Крылья Пегаса
АНДРЕЙ ТИМОФЕЕВ,
АЛЕКСАНДР СЕМИН (фото)
В каждой стране есть нечто, составляющее предмет национальной гордости и являющееся ее символом. Для Великобритании, наряду с принцессой Дианой, Тауэром и местным пивом, это, безусловно, автомобили Land Rover.
ПОЧЕМУ «ПЕГАС»?
Существует легенда, что столь красиво и претенциозно был назван проект компании Land Rover по созданию автомобиля, не имеющего аналогов в мире и сочетающего качества лимузина и полноценного внедорожного вездехода. Проект был успешно реализован в 1994 году, и на свет появился Range Rover V8 4.6 HSE. Он сразу же заявил о себе, как о престижнейшем автомобиле класса даже не VIP, а VVIP, и созданию такого имиджа в огромной степени способствовала Елизавета II, остановившая свой выбор именно на этой модели в качестве официального автомобиля Двора Ее Королевского Величества. Совершенно очевидно, что Range Rover 4.6 HSE c момента его рождения была уготована судьба эксклюзивного авто. О какой-то там массовости даже упоминать неприлично. Кстати, в некоторых странах его очень полюбили различные спецслужбы, прежде всего охрана высших лиц государства. Отличные скоростные характеристики, высокая проходимость, прочность — что еще нужно «ангелам-хранителям», дабы их подопечный умер исключительно от старости!
Но вот автомобилем занялась знаменитая на туманном Альбионе тюнинговая фирма JE Engineering, и «Пегас», расправив крылья, вознесся на поистине недосягаемую высоту.
ИДУ НА ВЗЛЕТ!
«Очень по-английски хмурилось низкое небо, моросил мелкий дождичек. Подходы и подъезды к Ходынскому полю были наглухо перекрыты гаишными чинами в ранге не ниже майора. Ждали министра внутренних дел России Куликова, который был приглашен на показательный тест-драйв специально привезенного из Англии на два дня автомобиля Range Rover V8 серии «S». Министр так и не появился. И как-то незаметно рассосалась в пространстве группа многозвездных чинов в мышиного цвета униформе. Не заинтересовала, стало быть, машина наше МВД. А вот серьезных «клиентов» данного ведомства наверняка заинтересует.
Так что же это такое? С первого взгляда — привычный Range Rover 4.6 HSE. Разве что пара новых мелочей: легкосплавные диски колес большего размера и маленький скромный шильдик на декоративной решетке радиатора с аббревиатурой JE. Внутренняя отделка, приборы и органы управления, если не считать роскошного, под ореховое дерево, руля ручной работы и таких же вставок на передней панели и центральной консоли, практически ничем не отличаются от стандартного 4.6 HSE. Вся особая суть сконцентрировалась в небольшой прямоугольной кнопке зеленого цвета справа от руля.
Тема «специальной» кнопки в автомобиле эксплуатируется во многих западных боевиках. Первым, кто получил ее в распоряжение, если не ошибаюсь, был агент 007. Затем были многие другие. Выглядело красиво и эффектно, но оставалось не более чем фантастикой. Примечательно, что именно соотечественникам мистера Бонда удалось эту фантастику воплотить в жизнь.
Легко запускается двигатель, машина трогается с места, ничего особенного не происходит. Ну, едет, ну, быстро, и что? До момента нажатия на эту самую зелененькую кнопочку» Резкое ускорение буквально вдавливает тело в сиденье. А уши так и стремятся к затылку. Огромный, почти трехтонный Range Rover превращается в пушечное ядро, в снаряд, ракету, в Бог знает что еще! Он буквально идет «на взлет». Несколько километров бывшей взлетно-посадочной полосы пролетают за считанные секунды. Тормоз! Небольшая вибрация от сработавшей АБС, и огромная туша стабильно зафиксировалась на месте. Останавливаемся, разворачиваемся и — новый старт, зелененькая кнопочка нажата. Происходит то, во что поверить трудно. Вы не пробовали никогда на автомобиле аналогичного класса с постоянным полным приводом взять старт так, чтобы все четыре колеса на сухом твердом покрытии сорвались в пробуксовку? И не пытайтесь, все равно не получится. А у нас получилось. Почти. Все-таки сработала антипробуксовочная система, не позволив эффектно «пустить дымок».
ТАЙНА ЗЕЛЕНОЙ КНОПКИ
Что же произошло с машиной после того, как над ней поколдовали специалисты JE Engineering? Двигатель оборудован системой наддува — Supercharger, отсюда и название — S-серия. Бортовой компьютер получил новое программное обеспечение. В двигателе произведены значительные изменения: они коснулись инжектора, поршней, коленчатого и распределительного валов. Динамические характеристики в результате сильно изменились, что повлекло модернизацию некоторых жизненно важных систем автомобиля. Увеличен размер тормозных дисков, и на них сделаны специальные радиальные проточки, призванные улучшить эффективность торможения. В задней подвеске установлен стабилизатор поперечной устойчивости новой конструкции.
Суперчарджер заслуживает отдельного внимания. Это основа основ и предмет особой гордости создателей S-серии. Вот оно, хромированное великолепие под капотом! Конструкция, устанавливаемая на автомобиль, представляет собой турбину низкого давления. В действие ее приводит ременной привод, и работает она постоянно. В принципе, подобные системы известны и в США, они устанавливаются на автомобили типа Chevrolet Tahoe или Jeep Cherokee. Но там, как правило, дальше установки турбины и замены задних барабанных тормозов на дисковые не идут.
Англичане, кроме уже упомянутых усовершенствований двигателя и подвески, снабдили турбину специальным контуром охлаждения воздуха, так называемым интеркулером. Это позволяет эксплуатировать автомобиль в любых климатических условиях. Но все-таки самое главное, чего еще нигде и ни у кого не было, — вы имеете возможность управлять турбонаддувом: той самой зеленой кнопочкой. Простое нажатие — и вы испытаете все прелести пребывания внутри пушечного ядра. Повторное нажатие — и вы вернулись в нормальную машину.
Вряд ли у кого повернется язык назвать подобное «тюнингом».
НА ТРОИХ
У каждого автомобиля есть собственное лицо. Каждый автомобиль в той или иной степени создает некий имидж своему владельцу. Какие-то помогают выделиться из общей массы, какие-то — наоборот, слиться с ней. Range Rover S-серии — это даже не «выделиться», не «подчеркнуть», это — подняться. Над всеми и вся. Ибо автомобиль этот может заменить целых три: шикарный лимузин для особых выездов, джип для досуга и спортивный «снаряд» для» ну, для чего он служит!
Все это дорогого стоит. И презентация S-серии в Москве — событие весьма значительное и даже лестное. Ее создатели, ориентировавшиеся прежде только на ближневосточных шейхов и спецслужбы некоторых «особо демократических» государств, поняли, что в России тоже есть люди, которые хотят и, главное — могут купить такое.
«Автопилот» благодарит фирму JE ENGINEERING (Англия) за предоставленный на тест автомобиль, а также «Клуб любителей внедорожной езды», (095) 782-1252, за помощь в подготовке материала.
Одно можно сказать с полной уверенностью: в России, увы, нет ни одного владельца Range Rover JE. Да и обычных «рейнджей» сравнительно немного. Объемы их продаж здесь — всего несколько штук в месяц. Тем более удивительно, что редкие владельцы без всякой жалости подвергают свои машины всяческим внедорожным испытаниям. В частности, ездят на знаменитые покатушки, устраиваемые «Клубом 4×4». Вот как высказывался о своей машине один из их участников, клавишник «Машины времени» ПЕТР ПОДГОРОДЕЦКИЙ:
«Что нравится в этой машине? Да все. Все нравится. По ходовой, подвеске, движку — классный аппарат. Темперамент (его и мой тоже) располагает к кавалерийским наскокам — но на звенигородской трассе лучше удержаться, ехать более или менее аккуратно. Подводила ли меня эта машина? Конечно, нет, никогда. Тьфу, тьфу, тьфу. Свой Range Rover я не доверю даже любимой женщине. Пусть поучится на другой машине».
И вообще, без «рейнджа» с российским экипажем не обходится ни одно соревнование внедорожников. Даже в ралли «Париж — Дакар» участвовал Range Rover с экипажем из «Авторевю». Несмотря на множество погнутых картеров, сломанных редукторов, коробок передач и корзин сцепления он все-таки добрался до Сенегала — правда, вне гонки.
Слякоть, грязь и зыбучие пески — одно из двух мест, где можно найти счастливых владельцев Range Rover. Второе — высшие сферы, королевские дворцы и президентские апартаменты. На удлиненном, особого сдержанно-зеленого цвета ездит Елизавета II. Почти такой же «рейндж» есть и в Москве — принадлежит английскому посольству. А больше всего «рейндж роверов» на самом деле не в Англии, а» в Иране. Это типичный автомобиль восточного владыки. После смерти знаменитого иранского шаха Мухаммеда Реджа Пахлави в его гараже осталось больше тысячи английских внедорожников! У каждого из них была строго определенная роль. На одном шах возил в школу своего сына, на другом ездил к берегам Каспия, еще один сопровождал его в перелетах» В этом году часть скромного восточного автопарка была выставлена на аукционе в Женеве.
Эксклюзивный автомобиль тем и эксклюзивен, что прямых одноклассников ему нет и быть не должно. Могут быть только аналоги: в мире успешно существуют фирмы, которые занимаются их изготовлением, сделав себе на этом громкое имя. За основу берутся стандартные модели, как следует «наворачиваются» по ряду параметров и в таком виде предлагаются не менее эксклюзивным потребителям.
Первые попытки создать действительно эксклюзивный автомобиль на основе джипа вряд ли можно назвать успешными. Отдельное значительное улучшение динамики и скоростных характеристик привело к тому, что от «исходника» не осталось ничего, кроме кузова. Речь идет о GMC Typhoon, созданном самими инженерами GMC на базе Jimmy и прозванном в свое время «Порше среди внедорожников». Да, он стал «Порше», но полностью потерял право называться внедорожником.
Самостоятельные фирмы, серьезно занимающиеся подобным бизнесом, не ограничиваются доводкой чисто косметического характера. BRABUS, обрабатывающий только автомобили MERCEDES BENZ, или BEVERLY HILLS MOTORING придают стандартному автомобилю новые качества, оставляя его тем не менее «в рамках» своего класса.
MERCEDES GELAENDEVAGEN остается автомобилем повышенной проходимости, правда, с гораздо более мощным 12-цилиндровым двигателем, усиленной подвеской и роскошной отделкой салона, в котором есть телевизор, видеосистема и аудиосистема high-end. Примерно то же самое и происходит с GMC Suburban или Tahoe, которые выкатываются из ворот BEVERLY HILLS MOTORING.
JE Engineering совершила нечто принципиально новое, бросив вызов «законам жанра». Соединив на базе одного класса свойства и качества сразу нескольких, она, по сути дела, заложила основу особого класса автомобилей. Да, он очень дорог, да, он очень эксклюзивен и специфичен, но он появился, и это факт.
Кстати, по нашим агентурным данным, компания General Motors в ближайшее время собирается реанимировать проект Typhoon, только под другим названием. Так может появиться настоящий одноклассник Range Rover’у от JE Engineering.
МОДЕЛЬ/МОДИФИКАЦИЯ | RANGE ROVER 4.6 НSЕ | RANGE ROVER V8 «S» |
---|---|---|
Фирма-изготовитель | Land Rover | JE Engineering |
Страна-производитель | Англия | |
ДВИГАТЕЛЬ | ||
Объем (куб. см) | 4552 | 4650 |
Турбонаддув | — | отключаемый механический с постоянным приводом и отдельным контуром охлаждения |
Модель | — | Eaton M90 |
Мощность, кВт (л.с.) при об./мин. | 166 (226) при 4750 | 246 (335) при 5500 |
Момент, Нм при об./мин. | 380 при 3000 | 580 при 3300 |
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||
Максимальная скорость, км/ч | 200 | 214 |
Разгон до 100 км/ч (сек.) | 9.9 | 6.8 |
Цена производителя | от $130000 |
В остальном основные технические характеристики JE Engineering соответствуют характеристикам стандартного RANGE ROVER 4.6 HSE
Обзор модели и история владения Рендж Ровер Пегас
Рендж Ровер второго поколения (обозначение Р38a) был представлен в 1994 году. Производство и продажи стартовали через год. Обозначение Р38 произошло от названия проекта «Проект Пегас» и цеха №38А на территории завода в Солихалле, где создавали эту машину. Внедорожник напоминает предшественника, однако коренным образом отличается по части комфорта. Range Rover P38 является представителем класса SUV, но с очень хорошими внедорожными возможностями. 4,7-метровый кузов и 2,7-метровая колесная база позволили войти в тот же класс, что и Jeep Grand Cherokee, но на самом деле он играл в лиге Mercedes ML и BMW X5. Британец вел себя лучше, чем Гранд Чероки, а на бездорожье ни в чем ему не уступал. По части комфорта и гостеприимства Range Rover P38a был не хуже Мерседеса и БМВ. Рендж Ровер доступен только в 5-дверном исполнении. Внутри могут разместиться четверо взрослых человека, а объем багажника более 500 литров.
Ни один из автопроизводителей в 90-е годы не предлагал такого богатого оснащения, как Land Rover в топовой комплектации. Полный электропакет, подушки безопасности и кондиционер входили в базовое оснащение даже самых простых версий. Клиент сам выбирал тип обивки — велюр или кожа. За дополнительную плату можно было получить аудиосистему Harman Kardon, навигацию, мониторы в подголовниках передних сидений, двухзонный климат-контроль, телефон, круиз-контроль, подогрев лобового стекла, электропривод сидений. Стандартом для всех версий была пневматическая подвеска EAS. Автомобиль был построен по старой надежной схеме для внедорожников – на раме. Но сам кузов стал гораздо жестче. Это позволило Range Rover лучше держаться за дорогу, а на крутых перевалах «не играть» кузовом. Для повышения безопасности была просчитана силовая структура кузова — определены зоны деформации и усиления. Кроме того металл получил оцинковку, гарантирующую высокую стойкость от коррозии.
Британский внедорожник имеет два жестких моста, разработанных с нуля специально для Р38, хотя и основанных на частях из других моделей. Мосты подвешены на пневмоподушках, которые заменили классические пружины. В сочетании с гидравлическими амортизаторами они позволяют регулировать подвеску в диапазоне 125 мм. Автомобиль автоматически приседает на скоростях свыше 80 км/ч. Кузов может быть поднят на 50 мм или опущен с помощью кнопок на передней панели. Эта система после небольших изменений попала на заднюю ось Land Rover Discovery второго поколения. Кроме того, система EAS выравнивает подвеску при загрузке и распределении нагрузке, быстро отрабатывая в поворотах и на неровностях. Главное преимущество ходовой – необычайно высокий уровень комфорта.
Трансмиссия Рендж Ровер не стала новаторской. Автомобиль имеет постоянный полный привод. Распределение тяги по осям осуществляется двухступенчатым редуктором Borg Warner с межосевым и самоблокирующимся задним дифференциалом. Внедорожник не был оборудован классической полной блокировкой. На более позднем этапе производства он получил эффективную систему контроля тяги, как на Discovery II и Defender. Выбор двигателей не так широк. Всего три силовых агрегата, в том числе два больших бензиновых V8 собственной разработки. Меньший из них имел рабочий объем 4,0 л и развивал 182 л.с. и 340 Нм крутящего момента. Более крупный обладал емкостью 4,6 л и отдачей в 215 л.с. и 400 Нм крутящего момента. Оба мотора обеспечивают приличную динамику, но сжигают большое количество топлива.
Дизельный двигатель достался от BMW. Это 2,5-литровый агрегат, известный как tds. Речь идет о не очень успешном блоке М51, который достаточно стабильный и сильный, но страдает от ряда дефектов, связанных с головкой блока и арматурой. Для того чтобы двигатель мог работать при внушительных наклонах, специально был установлен большой масляный поддон. Турбодизель развивает 137 л.с. и 276 Нм крутящего момента, что в сочетании со значительной массой автомобиля позволяет лишь передвигаться. При этом расход топлива даже не падает ниже 10 л/100 км.