- Срок годности шин: какой период хранения и эксплуатации грузовой резины по ГОСТ
- Условия эксплуатации автомобильных покрышек
- Маркировка грузовых автошин
- Ресурс колеса грузового автомобиля
- Срок службы автомобильных шин
- Срок службы шин легковых и грузовых автомобилей в соответствии с нормативной документацией
- Факторы, влияющие на износ шин легковых и грузовых автомобилей
- Как проверить износ шин
- Как продлить срок службы шин
- Срок хранения шин
- Ресурс грузовых шин.
Срок годности шин: какой период хранения и эксплуатации грузовой резины по ГОСТ
Многие автолюбители задаются вопросом, есть ли период эксплуатации у летней, зимней и всесезонной резины и какой средний срок годности в годах у новой колесной грузовой шины по ГОСТу. Особенные критерии качества предъявляются к авто, предназначенным для транспортировки тяжелых грузов, ведь при перевозке они могут создать аварийную ситуацию на дорогах, если изделия подведут: окажутся бракованными, плохо установленными или с сильным износом. В статье расскажем, как определить эти показатели и вовремя произвести замену.
Условия эксплуатации автомобильных покрышек
Климат в нашей стране сильно влияет на особенности использования автошин. Транспорт с большой грузоподъемностью, как правило, преодолевает длинные расстояния за одну поездку. И контроль за состоянием резины на каждой остановке — это неотъемлемое требование, поскольку без этого можно попасть в сложную аварийную ситуацию на дорогах. С какими сложностями сталкиваются водители:
- Плохое качество дорог. Это проблема большинства регионов, многие трассы, в частности удаленные от крупных мегаполисов, оставляют желать лучшего.
- Погодные условия. Мы говорим не только о морозе, который превращает некачественный каучук в твердый и непластичный, но и о дожде. Слякоть делает поверхность скользкой и опасной, особенно если сразу после выпадения осадков наступает холод. Происходит полная или частичная потеря сцепления с дорожным покрытием, так называемое аквапланирование. Один из главных факторов возникновения данного эффекта — изношенная резина. От этого в первую очередь зависит ваша безопасность, поэтому внимательно следите за состоянием протектора. Также помните: покупая продукцию зарубежных брендов, следует учитывать условия эксплуатации именно в российских погодных особенностях. Это позволит сделать срок службы покрышек (шин) значительно больше, а также сведет к минимуму возможность аварии.
- Высокая нагрузка, т. к. большегрузы перевозят очень тяжеловесные и габаритные вещи.
Изделия прослужат дольше, если автолюбитель станет регулярно проверять, балансировать и своевременно ремонтировать их, а также хранить в подходящем месте.
Маркировка грузовых автошин
Вся информация о них указывается на внешней боковой части. Боковина не стирается, в отличие от протектора ее сложнее порезать, поэтому буквы и цифры остаются вплоть до конца эксплуатации. Крупнее всего написаны брендовые обозначения, логотип производителя и название марки. Не менее важными являются:
- Стрелки, указывающие направление движения. Поскольку рисунок протектора должен способствовать более устойчивому положению на дороге, если неправильно надеть колеса, машина может плохо держаться в полосе.
- Типоразмер. Именно это цифровое и буквенное значение и подразумевают под маркировкой. Российские производители чаще всего следуют европейским традициям в обозначении.
Приведем пример на конкретной марке: 215*60*R16, где:
- 215 — ширина протектора в миллиметрах;
- 60 — высота профиля;
- 16 — диаметр посадочного обода;
- R — радиальный тип конструкции корда (переплетение кордовых нитей), второй вариант — диагональный (D).
Если колесо камерное, то на нем будет обозначение ТТ и дополнительные символы:
- ЛГА — на легковушке;
- ГА — на грузовом авто;
- ЛА — на легковых машинах или микроавтобусах.
При отсутствии камеры вы увидите надпись Tubeless.
Зачем нужна эта информация? Имея технические характеристики конкретного изделия, можно самостоятельно рассчитать срок эксплуатации покрышек, если нет сопроводительной документации.
Что еще можно узнать по маркировке грузовой шины:
Ресурс колеса грузового автомобиля
Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, должны быть надежными. Срок службы шин может превышать гарантийный период эксплуатации, указанный производителем или наоборот, заканчиваться быстрее.
Когда речь идет о несоответствии эксплуатационным характеристикам?
Срок службы грузовых шин высокого качества как минимум составляет 10 лет. Если автопокрышки столько не выдерживают, то изготовитель должен отвечать за недостатки проданного товара. Преждевременный износ – это свидетельство несоответствия заявленным характеристикам. В действительности, все происходит по-другому. Замена шин (Иркутск) требуется каждые 5 или 6 лет. Бывает и так, что из-за воздействия вредных факторов менять покрышки приходится чаще.
Как оценить срок эксплуатации самостоятельно?
Чтобы правильно подсчитать срок службы шин, важно учитывать пробег авто, нормы которого зависят от грузоподъемности автотранспорта:
♦ Для машин, рассчитанных на транспортировку 3 т груза, — 45000 км.
♦ Для грузовиков с грузоподъемностью 2 – 4 т – 60000 км.
♦ Для автомобилей, которые перевозят от 4 т и выше, — 65000 – 70000 км.
Срок службы грузовых шин водитель должен знать, чтобы своевременно позаботиться о новой «обувке» для железного коня. О том, что эксплуатационный срок подходит к концу, свидетельствует степень истирания протектора. Для измерения детали используется специальная линейка. Замена шин (Иркутск) понадобится, когда для летней резины показатель меньше, чем 1,6 мм, а для зимней – менее 4 мм.
Есть автопокрышки с цифрами различной глубины. Срок службы шин напрямую зависит от степени износа, о которой можно судить по видимым цифрам. Микротрещины или грыжи на боковинах – тревожные признаки: в скором времени придется производить замену. Срок службы грузовых шин с шипами определяется по числу оставшихся шипов. Когда их остается меньше половины, пора менять на новые.
Принимать в расчет нужно не только модель, но и характер вождения. При агрессивной езде изделия изнашиваются быстрее. Деформации протектора при этом налицо. Продлить срок службы изделий поможет правильное хранение и оптимальный режим использования. Важно их уберечь от механических повреждений. Точно рассчитать, на сколько времени увеличивается рабочий ресурс, практически невозможно. Учесть всевозможные факторы – трудная задача.
Срок службы автомобильных шин
Автомобильные шины – упругая оболочка, устанавливаемая на дисковый обод. Именно шины гасят небольшие колебания, возникающие из-за неидеальных дорог, и компенсируют несогласованность траекторий колес. От характеристик шин зависят: комфорт при вождении, маневренность и устойчивость автомобиля. Однако даже самая качественная резина со временем приходит в негодность. Поэтому каждый водитель должен знать, как правильно определить степень износа шин, чтобы вовремя их заменить. Легковые и грузовые покрышки имеют разные периоды использования, зависящие как от первоначальных характеристик изделий, так и от условий эксплуатации.
Срок службы шин легковых и грузовых автомобилей в соответствии с нормативной документацией
Автошины изнашиваются не только из-за эксплуатационных нагрузок. Для них характерно естественное старение, поскольку резиновая смесь, из которой изготовлены покрышки, постепенно утрачивает эластичность и упругость. Использование такой резины приводит к ухудшению управляемости автомобилем и создает аварийно опасные условия из-за высокой вероятности разрыва автошины в пути.
В соответствии с ГОСТами 4754-97 и 5513-97 гарантийный срок службы автомобильных шин составляет 5 лет. Зарубежные производители заявляют, что рабочий ресурс шин – 5-10 лет. Законодательных актов, обязывающих водителей менять покрышки по истечению этого срока, нет, но с целью создания безопасных условий езды водитель должен принимать во внимание рекомендации ГОСТа. Производители обычно устанавливают собственные гарантийные сроки.
Таблица гарантийных сроков годности шин брендов «Мишлен» (Michelin), «Бриджстоун» (Bridgestone), «Нокиан» (Nokian), «Континенталь» (Continental), «Данлоп» (Dunlop), «Пирелли» (Pirelli), «Йокогама» (Yokohama):
Гарантийный срок годности, заявленный производителем
Зависит от типа шин – 3-6 лет
Зависит от типа шин
Зависит от типа шин
В течение гарантийного срока ответственность за выявленные существенные недостатки возлагается на производителя. Владелец транспортного средства будет вынужден самостоятельно устранять дефекты, если имели место:
- нарушение условий хранения автопокрышек, вследствие чего на изделиях появились определенные дефекты;
- установка на диск, не соответствующий автошине;
- деформации, коррозионный износ и сильное загрязнение обода;
- сочетание покрышек и камер не соответствующих обозначений;
- непрофессиональный монтаж авторезины;
- эксплуатация автошины с неправильным внутренним давлением;
- механические и химические повреждения покрышек;
- установка покрышек с глубиной протектора, меньшей допустимого уровня;
- отсутствие гарантийного талона;
- монтаж на автомобиль с нарушенной геометрией оси или поврежденной подвеской;
- использование шин, не соответствующих сезону;
- предварительный ремонт изделий.
При интенсивной эксплуатации транспортного средства необходимость замены покрышек может наступить раньше окончания гарантийного срока годности. Поэтому нормативные документы устанавливают величину пробега, после которого следует задуматься о замене шин.
Максимальный нормативный пробег составляет:
- для легкового автомобиля грузоподъемностью до 2 т – 45 тыс. км;
- для грузовых грузоподъемностью 2-4 т – 60 тыс. км;
- для грузовых грузоподъемностью свыше 4 т – 65-70 тыс. км.
Факторы, влияющие на износ шин легковых и грузовых автомобилей
Фактическая скорость износа покрышек может отличаться от нормативных показателей из-за целого перечня факторов, таких как:
- Стиль вождения. При езде с резкими торможениями и рывками на старте покрышки изнашиваются гораздо быстрее, чем при аккуратном вождении.
- Езда по дорогам с плохим покрытием. При попадании в ямы на автопокрышках возникают «грыжи», резко снижающие эксплуатационный период изделий.
- Качество резиновой смеси, используемой при производстве автошин. Этот фактор сильно влияет на то, через сколько лет придется поменять шину. Низкокачественные изделия под воздействием абразивных частиц изнашиваются очень быстро.
- Загруженность техники. Если автомобиль часто загружается выше установленной нормы, то резина истирается ускоренными темпами.
- Исправность автомобиля. На неисправной технике резина изнашивается значительно быстрее.
- Условия хранения автопокрышки в перерывах между их эксплуатацией.
Как проверить износ шин
Самостоятельно установить необходимость замены покрышек можно по следующим признакам:
- Протектор стерся до критического уровня. Для того чтобы оценить износ шин, потребуется линейка с глубометром.
Таблица минимально допустимой глубины протектора для разных видов транспорта после внесения поправок от 01.01.2015 года
Минимально допустимая остаточная глубина протектора
L – мотоциклы, мопеды, квадроциклы
N2, N3, O3, O4 – грузовая техника с максимально допустимой массой свыше 3,5 тонн и прицепами с максимально допустимой массой свыше 3,5 тонн
M1, N1, O1, O2 – легковые авто, грузовые автомобили и прицепы с максимально разрешенной массой менее 3,5 тонн
M2, M3 – автобусы
Зимняя резина с маркировкой M+S, M&S, M S, величина остаточной глубины протектора не зависит от того, на какую технику установлены покрышки – на легковую или грузовую
- Появление одного или двух индикаторов износа – выступов по дну канавки беговой дорожки, соответствующих минимально допустимой глубине протектора.
- Появление локальных повреждений – сквозных и несквозных порезов, пробоев, расслоений в каркасе, вздутий, местных отслоений протектора, боковин и герметизирующего слоя.
- Для шипованных шин завершение срока службы устанавливается по количеству оставшихся на поверхности шипов. Если оно не превышает 50% от первоначального значения, то покрышки подлежат замене.
- Образование трещин на поверхности.
Важно! Если наружные края автошины изнашиваются быстрее, то внутреннее давление недостаточное. Ускоренный износ центральной части свидетельствует о чрезмерном давлении. Изнашивание одной стороны сигнализирует о нарушении угла развала-схождения. Неравномерный износ поверхности – свидетельство агрессивного вождения с быстрым разгоном и резким торможением.
Как продлить срок службы шин
Продлить эксплуатационный период автошин можно с помощью следующих мероприятий:
- регулярное прохождение технического обслуживания автомобиля;
- проверка давления в автопокрышках – недостаточно накачанные и перекачанные шины гораздо быстрее выходят из строя;
- балансировка колес;
- осмотр авторезины на предмет появления повреждений;
- периодический контроль степени износа покрышки путем проверки остаточной глубины протектора;
- соблюдение условий сезонного хранения автошин.
Срок хранения шин
Нормативный документ, регламентирующий сроки и условия хранения шин, – ГОСТ 24779-81. Однако считается, что при создании нормативных условий хранения, авторезина после 5 лет нахождения на складе сохраняет характеристики, соответствующие свойствам нового изделия. При превышении этого срока характеристики изделий могут снизиться.
Основные требования к помещению, предназначенному для хранения автошин:
- предотвращение попадания внутрь прямых солнечных лучей;
- температура – от -30 до +35°C;
- относительная влажность – до 80%.
Ресурс грузовых шин.
Интересен опыт эксплуатации импортных шин,если можно често-а то приходят и говорят что Michelin X MultiWay XD прошли 350 тысяч и еще пройдут.
чт, 19.12.2013 — 17:30
На рулевую ось я бы порекомендовал взять более дорогую шину.
Мишку, Гудьер или Бридж.
Во-первых, пробег на руле у Мишлена вполне может составить 220-260 тысяч. Б или Г — чуть меньше. Это не до полного истирания протектора, плечи начнет съедать. Далее — на запаску.
Во-вторых, это рулевая ось, и безопасность — прежде всего. Экономить лучше на ведущей или прицепной (если без перегруза).
Если же совсем никак — то может лучше корейскую шину рассмотреть? Ханкук или Кумхо? Хотя пробеги, соизмеримы с Савой. Сава — хорошая шина, только производство посмотрите. Люксембург или Словения. От Турков лучше отказаться.
пт, 20.12.2013 — 23:50
А почему только импортных, сейчас и камы по словам некоторых товарищей по 200 тысяч ходят, я бы предложил расширить тему
вт, 24.12.2013 — 11:14
Для бриджа характерен боковой износ протектора как при эксплуатации шины на заниженном давление, из-за этого сняли с производства модель R227 (в размерах 315/70, 295/80, 315/80 и т.п.)заменив ее R249, но проблемы избежать не удалось все по старому. Говоря о гудиер резина хорошая в плане качества и цена не выше а порой и ниже чем у других премиум брендов, но не во всех регионах ее можно найти. Мишлен же по своим ходовым качествам опережает конечно своих конкурентов, говоря конкретно о линейке моделей Michelin X MultiWay XD с более широким пятном контакта и равномерным износом предшествующих моделей XZA и XZE, но цена у нее космическая даже в сравнению со старыми моделями, и за частую она не отхаживает своего ресурса из-за наших дорожных условий, а этим принебрегать не стоит. Если брать корейскую резину скажем ханкук то тут следует обратить внимание на модель, не плохо зарекомендовала себя модель AL10 — для европейских грузовиков и AL02 — для америки, но в сравнение с выше упомянутыми брендами протектор износится у нее значительно быстрее.