортовой сети. Напряжение должно быть не ниже 24 В .
При подготовке дизеля к пуску после монтажа или длительного бездействия ООО «Батмастер-Истра» настоятельно рекомендует и считает необходимым выполнить дополнительные работы:
— Проверить крепление дизеля и его агрегатов; надежность контактов в системе электрооборудования; крепление муфты привода топливного насоса и положение меток на ней (сверить с формуляром дизеля).
— Проверить натяжение ремней вентилятора.
— Провести прокачку дизеля маслом при помощи маслопрокачивающего насоса, создав давление в главной магистрали не менее 0,25 МПа (2,5 кгс/см2);
— Провернуть коленчатый вал дизеля вручную или воздухом на 2—3 оборота;
— Удалить воздух из системы питания дизеля топливом с помощью топливоподкачивающего насоса. Если при пуске дизеля обнаружится, что воздух из системы не удален, отвернуть пробки на топливном фильтре и топливном насосе и прокачать систему до истечения топлива без пузырьков воздуха;
— Устранить все замеченные неисправности.
Надежный пуск дизеля без применения средств подогрева обеспечивается при температуре окружающего воздуха, топлива и масла не ниже плюс 5°С ( . НЕ МИНУС 5) .
Пуск дизеля осуществляется сжатым воздухом или электростартером в такой последовательности:
установить привод управления подачей топлива в положение, соответствующее половине хода наружного рычага регулятора;
Включитьэлектромаслопрокачивающий насос [1] . После достижения давления масла в главной магистрали не ниже 0,25 МПа (2,5 кгс/см [2] ), не выключая маслопрокачивающего насоса, включить электростартер или открыть кран воздухопуска.
После пуска дизеля немедленно отключить стартер или закрыть кран воздухопуска, отключить маслопрокачивающий насос.
Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске не должна превышать 5 с. После каждой попытки пуска необходимо делать перерыв 10—15 с для охлаждения стартера и сохранения работоспособности аккумуляторных батарей. Разрешается не более трех последовательных попыток пуска, после чего следует принять меры к устранению причин неудавшегося пуска.
Следует помнить, что при длительной работе маслопрокачивающего насоса(производительность примерно 10 л/мин) могут произойти переполнение картера и течь масла из-под маховика.
Для откачки масла пустить дизель, при необходимости слить через сливное отверстие в картере. Во избежание переполнения бака дозаправка его до откачки масла из картера не разрешается;
Установить частоту вращения коленчатого вала дизеля 800— 1000 об/мин. При этом давление масла в главной магистрали не должно быть ниже 0,25МПа (2,5 кгс/см2);
До включения нагрузки (начала движения) дизель прогреть на холостом ходу с постепенным увеличением оборотов дизеля до 1100 об/мин, пока температура охлаждающей жидкости и масла на выходе из дизе ля не дост игнет 30°С. После этого для ускорения прогрева допускается увеличить частоту вращения до 1500 об/мин и нагрузить дизель не более чем на 25% номинальной мощности (движением на низших передачах).
Дизель считается прогретым и готовым для работы на всех режимах при достижении температуры охлаждающей жидкости и масла не менее 65°С.
5. КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ ДИЗЕЛЯ
При работе дизеля обслуживающему персоналу необходимо внимательно следить за показаниями приборов.
В случае падения давления масла или резкого повышения температуры выходящего масла или охлаждающей жидкости следует выяснить причины и устранить неисправности, а при необходимости — остановить дизель.
При частоте вращения более 700 об/мин амперметр должен показывать зарядку. При заряженных аккумуляторных батареях и 700—800 об/мин коленчатого вала сила тока зарядки равна 2—10 А, при разряженных аккумуляторных батареях — до 30 А, а при 1500об/мин — 15—20 А и при большой разрядке доходит до 43 А.
Осмотр, прослушивание работы и проверку температуры дизеля во время работы, ПГ «Батмастер-Истра» рекомендует периодически повторять.
Температура охлаждающей жидкости должна быть в пределах 75—95°С, минимально допустимая установившаяся при работе на малых нагрузках в течение непродолжительного времени — 60°С. Следует помнить, что низкозамерзающие охлаждающие жидкости марок «40» и «65» работоспособны при температуре до +95°С длительно и до +105°С кратковременно.
Максимально допустимая температура охлаждающей жидкости при закрытой системе охлаждения с паровоздушным клапаном — 105°С, при замкнутой системе охлаждения без паровоздушного клапана — 97°С.
Температура выходящего из дизеля масла должна быть в пределах 75—95°С; при работе с малыми нагрузками в течение непродолжительного времени — не ниже 60°С. Максимально допустимая температура — 115°С.
Для уменьшения выброса несгоревшей смеси масла и топлива из выпускного трубопровода, нагара и лакообразования не допускается продолжительная работа дизеля с малыми нагрузками (ниже 25% номинальной мощности) и при температуре охлаждающей жидкости и масла ниже 60°С.
Допускается работа дизеля с нагрузкой 25—40% продолжительностью не более 25 ч (непрерывно или суммарно). После этого дизель должен проработать не менее 2 ч при 75—100%-ной нагрузке (для прожига выпускного тракта), при этом температуру охлаждающей жидкости и масла в системах следует поддерживать ближе к верхнему пределу.
С целью увеличения долговечности дизеля, ресурса до капитального ремонта рекомендуется в период приработки (первые 80—100 ч работы) не нагружать его более чем на 75% номинальной мощности.
В случае необходимости дизель обеспечивает длительную работу в течение срока,указанного в технических данных. Первый этап непрерывной работы дизеля допускается начинать только через 100—120 ч после выполнения разового технического обслуживания.
6. ОСТАНОВКА ДИЗЕЛЯ
Для остановки дизеля необходимо снять нагрузку, уменьшить частоту вращения до 800—1000 об/мин и проработать не менее 10 мин, перевести рукоятку изменения частоты вращения до остановки дизеля.
В случае экстренной остановки дизеля под нагрузкой при температуре охлаждающей жидкости выше 80°С провернуть коленчатый вал 3—4 раза по 3—5 стартером или сжатым воздухом без подачи топлива, прокачивая систему смазки дизеля электромаслопрокачивающим насосом.
После остановки выключить выключатель батарей, закрыть кран топливного бака, обтереть дизель от возможных загрязнений, устранить замеченные неисправности.
7. ЭКСПЛУАТАЦИЯ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Все указания по эксплуатации в зимних условиях относятся к работе дизеля на открытом воздухе или в неотапливаемом помещении при температуре воздуха ниже 5°С.
Изделия, предназначенные для эксплуатации в зимних условиях, рекомендуется оборудовать подогревателями для предпускового разогрева охлаждающей жидкости, масла и дизеля в целом. Для более надежного притока масла трубопроводы от масляного бака и маслопрокачивающего насоса к дизелю должны обогреваться системой подогрева. При отсутствии системы подогрева в системах охлаждения и смазки изделия должны быть установлены краны и пробки, обеспечивающие полный слив охлаждающей жидкости и масла из систем после остановки дизеля в зимнее время. Для обеспечения эксплуатации дизеля зимой заправлять топливный и масляный баки зимними сортами топлива и масел, систему охлаждения — низкозамерзающей жидкостью, регулятор частоты вращения — смесью из 50% зимнего дизельного топлива и 50% зимнего масла до уровня контрольной пробки.
Перед пуском дизель разогревать индивидуальным подогревателем. В случае отсутствия подогревателя непосредственно перед пуском дизеля систему охлаждения прогреть путем пропуска через нее нагретой до 80—90°С воды при открытом сливном кране водяного насоса. Прогрев системы производить до тех пор, пока вытекающая из сливного крана вода не будет горячей. После этого кран закрыть и заполнить систему охлаждающей жидкостью, нагретой до 80—90°С. Одновременно с заправкой горячей охлаждающей жидкостью заполнить масляный бак горячим маслом. Во время разогрева дизеля сделать несколько прокачек системы смазки маслопрокачивающим насосом.
При эксплуатации дизеля в условиях особо низких температур (минус 20°С и ниже) для разогрева шатунных и коренных подшипников коленчатого вала, а также для разогрева застывшего масла в полостях коленчатого вала до состояния текучести рекомендуется перед пуском залить в картер дизеля 40—45 л, разогретого до температуры 85—90°С зимнего масла. Одновременно нагретое масло (не менее 15 л) залить в масляный бак. Заливка масла в картер должна быть закончена за 15—20 мин до пуска, что обеспечивает, нагрев холодных деталей кривошипно-шатунного механизма. После заправки масла в картер дизеля провернуть вал вручную или сжатым воздухом по ходу на 2—3 оборота, а затем стартером без подачи топлива (2 —3 включения по 4—5 с, с перерывами между включениями стартера 10—15 с).
Проворачивание коленчатого вала и пуск дизеля без предварительного разогрева запрещаются. Пуск и прогрев дизеля работой производить, как указано в разделе «Пуск».
После остановки в зимнее время охлаждающую жидкость и масло слить при температуре не ниже 50°С. Для слива охлаждающей жидкости открыть сливные краны циркуляционного (водяного) насоса, сливные краны (пробки) на рубашках выхлопных коллекторов (при их наличии), а также пробки на заливной горловине радиатора и охладителях воды и масла и на участках трубопровода системы охлаждения, расположенных ниже сливного крана насоса.
После слива охлаждающей жидкости провернуть несколько раз коленчатый вал дизеля без подачи топлива для удаления остатка охлаждающей жидкости из насоса во избежание примораживания крыльчатки. Сливные краны оставить открытыми.
Дизели,системы охлаждения которых заправлены низкозамерзающей жидкостью и оборудованы индивидуальными подогревателями, могут находиться длительное время с заправленными системами охлаждения.
8. ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИЗЕЛЯ ПРИДЛИТЕЛЬНЫХ ПЕРЕРЫВАХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Если изделие не планируется эксплуатировать более трех месяцев, а в особых климатических условиях (приморские, песчано-пустынные районы, районы Крайнего Севера и т. п.) — более одного месяца, необходимо дизель законсервировать согласно соответствующего раздела Инструкции по эксплуатации дизеля.
При перерывах в эксплуатации до трех месяцев, а для указанных выше районов с особыми климатическими условиями — до одного месяца необходимо изделие хранить с полностью заправленными системами. При этом не допускается заправка системы охлаждения водой без присадки. В зимнее время система охлаждения должна быть заправлена низкозамерзающей охлаждающей жидкостью.
При перерывах в эксплуатации менее трех месяцев через каждые 15 суток простоя изделия, дизель пустить, проработать 10— 15 мин на режиме прогрева и остановить.
9. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДИЗЕЛЯ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Все указания по эксплуатации в зимних условиях относятся к работе дизеля на открытом воздухе или в неотапливаемом помещении при температуре воздуха ниже 5°С.
Для облегчения эксплуатации дизеля зимой необходимо заправлять топливный и масляный баки зимними сортами топлива и масла, систему охлаждения,»- низкозамерзающей жидкостью, регулятор скорости — смесью из 50% зимнего дизельного топлива и 50% зимнего масла до уровня контрольной пробки. Масляный бак заправлять только нагретым (до 80-90°С) маслом.
Перед пуском нужно разогревать дизель индивидуальным подогревателем или путем заливки горячей воды. Воду заливать в такой последовательности: открыть славной кран циркуляционного насоса и налить в систему 30-40 л воды, нагретой до температуры 70-80°С, а затем заливать воду, нагретую до 95°С, пока из сливного крана не пойдет горячая вода и не прогреется корпус циркуляционного насоса. После этого кран закрыть и заполнить систему охлаждающей жидкостью, нагретой до 95°С. Во время разогрева дизеля сделать несколько прокачек системы смазки маслопрокачивающим насосом. После того, как прогреется трубка от масляного фильтра к передней опоре (корпусу привода вентилятора) дизеля, систему смазки можно считать подготовленной к пуску.
Одновременно с заправкой горячей охлаждающей жидкостью заполнить масляный бак горячим маслом.
При эксплуатации дизеля в условиях особо низких температур (-20°С и ниже) для разогрева коренных и шатунных подшипников коленчатого вала, деталей передач и каналов системы смазки, расположенных в картере, рекомендуется перед пуском заправить в картер дизеля 40-45 л разогретого до температуры 80-90°С зимнего масла. Одновременно залить в масляный бак не менее 15 л нагретого масла. Заправка масла в картер должна быть закончена за 15-20 мин до пуска, что обеспечивает теплообмен между горячим маслом и холодными деталями кривошипно-шатунного механизма.
После заправки масла в картер дизеля провернуть вал вручную по ходу на 2-3 оборота, а затем стартером без подачи топлива (2-3 включения по 4-5 с). Проворачивание коленчатого вала вручную выполняется, как указано в разделе «Расконсервация дизеля».
Проворачивание коленчатого вала и пуск дизеля без предварительного разогрева горячей водой и маслом запрещается. Для более быстрого притока горячего масла из масляного бака к приемнику нагнетающей секции масляного насоса трубопровод подвода масла к насосу должен обогреваться системой предпускового подогрева изделия или необходимо после каждой остановки сливать масло из всех трубопроводов системы изделия. Нарушение этого требования приводит к застыванию масла в трубопроводах, прекращению притока масла из бака к насосу в первый период пуска дизеля и выходу дизеля из строя. Пуск и разогрев дизеля производить, как указано в разделе «Пуск». При длительном бездействии дизеля охлаждающая жидкость и масло должны быть слиты. Охлаждающую жидкость сливать при температуре не ниже 50°С. Масло сливать после остановки дизеля. Для слива охлаждающей жидкости открыть сливные краны циркуляционного насоса, насоса забортной воды, а также пробки на заливной горловине радиатора, охладителях воды и масла и на участках трубопровода системы охлаждения, расположенных ниже сливного крана насоса.
Сразу после слива охлаждающей жидкости вручную провернуть несколько раз коленчатый вал дизеля без подачи топлива для удаления остатков охлаждающей жидкости из насоса во избежание примораживания крыльчатки. Сливные краны оставить открытыми. Дизели, системы охлаждения которых заправлены низкозамерзающей жидкостью и оборудованы индивидуальными подогревателями, могут находиться длительное время с заправленными системами охлаждения.
Для эксплуатации дизеля применять топливо, масла и охлаждающие жидкости, рекомендованные настоящей инструкцией, конкретные марки их указаны в формуляре дизеля.
Топливо. По ГОСТ 305—82 первого вида (с массовой долей серы не более0,2%) при температуре окружающего воздуха:
— Л-0,2-40, Л-0,2-61 при 0°С и выше;
— 3-0,2 минус 35 при минус 20°С и выше;
— 3-0,2 минус 45 при минус 30 С и выше,
— А-0,2 при 50 С и выше.
Для дизеля 1Д12В-300КС1 допускается применять топливо по ГОСТ 305—82 второго вида с содержанием серы до 0,5%. При использовании топлива с содержанием серы свыше 0,2% применять масла марок М-20Г2, М-14В2, М-20В2 и М-16ИХП-3 (М-16В2).
При отсутствии основных марок топлива допускается применять в неотложных случаях для кратковременной (не более 10% от общего ресурса)эксплуатации дизеля топлива по ГОСТ 10227—86 марок Т-1 и ТС-1 при температуре окружающего воздуха до минус 50°С.
Масла. М-20Г2ГОСТ 12337—84; МТ-16п с присадками ПМС и МНИ ИП-22К ГОСТ 6360—83; М-14В2 ГОСТ 12337-84; М16ИХП-3 (М-16В2)ГОСТ 25770-83; М-20В2 ГОСТ 23497-79, М-20Бп ТУ 38-101593-75.
Консистентные смазки. ВНИИНП-219ТУ 38-101471-74; ВНИИНП-220 ВТУ НП-17-58; ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-80; ЦИАТИМ-203ГОСТ 8773-73; ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80; Литол-24 ГОСТ 21150—75.
Охлаждающие жидкости. При температуре окружающей среды выше 5°С рекомендуется раствор в чистой мягкой воде (общей жесткостью не более 3 мг-экв/л) трехкомпонентной присадки в соотношении:
бихромат калия по ГОСТ 2652—78 (хромпик калиевый) или бихромат натрия по ГОСТ 2651—78 (хромпик натриевый) из расчета 1 —1,2% по весу(10—12 г на 1 л воды);
нитрит натрия по ГОСТ 19906—74 из расчета 0,05% по весу (0,5г на 1 л воды);
тринатрийфосфат по ГОСТ 201—76 из расчета 0,05% по весу(0,05 г на 1 л воды).
Допускается вместо трехкомпонентной присадки применять только бихромат калия или натрия в количестве 1,2—1,5% по весу.
Для приготовления охлаждающей жидкости следует применять чистую мягкую воду из природных источников (реки, озера) или техническую не хлорированную воду из водопровода. Применять хлорированную воду можно только после ее отстаивания в течение 2—3 суток или после кипячения. Вода должна удовлетворять следующим химическим требованиям:
общая жесткость, мг-экв/л, не более 3,0;
содержание хлоридов, мг/л, не более 30;
щелочность по фенолфталеину — отсутствие;
pH — водородный показатель — 6,5—7,5.
Вода из минеральных источников, соленых озер и морская вода для использования в системе охлаждения непригодна. Если в местных условиях возможно применение только жесткой воды, то ее предварительно следует прокипятить в течение 15—20 мин, дать отстояться и профильтровать.
При температуре окружающей среды ниже 5°С рекомендуется низкозамерзающая жидкость по ГОСТ 159—52: до минус 35°С — марки «40», до минус 60°С — марки «60».
Примечание. При необходимости кратковременно допускается использовать чистую пресную воду без присадок. При первой же возможности заправить систему водным раствором трехкомпонентной присадки. Длительная работа на воде без присадок снижает долговечность втулок и рубашек цилиндров.
[1] Включатель маслопрокачивающего насоса удерживать включенным не более 1 мин.