Ремонт тяговых двигателей локомотив

Технология ремонта тепловозов — Ремонт тяговых электродвигателей

Содержание материала

Профилактический осмотр и ремонты М3 и М4 предусматривают обдувку, осмотр снаружи и внутри тяговых электродвигателей и пружинной подвески, а также добавление смазки в моторно-осевые подшипники через отверстие крышки шапки. Уровень в масляном резервуаре поддерживают 60—90 мм. Воду из резервуара удаляют насосом. При М3 и М4 измеряют зазоры у моторно-осевых подшипников. Кроме того, при М4 снимают кожуха зубчатых передач для осмотра и смены смазки. Производят ревизию подбивки моторно-осевых подшипников и измеряют продольные разбеги остовов тяговых электродвигателей на колесных парах.


Рис. 154. Тяговый электродвигатель ЭДТ-200Б:
1 — остов; 2— якорь; 3 — лабиринтное кольцо; 4— крышка; 5 и 10 — подшипниковые щиты; 6— электроизоляционная замазка; 7 — сердечник главного полюса; 8 — покровная изоляция; 9 — корпусная изоляция; 11 — крышка подшипника; 12 — упорное кольцо; 13 — пластина носика; 14 — дополнительный полюс; 15 главный полюс; 16 — шапка моторно-осевого подшипника; 17 — подбивка; 18 — вкладыши моторно-осевого подшипника; 19 — трубка для смазки
Во время М5 все тяговые электродвигатели вместе с тележками и колесными парами выкатывают из-под тепловоза, разбирают, ремонтируют и испытывают по характеристике подъемочного ремонта.
Тяговые электродвигатели проходят два вида заводского ремонта. Ремонт I объема выполняется на заводах и в депо при пробеге, равном норме пробега тепловозов между заводскими ремонтами. Заводской ремонт II объема выполняется только на заводах через один заводской I объема. На заводе тяговые электродвигатели разбирают полностью, пропитывают якорь и компаундируют катушки.
У тяговых электродвигателей возможны следующие неисправности обрыв бандажей, распайка петушков, разрушение изоляции обмотки якоря, влекущее за собой замыкание на корпус, обрыв болтов и выводов у главных и дополнительных полюсов, разрушение подшипников якоря и ослабление заклепок сепараторов, деформация остова, нагрев моторно-осевых подшипников, излом и износ зубьев редуктора.

Рис. 155. Расположение стеклянной шкурки для притирки щеток по коллектору:
1 — щетка; 2 — стеклянная шкурка; 3 — коллектор

Осмотр тяговых электродвигателей.

Конструкция тяговых электродвигателей (рис. 154) всех серий тепловозов в основном аналогична конструкции электродвигателей ЭДТ-200Б, установленных на тепловозах ТЭ3 и ТЭМ1.
При осмотре электродвигателей внутренние стенки остова в доступных местах протирают чистой безворсовой салфеткой, которую рекомендуется смочить авиационным бензином; вместе с пылью удаляют масло, попавшее внутрь остова.
Осматривая якорь, в первую очередь обращают внимание на состояние коллектора и щеточного аппарата. Признаком нормальной работы и хорошей коммутации является коричневый и темно-коричневый цвет коллекторных пластин (цвет оксидной пленки, образовавшейся на его поверхности).
Случайные забоины или брызги металла от переброса или кругового огня могут быть зачищены стеклянной шкуркой на полотне СМВ 40-5А (ГОСТ 5009—62) или личным напильником с продорожкой рядом находящихся пластин. При этом следует помнить, что местная зачистка коллектора искажает его цилиндрическую поверхность, поэтому к такому способу устранения местных неровностей на коллекторе следует прибегать в исключительных случаях (рис. 155). Поверхность щеток должна быть гладкой, без следов выщербин, отколов и трещин. Сами щетки должны свободно перемещаться в обоймах щеткодержателей. Предварительная притирка щеток осуществляется на барабане с диаметром, соответствующим диаметру коллектора.
Изоляцию обмоток катушек и якоря проверяют мегомметром. Осмотром устанавливают чистоту поверхности, а также отсутствие поврежденных, потемневших или обуглившихся мест, а также ослабления бандажей.
Через 25—30 тыс. км добавляют смазку в подшипники.

Так, у двигателей ЭДТ-200Б со стороны шестерен добавляют 200—250 г, у двигателей ЭД-107 90—110 г, а со стороны коллектора — 50—70 г. Смазка должна быть одной марки 1ЛЗ (ГОСТ 12811—67). Следует помнить, что при недостаточной или избыточной смазке (полном заполнении полости) подшипник перегревается. Излишняя смазка будет выдавливаться через лабиринтовое уплотнение и попадать внутрь остова, на коллектор, на миканитовый конус и т. д., что может привести к порче изоляции и даже к аварии тягового электродвигателя. На тепловозах ТЭП60, ТЭ10 электродвигатели заправляют смазкой ЦИАТИМ- 203 (ГОСТ 8773—63). Нельзя смешивать две различные смазки в подшипнике, так как смесь теряет свои смазывающие свойства, разжижается и вытекает.
При осмотре подвешивания тяговых электродвигателей проверяют состояние пружин и сменных пластин у носика остова; ослабшие пластины приваривают.
У ведомых и ведущих шестерен при вскрытии кожухов проверяют состояние зубьев. Нижние половины кожухов очищают от старой смазки и закладывают осерненную смазку (ТУ32-ЦТ 006—68 — летняя и зимняя) по 0,9—1,3 кг на кожух. На профилактическом осмотре добавляют 0,5—0,7 кг смазки на редуктор


Рис. 156. Поточная линия разборки, сборки и ремонта тяговых электродвигателей:
1 — мойка в моечной машине (на рис. не показано); II—XII — ремонтные позиции

Разборка тяговых электродвигателей.

В депо и на заводах электродвигатели разбирают и собирают на поточных линиях различного типа. Поточная линия, разработанная ПКБ ЦТ (проект А880) применительно к депо Жмеринка и рассчитанная на ремонт 2 000 тяговых электродвигателей в год представлена на рис. 156. Всего предусмотрено 12 позиций. I позиция — мойка в моечной машине наружной поверхности электродвигателя с одновременной подсушкой обмотки нагретым воздухом, подаваемым внутрь электродвигателя (на рис. 155 не показана).

  1. позиция — определение объема ремонта и подготовка к разборке. На II позиции установлены: колонки для подсоединения проводов при испытании электродвигателя на холостом ходу, гидравлический пресс для снятия шестерен, виброграф для определения степени балансировки якоря, кроме того, имеется гайковерт, шкаф для комплекта измерительного инструмента и пульт управления.
  2. позиция — разборка тягового электродвигателя. На этой позиции нагревают индукционным нагревателем лабиринтовое кольцо, которое затем снимают, используя приспособление в виде стакана с нарезанным концом. Болты, крепящие подшипниковые щиты, отвертывают гайковертом типа 312-01, подвешенным на укосине. Якорь вынимают из остова в горизонтальном положении. На IV позиции остов обдувают сжатым воздухом в камере, снабженной вытяжной вентиляцией. V позиция — ремонт остова. На позиции имеется комплект ручного инструмента. Ремонт остова продолжается и на VI позиции. Она снабжена кантователем типа А952.01СД. Рельсовым путем самоходной тележки эта позиция связана с пропиточно-сушильным отделением (позиция VII).

Позиция VIII служит для испытания на пробой при помощи установки А540 как остовов, так и якорей. На позициях IX и X собирают остовы с якорями. На XI позиции электродвигатель испытывают на холостом ходу и на максимальное число оборотов. Здесь имеется подвод сжатого воздуха для продувки полости электродвигателя после притирки щеток. На последней XII позиции ставят лабиринтовое кольцо и шестерню, предварительно нагретые индукционными нагревателями. Нагрев лабиринтового кольца и колец роликовых подшипников производят индукционным нагревателем демагнитизатором типа А621. Заливают компаундной массой полюсные болты. Якори ремонтируют также на поточных линиях, располагающихся параллельно конвейерным линиям разборки и сборки остовов.

Читайте также:  Моторное масло для четырехтактных двигателей газонокосилок

Осмотр и ремонт подшипников.

Подшипники, снятые с тягового электродвигателя индукционным нагревателем типа ПР 1548, промывают в моечной машине (см. § 6).
У признанных годными по внешнему осмотру подшипников в собранном состоянии проверяют величину диаметрального зазора в приспособлении типа КИ146 (рис. 157). Подшипник зажимают между плитой 1 и конусной шайбой 2. Перемещая наружное кольцо подшипника в радиальном направлении при помощи индикатора 4, определяют зазор.

Рис. 157. Приспособление для проверки диаметрального зазора подшипника:
1 — плита; 2— конусная шайба; 3— стойка; 4 — индикатор

Рис. 158. Приспособление для переклепки заклепок сепараторов роликовых подшипников

У подшипников проверяют величину зазора между сепаратором и бортом наружного кольца —«зазор плавания». Величина его, проверяемая в нижней части поставленного в рабочее положение подшипника, должна быть 0,5—2 мм у подшипника с заклепочным и 0,7—1,2 мм с беззаклепочным сепараторами. В противном случае подшипник бракуют.
При подборе подшипников учитывают уменьшение зазора вследствие посадки подшипника с натягом на вал и возможном натяге в подшипниковом щите. Диаметральный зазор у насаженного на вал подшипника должен быть не менее 0,05—0,08 мм, что зависит от типа подшипника, и действительная его величина К с достаточной для практики точностью определяется из уравнения где К0 — величина диаметрального зазора подшипника в свободном состоянии;
а1 — величина натяга при посадке наружного кольца в подшипниковый щит;
а2— величина натяга при посадке внутреннего кольца на вал якоря.
Лопнувшие и ослабшие заклепки сепараторов заменяют, используя для переклепки стальную плиту / (рис. 158) с вставленным в нее комплектом, подставки 2 для головок заклепок. Новые подшипники заказывают по специальным техническим условиям для железнодорожного транспорта (ТУ 3402-Ж-61).

Ремонт тяговых двигателей локомотив

ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-3 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ТЛ-2К1 ЭЛЕКТРОВОЗОВ ВЛ10, ВЛ11 — ЧАСТЬ 1

Разборка тяговых двигателей

Поступившие в ремонт двигатели продуть сухим сжатым воздухом давлением 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см 2 ) в продувочной камере.

Очистку тяговых двигателей в собранном состоянии производить в моечных машинах, в которых в качестве моющей жидкости должны использоваться средства, предназначенные для обмывки изоляции. При использовании других моющих средств должны быть приняты меры, исключающие попадание жидкости внутрь двигателя. В исключительных случаях, разрешается очистка машин с помощью скребков, обтирки и т. д. Разборка и ремонт неочищенных машин запрещаются.

Разборку тяговых двигателей производить в вертикальном положении на механизированных позициях, оборудованных кантователем, прессом для выемки подшипниковых щитов и пневматическим гайковёртом, или в горизонтальном положении, при помощи специальных приспособлений для выемки якоря. Перед разборкой следует проверить осевой разбег якоря.

Дефектация узлов тяговых двигателей

Дефектация остова и его деталей

Остов осмотреть на отсутствие или наличие трещин.

Измерить величину сопротивления изоляции обмотки магнитной системы по отношению к остову. Измерение сопротивления изоляции магнитной системы осто-

ва должно производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 11828-86 при помощи мегомметра с испытательным напряжением 2500В. Величина сопротивления изоляции должна соответствовать значениям, установленным нормативной документацией на конкретные типы электрических машин.

Измерить активное сопротивление цепей главных, добавочных полюсов и компенсационной обмотки. Величины активных сопротивлений обмоток (при температуре 20 º С) должны соответствовать значениям, приведённым в Приложениях Д, Е настоящего Руководства.

Осмотреть магнитную систему остова в собранном виде, обратив внимание на состояние изоляции катушек и выводов для выявления сколов, выжигов, механических повреждений изоляции, ослабления посадки катушек, дефектов сердечников полюсов.

Подшипниковые щиты и крышки тщательно осмотреть для выявления трещин, сколов и других повреждений.

Проверить состояние лабиринтных поверхностей крышек подшипников и подшипникового щита стороны коллектора. Разрешается оставлять без исправлений раковины в лабиринтных нитках длиной не более 3 мм каждая, при общей длине раковины на одной нитке не более 5%. При этом не должно быть совпадения раковины на двух смежных нитках лабиринта.

Дефектация якоря тяговых двигателей

При электрических испытаниях якоря необходимо выполнить следующие ра-

измерить величину сопротивления изоляции обмотки якоря по отношению к

валу якоря. Измерение сопротивления изоляции обмотки якоря должно производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 11828-86 при помощи мегомметра с испытательным напряжением 2500В. Величина сопротивления изоляции должна соответствовать значениям, установленным нормативной документацией на конкретные типы электрических машин.

измерить величину активного сопротивления обмотки якоря. Величина сопротивления обмотки якоря в практически холодном состоянии (при температуре 20 º С) должна находиться в пределах, указанных в приложениях Д, Е настоящего Руководства;

проверить обмотку якоря на межвитковое замыкание методом импульсного напряжения или падения напряжения, убедиться в отсутствии межвитковых замыканий.

На позиции дефектации узлов якоря необходимо:

проверить состояние лобовых частей якоря, бандажей, вала, пакета сердечника, коллектора;

проверить отсутствие выжига изоляции, железа сердечника, меди коллектора и обмотки;

проверить наружные поверхности внутренних колец подшипников качения, насаженных на валы тяговых двигателей.

На основании результатов проверки, испытаний и измерений, а также сведениях о пробегах в эксплуатации следует принять решение о проведении ТР-3 или переводе остова и якоря в капитальный ремонт с отправкой на ремонтный завод.

Ремонт остова и магнитной системы.

Произвести продувку наружных и внутренних поверхностей остова.

Наружные поверхности остова протереть ветошью, смоченной в обезвоженном керосине, катушки и межкатушечные соединения протереть салфетками, смоченными в бензине.

Произвести осмотр и освидетельствование механической и электрической частей остова.

Осмотреть привалочные поверхности подшипниковых щитов и места прилегания крышек коллекторных люков и вентиляционных сеток.

Указанные поверхности должны иметь ровную гладкую поверхность без выработок, забоин и заусенцев. Незначительные забоины, выработки и заусенцы уст-

ранить запиловкой напильником или зачисткой шлифовальной машинкой до выравнивания поверхности.

Осмотреть остов на наличие трещин и других дефектов, особо обращая внимание на возможные трещины:

в горловинах под подшипниковые щиты;

по резьбовым отверстиям крепления подшипниковых щитов;

Читайте также:  Заменить подшипники для стир машины

в углах коллекторных и вентиляционных люков;

в приливах поддерживающих выступов (носиков);

в проушинах для транспортировки тягового двигателя.

Произвести разделку и заварку трещин, предварительно сняв полюса, расположенные вблизи от места заварки.

Допускается заварка следующих трещин в остове:

у резьбовых отверстий под болты крепления подшипниковых щитов, направленных к кромке горловины остова;

у коллекторных или вентиляционных люков длиной не более 150 мм и не выходящих на ярмо остова (места под полюсы);

в средней части моторно-осевой горловины длиной не более 100 мм, не выходящих на торцовую стенку остова или на выступ остова.

Места заварки зачистить заподлицо с основной поверхностью до шероховатости, указанной на чертеже.

Проверить расстояние между опорными поверхностями поддерживающих выступов (носиков) и состояние сменных пластин на них.

Забоины и заусенцы на сменных пластинах поддерживающих выступов (носиков) и кронштейнов подвески (при опорно-рамном подвешивании) зачистить.

Изношенные по толщине пластины – заменить. Ослабленные пластины приварить по контуру сплошным швом. При отсутствии отверстий для заклёпок на нижнем выступе (носике), произвести наплавку его изношенной поверхности с последующей механической обработкой.

Допускается наплавка поддерживающего выступа (носика) при износе его литой части не более 10 мм.

Выпуск в эксплуатацию тяговых двигателей с повреждёнными поддерживающими выступами (носиками) запрещается.

Произвести осмотр горловин остова под подшипниковые щиты и вкладыши моторно-осевых подшипников, измерить диаметр горловин, определить их овальность и конусность.

Диаметр горловины под подшипниковый щит определять как полусумму двух диаметров, измеренных по двум взаимно перпендикулярным осям (Приложения А, п.п. 1,2; Б, п.1).

Овальность горловины под подшипниковый щит определять как разность двух диаметров, измеренных по двум взаимно-перпендикулярным осям (Приложения А, п.4; Б, п.3).

Диаметр моторно-осевой горловины определять как полусумму двух диаметров, измеренных с обеих сторон плоскости разъёма остова и буксы на расстоянии 10 мм от этой плоскости (Приложения А, п.8; Б, п.11).

Овальность моторно-осевой горловины определять как разность между найденным средним диаметром горловины и диаметром, измеренным в направлении, перпендикулярном к плоскости разъёма при полностью затянутых болтах букс МОП и установленных прокладках (Приложения А, п.9; Б, п.12).

Натяг вкладыша моторно-осевого подшипника определять как разность между найденным средним диаметром горловины и диаметром, измеренным в направлении, перпендикулярном к плоскости разъёма при полностью затянутых болтах букс МОП без постановки прокладок (Приложения А, п.24; Б, п.30). Натяг регулировать изменением толщины прокладок между привалочными поверхностями буксы и остова на указанную величину.

Конусность моторно-осевой горловины определять как разность между двумя средними диаметрами, измеренными с обеих сторон (в начале и в конце горловины). При износе горловин более допустимой величины, произвести электродуговую наплавку изношенных поверхностей с последующей механической обработкой

до чертёжных размеров.

При овальности или конусности горловин более допустимой величины, произвести расточку горловин до следующего ремонтного размера.

Проверить калибрами резьбовые отверстия в остове.

Резьбовые отверстия, имеющие повреждённую и сорванную резьбу прогнать метчиками.

При невозможности восстановления дефектных резьбовых отверстий, произвести их заварку с последующей сверловкой и нарезкой новой резьбы, или установку втулки в рассверленное отверстие с последующей её приваркой и нарезкой резьбы необходимого размера.

Измерить длину остова по внешним кромкам моторно-осевых горловин и горловин под подшипниковые щиты.

При несоответствии длины остова размерам, указанным в Приложениях А, п.5 и Б, п.4, произвести электродуговую наплавку изношенных кромок с последующей механической обработкой до чертёжных размеров.

Проверить состояние и качество приварки кронштейнов щёткодержателей (двигатели ЭД-118, ЭД-121, ЭДУ-133).

Заусенции, забоины и оплавления опилить напильником и зачистить наждачной бумагой.

Погнутости, трещины в сварных швах кронштейнов недопускаются.

Произвести осмотр и необходимый ремонт крышкам коллекторных люков, вентиляционным сеткам, заглушкам и защитным козырькам вентиляционных отверстий.

Внутренние поверхности крышек коллекторных люков протереть ветошью, смоченной в керосине. Вентиляционные сетки прочистить и продуть сжатым воздухом.

Обнаруженные трещины на деталях – заварить, погнутости – выправить. Проверить плотность прилегания крышек коллекторных люков к остову (ста-

При неплотном прилегании крышек к привалочным поверхностям остова, заменить уплотнительные прокладки, а имеющиеся вмятины и погнутости на крышках – выправить.

Повреждённые вентиляционные сетки заменить на исправные. Допускается уменьшение сечения вентиляционных сеток не более чем на 10%.

Запорные устройства крышек коллекторных люков отрегулировать. Неисправные запорные устройства – отремонтировать или заменить.

При необходимости, произвести окраску внутренних поверхностей крышек электроизоляционной эмалью.

Осмотреть и произвести необходимый ремонт устройствам фиксации и проворота траверсы.

Шестерни, валики и болты с износом, трещинами и погнутостями заменить. Отверстия в остове под установку указанных деталей прочистить, протереть и покрыть консистентной смазкой.

Проверить затяжку полюсных болтов и гаек.

Проверку затяжки производить моментным ключом или обстукиванием головок болтов (гаек) молотком.

Ослабленные полюсные болты, залитые компаундной массой, определять по состоянию заливки. Наличие трещин и выкрашиваний компаундной массы указывает на ослабление болтов.

Полюсные болты (гайки) с дефектами (оборванные, с изношенными или забитыми гранями головок, с трещинами) заменить. Ослабленные болты (гайки) вывернуть и проверить. При обнаружении хотя бы одного болта с трещиной, все болты данного полюса заменить. Пружинные шайбы при смене болтов заменить на новые.

Окончательную затяжку полюсных болтов производить при подогретых до температуры 70-100°С катушках.

Произвести осмотр покровной изоляции полюсных катушек и катушек компенсационной обмотки.

Покровная изоляция катушек должна быть целой, чистой и сухой. Повреждения покровной изоляции и наличие следов перегрева не допускаются.

Проверить прочность посадки катушек главных и добавочных полюсов на сердечниках.

Проверку производить при затянутых полюсных болтах (гайках) по видимым следам смещения, а именно: натёртости, зашлифованности на пружинных фланцах и поверхности катушек, ослаблении диамагнитных угольников на сердечниках добавочных полюсов, наличии ржавчины.

Разрешается производить уплотнение полюсных катушек на сердечниках и компенсационных обмоток в пазах прокладками из стеклопласта или пропитанного электрокартона, а также путём набивки между катушкой и сердечником пропитанных эпоксидным компаундом концов с последующим покрытием стыков эпоксидным компаундом.

При наличии неплотности между катушкой и остовом после подтяжки болтов, разрешается устанавливать дополнительные прокладки из электрокартона или стеклотекстолита.

Измерить сопротивление изоляции цепей главных, добавочных полюсов и компенсационной обмотки магнитной системы.

При сопротивлении изоляции менее 1,5 МОм но больше «0», произвести сушку магнитной системы в печи при температуре 130-140°С в течение 10-12 часов.

Читайте также:  Какие материалы используют при шумоизоляции автомобиля

При сопротивлении изоляции одной из обмоток равной «0» или когда изоляцию не удаётся восстановить сушкой, необходимо цепи магнитной системы разбить на отдельные участки разъединением шин и межкатушечных соединений и выявить участок цепи или катушку с пробитой или недопустимо низкой изоляцией.

Измерить активное сопротивление цепей обмоток главных, добавочных полюсов и компенсационной обмотки.

При заниженном значении измеренного активного сопротивления, все катушки полюсов проверить на межвитковое замыкание, разъединив шины и межкатушечные соединения.

Произвести проверку контактных соединений магнитной системы и целостность выводов катушек, прогрев их двойным часовым током в течение 3-10 мин (в зависимости от типа двигателя).

Нагрев всех участков должен быть одинаковым. Если же некоторые участки имеют по сравнению с другими повышенный нагрев, это показывает на слабость контакта, приведшего к увеличению переходного сопротивления в соединении. Если повышенный нагрев имеет одна из катушек, это может быть результатом витковых замыканий.

Соединение с признаками неудовлетворительного контакта разизолировать и устранить причину перегрева:

проверить состояние крепящих болтов и наконечников. При необходимости, наконечники выправить, зачистить, облудить и проверить на плотность прилегания. Дефектные наконечники, болты, гайки заменить;

негодный наконечник срезать вместе с запрессованным в него проводом, подготовить срезанный конец провода под насадку нового наконечника, насадить наконечник, опрессовать вместе с проводом, пропаять с торца, зачистить и облудить;

провода в местах соединения с наконечником заизолировать;

болты затягивать динамометрическими ключами. Моменты затяжки должны соответствовать требованиям технической документации;

паяные соединения, имеющие некачественную пайку – перепаять.

Полюсы с катушками, имеющими пробой изоляции, межвитковое замыкание, повреждение покровной изоляции, неисправность вывода – заменить.

При наличии работ, связанных со сменой полюсов (демонтажём полюсов для заварки трещины), ремонтом компенсационной обмотки, остов перевести в средний ремонт.

Проверить состояние соединительных и выводных проводов, а также их крепление внутри остова.

При осмотре и ремонте проводов соблюдать следующие требования:

провода, имеющие перегрев или обрыв жил более 10%, заменить или отремонтировать с перепайкой наконечников;

провода с перетёртой, хрупкой и потрескавшейся изоляцией – заменить;

повреждённую изоляцию выводных проводов восстанавливать, если участок повреждения находится не ближе 200 мм от места выхода из выводной коробки и участок повреждения не превышает 100 мм;

выводные провода разрешается сращивать наконечниками на расстоянии не менее 200 мм от места выхода из выводной коробки;

резиновые втулки, слабо сидящие на проводах или в отверстиях остова, а также повреждённые – заменить;

защитные рукава на выводных проводах должны быть целыми, надёжно закреплены и уплотнены на концах проводов, а также пропитаны негорючим химическим составом;

клицы, имеющие трещины и изломы – заменить. Шпильки крепления клиц, имеющие изломы, трещины и неисправность резьбы – заменить;

крепление выводных проводов и межкатушечных соединений в остове должно быть прочным и исключать возможность вибрации, истирания и других повреждений изоляции, а также напряжённого состояния мест соединений;

провода внутри остова должны быть укреплены на скобах специальными хомутами или кручёным шпагатом с обязательной дополнительной изолировкой в местах их крепления;

запрещается изгибать провода ближе 50 мм от наконечника и применять для бандажей и крепления киперную ленту и другие материалы, способные вытягиваться.

Восстановить повреждённую изоляцию проводов.

Повреждённую изоляцию проводов восстанавливать лентой из натуральной резины и лакотканью. Для этого, повреждённую изоляцию провода вырезать, срезая края на конус на длину 20-25 мм. Новую изоляцию накладывать плотно без морщин с перекрытием ½ ширины ленты последовательно от одного края вырезанной части к другому. Общая толщина наложенных слоёв должна быть не менее толщины основной изоляции. Сверху последнего (лакотканевого) слоя укладывать с перекрыти-

ем ½ ширины два слоя прорезиненной изоляционной ленты, перекрывающих нижние слои на 5-10 мм.

Измерить расстояние от оси вращения якоря до поверхности сердечника по осям главных и добавочных полюсов, которое должно соответствовать данным Приложения А, п.17 или межполюсное расстояние по диаметру между серединами сердечников полюсов, которое должно соответствовать данным Приложения Б, п.23.

При несоответствии указанным расстояниям, необходимо:

при меньшем расстоянии подтянуть полюсные болты или уменьшить толщину прокладки под сердечником полюса;

при большем расстоянии подложить под сердечник полюса прокладку соответствующей толщины.

Проверить расстановку полюсов магнитной системы по окружности, т. е. определить разницу расстояний между кромками главных и добавочных полюсов, которая должна соответствовать величинам, указанным в Приложениях А, п.18 и Б, п.24.

Произвести осмотр и необходимый ремонт выводной (клеммной) коробке.

Внутреннюю поверхность и все детали коробки протереть салфетками, смоченными в техническом спирте или бензине.

Проверить состояние изоляторов (клеммных панелей).

Изоляторы (клеммные панели), имеющие оплавления, сколы и трещины заменить новыми. Следы подгаров зачистить наждачной бумагой и покрыть электроизоляционной эмалью.

Проверить состояние контактных зажимов, шин, болтов, пружинных и лепестковых шайб.

Неисправные болты, гайки и шайбы заменить новыми. Контактные поверхности зажимов очистить от окисной плёнки. Выводные шины, имеющие признаки перегрева в местах контакта, отсоединить, зачистить и облудить. При необходимости, изоляцию выводных шин заменить новой.

Проверить состояние втулок в отверстиях коробки.

Втулки утратившие свои свойства, а именно: протёртые, треснутые, потерявшие упругость, сильно загрязнённые – заменить новыми.

Проверить состояние крышек и уплотнений на них.

Трещины, изломы, погнутости на крышках не допускаются. Обнаруженные трещины заварить, вмятины или погнутости выправить. Отремонтировать уплотнения на крышках. Проверить плотность прилегания крышек к коробкам.

Покрыть внутренние поверхности коробки и крышки электроизоляционной эмалью, предварительно протерев и зачистив наждачной бумагой следы коррозии.

Произвести пропитку и сушку катушек полюсов и компенсационных обмоток без их снятия с остова.

Катушки, пропитанные при изготовлении или при предыдущем заводском ремонте кремнийорганическими или термореактивными лаками и компаундами, разрешается не пропитывать. Такие катушки после сушки покрыть электроизоляционной эмалью согласно чертежу.

Произвести покрытие магнитной системы и внутренних поверхностей остова электроизоляционной эмалью с последующей сушкой в печи.

Лаки, компаунды, эмали должны соответствовать классу нагревостойкости, примененных в катушках изоляционных материалов и соответствовать требованиям чертежей.

Измерить сопротивление изоляции обмоток нагретой электрической машины относительно остова и между обмотками, которое должно быть не менее 1,0 МОм.

Произвести подтяжку полюсных болтов динамометрическим ключом до установленной нормы при температуре катушек 70-100°С.

Испытать электрическую прочность изоляции обмоток остова переменным током с установленным напряжением в течение 60 секунд.

Оцените статью