Ресурс воздушного фильтра автомобиля

Пыль отечества

КАКОВ РЕАЛЬНЫЙ РЕСУРС ВОЗДУШНЫХ ФИЛЬТРОВ? В ЧЕМ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ НАШИХ ИЗДЕЛИЙ ОТ ИМПОРТНЫХ? ЭКСПЕРТИЗА ЗР ОТВЕЧАЕТ НА ЭТИ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ.

Чтобы злодейски сгубить лошадей, живущих под капотом, нужен вовсе не никотин – вполне достаточно трех-пяти граммов дорожной пыли! И все оттого, что абразивный износ – штука страшная. Если в двигатель попадут частицы твердой пыли, то и цилиндры, и поршневые кольца, считайте, обречены. А противостоит этому безобразию воздушный фильтр: от его эффективности во многом зависит здоровье и долголетие мотора.

Посмотрим, как справляются со своей задачей панельные воздушные фильтры для впрысковых моторов ВАЗ.

Сам по себе фильтр, казалось бы, настолько примитивен, что его просто невозможно изготовить как-то не так. Однако в редакционной практике еще не было случая, чтобы все купленные фильтры, будь то масляные или топливные, оказались одинаковыми, как шарики из подшипника. Не стоит забывать и про цену: в данном случае, к примеру, стоимость 19 фильтров, купленных в крупных московских магазинах, имела почти тройной разброс! Так за что же мы платим? Насколько дорогие фильтры лучше дешевых – да и лучше ли они хоть в чем-нибудь? И почему так велика разница в заявленных ресурсах – от 15 до 30 тысяч километров? Будем искать ответы. Берем ГОСТ…

Увы! К сожалению, стандарт нам не поможет: он рассматривает фильтр как самостоятельную единицу, существующую помимо двигателя! Иными словами, оценивает только качество фильтрации, не принимая во внимание реальное поведение мотора. Исходя из этого, при испытаниях фильтр устанавливают в пылевую камеру и через него прокачивают определенное количество эталонной кварцевой пыли при заданных расходах воздуха. Измеряют ту долю пыли, которую фильтр пропустил, после чего и выносят приговор. Добавим от себя: половинчатый!

Дело в том, что фильтр не только ловит пыль. Заодно он волей-неволей «душит» наполнение цилиндров двигателя, тем самым влияя на его мощностные параметры. Поэтому спортсмены еще недавно вообще убирали всякие преграды из системы впуска – так было до появления фильтров «нулевого сопротивления» (ЗР, 2006, № 10). Почему? Потому что спортивному мотору ресурс не нужен – до полного изнашивания он просто не доживает! А вот нас это как раз интересует: истинно хороший фильтр обязан поставлять двигателю чистый воздух, а не «перекрывать кислород». Разве не так?

Итак, уточняем список вопросов. Сколько пыли пропускает воздушный фильтр? Какое сопротивление в реальной системе впуска создает фильтр в исходном, то есть чистом состоянии? Есть ли связь между сопротивлением и качеством фильтрации? Как изменяется сопротивление воздушного фильтра по мере его загрязнения? И что будет с двигателем, когда воздушный фильтр становится предельно грязным?

Ответчик – двигатель VAZ 2111, восьмиклапанный, впрысковый. Для начала на него поочередно поставили каждый из фильтров в исходном, девственно чистом состоянии и прогнали на режимах внешней скоростной характеристики, то есть при полностью открытой дроссельной заслонке. Измерили при этом крутящие моменты, расходы топлива и воздуха, составы смеси и, что самое важное, перепады давления на каждом фильтре. После чего сопоставили эти результаты с теми, которые получили на пустой «кастрюле», то есть совсем без фильтра!

Разнобой результатов не заставил себя ждать – фильтры как-то сразу разбились на две кучки. Почти все наши фильтры дали потери давления чуть большие, чем импортные. Лидером по величине таких потерь стали наш безымянный фильтр (в дальнейшем – «Просто фильтр») и «немец» SCT, от них чуть-чуть отстали «Невский Фильтр», «Люксойл» и «Трек». В рекламных материалах российских фирм это обычно выдается за преимущество: дескать, бумага более плотная и фильтровать должна лучше! А минимальное сопротивление оказалось сразу у четырех фильтров, в основном германского происхождения – «Mанн Фильтр», «Бош», «Мастер Спорт» и ФРАМ. Отметим сразу, что на мощности и других параметрах мотора эти различия в сопротивлении едва сказались – все в пределах погрешности измерений.

Читайте также:  Фирма производит для автомобилей запасные части типа

Теперь возвращаемся к стандартному вопросу – насчет фильтрации. Ну что ж – действительно, чем больше сопротивление, тем меньше пыли фильтры пропускают. А лучше всех выступили наши фильтры – «Мотор-Супер», «Трек», «Салют-Фильтр», «Люксойл» и «Невский Фильтр». Чуть хуже других по этому параметру выглядели изделия с меньшим сопротивлением: знаменитые марки «Бош» и «Манн Фильтр», а также примкнувший к ним «Мастер Спорт». К этой же группе присоединился российско-израильский «Биг Интер». Однако вся компания уложилась в 0,1% пропуска пыли, что соответствует российским и международным требованиям.

Извините, господа фильтровальщики, но вашим утверждениям о ресурсе в 30 тыс. км пробега верится с трудом! И как вообще можно выразить ресурс фильтра в километрах? Одно дело, если машина катается на вымытых с мылом улочках Женевы или Антверпена, другое – по пыльным дорожкам Нечерноземья или Египта. А о каком моторе идет речь – о новом или изношенном, из которого в «кастрюлю» летит масло? Разница-то очевидна! Так для каких условий определен ресурс? Кстати, на крышке фильтра уже на заводе выбито «Замена фильтрующего элемента через 20 000 км»!

Да, а что считать потерей работоспособности фильтра? Ведь очевидно, что чем он грязнее, тем… лучше будет фильтровать: поры бумаги, через которые летит пыль, со временем забиваются! А перепускного клапана, аналогично масляному фильтру, здесь нет. Так когда же его следует менять? По причине отсутствия четких ответов на эти вопросы, выраженных не в эмоциях, а в цифрах, о понятии «ресурс» пока предлагаем забыть. Поступим очень просто. Попробуем посмотреть, как поведут себя фильтры, когда на них будет осаждено одинаковое количество пыли, соответствующее значимому пробегу автомобиля, близкому к заявленному сроку службы фильтрующего элемента.

Сколько пыли надо осадить на фильтре? Ответ поискали в умных книжках – в них написано, что в городах России средний уровень запыленности составляет 0,1–1,0 мг пыли на кубический метр воздуха. Дальше уже все просто! При эксплуатации на режимах универсального цикла вазовский движок берет где-то 100 кг воздуха в час. Значит, за 20 000 км пробега он прокачает через себя 50 тонн воздуха. Отсюда и определяем, сколько пыли вдуть – затем вводим на впуск четко отмеренное количество и повторяем измерения внешних характеристик.

И вот тут результаты разбежались, да еще как! Потери давления в этом случае отличались от фильтра к фильтру более чем в два раза! Отличился фильтр SCT: с ним сопротивление впускной системы возросло втрое! Недалеко от него ушел «Просто фильтр». Зато у немецких фильтров «Манн Фильтр», «Бош» и «Мале» оно увеличилось менее чем в полтора раза. Основная же группа российских фильтров («Невский Фильтр», «Мотор-Супер», «Люксойл», «Трек») дала увеличение сопротивления примерно в два раза. Остальные расположились между этими двумя группами.

Ну а как отреагировал на это двигатель? Конечно же, снижением расхода воздуха. Но интереснее другое – чем больше было сопротивление фильтра, тем меньше обогащал контроллер смесь при полном открытии дросселя. В целом, это понятно – ведь он управляется по сигналу ДМРВ и по частоте вращения коленчатого вала, а недопоставку воздуха в цилиндр воспринимает как частичное, а не полное открытие дроссельной заслонки. Следовательно, дает не максимальное, а лишь частичное обогащение! На карбюраторном моторе все было бы наоборот: там контроллера нет .

А итог очевиден – все грязные фильтры «душат» мощность, причем чем больше сопротивление, тем значительнее потеря лошадиных сил. И если те же «Бош» и «Манн» дают снижение мощности порядка 1,6–1,9%, то SCT и «Просто фильтр» – на 7–10%, а это уже весьма ощутимо.

Еще раз выявилось очевидное – хорошо отфильтровать можно, только повысив сопротивление фильтра. А это значит – «придушить» мотор! Неизбежно возникает вопрос: что же выбрать для своего автомобиля – дорогой немецкий фильтр или сравнительно дешевый отечественный?

Читайте также:  Таскает заднюю часть автомобиля

Все зависит от состояния машины и условий ее эксплуатации. Если они приближены к Европе, то есть автомобиль в основном катается по курортной зоне, пыли не сильно много, а износ небольшой, то лучше брать фильтры, так скажем, европейского типа. Это – «Бош», «Манн Фильтр», «Мале». Машина наматывает километры по пыльной трассе или в таком же городе – тогда наши фильтры предпочтительнее: «Невский Фильтр», «Мотор-Супер» и аналогичные. Но менять их надо чаще – если, конечно, надеешься получать от мотора максимум мощности. А вот фильтры типа «Финвал» или ФРАМ можно считать универсальными: у них и качество фильтрации вполне приемлемое, и служат они достаточно долго. Они годятся и для городских «скаковых» лошадок, и для трудяг «дачников». Наверное, они же – лучшее решение и для изрядно изношенных машин, где в корпус воздушного фильтра летит масло из картера.

Педантов отсылаем к итоговой таблице. А фотогалерею мы разбили на три группы – согласно вышеприведенным критериям. Ездите по чистым дорогам – для вас группа фильтров «Европа», разъезжаете между Калинихой и Логанихой – обратите внимание на группу «Россия», а для остальных – «Универсалы». Как всегда, мы привели свое суждение по каждому фильтру в отдельности – надеемся, оно покажется читателю обоснованным.

Возвращаясь к периодичности замены, рекомендуем читателям не обращать внимания на то, что написано на коробке с фильтром. В конце концов, речь идет не о космических суммах, а жизнь мотору новенький фильтр облегчает изрядно. Но это – личное дело каждого…

ФИЛЬТР НЕ ТОЛЬКО ЛОВИТ ПЫЛЬ – ОН ЕЩЕ «ДУШИТ» ДВИГАТЕЛЬ!

Дешевый фильтр российских кондиций. Отличается этакой дубовостью – не гнется ни в какую сторону. Полиграфия и исполнение – убогие. Зачем нужна пластмассовая сетка с ячейкой, способной поймать только булыжник размером с голубиное яйцо? Однако по параметрам все неплохо.
Наше мнение: средний результат.

Дорогой фильтр с довольно низким сопротивлением. Таким можно порадовать свеженькую машину, которую не ждут частые разъезды по пыльным дорогам российской глубинки. Размер строго согласован с формой корпуса. Потери мощности – 0,20% в чистом виде и 2,11% – в загрязненном.
Наше мнение: понравился.

Нечто среднее между «европейцами» и «универсалами» – принципиально ничем не выделяется. Разве что цена самая низкая в этой группе. В общем, ни хвалить, ни ругать особо не за что: ровные результаты обыкновенного зарубежного изделия.
Наше мнение: средний результат.

Еще один типичный «европеец», близкий по параметрам к «Бошу». В корпус встает с некоторым усилием, но при этом «душит» двигатель меньше всех остальных. Потери мощности в загрязненном состоянии 1,6% – это рекорд, остальные ведут себя более кровожадно.
Наше мнение: понравился.

Абсолютный рекордсмен по площади фильтрации. Наверное, это сыграло свою злую роль на ресурсных испытаниях. Потеря мощности около 10% – это ни в какие ворота не лезет! Такому фильтру место на вымытых с мылом улицах Европы, а у нас он долго не прослужит.
Наше мнение: не понравился.

Один из самых дорогих фильт- ров – 185 руб. – оказался довольно средним по своим показателям. Сопротивление ближе к «российским», но по качеству фильтрации существенно им уступает. Поэтому рекомендовать дорогое изделие другим вроде бы и не за что.
Наше мнение: не понравился.

Типичный образец из породы «невских» – неплохое качество фильтрации, невысокий ресурс на пыльных дорогах. Правда, цена позволяет без сожаления с ним расстаться и заменить на новый. Тем более что в грязном виде фильтр «съедает» 4,70% мощности – многовато.
Наше мнение: средний результат.

Странный-престранный «Просто фильтр» – с большим сопротивлением, небольшим ресурсом и весьма немалой ценой. Ни упаковки, ни маркировки на бумаге. Итог был предсказуем еще до покупки.
Наше мнение: не понравился.

Универсальный фильтр со средним ресурсом и качеством фильтрации. Великоват, правда: встает в корпус с некоторым усилием. Но цена – дороже некоторых «немцев»! За такие деньги могли хотя бы в коробку положить. Поэтому в целом впечатление – не лучшее.
Наше мнение: не понравился.

Еще один из «российских», а точнее, «невских» фильтров со всеми присущими им плюсами и минусами. Стоит на четверть дороже своих братьев-близнецов – а с чего бы? Нет, отдавать за это 115 руб. не хочется: выбор-то есть!
Наше мнение: не понравился.

Плотная бумага, большое сопротивление в загрязненном состоянии. Но фильтрует очень хорошо. По сравнению с другими экспонатами того же происхождения здесь меньше створок (не оттого ли приставка «Евро»?). Но в полной мере приблизиться к европейским «универсалам» не смог.
Наше мнение: понравился.

Самая красивая коробка, но вот к качеству изготовления фильтрующего элемента есть претензии. Грязь на бумаге свежего фильтра и довольно кривые створки – не лучшая характеристика. Фильтрация нормальная, но по ресурсным показателям не блещет, хотя цена и высокая.
Наше мнение: средний результат.

Наполовину российское, наполовину европейское произведение – и параметры такие же. Качество фильтрации – «европейское», но сопротивление в грязном состоянии ближе к «российскому». А выглядит неважно: створки какие-то кривые и грязь на бумаге. Зато цена – одна из самых низких.
Наше мнение: средний результат.

Несмотря на приемлемые параметры работы, впечатление неважное. Завышенные размеры элемента не позволяют спокойно вставить его в корпус: неизбежна деформация. Даже из коробки вынуть сложно. Не киянкой же его на место сажать! В общем – недоделанное изделие.
Наше мнение: не понравился.

Среди «универсалов» – один из лучших. В корпус встает без усилия, качество изготовления – хорошее. Сопротивление и ресурс – на уровне, при этом качество фильтрации вполне отвечает российским условиям. А вот цена слишком велика.
Наше мнение: понравился.

Рисунок на коробке – как у FRAМ, но фильтры совершенно разные. Качество изготовления – невысокое: шаг створок неравномерный. Размер фильтра маловат: в корпус встает слишком легко. Но уплотнение – на уровне, и качество фильтрации вполне приемлемое. А цена для «немца» – так просто низкая.
Наше мнение: средний результат.

Самое дешевое изделие – всего 80 руб.! Но за эти деньги – весьма приличный фильтр «российского» класса. Жаль, упакован в дешевенький пакетик. Очень подходит для рабочих лошадок: такой и почаще менять ненакладно.
Наше мнение: понравился.

Самый дорогой из всех – 190 рэ! – но бренд к этому давно приучил. Один из лучших «европейцев», у которых качество фильтрации выступает ограничивающим параметром, а минимизация влияния на параметры мотора первична. Падение мощности составило лишь 1,9% в грязном состоянии и 0,19% в чистом.
Наше мнение: понравился.

Все неплохо – и в корпус встает нормально, и сопротивление небольшое. При этом фильтрует лучше типичных «европейцев». Но в целом – явный «универсал», к тому же из лучших. Дороговат, правда – за 160 руб. невольно хочется чего-то не универсального, а специфического.
Наше мнение: понравился.

Читайте также:  Построение схемы электрооборудования автомобилей
Оцените статью
Заявленный производитель Описание
«Мотор-Супер» , Россия
Mahle LX 220 , Австрия
Champion U505 , ЕС
MANN Filter С22117 , Германия
SCT SB 201 , Германия
Hengst E220L , Германия
LuxOil НФ409-01-000 , Россия
Безымянный фильтр , производитель неизвестен
Spectrol АЭР-3 , Россия
«Трек НФ 409-01-000» , Россия
«Невский Фильтр НФ-409 Евро» , Россия
Fenom , Россия
BigInter GB-9597C , Россия-Израиль
Master Sport MS22117 , Германия
Finwhale AF-10 , Германия
QML FA1001 , Германия
«Салют-Фильтр» , Россия
Bosch S9061 , Германия
FRAM СА 3399 , страна не указана