- Ремонт вмятин на кузове автомобиля своими руками
- Виды вмятин
- Методы избавления от простых вмятин и приспособления
- Исправление тяжелых вмятин
- Ремонт вмятин с использованием домкрата
- Ремонт вмятин обратным молотком
- Рихтовка
- Шпаклёвка
- Частичная замена или детали в целом
- Ремонт вмятин: видео
- Как выправить вмятину своими руками
- Какие вмятины можно выправить без покраски
- Правила выправления вмятины
- Выправление вмятины воздействием с обратной стороны панели
- Нагрев и последующее охлаждение для выправления вмятины
- Метод выправления вмятины с использованием пылесоса
- Использование пистолета для нанесения горячего клея и вытягивающих элементов
- Вытягивание вмятины сантехническим вантузом
- Метод выправления вмятины с применением мяча
Ремонт вмятин на кузове автомобиля своими руками
При пользовании автомобилем, он подвергается всевозможным повреждениям кузова, в том числе — вмятины. Они могут возникнуть от негативных явлений окружающей среды и в процессе неаккуратного вождения. Отремонтировать и вытянуть вмятины на автомобиле возможно разнообразными способами и с помощью приспособлений, предназначенных для устранения дефектов на металлических изделиях.
Виды вмятин
Прежде чем самостоятельно выпрямлять вмятину на кузове авто, необходимо иметь представление о типах подобных повреждений. Они могут быть разными по форме и уровню повреждения. Незначительные изъяны часто возникают на капоте и крыше автомобиля от мелких камушков или града. Более серьёзные дефекты металлических деталей кузова чаще появляются в результате непредвиденных ситуаций на дороге и неосторожного вождения. Дефекты такого характера можно получить сложной формы.
Если лакокрасочное покрытие в месте крупного повреждения покрылось трещинами, и оно местами начало отходить от металла, то кроме исправления вмятины понадобится его восстановление. Иначе, в области кузова, где случилось повреждение, образуется развитие коррозии.
Методы избавления от простых вмятин и приспособления
Исправление незначительных вмятин производится, не перекрашивая поврежденный элемент кузова.
Для данной работы используют:
- Магниты. Они дают возможность исправить мелкие изъяны кузова. Под магнит необходимо подкладывать лоскуток безворсовой ткани, чтобы избежать царапин.
- Клеевой аппликатор. Это приспособление фиксируется на кузов машины с помощью клея. Дав высохнуть клеевому составу, нужно аккуратно потянуть аппликатор на себя, этим выравнивая вмятину.
- Присоски. Они дают возможность выпрямить незначительную вмятину на металлической детали. Посредством вакуума вытягиваются дефекты на частях кузова, возникших в результате попадания небольших камушков, повержения градом и падения сосулек.
- Строительный фен. При помощи этого прибора исправляют дефекты, обладающие различной формой. Потоком тёплого воздуха нагревают повреждение, затем, сразу же обдувают холодным потоком воздуха из баллончика.
- Крючки. Такими предметами удобно вытягивают скрытые дефекты. Крючками достают элементы в труднодоступных участках кузова.
- Отбойник. Он обладает конфигурацией сосиски, и служит для выправления выпуклых дефектов кузовных деталей.
- Резиновый молоток. Под поврежденную область размещают подложку из твердой резины. Осторожными постукиваниями молотка выправляют деталь. Данный метод применяется при незначительных и крупных повреждениях.
К этому перечню приспособлений нужно добавить набор для ремонта вмятин «Pops a Dent». Куда входит: клей, пластиковая скоба, насадки.
Работа производится в следующем порядке:
- Обезжиривают область повреждения.
- Нагревают клей. Это происходит в специальном пистолете, куда вставляется клеевой стержень. Прибор включают в розетку (220V).
- Разогретый клей наносят на резиновую насадку. Затем наклеивают ее на середину дефекта, притирая круговыми движениями.
- Через три минуты к накладке фиксируют скобу.
- Скобу скручивают барашком на насадку до исчезновения изъяна.
- Спустя пять минут, приспособление убирают с детали.
Применение ремонтного комплекта «Pops a Dent» эффективно при частом возникновении вмятин либо для тех, кто занимается кузовным ремонтом машин. Если потребность в таком наборе возникает редко, то целесообразней воспользоваться другими методами исправления дефектов.
Исправление тяжелых вмятин
Для выправления самых больших вмятин применяются накладки различной конфигурации и молотки. Подкладными элементами выступают специальные предметы, обладающие различными размерами и конфигурацией, это зависит от характера повреждения.
Посередине дефективной области железо получается тоньше. Следовательно, сначала с помощью горелки на газообразном топливе необходимо стянуть металл в наиболее глубокое место вмятины. Затем приступают к исправлению изъяна. По мере возможности выровняв вмятину, проблемную область нужно зашпаклевать.
Ремонт вмятин с использованием домкрата
Самостоятельно выправить дефект кузовной детали авто, возможно посредством домкрата. Инструмент применяют для выпрямления серьёзных повреждений крыльев автомобиля.
Прежде чем приступить к работе, нужно снять фару и боковой поворотник. Со внутренней стороны крыла к вмятине через резиновую прослойку упереть пятку домкрата, рычаг приспособления должен упереться в противоположную сторону проёма. Как только изъян выпрямится, действия следует прервать, выдержать в таком положении некоторое время и снять конструкцию. Далее следует шпаклевка и покраска.
Ремонт вмятин обратным молотком
Выравнивание дефектов обратным молотком, производится, когда повреждение произошло в труднодоступном месте, либо, подлежащую ремонту часть нет возможности снять с автомобиля. После данного способа исправления изъяна требуется покраска отремонтированной области.
Для выполнения работы нужно произвести следующее:
- очистить от всевозможной грязи;
- высушить поврежденное место;
- обезжирить поверхность;
- избавиться от очагов коррозии;
- одну сторону обратного молотка, посредством аппликатора или присоски, прикрепить к середине дефекта;
- исправить повреждение ударами грузиком по рукоятке инструмента, постепенно усиливая их;
- завершив восстанавливать лицевую сторону детали, отсоединить приспособление.
- Такой метод применяют при незначительных повреждениях кузовных металлических частей. При серьёзных повреждениях, молоток приходится приваривать к железу кузова или зацеплять за имеющиеся отверстия посредством подходящих крючков.
Рихтовка
Процедура, дающая возможность устранить вмятины на кузове либо произвести ремонт его отдельного участка называют — рихтовка. Если есть свободное время и обладание некоторого опыта, то такую работу, возможно, произвести самостоятельно.
Основные подготовительные процедуры при рихтовке стандартные:
Рихтовальные работы с незначительными повреждениями могут быть выполнены без нужды в последующей покраске отремонтированной области, посредством:
- строительного фена;
- обратного молотка;
- аппликаторов и присосок;
- крючков;
- молотков из резины.
При необходимости отремонтировать серьёзные повреждения кузовного металла, такие как: заломы, с трещинами и отставанием слоя краски, разрывы железа и т.п., потребуются следующие приспособления:
- молоток;
- разнообразные ложки и наковальни;
- домкрат;
- напильник;
- сварочный агрегат;
- прибор для шлифовки.
Подбирают наковальню необходимой формы и подставляют её к обратной стороне дефекта, от середины осторожными постукиваниями производят грубое выправление детали. Ложки также выполняют роль подложного элемента, но их применяют при ремонте повреждений, возникших в труднодоступной области кузова. Выправив поверхность, нужно осмотреть проблемный участок на наличие разрывов металла. Если таковые имеются, то их заваривают с помощью специального агрегата. Затем устраняют напильником выпуклые неровности. Далее шпаклёвкой выравнивают поверхность, отшлифовывают, грунтуют, окрашивают и отполировывают.
Шпаклёвка
Прежде чем приступить к шпаклевке, необходимо подготовить поверхность. Что скроет заметные изъяны после окрашивания кузова.
Подготовительные работы заключаются в следующем:
- Шлифовка и устранение неровностей.
- Очищение и обезжиривание поверхности. Иногда процедуру приходится производить неоднократно.
- Нанесение шпаклёвки несколькими равномерными слоями.
- Шлифовка поверхности после высыхания шпаклёвки. Это нужно производить осторожно, не создавая выемки, и не оставляя выпуклости.
- Нанесение двух слоёв грунтовки.
- Покраска.
- Лакирование.
- Полировка.
Частичная замена или детали в целом
Устранение вмятин после серьёзных повреждений не сохраняет целостность элемента кузова. В большинстве случаев приходится поменять кузовную часть на аналогичную целую деталь, приобретенную в магазине либо на разборке.
Если пришло решение заменить только повреждённый участок детали, то для заплатки подбирают металл такого же качества. Вырезав повреждённый кусок определённого размера, на его место приваривают заплатку такой же конфигурации.
Ремонт вмятин: видео
Как выправить вмятину своими руками
Вмятина может образоваться не только при аварии, но и при неосторожной парковке, случайно прилетевшего мяча, столкновением с тележкой у супермаркета и других казусах. Несмотря на слабое воздействие, вмятина может быть достаточно глубокой. При этом, лакокрасочное покрытие может быть даже не повреждено или иметь лишь незначительные царапины. В этой статье мы разберёмся, как можно вытянуть вмятину на машине, без покраски, доступными средствами, не применяя профессиональных инструментов.
Какие вмятины можно выправить без покраски
Способы выправления вмятины, приведённые в этой статье, не всегда будут работать на конкретном автомобиле. Важно, на какой панели кузова образовалась вмятина, и на каком материале. Так, вмятина на панели стального кузова устраняется по-другому, чем на пластиковом бампере или алюминиевых деталях кузова. К примеру, алюминий имеет низкие характеристики так называемой «памяти» отштампованного металла. Поэтому беспокрасочный ремонт алюминиевых деталей кузова гораздо сложнее осуществить, чем на обычном, стальном кузове. Вытягивание вмятины на пластиковом бампере тоже отличается от выправления металлической панели и имеет свои особенности. Более подробно об этом можете прочитать в статье “как выправить вмятину на бампере”.
Приведёнными в этой статье методами можно выправить вмятину, которая не имеет пластической деформации. У таких вмятин металл не повреждён, а лишь смещён, и его достаточно только вернуть на место. Нужно «сдвинуть» металл, а «память» отштампованной панели уже сделает своё дело.
Если вмятина близко к краю панели, то её сложнее выправить, так как там жёсткость металла больше.
На разных типах стали, вмятина может вести себя по-разному. Так, сталь японских автомобилей, отличается от стали европейских и американских автомобилей.
Если металл растянут или имеются складки, то способами, приведёнными в этой статье, скорее всего, не получится отремонтировать вмятину. Если вмятина расположена на ребре жёсткости, то её выправление тоже усложняется. Люди, спорящие про то, можно ли тем или иным способом выправить вмятину и приводящие в качестве доказательства свой успешный опыт, могут говорить о разных вмятинах, причём здесь дело даже не в размере или глубине вмятины, а в их структуре. Применение профессиональных инструментов системы PDR (беспокрасочного ремонта вмятин) расширяет возможности ремонта. Опытный профессионал сможет отремонтировать без покраски достаточно сложные, иногда даже очень сложные повреждения, если краска не была повреждена. Более подробно о технологии PDR можете прочитать в статье “ PDR технология, базовые сведения и принципы”.
Если Вы не знакомы с кузовным ремонтом, то не пытайтесь самостоятельно ремонтировать без покраски вмятины со складками или заломами металла, так как можно лишь усугубить деформацию.
Правила выправления вмятины
- Отштампованная из листового металла панель кузова приобретает так называемую «память». То есть, если происходит изменение формы панели, то это состояние является неестественным для неё, металл находится в напряжённом состоянии и стремиться принять свою естественную форму. Ваша задача заключается в том, чтобы ослабить это напряжение.
- Нужно стараться вытянуть вмятину как можно быстрее после её образования. После продолжительного времени, деформированный металл как бы приобретает новую «память», подобно отштампованному металлу, пластичность металла уменьшается. Если долго не вытягивать вмятину, то велика вероятность, что останется след от вмятины после её вытягивания.
- Когда образуется вмятина на кузове, то металл не только углубляется, края вокруг вмятины также поднимаются над общим контуром поверхности. Чем панель кузова более выпуклая, тем это более выражено. Получается что-то вроде маленького вулкана. По этой причине, выправляя некоторые вмятины нужно простукивать возвышенности вокруг них (иногда не заметные). В случае с плавными вмятинами, не имеющих складок и повреждённой краски, можно делать лёгкие простукивания рукой, в дополнение к другим методам вытягивания, рассмотренным в этой статье.
Вмятина на выпуклой или слабо выпуклой поверхности может иметь возвышенности по её краю.
- Когда металл нагретый, то его проще выправить. При профессиональном ремонте кузова и PDR технологии, адекватный нагрев металла используется для выправления вмятин. Это увеличивает эластичность металла и значительно снижает напряжение вмятин. На больших вмятинах нагрев действует лучше. Для нагрева применяется фен. Обычного фена для волос может быть недостаточно, но он тоже в состоянии облегчить вытягивание вмятины. При использовании строительного фена нельзя надолго останавливаться на одном месте, так как можно повредить краску. Нужно его использовать на средних настройках и постоянно двигать, на расстоянии примерно 10 см от поверхности.
Выправление вмятины воздействием с обратной стороны панели
Самым очевидным методом выправления вмятины можно считать воздействие с обратной стороны панели. Нужно обеспечить доступ с обратной стороны повреждённой панели, и надавить рукой или ручкой молотка или отвёртки, обёрнутой тряпкой, на середину вмятины с обратной стороны панели. Дополнительно можно сначала нагреть края вмятины, тем самым, ослабив напряжение металла. Если вмятина имеет большой диаметр, то нужно её выправлять от краёв к центру, надавив и разглаживая по спирали. Другой метод, также требующий доступа с обратной стороны, мы рассмотрим в конце этой статьи.
Нагрев и последующее охлаждение для выправления вмятины
- Смысл в том, чтобы сначала разогреть вмятину, а потом быстро охладить. При нагреве металл расширяется, а при резком охлаждении сжимается, происходит усадка. Напряжение, которое было в вогнутом металле, ослабляется и вмятина выправляется с характерным звуком.
- Такой метод работает на больших, неглубоких вмятинах. Вмятины такого типа могут образоваться, к примеру, от мяча, случайно упавшего на машину. Нагрев осуществляется феном для волос, но более предпочтителен строительный фен. Также, панель кузова с вмятиной может быть нагрета солнечными лучами в жаркую погоду. Для охлаждения можно применить баллончик для продувки пыли с компьютера (Dust off). Его нужно удерживать вверх дном. Можно также использовать сухой лёд, но его не всегда легко достать.
- Нужно отмыть поверхность вокруг вмятины мыльной водой, чтобы убрать загрязнения, которые могут мешать нагреву металла.
- Правильное воздействие состоит в нагреве всей вмятины, потом быстрое охлаждение вокруг вмятины. Нужно достигнуть момента, когда внутри вмятины горячо, а по краям холодно. Чем больше нагрев, тем больше вероятность, что метод сработает. Охлаждение сокращает металл, а нагретая середина расширяется и вмятина выправляется. Если охладить всю вмятину, то смысл всего процесса теряется.
- Строительным феном нужно греть на средних настройках. Металл прогревается феном от 30 секунд до 1‑ой минуты, на расстоянии 5–10 см от поверхности панели. Необходимо постоянно двигать фен, чтобы не повредить краску. Потом нужно 5 секунд подождать и распылить содержимое баллончика в течение 10 секунд круговыми движениями, вокруг вмятины. Дюза или трубка должна располагаться примерно в 3‑х см от поверхности. При выходе из баллончика, газ переходит из сжатого состояния в несжатое, это вызывает падение температуры ниже – 37 градусов по Цельсию. Образуется тонкий слой льда на поверхности. Когда лёд растает, нужно протереть поверхность. Метод хорошо работает на слабо выпуклых поверхностях, только на металле. На пластиковом бампере это не сработает.
- Если будете использовать сухой лёд, то нужно использовать защитные перчатки (лучше кожаные), либо держать лёд через полотенце.
- Высушите поверхность и повторите нагрев и охлаждение, если требуется. Аккуратное, не сильное простукивание кулаком вокруг вмятины поможет вернуться металлу в первоначальное состояние.
- Маленькие вмятины хуже реагируют на нагрев и охлаждение.
- Нагрев и охлаждение могут иногда уменьшить вмятину, но не убрать полностью.
Метод выправления вмятины с использованием пылесоса
- Для выправления вмятины при помощи пылесоса понадобится цветочный горшок или небольшое ведро, достаточные по размеру, чтобы накрыть всю вмятину. Пылесос лучше использовать наиболее мощный. Также понадобится скотч или малярная лента. Если на дне горшка несколько отверстий, то лишние отверстия нужно заклеить. Также понадобится губка, мыльная вода в ведре, ненужное полотенце.
- Нужно отмыть все поверхности, куда будет приклеиваться скотч. После этого поверхность нужно хорошо вытереть насухо полотенцем, чтобы скотч хорошо приклеился. Можно наклеить скотч на кромки горшка, чтобы не поцарапать краску.
- Поместите горшок или ведро поверх вмятины и приклейте скотчем. Это будет намного легче сделать, если кто-то подержит горшок на месте, когда Вы будете его приклеивать. Горшок не обязательно должен быть приклеен идеально герметично, но не должно быть очевидных щелей. Можно также приклеить к задней части горшка дополнительный скотч или ленту, другой конец которой приклеить к кузову, чтобы этот скотч поддерживал горшок от отклеивания и падения.
- Включите пылесос и поместите конец шланга поверх отверстия на горшке, как на иллюстрации. Можно немного покачивать шланг, чтобы впустить воздух. Так пылесос будет всасывать лучше, если получит немного добавочного воздуха.
- Если есть возможность всунуть руку к обратной стороне вмятины, то можно помогать выправляться вмятине, надавливая на неё. Таким образом, воздействие будет с двух сторон.
Использование пистолета для нанесения горячего клея и вытягивающих элементов
- Смысл в том, чтобы приклеить к вмятине вытягивающие элементы в нескольких местах. Потянув за них, можно выправить вмятину. Подомный метод используется в клеевой системе технологии PDR .
- Вытягивающий элемент можно изготовить, просто прикрутить два самореза с одной стороны деревянного нагеля, а на обратную сторону (на дно) нанести горячий клей. Такие нагели можно расположить в нескольких местах. После охлаждения и отвердевания клея, можно потянуть за вытягивающие элементы. Необходимо приготовить достаточное количество клея и набраться терпения, так как может понадобиться сделать несколько попыток.
- На маленькие вмятины вытягивающий элемент можно наклеивать в центр. Большие вмятины вытягиваются с краёв.
- Так можно вытянуть замятое ребро жёсткости, которое «держит» всю вмятину.
- Одновременно при вытягивании вмятин, нужно простукивать возвышенности, при их наличии.
- Для удаления вытягивающего элемента, разогрейте клей феном. Используйте изопропиловый спирт, чтобы ослабить и убрать клей.
Следующий доступный вариант использования горячего клея для выправления вмятин — использовать пластиковую бутылку с крышкой. Клей наносится на крышку бутылки, крышка без сильного давления прислоняется к вмятине, удерживается до остывания клея, потом можно тянуть за бутылку, вытягивая вмятину. Бутылка имеет малый вес и не отслаивает клей раньше времени, а также удобна для хвата рук при вытягивании. Если вмятина большая, то можно использовать несколько крышек, по тому же принципу, как в вышеописанном способе с нагелями и саморезами. Крышки приклеиваются по внутренним краям большой вмятины. Для вытягивания можно использовать всего одну бутылку, попеременно прикручивая её к разным крышкам. После вытягивания большей части вмятины, остаточные углубления можно вытягивать, приклеивая крышку непосредственно в центр маленькой вмятины.
Ещё более доступным вариантом использования горячего клея для вытягивания вмятин является использование клеевых стержней напрямую. То есть, вытягивать вмятину будут сами стержни. Преимуществом этого метода является то, что для приклеивания стержней даже не понадобится клеевой пистолет, концы стержней можно разогревать простой зажигалкой. Может потребоваться несколько стержней, в зависимости от размера вмятины и её конфигурации. К примеру, длинную вмятину можно вытягивать, приклеив ряд стержней вдоль её дна. Большую плавную вмятину (без заломов) можно выправить, наклеив целый пучок стержней. После вытягивания основной части вмятины, остаточные углубления можно вытянуть, приклеивая клеевой стержень прямо в центр маленькой вмятины.
Во всех способах выправления вмятин с использованием горячего клея, клеевые остатки легко удаляются спиртом. Ограничением данных способов является прочность лакокрасочного покрытия. Лучше, чтобы панель, где вытягивается вмятина, не была раньше в ремонте и перекрашена. В худшем случае краска может отслоиться при вытягивании. В большинстве случаев метод достаточно безопасен и работает достаточно хорошо.
Вытягивание вмятины молотком обратного действия
Можно сделать молоток обратного действия для выправления вмятин. Для этого нужен стержень толщиной 3–5 мм и отрезок трубы. Можно использовать горячий клей для приклеивания одной части молотка к центру вмятины. Принцип тот же, что и при использовании вытягивающих элементов, только молоток придаёт дополнительное усилие инерцией скользящего груза.
Молоток обратного действия можно изготовить самостоятельно.
На иллюстрации можно увидеть основную концепцию устройства молотка обратного действия. Вытягивать вмятину нужно до того, как клей застынет слишком сильно. Потому что, когда клей застывает, то становится хрупким и раньше времени отрывается от поверхности при вытягивании. Нужно нанести клей, надавить стержень на него и подождать охлаждения, после чего начать скользить частью трубы (грузом) по стержню. Обратным молотком удобно выправлять маленькие и средние вмятины.
Применение набора для вытягивания вмятин
Этот набор также использует горячий клей для крепления вытягивающего устройства к вмятине. Места, куда будет приклеиваться вытягивающее устройство нужно обезжирить изопропиловым спиртом. Клея нужно использовать немного.
Нужно придать вытягивающее давление устройством и оставить так на 5 минут, периодически нагревая края вмятины. В целом, при вытягивании специальным устройством (маленьким мостом), медленный метод работает лучше, чем быстрое вытаскивание вмятины. Постепенно сокращая размер вмятины, можно сделать несколько повторов. При наличии возвышенностей вокруг вмятины, их нужно аккуратно простукивать специальным пробойником, который входит в набор. Более подробно о применении набора для выправления вмятин можно прочитать в статье “набор Pops A Dent инструкция, как правильно применять”.
Вытягивание вмятины сантехническим вантузом
Этим приспособлением можно не только прочистить засор, но и вытянуть вмятину. Нужно использовать вантуз для раковин, а не тот, что предназначен для чистки унитазов. Это более доступный вариант специальной присоски, который применяется в беспокрасочном ремонте вмятин.
После вытягивания вмятины вантузом, могут остаться небольшие неровности, требующие последующего выравнивания.
Необходимо увлажнить как поверхность панели с вмятиной, так и сам вантуз, точнее, его резиновую часть. Можно использовать горячую воду. Горячая вода сделает резину вантуза более эластичной, а также немного нагреет поверхность. Нужно установить резиновый клапан на вмятину, надавить и резко дёрнуть. Плавные вмятины, без сильных заломов вполне можно вытянуть таким способом. Может не остаться следа, либо останется незначительный залом металла.
Метод выправления вмятины с применением мяча
Можно использовать футбольный мяч с насосом. Мяч нужно установить так, чтобы он упирался во внутренний элемент панели и, при накачивании, надавливал на вмятину с обратной стороны. Нужно быть осторожным, чтобы не передавить металл.
- Полностью спустите воздух с мяча. Нужно, чтобы мяч стал плоским насколько это возможно, чтобы его можно было разместить в небольшое пространство между вмятиной и упорным элементом.
- Расположите спущенный мяч с обратной стороны вмятины. Воздушный клапан должен быть легко доступен, чтобы подключить к нему насос и накачать.
- При накачивании мяча, подложите мягкую ткань к вмятине. Следите за усилием, создаваемым мячом, чтобы не перекачать лишнего. Накачивайте мяч медленно.
- Когда металл возвратиться в первоначальное состояние, отсоедините насос и спустите воздух.
- При вытягивании вмятины, можно дополнительно нагреть лицевую часть панели феном, чтобы металл стал более эластичным.