Родичев устройство техническое обслуживание грузовых автомобилей

Литературный круг

Книги для всех

Вячеслав Родичев: Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей. Учебник водителя категории «С» №HGZ3S

Допущено МО РФ в качестве учебника для подготовки водителей автотранспортных средств.
Рассмотрены конструкция и работа механизмов, систем и агрегатов основных моделей грузовых автомобилей ЗИЛ-4333 и ГАЗ-3307, а также оригинальные механизмы и системы автомобилей КамАЗ, «Бычок».
Учебник предназначен для обучения профессии «Водитель транспортного средства категории «С», может быть использован в учебно-курсовых комбинатах, автошколах, других учебных заведениях.
10-е издание, стереотипное.

Чтобы скачать, выберите формат:

Последний комментарий на сайте:

Этот роман в полном объёме издан в России впервые (в 1991 году в советском сборнике антиутопий был издан всего лишь небольшой отрывок этого романа — и всё). Так что думаю, всем любителям «1984» Оруэлла будет интересно, учитывая, что Бёрджесс в жанре не последний человек.

Книга максимально хорошего качества для мягкой обложки: белая плотная бумага, крепкий корешок.

Прилагаю несколько фото:

Отзывы о других книгах:

Книга великолепная ! Отличная полиграфия, но самая главная ценность — содержание ! Такой полной информации по данной тематике не встречала, хотя сама, что называется, в теме. Мосты мира в самых причудливых вариантах, современные, старинные, древние. Также интересная информация о строительных материалах и конструкциях для изготовления мостов, об архитекторах, исторических эпохах строительства, необходимости возведения таких сооружений, и попутно еще много интересной информации. Читали всей семьей с большим интересом. Однозначно лучшее приобретение из энциклопедических изданий. Очень содержательно и интересно, книга третий день переходит из рук в руки, на полку еще не поставили !

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ В.А. РОДИЧЕВ. Учебник

2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В.А. РОДИЧЕВ ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ Учебник Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для образовательных учреждений начального профессионального образования 4-е издание, переработанное и дополненное Москва АСАОЕМА 2005

3 УДК (075.32) ББК я722 Р607 Р607 Рецензент доцент кафедры ЭМТП РГАЗУ, канд. техн. наук А. С. Смешнее Родичев В. А. Грузовые автомобили: Учебник для нач. проф. образования / Вячеслав Александрович Родичев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», с. I5ВN Описаны конструкции и работа механизмов, систем и агрегатов основных моделей грузовых автомобилей ЗИЛ-4333 и ГАЗ Особое внимание уделено рассмотрению оригинальных механизмов и систем автомобилей КамАЗ и ЗЙЛ-5301 (базовая модель автомобилей семейства «Бычок»), Даны сведения по их техническому обслуживанию, а также рекомендации по регулировке и устранению возможных неисправностей. Для учащихся учреждений начального профессионального образования по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Может быть использован при подготовке водителей транспортных средств категории «С» в автошколах и других учебных заведениях. Учебное издание Родичев Вячеслав Александрович ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ Учебник УДК (075.32) ББК я722 Редактор Л.Л. Левченкова. Технический редактор Н.И. Горбачева Компьютерная верстка: Г. А. Берковский Корректоры Е.В. Соловьева, СЮ. Свиридова Изд. А-689-1У/1. Подписано в печать Формат 60×90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. 2. Усл. псч. л. 15,0. Тираж экз. (1-й завод экз.). Заказ Лицензия ИД от Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение от Д , Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к Тел./факс: (095) , Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате , г. Саратов, ул. Чернышевского, 59. Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается Родичев В.А., 2005 Образовательно-издательский центр «Академия», ВК Оформление. Издательский центр «Академия», 2005 Посвящаю моей жене Галине Ивановне Родичевой заслуженному учителю профтехобразования РФ и соавтору ряда учебников ПРЕДИСЛОВИЕ Автомобильный транспорт занимает ведущее место среди других видов транспорта. В нашей стране автомобили используют во всех отраслях народного хозяйства в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и др. Благодаря высокой маневренности, проходимости и приспособленности к работе в разных условиях автомобили и тракторы составляют основу технической базы сельскохозяйственного производства. В профессиональных училищах устройство грузовых автомобилей изучают учащиеся, овладевающие профессией «Трактористмашинист сельскохозяйственного производства». Издательским центром «Академия» выпущен комплект, состоящий из учебников «Тракторы», «Грузовые автомобили» и учебного пособия «Устройство грузовых автомобилей. Практикум» (автор В. А. Родичев), предназначенный для изучения предмета «Тракторы и автомобили». Современные отечественные автомобили оснащены сложными механизмами, гидравлическим и пневматическим оборудованием, точной топливной аппаратурой, электронными приборами, позволяющими достичь высокой производительности при хороших условиях труда водителей. С усложнением механизмов и систем, увеличением интенсивности автомобильных перевозок повышаются требования к уровню профессиональной подготовки водителей. Предмет «Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей», при изучении которого также можно использовать данный учебник, является одним из основных при подготовке водителей транспортных средств категории «С». Согласно стандарту Российской Федерации в профессиональную деятельность водителя входят проверка технического состояния транспортного средства и устранение возникших во время работы мелких эксплуатационных неисправностей, не требующих разборки механизмов. Поэтому при изучении автомобилей учащиеся должны получить прочные знания по устройству и работе наиболее распространенных их моделей. В этой связи важно, чтобы учащиеся не только внимательно слушали объяснения преподавателя, но и научились самостоятельно работать с учебником. Особенностью настоящего учебника явля- 3

4 ется системное изложение принципиальных различий механизмов и узлов современных автомобилей без излишнего упоминания конкретных марок машин в тексте. Для наглядности описание действия механизмов сопровождается иллюстративным материалом. Наиболее важные для конкретного рассмотрения составные части механизмов и узлов выделены цветом. Основное внимание в книге уделено устройству и работе механизмов, систем и агрегатов автомобилей с бортовой платформой базовых моделей ГАЗ-3307 и ЗИЛ-4333, основным неисправностям и способам их устранения. Рассмотрены также оригинальные механизмы и системы автомобилей с бортовой платформой ЗИЛ («Бычок») и КамАЗ При рассмотрении базовых моделей автомобилей по ходу изложения в тексте иногда используется сокращенный вариант их названия, в частности ГАЗ, ЗИЛ, «Бычок», КамАЗ. В учебнике описаны конструкции карбюраторных двигателей ЗИЛ-508 (для базового автомобиля ЗИЛ-4333) и ЗМЗ-53 (для автомобиля ГАЗ-3307), а также дизелей Д-245 (для автомобиля ЗИЛ- 5301) и КамАЗ-740 (для автомобиля КамАЗ-53215). Для закрепления материала в конце каждой главы приведены контрольные вопросы, а в конце книги приложения, содержащие основные технические данные по изучаемым грузовым автомобилям. ОБЩИЕ РАЗДЕЛ I СВЕДЕНИЯ Глава 1 РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ 1. История автомобильного транспорта Создатели автомобиля. Не менее 400 претендентов на звание «изобретатель автомобиля» известно в истории техники. Автомобиль создан в результате кропотливых и целеустремленных поисков нескольких поколений талантливых людей, которые пытались реализовать естественное стремление человека максимально уменьшить физические усилия при перемещении предметов или грузов. До появления автомобилей состоятельные люди имели собственные экипажи, запряженные одной или несколькими лошадьми. Поэтому названия «экипаж» и «коляска» вначале употреблялись и в технической литературе применительно к первым легковым автомобилям, а такой термин, как «лошадиная сила», долгое время использовали для оценки мощности автомобиля. Изобретательность человека в XVIII в. была направлена на поиски источников энергии, которые могли бы уменьшить его зависимость от живой силы. Переходным этапом на пути к автомобилю стали механические средства передвижения. Крепостной крестьянин Леонтий Шашуренков в 1752 г. смастерил в Петербурге «самобеглую коляску», приводимую в движение мускульной силой человека, там же в 1791 г. механик-самоучка Иван Кулибин построил «самокатку» с трехскоростной коробкой передач. Ведущими были два задних колеса, приводимые во вращение от педалей, которые крутил слуга на запятках. Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в гг. В 1801 г. изобретатель О. Эванс в Великобритании изготовил самодвижущуюся паровую повозку, в которой впервые в истории создания автомобилей был использован шестеренчатый привод. В одно время с паромобилями развивалось и другое направление электромобили, в которых источником энергии служило электричество, накопленное в аккумуляторах, однако значительная часть энергии расходовалась на перемещение самого источни- 5

5 ка электрического тока громоздкого и тяжелого аккумулятора. По внешнему виду электромобили напоминали коляску, передвигаемую конной тягой. В России электромобили (самодвижущиеся аккумуляторные экипажи) выпускал в конце XIX в. фабрикант И. В. Романов. Первыми в мире изобретателями автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) официально признаны немецкие инженеры К. Бенц и Г. Даймлер, которые независимо один от другого построили и запатентовали в 1886 г. работоспособные экипажи (см. первый форзац). В России первый грузовой автомобиль построил в 1902 г. инженер П. Фрезе. Мощность двигателя этого автомобиля достигала 6 л. с. (4,42 квт), а скорость 15 км/ч. Передача вращения к задним колесам осуществлялась цепями. Отечественное автомобилестроение. Серийный выпуск автомобилей в нашей стране был налажен в начале прошлого века, когда в автомобильных парках развитых стран мира насчитывались уже тысячи автомобилей. С 1908 по 1915 г. на Русско-Балтийском вагонном заводе (г. Рига) выпущено более 500 легковых автомобилей из импортных деталей. Позже, уже в советское время, в 1924 г. на Московском автомобильном заводе (далее по тексту Московский автозавод), созданном на базе автомобильных мастерских, был выпущен первый полуторатонный грузовой автомобиль АМО-Ф15, а в 1925 г. Ярославский автомобильный завод начал серийно выпускать трехтонные грузовики. На Московском автозаводе в 1936 г. был начат выпуск грузовых автомобилей ЗИС-5 и легковых правительственных автомобилей ЗИС-101. В послевоенные годы завод наладил массовый выпуск легковых автомобилей высокого класса ЗИС-110 и грузовых автомобилей ЗИС-150. Позже завод приступил к выпуску грузовых автомобилей более современных моделей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (вместо ЗИС-150). На Горьковском автомобильном заводе (далее по тексту Горьковский автозавод) в 1932 г. было налажено производство грузовиков ГАЗ-АА и легковых автомобилей ГАЗ-А, а позднее ГАЗ-М-1. В годы Второй мировой войны на этом заводе был освоен выпуск легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-67Б. В послевоенные годы Горьковский автозавод перешел на производство грузовых автомобилей ГАЗ-51 и легковых автомобилей М-20 марки «Победа». Затем стали выпускать более современные модели ГАЗ-53 и ГАЗ-3102 («Волга»). В предвоенные годы был построен Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). С 1946 г. на заводе, который был переименован в Московский автомобильный завод им. Ленинского комсомола (АЗЛК), налажен массовый выпуск легковых автомобилей малого класса «Москвич-400» и других более современных моделей. 6 В годы Второй мировой войны построенный в 1944 г. Уральский автомобильный завод начал выпускать грузовые автомобили «Урал- ЗИС», а Ульяновский автомобильный завод (далее по тексту Ульяновский автозавод) приступил к производству автомобилей ЗИС-5. Позднее под маркой «Урал» стали производить большегрузные, специальные автомобили и автомобили сельскохозяйственного назначения, например, автомобиль «Урал-5557», на котором установлены шины переменного давления для снижения вредного воздействия на почву. Ульяновский автозавод наладил массовое производство автомобилей повышенной проходимости: малотоннажных грузовиков, фургонов, санитарных и легковых автомобилей. В начале 1970-х гг. на вновь построенном Волжском автомобильном заводе (ВАЗ) в г. Тольятти налажено производство легковых автомобилей марки «Лада», а на Камском автомобильном заводе (КамАЗ) в г. Набережные Челны большегрузных автомобилей. По мере совершенствования автомобилей их создатели стали расширять возможности подвижного состава путем его специализации. Уже в 1950-е гг. местные автотранспортные организации модернизировали обычные серийные модели автомобилей в специализированные. Так были созданы в ограниченном количестве самосвалы для перевозки сельскохозяйственных грузов, товаропассажирские такси, специализированный подвижной состав для перевозки молока, автобус-столовая, автомобиль-муковоз, саморазгружающийся кузов-бункер для перевозки зерна и множество других. В условиях современных рыночных отношений автомобильные заводы практикуют серийный выпуск специализированных автомобилей. 2. Современные модели грузовых автомобилей Автомобили АМО «ЗИЛ». ГТервому серийному автомобилю этого завода в 2004 г. исполнилось 80 лет. Грузовые автомобили современных моделей характеризуются высокой надежностью и широким спектром применения в народном хозяйстве. Автомобиль ЗИЛ-4333 с бортовой платформой это базовая модель для нового семейства автомобилей ЗИЛ большой грузоподъемности. В отличие от автомобиля ЗИЛ-4314 (выпускаемого вместо ЗИЛ-130) он снабжен новой кабиной и пневмогидравлическим усилителем привода сцепления. Вместо грузового автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131 (с колесной формулой 6×6) завод выпускает автомобиль ЗИЛ-4334 с двигателем ЗИЛ-645, работающим на дизельном топливе. Газобаллонный автомобиль ЗИЛ-4316 с бортовой платформой максимально унифицирован с автомобилем ЗИЛ-4314, но его дви- 7

Читайте также:  Починка автомобиля или ремонт автомобиля

6 гатель работает на сжатом природном газе. Автомобиль ЗИЛ-4318 оборудован приборами для работы на сжиженном газе. В семействе большегрузных автомобилей выпускают седельные тягачи в составе автопоезда, автофургоны, краны-манипуляторы, самосвалы, вездеходы поисково-спасательного комплекса и др., для монтажа которых ЗИЛ поставляет шасси. Особо следует отметить выпускаемый с 1995 г. малотоннажный автомобиль ЗИЛ-5301 («Бычок») с бортовой платформой и колесной формулой 4×2. Его грузоподъемность 2,5. 3,0 т. Он снабжен дизелем Д-245. Этот автомобиль базовая модель автомобилей семейства «Бычок», в которое входят грузовик и самосвал, мусоровоз и подметально-уборочная машина, пожарная автоцистерна, авторефрижератор, универсальный полноприводной (4×4) автомобиль повышенной проходимости, пассажирский автобус и др. Автомобили ОАО «ГАЗ». Базовой моделью является автомобиль ГАЗ-3307 грузоподъемностью 4,5 т с бортовой платформой, заменивший известный в народном хозяйстве автомобиль ГАЗ-53А. Его карбюраторный двигатель работает на бензине. На базе автомобиля ГАЗ-3307 начато производство автомобиля ГАЗ Внешне он мало отличается от основной модели, но снабжен дизелем и пятиступенчатой коробкой передач. На смену армейскому автомобилю ГАЗ-66, работающему в условиях бездорожья, пришел автомобиль ГАЗ «Садко». Это автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 4×4 и пятиступенчатой коробкой передач. На нем установлен дизель с воздушным охлаждением. Долгое время в нашей стране не производили малотоннажные автомобили грузоподъемностью 1,5 т, которые и начал производить завод. К ним относят автомобили «ГАЗель». Базовая модель ГАЗ с бортовой платформой. Для автомобилей семейства «ГАЗель» выбраны полукапотная кабина и задний ведущий мост с двойными задними колесами, рамная конструкция. Завод готовит к выпуску бортовые грузовики боль» грузоподъемностью 1 т. ГАЗ-2310 «Со,- Автомобили ОАО «КамАЗ». Базовая модель автомобиль КамАЗ с бортовой платформой и колесной формулой 6×4. На нем установлен дизель мощностью 176 квт (240 л.с). Автомобили КамАЗ предназначены для перевозки разных грузов по дорогам, рассчитанным на пропуск автомобилей с осевой нагрузкой до 100 кн (10 тс). На шасси автомобиля возможен монтаж специализированного оборудования массой до 12 т. Модификациями этой модели являются выпускаемые заводом седельные тягачи, автофургоны, самосвалы и др. Автомобили ОАО «УАЗ». Ульяновский автозавод является основным российским производителем полноприводных легковых, малотоннажных грузовых и пассажирских автомобилей. Базовая 8 модель автомобиля УАЗ-3303 грузоподъемностью 1 т предназначена для перевозки грузов. Она имеет двухместную кабину и деревянную платформу с колесной формулой 4×4. При отсутствии груза допускается перевозка людей на платформе, оборудованной откидными сиденьями на переднем борту и тентом. Модификациями этой модели являются автомобили с увеличенной базой, грузоподъемностью 1,3 т. В настоящее время УАЗ выпускает более десятка основных моделей с различными модификациями для коммунальных служб, фермерских хозяйств и др. Контрольные вопросы 1. Когда был построен первый в мире автомобиль с ДВС? 2. Когда и кем был построен первый российский грузовой автомобиль? 3. Где и когда был выпущен первый грузовой автомобиль АМО-Ф15? 4. Назовите марки современных грузовых автомобилей. 5. Назовите современные заводы, выпускающие грузовые автомобили. Г л а в а 2 КЛАССИФИКАЦИЯ И О Б Щ Е Е УСТРОЙСТВО А В Т О М О Б И Л Е Й 1. Классификация автомобилей Автомобиль это самоходное средство, приводимое в движение собственным двигателем и предназначенное для перевозки грузов, людей или выполнения специальных операций. По назначению различают грузовые, пассажирские, специальные и гоночные автомобили. Грузовые автомобили. Для перевозки грузов предназначены грузовые автомобили, они могут быть снабжены платформой. Их используют и как универсальный грузовой транспорт (общего назначения), и для перевозки определенных видов грузов. Грузовые автомобили общего назначения подразделяют по г р у — зоподъемности, т.е. по массе груза, который можно перевезти в кузове, на следующие классы: особо малый (0,3. 1,0 т); малый (1,0. 3,0 т); средний (3,0. 5,0 т); большой (5,0. 8,0 т); особо большой (свыше 8 т). Автомобили с особой конструкцией кузова, предназначенные для перевозки определенного рода грузов (насыпных, жидких, крупногабаритных и др.), называются специализированными. К ним 9

7 относят самосвалы, цистерны, панелевозы, фургоны и т.д. Разбрасыватели минеральных удобрений, топливозаправщики и т.д. это транспортно-технологические специализированные автомобили. Пассажирские автомобили. Автомобили с кузовом, предназначенным для перевозки пассажиров, называют пассажирскими. Их подразделяют на легковые для перевозки небольшой группы пассажиров (до 8 чел.) и автобусы для перевозки 9 и более человек, считая водителя. Автобусы в зависимости от назначения бывают городскими, пригородными и междугородными. В зависимости от длины автобусы подразделяют на классы: от 2-го (5 м и менее) до 6-го (16, м). Специальные автомобили. Они служат для выполнения определенных работ, для чего их оснащают соответствующим оборудованием. Специальные автомобили используют для нетранспортных работ. К ним относят автокраны, пожарные автомобили, уборочные (для очистки и поливки улиц), ремонтные мастерские, авто- 10 Вид ТО Название ТС и Классификация автомобилей Класс Табл и ца 1 1 С его параметры 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 1 Легковые автомобили: рабочий До 1,3. 1,9. Свыобъем,л 1,2 1,8 3,5 ше 3,5 индекс Автобусы: длина, м До ,5. Свыше индекс 5 7,5 9,5 * 12 16, Грузовые автомобили: полная мас До 1,3. 2, Свыса, т 1, ше 40 индекс автомобиля: с бортовой платформой седельного тягача самосвала цистерны фургона специаль ного вышки и др. Эти автомобили представляют собой видоизмененные модели (модификации) грузовых автомобилей. Для обозначения марки отечественного автомобиля используют сокращенное название завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ) и через дефис цифру, указывающую номер модели. Цифровое обозначение для базовых моделей состоит из четырех цифр, из которых первая обозначает класс, вторая вид автомобиля, а последующие две цифры номер модели. Номер модификации базовой модели обозначают пятой цифрой. Шестая цифра указывает на номер экспортного варианта. Принятая классификация автомобилей как транспортного средства (ТС) приведена в табл. 1. Например, марка грузового автомобиля ГАЗ-3307 означает, что это автомобиль 3-го класса, т.е. имеет полную массу 7,7 т (см. прилож. 1), по виду грузовой автомобиль с бортовой платформой, номер модели серийного выпуска 07. Исключение составляет первая цифра в марках автомобилей «Бычок» и «ГАЗель». 2. Общее устройство автомобиля Независимо от особенностей конструкции автомобиль состоит из трех основных частей (рис. 1): двигателя, кузова и шасси. Двигатель источник механической энергии, необходимый для движения автомобиля. В двигателе внутреннего сгорания тепловая энергия, получаемая при сгорании топлива в его цилиндрах, преобразуется в механическую работу. На автомобилях применяются двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с самовоспламенением, а также электрические. Кузов часть автомобиля, предназначенная для размещения груза или для размещения водителя и пассажиров. Кузов состоит из кабины / и грузовой платформы 2. К нему относят также капот, облицовку и крылья. Шасси опорное устройство, необходимое для передвижения автомобиля. В шасси входят все механизмы и агрегаты, предназначенные для передачи усилия от двигателя на ведущие колеса, а также для управления и передвижения автомобиля. Шасси включает в себя трансмиссию, ходовую часть, рулевое управление и тормозную систему. Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих вращающий момент 1 от коленчатого вала двигателя к ‘ Вращающим моментом называют момент силы, под действием которой тело совершает вращательное движение. Определяется как произведение силы на плечо ее приложения. 1 I

8 ведущим колесам, а также изменяющих вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по величине и направлению. Трансмиссия состоит из сцепления 3 (см. рис. 1), коробки передач 4, карданной передачи 5 и ведущего моста 6. Сцепление необходимо для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и для плавного их соединения при трогании с места. Коробка передач (КП) предназначена для изменения вращающего момента на ведущих колесах, скорости и направления движения автомобиля путем ввода в зацепление различных пар шестерен. Карданная передача служит для передачи вращения от вала коробки передач к ведущему мосту под некоторым углом. Ведущий мост состоит из механизмов, с помощью которых происходит увеличение вращающего момента и вращение валов передается к ведущим колесам под прямым углом. Ходовая часть предназначена для передвижения автомобиля. Вращательное движение ведущих колес при их сцеплении с поверхностью грунта преобразуется в поступательное движение автомобиля. Рулевое управление необходимо для изменения направления движения автомобиля. Тормозная система служит для замедления скорости движения и остановки автомобиля. Контрольные вопросы 1. На какие классы по грузоподъемности подразделяют грузовые автомобили? 2. Расшифруйте марку автомобиля ЗИЛ Назовите основные части автомобиля. 4. Из каких механизмов состоит шасси автомобиля? 5. Какие агрегаты входят в трансмиссию?

9 — РАЗДЕЛ II — ДВИГАТЕЛЬ Глава 3 ОСНОВЫ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ И КОНСТРУКЦИИ 1. Общие сведения Виды двигателей. На автомобилях устанавливают поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС), у которых топливо сгорает внутри цилиндра. Действие ДВС основано на использовании свойства газов к расширению при нагревании. Изучаемые автомобильные двигатели различают: по способу приготовления горючей смеси с внешним смесеобразованием (карбюраторные, инжекторные, газовые двигатели) и с внутренним смесеобразованием (дизели); роду применяемого топлива бензиновые (работающие на бензине), газовые (на горючем газе) и дизели (работающие на дизельном топливе); способу охлаждения с жидкостным и воздушным охлаждением; расположению цилиндров рядные и У-образные; способу воспламенения горючей (рабочей) смеси с принудительным зажиганием от электрической искры (карбюраторные и инжекторные двигатели) или с самовоспламенением от сжатия (дизели). Принципы устройства и работы. Рассмотрим принципы устройства и работы одноцилиндрового двигателя (рис. 2). Одна из основных деталей двигателя цилиндр 6, в котором находится поршень 7, соединенный через шатун 9 с коленчатым валом 12. При перемещении поршня в цилиндре вверх и вниз его прямолинейное движение шатун и кривошип преобразуют во вращательное движение коленчатого вала. На конце вала закреплен маховик 10, который необходим для равномерности вращения вала при работе двигателя. Сверху цилиндр плотно закрыт головкой, в которой находятся впускной 5 и выпускной 4 клапаны, закрывающие соответствующие каналы. 14 Рис. 2. Схема одноцилиндрового двигателя: / головка цилиндра; 2 коромысло; 5 _ свеча зажигания; 4 и 5 соответственно выпускной и впускной клапаны’ 6 цилиндр; 7 поршень; 8 поршневой палец; 9 шатун; 10 маховик; // картер; 12 коленчатый вал; 13 шестерни привода распределительного вала; 14 распределительный вал; 75 передаточные детали Клапаны открываются под действием кулачков распределительного вала 14 через передаточные детали 15. Распределительный вал приводится во вращение шестернями 13 от коленчатого вала. Отработавшие газы Рабочий процесс поршневых ДВС циклический, по рабочему циклу непрерывного действия, четырех- и двухтактные. Рабочий цикл четырехтактного двигателя совершается за четыре такта: впуск, сжатие, расширение (рабочий ход) и выпуск. Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя. У карбюраторного двигателя воздух и топливо при такте «впуск» поступают в цилиндр одновременно через открытый впускной клапан 5в виде горючей смеси, приготовленной в карбюраторе, т.е. вне камеры сгорания. Горючая смесь воспламеняется в конце такта сжатия от искровой свечи зажигания 3, установленной в головке цилиндра. Под действием давления расширяющихся газов, образующихся при сгорании горючей смеси, поршень 7перемещается вниз, т.е. совершает рабочий ход. Его поступательное движение через движение шатуна 9 преобразуется во вращательное движение коленчатого вала 12. При такте «выпуск» поршень перемешается вверх, и отработавшие газы выходят через открывшийся выпускной клапан 4 наружу. Рабочий цикл четырехтактного Дизеля. В отличие от карбюраторного двигателя в цилиндры дизеля при такте «впуск» поступает чистый воздух, который во время такта «сжатие» нагревается до температуры 600 С. Когда в конце этого такта в цилиндр впрыскивается определенная порция топлива, оно самовоспламеняется. Многоцилиндровые двигатели. На автомобилях устанавливают многоцилиндровые двигатели. Чтобы многоцилиндровый двигатель работал равномерно, такты расширения должны следовать 15

Читайте также:  Система вентиляции картерных газов двигателей мерседес

10 через равные углы поворота коленчатого вала (т.е. через равные промежутки времени). Последовательность чередования одноименных тактов в цилиндрах называют «порядком работы двигателя». Порядок работы большинства четырехцилиндровых двигателей Это означает, что после рабочего хода в первом цилиндре следующий рабочий ход происходит в третьем, затем в четвертом и, наконец, во втором цилиндре. Определенная последовательность соблюдается и в других многоцилиндровых двигателях. Многоцилиндровые двигатели бывают рядными и У-образными. В рядных двигателях цилиндры расположены вертикально, а в У-образных под углом. Последние характеризуются меньшей габаритной длиной по сравнению с первыми. оборот (чатого ша Полу колер Первый Выпуск Сжа Впуск тие Второй Третий Сжатие Чет вер тый 16 юворота ; чатого 1а, с * я 3 ^ а 4 о Порядок работы восьмицилиндрового двигателя Рабочий ход Вы пуск Цилиндр Таблица 2 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й Впуск Конец впуска Конец выпуска Сжатие Впуск Впуск Впуск Конец сжатия Выпуск Конец рабочего хода Рабочий Сжа Впуск тие ход Рабочий ход Рабочий Сжа Вы тие пуск ход Вы пуск Рабочий Впуск Вы пуск ход Рабочий ход Сжатие Сжатие Выпуск Сжатие Выпуск Рабочий ход Впуск Рабочий ход (начало) Современные восьмицилиндровые двигатели выполняют двухрядными с У-образным расположением цилиндров. Порядок работы восьмицилиндровых четырехтактных двигателей схематично отражают данные, приведенные в табл. 2. Зная порядок работы цилиндров двигателя, можно правильно распределить провода по искровым свечам зажигания, присоединить топливопроводы к форсункам дизеля и отрегулировать клапаны. 2. Общее устройство Для нормальной работы двигателя в цилиндры должны подаваться горючая смесь в определенной пропорции (у карбюраторных двигателей) или отмеренные порции топлива в строго определенный момент под высоким давлением (у дизелей). Для уменьшения затрат работы на преодоление трения, отвод теплоты, предотвращения задиров и быстрого износа трущиеся детали смазывают маслом. В целях создания нормального теплового режима в цилиндрах двигатель должен охлаждаться. Все двигатели, устанавливаемые на автомобили, состоят из следующих механизмов и систем. Основные механизмы двигателя. Кривошип но-шатунный механизм преобразует прямолинейное движение поршней во вращательное движение коленчатого вала. Механизм газораспределения управляет работой клапанов, что позволяет в определенных положениях поршня впускать воздух или горючую смесь в цилиндры, сжимать их до определенного давления и удалять оттуда отработавшие газы. Основные системы двигателя. Система питания служит для подачи очищенного топлива и воздуха в цилиндры, а также для отвода продуктов сгорания из цилиндров. Система питания дизеля обеспечивает подачу дозированных порций топлива в определенный момент в распыленном состоянии в цилиндры двигателя. Система питания карбюраторного двигателя предназначена для приготовления горючей смеси в карбюраторе. Система зажигания рабочей смесисв цилиндрах установлена в карбюраторных двигателях. Она служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя в определенный момент. Смазочная система необходима для непрерывной подачи масла к трущимся деталям и отвода теплоты от них. Система охлаждения предохраняет стенки камеры сгорания от перегрева и поддерживает в цилиндрах нормальный тепловой режим. Расположение составных частей различных систем двигателей показано на рис

11 Рис. 3. Составные части разных систем двигателей: а карбюраторный двигатель ЗИЛ-508: / вид справа; // вид слева; / и 15 масляный и топливный насосы; 2 выпускной коллектор; 3 искровая свеча зажигания; 4 м 5 масляный и воздушный фильтры; 6 компрессор; 7 генератор; 8 карбюратор; 9 распределитель зажигания; 10 трубка масломерного щупа; // стартер; 12 насос гидроусилителя рулевого управления; 13 бачок насоса гидроусилителя; 14 вентилятор; 16 фильтр вентиляции картера; б дизель Д-245 (вид справа): / турбокомпрессор; 2 маслоналивная труба; 3 маслоналивная горловина; 4 компрессор; 5 генератор; 6 поддон картера; 7 шпилька-фиксатор момента подачи топлива; 8 выпускной трубопровод; 9 центробежный маслоочиститель; 10 маслоизмерительный щуп Контрольные вопросы 1. Что является основой действия двигателя внутреннего сгорания? 2. Какие процессы составляют рабочий цикл четырехтактного двигателя? 3. Чем различаются рабочие циклы дизеля и карбюраторного двигателя? 4. Назовите порядок работы четырехцилиндрового двигателя. 5. Перечислите основные механизмы и системы карбюраторного двигателя. 19

12 МЕХАНИЗМЫ Глава 4 ДВИГАТЕЛЯ 1. Остов двигателя Все механизмы и системы двигателя заключены в остов, который объединяет неподвижные детали: блок и головку цилиндров, картер распределительных шестерен, картер маховика и поддон картера. Блок цилиндров. Основа У-образного двигателя блок цилиндров / (рис. 4). Двигатель объединяет в одной коробчатой отливке картер 7 и две части блока цилиндров, расположенных под углом 90 одна к другой. В верхних и нижних горизонтальных перегородках блока цилиндров расточены отверстия 4 для установки гильз цилиндров. Нижние перегородки отделяют полости для охлаждающей воды блок-картера от полостей для масла. Рубашка охлаждения (полость для воды) образуется наружными стенками гильз, А 4 5 Б Рис. 4. Корпусные детали карбюраторного двигателя ЗИЛ-508: / блок цилиндров; 2 и 5 отверстия соответственно для отвода и ввода воды (охлаждающей жидкости); 3 горизонтальная перегородка; 4 отверстия для установки гильз цилиндров; 6 и 10 прокладки; 7 картер распределительных шестерен; 8 отверстие для установки распределительного вала; 9 крышка коренного подшипника; 11 поддон картера; 12 крышка картера маховика; 13 картер маховика; А и Б плоскости крепления головки цилиндров и картера распределительных шестерен 20 стенками блок-картера и внутренними перегородками блока цилиндров. Отверстия 5 для ввода охлаждающей жидкости выполнены на передней стенке блок-картера. Литые отверстия в вертикальных перегородках, разделяющих каждый блок цилиндров на четыре отсека, обеспечивают протекание воды вдоль блока. Отверстия 2 в верхней перегородке (плите) для отвода воды сообщают полости рубашки охлаждения блок-картера и рубашки охлаждения головки цилиндров. Правая часть блока цилиндров смещена относительно левой назад. Такое смешение необходимо для установки двух шатунов на каждой шатунной шейке коленчатого вала. В центральной части каждого блок-картера находятся расточные отверстия 8 под втулки распределительного вала. К перегородкам картера шпильками крепят крышки 9 коренных подшипников коленчатого вала. На плоскости А полублоков размещают головки цилиндров. Снаружи каждый блок-картер имеет обработанные приливы и площадки с резьбовыми отверстиями для крепления разных агрегатов и сборочных единиц. Для предотвращения подтекания воды или масла и попадания в блок-картер загрязнений между ним и деталями в местах стыка используют прокладки 6 и 10. К обработанным плоскостям блок-картера крепят составные детали остова двигателя: сверху головки цилиндров, сзади картер маховика 13, впереди картер распределительных шестерен 7, снизу поддон картера //. Дизели воздушного охлаждения в отличие от жидкостных не имеют блок-картера. Все детали расположены на литом картере. В их верхней плите расточены отверстия для установки гильз цилиндров. Между последними и картером находятся медные уплотнительные прокладки. Внутри картера, как и у двигателей с жидкостным охлаждением, размешены коленчатый и распределительный валы. Головка цилиндров. На рис. 5, а показана головка цилиндров многоцилиндрового двигателя. Внешне она представляет собой толстую плиту, которая закрывает блок-картер сверху. Нижняя плоскость А головки тщательно обработана, она же является верхней поверхностью камер сгорания всех цилиндров. В головке размещены отверстия для клапанов, свечей зажигания (или форсунок), штанг, впускные и выпускные каналы. Пространство между стенками каналов и головки (полость Б) заполнено водой. Для предотвращения утечки газов и воды между головкой цилиндров и блок-картером устанавливают металлоасбестовую прокладку 9. Отверстия в прокладке под гильзы цилиндров и для прохода масла к клапанному механизму окантованы листовой сталью. 21

13 нии или открытой маслоналивной горловине вентиляция картера такого двигателя теряет эффективность, а расход масла на угар возрастает. В некоторых двигателях вентиляция картера осуществляется сапуном, который сообщает картер с атмосферой. Подвеска двигателя. Двигатели опираются на раму. Несмотря на их хорошую уравновешенность, во время работы двигателей все же возникают вибрации, которые не должны передаваться на раму. Поэтому крепление (подвеску) двигателя выполняют таким образом, чтобы уменьшить передачу вибраций на раму и предотвратить появление напряжений в блоке цилиндров при перекосах рамы вследствие движения автомобиля по неровной дороге. Двигатель закрепляют на раме в трех или четырех точках. 2. Кривошипно-шатунный механизм 9 Б ЗМЗ-53 а б Рис. 5. Головки цилиндров (а) и схемы расположения впускных и выпускных каналов (б): 1 камера сгорания; 2 и 4 седла соответственно выпускного и впускного каналов; 3 отверстие для свечи зажигания; 5 каналы для охлаждающей жидкости; 6 каналы для подвода горючей смеси в цилиндры (впускные каналы); 7 стакан форсунки; 8 канал для впуска воздуха (впускной канал); 9 прокладка; 10 отверстие для рубашки охлаждения; А нижняя плоскость; Б полость рубашки охлаждения; В и Г выпускной и впускной каналы На двигателях с рядным расположением цилиндров размещена одна головка цилиндров, на У-образных двигателях автомобилей ГАЗ и ЗИЛ две, на дизелях КамАЗа головки размещены раздельно на каждый цилиндр. Головки цилиндров отливают из легированного чугуна или алюминиевого сплава вместе с размещенными в них газораспределительными каналами. Так как наполняемость цилиндра свежим зарядом с повышением температуры может ухудшиться, впускные и выпускные каналы головки цилиндров направлены в противоположные стороны (рис. 5, б). Вентиляция картера. Большинство автомобильных двигателей имеют принудительную вентиляцию картера. Она действует за счет разрежения во впускной трубе. При работе двигателя чистый воздух попадает в картер через специальный воздушный фильтр, объединенный с маслоналивным патрубком. Газы из картера отсасываются во впускную трубу. При неудовлетворительном уплотне- 22 Цилиндры рассматриваемых двигателей съемные. Отдельно изготовленный цилиндр называют «гильзой». При использовании вставных гильз срок службы блок-картера благодаря замене изношенных гильз новыми увеличивается. Гильзы обычно изготовляют из легированного чугуна. Внутреннюю поверхность гильзы так называемое «зеркало» тщательно обрабатывают и закаливают. Гильзы, наружная поверхность которых омывается охлаждающей жидкостью, называют «мокрыми». На наружной поверхности каждая гильза имеет два посадочных пояска 2 и 3 (рис. 6, а), которые обеспечивают плотную ее установку в блоке. Между нижним пояском гильзы и блоком цилиндров размещают резиновое уплотнительное кольцо 4, предотвращающее протекание воды в картер из водяной рубашки блока. Верхний торец гильзы немного выступает над плоскостью блока, что обеспечивает лучшее обжатие металлоасбестовой прокладки, создает надежное уплотнение от прорыва газов из цилиндра и попадания воды в цилиндр. В некоторых двигателях между основанием нижнего выступа блока и опорной поверхностью нижнего буртика размещают медную кольцевую прокладку 8 (рис. 6, б), а для уменьшения износа верхней части гильз устанавливают износостойкие вставки 6 из кислотоупорного чугуна. Поршень воспринимает и передает на шатун усилие, возникающее от давления газов, а также обеспечивает протекание всех тактов рабочего цикла. Поршень подвергается действию высоких температур и давлений и движется со значительными скоростями внутри цилиндра, поэтому его отливают из легкого, но достаточно прочного алюминиевого сплава. По виду поршень напоминает перевернутый вверх дном стакан. Кроме днища поршень имеет головку как уплотняющую часть и направляющую часть, называемую «юбкой». 23

Читайте также:  Двигатель с консервации для газ 66

14 Рис. 6. Цилиндропоршневая группа: ЗМЗ-53 а гильза цилиндра; б схема установки гильзы; в поршень карбюраторного двигателя; г поршень дизеля; д поршневой палец; е составное маслосъемное кольцо; ж расположение колец на поршне; / буртик; 2 и 3 верхний и нижний пояски цилиндра; 4 уплотнительное кольцо; 5 гильза цилиндра; 6 вставка; 7 водяная рубашка; 8 уплотнительная прокладка; 9 прорезь; 10 канавки под компрессионные и маслосъемные кольца; // -компрессионные кольца; 12 выемка в днище поршня; 13 канавка для стопорного кольца; 14 бобышка; 15 отверстие для поршневого пальца; 16 стопорное кольцо; 17 плоское стальное кольцо; 18 к 19 осевой и радиальный расширители; 20 поршень; А днище; Б метка установки поршня; В места нанесения размерной группы и массы поршня; Г головка (уплотняющая часть); Д юбка (направляющая часть); Е метка размерной группы пальца В карбюраторных двигателях применяют поршни с плоским днищем (рис. 6, в) из-за простоты изготовления и меньшего нагрева при работе. У некоторых двигателей часть юбки под бобышками удалена для прохода противовесов коленчатого вала во время 24 нижнего положения поршня и для его облегчения. В поршнях имеются поперечные прорези 9под головкой, на юбке может быть выполнен продольный или Т-образный разрез. Благодаря прорезям повышается упругость юбки поршня, устраняется опасность заклинивания. Эти поршни устанавливают в двигатели так, чтобы боковое давление при рабочем ходе испытывала часть поршня без разреза. В двигателе их размещение соответствует надписи, выполненной на юбке или днище поршня. Днище поршня дизеля (рис. 6, г) имеет фасонную форму с выемкой 12, форма которой зависит от способа смесеобразования и расположения клапанов и форсунок. При такой форме днища достигается лучшее перемешивание воздуха с поступающим в цилиндр топливом. На внешней поверхности головки и юбки проточены канавки 10 для компрессионных и маслосъемных колец. Число колец, устанавливаемых на поршне, зависит от типа двигателя и частоты вращения коленчатого вала. По окружности канавок под маслосъемные кольца просверлены сквозные отверстия для отвода масла в картер двигателя. На внутренней стороне юбки имеются два прилива бобышки 14, в отверстия которых устанавливают поршневой палец. Они соединяются ребрами с днищем, увеличивая прочность поршня. В бобышках проточены кольцевые канавки 13 для стопорных колец. Для предохранения поршня от заклинивания диаметр юбки выполняется большим диаметра головки, и, кроме того, юбка имеет овальное сечение (большая ось овала перпендикулярна оси поршневого пальца). В зависимости от наружного диаметра юбки поршни двигателей и гильзы сортируют на размерные группы. Обозначение размерной группы наносят на днище поршня. При сборке группы поршня и гильзы должны быть одинаковыми. Поршни сортируют также на размерные группы по диаметру отверстия под поршневой палец (маркируют краской на бобышках поршня). Поршневые пальцы делают пустотелыми из стали. От осевого перемещения палец удерживается разжимными стопорными кольцами 16 (рис. 6, д), которые устанавливают в канавках бобышек поршня. Палец соединяет поршень с шатуном. В отверстие втулки верхней головки шатуна палец вставляют с зазором, а в поршень с натягом. Во время работы двигателя при достижении рабочей температуры между поршнем и пальцем из-за разных температурных коэффициентов линейного расширения материалов появляется зазор и палец может поворачиваться в бобышках поршня. Такой палец называют «плавающий». Пальцы подразделяют по наружному диаметру на размерные группы. Обычно их маркируют так же, как и отверстия в бобышках поршня, Цветом. Краску наносят на внутреннюю поверхность пальца (мет- 25

15 ка Е). При сборке поршня с шатуном необходимо помнить, что размерные группы поршней и пальцев должны быть одинаковыми. Поршневые кольца по назначению разделяют на компрессионные и маслосъемные (рис. 6, е, ж). Компрессионные кольца предотвращают прорыв газов из камеры сгорания в картер. Их изготовляют из легированного чугуна или стали. Наружный диаметр кольца в свободном состоянии больше внутреннего диаметра цилиндра. Поэтому часть кольца вырезана, вследствие чего при установке в цилиндр оно пружинит и хорошо прилегает к его поверхности. Вырез в поршневом кольце называют «замком». Наибольшее распространение получили кольца с прямым замком как более простые в изготовлении и как более дешевые. Для уменьшения подтекания газов через зазоры в замках кольца устанавливают замками в разные стороны, желательно на равном расстоянии по окружности. Для уплотнения, обеспечивающего герметичность цилиндра, на поршне размещают два-три компрессионных кольца. В канавках поршня кольца устанавливают с небольшим зазором, и они могут свободно перемещаться относительно поршня. Перегрев двигателя приводит к образованию шлаковых отложений, которые заполняют зазоры между кольцами и стенками канавок поршня по высоте. В результате кольца перестают свободно перемещаться и пружинить. Это явление, называемое «пригоранием (закоксовыванием) колец», сопровождается потерей мощности двигателя и повышенным расходом масла. В поперечном сечении компрессионные кольца могут иметь разную форму, на некоторых из них может быть фаска или выточка по внутреннему диаметру сверху кольца. При установке в цилиндр такие кольца деформируются (скручиваются) и прилегают к зеркалу цилиндра нижней кромкой. Трущуюся о цилиндр поверхность верхнего компрессионного кольца хромируют. У двигателей типа ЗИЛ в головку поршня залито чугунное кольцо с канавкой под верхнее компрессионное кольцо. Такая конструкция способствует уменьшению износа канавки. Маслосъемные кольца препятствуют проникновению масла из картера в камеру сгорания, так как снимают излишки масла со стенки цилиндра. Эти кольца устанавливают ниже компрессионных. В отличие от компрессионных колец они имеют сквозные прорези. На поршни многих двигателей устанавливают составные маслосъемные кольца (см. рис. 6, е), изготовленные из двух плоских стальных колец и двух пружинных расширителей осевого и радиального. Осевой расширитель 18, расположенный между дисками, плотно прижимает их к стенкам канавки поршня. Радиальный расширитель 19 плотно прижимает диски к цилиндру. Сборные кольца хорошо прилегают к поверхности цилиндра и обеспечивают низкий расход картерного масла. 26 Шатун соединяет поршень с коленчатым валом и служит для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во врашательное движение коленчатого вала, передавая ему то создаваемое давлением газов усилие, которое поршнем воспринимается непосредственно. Шатуны изготовляют из высококачественной стали в виде стержня с двумя головками (рис. 7). Стержень 3 имеет двутавровое сечение. В его верхнюю головку запрессовывают бронзовую втулку 2. Нижняя головка шатуна разъемная. Ее отъемная часть крышка 6. Верхняя половина головки изготовлена заодно с шатуном. Внутренняя поверхность нижней головки шатуна обработана в сборе с крышкой. Поэтому крышки нижних головок шатунов невзаимозаменяемы. Чтобы их правильно установить, на боковую поверхность нижней головки шатуна и крышки наносят порядковый номер (считая первый от радиатора) и цифры комплектности, которые должны совпадать при сборке. В У-образных двигателях номера шатунов правого ряда цилиндров обращены назад, а левого ряда вперед по ходу автомобиля. Обе половины головки соединяют высокопрочными специальными шатунными болтами 10. Их гайки затягивают динамометрическим ключом и шплинтуют. В нижнюю головку шатуна устанавливают подшипники скольжения, состоящие из двух вкладышей 5 (верхнего и нижнего). От осевого смещения и проворачивания они удерживаются в гнездах усиками 9, входящими в пазы, расположенные на одной стороне шатуна. На его нижней головке в некоторых автомобильных двигателях находится отверстие для подачи масла на стенки цилиндра. Масло к поршневому пальцу подается через отверстие 11. Коленчатый вал воспринимает усилия, передающиеся от поршней через шатуны, и преобразует их во вращающий момент, который, в свою очередь, передается агрегатам трансмиссии, а так- Рис. 7. Шатун: / и 4 соответственно верхняя и нижняя головки шатуна; 2 втулка верхней головки; 3 стержень шатуна; 5 вкладыши шатунного подшипника; 6 крышка нижней головки шатуна; 7 шплинт; 8 корончатая гайка; 9 фиксирующий усик вкладыша; 10 шатунный болт; // отверстие 27

16 же используется для привода в действие различных механизмов и деталей двигателя. Коленчатый вал штампуют из высококачественной стали или отливают из высокопрочного чугуна. Состоит коленчатый вал (рис. 8) из нескольких соосных опорных коренных шеек 14, шатунных шеек 4, соединяющих их щек 13, «носка» (передней части) и «хвостовика» (задней части). В четырехцилиндровых двигателях число коренных шеек на одну больше, чем шатунных, т.е. каждая шатунная шейка с двух сторон имеет коренную. К шейкам прикреплены или отлиты вместе с валом противовесы 5, необходимые для его балансировки. Шейки вала для большей износоустойчивости закаливают токами высокой частоты (ТВЧ). В шейках вала имеются косые каналы, по которым масло поступает к шатунным подшипникам. Внутри шатунных шеек 14 В б Рис. 8. Коленчатые валы: а рядного дизеля; б У-образного двигателя; / зубчатый венец; 2 и 15 верхний и нижний вкладыши коренного подшипника; 3 упорные полукольца; 4 шатунная шейка; 5 противовесы; 6 шестерня коленчатого вала; 7 ведущая шестерня привода масляного насоса; 8 маслоотражатель; 9 болт; 10 шкив; // пробка; 12 трубка для чистого масла; 13 щека; 14 коренная шейка; 16 маховик; 17 установочный штифт; 18 болт крепления маховика; 19 фланец; А место клеймения размерной группы шеек; Б канал подвода масла в полость шатунной шейки; В полость шатунной шейки 28 выполнены полости В для центробежной очистки масла (они закрыты резьбовыми пробками 11). При вращении коленчатого вала механические примеси (образуются в процессе физического изнашивания) под действием центробежной силы оседают на стенках полости, а очищенное масло выходит на поверхность шатунной шейки из средней части полости по трубке 12. На каждой шатунной шейке коленчатого вала двигателей с У-образным расположением цилиндров закреплено по два шатуна, поэтому шейки имеют большую длину. На переднем конце коленчатого вала находятся одна или две шестерни для привода механизма газораспределения и других механизмов, шкив 10 привода вентилятора и генератора, а также храповик или болт 9 для проворачивания коленчатого вала вручную. Чтобы масло не вытекало наружу, на концах коленчатого вала в местах выхода из картера установлены маслоотражатели с?, а в корпусных деталях сальники. В задней части двигателя расположено комбинированное уплотнение, которое состоит из маслосгонной резьбы, выполненной на коленчатом валу, и сальника. Это лабиринтное уплотнение предотвращает протекание масла в картер маховика. Обычно на заднем конце коленчатого вала имеется буртик, с помощью которого он удерживается от осевого перемещения. Для этого на последнем коренном подшипнике предусмотрены буртики или упорные полукольца 3. Продольные перемещения коленчатого вала некоторых двигателей ограничивают подобные устройства, расположенные на первой или средней коренной шейке. Коренные и шатунные подшипники выполнены в виде вкладышей 2, изготовленных из сталеалюминиевой ленты. Наружная часть ленты стальная, а внутренняя покрыта тонким слоем антифрикционного сплава, который выдерживает большие нагрузки и характеризуется высокой износостойкостью. В качестве антифрикционного материала вкладышей используют высокооловянистый алюминиевый сплав или свинцовистую бронзу. Для улучшения приработки внутреннюю поверхность вкладышей лудят. Вкладыши как шатунных, так и большинства коренных подшипников взаимозаменяемы. Верхние вкладыши имеют отверстие и кольцевую канавку для прохода масла к шейкам вала. От осевых перемещений и проворачивания вкладыши удерживаются усиками, выштампованными на внешней поверхности, и за счет их плотной посадки в гнезде. При сборке усики вкладышей входят во фрезерованные канавки, выполненные на постелях вкладышей в блок-картере или крышке подшипника. Маховик служит для равномерного вращения коленчатого вала и преодоления двигателем повышенных нагрузок при трогании с места и во время работы. Он представляет собой тяжелый чугунный диск. У ряда двигателей маховик монтируют установоч- 29

Оцените статью