Руководство диагностике грузового автомобиля

Как проводится диагностика грузовиков

В своей основе диагностика грузовых автомобилей использует так называемый метод POKAYOKE (дословно с японского переводится как «дуракоустойчивость» или «избежание ошибок»). Метод работы диагнотического сканера был разработан инженерами TOYOTA в 1960 году и успешно используется фирмой по сегодняшний день.

Методика использует достижения математиков — например, метод Паретто и большой опыт инженеров TOYOTA и позволяет выявить неисправности кратким путем, с первого раза, без ненужных затрат времени и высококвалифицированного механика (электрика).

Современный диагностический сканер представляет собой простое, надежное, точное оборудование, которым можно пользоваться, не имея глубоких знаний в области электронных систем автомобиля. Данная новейшая стратегия была разработана Toyota и получила широкое признание среди мастерских по типу шиномонтах, сервисные станции быстрого обслуживания и т. д. Автосканер Tecnomotor используют в своем производстве такие важные клиенты как DUCATI MOTOR, FIAT AUTO, IVECO, MAGNETI MARELLI, REMA TIP TOP, SCHRADER, SIMPLESFAIP, SCUDERIA FERRARI.

Диагностика грузовиков

Возрастающая потребность в уменьшении загрязнения окружающей среды, а также в безопасности и удобстве повлекла за собой увеличение количества установки электрических приборов управления на автомобиль. Кроме устройства для управления двигателем, существуют еще другие системы наподобие тех, которые устанавливаются на легковые автомобили (бортовой компьютер, панель приборов, автоматическая трансмиссия, подушки безопасности, кондиционер и т. д.), а также такие системы, которые являются обязательными только для грузовиков (подвеска, ретардер, ад-блу, обогреватель, тахограф и т. д.). Естественно, что возникает необходимость в диагностическом сканерах, которое могло бы полностью диагностировать электронику автомобиля под любым углом.

Однако, некоторые мастерские осуществляют только небольшие ремонтные работы грузовиков, например ремонт трансмиссии. Для удовлетворения их потребностей Tecnomotor изобрел специальное оборудование.

Диагностика двигателя

Диагностика грузовых автомобилей начинается с проверки самой главной части — двигателя. Двигатель — первая механическая часть, которая была оснащена электронным прибором управления вначале 90-х годов. Начиналось все с первых систем «блинк кода», которые представляли собой мигание лампочки на панели приборов, и в дальнейшем усложнилась до считывания ошибок через серийный коннектор и, наконец, до высокой сложности диагностики современного двигателя. На сегодня мастерским необходимо иметь в своем распоряжении профессиональный диагностический автосканер двигателя для:

  • считывания и удаления кодов ошибок;
  • считывания технических параметров двигателя грузовиков, необходимых для правильной диагностики, начиная от значений «об/мин», «температуры», «лямбди датчиков», «позиции педали акселератора», «измеряемого потока воздуха», «коррекции цилиндра», и «времени открытия клапана», и недавно введенных параметров для контроля эмиссии, таких как, «датчик температуры Nox» и т. д.
  • отображение состояний двигателя грузовых автомобилей, таких как, состояние иммобилайзера, позиция сцепления и педаль тормоза, состояние торможения, конечные условия +15 и +30 и т. д.
    таких частей, как вентилятор, инжекторы, реле помпы и т. д.
  • повреждение цилиндров;
  • коды запасных частей, таких как инжекторов.
Читайте также:  Пульт сигнализации автомобиля схема

Диагностика ABS/EBS

Техническая диагностика грузовиков предусматривает также управление контролем стабильности и системой торможения. Особенно, диагностический сканер полезен для:

  • считывания и удаления ошибок;
  • считывание технических параметров, которые необходимы для правильной диагностики: «скорости колеса», «угла отклонения», «регулирования угла», «бокового ускорения», «давления педали тормоза», «педали акселератора», «окружности вращения шин» и т. д.
  • запуска разных соленоидных клапанов, преобразователя тормозов.

Подвески

Подвески отыграют очень важную функцию, так как они контролируют правильную высоту корпуса грузовика. Необходимо:

  • считывать и удалять коды ошибок;
  • считывать технические параметры: цепь системы подвески подачи давления, номинальные и реальные уровни мостов. Уровни регулирования оси и т. д.
  • проверять состояние дистанционного управления подвеской грузовых автомобилей, состояние датчика продольного крена грузового автомобиля, состояние соленоидного клапана оси и т. д.
  • запускать центральные оси двигателя, левую и правую оси двигателя, выпускные клапаны и т. д.
  • корректировать уровень подвески.

Диагностика бортового компьютера/панели приборов

В связи с установкой большого количества электронных блоков управления, грузовой автомобиль должен быть оснащен «сервером» сети для управления целой системой. В зависимости от марки и модели бортовой компьютер или панель управления приборов исполняют эту функцию, на придачу к типичным функциям, таким как управление ключом и дистанционным управлением, свет, панель приборов и т. д. Для работы с этими системами необходимо:

  • считывать и удалять коды ошибок;
  • считывать параметры: км/дата до следующего сервисного купона, уровень топлива, количество запрограммированных ключей/дистанционного управления, последнее использование ключей/дистанционного управления, внешняя температура, яркость дисплея, скорость автомобиля и т. д.
  • показывать состояние: подключение блоков управления, кнопок панели управления, запрограммированных ключей/дистанционного управления, света и лампочек и т. д.
  • функционирование предупреждающего света, индикаторов и дисплея аналога панели приборов, звуковой сигнализации и т. д.
  • кодирование новых ключей и дистанционного управления;
  • установка км/даты для следующего сервисного купона;
  • установка км/даты технического обслуживания тормозов для разных осей, хладагена и т. д.

Другие блоки управления

В последнее время новые сложные системы устанавливаются на автомобили. Среди всего прочего следует упомянуть:

  • Ретардер: система торможения, которая дает возможность сэкономить до 50% срабатывания диска. Автосканер позволяет считывать/удалять ошибки и считывать технические параметры, такие как номинальный и реальный тормозной момент, жидкость ретардера и температуру хладагента и т. д.
  • Тахограф: система измерения пройденного времени/километража. Диагностика позволяет считывать/удалять ошибки, считывать технические параметры, такие как установка размера колеса, время остановки, время езды, коэффициент и т. д.
  • Инфо-развлечения: начиная от простого встроенного радио, мы перешли к новым сложным решениям в информационной и развлекательных системах, таким как GPS, cd/dvd проигрыватель, качественная высокотехнологичная система, МР3 проигрыватель, Bluetooth связь з мобильным телефоном. В случае необходимости тестовое оборудование подключается к этим системам для установки и ремонта.
  • Контроль давления в шинах: проверка шин электронным путем представляет собой один из вызовов будущего. Кстати, кроме «механического» технического прогресса в области шин и внешних боковых поверхностей обода колеса за последние несколько лет, на сегодня не существует активной системы защиты шин. Первый шаг в этом направлении — датчики давления, встроенные в середину шины, которые мониторят давление в реальном времени. Для диагностики этой системы необходимо визуализировать данные давления и температуры, программируя замененные датчики, подключить антенны трансмиссии и т. д.
  • Управление светом: появление ксенонового света и направляющего света превратило управление простой лампочкой в сложную систему, в которой, с помощью диагностики, можно проверить использование энергии, эмиссию света автомобилей на разной скорости и т. д.
  • Управление центральным замком, подъемником окон, светом и сиденьями: все приводы в середине машины контролируются электронным устройством управления, что дает возможность диагностировать составные частисистемы, проверять состояние автомобиля во время старта, корректировать в случае замены некоторых частей и т. д.
Читайте также:  Схема проводки 16v двигателя

Автосканер Tecnomotor

Tecnomotor предлагает Socio коллекцию: PC (Socio 380), Palm (580) и Tablet (780) — эффективный диагностический сканер для потребностей сервиса автомобилей. Этот полный и уникальный ряд отвечает любым потребностям мастерской в области электронной диагностики грузовиков и коммерческих автомобилей.

Программное обеспечение автосканеров содержит техническую информацию относительно технического обслуживания:

  • тип и количество жидкости необходимой для двигателя, тормозов и т. д.
  • тип и количество фреона и жидкости для системы кондиционирования;
  • тип батареи;
  • плотность тормозов.

Модели автосканера 310 и 710 также содержат функцию дорожного теста, когда нужна диагностика грузового автомобиля на дороге, сохраняют данные и позже проверяют «телеметрические данные» для выявления недостатков.

Диагностика грузового автомобиля

Особенности и виды диагностики грузовых автомобилей

Диагностика для грузового автомобиля – это важная и неотъемлемая процедура, что должна проводиться на протяжении всего периода эксплуатации транспортного средства. Данная мера направлена на выявление неполадок, определение работоспособности разных узлов и систем.

В частности, нельзя игнорировать плановый осмотр грузовых авто. Без регулярной диагностики невозможно обеспечить непрерывность их эксплуатации, что позволяет получать стабильную прибыль, исполнять договорные обязательства. Кроме того, благодаря данной мере можно содержать грузовик в исправном техническом состоянии или выявить проблемы на ранней стадии, когда их проще и дешевле устранить. В противном случае игнорирование плановой диагностики может стать не только причиной сложной поломки, выхода из строя транспортного средства, но и аварии на дороге.

Выполняется осмотр несколькими способами. Основная цель процедуры – определение работоспособности как отдельных систем, так и всего механизма. Стоит уточнить основные нюансы диагностики грузовых автомобилей, чтобы детальнее разобраться в данном мероприятии.

Способы выполнения

Диагностика грузовых автомобилей представляет собой комплексное мероприятие, что включает разные подходы в исполнении. При оценке работоспособности транспортного средства прибегают к следующим методам обследования:

Каждый из них характеризуется определёнными нюансами в исполнении, требует привлечения специалистов и применения различного спецоборудования.

Компьютерная диагностика

Любой тягач – это, прежде всего, сложная электронная система, состоящая из множества узлов и схем. Выход из строя любой из них влечёт за собой неисправность всего механизма, нарушение в функциональности грузового автомобиля. Однако для оценки рабочего состояния электроники требуется спецоборудование:

  • мотор-контроллеры;
  • сканеры;
  • тестовые системы.

Первые позволяют провести общую диагностику грузовика. Мотор-контроллер является универсальной системой для выполнения газоанализа, замера показателей компрессии и давления топливной жидкости. Сканеры скомбинированы на основе осциллографов, мультиметров и микрокомпьютеров. Эти приспособления оснащены базой на взаимозаменяемом картридже, что подбирается для разных марок грузовых авто.

Читайте также:  Параметры машин для развала

Тестовые системы – это не что иное, как ПК или ноутбук, оснащённые специальной программой и соединительным кабелем. В последний встроен миниатюрный контроллер с протоколами. На ноутбук поступает информация об ошибках. При помощи специальных программ их удаётся расшифровать, тем самым определив работоспособность транспортного средства.

Состоит данная диагностика из нескольких этапов. В начале определяются коды с ошибками. Эти сведения обязательно проверяются, обследуются электрика грузового автомобиля на предмет исправности, генератор, контактные группы, АКБ. После этого при помощи сканера отображаются сведения в режиме онлайн. Они подвергаются анализу, по результатам которого определяются характер и сам факт наличия поломки в грузовой машине.

Особенности технического осмотра

Данный метод диагностики направлен на определение работоспособности механизмов и систем грузовых машин. Он решает следующие задачи:

  • контроль техсостояния автомобиля;
  • поиск неисправностей и определение причин их возникновения;
  • прогноз относительно функционирования систем.

Другими словами, данный способ осмотра направлен на определение соответствия параметров механических узлов требованиям нормативных документов. Обязательно определяется один из заданных типов технических состояний автомобиля на текущий период. При этом учитываются условия эксплуатации, влияние внешних факторов на момент диагностики. Интересно, что состояний механических узлов может быть множество. Это обусловлено непрерывностью вариативности во времени под влиянием внешних факторов. К самым распространённым состояниям относятся:

  • исправность. Такой результат диагностики присваивается узлу, что соответствует показаниям нормативных параметров;
  • неисправность. Данный статус даётся, если определено хотя бы одно расхождение с номинальными параметрами;
  • работоспособность. При таком результате диагностики для узла характерным является состояние, в котором значение параметров, что отвечают за выполнение заданных функций, соответствует требованиям;
  • неработоспособность. Присваивается, если определено хотя бы одно расхождение с нормативными данными;
  • предельное. Такой статус узла говорит о том, что его дальнейшая эксплуатация не является целесообразной, недопустима или даже невозможно восстановить его работоспособность. Игнорирование подобных результатов диагностики затрудняет продолжение использования грузового авто по назначению или может стать причиной аварии.

Ещё одной задачей, что решает технический осмотр, является выяснение места локализации, следствий и причин неисправностей, которым подвержен тягач. Анализ в таком случае направлен на обнаружение потенциальных проявлений проблем. Выполняется осмотр по особому алгоритму – нескольким совокупным предписаниям, что определяют последовательность действий. Процесс технического обследования грузовых машин опирается на ранее сформированную модель диагностики. В её качестве выступают дифференциальные решения или логические эквиваленты в соотношении состояний основных узлов. Интересно, что для них допустимо указание множества показателей, способных охарактеризовать его функциональность.

Особенности выполнения визуального осмотра

Это ещё одна мера в комплексной диагностике, что направлена на оценку состояния и исправности автомобиля. Стоит отметить, что грузовик должен осматривать исключительно опытный мастер. Целью визуальной диагностики являются определение исправности машины и отдельных её частей (кузова, кабины, деталей оперения, колёсной базы), оценка необходимости их ремонта или замены. Также уделяется внимание подкапотному пространству грузового автомобиля, выяснение видимых и явных дефектов.

Оцените статью